ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 8
1.1. Сущность и содержание автотранспортного обеспечения таможенных органов 8
1.2. Характеристика нормативно-правовой базы автотранспортного обеспечения таможенных
органов 22
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 34
2.1. Анализ практики автотранспортного
обеспечения Белгородской таможни 34
2.2. Направления совершенствования
автотранспортного обеспечения таможенных органов (на примере Белгородской таможни) 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность темы исследования. В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенной службе, что обусловлено расширением масштабов обмена информацией, ростом финансовых и материальных потоков, связанных с внешнеэкономической деятельностью
Это повышает необходимость совершенствования таможенной инфраструктуры, в которой транспорт занимает одно из ведущих мест, так как он играет роль системообразующего фактора, являясь связующих звеном в функционировании таможенных органов. Именно эффективно организованное транспортное обеспечение помогает наладить связь и снабжение всех элементов структуры для организации бесперебойной работы. В свою очередь это требует от таможенных органов постоянно решать задачу по организации транспортного обслуживания, добиваясь снижения затрат и повышения эффективности.
Однако развитие транспортного обеспечения имеет ряд нерешенных проблем, сред которых можно выделить отсутствие четких теоретических и методологических положений, позволяющих оценить деятельность автотранспортного подразделения таможенного органа. Этот аспект находит лишь слабое отражение в системе показателей работы таможенной инфраструктуры и таможенного органа в целом. При этом практически не используются имеющиеся объективные возможности для снижения затрат на транспортное обеспечение.
На основании вышеизложенного очевидно, что научная разработка и применение на практике направлений совершенствования в организации автотранспортного обеспечения в таможенных органах приобретает особую актуальность.
Степень разработанности научной проблемы. Выбранная тема характеризуется сложностью и междисциплинарностью поисковых исследований. Разработка логистического подхода в сфере автотранспортного обеспечения таможенных органов, с целью его расширения и рационализации, основывается на фундаментальных трудах по логистике отечественных и зарубежных исследователей. Главное различие в труда отечественных и зарубежных авторов основывается на кардинально разных материально-технических, методологических и теоретических базах к устройству транспортного обеспечения в этих странах.
Среди отечественных исследователей, рассматривающих данную тему, следует отметить Х. А. Фасхиева , который в своей работе рассмотрел теоретические аспекты создания высокоэффективной международной автотранспортной системы, управляемой территориальными
координационно-логистическими центрами.
Интерес вызывают исследования В. Н. Романова , предлагающий более тесно связать деятельность по транспортному обеспечению с общей логистической системой таможенных органов.
В работе М. В. Довженко подчеркивается возможность применения международных аспектов логистики к данной теме.
Также следует отметить работы А. Е. Эмировой, Ю. Н Филатов, А. А. Тулуповой, которые в своих исследованиях рассматривали вопросы, связанные с особенностями развития и совершенствования таможенной инфраструктуры.
В свою очередь С. С. Илюхин, И. Н. Банных, Е. Р. Бепиев, А. В. Смолич. рассматривают в своих трудах различные аспекты инфраструктуры таможенных органов, к которой также относится транспорт.
Вместе с тем вопросы транспортного обеспечения таможенного органа не нашли достаточного отражения в исследованиях специалистов и на практике применяются ограниченно. Не проработана задача снижения затрат на транспортное обеспечение таможенного органа. Параметры, по которым оценивается работа АТП ТО, не в полной мере соответствуют организации обслуживания движения материальных и сопутствующих потоков. Размещение транспортных средств в регионе ответственности таможенного органа осуществляется без должных обоснований
Проблемой исследования является противоречие между
необходимостью повышения эффективности совершенствования
транспортного обеспечения таможенных органов и недостаточным методологическим обоснованием системы оценки уровня автотранспортного обеспечения таможенных органов.
Объект исследования составляет управление инфраструктурой таможенного органа.
Предметом исследования является процесс автотранспортного обеспечения таможенных органов.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию автотранспортного обеспечения таможенных органов .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы автотранспортного обеспечения таможенных органов.
2. Рассмотреть нормативно-правовое обеспечение
автотранспортного обеспечения таможенных органов
3. Проанализировать практику автотранспортного обеспечения Белгородской таможни.
4. Предложить направления совершенствования автотранспортного обеспечения таможенных органов.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, которые были изложены в научных трудах Б. К. Плоткин, А. С. Янмаев, Г. П. Воронин . Анализ работ данных исследователей позволил разобраться в сущности логистики, логистических процессов, механизмов её регулирования, а также возможность более детального применения различных аспектов логистики к рационализации автотранспортного обеспечения таможенных органов.
Важную роль в проведении исследования играли методы теоретического и эмпирического исследования, такие как анализ, наблюдение, а также различные статистические методы исследования.
Эмпирическая база исследования представлена федеральным законодательством в области автотранспортного обеспечения таможенных органов, в том числе приказы, распоряжения и постановления.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы таможенными органами Российской Федерации при осуществлении разработки и изменений в системе материально-технического обеспечения таможенных органов.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Таможенная служба на современном этапе своего развития занимает одно из ключевых мест в обеспечении безопасности граждан и государства посредством применения множества инструментов, механизмов и ответственного выполнения своих функций. Работа такой крупной системы невозможна без правильно выстроенной инфраструктуры, которая бы обеспечивала ее деятельность, планомерное развитие и связь составных элементов.
В первом разделе данной дипломной работы были рассмотрены основные задачи и функции таможенных органов, их структура, а также
описана централизованная система заявок на закупку новых
автотранспортных средств. Также проведен анализ определения «таможенная инфраструктура», в результате чего были выделены объекты инфраструктуры, условно разделенные на 3 группы. В число составных частей первой группы входят «транспортные средства». Были подробно рассмотрены виды транспортных средств, в числе которых отмечен автотранспорт, как наиболее подходящий для решения задач таможенных органов. Выполняя свои функции, данный вид транспорта является неотъемлемым элементом работы всей таможенной инфраструктуры, осуществляя связующую роль в ее функционировании.
Проведение вышеописанной деятельности строится и закрепляется в нормативно-правовой базе, которая содержит в себе то, как именно, в каком порядке и количестве должно реализовываться автотранспортное обеспечение таможенных органов. В данную базу входит большое количество актов, регулирующих не только функционирование таможенной службы в Российской Федерации, но и те, что затрагивают интересы всего общества. Это подчеркивает исключительную важность развития таможенной инфраструктуры в целом, а также совершенствование отдельно взятого автотранспортного обеспечения.
Так, в данной дипломной работе предлагаются мероприятия, направленные на устранение выявленных в ходе проведения исследования недостатков и повышение эффективности автотранспортного обеспечения.
Одним из таких мероприятий является рационализация распределения обязанностей штата Отдела посредством введения дополнительных рабочих мест на должности технической квалификации, таких как: механик по выпуску; инженер по охране труда и технике безопасности; инженер по безопасности дорожного движения.
Данный перечень специалистов призван решить проблему, когда на 1 человека возложен большой перечень разнотипных обязанностей, не позволяющих ему сконцентрироваться на более эффективном выполнении своей непосредственной работы.
Также предлагается проведение обновления автопарка Белгородской таможни с помощью выбора одного из предложенных вариантов: покупка новых (б/у) транспортных средств; продажа выведенных из эксплуатации транспортных средств специализированным компаниям; аренда (лизинг) транспортных средств; масштабная модернизация автопарка; использование услуги «Trade-in».
Помимо этого необходима разработка механизма по определению текущего технического состояния автотранспортных средств Белгородской таможни.
Техническое состояние автомобиля характеризуется степенью исправности его агрегатов и механизмов, определяющей пригодность к выполнению транспортной работы. Основной, постоянно действующей причиной ухудшения технического состояния механизмов автомобиля является изнашивание деталей.
Знание о изменении технического состояния важно как для проведения мероприятий по его улучшению (плановое техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и т.д.), так и для выбора наиболее эффективных мероприятий по предупреждению неисправностей в эксплуатации.
Вышеописанные мероприятия по совершенствованию
автотранспортного обеспечения призваны помочь в улучшении
предоставления качественных транспортных услуг таможенным органам, тем самым придав толчок к комплексному развитию таможенных органов.
Также следует выделить практические рекомендации, заключающиеся в том, что необходимо:
1. Исполнить мероприятия, направленные на рационализацию распределения обязанностей между специалистами с помощью введения дополнительных рабочих мест. Все 3 предложенные квалификации являются техническими, к ним применяются близкие по значению требования и некоторые обязанности, вследствие чего они могут быть взаимозаменяемыми. Поэтому, в целях сокращения расходов на реализацию, во избежание перенасыщения штата персоналом, а также осуществления введения дополнительных рабочих мест более эффективно, следует совместить некоторые должности.
2. Осуществить масштабное обновление и модернизацию автопарка Белгородской таможни с помощью комплексного выполнения всех предложенных мероприятий с дальнейшим выбором наиболее удобного и подходящего. Это также поможет минимизировать затраты и провести обновление более эффективным способом. Данная проблема является наиболее важной, так как старый автопарк создает угрозу бесперебойному снабжению транспортными услугами таможенных органов, а так же, как отмечено в исследовании, угрозу транспортной безопасности в целом.
3. Внедрить разработанный механизм определения технического состояния автотранспортных средств. Данную процедуру следует выполнять в совокупности с уже реализованными мероприятиями (технический осмотр и т.д.). Также, следует отметить, что данный механизм будет эффективно работать и приносить пользу только при своевременном и полном техническом обслуживании, осуществлении всех правил эксплуатации транспортных средств и надлежащем уходе за ним.
Итак, в данной дипломной работе были рассмотрены теоретические основы автотранспортного обеспечения таможенных органов, в том числе нормативно-правовая база, проанализирована практика организации автотранспортного обеспечения таможенных органов, в результате которой были разработаны направления совершенствования и рекомендации по решению выявленных проблем. Цель и задачи исследования выполнены.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза от 11 апреля 2017 года) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
4. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 № 114-ФЗ (ред. от 1.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
6. О транспортной безопасности [Текст] : федер. закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837.
7. О дополнительном профессиональном образовании
государственных гражданских служащих Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 (ред. от 08 марта 2015 года) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. О правилах дорожного движения [Текст] : Постановление
правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от
13 февраля 2018 года) // Российские вести. - 1993. - № 227. - 23 ноября.
9. О Концепции реализации государственной политики в сфере
обустройства государственной границы Российской Федерации [Текст] : Распоряжение правительства Российской Федерации от
11 сентября 2008 года № 1309-Р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 38. - Ст. 4334.
10. Об утверждении стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы [Текст] : Распоряжение правительства РФ от 08 января 2018 года № 1-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 5. - Ст. 774.
11. О транспортной стратегии Российской Федерации [Электронный ресурс] : Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-Р (ред. от 12 мая 2018 года) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. Об утверждении Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах таможенной инфраструктуры [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 20 июня 2012 года № 1212 // Справочная правовая система «Кодекс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
13. Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 6 октября 2009 года № 1844 (ред. от 18 апреля 2011 года) // Справочная правовая система «Кодекс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
14. Об утверждении типовых положений о подразделениях тылового обеспечения таможенных органов [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 2 ноября 2015 года № 2225 // Справочная правовая система «Кодекс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
15. О направлении Концепции (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации») [Электронный ресурс] : письмо ФТС России от 21 августа 2009 года № 21-50/39656 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
16. Положение О техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта [Электронный ресурс] : утверждено министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20 сентября 1984 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
17. Об утверждении межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте [Текст] : Постановление Минтруда Рос. Федерации от 12 мая 2003 года № 28 // Российская газета. - 2003. - № 223. - 4 ноября.
18. Барсукова, Н. Е. Современные проблемы национальной экономики [Текст] / Н. Е. Барсукова, А. Л. Баскакова, И. Н. Веселов ; под. ред. А. А. Мальцева. - Тверь : Изд-во ТГУ, 2016. - 430 с.
19. Борисова, В. В. Организация государственных закупок и прокъюремент [Текст] / В. В. Борисова. - Спб. : СпбГЭУ, 2015. - 85 с.
20. Власов, М. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей [Текст] / М. В. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов. - Изд. 3-е., стер. - М. : Академия, 2014. - 287 с.
21. Малкин, В. С. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей [Текст] : В. С. Малкин. - Изд. 3-е, перераб и доп. - Ростов-на-Дону. : Академия, 2015. - 408 с.
22. Мейер, Л. Е. Средства транспорта [Текст] / Л. Е. Мейер. - Калининград. : БГАРФ, 2013. - 394 с.
23. Чернышев, Л. А. Инфраструктура муниципальных образований [Текст] / Л. А. Чернышев. - М. : Нобель Пресс, 2013. - 141 с.
24. Акбашева, Д. М. Учет затрат по автотранспорту [Текст] /
Д.М. Акбашева // Тенденции развития науки и образования. - 2016. -
№21 (3). - С. 11-12.
25. Антонюк, В. П. Совершенствование таможенной
инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ [Текст] / В. П. Антонюк // Экономика и менеджмент. - 2016. - № 4. - С. 7-11.
26. Анисимов, Е. Е. Автотранспорт и окружающая среда [Текст] / Е. Е. Анисимов // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 82-83.
27. Банных, И. Н. Таможенная инфраструктура и субъекты рынка околотаможенных услуг стран Евразийского экономического союза [Текст] / И. Н. Банных // Таможенная политика России. - 2017. - № 1 (78). - С. 21-31.
28. Бепиев, Е. Р. Таможенная инфраструктура: проблемы
функционирования [Текст] / Е. Р. Бепиев // Интеллектуальный потенциал XXI века. - 2017. - № 3. - С. 81-86.
29. Богатырев, М. П. Проблемы обеспечения надежности и эффективности инновационного развития транспортных систем России [Текст] / М. П. Богатырев, Т. А. Владимирова, А. Н. Серьезнова // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 1 (96). - С. 113-121.
30. Бугаев, К. В. Актуальные направления научных исследований в таможенной сфере: анализ диссертаций [Текст] / К. В. Бугаев // Таможенное дело. - 2016. - № 1. - С. 20-24.
31. Воронин, Г. П. Качество логистики - логистика качества [Текст] / Г. П. Воронин // Логистика. - 2014. - № 12 (97). - С. 24-28.
32. Гонтарь, Н. В. Современное состояние и перспективы развития автотранспортной логистики [Текст] / Н. В. Гонтарь, Э. Х. Таипова // Научно¬аналитический экономический журнал. - 2017. - № 7 (18). - С. 1-3.
33. Добринский, В. П. Использование логистических методов и моделей в управлении таможенной инфраструктурой [Текст] /
B. П. Добринский // Экономика и предпиримательство. - 2016. - № 11 (76). -
C. 105-108.
34. Довженко, М. В. Международные аспекты транспортной логистики [Текст] / М. В. Довженко // Символ науки. - 2017. - № 3. - С. 66-71.
35. Дмитриева, О. А. Основные направления совершенствования материально-технического обеспечения таможенных органов [Текст] / О. А. Дмитриева // Экономика и управление. - 2015. - № 1. - С. 137-141.
36. Дмитриева, О. А. Проблемы и пути разрешения проблем оценки результативности деятельности таможенных органов [Текст] / О. А. Дмитриева // Таможенное дело. - 2017. - № 1. - С. 14-16.
37. Дмитриева, О. А. Экономическая эффективность предложений по совершенствованию управления персоналом таможенных органов на основе компетентностного подхода [Текст] / О. А. Дмитриева // Таможенное дело. - 2016. - № 1. - С. 16-19.
38. Егоров, Ю. Н. Роль науки при совершенствовании таможенной деятельности [Текст] / Ю. Н. Егоров, В. А. Колобкова // Таможенное дело. - 2015. - № 2. - С. 32-36.
39. Маколова, Л. В. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры таможенных органов: логистический аспект [Текст] / Л. В. Маколова, Н. Н. Ельникова, О. А. Постоенко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 2 (13). - С. 89-93.
40. Илюхин, С. С. Перспективы взаимодействия таможенной и транспортно-логистической инфраструктур: экономический аспект [Текст] / С. С. Илюхин // Вестник московского государственного областного университета. Серия: экономика. - 2015. - № 3. - С. 84-88.
41. Кондратьев, А. А. Проблема информационно-методического и кадрового обеспечения создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем [Текст] / А. А. Кондратьев // Автотранспортное предприятие. - 2013. - № 2. - С. 44-45.
42. Коровяковский, Д. Г. К вопросу о взаимосвязи транспортного и таможенного образования (на основе мирового опыта) [Текст] / Д. Г. Коровяковский // Таможенное дело. - 2018. - № 1. - С. 34-37.
43. Красавин, П. А. Автопарк Российской Федерации. Состояние и проблемы [Текст] / П. А. Красавин // Сборник докладов. - 2017. - № 1. - С. 70-77.
44. Минниахметова, М. М. Современное состояние и перспективы развития таможенной инфраструктуры таможенных органов России [Текст] / М. М. Минниахметова // Таможенная политика России. - 2016. - № 2. - С. 233-237.
45. Плоткин, Б. А. Синергетический эффект логистики: синергизм в логистике [Текст] / Б. А. Плоткин // Современные аспекты экономики. -
2013. - № 10 (182). - С. 48-54.
46. Попова, М. А. О некоторых проблемах системы обеспечения транспортной безопасности России [Текст] / М. А. Попова, Д. А. Попов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. - 2017. - № 1. - С. 203-208.
47. Смолич, А. В. Факторы влияния на развитие таможенной инфраструктуры приграничных регионов [Текст] / А. В. Смолич // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. - № 11 (27). - С. 9-12.
48. Староверова, К. О. Актуальные проблемы стратегического планирования в таможенных органах России [Текст] / К. О. Староверова // Таможенное дело. - 2017. - № 3. - С. 36-40.
49. Староверова, К. О. Отбор и прием персонала в таможенные органы [Текст] / К. О. Староверова // Таможенное дело. - 2014. - № 1. - С. 35-39.
50. Староверова, К. О. Процедура высвобождения персонала в таможенных органах РФ [Текст] / К. О. Староверова // Таможенное дело. - 2015. - № 1. - С. 32-36.
51. Степанов, Т. А. Организационные аспекты управления складским хозяйством [Текст] / Т. А. Степанов // Проблемы развития современной науки. - 2015. - № 1. - С. 254-256.
52. Тулупова, А. А. Роль таможенной инфраструктуры в современном развитии таможенных органов российской федерации [Текст] / А. А. Тулупова // Экономика и социум. - 2017. - № 4 (35). - С. 1379-1384.
53. Фасхиев, Х. А. Линейная автотранспортная система [Текст] / Х. А. Фасхиев // Социально-экономическое развитие России. - 2016. - № 5. - С. 18-24.
54. Федоренко, К. П. Таможенный менеджмент как компонент системы управления таможенным делом [Текст] / К. П. Федоренко // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. -
2014. - № 31. - С. 121-136.
55. Филатов, Ю.Н. Роль таможенной инфраструктуры в развитии внешнеэкономической деятельности региона [Текст] / Ю. Н. Филатов // Экономика и управление. - 2014. - № 7. - С. 42-25.
56. Шептура, А. А. Задачи управления транспортным обеспечением предприятия [Текст] / А. А. Шептура, Л. С. Дядык // Искусственный интеллект. - 2013. - № 4 (58). - С. 387-391.
57. Шуба, Н. А. Основные проблемы функционирования автотранспортных предприятий в России [Текст] / Н. А. Шуба // Современные технологии. - 2017. - № 1. - С. 202-204.
58. Эмирова, А.Е. Системный подход к развитию транспортно- таможенной инфраструктуры [Текст] / А. Е. Эмирова // Научные труды северо-западного института управления. - 2016. - № 4 (16). - С. 124-128.
59. Янмаев, А. С. Развитие международной логистики и ее взаимосвязь с другими видами логистики [Текст] / А. С. Янмаев // Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 28-31.
60. Романов, В. Н. Совершенствование автотранспортного обеспечения логистической деятельности таможенного органа на приграничной территории [Текст] : автореф. дисс. ... канд. экон. наук / В. Н. Романов. - Саратов, 2010. - 19 с.