Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания

Работа №71062

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 8
1.1. Изучение совладающего поведения в зарубежной и отечественной
психологии 8
1.2. Изучение синдрома эмоционального выгорания медицинских работников в
зарубежной и отечественной психологии 12
1.3. Совладающиее поведение у медицинских работников с высоким уровнем
эмоционального выгорания 18
Глава 2. Эмпирическое изучение совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования совладающего поведения у медицинских
работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 32
2.3. Модель психологической коррекции неадаптивного совладающего
поведения медицинских работников и анализ её эффективности 41
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 60

В современных условиях эмоциональное выгорание личности рассматривается как один из ведущих факторов снижения эффективности профессиональной деятельности. Синдром эмоционального выгорания приводит к снижению качества деятельности, потере смысла профессиональной самореализации, повышение степени заболеваемости профессионалов.
Впервые проблема эмоционального выгорания «burnout» была поставлена H. J. Freudenberger в 1974 году для описания особого расстройства у здоровых лиц, возникающего в ходе интенсивного эмоционального общения в рамках профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание является выработанной личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, приобретенным стереотипом чаще всего профессионального, поведения.
Эмоциональное выгорание, являясь самостоятельным психическим феноменом, отличают от ряда психических и функциональных психофизиологических состояний, таких как утомление, стресс, депрессия, при этом отмечается общее в генезе этих состояний. В структуре эмоционального выгорания выделяют три ведущих компонента: эмоциональные истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений и самооценки.
Эмоциональное выгорание с точки зрения В.В. Бойко является формой профессиональной деформации личности и представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. К. Чернисс определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. Э. Пайнс и Э. Аронсон определяли выгорание как состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Многочисленные исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных особенностей профессионала выявили такие личностные детерминанты синдрома выгорания, как ответственность, направленность «локус-контроля», стиль преодоления стрессорного воздействия, самооценка, механизмы психологических защит и т.д. (М.Е. Зеленова, А.А. Обознов, Т.И. Ронгинская, В.В. Лукьянов).
Эмоциональное выгорание рассматривается как динамический процесс, формирующийся поэтапно, в структурном соответствии с механизмом развития адаптационных реакций организма. В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы совладания «coping, coping strategy».
Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX в. Термин впервые появился в работах Л. Мэрфи, Р. Лазаруса, С. Фолкмана, они говорили о том, что стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека.
В след за Р. Лазарусом термин «копинг» начали активно использовать в начале 60-ых гг. в американской психологии для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях.
Например, К. Меннингер, Г. Валлиант, Н. Хаан рассматривали копинг как специфический эго-механизм, при помощи которого человек избавляется от внутреннего напряжения, дискомфорта.
По мнению авторов: H.A. Сирота, В.М. Ялтонский, Т.Д. Крюкова, Н.Е. Водопьянова - совладание представляет собой совокупность относительно устойчивых личностных черт, которые выступают в качестве предпосылок формирования ответных действий индивида на воздействие различных стрессоров.
Медицинские работники, относясь к сфере коммуникативных профессий, стоят на одном из первых мест по степени риска развития синдрома эмоционального выгорания.
Профессиональная медицинская деятельность сопровождается рядом психотравмирующих обстоятельств и воздействий - характер организации труда, психологического давления коллег, администрации, пациентов и их родственников. Сама профессиональная деятельность предполагает высокую степень стрессорной нагрузки, эмоциональную насыщенность общения пациент-врач, тем самым закономерен риск развития эмоционального выгорания.
Актуальность нашего исследования определяется высокой степенью риска возникновения у медицинских работников синдрома эмоционального выгорания под влиянием сложных условий профессиональной деятельности и адаптивности совладающего поведения, а так же относительно слабо разработанной базой психологической коррекции данного синдрома. В связи с этим, мы можем наметить проблему нашего исследования, заключающуюся в определении специфики психокоррекционной программы, направленной на оптимизацию совладающего поведения медицинских работников для снижения уровня эмоционального выгорания.
Объект: неадаптивное совладающее поведение у медицинских
работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Предмет: психологическая коррекция неадаптивного совладающего
поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Цель: изучить особенности психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза: медицинские работники с высоким уровнем эмоционального выгорания чаще используют неадаптивное совладающее поведение, психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения позволит снизить уровень эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Проанализировать подходы к определению эмоционального выгорания и совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить специфику совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
3. Разработать и внедрить программу психологической коррекции неадаптивных форм совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания. Провести анализ эффективности разработанной программы.
Методологической основой нашего исследования составили следующие концепции и теоретические положения: принципы
экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Дружинин и др.); современные теоретические подходы и эмпирические исследования эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.В. Лукьянов, В.Е. Орел, Т.П. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Т.В. Burish, Н. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Marek, С. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.); теоретические подходы и эмпирические исследования совладающего поведения (Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, А.В. Либина, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, R. Lasarus, E. Frydenberg и др.). В работе учитывались исследования индивидуальных стилей, способов копинг-поведения личности (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Е.А. Климов, А.В. Либин, А.А. Реан и др.).
Выбор методов и методик исследования определялся целями и задачами данного исследования. Основным методами исследования явились:
- теоретические (аналитико-синтезирующий сравнительно¬
сопоставительный, теоретическое моделирование);
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (эксперимент, психодиагностические методики);
- математической статистики (методы количественной и качественной обработки данных; коэффициент корреляции Спирмена (rs), критерий парных сравнений Вилкоксона для зависимых выборок (обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS-19.0»).
Методики исследования.
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовалась методика изучения эмоционально выгорания «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко. Для изучения тенденции совладающего поведения использовались опросник «Проактивное совладающее поведение» (РС!) Л. Аспинвалл, Е. Грингласс, Р. Шварцер, С. Тауберт; методика «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазарус и С. Фолкман.
База исследования: Исследование проводилось в течение 2015-2016 учебного года в МБУЗ «Городской Клинической больнице №1» г. Белгорода. В исследовании участвовали как врачи, так средний медицинский персонал, в возрасте от 20 до 60 лет, со стажем работы от 1 до 30 лет. В пилотажном исследовании приняли участие 200 человек, в экспериментальной работе - 30 человек.
Этапы исследования:
1 Организационный этап, включающий определение научного аппарата исследования; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
2 Этап формирующего эксперимента.
3 Обобщающий этап, в ходе которого на основе полученных результатов были сформулированы выводы и обоснованны рекомендации проведения психологической коррекции неадаптивных форм совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Структура представленной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающих 80 наименований, из них 4 иностранных), 5 рисунков, 2 таблицы и приложений.
Объем работы составляет 93 страницы машинописного теста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональная медицинская деятельность сопровождается рядом психотравмирующих обстоятельств и воздействий - характер организации труда, психологического давления коллег, администрации, пациентов и их родственников. Сама профессиональная деятельность предполагает высокую степень стрессорной нагрузки, эмоциональную насыщенность общения пациент-врач, тем самым закономерен риск развития эмоционального выгорания.
Под психологическим выгоранием понимается затяжное состояние истощения, возникающее в результате эмоционально насыщенной деятельности.
Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем начинает влиять на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека. Синдром эмоционального выгорания может быть опознан по трем группам симптомов, которые соответствуют стадиям формирования стресса; эмоциональное истощение, деперсонализация, переживание собственной несостоятельности.
Копинг-поведение рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, снижая напряжение в результате стрессорной нагрузки.
Важно учитывать, что копинг-стратегии в отличие от неосознаваемых механизмов психологической защиты поддаются коррекции. Ряд стратегий совладающего поведения могут быть непродуктивны при осуществлении профессиональной деятельности медработников. Поэтому психологу необходимо при коррекции уровня стрессоустойчивости, профилактике и снижении уровня синдрома эмоционального выгорания ориентироваться на копинг-стратегии медработников.
Проведено исследование совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания. Установлено, что каждый шестой медицинский работник обнаруживает высокий уровень эмоционального выгорания. таких работников можно охарактеризовать как людей, безразлично относящихся к своим обязанностям и происходящему на работе, ощущающих собственную профессиональную несостоятельность, неудовлетворенность работой. По отношению, как к пациентам, так и к сотрудникам относятся с негативизмом. В дальнейшем у них могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Совладающее поведение медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания характеризуется следующими особенностями: осознанное стремление избежать повторения психотравмирующих событий, склонность к разрешению проблем за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Проактивное совладающее поведение медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания выражено слабо. Такие медики с большими усилиями способны (или не способны вообще) к формированию и развитию общих ресурсов собственной личности; постановка личностно значимых целей у них затруднена, они не могут инициировать конструктивные пути действий, которые создают возможности для саморазвития.
Разработанная нами программа коррекции неадаптивного совладающего поведения привела к изменениям показателей в сторону улучшения стратегий совладающего поведения и роста проактивного совладающего поведения. Вследствие этого произошло сглаживание симптоматики эмоционального выгорания.
Таким образом, в рамках исследования подтвердилась поставленная нами гипотеза:
- медицинские работники с высоким уровнем эмоционального выгорания чаще используют неадаптивное совладающее поведение (низкий уровень проактивного и рефлексивного преодоления, в использовании копинга
преобладают неэффективные «конфронтация»);
- психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения позволяет снизить уровень эмоционального выгорания (снижение уровня эмоциональной отстраненности, чувства тревоги).
В ходе работы подтверждена эффективность психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Поставленные нами задачи были решены, заявленная цель достигнута.



1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М.Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин - Казань: Издательство Казанского университета, 2007. - 126 с.
3. Абрамова, Г.С.Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц - М.: Наука, 2008. - 164 с.
4. Анисимов, А.И., Взаимосвязь социального здоровья и профессионального выгорания у медицинских работников / А.И. Анисимов, Н.Н.Киреева // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 23. № 1. С. 84-91.
5. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая
помощь: сборник статей / под. ред. О.В. Красновой. - М.: МИГУ; Обнинск: «Принтер», 2002. - 336 с.
6. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности. Новые исследования / Л.И. Анциферова - М.: Наука, 2008. - 127 с.
7. Артамонова, В.Г. Профессиональные болезни / В.Г. Артамонова, Н.Н.Шаталов - М.: Медицина, 2006.
8. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». М.: Издательство МГУ, 2005. - № 1.
9. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов, - СПб.: Речь, 2004. - 125 с.
10. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2004. - 224 с.
11. Бердяева, И.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И.А. Бердяева, Л.Н. Войт // Дальневост. мед. журн. 2012. № 2. С. 117-120.
12. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других /
B. В. Бойко. - М: Академический проект, 2004. - 345 с.
13. Борисова, М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск, гос. ун.т. - Курск, 2008. - С. 130-137.
14. Бочавер К.А., Совладающее поведение в профессиональном спорте: феноменология и диагностика / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 1-18.
15. Виданова, Ю.И. Синдром выгорания у административных работников государственной службы / Ю.И. Виданова // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой,
C. А. Игумнова; Курск, гос. ун.т. - Курск, 2008. - С. 164-176.
16. Водопьянова, Н.Е. Синдром "психического выгорания" в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 548-573.
17. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н.Е. Водопьянова, Е. М. Старченкова, //2-е изд. - СПб.:Питер, 2009. - 336с.
18. Водопьянова, Н.Е. Теория и практика противодействия синдрому выгорания / Н.Е. Водопьянова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 294-323.
19. Воронин, А.Н. Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности / А.Н. Воронин, Е.Л. Николаев // Вестник Чуваш. ун-та. 2013.№ 1. С. 79-85.
20. Гафарова, Н.В. Влияние личностных особенностей на социальную и профессиональную дезадаптацию на примере исследования медицинских работников / Н.В.Гафарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - №42. Серия Психология. - Вып.15. - С.84-91
21. Гафарова, Н.В. Синдром профессионального выгорания как форма дезадаптации личности (на примере деятельности врачей психиатрического профиля) / Н.В.Гафарова, М.М. Жолубовская // Психологический вестник Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2009. - Вып. 8. - С. 133- 141.
22. Гафарова, Н.В. Формирование адаптивных копинг-стратегий как способ профилактики профессионального выгорания у среднего медицинского персонала. / Н.В.Гафарова // Актуальные проблемы личности в современном мире: человек в трудных жизненных ситуациях: Материалы межрегиональной конференции. - Магнитогорск, 2008. - С. 96- 101.
23. Дементий, Л. И. Личностные ресурсы копинг-поведения в ситуации выбора жизненных стратегий / Л. И. Дементий, К. Ю. Романов // ОмГУ. 2013. №1 С.20-26.
24. Демьянчук, Р.В. Психологическая помощь специалистам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры / Р.В. Демьянчук // Клиническая и специальная психология, 2015. Том 4. № 4. С. 12-28.
25. Дворцова, Е.В. Выгорание и эмпатия в социономических профессиях на разных стадиях профессионализации / Е.В. Дворцова, И.А. Чувашова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун¬т. - Курск, 2013. - С. 218-226.
26. Дикая, Л.Г. Феномен эмоционального выгорания профессионала в контексте метасистемного подхода / Л.Г. Дикая // Социальная психология труда: Теория и практика. Т.1. - М.: Изд-во ИП РАН, 2010. - С. 328-350.
27. Ерыгина, М.М. Предпосылки эмоционального выгорания у медицинских работников / М.М. Ерыгина, Т.Н. Разуваева // Психологические и общекультурные детерминанты здоровья человека: сборник материалов науч.- практ. конф. / отв. ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. - С. 129-139.
28. Ефремова, Д.Н. Особенности совладающего поведения при регуляции деструктивных эмоциональных состояний лиц молодого и зрелого возраста / Д.Н. Ефремова //Вестник МГОУ. - 2015. - № 2. - С. 101-110.
29. Ефремова, Д.Н. Стратегии совладающего поведения при деструктивных эмоциональных состояниях / Д.Н. Ефремова //Вестник Университета РАО. 2016. № 1. С. 105-107.
30. Ефремова Д.Н. Влияние эмоциональных свойств личности трудоспособного возраста, имеющих различия в восприятии здоровья, в реализации стратегий совладающего поведения / Д.Н. Ефремова //Вестник Государственного университета управления. - 2016. - № 8. - С.47-50.
31. Зеленова, М.Е. Исследование профессионального здоровья учителей: выгорания, уровень стресса и жизнестойкость / М.Е. Зеленова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 226-242.
32. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы / С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2007. - 112 с.
33. Исаева, Е.Р. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение медицинских работников / Е.Р. Исаева, И. Л. Гуреева // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2010. - № 6 (64). С. 26-30.
34. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - М.: Смысл, 2005. - 176 с.
35. Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные
психологические труды / Е.А. Климов. - М., 1996. - 348 с.
36. Кобозев, И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей / И.Ю. Кобозев // Вестник психотерапии.- 2011. - № 37(42). С.92-100.
37. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения / Т.Л. Крюкова // Жур-л практического психолога. - М: 2007. - №3. - С. 82-92.
38. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
39. Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 123 с.
40. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
41. Лукьянов, В. В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов / В. В. Лукьянов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). - Курск, 2007. С. 100-102.
42. Лукьянов, В.В. Синдром выгорания и его взаимосвязь со структурой личности у врачей-наркологов / В.В. Лукьянов // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск, гос. ун.т. - Курск, 2008. - С. 198-214.
43. Лукьянов, В.В. К истории термина «выгорание» / В.В. Лукьянов, И.Е. Сороколетова // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 114-123.
44. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его
мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С. 16-24.
45. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр (МКБ - 10): Краткий вариант. - Минск : ООО «Асар», 2001. - 400 с.
46. Нартова-Бочавер, С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20-30.
47. Никишина, В. Б. Психопрофилактика состояния выгорания специалистов социальной работы и социальных работников / В. Б. Никишина, Л. Н. Молчанова, Т. В. Недуруева, Т. А. Ушакова Курск, гос. ун-т. - Курск, 2009. 257 с.
48. Никифорова, Д.М. Показатели безопасности защитного и совладающего поведения / Д.М. Никифорова // Психологическая наука и образование. 2016. № 6. С. 80-88.
49. Обознов, А.А. Эмоциональная направленность как универсальный фактор выгорания / А.А. Обознов, О.Н. Доценко // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 165-177.
50. Обознов, А.А. Выгорание и увлечённость работой / А.А. Обознов, О.В. Иноземцева // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск, гос. ун.т. - Курск, 2008. - С. 100-106.
51. Орёл, В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала / В.Е. Орёл // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 243-256.
52. Орёл, В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орёл // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 90-101.
53. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А. Осипова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 315 с.
54. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена № 70-2 2008, с. 127-131.
55. Останина, Н.В. Теоретические основы формирования копинг- поведения / Н.В. Останина // Вестник ЧГПУ. - 2009. - №1. - С. 109-120.
56. Петраш, М.Д. Синдром выгорания в профессиональной деятельности персонала скорой медицинской помощи / М.Д. Петраш // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск, гос. ун.т. - Курск, 2008. - С. 229-234.
57. Полунина, О.В. К вопросу о взаимосвязи профессионального выгорания и увлечённости работой / О.В. Полунина // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 256-269.
58. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. / С.Т. Посохова. - СПб.: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 240 с.
59. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2011.
60. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, // МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс]. - 2011. - №3(17). - Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova- gordeeva17.html. - Дата доступа: 20.12.2011.
61. Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг- исследованиях: материалы Всероссийской научно-прак- тической конференции с международным участием / под ред. Л. И. Дементий. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. - 300 с.
62. Родионова, Н.В. Синдром эмоционального выгорания и уровень субъективного контроля преподавателей общеобразовательных учебных учреждений / Н.В. Родионова, О.Л. Ковалёва // Психологические и общекультурные детерминанты здоровья человека: сборник материалов науч.- практ. конф. / отв. ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. - С. 243-248.
63. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - №3. - С. 85-95.
64. Рогозян, А.Б. Копинг-стратегии в структуре психологических предикторов индивидуального стиля стресс-устойчивости личности / А.Б Рогозян // Российский научный журнал. 2012. № 2. С. 262-270.
65. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / отв. ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 656 с.
66. Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] / Н.В. Самоукина // Элитариум 2.0. - 2005. — Режим доступа:
http: //www.elitarium. ru/2005/01/12/sindrom professionalno go vygoranij a. html
67. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие / Е.М. Семенова - М.: Изд-во Института психотерапии, 2015.
68. Сидоров, П.И. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] / П.И. Сидоров // Медицинская газета. - 2005. - №43. - Режим доступа: http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article 1322.html
69. Старченкова, Е.С. Роль конструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания коллект. Монография / под.ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой и др.; Курск. Гос. Ун-т . - Курск, 2008. - С. 81-98.
70. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2011. 512 с.
71. Трунов, Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. - 1998. - №8. - С. 84-89.
72. Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко, // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 13-16.
73. Фоминых, Е.Ю. Особенности формирования синдрома выгорания у психиатров и психотерапевтов / Е.Ю. Фоминых // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой,
A. А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск, гос. ун-т. - Курск, 2013. - С. 201-217.
74. Штроо, В.А. Защитные механизмы: от личности к группе /
B. А. Штроо // Вопр. психол. - 2008. - № 4. - С.54-61.
75. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему / А.Л.Церковский // Вестник ВГМУ. - 2006. Т. 5. - №3. - С. 112-121.
76. Яркина, О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки /
O. С. Яркина // Вестник ТГУ. 2016. Вып. 3 (59). С. 307-311.
77. Maslach C., Jackson S., Leiter M. The Maslach Burnout Inventory Manual (Third edition). - Palo Alto, California: Consuming Psychological Press, 1996. - 52
P.
78. Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984.- 234 p.
79. Roberts G. Prevention of burn-out // Advanced of Psychiatric Treatment. 1997. Vol. 3. Pp. 282-289.
80. Freudenberger H. J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol.
30. Pp.159-166.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ