Психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 8
1.1. Изучение совладающего поведения в зарубежной и отечественной
психологии 8
1.2. Изучение синдрома эмоционального выгорания медицинских работников в
зарубежной и отечественной психологии 12
1.3. Совладающиее поведение у медицинских работников с высоким уровнем
эмоционального выгорания 18
Глава 2. Эмпирическое изучение совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования совладающего поведения у медицинских
работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 32
2.3. Модель психологической коррекции неадаптивного совладающего
поведения медицинских работников и анализ её эффективности 41
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 60
Глава 1. Теоретические основы изучения совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 8
1.1. Изучение совладающего поведения в зарубежной и отечественной
психологии 8
1.2. Изучение синдрома эмоционального выгорания медицинских работников в
зарубежной и отечественной психологии 12
1.3. Совладающиее поведение у медицинских работников с высоким уровнем
эмоционального выгорания 18
Глава 2. Эмпирическое изучение совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования совладающего поведения у медицинских
работников с высоким уровнем эмоционального выгорания 32
2.3. Модель психологической коррекции неадаптивного совладающего
поведения медицинских работников и анализ её эффективности 41
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 60
В современных условиях эмоциональное выгорание личности рассматривается как один из ведущих факторов снижения эффективности профессиональной деятельности. Синдром эмоционального выгорания приводит к снижению качества деятельности, потере смысла профессиональной самореализации, повышение степени заболеваемости профессионалов.
Впервые проблема эмоционального выгорания «burnout» была поставлена H. J. Freudenberger в 1974 году для описания особого расстройства у здоровых лиц, возникающего в ходе интенсивного эмоционального общения в рамках профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание является выработанной личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, приобретенным стереотипом чаще всего профессионального, поведения.
Эмоциональное выгорание, являясь самостоятельным психическим феноменом, отличают от ряда психических и функциональных психофизиологических состояний, таких как утомление, стресс, депрессия, при этом отмечается общее в генезе этих состояний. В структуре эмоционального выгорания выделяют три ведущих компонента: эмоциональные истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений и самооценки.
Эмоциональное выгорание с точки зрения В.В. Бойко является формой профессиональной деформации личности и представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. К. Чернисс определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. Э. Пайнс и Э. Аронсон определяли выгорание как состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Многочисленные исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных особенностей профессионала выявили такие личностные детерминанты синдрома выгорания, как ответственность, направленность «локус-контроля», стиль преодоления стрессорного воздействия, самооценка, механизмы психологических защит и т.д. (М.Е. Зеленова, А.А. Обознов, Т.И. Ронгинская, В.В. Лукьянов).
Эмоциональное выгорание рассматривается как динамический процесс, формирующийся поэтапно, в структурном соответствии с механизмом развития адаптационных реакций организма. В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы совладания «coping, coping strategy».
Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX в. Термин впервые появился в работах Л. Мэрфи, Р. Лазаруса, С. Фолкмана, они говорили о том, что стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека.
В след за Р. Лазарусом термин «копинг» начали активно использовать в начале 60-ых гг. в американской психологии для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях.
Например, К. Меннингер, Г. Валлиант, Н. Хаан рассматривали копинг как специфический эго-механизм, при помощи которого человек избавляется от внутреннего напряжения, дискомфорта.
По мнению авторов: H.A. Сирота, В.М. Ялтонский, Т.Д. Крюкова, Н.Е. Водопьянова - совладание представляет собой совокупность относительно устойчивых личностных черт, которые выступают в качестве предпосылок формирования ответных действий индивида на воздействие различных стрессоров.
Медицинские работники, относясь к сфере коммуникативных профессий, стоят на одном из первых мест по степени риска развития синдрома эмоционального выгорания.
Профессиональная медицинская деятельность сопровождается рядом психотравмирующих обстоятельств и воздействий - характер организации труда, психологического давления коллег, администрации, пациентов и их родственников. Сама профессиональная деятельность предполагает высокую степень стрессорной нагрузки, эмоциональную насыщенность общения пациент-врач, тем самым закономерен риск развития эмоционального выгорания.
Актуальность нашего исследования определяется высокой степенью риска возникновения у медицинских работников синдрома эмоционального выгорания под влиянием сложных условий профессиональной деятельности и адаптивности совладающего поведения, а так же относительно слабо разработанной базой психологической коррекции данного синдрома. В связи с этим, мы можем наметить проблему нашего исследования, заключающуюся в определении специфики психокоррекционной программы, направленной на оптимизацию совладающего поведения медицинских работников для снижения уровня эмоционального выгорания.
Объект: неадаптивное совладающее поведение у медицинских
работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Предмет: психологическая коррекция неадаптивного совладающего
поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Цель: изучить особенности психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза: медицинские работники с высоким уровнем эмоционального выгорания чаще используют неадаптивное совладающее поведение, психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения позволит снизить уровень эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Проанализировать подходы к определению эмоционального выгорания и совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить специфику совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
3. Разработать и внедрить программу психологической коррекции неадаптивных форм совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания. Провести анализ эффективности разработанной программы.
Методологической основой нашего исследования составили следующие концепции и теоретические положения: принципы
экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Дружинин и др.); современные теоретические подходы и эмпирические исследования эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.В. Лукьянов, В.Е. Орел, Т.П. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Т.В. Burish, Н. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Marek, С. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.); теоретические подходы и эмпирические исследования совладающего поведения (Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, А.В. Либина, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, R. Lasarus, E. Frydenberg и др.). В работе учитывались исследования индивидуальных стилей, способов копинг-поведения личности (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Е.А. Климов, А.В. Либин, А.А. Реан и др.).
Выбор методов и методик исследования определялся целями и задачами данного исследования. Основным методами исследования явились:
- теоретические (аналитико-синтезирующий сравнительно¬
сопоставительный, теоретическое моделирование);
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (эксперимент, психодиагностические методики);
- математической статистики (методы количественной и качественной обработки данных; коэффициент корреляции Спирмена (rs), критерий парных сравнений Вилкоксона для зависимых выборок (обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS-19.0»).
Методики исследования.
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовалась методика изучения эмоционально выгорания «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко. Для изучения тенденции совладающего поведения использовались опросник «Проактивное совладающее поведение» (РС!) Л. Аспинвалл, Е. Грингласс, Р. Шварцер, С. Тауберт; методика «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазарус и С. Фолкман.
База исследования: Исследование проводилось в течение 2015-2016 учебного года в МБУЗ «Городской Клинической больнице №1» г. Белгорода. В исследовании участвовали как врачи, так средний медицинский персонал, в возрасте от 20 до 60 лет, со стажем работы от 1 до 30 лет. В пилотажном исследовании приняли участие 200 человек, в экспериментальной работе - 30 человек.
Этапы исследования:
1 Организационный этап, включающий определение научного аппарата исследования; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
2 Этап формирующего эксперимента.
3 Обобщающий этап, в ходе которого на основе полученных результатов были сформулированы выводы и обоснованны рекомендации проведения психологической коррекции неадаптивных форм совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Структура представленной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающих 80 наименований, из них 4 иностранных), 5 рисунков, 2 таблицы и приложений.
Объем работы составляет 93 страницы машинописного теста.
Впервые проблема эмоционального выгорания «burnout» была поставлена H. J. Freudenberger в 1974 году для описания особого расстройства у здоровых лиц, возникающего в ходе интенсивного эмоционального общения в рамках профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание является выработанной личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, приобретенным стереотипом чаще всего профессионального, поведения.
Эмоциональное выгорание, являясь самостоятельным психическим феноменом, отличают от ряда психических и функциональных психофизиологических состояний, таких как утомление, стресс, депрессия, при этом отмечается общее в генезе этих состояний. В структуре эмоционального выгорания выделяют три ведущих компонента: эмоциональные истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений и самооценки.
Эмоциональное выгорание с точки зрения В.В. Бойко является формой профессиональной деформации личности и представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. К. Чернисс определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. Э. Пайнс и Э. Аронсон определяли выгорание как состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Многочисленные исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных особенностей профессионала выявили такие личностные детерминанты синдрома выгорания, как ответственность, направленность «локус-контроля», стиль преодоления стрессорного воздействия, самооценка, механизмы психологических защит и т.д. (М.Е. Зеленова, А.А. Обознов, Т.И. Ронгинская, В.В. Лукьянов).
Эмоциональное выгорание рассматривается как динамический процесс, формирующийся поэтапно, в структурном соответствии с механизмом развития адаптационных реакций организма. В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы совладания «coping, coping strategy».
Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX в. Термин впервые появился в работах Л. Мэрфи, Р. Лазаруса, С. Фолкмана, они говорили о том, что стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека.
В след за Р. Лазарусом термин «копинг» начали активно использовать в начале 60-ых гг. в американской психологии для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях.
Например, К. Меннингер, Г. Валлиант, Н. Хаан рассматривали копинг как специфический эго-механизм, при помощи которого человек избавляется от внутреннего напряжения, дискомфорта.
По мнению авторов: H.A. Сирота, В.М. Ялтонский, Т.Д. Крюкова, Н.Е. Водопьянова - совладание представляет собой совокупность относительно устойчивых личностных черт, которые выступают в качестве предпосылок формирования ответных действий индивида на воздействие различных стрессоров.
Медицинские работники, относясь к сфере коммуникативных профессий, стоят на одном из первых мест по степени риска развития синдрома эмоционального выгорания.
Профессиональная медицинская деятельность сопровождается рядом психотравмирующих обстоятельств и воздействий - характер организации труда, психологического давления коллег, администрации, пациентов и их родственников. Сама профессиональная деятельность предполагает высокую степень стрессорной нагрузки, эмоциональную насыщенность общения пациент-врач, тем самым закономерен риск развития эмоционального выгорания.
Актуальность нашего исследования определяется высокой степенью риска возникновения у медицинских работников синдрома эмоционального выгорания под влиянием сложных условий профессиональной деятельности и адаптивности совладающего поведения, а так же относительно слабо разработанной базой психологической коррекции данного синдрома. В связи с этим, мы можем наметить проблему нашего исследования, заключающуюся в определении специфики психокоррекционной программы, направленной на оптимизацию совладающего поведения медицинских работников для снижения уровня эмоционального выгорания.
Объект: неадаптивное совладающее поведение у медицинских
работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Предмет: психологическая коррекция неадаптивного совладающего
поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Цель: изучить особенности психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза: медицинские работники с высоким уровнем эмоционального выгорания чаще используют неадаптивное совладающее поведение, психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения позволит снизить уровень эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Проанализировать подходы к определению эмоционального выгорания и совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить специфику совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
3. Разработать и внедрить программу психологической коррекции неадаптивных форм совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания. Провести анализ эффективности разработанной программы.
Методологической основой нашего исследования составили следующие концепции и теоретические положения: принципы
экспериментальной психологии и психодиагностики (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, В.Н. Дружинин и др.); современные теоретические подходы и эмпирические исследования эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.В. Лукьянов, В.Е. Орел, Т.П. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Т.В. Burish, Н. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Marek, С. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.); теоретические подходы и эмпирические исследования совладающего поведения (Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, А.В. Либина, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, R. Lasarus, E. Frydenberg и др.). В работе учитывались исследования индивидуальных стилей, способов копинг-поведения личности (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Е.А. Климов, А.В. Либин, А.А. Реан и др.).
Выбор методов и методик исследования определялся целями и задачами данного исследования. Основным методами исследования явились:
- теоретические (аналитико-синтезирующий сравнительно¬
сопоставительный, теоретическое моделирование);
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (эксперимент, психодиагностические методики);
- математической статистики (методы количественной и качественной обработки данных; коэффициент корреляции Спирмена (rs), критерий парных сравнений Вилкоксона для зависимых выборок (обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерной программы «SPSS-19.0»).
Методики исследования.
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовалась методика изучения эмоционально выгорания «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко. Для изучения тенденции совладающего поведения использовались опросник «Проактивное совладающее поведение» (РС!) Л. Аспинвалл, Е. Грингласс, Р. Шварцер, С. Тауберт; методика «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазарус и С. Фолкман.
База исследования: Исследование проводилось в течение 2015-2016 учебного года в МБУЗ «Городской Клинической больнице №1» г. Белгорода. В исследовании участвовали как врачи, так средний медицинский персонал, в возрасте от 20 до 60 лет, со стажем работы от 1 до 30 лет. В пилотажном исследовании приняли участие 200 человек, в экспериментальной работе - 30 человек.
Этапы исследования:
1 Организационный этап, включающий определение научного аппарата исследования; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения у медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
2 Этап формирующего эксперимента.
3 Обобщающий этап, в ходе которого на основе полученных результатов были сформулированы выводы и обоснованны рекомендации проведения психологической коррекции неадаптивных форм совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Структура представленной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы (включающих 80 наименований, из них 4 иностранных), 5 рисунков, 2 таблицы и приложений.
Объем работы составляет 93 страницы машинописного теста.
Профессиональная медицинская деятельность сопровождается рядом психотравмирующих обстоятельств и воздействий - характер организации труда, психологического давления коллег, администрации, пациентов и их родственников. Сама профессиональная деятельность предполагает высокую степень стрессорной нагрузки, эмоциональную насыщенность общения пациент-врач, тем самым закономерен риск развития эмоционального выгорания.
Под психологическим выгоранием понимается затяжное состояние истощения, возникающее в результате эмоционально насыщенной деятельности.
Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем начинает влиять на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека. Синдром эмоционального выгорания может быть опознан по трем группам симптомов, которые соответствуют стадиям формирования стресса; эмоциональное истощение, деперсонализация, переживание собственной несостоятельности.
Копинг-поведение рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, снижая напряжение в результате стрессорной нагрузки.
Важно учитывать, что копинг-стратегии в отличие от неосознаваемых механизмов психологической защиты поддаются коррекции. Ряд стратегий совладающего поведения могут быть непродуктивны при осуществлении профессиональной деятельности медработников. Поэтому психологу необходимо при коррекции уровня стрессоустойчивости, профилактике и снижении уровня синдрома эмоционального выгорания ориентироваться на копинг-стратегии медработников.
Проведено исследование совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания. Установлено, что каждый шестой медицинский работник обнаруживает высокий уровень эмоционального выгорания. таких работников можно охарактеризовать как людей, безразлично относящихся к своим обязанностям и происходящему на работе, ощущающих собственную профессиональную несостоятельность, неудовлетворенность работой. По отношению, как к пациентам, так и к сотрудникам относятся с негативизмом. В дальнейшем у них могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Совладающее поведение медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания характеризуется следующими особенностями: осознанное стремление избежать повторения психотравмирующих событий, склонность к разрешению проблем за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Проактивное совладающее поведение медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания выражено слабо. Такие медики с большими усилиями способны (или не способны вообще) к формированию и развитию общих ресурсов собственной личности; постановка личностно значимых целей у них затруднена, они не могут инициировать конструктивные пути действий, которые создают возможности для саморазвития.
Разработанная нами программа коррекции неадаптивного совладающего поведения привела к изменениям показателей в сторону улучшения стратегий совладающего поведения и роста проактивного совладающего поведения. Вследствие этого произошло сглаживание симптоматики эмоционального выгорания.
Таким образом, в рамках исследования подтвердилась поставленная нами гипотеза:
- медицинские работники с высоким уровнем эмоционального выгорания чаще используют неадаптивное совладающее поведение (низкий уровень проактивного и рефлексивного преодоления, в использовании копинга
преобладают неэффективные «конфронтация»);
- психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения позволяет снизить уровень эмоционального выгорания (снижение уровня эмоциональной отстраненности, чувства тревоги).
В ходе работы подтверждена эффективность психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Поставленные нами задачи были решены, заявленная цель достигнута.
Под психологическим выгоранием понимается затяжное состояние истощения, возникающее в результате эмоционально насыщенной деятельности.
Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем начинает влиять на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека. Синдром эмоционального выгорания может быть опознан по трем группам симптомов, которые соответствуют стадиям формирования стресса; эмоциональное истощение, деперсонализация, переживание собственной несостоятельности.
Копинг-поведение рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, снижая напряжение в результате стрессорной нагрузки.
Важно учитывать, что копинг-стратегии в отличие от неосознаваемых механизмов психологической защиты поддаются коррекции. Ряд стратегий совладающего поведения могут быть непродуктивны при осуществлении профессиональной деятельности медработников. Поэтому психологу необходимо при коррекции уровня стрессоустойчивости, профилактике и снижении уровня синдрома эмоционального выгорания ориентироваться на копинг-стратегии медработников.
Проведено исследование совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания. Установлено, что каждый шестой медицинский работник обнаруживает высокий уровень эмоционального выгорания. таких работников можно охарактеризовать как людей, безразлично относящихся к своим обязанностям и происходящему на работе, ощущающих собственную профессиональную несостоятельность, неудовлетворенность работой. По отношению, как к пациентам, так и к сотрудникам относятся с негативизмом. В дальнейшем у них могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Совладающее поведение медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания характеризуется следующими особенностями: осознанное стремление избежать повторения психотравмирующих событий, склонность к разрешению проблем за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Проактивное совладающее поведение медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания выражено слабо. Такие медики с большими усилиями способны (или не способны вообще) к формированию и развитию общих ресурсов собственной личности; постановка личностно значимых целей у них затруднена, они не могут инициировать конструктивные пути действий, которые создают возможности для саморазвития.
Разработанная нами программа коррекции неадаптивного совладающего поведения привела к изменениям показателей в сторону улучшения стратегий совладающего поведения и роста проактивного совладающего поведения. Вследствие этого произошло сглаживание симптоматики эмоционального выгорания.
Таким образом, в рамках исследования подтвердилась поставленная нами гипотеза:
- медицинские работники с высоким уровнем эмоционального выгорания чаще используют неадаптивное совладающее поведение (низкий уровень проактивного и рефлексивного преодоления, в использовании копинга
преобладают неэффективные «конфронтация»);
- психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения позволяет снизить уровень эмоционального выгорания (снижение уровня эмоциональной отстраненности, чувства тревоги).
В ходе работы подтверждена эффективность психологической коррекции неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Поставленные нами задачи были решены, заявленная цель достигнута.



