СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОТБОРА И ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НИУ "БЕЛГУ" И ГК ЭФКО «КАРЬЕРНЫЙ ПРОРЫВ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-
РАЗДЕЛ !• ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ 8
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
МЕХАНИЗМОВ ОТБОРА И ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НИУ «БЕЛГУ» В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ГК «ЭФКО» 22
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТА НИУ «БЕЛГУ» И ГК «ЭФКО» «КАРЬЕРНЫЙ
ПРОРЫВ» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-
РАЗДЕЛ !• ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ 8
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
МЕХАНИЗМОВ ОТБОРА И ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НИУ «БЕЛГУ» В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ГК «ЭФКО» 22
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТА НИУ «БЕЛГУ» И ГК «ЭФКО» «КАРЬЕРНЫЙ
ПРОРЫВ» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Значимость темы выпускной квалификационной работы обусловлено потребностью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке молодых специалистов, совершенствования организации процесса трудоустройства в условиях постоянных преобразований в России.
В настоящее время, когда экономика становится более интегрированной в мировое сообщество, становится очевидным, что необходим новый, более совершенный механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. В имеющихся условиях появилась такая эффективная структура, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Так, отрасль, находившаяся под ответственностью только государства, поэтапно становится объектом совместного управления государственного и частного секторов.
Взаимодействие государственных и частных структур является одним из важнейших факторов развития нашего общества, фактором выхода на новый уровень интеллектуальных и рабочих отношений. Интерес к ГЧП объясняется тем, что взаимодействие государства и частного сектора позволяет эффективно решать экономические и социальные проблемы, в частности - проблему трудоустройства выпускников ВУЗов. Выгода таких взаимоотношений для университетов заключается в контрольно-целевых показателях по трудоустройству выпускников. На престиж ВУЗа имеет большое влияние то, что студенты востребованы и высокооплачиваемы сразу после окончания университета. Для частных предприятий выгода состоит в том, что компании формируют кадровый резерв из числа успешных выпускников. Также компания имеет возможность оценить знания, умения и навыки потенциальных сотрудников благодаря технологиям отбора и обучения. Сотрудничество государства и предпринимательских структур на современном этапе общества - это актуальная тенденция, имеющая многообещающие перспективы развития.
Степень разработанности проблемы. Основы теоретических и практических знаний взаимодействия государства и частных структур отображены в работах таких зарубежных экономистов: Р. Дж. Дэниэлс, Э.Р. Йескомб, А. Рэнда и др. Также зарубежный опыт ГЧП рассматривали такие отечественные научные деятели: М.С. Айрапетян, З.А. Иванова, В.А. Кабашкин, С. Рожкова и другие.
ГЧП в российской практике описывали такие отечественные научные деятели: О.А. Андрюшкевич, В.Г. Варнавский, В.Н. Елкина, С.Д. Еникеева и другие.
В сферах науки и образования ГЧП было раскрыто в работах И.Н. Молчанова , некоторые вопросы взаимодействия образовательных услуг и трудового рынка были исследованы в работах Л.Г. Миляевой, С.Ю. Рощина, В.В. Чекмарева .
Многие зарубежные и отечественные исследователи, социологи, экономисты и политологи занимались изучением специфики механизма трудоустройства выпускников в системе высшего образования, удовлетворения потребностей рынка труда в выпускниках определенных специальностей, а также уровнем удовлетворенности и адаптации молодых специалистов. Специфику проблемы формирования рынка труда выпускников системы высшего образования рассматривались в трудах И.Ю. Бочарова, Н.М. Воловская, Б.М. Генкин, Р.П. Колосова, А.И. Рофе и другие. Проблемам адаптации молодых специалистов в организации посвящены работы Н.А. Володиной, Е.А.Климова, И.Н.Семенова, и др.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между созданием благоприятных условий для трудоустройства выпускников ВУЗов с помощью взаимодействия государственных и частных структур, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию механизма привлечения выпускников в кадровый резерв частных предприятий.
Объектом выпускного квалификационного исследования является государственно-частное партнерство в сфере трудоустройства выпускников ВУЗа.
В качестве предмета исследования выступают технологии отбора и обучения студентов в рамках проекта «Карьерный прорыв», как постоянно действующего механизма привлечения выпускников в кадровый резерв ГК «ЭФКО».
Цель проекта - разработать предложения по совершенствованию процедур отбора и обучения выпускников НИУ «БелГУ» в рамках проекта "Карьерный прорыв" ГК «ЭФКО».
Для достижения данной цели ставится ряд конкретных задач:
1. Изучить специфику государственно -частного партнерства в сфере профессиональной адаптации;
2. Проанализировать организацию механизмов отбора и обучения студентов в кадровый резерв ГК «ЭФКО» и проанализировать последующую адаптацию сотрудников ГК «ЭФКО»;
3. Предложить направления совершенствования технологии отбора и обучения студентов НИУ «БелГУ» в рамках проекта «Карьерный прорыв» ГК «ЭФКО».
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическими основаниями для выпускной квалификационной работы послужили труды В.Г. Варнавского, И.Н Макарова и И.Н. Молчанова . В качестве методологической основы выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документации, графический, статистический, сравнительный, социологический, и другие научные методы исследования. Также использовались количественный и качественный методы. Они представлены в виде анализа данных анкеты- опросника студентов участников проекта «Карьерный прорыв», и в виде анализа данных анкеты-мониторинга трудоустройства и адаптации молодых специалистов Инновационного центра «Бирюч-НТ» ГК «ЭФКО». Также использовалась методика включенного наблюдения, так как автор данной работы являлся участником-стажером программы «Карьерный прорыв», что позволяет изнутри выявить положительные аспекты и зоны совершенствования и развития данного проекта.
Эмпирическую базу составляют нормативная документация и учебно¬методический материал ГК «ЭФКО», данные статистики, публикации в периодической печати, исследования автора на тему «Оценка удовлетворенности студентов-стажеров проектом «Карьерный прорыв» и на тему «Мониторинг трудоустройства и адаптации выпускников образовательных учреждений, работающих в ГК «ЭФКО», а также рейтинги Министерства образования и науки Российской Федерации, Форбс и Эксперт.ру.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные практические рекомендации по совершенствованию технологий отбора и обучения в рамках проекта государственно-частного партнерства НИУ «БелГУ» и ГК «ЭФКО» «Карьерный прорыв» могут быть использованы в реальных условиях деятельности и масштабированы, так как данная технология может применяться в любом профессиональном учебном учреждении с любым частным предприятием.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В настоящее время, когда экономика становится более интегрированной в мировое сообщество, становится очевидным, что необходим новый, более совершенный механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. В имеющихся условиях появилась такая эффективная структура, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Так, отрасль, находившаяся под ответственностью только государства, поэтапно становится объектом совместного управления государственного и частного секторов.
Взаимодействие государственных и частных структур является одним из важнейших факторов развития нашего общества, фактором выхода на новый уровень интеллектуальных и рабочих отношений. Интерес к ГЧП объясняется тем, что взаимодействие государства и частного сектора позволяет эффективно решать экономические и социальные проблемы, в частности - проблему трудоустройства выпускников ВУЗов. Выгода таких взаимоотношений для университетов заключается в контрольно-целевых показателях по трудоустройству выпускников. На престиж ВУЗа имеет большое влияние то, что студенты востребованы и высокооплачиваемы сразу после окончания университета. Для частных предприятий выгода состоит в том, что компании формируют кадровый резерв из числа успешных выпускников. Также компания имеет возможность оценить знания, умения и навыки потенциальных сотрудников благодаря технологиям отбора и обучения. Сотрудничество государства и предпринимательских структур на современном этапе общества - это актуальная тенденция, имеющая многообещающие перспективы развития.
Степень разработанности проблемы. Основы теоретических и практических знаний взаимодействия государства и частных структур отображены в работах таких зарубежных экономистов: Р. Дж. Дэниэлс, Э.Р. Йескомб, А. Рэнда и др. Также зарубежный опыт ГЧП рассматривали такие отечественные научные деятели: М.С. Айрапетян, З.А. Иванова, В.А. Кабашкин, С. Рожкова и другие.
ГЧП в российской практике описывали такие отечественные научные деятели: О.А. Андрюшкевич, В.Г. Варнавский, В.Н. Елкина, С.Д. Еникеева и другие.
В сферах науки и образования ГЧП было раскрыто в работах И.Н. Молчанова , некоторые вопросы взаимодействия образовательных услуг и трудового рынка были исследованы в работах Л.Г. Миляевой, С.Ю. Рощина, В.В. Чекмарева .
Многие зарубежные и отечественные исследователи, социологи, экономисты и политологи занимались изучением специфики механизма трудоустройства выпускников в системе высшего образования, удовлетворения потребностей рынка труда в выпускниках определенных специальностей, а также уровнем удовлетворенности и адаптации молодых специалистов. Специфику проблемы формирования рынка труда выпускников системы высшего образования рассматривались в трудах И.Ю. Бочарова, Н.М. Воловская, Б.М. Генкин, Р.П. Колосова, А.И. Рофе и другие. Проблемам адаптации молодых специалистов в организации посвящены работы Н.А. Володиной, Е.А.Климова, И.Н.Семенова, и др.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между созданием благоприятных условий для трудоустройства выпускников ВУЗов с помощью взаимодействия государственных и частных структур, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию механизма привлечения выпускников в кадровый резерв частных предприятий.
Объектом выпускного квалификационного исследования является государственно-частное партнерство в сфере трудоустройства выпускников ВУЗа.
В качестве предмета исследования выступают технологии отбора и обучения студентов в рамках проекта «Карьерный прорыв», как постоянно действующего механизма привлечения выпускников в кадровый резерв ГК «ЭФКО».
Цель проекта - разработать предложения по совершенствованию процедур отбора и обучения выпускников НИУ «БелГУ» в рамках проекта "Карьерный прорыв" ГК «ЭФКО».
Для достижения данной цели ставится ряд конкретных задач:
1. Изучить специфику государственно -частного партнерства в сфере профессиональной адаптации;
2. Проанализировать организацию механизмов отбора и обучения студентов в кадровый резерв ГК «ЭФКО» и проанализировать последующую адаптацию сотрудников ГК «ЭФКО»;
3. Предложить направления совершенствования технологии отбора и обучения студентов НИУ «БелГУ» в рамках проекта «Карьерный прорыв» ГК «ЭФКО».
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическими основаниями для выпускной квалификационной работы послужили труды В.Г. Варнавского, И.Н Макарова и И.Н. Молчанова . В качестве методологической основы выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ документации, графический, статистический, сравнительный, социологический, и другие научные методы исследования. Также использовались количественный и качественный методы. Они представлены в виде анализа данных анкеты- опросника студентов участников проекта «Карьерный прорыв», и в виде анализа данных анкеты-мониторинга трудоустройства и адаптации молодых специалистов Инновационного центра «Бирюч-НТ» ГК «ЭФКО». Также использовалась методика включенного наблюдения, так как автор данной работы являлся участником-стажером программы «Карьерный прорыв», что позволяет изнутри выявить положительные аспекты и зоны совершенствования и развития данного проекта.
Эмпирическую базу составляют нормативная документация и учебно¬методический материал ГК «ЭФКО», данные статистики, публикации в периодической печати, исследования автора на тему «Оценка удовлетворенности студентов-стажеров проектом «Карьерный прорыв» и на тему «Мониторинг трудоустройства и адаптации выпускников образовательных учреждений, работающих в ГК «ЭФКО», а также рейтинги Министерства образования и науки Российской Федерации, Форбс и Эксперт.ру.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные практические рекомендации по совершенствованию технологий отбора и обучения в рамках проекта государственно-частного партнерства НИУ «БелГУ» и ГК «ЭФКО» «Карьерный прорыв» могут быть использованы в реальных условиях деятельности и масштабированы, так как данная технология может применяться в любом профессиональном учебном учреждении с любым частным предприятием.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В настоящее время Россия активно развивает систему образования, подключая к этому частные организации. Проекты государственно-частного партнерства могут стать эффективным средством повышения уровня профессионального образования, престижа ВУЗа, а также увеличение контрольно-целевых показателей по трудоустройству выпускников высших учебных заведений. Но не все компании готовы принимать к себе молодых сотрудников без опыта работы. Из этого следует, что государственному сектору необходимо активно помогать частным предприятиям, сотрудничать с ними и предоставлять условия для применения технологий отбора студентов в кадровый резерв организации. Развитые страны активно используют такой механизм государственно-частного партнерства как прелиминаринг. Молодые специалисты в компании являются одним из тех ролевых факторов, от которых зависит успешность частной компании.
Проект «Карьерный прорыв» обеспечивает поэтапную адаптацию молодого специалиста в профессиональную деятельность. Целью проекта является возможность быстрого карьерного старта для студентов без опыта работы, которые только что окончили ВУЗ. После успешного тестирования и собеседования участники получают возможность для личностного и профессионального развития. Также студенты реализовывают теоретические знания, полученные в университете, на практике. Более того, программа «Карьерный прорыв» предусматривает наставничество - студенты пробуют себя в профессии под руководством более опытных наставников, кураторов.
Проект включает в себя разные направления: обучающие тренинги и семинары, игры на определение личностных качеств, приобретение или совершенствование навыка разработки и реализации проекта, а также оплачиваемы стажировки и возможность пройти преддипломную практику на базе Группы Компаний ЭФКО.
Именно по причине такого колоссального положительного эффекта от сотрудничества НИУ «БелГУ» и ГК «ЭФКО» в рамках проекта «Карьерный прорыв» необходимо максимально систематизировать программу и устранить недочеты, которые были выявлены в ходе исследования.
По данным исследования были выявлены такие элементы, требующие улучшений:
- недостаточная осведомленность о проекте «Карьерный прорыв» студентами;
- недостаточная заинтересованность в участии в тренингах, играх, семинар и лекциях по причине слишком популярных заданий в программе ассессмент-центра, а также по причине неудобности посещать данные мероприятия по времени и месторасположению;
- недостаточно обширный образовательный блок;
- недостаточный перечень предметов для профессионального тестирования;
- сжатые сроки реализации индивидуального проекта по причине сложности совмещать проект с преддипломной практикой и написание выпускной квалификационной работы.
В целях корректировки были выдвинуты следующие рекомендации:
- необходимость более активной PR компании проекта на площадке НИУ «БелГУ»;
- необходимость обновить программу ассессмент-центра, заменить игры и задания на более актуальные;
- необходимость подготовить курсы обучения и лекции по актуальным направлениям;
- необходимость разработать тесты по актуальным направлениям;
- необходимость корректировки времени проведения тестирования и отбора.
За время написания ВКР автором была проделана следующая работа:
- разработан тест по направлению «Менеджмент»;
- разработан учебный курс под названием «Основы PR- менеджмента» с сопровождающей презентацией;
- обновлена программа ассессмент-центра.
Также за время прохождения практики в организации автором и другим участником программы «Карьерный прорыв» была запущена PR кампания проекта в социальной сети ВКонтакте. Приняв во внимание пункт о недостаточной огласке начала проекта «Карьерный прорыв», сотрудниками Инновационного центра «Бирюч-НТ» были разработаны новый буклет и листовки, вмещающие в себя информацию о компании, о проекте и о потенциальном развитии студента в стенах организации. Данные материалы были разосланы на факультеты и институты НИУ «БелГУ».
Также автором была рекомендована разработка плана совместных мероприятий между НИУ «БелГУ» и ГК «ЭФКО», где «ЭФКО» может участвовать в качестве спонсора таких крупных мероприятий как «Королева „БелГУ“», «Мистер НИУ „БелГУ“» и пр.; участие представителей ЭФКО в качестве жюри на защите выпускных квалификационных работ, в проектной школе управления «Пегас», в неделе науки НИУ «БелГУ» и пр.
По итогу, исследование автора было высоко оценено представителями компании ЭФКО. Проект «Карьерный прорыв» с учетом корректировок запланирован запуститься в ВУЗах таких городов как Курск, Ростов-на-Дону, Воронеж, Кемерово и др.
Проект «Карьерный прорыв» обеспечивает поэтапную адаптацию молодого специалиста в профессиональную деятельность. Целью проекта является возможность быстрого карьерного старта для студентов без опыта работы, которые только что окончили ВУЗ. После успешного тестирования и собеседования участники получают возможность для личностного и профессионального развития. Также студенты реализовывают теоретические знания, полученные в университете, на практике. Более того, программа «Карьерный прорыв» предусматривает наставничество - студенты пробуют себя в профессии под руководством более опытных наставников, кураторов.
Проект включает в себя разные направления: обучающие тренинги и семинары, игры на определение личностных качеств, приобретение или совершенствование навыка разработки и реализации проекта, а также оплачиваемы стажировки и возможность пройти преддипломную практику на базе Группы Компаний ЭФКО.
Именно по причине такого колоссального положительного эффекта от сотрудничества НИУ «БелГУ» и ГК «ЭФКО» в рамках проекта «Карьерный прорыв» необходимо максимально систематизировать программу и устранить недочеты, которые были выявлены в ходе исследования.
По данным исследования были выявлены такие элементы, требующие улучшений:
- недостаточная осведомленность о проекте «Карьерный прорыв» студентами;
- недостаточная заинтересованность в участии в тренингах, играх, семинар и лекциях по причине слишком популярных заданий в программе ассессмент-центра, а также по причине неудобности посещать данные мероприятия по времени и месторасположению;
- недостаточно обширный образовательный блок;
- недостаточный перечень предметов для профессионального тестирования;
- сжатые сроки реализации индивидуального проекта по причине сложности совмещать проект с преддипломной практикой и написание выпускной квалификационной работы.
В целях корректировки были выдвинуты следующие рекомендации:
- необходимость более активной PR компании проекта на площадке НИУ «БелГУ»;
- необходимость обновить программу ассессмент-центра, заменить игры и задания на более актуальные;
- необходимость подготовить курсы обучения и лекции по актуальным направлениям;
- необходимость разработать тесты по актуальным направлениям;
- необходимость корректировки времени проведения тестирования и отбора.
За время написания ВКР автором была проделана следующая работа:
- разработан тест по направлению «Менеджмент»;
- разработан учебный курс под названием «Основы PR- менеджмента» с сопровождающей презентацией;
- обновлена программа ассессмент-центра.
Также за время прохождения практики в организации автором и другим участником программы «Карьерный прорыв» была запущена PR кампания проекта в социальной сети ВКонтакте. Приняв во внимание пункт о недостаточной огласке начала проекта «Карьерный прорыв», сотрудниками Инновационного центра «Бирюч-НТ» были разработаны новый буклет и листовки, вмещающие в себя информацию о компании, о проекте и о потенциальном развитии студента в стенах организации. Данные материалы были разосланы на факультеты и институты НИУ «БелГУ».
Также автором была рекомендована разработка плана совместных мероприятий между НИУ «БелГУ» и ГК «ЭФКО», где «ЭФКО» может участвовать в качестве спонсора таких крупных мероприятий как «Королева „БелГУ“», «Мистер НИУ „БелГУ“» и пр.; участие представителей ЭФКО в качестве жюри на защите выпускных квалификационных работ, в проектной школе управления «Пегас», в неделе науки НИУ «БелГУ» и пр.
По итогу, исследование автора было высоко оценено представителями компании ЭФКО. Проект «Карьерный прорыв» с учетом корректировок запланирован запуститься в ВУЗах таких городов как Курск, Ростов-на-Дону, Воронеж, Кемерово и др.



