ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ «СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Г. ШЕБЕКИНО»
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. В настоящее время молодежь является синонимом нового, динамично развивающегося будущего. Но, однако, наряду с присущими позитивными тенденциями развития общества встречаются и негативные проявления. К ним можно отнести одно из наиболее популярных и распространенных современных проблем - это девиантное поведение молодого поколения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной России, в условиях перехода к рыночным отношениям, смены социальных ориентиров, ломки идеологических ценностей и норм морали, происходят изменения в образе жизни и поведении молодого поколения. Формирование личности подростка происходит под влиянием общества, действующих в нем правил и установок. Особенность развития молодого человека состоит в том, что он еще не достаточно сформирован и устойчив к тем проблемам, с которыми он сталкивается в процессе своего взросления, поэтому именно в подростковом возрасте высока вероятность формирования девиантного поведения.
Для профилактики девиантного поведения подростков нередко используются различные виды комплексных профилактических программ, межведомственных мероприятий.
Но имеется разногласие между теорией и практикой, для реализации эффективного и результативного процесса профилактики в различных типах образовательных учреждений практика испытывает потребность в теоретико-методическом обосновании данного вида деятельности и наличии конкретных методических разработок для использования в ходе его реализации.
Таким образом, указанные обстоятельства обуславливают актуальность проблематики профилактики девиантного поведения как социальной проблемы.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Проблему девиантного поведения привлекало внимание специалистов разного профиля - социологов, психологов, таких как В.М. Бехтерев, П.К. Григорьев . В обосновании и утверждении социологического направления в девиации сыграли значительную роль труды юриста
A. Ф. Кони.
В начале XX века проблему девиации рассматривали такие исследователи как И. Левитов, Л. Сикорский. Наиболее известны работы в проблеме наркомании Н. Дубошинского, М. Кузнецова, П. Обозненко, B. Тарновского.
Социологический подход в изучении и объяснении преступности был последовательно проведен в мало известной работе Х.М. Чарыхова и трудах М.Н. Гернета. В отечественной социологической теории эта тема наиболее продуктивно представлена в трудах П. Сорокина.
Современными исследователями проблем девиации стали такие ученые как А.Л. Арефьев, Е. Вахрамов, Я.И. Гилинский, Л.Б. Шнейдер, Ю. Юричка.
Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между необходимостью снижения уровня девиантного поведения среди современной молодежи и недостаточной системной работой в учреждениях образования по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Объектом дипломного исследования выступают учащиеся в школах города Шебекино.
Предметом дипломного исследования являются социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения.
Целью дипломного исследования является выявление социально-педагогических условий, способствующих эффективной профилактики девиантного поведения в образовательном учреждении.
Задачи дипломного исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения девиантного поведения учащихся.
2. Разработать программу социологического исследования на тему «Социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения учащихся г. Шебекино».
3. Провести анализ социологических данных по результатам изучения социально-педагогических условий профилактики девиантного поведения.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составляют социологические теории, направленные на изучение девиантного поведения. К ним относится: теория социальной аномии Э. Дюркгейма, которая изучает отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен.
Теория девиантной субкультуры А. Коэна, в которой отклоняющееся поведение выступает как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Для молодежи в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного поведения происходит на основе подражания.
Значительное теоретико-методологическое воздействие на видение проблемы отклоняющего поведения оказали работы Э.Г. Эйдемиллера методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла.
Для решения задач и достижения поставленной цели использованы методы: анкетный опрос, анализ данных, фокус-группа.
Эмпирическую базу дипломного исследования составляют:
1. Федеральный Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» .
2. Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .
3. Закон Белгородской области от 31.01.2005 г. № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» .
4. Закон Белгородской области от 13.12.2000 г. № 122 « О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области» .
5. Авторское социологическое исследование: «Исследование девиантного поведения молодежи». Выборка - квотная. Число участников опроса - 150 респондентов. Анкетный опрос учащихся НИУ «БелГУ». Май 2014 г.
Научная значимость дипломного исследования заключается в том, что разработанные научные рекомендации могут быть использованы при подготовке социологических дисциплин.
Практической значимостью дипломного исследования является возможность применения рекомендаций в работе организаций, занимающихся социальной работой с детьми и их воспитанием. Результаты данного исследования можно использовать в качестве методического материала для профилактики девиантного поведения учащихся.
Апробация дипломного исследования. Теоретическая часть дипломного исследования нашла отражение в публикации статьи «Социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения учащихся» в международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий», а разработанные социально-педагогические условия профилактики в международной научно-практической конференции «Образование сегодня: векторы развития».
Структуру дипломного исследования составляют введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
Данное дипломное исследование было посвящено анализу социально- педагогических условий профилактики девиантного поведения учащихся, поскольку девиантное поведение несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально-экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей.
Причины отклонений в поведении ребенка зарождаются как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия надлежащего контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Профилактика девиантного поведения - это целенаправленное, организуемое воздействие на поведение человека с четким определением средств, форм и методов воспитания.
Для того чтобы профилактика отклоняющегося поведения была эффективной, профилактическая работа должна основываться на системном и межведомственном подходах к ее организации и осуществляться на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.
Поскольку большинство случаев отклонений в поведении приходится на подростковый возраст, когда психика молодых людей еще не достаточно сформирована и устойчива к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в процессе своего взросления, необходимо применять профилактические меры дома и в образовательных учреждениях. Ведь именно на ранней стадии можно выявить отклоняющееся поведение и предотвратить его.
Проведя исследование и проанализировав полученные результаты, можно сказать, что девиантное поведение является достаточно распространенным и часто встречающимся явлением. Основными формами проявления отклоняющегося поведения можно назвать курение, употребление алкоголя, побеги из дома, драки, нарушение правил поведения, сквернословие, воровство, нежелание учиться и слушаться взрослых.
Главными причинами отклоняющегося поведения подростков являются: пренебрежение со стороны сверстников, непонимание взрослыми трудностей детей, конфликты с родителями, неблагополучная ситуация в семье, неспособность сопротивляться вредным влияниям, отсутствие контакта с родителями и неспособность детей сопротивляться вредным влиянием, одиночество, отсутствие друзей.
В общеобразовательных учреждениях хорошо организована профилактическая работа в целях предотвращения девиантного поведения. Так, преподаватели и социальный педагог проводят большую кропотливую работу по профилактике девиантного поведения учащихся и реализуют множество мероприятий, посвященных данной тематике.
Помимо этого, социальный работник выступает на педсовете с обзором ситуации в ОУ по модулю программы «Профилактика правонарушений несовершеннолетних на 2011-2016 год», «Проблемы социальной жизни подростка в ОУ и пути их преодоления». Выявляются также учащиеся, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении, разрабатываются индивидуальные программы сопровождения для нуждающихся учащихся и вырабатываются рекомендации специалистам.
Эффективной профилактике девиантного поведения учащихся будет способствовать соблюдение следующих социально-педагогических условий: обеспечение межведомственного взаимодействия образовательного учреждения и органов системы профилактики в организации первичной, вторичной и третичной профилактики; психолого-педагогическая подготовка преподавателей к организации профилактической работы; создание эффективной системы воспитательной работы; нейтрализация причин возникновения девиаций; помощь неблагоприятным семья; систематическая работа социального педагога и психолога с детьми, имеющих отклонения в поведении; организация досуга подростков и вовлечение их в активную трудовую деятельность.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что девиантное поведение молодежи является одной из актуальных социальных проблем нашего времени, на изменение поведения ребенка оказывает влияние окружающая социальная среда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения со сверстниками, с родителями и педагогами. И если исключить плохое влияние, бережно относиться к своим и чужим детям, то можно быть уверенными в том, что в будущем вырастит хорошая смена умных, активных и трудолюбивых людей. И тогда не придется применять профилактические меры с целью воспитания и предотвращения отклоняющегося поведения. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут любящими, нежными, разумными и справедливыми.
1. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений». - М. : Известия, 1999. - 40 с.
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://base.garant.ru/179146- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики правонарушений» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : http://base.garant.ru/12116087- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. :http://www.zakonprost.rU/content/regional/6/1272688 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. № 122 «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. :http://www.fpa.sU/regzakonl/6/1273428 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
6. Арефьев, А.Л. Девиантное поведение в среде учащейся молодежи [Текст] / А.Л. Арефьев. - М. : Известия, 2003. - 148 с.
7. Афанасьев, В.С. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / В.С. Афанасьев. - М.: Просвещение, 2003. - 126 с.
8. Бехтерев, В.М. Объективное изучение личности [Текст] / В.М. Бехтерев. - М. : Дрофа, 2003. - 157 с.
9. Бураева, Л.А. Технологический и информационный аспекты компьютерного терроризма [Текст] / Л.А. Бураева // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. - 2013. - № 12. - С. 115-118.
10. Варов, В.П. Социальная регуляция поведения личности [Текст] / В.П. Варов. - М. : Просвещение, 2000. - 195 с.
11. Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома: прикладная психология и психоанализ [Текст] / Е. Вахрамов. - М. : Наука, 2000. - 63 с.
12. Гилинский, Я.Б. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст] / Я.Б. Гилинский. - СПб. : Просвещение, 2003. - 122 с.
13. Головаха, Е.И. Психология человеческих взаимоотношений [Текст] / Е.И. Головаха. - М. : Наука, 2007. - 189 с.
14. Дадова, З.И. Профилактика экстремизма в молодежной среде на примере Кабардино-Балкарской Республики [Текст] / З.И. Дадова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 14. - С. 124-126.
15. Двойменный, И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников [Текст] / И. А. Двойменный. - Белгород : БелГТАСМ, 2001. - 100 с.
16. Дубошинский, Н. Общество и алкогольная зависимость [Текст] / Н. Дубошинский. - М. : Дело, 2000. - 377 с.
17. Змановская, Е.В. Девиантология [Текст] / Е.В. Змановская. - М. : Изд-во Просвещение, 2006. - 172 с.
18. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы [Текст] / В. Н. Иванов. - М. : Дело, 2005. - 122 с.
19. Исаев, М. М. Статистика абортов [Текст] / М. М. Исаев. - М. : МГПИ, 2000. - 500 с.
20. Казакина, М.Г. Поведение личности и педагогическое ее формирование [Текст] / М.Г. Казакина. - М. : Наука, 2003. - 197 с.
21. Ковалевский, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Ковалевский. - М. : Наука, 2003. - 256 с.
22. Кони, А.Ф. О праве необходимой обороны [Текст] / А.Ф. Кони.
- М. : Наука, 2006. - 155 с.
23. Лапин, Н.И. Социализация и воспитание [Текст] / Н.И. Лапин.
М. : Наука, 2005. - 179 с.
24. Люблинский, П.И. Наркотизм, преступность и уголовный закон [Текст] / П.И. Люблинский. - М. : Наука, 2009. - 266 с.
25. Марьянова, И.С. Организация и руководство по воспитательной работе [Текст] / И.С. Марьянова. - М. : Просвещение, 2006. - 194 с.
26. Обозненко, П.Е. Поднадзорная проституция Санкт-Петербурга
по данным врачебно-полицейского комитета [Текст] / П.Е. Обозненко. -
СПб. : Питер, 2006. - 355 с.
27. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / А.Б. Петрова // Практическое руководство. - М. : Флинта: МПСИ, 2008. - 152 с.
28. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А. Петровский. - М. : Горбунок, 2002. - 223 с.
29. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения [Текст] /
Ю.П. Платонов. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.
30. Полянский, Н.Н. Народнический социализм общества [Текст] / Н. Н. Полянский. - М.: Задруга, 2000. - 60 с.
31. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков : справочно-методич. пособие [Текст] / под ред. И. Соковни. - М. : Просвещение, 2005. - 107 с.
32. Психология современного подростка : справочно-методич.
пособие [Текст] / под ред. Л.А. Регуш - СПб. : Речь, 2005. - 400 с.
33. Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска» : справочно-методич. пособие [Текст] / под ред. А.Г. Андреев. - СПб. : Питер, 1998. - 164 с.
34. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 550 с.
35. Райфшнайдер, Т.Ю. Роль и место системы дополнительного образования в психолого-педагогической поддержке девиантных подростков [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер // Сборник «Актуальные проблемы образования и воспитания. - М. : Наука, 2008. - 156 с.
36. Райфшнайдер, Т.Ю. Основные направления психологической поддержки учащихся с девиантным поведением в условиях средней общеобразовательной школы [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер // Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». - М. : Наука, 2007. - С. 374-377.
37. Райфшнайдер, Т.Ю. Особенности профориентационной работы с
подростками групп социального риска [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер //
Сборник материалов «Актуальные проблемы образования и воспитания». - М. : Арманов-центр, 2007. - 107-110 с.
38. Райфшнайдер, Т.Ю. Принципы и методы социально¬психологической реабилитации подростков с девиантынм поведением [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер // Материалы региональной научно¬практической конференции: Актуальные проблемы современного образования. - М. : Наука, 2006. - 21-23 с.
39. Райфшнайдер, Т.Ю. Программа психологической поддержки
подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер. -
Кисловодск : Новая полиграфия, 2007. - 66 с.
40. Райфшнайдер, Т.Ю. Ситуации и факторы формирования
отклоняющегося поведения подростков [Текст] / Т.Ю. Райфшнайдер //
Государственный университет управления. - 2007. - № 8. - С.182-186.
41. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М. : Наука, 1999. - 431 с.
42. Реан, А.А. Социальное сиротство в современной России: аналитический доклад [Текст] / А.А. Реан, Ж.К. Дандарова, В.А.Прокофьева. - М. : Фонд развития социальных инноваций, 2002. - 94 с.
43. Розин, Н.С. Особенности и черты молодежных субкультур в России [Текст] / Н.С. Розин. - М. : Наука, 1999. - 295 с.
44. Семенюк, Л.М. Психологические черты агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк. - М. : МПСИ, 2005. - 96 с.
45. Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике [Текст] / Н.А. Сирота. - М. : Генезис, 2001. - 216 с.
46. Сорокин, П. Преступность и ее причины [Текст] / П. Сорокин. - СПб. : Питер, 1913. - 355 с.
47. Свинцицкая, Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе [Текст] / Т.А. Свиницкая // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1224-1226.
48. Тарасенко, Г.М. Организация противодействия социальным отклонениям в поведении молодежи [Текст] / Г.М. Тарасенко. - М. : Наука, 2002. - 345 с.
49. Тарновский, В. За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) [Текст] / В. Тарновский. - М. : Наука, 2003. - 164 с.
50. Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности [Текст] / Х.М. Чарыхов. - М. : Дело, 2003. - 234 с.
51. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М. : Дело, 2007. - 98 с.
52. Эфендиева, А.Г. Общая социология [Текст] / А.Г. Эфендиева. - М. : Наука, 2000. - 100 с.
53. Юричка, Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних [Текст] / Ю. Юричка. - М. : Дрофа, 2000. - 155 с.