ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ 8
1.1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
1.3. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОП^ТТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ВЛИЯНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. ДИАГНОСТИКА БАЗОВОГО УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ 42
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность проблемы, рассматриваемой в настоящей выпускной квалификационной работе обусловлена следующим.
Современное общество отличается динамичностью и внедрением во все сферы жизнедеятельности информационных и компьютерных технологий, требующих от человека специальных знаний и умений. В связи с этим, существует социальный заказ государства на подготовку квалифицированных инженерно-технических кадров, способных к успешной и продуктивной деятельности в реалиях информационного общества. Подготовка таких кадров возможна лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей начиная уже с дошкольного периода, создания в образовательных учреждениях и организациях необходимых для этого условий. Всё это требует коренных изменений в системе образования, в том числе и дошкольного.
На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия инженера. На одном из заседаний Совета по науке и образованию В.В. Путин призвал рассчитать потребности РФ, отдельных её регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует от пользователей обладания современными знаниями в области робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера, начиная уже с дошкольного возраста.
Техническое детское творчество, являясь одной из форм самостоятельной деятельности дошкольников, является важнейшим средством формирования у них основ инженерного мышления, способствует развитию интереса к научно-
технической деятельности, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности детей.
Проблемой творчества в целом и детского технического творчества в частности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, как прошлого, так и современности, поэтому к настоящему времени она достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе.
Исследованием различных аспектов технического творчества детей занимались Е. И. Радина, Т.А. Макарова, В.Г. Нечаева, В.Г. Логинова, Д.В. Сергеева и ряд других исследователей.
В работах П.Н. Андрианова, В.Д. Путилина, И.Г.Розанова, А.Р. Лурия, А.Н. Давидчук определяется сущность и содержание понятия «детское техническое творчество», представлены методологические подходы к нему.
Развитию технического творчества именно дошкольников посвящены исследования С. В. Коноваленко, М.С. Ишмаковой, Л. В, Куцаковой. Л.А Парамоновой.
Условия формирования и развития технических умений и навыков детей в условиях ДОУ посредством робототехники определяются в работах Л.В. Ташкиновой, А. С. Прокофьева, Д.А. Каширина. Е.В. Волкова в своей работе даёт определение понятия «образовательный робототехнический конструктор».
Исследования вышеназванных учёных явились теоретической и методологической базой для написания настоящей выпускной квалификационной работы.
Таким образом, в научной литературе к настоящему времени накоплен достаточно богатый материал, освещающий различные вопросы технического творчества детей различных возрастов. Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными педагогические условия развития технического детского творчества в образовательном процессе; практически нет серьёзных исследований, посвященных развитию технического творчества дошкольников посредством робототехники.
В связи с этим, наблюдается заметное противоречие между:
- существующими потребностями общества в развитии технического творчества, творческих способностей дошкольников и недостаточной разработанностью практических механизмов, направленных на развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
С учётом этого противоречия была сформулирована проблема исследования, заключающая в поиске условий развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Выявленное противоречие и актуальность проблемы, рассматриваемой в настоящей выпускной квалификационной работе, обусловили выбор темы исследования: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования; уточнить понятие «техническое творчество».
2. Выявить особенности развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать особенности организации педагогических условий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
4. Провести опытно-экспериментальную работу и проверить эффективность разработанной Программы и условий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий робототехникой.
Объект исследования: процесс развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Гипотеза исследования: предполагается, что работа по развитию технического творчества у детей старшего дошкольного посредством робототехники будет эффективной, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- в группе будет создана специальная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники;
- будет разработан и практически реализован проект, содержащий комплекс специальных игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники;
- будет разработана и реализована программа мероприятий, направленных на организацию совместной деятельности педагогов группы с родителями воспитанников.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, анкетирование; изучение продуктов технической деятельности дошкольников; графическое отображение результатов исследования.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в уточнении понятия «техническое творчество детей старшего дошкольного возраста», теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Практическая значимость исследования: материалы, разработанного и реализованного нами в процесс выполнения ВКР проекта «Робикс», могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ, направленной на развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Этапы исследования:
1. Поисково-теоретический этап. Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, постановка и теоретическое обоснование проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, методов, задач и гипотезы исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап. Планирование и проведение психолого-педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного).
3. Заключительно-обобщающий этап. Обработка полученных материалов, формулировка выводов, установление правильности или ошибочности гипотезы исследования Оформление выпускной квалификационной работы, подготовка её к защите.
База исследования: МАДОУ детский сад № 146 г. Тюмени. В эксперименте принимали участие 28 детей старшего дошкольного возраста (возраст 5-6 лет).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Предметом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе выступали условия развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Это обусловлено тем, что в условиях динамичной, насквозь пропитанной информационными и компьютерными технологиями современной жизни, существует социальный заказ государства на подготовку квалифицированных инженерно-технических кадров, способных к успешной и продуктивной деятельности в реалиях информационного общества. Подготовка таких кадров возможна лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей начиная уже с дошкольного периода, так как именно этот отрезок жизни является наиболее сенситивным в плане воспитания и всестороннего развития личности.
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях страны активно применяется такой инновационный вид конструирования, как робототехника, являющаяся одной из наиболее эффективных технологий в плане развития у дошкольников технического творчества.
Рассматриваемая в настоящем исследовании проблема занимает немаловажное место в педагогической науке. Развитию технического творчества детей дошкольного возраста посвящены исследования С. В. Коноваленко, М.С. Ишмаковой, Л. В, Куцаковой. Л.А Парамоновой и многих других исследователей.
Условия формирования и развития технического творчества детей в условиях ДОУ посредством робототехники определяются в работах Л.В. Ташкиновой, А. С. Прокофьева, Д.А. Каширина. Е.В. Волкова в своей работе даёт определение понятия «образовательный робототехнический конструктор».
В первой главе настоящего исследования рассмотрены теоретические основы развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники, а именно:
- определены сущность и содержание детского технического творчества;
- рассмотрены особенности его развития в старшем дошкольном возрасте;
- выявлены условия развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Анализ литературных источников позволил нам сделать следующие выводы.
Среди видов человеческого творчества особое место принадлежит техническому творчеству. Это обусловлено тем, что посредством именно технического творчества человек производит какие-либо новые, не существовавшие ранее, приносящие ему материальную пользу объекты и предметы: различные агрегаты, машины, источники энергии и т.п. При этом продукты технического творчества способны преобразовывать окружающую природу, подгоняя её под нужды и потребности человеческого социума.
Детское техническое творчество, не являясь равнозначным по ценности в материальном и научном плане взрослому, при этом также предполагает собой действия, которые наряду с воспроизведением ранее известного включают элементы нового, найденного ребёнком на основе имеющихся у него знаний и опыта. Кроме того, конечный результат детского технического творчества предполагает собой не только изготовленные технические объекты, но и способы их создания и совершенствования.
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, сущность и содержание технического детского творчества можно определить следующим образом: детское техническое творчество - это поэтапная, эффективная, педагогически управляемая, диагностируемая и стимулируемая детская деятельность в сфере моделирования техники, направленная на развитие:
- личностных качеств и практической подготовки детей разных возрастов к рационализаторской и изобретательской деятельности,
- а также на развитие их творческих способностей посредством создания каких-либо материальных объектов, имеющих субъективную новизну и признаки полезности.
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов.
Отличным средством для продуктивного развития у дошкольников навыков и умений технического творчества является робототехника, предоставляющая ребёнку широкие возможности для проявления своих конструктивных и творческих способностей, развивающая его мышление, воображение, мелкую ручную моторику.
Особенности развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, в том числе - и посредством робототехники, обусловлены возрастными психологическими особенностями, присущими этому возрасту (мышление, внимание, воображение, память).
Эффективность развития технического творчества у старших дошкольников не представляется возможным без постоянной целенаправленной педагогической работы, направленной на решение этой проблемы, и требует создания соответствующих условий. Данные условия предполагают:
-создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- разработку и реализацию проекта, содержащего комплекс игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники;
- разработку и реализацию содержания совместной деятельности педагогов ДОУ с родителями.
Во второй главе нашего исследования рассмотрен процесс опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
Опытно-экспериментальная работа, проведённая на констатирующем, формирующем и контрольном этапах, позволила сделать следующие выводы:
1) Первичная диагностика, направленная на определение базового уровня сформированности навыков и умений технического творчества у детей старшего дошкольного возраста зафиксировала следующие показатели:
- высокий уровень - 23.81%.
- средний уровень - 39.29%.
- низкий уровень - 36.90%
Таким образом, было выявлено, что у некоторых детей (36.90%) такие навыки и умения находятся на низком уровне. Эти дети показали неспособность контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, неумение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту; у них не сформированы знания и умения по LEGO- конструированию и робототехнике. Они затруднялись создавать какие-либо модели из LEGO-конструктора, не могли комментировать процесс работы, придумывать рассказы, сказки, игры с придуманными моделями.
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и необходимость проведения дальнейшей работы, направленной на повышение уровня развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.
2) На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были реализованы условия, направленные на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста. Они заключались в следующем:
- создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
- разработка и частичная реализация проекта, содержащего подбор игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники, за исключением проведения контрольно- аналитического этапа, в связи с объявленной пандемией COVID-19 на территории Тюменской области;
- разработка содержания совместной деятельности педагогов ДОУ с родителями воспитанников (осуществлялось виртуально, при помощи социальной сети ВКОНТАКТЕ и мессенджера Вайбер).
Реализация данных условий способствовала повышению уровня развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, что подтвердили результаты повторной диагностики, проведённой на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы:
- высокий уровень - 30.95%.
- средний уровень - 41.67%.
- низкий уровень - 27.38%
Таким образом, возрос процент детей с высоким уровнем сформированности технического творчества по сравнению с показателями, выявленными на констатирующем этапе: с 23.81% до 30.95% (прирост составил 7.14%). Незначительно, но возрос процент детей со средним уровнем сформированности технического творчества: с 39.29% до 41.67% (прирост - 2.38%). В то же время, процент детей с низким уровнем заметно уменьшился: с 36.90% на констатирующем этапе до 27.38% на контрольном (снижение - 9.52%).
Теоретически полученные результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что робототехника является достаточно эффективным средством для развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, к сожалению практическая часть не доведена до конца, в связи с карантином (объявленной пандемией COVID-19 на территории Тюменской области). Контрольно- аналитический этап проекта будет продолжен после отмены режима «повышенная готовность» и снятия карантинных ограничений.
Также эффективными оказались и выдвинутые нами в начале исследования условия, направленные на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза теоретически подтверждена.
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. Просвещение, 1979. 176 с.
2. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества младших школьников / Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А., Нестерова Н.А., Фетцер В.В. Москва: Просвещение, 1990. 110 с.
3. Безсонов Н.В. Справочник изобретателя и рационализатора: вопросы и ответы / Н. В. Безсонов. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Профиздат, 1985. 272 с.
4. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. 2-е изд., стер. М.: Издательство Юрайт, 2016. 164 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1535 с.
6. Волкова Е.В. Определение понятия образовательный робототехнический конструктор / Е.В. Волкова // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза: Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016.
7. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. М.: Норма, 1994. 75 с.
8. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами /В. Воскресенская // Ребенок в детском саду, 2011. №1. С. 77-79.
9. Головина Б.Г. Робототехника В ДОУ / [Электронный ресурс] http://detstvogid.rU/robototehnika-v-dou/.html (дата обращения: 08.11.2019).
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: 1996.
Ч.2. Гл.4. 394 с.
11. Дымшакова О.Н. Программа дополнительного образования «Роботёнок». / О.Н. Дымшакова [Электронный ресурс]https://dohcolonoc.ru/programmy-vdou/9316 programma-robotjonok.html (дата обращения: 10.11.2019).
12. Емельянова И.Е. Легоконструирование как средство развития одарённости детей дошкольного возраста / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после: журнал, 2012 . №2 . С. 78-81.
13. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников.: учебное пособие для вузов / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. Москва [и др.]: [Изд-во МПСИ]. 2016. 223 с.
14. Жигалова А.Л. Дополнительная общеобразовательная программа
технической направленности «Роботёнок». (для детей от 5-и до 6-и лет) / А.Л.Жигалова. [Электронный ресурс]http://pedkopilka.ru/blogs/ala-leonidovna-zhigalova/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnajaprograma-tehnicheskoi-napravlenosti-robot-nok-dlja-detei-ot-5-i-do-6-i-let.html (дата обращения:
10.11.2019).
15. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // М. В. Зверева. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. №1. С. 29-32.
16. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /М.С. Ишмакова. Всерос. уч-метод. центр образоват. робототехники. М.: Изд. полиграф. центр «Маска», 2013. 100 с.
17. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Методические рекомендации для организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО / Д.А. Каширин, А.А. Каширина. М.: Издательство «Экзамен» , 2015. 120 с.
18. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Рабочая тетрадь для детей старшей группы ДОО. Часть 1.: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. / Д.А. Каширин, А.А. Каширина. М.: Издательство «Экзамен», 2015. 192 с.
19. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Рабочая тетрадь для
детей подготовительной группы ДОО. Часть 2.: образовательный
робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет / Д.А. Каширин, А.А. Каширина. М.: Издательство «Экзамен», 2015. 192 с.
20. Кленовая Н.В. Развитие творческих способностей старшеклассников при обучении их иностранному языку: коммуникативный подход. Монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2010, 70 с.
21. Князева Е.Н. Природа креативности в зеркале креативности природы. Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 520 с.
22. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Коджаспиров А. Ю. Москва: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
23. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. М.: Детство Пресс, 2017. 112 с.
24. Конструирование и робототехника по ФГОС дошкольного образования /
[Электронный ресурс] http://фгос-игра.рф/doshkolnoeobrazovanie/298
sostoyalsya-pervyj-onlajn-seminar-konstruirovanie-irobototekhnika-v-doshkolnom-obrazovanii-s-uchetom-vvedeniya-fgos (дата обращения: 12.11.2019).
25. Концепция развития дополнительного образования детей. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
26. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: Монография/Ред.- сост. О.А. Карлова. М.: Академический Проспект, 2009. 476 с.
27. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. д.т.н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г. Круглова. 3-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 319 с.
28. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография. / Под ред. Проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородниковой. Ярославль: ИПК «Индиго», 2015. 392 с.
29. Культурология. Энциклопедический словарь. / гл. редактор Хоруженко К.М. Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 1997. 640 с.
30. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л.В.Куцакова. М.: Мозаика. Синтез, 2010. 259 с.
31. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста.: сборник статей /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца
А. В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
32. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / ред. сост. О.Г. Жукова. М.: АРКТИ, 2015. 176 с.
33. Максаева Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности. / Ю.А. Максаева // Начальная школа до и после, 2012. № 9. С. 66-69.
34. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. 720 с.
35. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности / В.А. Моляко. Киев: Знание, 2018. 71 с.
36. Негус К., Пикеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности / Пер. с англ. Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2016. 300 с.
37. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / Р.С. Немов. М.: Просвещение, 1990. 324 с.
38. Оствальд В. Натурфилософия / Оствальд В.; пер. с нем. Г. А. Котляра под ред. М. М. Филиппова. Москва: Ком Книга, 2006. 334 с.
39. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 192 с.
40. Прокофьев А.С. Робототехника в детском саду// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №14. С. 36.
41. Пуанкаре А. Наука и методика / Пуанкаре А. Санкт-Петербург: «Издание Н. П. Карбасникова», 1910. 238 с.
42. Путилин В. Д. Социальная направленность технического творчества учащихся. Москва: Высш. школа, 1979. 79 с.
43. Рибо Т.А. Творческое воображение / Рибо Т.А. Санкт-Петербург: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1910. 318 с.
44. Розанов И.Г. О юных конструкторах / Розанов И.Г Москва: Знание, 1961. 48 с.
45. Рубаняк Т.Ю. Методическая разработка "Лего-конструирование и
образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации" [Электронный ресурс]
https://pedportal.net/doshkolnoeobrazovanie/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-quot-lego-konstruirovanie-iobrazovatelnaya-robototehnika-v-doshkolnoyobrazovatelnoy organizacii quot1267428 (дата обращения: 10.11.2019).
46. Советский Энциклопедический Словарь / гл. редактор А.М. Прохоров. 2-е издание. М.: «Советская Энциклопедия», 1982 . 1600 с.
47. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение / Ю.С. Столяров М.: Педагогика, 1984. 160 с.
48. Ташкинова Л.В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» / Л.В. Ташкинова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 230-232.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Сайт ФГАУ «Федеральный институт развития образования».: http://www.firo.ru(дата обращения: 21.12.2019).
50. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый, 2015. №23. С. 1020-1022.
51. Энгельмейер П.К. Эврилогия и всеобщая теория творчества. / Энгельмейер П.К. Санкт-Петербург: Мирный труд, 1914. 208 с.