Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиции и их роль в политической жизни общества

Работа №7103

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы163 стр.
Год сдачи1994
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
874
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА КАТЕГОРИИ «ТРАДИЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 13
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ И ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 27
СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»... 27
ТРАДИЦИИ И ИСКУССТВО 37
ТРАДИЦИИ И МОРАЛЬ 46
ТРАДИЦИИ И НАУКА 50
ТРАДИЦИИ И ПРАВО 56
ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИЯ 63
ТРАДИЦИИ И ФИЛОСОФИЯ 69
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИДЕАЛЫ 79
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
БИБЛИОГРАФИЯ 139



Актуальность исследования обусловлена той важной ролью, которая принадлежит традициям в процессе общественного развития. История человечества - бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. Накопленные ценности духовной и материальной культуры бережно передаются от поколения к поколению. Сохранению и преумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности.
Изучение традиций имеет не только теоретическое значение, но и вызывается практическими потребностями общественных систем. Перспективы социального развития, социального прогресса во многом определяются подходами к решению проблем выбора традиций, воспитания молодежи, предотвращения разрывов культурной преемственности. Традиции играют чрезвычайно важную роль в поддержании стабильности общества, сохранения элементов консенсуса, они же могут и затормозить, замедлить развитие общества. Современные темпы общественного развития значительно обостряют указанные проблемы.
Актуальность исследования имеет также определенный социально-политический аспект, поскольку каждое государства обладает богатым арсеналом политических традиций. Применение этих традиций может быть успешным только при условии их серьезного изучения. Адекватное теоретическое освещение проблемы традиций на практически-политическом уровне позволит проводить более гибкую политику, оттачивать политическое искусство, более точно учитывать степень влияния традиций в обществе.
В качестве конкретно-исторического источника для методологических обобщений в диссертации используется история и культура Китая. Большое

4
внимание, уделяемое конкретному анализу традиций в китайской культуре, вызвано необходимостью соблюдения принципа соотношения общего и особенного, согласно которому особенное выражает общее в единичном и единичное - в его единстве с общим. Подобная работа может быть проделана не только применительно к Китаю, но и в отношении любой другой страны, так как для любой исторической общность людей традиции выступают неотъемлемым фактором общественного развития.
Безусловно, Китай уникален в плане длительности сохранения культурного наследия. Но вместе с тем, проблемы Китая, связанные с традициями, достаточно типичны - и для региона (Индия, Япония, Корея и др.), и для остальных стран. И сейчас, когда азиатско-тихоокеанский регион выходит на передовые позиции в мировой политике, опыт развития этих стран, причины их поразительных экономических успехов достойны самого пристального внимания со стороны всех заинтересованных лиц и организаций, в том числе и российских.
Говоря о степени разработанности проблемы, освещаемой в диссертации, следует отметить, что данная проблема - проблема традиций, преемственности в культуре - в своем становлении восходит к древности и средневековью и волновала мыслителей разных эпох и народов, задумывавшихся о выделении человека и мира культуры из космического универсума. Уже в Древнем Китае, более двух тысячелетий назад, существовал целый спектр трактовок традиций и надлежащего к ним отношения. Противоположные оценки давали Конфуций и Шан Ян. Разработанные ими конфуцианская и легистская концепции поочередно брались на вооружение китайскими правителями разных эпох.
В Европе всплеск интереса к проблеме традиций был отмечен во времена возрождения и Реформации, объединенные критикой церкви и отживших отношений. Возрождение, высвободившее творческий потенциал человека из оков средневекового традиционализма, было одновременно и отрицанием традиций (косных и мешающих развитию), и апелляцией к ним

5
(призыв к возрождению гуманистических традиций античности). «Аформализм» реформационного движения препятствовал догматизации и в итоге способствовал освобождению человека из-под жесткой опеки католической церкви и ее идеологии, давления авторитетов и традиций.
В Новое время проблеме традиций уделяли внимание романтики, историки, литературоведы, интересовавшиеся устными формами, мифологическим мышлением. В XVI - XVII вв. проблема традиций так или иначе затрагивалась такими учеными, как М. Монтень, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк - при изучении общества и культуры, законов их функционирования и развития, социальных и культурных функций науки и искусства, морали и права; соотношения религии и науки, религии и морали, роли языка.
Собственно осмысление феномена традиции, преемственности, наследования в теоретическом плане начинается с XVIII в. С Дж. Вико (1668
- 1744), И. Гердера (1744 - 1803) можно начинать отсчет концепциям исторического развития в философии. Основа историзма Дж. Вико - в переосмыслении традиций, в восстановлении прошлого, в понимании прошлого через призму исторического развития человека. Вико, реконструирующий в своем творчестве гуманистические традиции античности, способствовал выделению области гуманитарных наук и во многом определил интенции развития зарубежной философии.
В XVIII в. - веке Просвещения - проблема традиций решалась и в русле теорий исторического и культурного прогресса (Вольтер, Руссо, Тюрго, Кондорсе), которые были определенным шагом вперед в объяснении истории, поскольку отвергали теологическую концепцию истории и обращались к изучению реального исторического процесса. Однако, вместе с тем, жесткое противопоставление традиции и прогресса (широко распространенное впоследствии) свидетельствовало о неспособности преодоления противоречий в истолковании истории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершая исследование традиций и их роли в политической жизни общество, представляется необходимым еще раз обратить внимание на следующие положения, являющиеся обобщением изложенных в предлагаемой диссертации выводов, которые представляют собой результат анализа взаимодействия ряда общественных явлений.
Проблема традиций как специальный предмет исследования заинтересовала отечественных исследователей в 60-е годы, несколько позже, чем это произошло в европейской и американской науке. За прошедшие десятилетия исследование проблемы традиций прошло несколько этапов, и не смотря на различие методологических подходов, тенденции в развитии представлений о традициях остаются общими для отечественной и западной науки. К таким тенденциям можно отнести:
□ отход от сугубо статического рассмотрения традиции, преувеличивавшего степень устойчивости традиции и недиалектически противопоставлявшего традиции и инновации;
□ обращение, помимо статического анализа, к динамическому рассмотрению традиции, особенно в вопросе о соотношении традиции и инновации, что позволяет преодолеть некоторые прежние метафизические воззрения;
□ расширение объема понятия «традиция», утверждение взгляда на традицию как универсальное образование, бытующее во всех сферах общественной жизнедеятельности;
□ преодоление жесткого противопоставления традиционного и рационального способов регуляции, что позволяет по-новому взглянуть на вопрос о месте традиции в современной общественной жизни;
□ более четкое разграничение понятий «культура» - «традиция» - «обычай»;

136
□ уточнение представлений о традициях, позволяющее разграничить понятия «традиция» и «самобытность», «специфика», «культурное наследие», «культурное ядро», «культурная динамика», «эндогенность» и другие, что позволяет избегать нередкого контекстуального варьирования смысла понятия «традиция».
В изучении традиций в настоящее время выделяется содержательный, структурный и функциональный аспекты.
В содержательном аспекте традиции в современной литературе рассматриваются как реально существующий атрибут общества, одновременно выраженный во времени, продукт совместной деятельности людей, форму коллективной адаптации человеческого сообщества к окружающей среде. Носителем традиции выступают индивиды, при этом традиция локализована в отношении определенной группы, коллектива, области с относительно общей культурой. Традиция является продуктом истории имеет процессуальный, непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер. В то же время она потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной трансформации. Традиция имеет избирательный характер. Она основана на силе общественного мнения, на авторитете древности, а не на юридических установлениях. Традиция передается внегенетическими способами: устным или письменным путем, посредством примера или наставления. Освоение традиции и следование ей может происходить сознательно или бессознательно. Традиция представляет собой абстрагирование от поведения отдельного человека и продуктов его деятельности.
Структурный аспект изучения традиций описывает их организацию и компоненты, а также определяемые ими варианты классификации традиций. С этой точки зрения традиция имеет целостный характер, представляет собой сложную систему, включающую различные компоненты и имеющую определенную структуру. Основанием классификации может быть любой варьирующийся параметр традиции.

137
В функциональном аспекте традиции характеризуются как выполняющие ряд функций, таких как аккумуляция и передача социального опыта новым поколениям, регулятивно-нормативная, социализация индивидов и др.
Для более глубокого проникновения в природу традиций в диссертации они исследуются в соотнесении с рядом общественных явлений, таких как духовное производство, идеал, политическая культура и некоторыми иными.
Роль традиций в духовном производстве как сложнейшем явлении общественной жизни раскрывается посредством последовательного анализа роли традиций в отдельных отраслях духовного производства. Теоретический анализ традиций в искусстве, морали, науке, праве, религии, философии иллюстрируется и конкретизируется материалами из истории Китая, которым в работе отводится особое место.
В диссертации показано, что, присутствуя во всех отраслях духовного производства, традиции имеют в каждой из них свою специфическую окраску, которая определяется особенностями конкретной отрасли духовного производства, отражает историю ее возникновения и развития.
Сохранение традиций в зависимости от их конкретного содержания может по-разному влиять на скорость и плодотворность развития духовного производства. В целях активизации духовного производства и в связи с социально-экономической ситуацией, происходит критический отбор традиций, а также их существенное изменение и зарождение новых традиций.
Вследствие тесного переплетения и взаимовлияния разных отраслей духовного производства, что показывается на примере Китая, традиции одной отрасли духовного производства способны оказывать воздействие на ход развития других отраслей духовного производства - как в пределах одной культуры, так и на межрегиональном уровне. Этим традиции способствуют интеграции духовной жизни, диалогу культур и накоплению позитивных ценностей в истории культуры.



1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-философские традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989. - 271с.
2. Абрамян Э. Г. У истоков культурной традиции. - Ташкент, 1988. - 127с.
3. Актуальные проблемы развития политических систем. Сб. научных трудов. М.: МГИМО, 1985. - 190с.
4. Алексеев И. А., Нагорный А. А., Парканский А. П. Американские китаеведы об экономике и политике Китая сегодня и завтра. М.: Наука, ГРВЛ, 1989.
5. Аленина Р. А. Социальная природа традиций и их роль в жизни и развитии общества. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Изд-во МГУ, 1977. -24с.
6. Алиев А. -Г. К. Диалектика интернационального и национального в традициях советского народа: (Теорет.-методол. и социол. аспекты). Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / АОН при ЦК КПСС. - М., 1988. - 42 с.

140
7. Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки и современность. 1991, N2. - с. 48-58.
8. Аргун А. Х. Развитие художественных традиций и процесс взаимовлияния культур социалистических наций. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1982. - 32с.
9. Артемов В. М. Проблема традиционного в историческом материализме. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1979.
10. Атаманчук Г. Политический процесс и государственная политика. // Свободная мысль. - М., 1991. - N18. - с. 69-76.
11. Асмус В. Ф. В. И. Ленин о вопросах культурной традиции. // Вопросы философии. 1970. - N4.
12. Багавеев Р. А. Политическая символика и политические традиции в социалистическом обществе: (Методолог. аспект). // Общественный прогресс и вопросы развития социалистического общества. - Казань, 1990.
- с. 33-36.
13. Багавеев Р. А. Политические традиции как вид социальной традиции. // Вопросы становления и совершенствования социализма. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - с. 57-60.
14. Багавеев Р. А. Политические традиции как фактор формирования и развития политической культуры трудящихся масс. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Казань, 1987.
15. Багавеев Р. А. Политические традиции социалистического общества. // Политика и управление. - Казань, 1988. - с. 23-37.
16. Бадера Н. И. Общественный идеал как социальный регулятор и его художественно-эстетические аспекты. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук.
- Харьков, 1983. - 16с.
17. Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое. // Фольклор и этнография. - Л., 1990. - с. 3-11.

141
18. Бажанов Е. Курс на «спокойствие в Поднебесной»: эволюция китайской внешней политики в 80-е гг. // Новое время. 1988. - N17. - с. 32¬
35, N18. - с. 33-35.
19. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: Наука,
1987. -160с.
20. Барсегян И. А. Традиция как механизм воспроизводства общественной жизни (Коммуникативный аспект). Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Ереван, 1985.
21. Баталов Э. А. Социальная утопия и утопическое сознание США. М.: Мысль, 1982.
22. Белова М. Г. Философско-эстетические проблемы традиций в искусстве: (На материале советской живописи 60-х гг.). Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., МГУ, 1978.
23. Бенифанд А. В., Валеев Д. Ж., Хажинов Р. Х. Мораль, традиции, воспитание. // Филос. науки. - М., 1988. - N8. - с. 116-118.
24. Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: (философско-этические основы). - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. -143с.
25. Боголюбова Е. В. Культура и общество: вопросы истории и теории. М.,
1978.
26. Бойматов А. Х. Традиция как механизм духовного развития субъекта исторического процесса. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М.,1987.
27. Борох Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм (Начало ХХ в.)- М.: Наука. ГРВЛ. 1984. - 296с.
28. Борох Л. Н. Традиционные утопии в восприятии Сунь Ятсена. // Китайские социальные утопии. - М.: Наука. ГРВЛ, 1987. - с. 271-309.
29. Буров В. Г. Политика «четырех модернизаций»: традиции и современность. // Информ. бюл. / Ин-т Дал. Востока АН СССР, М., 1982, N33. - с. 287-294.

142
30. Буров В. Г. Современная китайская философия. - М.: Наука. ГРВЛ. 1980. -311с.
31. Буров В. Г. Философия ханьской эпохи. // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. - М.: Наука. ГРВЛ, 1990. - с. 3-25.
32. Варисов М. В., Карапетян Л. М. Национальные традиции и пережитки прошлого. - Махачкала, 1958.
33. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука. ГРВЛ, 1970.
34. Васильев Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли-цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. ст. - М.: Наука. ГРВЛ, 1988. - 331с.
35. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - Л.: Гослитиздат, 1940,- 620 с.
36. Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая // Всеобщая история искусств. Т. 2, ч. 2. - М.: Искусство, 1961. - 525с.
37. Владимиров О. Е., Ильин М. А. Эволюция политики и идеологии маоизма в 70-х - начале 80-х гг. - М.: Международные отношения, 1980. - 326с.
38. Владимиров О. Е., Рязанцев В. И. Страницы политической биографии Мао Цзэдуна. - М.: Политиздат, 1980. - 127с.
39. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. -N4.
40. Власова В. Б. Традиция в мире духовных ценностей/ АН СССР. Ин-т философии. - М., 1983. Деп. ИНИОН N 14284.
41. Власть: Очерки современной политической философии Запада. Отв. ред. В. В. Мшвениерадзе. - М.: Наука, 1989. - 325с.
42. Вольтер Г. А. Место традиций в системе общественного сознания. Минск, 1977. - 41с. Деп. ИНИОН 1492.
43. Вопросы истории, идеологии и внешней политики Китая, Японии, Кореи // Информ. бюл. / ин-т Дал. Востока АН СССР. N24. М., 1981.

143
44. Вороно С. В., Курбатова Л. В. К вопросу о методологии исследования идеалов общественного устройства/ Перм. политехн. ин-т. - Пермь, 1987. - 28с. Деп. ИНИОН 30167.
45. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980. - 568 с.
46. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. - М., 1960.
47. Галаганова С. Г., Ушков А. М. Традиции политических учений Востока: (материалы к семинарскому занятию) // Введение в политологию.
- М.,1991. - вып. 1. - с. 80-109.
48. Гао Цзянь. Самосознание как основа формирования китайской национальной драматургии // Место и функции национальных художественных традиций в современном искусстве. М.: ВНИИ искусствознания, 1991. - с. 41-53.
49. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. М.: Мысль, 1970.
50. Горохова Г. Э. Идеал и власть в китайской традиции // Ретроспективная и сравнительная политология. - М.,1991. - вып. 1. - с. 289-301.
51. Горгошадзе М. Б. Место традиций в структуре общественного сознания. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. / Тбилисский гос. ун-т. - Тбилиси, 1988.
52. Гринин В. В., Ладыгина А. Б. Искусство: диалектика преемственности.
- Минск, Изд-во Белорус. ун-та, 1979. -214с.
53. Гудошников Л. М. Политические реформы в СССР и КНР /Опыт сравнительного анализа/ //Проблемы Дал. Востока. - 1989, N1.
54. Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопр. философии. - М.,
1988. - N12. - с. 153-159.
55. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М.,1984, - 350с.
56. Гурьянова А. Н. Традиции и становление исторического самосознания. // Формы и методы социального познания. - Калинин, 1989. - с. 36-43.
57. Давидович В. Е. Теория идеала. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 184с.

144
58. Делюсин Л. П. Земельная программа Небесной династии и ее оценки. // Китайские социальные утопии. - М.: Наука. ГРВЛ, 1987. - с. 172-199.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ