ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ
СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» 33
РАЗДЕЛ III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ
СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» 33
РАЗДЕЛ III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В условиях нестабильного развития и системного кризиса, затрагивающего все сферы жизни российского общества, проблема улучшения качества жизни трансформируется в проблему улучшения качества межличностных отношений. В связи с этим актуализируется идея социальной солидарности, которая является своеобразным критерием общественного прогресса и которой присущи такие качественные характеристики, как единство, интеграция, идентичность, консолидация. Истинная солидарность базируется на потребностях целостной коллективной человеческой деятельности, определенным образом организованной и мотивированной, в частности, на потребности в совместном сотрудничестве, органически требующем взаимопомощи.
Идея солидарности находит свое выражение в добровольных объединениях лиц с общими интересами и координации расходящихся интересов с государством, действующим в строгом соответствии с демократическими принципами. Именно поэтому реализация концепции солидарного общества должна осуществляться с обязательным общественным участием, с участием представителей общественных структур - общественных активистов, гражданских ассоциаций, территориальных сообществ и т.п.
Общественное участие предполагает для решения проблем сообщества объединение различных групп заинтересованных сторон для совместной разработки решений сложных вопросов и достижения консенсуса по этим вопросам как внутри сообщества, так и в процессе диалога с властью. Оно выступает в качестве самоорганизующейся силы, которая способна обеспечить решение многих вопросов в сфере социальной политики, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности населения, улучшения экологической ситуации, организации досуга, воспитания молодежи. Широкое общественное участие не только способствует повышению уровня благосостояния местного населения, но и содействует развитию гражданского общества, созданию возможностей для удовлетворения социально значимых потребностей человека, включая наиболее важную для общества потребность в самореализации. Только в этом случае может быть сформирована городская община, базирующаяся на принципах солидарного общества. Общество солидаризуется, когда его члены начинают нести взаимную ответственность (сопричастность).
Таким образом, процесс активизации населения в решении вопросов местного значения является важной предпосылкой к формированию солидарного общества. Общественное участие выступает в качестве наиболее оптимального механизма формирования общественного доверия, личной и коллективной ответственности, чувства идентичности. Развитие форм участия граждан способствует не только достижению гражданского согласия, но и формированию традиций личного участия в решении собственных проблем.
Степень изученности темы. Проблема формирования солидарности и солидарного общества является предметом исследования на протяжении многих десятилетий, так как нарастание общечеловеческой солидарности на всех этапах развития общества являлось своеобразным критерием общественного прогресса. Теоретические основы исследования концепта «социальная солидарность» в научной литературе раскрыты достаточно обширно. Анализ понятий «солидарность» и «солидаризация», истоки солидарности и перспективы солидарного общества в современной России, а также социальные риски в процессе формирования солидарного общества раскрываются в работах Х.А. Барлыбаева, И.Г. Бублика, И.Б. Игнатовой, Е.В. Реутова, М.В. Тулузаковой, Ю.В. Шкудуновой.
В центре внимания научных интересов В.П. Бабинцева, Е.А. Терехова, Б.В. Заливанского, И.Е. Ильичёва, И.В. Лавриненко, Е.В. Реутова, Е.В. Самохваловой находятся социальные практики по созданию регионального солидарного общества, в частности, рассмотрен белгородский опыт реализации концепции солидарного общества.
Факторам, сдерживающим развитие кооперации и реализацию солидарных практик в местных сообществах, уделяют внимание такие исследователи, как Ю.В. Астахов, А.С. Гампарцумов, Д.В. Давтян, О.П. Звонкина, С.А. Иващенко. Особое внимание исследователи уделяют развитию форм участия граждан в контексте социальной солидарности. Общественное участие рассматривается как наиболее оптимальный механизм формирования солидарного общества. Данному вопросу посвятили свои работы А.А. Гармашев, С.А. Губина, Е.В. Косов, Е.В. Реутов, М.Н. Реутова, А.А. Хоконов, И.В. Шавырина.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос об усилении общественного участия в формировании и развитии солидарного общества, который нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования и развития солидарных отношений в местных сообществах и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по внедрению технологий включения общественного участия в данных процесс.
Основная гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что основные проблемы реализации концепции солидарного общества связаны с отсутствием практики общественного участия в процессе ее реализации, иждивенческими настроениями городского сообщества, а также неверием граждан в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые местной властью решения.
В качестве объекта исследования выступает управление реализацией концепции солидарного общества.
Предметом исследования является общественное участие как условие развития солидарного общества в городском округе «Город Белгород».
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по повышению уровня участия населения в формировании солидарного общества городского округа «Город Белгород».
Задачи исследования. Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач.
1. Изучить теоретические основы исследования общественного участия в формировании и развитии солидарного общества.
2. Проанализировать практику реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород».
3. Предложить пути повышения уровня общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями системного подхода, изложенного в исследованиях Э. Дюркгейма, П.А. Кропоткина и др., и позволившего рассмотреть солидарность как единение группы или класса, которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание. В диссертации используются положения теории социального капитала П. Бурдье, который видит основы социальной солидарности в создаваемых доминирующей группой и индуцируемых на остальное общество сложно структурированных символических комплексах. Работа опирается на теорию социального действия Т. Парсонса, согласно которой процесс формирования солидарного общества основывается на утверждении в обществе принципов социальности (солидарности), существенно меняющих качество человеческих отношений.
В ходе выполнения магистерской работы были использованы общенаучные методы, включая анализ, синтез, сравнение, анализ документов, наблюдение, опрос.
Эмпирическую базу магистерской работы составляют федеральные, региональные и местные нормативные акты, материалы ранее проведенных исследований , результаты авторского социологического исследования.
Научная новизна исследования заключается в определении основных факторов повышения уровня общественного участия в развитии солидарного общества муниципального образования. В результате исследования практики реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» предложен проект, направленный на объединение местного сообщества и привлечение их к активным действиям по решению локальных проблем.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Общественное участие представляет собой непрерывный процесс взаимодействия между организацией (учреждением), ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения, а также между гражданами и теми государственными органами, которые регулируют данный вид деятельности. Общественное участие является обязательным условием развития солидарного общества, которое основано на осознании людьми общности фундаментальных интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении позитивных общественно значимых целей. Солидарность как механизм общественного воспроизводства требует собственного поддержания. Именно поэтому развитие солидарного общества должно осуществляться с обязательным участием представителей общественных структур, которое становится базисом для формирования солидарности и способом агрегации ресурсов - социального капитала.
2. Главную роль в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» администрация муниципального образования отводит территориальному общественному самоуправлению. Наиболее успешными проектами в этом направлении являются проекты «Создание единого информационного пространства ТОС» и «Создание онлайн-площадок для информационного сопровождения деятельности ТОС города Белгорода «Открытый ТОС». Реализация общественного участия в развитии городского солидарного общества осложняется такими проблемами, как недостаточно активное использование населением всех законодательно разрешенных механизмов влияния на ситуацию в целом и на действия местных органов власти, в частности; низкая социальная активность граждан, устраняющихся в значительной своей массе от участия в решении вопросов местного значения; формальный и имитационный характер деятельности значительной части общественных объединений; недостаточное развитие на местном уровне современных общественных практик, учета мнения граждан и согласования общественных интересов; отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете для поддержки и реализации инициатив граждан.
3. Повышение уровня общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» возможно посредством формирования результативной и регулярно действующей системы включения населения в процесс решения проблем и вопросов развития территории. Это предполагает реализацию социально значимых для городского округа проектов; поддержание, развитие и регулярную трансляцию местных инициатив социального характера; развитие постоянно действующей системы социального и информационного партнерства местной власти, бизнес-сообщества и населения; включение субъектов предпринимательской деятельности в благотворительную деятельность; создание механизма содействия реализации благотворительных практик организациями-донорами. Для реализации данных направлений предложен проект «Создание Фонда местного сообщества «Белый город».
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти концепций, проектов, программ, направленных на формирование и развитие солидарных отношениях в местных сообществах.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Использование PR-технологий при формировании регионального солидарного общества» (г. Белгород, 2017); «Роль общественного самоуправления в формировании городского солидарного общества (по результатам логико-содержательного анализа муниципальных программ)» (г. Саратов, 2018); «Взаимодействие социальных институтов и органов власти в рамках реализации концепции солидарного общества» (г. Томск, 2018).
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Идея солидарности находит свое выражение в добровольных объединениях лиц с общими интересами и координации расходящихся интересов с государством, действующим в строгом соответствии с демократическими принципами. Именно поэтому реализация концепции солидарного общества должна осуществляться с обязательным общественным участием, с участием представителей общественных структур - общественных активистов, гражданских ассоциаций, территориальных сообществ и т.п.
Общественное участие предполагает для решения проблем сообщества объединение различных групп заинтересованных сторон для совместной разработки решений сложных вопросов и достижения консенсуса по этим вопросам как внутри сообщества, так и в процессе диалога с властью. Оно выступает в качестве самоорганизующейся силы, которая способна обеспечить решение многих вопросов в сфере социальной политики, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности населения, улучшения экологической ситуации, организации досуга, воспитания молодежи. Широкое общественное участие не только способствует повышению уровня благосостояния местного населения, но и содействует развитию гражданского общества, созданию возможностей для удовлетворения социально значимых потребностей человека, включая наиболее важную для общества потребность в самореализации. Только в этом случае может быть сформирована городская община, базирующаяся на принципах солидарного общества. Общество солидаризуется, когда его члены начинают нести взаимную ответственность (сопричастность).
Таким образом, процесс активизации населения в решении вопросов местного значения является важной предпосылкой к формированию солидарного общества. Общественное участие выступает в качестве наиболее оптимального механизма формирования общественного доверия, личной и коллективной ответственности, чувства идентичности. Развитие форм участия граждан способствует не только достижению гражданского согласия, но и формированию традиций личного участия в решении собственных проблем.
Степень изученности темы. Проблема формирования солидарности и солидарного общества является предметом исследования на протяжении многих десятилетий, так как нарастание общечеловеческой солидарности на всех этапах развития общества являлось своеобразным критерием общественного прогресса. Теоретические основы исследования концепта «социальная солидарность» в научной литературе раскрыты достаточно обширно. Анализ понятий «солидарность» и «солидаризация», истоки солидарности и перспективы солидарного общества в современной России, а также социальные риски в процессе формирования солидарного общества раскрываются в работах Х.А. Барлыбаева, И.Г. Бублика, И.Б. Игнатовой, Е.В. Реутова, М.В. Тулузаковой, Ю.В. Шкудуновой.
В центре внимания научных интересов В.П. Бабинцева, Е.А. Терехова, Б.В. Заливанского, И.Е. Ильичёва, И.В. Лавриненко, Е.В. Реутова, Е.В. Самохваловой находятся социальные практики по созданию регионального солидарного общества, в частности, рассмотрен белгородский опыт реализации концепции солидарного общества.
Факторам, сдерживающим развитие кооперации и реализацию солидарных практик в местных сообществах, уделяют внимание такие исследователи, как Ю.В. Астахов, А.С. Гампарцумов, Д.В. Давтян, О.П. Звонкина, С.А. Иващенко. Особое внимание исследователи уделяют развитию форм участия граждан в контексте социальной солидарности. Общественное участие рассматривается как наиболее оптимальный механизм формирования солидарного общества. Данному вопросу посвятили свои работы А.А. Гармашев, С.А. Губина, Е.В. Косов, Е.В. Реутов, М.Н. Реутова, А.А. Хоконов, И.В. Шавырина.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос об усилении общественного участия в формировании и развитии солидарного общества, который нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования и развития солидарных отношений в местных сообществах и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по внедрению технологий включения общественного участия в данных процесс.
Основная гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что основные проблемы реализации концепции солидарного общества связаны с отсутствием практики общественного участия в процессе ее реализации, иждивенческими настроениями городского сообщества, а также неверием граждан в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые местной властью решения.
В качестве объекта исследования выступает управление реализацией концепции солидарного общества.
Предметом исследования является общественное участие как условие развития солидарного общества в городском округе «Город Белгород».
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по повышению уровня участия населения в формировании солидарного общества городского округа «Город Белгород».
Задачи исследования. Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач.
1. Изучить теоретические основы исследования общественного участия в формировании и развитии солидарного общества.
2. Проанализировать практику реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород».
3. Предложить пути повышения уровня общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями системного подхода, изложенного в исследованиях Э. Дюркгейма, П.А. Кропоткина и др., и позволившего рассмотреть солидарность как единение группы или класса, которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание. В диссертации используются положения теории социального капитала П. Бурдье, который видит основы социальной солидарности в создаваемых доминирующей группой и индуцируемых на остальное общество сложно структурированных символических комплексах. Работа опирается на теорию социального действия Т. Парсонса, согласно которой процесс формирования солидарного общества основывается на утверждении в обществе принципов социальности (солидарности), существенно меняющих качество человеческих отношений.
В ходе выполнения магистерской работы были использованы общенаучные методы, включая анализ, синтез, сравнение, анализ документов, наблюдение, опрос.
Эмпирическую базу магистерской работы составляют федеральные, региональные и местные нормативные акты, материалы ранее проведенных исследований , результаты авторского социологического исследования.
Научная новизна исследования заключается в определении основных факторов повышения уровня общественного участия в развитии солидарного общества муниципального образования. В результате исследования практики реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» предложен проект, направленный на объединение местного сообщества и привлечение их к активным действиям по решению локальных проблем.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Общественное участие представляет собой непрерывный процесс взаимодействия между организацией (учреждением), ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения, а также между гражданами и теми государственными органами, которые регулируют данный вид деятельности. Общественное участие является обязательным условием развития солидарного общества, которое основано на осознании людьми общности фундаментальных интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении позитивных общественно значимых целей. Солидарность как механизм общественного воспроизводства требует собственного поддержания. Именно поэтому развитие солидарного общества должно осуществляться с обязательным участием представителей общественных структур, которое становится базисом для формирования солидарности и способом агрегации ресурсов - социального капитала.
2. Главную роль в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» администрация муниципального образования отводит территориальному общественному самоуправлению. Наиболее успешными проектами в этом направлении являются проекты «Создание единого информационного пространства ТОС» и «Создание онлайн-площадок для информационного сопровождения деятельности ТОС города Белгорода «Открытый ТОС». Реализация общественного участия в развитии городского солидарного общества осложняется такими проблемами, как недостаточно активное использование населением всех законодательно разрешенных механизмов влияния на ситуацию в целом и на действия местных органов власти, в частности; низкая социальная активность граждан, устраняющихся в значительной своей массе от участия в решении вопросов местного значения; формальный и имитационный характер деятельности значительной части общественных объединений; недостаточное развитие на местном уровне современных общественных практик, учета мнения граждан и согласования общественных интересов; отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете для поддержки и реализации инициатив граждан.
3. Повышение уровня общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» возможно посредством формирования результативной и регулярно действующей системы включения населения в процесс решения проблем и вопросов развития территории. Это предполагает реализацию социально значимых для городского округа проектов; поддержание, развитие и регулярную трансляцию местных инициатив социального характера; развитие постоянно действующей системы социального и информационного партнерства местной власти, бизнес-сообщества и населения; включение субъектов предпринимательской деятельности в благотворительную деятельность; создание механизма содействия реализации благотворительных практик организациями-донорами. Для реализации данных направлений предложен проект «Создание Фонда местного сообщества «Белый город».
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти концепций, проектов, программ, направленных на формирование и развитие солидарных отношениях в местных сообществах.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Использование PR-технологий при формировании регионального солидарного общества» (г. Белгород, 2017); «Роль общественного самоуправления в формировании городского солидарного общества (по результатам логико-содержательного анализа муниципальных программ)» (г. Саратов, 2018); «Взаимодействие социальных институтов и органов власти в рамках реализации концепции солидарного общества» (г. Томск, 2018).
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Изучение теоретических основ и практики реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» показало, что общественное участие выступает обязательным условием формирования солидарного общества муниципального образования, которое предполагает новое качество человеческого потенциала. Солидарность как механизм общественного воспроизводства требует собственного поддержания, и главным действующим лицом формирования солидарного общества выступают массовые городские общественные движения.
Участие населения в общественной жизни считается ключевым элементом демократии и фундаментальным проявлением гражданского общества, важнейшим фактором политической и социальной жизни во многих странах. Общественное участие представляет собой форму индивидуальной или коллективной вовлеченности людей в принятие решений, влияющих на их жизнь. Общественное участие, выступая в качестве инструмента и механизма формирования социальных связей, общих норм между людьми, является базисом для формирования солидарности и способом агрегации ресурсов, иначе социального капитала. Формы общественного участия можно разделить на политические и неполитические, формальные и неформальные, светские и церковные, индивидуальные и коллективные и т.п.
Анализ практики реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» показал, что одной из главных задач формирования городского солидарного общества стало развитие форм общественного участия граждан в местном самоуправлении. В настоящее время в рамках реализации данной задачи в Белгороде реализуется муниципальная программа «Развитие солидарного общества и информационного пространства городского округа «Город Белгород» на 2017 - 2020 годы», целью которой является создание благоприятных условий для реализации общественного самоуправления и повышения социальной активности граждан города Белгорода, формирование позитивного имиджа деятельности органов местного самоуправления. В целях реализации программных задач администрация города активно ведет проектную деятельность, направленную на развитие технологий общественного участия. Среди наиболее успешных проектных практик можно выделить проекты «Создание единого информационного пространства ТОС» и «Создание онлайн-площадок для информационного сопровождения деятельности ТОС города Белгорода «Открытый ТОС». Реализация данных проектов позволила создать удобный и содержательный Интернет-ресурс территориального общественного самоуправления города Белгорода, содержащий информационные материалы о деятельности ТОС, методические рекомендации по созданию органов ТОС и т.п.
Ключевая роль в развитии солидарного общества администрация города Белгорода отводит работе органов территориального общественного самоуправления и общественных объединений. В городском округе на основе 27 Советов территорий создана сеть более мелких органов ТОС. Администрация города проводит ряд конкурсов, направленных на стимулирование объединения граждан для решения локальных проблем и проведения мероприятий, среди которых можно выделить ежегодные конкурс инициатив по развитию территорий и «Наш Белгород. Наша инициатива». Значительная часть общественных объединений встроена в систему управления. Организации, деятельность которых соответствует приоритетным направлениям федеральной и региональной политики, а также обладающие существенным человеческим ресурсом, могут рассчитывать на финансовую, материальную и информационную поддержку. Их руководство, как правило, представлено в региональной и муниципальных общественных палатах - консультативных органах, косвенно влияющих на принятие решений.
Результаты проведенного социологического исследования подтверждают необходимость развития общественного участия на местном уровне. По мнению большинства экспертов, граждане готовы принимать участие в реализации общественного самоуправления, но им это не удается по разным причинам: неверие граждан в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения, индивидуализм, иждивенчество, привычка населения надеяться на готовое. Наиболее полезными и конструктивными формами общественного участия являются участие в работе органов ТОС, участие в работе общественных объединений, участие в работе в качестве депутата. Участие граждан в деятельности общественных объединений способствует, в первую очередь, повышению ответственности за происходящее вокруг и уважения к интересам других людей. Сами общественные объединения в высокой степени способствуют формированию морально-этических основ общества, формируя взаимопомощь, толерантность и взаимоуважение, культуру общения.
В ходе анализа практики реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» были выявлены следующие проблемы: недостаточно активное использование населением всех законодательно разрешенных механизмов влияния на ситуацию в целом и на действия местных органов власти, в частности; низкая социальная активность граждан, устраняющихся в значительной своей массе от участия в решении вопросов местного значения; формальный и имитационный характер деятельности значительной части общественных объединений; недостаточное развитие на местном уровне современных общественных практик, учета мнения граждан и согласования общественных интересов; отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете для поддержки и реализации инициатив граждан.
Для решения вышеперечисленных проблем предлагается специальный проект - «Создание Фонда местного сообщества «Белый город», целью которого является создание благоприятных условий для включения городского сообщества в решение существующих социальных проблем территории посредством укрепления местных сообществ, действующих на принципах солидарности и развития диалога между муниципальной властью, субъектами предпринимательской деятельности и населением. Проект может быть реализован к концу августа 2019 года.
В качестве основных проектных мероприятий можно выделить: регистрацию Фонда местного сообщества «Белый город» как благотворительной организации; разработку стандартизованного пакета документов, необходимого для текущей работы Фонда местного сообщества «Белый город»; фандрайзинг; проведение социологического исследования по изучению отношения к благотворительности в городе Белгороде; подготовку информационных материалов, проведение просветительских мероприятий. Предлагаемый проект является краткосрочным с периодом реализации один год (сентябрь 2018 г. - август 2019 г.).
В ходе проведения мероприятий, предусмотренных проектом, ожидается: формирование у местного сообщества установки на активное общественное участие в развитии города; повышение информированности населения в сфере благотворительности, создание условий для получения консультаций, методических материалов по реализации проектной и благотворительной деятельности (проведение не менее 3 информационных и 8 консультационных мероприятий в месяц); формирование проектной культуры у НКО и органов ТОС; организация и проведение не менее 2 общих конкурсов проектов и реализации 1 стипендиальной программы к 2019 году; реализация не менее 10 социально значимых проектов к 2019 году; появление постоянного источника финансирования социальных инициатив на территории города Белгорода; создание условий для субъектов предпринимательства осуществления благотворительной деятельности на постоянной основе при посредничестве Фонда.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации городского округа «Город Белгород»:
1. Разработка системы мотивации для лидеров общественных объединений и организаций.
2. Создание благоприятных условий для взаимодействия городского населения с органами власти. Такие условия могут заключаться в обеспечении доступной и полной информации о формах и способах взаимодействия горожан с властями; освещение проблем местного сообщества в местных источниках получения информации и их конкретное решение; создание позитивного образа гражданина, принимающего участие в решении локальных проблем и улучшении качества их жизни, путем публичного поощрения, признания, выражения благодарности и т.п.
3. Повышение уровня общей культуры и формирование активной гражданской позиции населения посредством организации мероприятий по гражданскому просвещению и образованию, приобретению навыков общественного диалога и реализации гражданских инициатив.
4. Продвижение идеи солидарного общества в массы путем использования технологий общественных связей. Необходимо привлекать максимально возможное количество местных, региональных и центральных печатных изданий, радиовещательных и телевизионных организаций. В качестве инструмента популяризации концепции может стать визуализация логотипа белгородского солидарного общества посредством наружной рекламы, создание короткого слогана, отражающего суть идеи солидарного общества. Основным электронным источником распространения информации может выступить единый сайт с хорошо проработанным интерфейсом, на котором будет собрана вся информация, касающаяся концепции солидарного общества. Дополнительно можно использовать социальные сети для распространения информации о концепции, а также сайты молодежных объединений Белгородской области.
Участие населения в общественной жизни считается ключевым элементом демократии и фундаментальным проявлением гражданского общества, важнейшим фактором политической и социальной жизни во многих странах. Общественное участие представляет собой форму индивидуальной или коллективной вовлеченности людей в принятие решений, влияющих на их жизнь. Общественное участие, выступая в качестве инструмента и механизма формирования социальных связей, общих норм между людьми, является базисом для формирования солидарности и способом агрегации ресурсов, иначе социального капитала. Формы общественного участия можно разделить на политические и неполитические, формальные и неформальные, светские и церковные, индивидуальные и коллективные и т.п.
Анализ практики реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» показал, что одной из главных задач формирования городского солидарного общества стало развитие форм общественного участия граждан в местном самоуправлении. В настоящее время в рамках реализации данной задачи в Белгороде реализуется муниципальная программа «Развитие солидарного общества и информационного пространства городского округа «Город Белгород» на 2017 - 2020 годы», целью которой является создание благоприятных условий для реализации общественного самоуправления и повышения социальной активности граждан города Белгорода, формирование позитивного имиджа деятельности органов местного самоуправления. В целях реализации программных задач администрация города активно ведет проектную деятельность, направленную на развитие технологий общественного участия. Среди наиболее успешных проектных практик можно выделить проекты «Создание единого информационного пространства ТОС» и «Создание онлайн-площадок для информационного сопровождения деятельности ТОС города Белгорода «Открытый ТОС». Реализация данных проектов позволила создать удобный и содержательный Интернет-ресурс территориального общественного самоуправления города Белгорода, содержащий информационные материалы о деятельности ТОС, методические рекомендации по созданию органов ТОС и т.п.
Ключевая роль в развитии солидарного общества администрация города Белгорода отводит работе органов территориального общественного самоуправления и общественных объединений. В городском округе на основе 27 Советов территорий создана сеть более мелких органов ТОС. Администрация города проводит ряд конкурсов, направленных на стимулирование объединения граждан для решения локальных проблем и проведения мероприятий, среди которых можно выделить ежегодные конкурс инициатив по развитию территорий и «Наш Белгород. Наша инициатива». Значительная часть общественных объединений встроена в систему управления. Организации, деятельность которых соответствует приоритетным направлениям федеральной и региональной политики, а также обладающие существенным человеческим ресурсом, могут рассчитывать на финансовую, материальную и информационную поддержку. Их руководство, как правило, представлено в региональной и муниципальных общественных палатах - консультативных органах, косвенно влияющих на принятие решений.
Результаты проведенного социологического исследования подтверждают необходимость развития общественного участия на местном уровне. По мнению большинства экспертов, граждане готовы принимать участие в реализации общественного самоуправления, но им это не удается по разным причинам: неверие граждан в реальную возможность оказывать влияние на принимаемые решения, индивидуализм, иждивенчество, привычка населения надеяться на готовое. Наиболее полезными и конструктивными формами общественного участия являются участие в работе органов ТОС, участие в работе общественных объединений, участие в работе в качестве депутата. Участие граждан в деятельности общественных объединений способствует, в первую очередь, повышению ответственности за происходящее вокруг и уважения к интересам других людей. Сами общественные объединения в высокой степени способствуют формированию морально-этических основ общества, формируя взаимопомощь, толерантность и взаимоуважение, культуру общения.
В ходе анализа практики реализации общественного участия в развитии солидарного общества городского округа «Город Белгород» были выявлены следующие проблемы: недостаточно активное использование населением всех законодательно разрешенных механизмов влияния на ситуацию в целом и на действия местных органов власти, в частности; низкая социальная активность граждан, устраняющихся в значительной своей массе от участия в решении вопросов местного значения; формальный и имитационный характер деятельности значительной части общественных объединений; недостаточное развитие на местном уровне современных общественных практик, учета мнения граждан и согласования общественных интересов; отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете для поддержки и реализации инициатив граждан.
Для решения вышеперечисленных проблем предлагается специальный проект - «Создание Фонда местного сообщества «Белый город», целью которого является создание благоприятных условий для включения городского сообщества в решение существующих социальных проблем территории посредством укрепления местных сообществ, действующих на принципах солидарности и развития диалога между муниципальной властью, субъектами предпринимательской деятельности и населением. Проект может быть реализован к концу августа 2019 года.
В качестве основных проектных мероприятий можно выделить: регистрацию Фонда местного сообщества «Белый город» как благотворительной организации; разработку стандартизованного пакета документов, необходимого для текущей работы Фонда местного сообщества «Белый город»; фандрайзинг; проведение социологического исследования по изучению отношения к благотворительности в городе Белгороде; подготовку информационных материалов, проведение просветительских мероприятий. Предлагаемый проект является краткосрочным с периодом реализации один год (сентябрь 2018 г. - август 2019 г.).
В ходе проведения мероприятий, предусмотренных проектом, ожидается: формирование у местного сообщества установки на активное общественное участие в развитии города; повышение информированности населения в сфере благотворительности, создание условий для получения консультаций, методических материалов по реализации проектной и благотворительной деятельности (проведение не менее 3 информационных и 8 консультационных мероприятий в месяц); формирование проектной культуры у НКО и органов ТОС; организация и проведение не менее 2 общих конкурсов проектов и реализации 1 стипендиальной программы к 2019 году; реализация не менее 10 социально значимых проектов к 2019 году; появление постоянного источника финансирования социальных инициатив на территории города Белгорода; создание условий для субъектов предпринимательства осуществления благотворительной деятельности на постоянной основе при посредничестве Фонда.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации городского округа «Город Белгород»:
1. Разработка системы мотивации для лидеров общественных объединений и организаций.
2. Создание благоприятных условий для взаимодействия городского населения с органами власти. Такие условия могут заключаться в обеспечении доступной и полной информации о формах и способах взаимодействия горожан с властями; освещение проблем местного сообщества в местных источниках получения информации и их конкретное решение; создание позитивного образа гражданина, принимающего участие в решении локальных проблем и улучшении качества их жизни, путем публичного поощрения, признания, выражения благодарности и т.п.
3. Повышение уровня общей культуры и формирование активной гражданской позиции населения посредством организации мероприятий по гражданскому просвещению и образованию, приобретению навыков общественного диалога и реализации гражданских инициатив.
4. Продвижение идеи солидарного общества в массы путем использования технологий общественных связей. Необходимо привлекать максимально возможное количество местных, региональных и центральных печатных изданий, радиовещательных и телевизионных организаций. В качестве инструмента популяризации концепции может стать визуализация логотипа белгородского солидарного общества посредством наружной рекламы, создание короткого слогана, отражающего суть идеи солидарного общества. Основным электронным источником распространения информации может выступить единый сайт с хорошо проработанным интерфейсом, на котором будет собрана вся информация, касающаяся концепции солидарного общества. Дополнительно можно использовать социальные сети для распространения информации о концепции, а также сайты молодежных объединений Белгородской области.
Подобные работы
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО
УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016



