Введение
1 Дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы
1.1 Исторические формы работы с детьми, оставшимися без попечения
родителей 6
1.2 Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .. 15
2 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей 22
2.2 Несемейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей 28
3 Анализ деятельности территориального отдела опеки и попечительства по
Партизанскому муниципальному району 39
Заключение 53
Список литературы 56
Дети являются наиболее уязвимой категорией населения, поэтому данные ситуации в стране и в обществе плохо отражаются на них, они приводят к нарушению у детей развития, а также их психического здоровья.
Формирование каждого человека начинается именно с детства, и, поэтому государство должно быть заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение росло нравственно здоровым, воспитанным, образованным.
Дети требуют особого внимания и изучения ещё и потому, что дети - это подрастающее поколение, а значит, они предполагают обучение новой рабочей силы, а также человека, обладающего не только профессиональными знаниями и умениями, но и широкой культурой. Формирование такого человека начинается с детского возраста и должно стать одной из основных задачей государства. Поэтому жизнь, психофизиологическое и социальное здоровье подрастающего поколения, обеспечение необходимых возможностей его социализации как базисного условия развития личности, формирование активной жизненной позиции как гражданина, делают решение этих проблем основными для государства и актуальными для общества.
Сиротство на сегодня представляется как социальное явление, дети- сироты - дети, которые в силу каких-либо причин остались без попечения родителей. В нашей стране в условиях современности, высок уровень смертности, поэтому каждый пятый ребенок остается сиротой. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Приморскому краю на 2015 год, составляет 66,9 процентов.
Из представленных выше данных можно отметить высокую значимость и актуальность выбранной темы. Актуальность темы исследования объективно предопределена также тем, что действующее законодательство в данной сфере носит достаточно несовершенный характер. Несмотря на большое количество нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед обществом задач.
Вопросами того, как работать с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечительства родителей, занимались многие исследователи и практики социальной работы. Семенова Г.В. исследовала причины социального сиротства в РФ- «Дети-сироты в России». Воробьёва В.Л. исследовала вопросы получения детьми-сиротами профессионального образования. Егорова М.О. изучала профилактику сиротства на базе социальных служб. Коробейников И.А. исследовал общие проблемы детей- сирот. Холостова Е.И. изучала исторический аспект сиротства. В настоящее время многими исследователями также проводится работа в области детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако данная проблема требует дальнейшего более углубленного изучения.
Объектом данной работы являются дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом является социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель данной работы - изучить способы выявления и основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
1) Привести общую характеристику детей, оставшихся без попечения родителей, причины возникновения данного явления, а также рассмотреть социально-психологические проблемы детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Раскрыть формы жизнеустройства детей, оставшихся без
попечения родителей;
3) Исследовать деятельность территориального отдела опеки и попечительства по Партизанскому муниципальному району.
Гипотеза: Предполагается, что, если глубже изучить проблемы детей и причины их формирования, полученная информация позволит конкретизировать знания и улучшить положение детей в российском обществе.
Методы исследования: метод анализа литературы (по теме дипломной работы), нормативно-правовой документации, анализ документов выбранной организации.
Актуальной задачей российского общества является формирование новой политики профилактики сиротства. В стране создана система социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сиротство во многих случаях проявляет себя как реакция семьи на новые условия жизни. Многие дети теряют связь со своей семьей, что ведет их к беспризорности и бродяжничеству. Социальный подход к решению названной проблемы не является первостепенным при всей его безусловной важности, потому что отношения внутри семьи носят преимущественно личностный, а не социальный характер. Ребенку нужна его семья, и удовлетворению этой нужды следует помогать всеми средствами.
Степень сиротства равна степени духовной деградации людей. Принципиальное решение проблемы - в возвращении к духовным основам жизни. Государственные, социальные и религиозные институты должны сотрудничать при решении проблемы сиротства, приоритетными должны быть программы воспитания и поддержки семьи. Рассмотренные социальные технологии и методы являются наиболее распространёнными и употребительными в деятельности организаций и учреждений, работающих в сфере социальной защиты, поддержки и помощи. Использование таких технологий основано на системе традиционных представлений об объектах общественного попечения и заботы. Их системное применение на практике в условиях современного общества предполагает опору на новейшие научные знания о социальных процессах и позволяет государству и обществу, при наличии соответствующего стремления, действительно решать проблемы, с которыми сталкиваются сегодня наиболее уязвимые в социальном отношении слои населения.
Дети являются самой беззащитной, уязвимой и незащищенной частью нашего общества. Оказавшись без внимания родителей, ребенок не может усвоить ценности, которые приняты в обществе, не усваивает нормы социально-положительных отношений в общении с людьми. Вследствие чего, ребенок не может приспособиться к жизни, и в дальнейшем нормально создать семью, ведь его представление о семье несколько искажено. Из-за того, что дети не могут найти общий язык со своими сверстниками, они находят решение своих проблем в криминальной среде. Оставляя детей без надзора и внимания, родители должны понимать, что это формирует у них такие особенности, которые в дальнейшем делают их малопривлекательными и опасными для общества.
В данной выпускной квалификационной работе были представлены основные характеристики детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причины формирования таких категорий детей, а также основные проблемы, с которыми приходится столкнуться детям-сиротам.
Также была раскрыта сущность жизнеустройства детей-сирот, было установлено, что охрана детства в России является стратегическим общенациональным приоритетом.
В РФ существует две формы жизнеустройства детей-сирот:1) семейные (усыновление, установление опеки, устройство в приемные семьи, (семейный детский дом, детские деревни SOS, фостеровская (замещающая семья));2) государственные (дом ребенка, детский дом, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей).
В России жизнеустройство детей-сирот состоят из четырех основных принципов: первоочередность интересов ребенка; обеспечение полноценной жизни; привлечения к жизни сообщества; отсутствие дискриминации.
Жизнеустройство детей-сирот является системой гарантированных государством экономических, юридических, финансовых и организационных мероприятий полного государственного обеспечения в соответствии с государственными социальными стандартами и получение предусмотренных законодательством льгот для удовлетворения их жизненно необходимых потребностей и создания условий для нормальной жизнедеятельности.
Правовые основы жизнеустройства детей-сирот составляют Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В работе была описана деятельность территориального органа опеки и попечительства, его основные положения, принципы, задачи, с помощью которых специалисты данного отдела выявляют и жизнеустраивают детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, сиротство - это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. Тем самым задача специалистов в социальной сфере обеспечить безопасность ребенку, поддержку, а также создание нормального для развития ребенка окружения и нормализация внутрисемейных отношений. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей- это, прежде всего, социальная проблема. Её необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую меры, направленные на пресечение преступлений в отношении ребенка и обеспечивающие его на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение данного явления в каждой российской семье.
1. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России: монография / Г.П. Медведева. - Москва : Русайнс - 2018. - 232 с.
2. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот : профессиональная замещающая семья / В. Н. Ослон. - М. : Генезис, 2006. - 368 с.
3. Павлова, И. В. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Павлова. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (9). - С. 101-103.
Статьи
4. Галагузова, Л. Ф. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Ф. Галагузова // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С.11-13.
5. Гусева, Т. С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития / Т.С. Гусева // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 59-63.
Учебники и учебные пособия
6. Басов, Н. Ф. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
7. Грудцына, Л. Ю. Семейное право России / Л. Ю. Грудцына. - М. : Юстицинформ, 2006. - 278 с.
8. Егорова, М. О. Защита детства. Профилактика социального
сиротства: Методическое пособие для социально ориентированных
9. Зарецкий, В. К. Пути решения проблемы сиротства в России / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова. - М. : ООО «Вопросы психологии», 2002. - 208 с.
10. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной
защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова. - 2-е изд., стер.- М. : Издательский центр
«Академия», 2004. - 224 с.
11. Костина, Е. Ю. История социальной работы / Е.Ю. Костина. - Издательство Дальневосточного университета, 2003. -110 с.
12. Кузьмин, К. В. История социальной работы / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. - М. : Академический проект, 2006. - 624 с.
13. Лозовская, Е. Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа»./ Е. Г. Лозовская, Е. С. Новак, В. Г. Краснова. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 72 с.
14. Нечаева, А. М. Семейное право. Курс лекций / А. М. Нечаева.- М. : Юристь,1998. - 303 с.
15. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения : учеб.пособие / П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 272 с.
16. Павленок, П. Д. Основы социальной работы: Учебник / П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 367 с.
17. Прихожан, А.М. Психология сиротства. 2-е изд. / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - СПб. : Питер, 2005. - 400 с.
18. Ромм, М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. / М. В. Ромм, Т. А. Ромм. - Новосибирск, 1999. - 57 с.
19. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Е. М. Рыбинский. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
20. Фархисламов, А. А. Обзор законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по вопросам обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / А. А. Фахрисламов. - Екатеринбург, 2010.
21. Фирсов, М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
22. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие дополн. / М.В. Фирсов. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 432 с.
23. Хижаева, Т. М. Теоретические основы и методика организации социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации : учеб. пособие / Т. М. Хижаева. - Иркутск. : Изд-во Иркут. гос. ун¬та, 2010. - 161 с.
24. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: пособие для студ. ВУЗов. / Е. И. Холостова. - М. : Академия, 2013. - 548 с.
25. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация. Учебное пособие - 4¬е издание / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. - Москва : Издательско- торговая корпорация "Дашков и Ко", 2014. - 340 с.
26. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е. И. Холостова. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 905 с.
27. Циткилов, П. Я. Технология социальной работы: учеб.пособие / П. Я. Циткилов. - М.: Дашков и К°: Наука-Спектр, 2011. - 447 с.
28. Чаврадова, А. Социальная защита и охрана детей / А. Чаврадова, Б. Кривирадева. - Габрово. : Экс-Прес, 2011. - 363 с.
Электронные ресурсы
29. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399
30. Конвенция о правах ребенка / [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 9959/fdde1bfbeb585f4c7b9b9a318ce10c972dd3bf94
31. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ // [Электронный ресурс] /
КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19558
32. Об опеке и попечительстве. Федеральный закон от 24.04.2008
№48-ФЗ // [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа :
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 76459
33. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс -
надежная правовая поддержка. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174
34. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ / [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа :
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509
35. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ / [Электронный
36. Социальная защита ребенка / [Электронный ресурс] // www.telenir.netТехническая и гуманитарная литература. - Режим доступа : http: //www.telenir. net/pedago gika/o snovy socialnoi raboty shpargalka/p3 7 .php
37. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-
ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8982
38. Технологии социальной работы с детьми-сиротами. Социальная работа. Собрание статей, тематические учебно-методические материалы. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soc-work.ru/article/355
39. Усыновление в России. Официальный сайт. Интернет-проект министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания и социализации детей. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/
40. Чернецкая, А. Технология социальной работы [Электронный
ресурс] : электрон. учебник / А. Чернецкая - Режим доступа :
http://lib.sale/sotsialnaya-rabota-knigi/tehnologii-sotsialnoy-profilaktiki-51125.html