Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Работа №71016

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Воспитательные возможности литературных произведений как средства
формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия использования литературных произведений в
формировании представлений о нравственных качествах у старших дошкольников 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Изучение исходного уровня сформированности представлений о
нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Методические рекомендации по использованию литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у
детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается уровнем нравственного развития общества. Известно, что в переходные периоды обостряются социальные проблемы: в современном социуме распространяется рост преступности, негативные события оказывают травмирующее воздействие на подрастающее поколение, отдельные средства массовой информации и среда, окружающая ребенка, нередко оказывают отрицательное влияние, вынуждая детей самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью.
Известно, что наиболее благоприятным для формирования представлений о нравственных качествах является старший дошкольный возраст. В этом возрасте изменяются социальные роли и функции ребенка, чрезвычайно интенсивно происходит усвоение этических правил и норм поведения, устанавливаются новые связи и взаимоотношения дошкольника с жизнью общества. Именно поэтому формирование представлений о нравственных качествах дошкольника, начиная с ранних возрастных ступеней, становиться актуальной социальной и педагогической задачей.
В национальной доктрине образования, которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, принятой на период до 2025 года, государство утвердило положение о том, что образование обязано обеспечить развитие молодого поколения в духе высокой духовной нравственности (34).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, формулирует социальный заказ современной образовательной организации как определенную систему общих педагогических требований в расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Исследования Божович Л.И., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Мухиной В.С., Эльконина Д.Б. показывают, что старший дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей, в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский писал о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает.
Проблеме развития нравственных качеств старших дошкольников посвящен ряд научных психолого-педагогических исследований: О.С. Богдановой (6), Л.И. Божович (7), А.М. Виноградовой (10), Д.Б. Эльконина (51) и других педагогов и психологов.
М.Н. Аплетаев указывает, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Как отмечает в своих лекциях Ю.К. Бабанский, у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
А.Г. Рубинштейн отмечал, что в создании личности дошкольника нужно направить интерес в формирование нравственных качеств, какие обнаруживаются в действии ребенка, так как он не обучился скрывать в себе все. В данном возрасте ребенок постигнет сущность нравственных определений, обучается производить оценку их знание в действиях и поступках окружающих, а кроме того своих действиях, обучается говорить и подвергать анализу собственные действия.
Чтение литературных произведений в старших группах является важнейшим источником формирования представлений о нравственных качествах старших дошкольников. Об этом утверждали в своих исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др. С литературными произведениями связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Нравственное развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений в современном российском образовании. Оно основывается на формировании не только нравственных ценностей и мотивов, но и на формировании основных нравственных качеств личности ребенка. Однако не все педагоги способны организовать правильную и плодотворную работу по формированию представлений о нравственных качествах у обучающихся с использованием литературных произведений.
На основании вышеизложенного нами была определена тема выпускной квалификационной работы «Использование литературных произведений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста с использованием литературных произведений.
Предмет исследования: педагогические условия использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть воспитательные возможности использования литературных произведений как средства формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по использованию литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что использование литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, при соблюдении следующих педагогических условий:
- сочетания выразительного чтения и презентации книги;
- инсценирования фрагментов литературных и фольклорных текстов с использованием кукол, разных видов театра и участием самих детей;
- организации тематического детского книгоиздательства (изготовление книжек-самоделок, создание тематических журналов, энциклопедий) и тематических выставок;
- создания тематической библиотеки в группе;
- прослушивания аудиозаписей, просмотра видеоматериалов с участием мастеров художественного слова.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2017 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2018 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 города Белгорода, старшая группа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа над исследованием на тему «Использование литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста» позволила сделать следующие выводы.
В соответствии с первой, второй и третьей задачей исследования нами на основе анализа психолого-педагогической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие раскрыть психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает: воспитание гуманности как качества личности; воспитание коллективизма; формирование начал гражданственности и патриотизма; формирование отношения к труду и трудолюбия.
Мы выяснили, что представления о нравственных качествах являются по содержанию нравственными представлениями.
Нравственное представление о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста - это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру.
Мы уточнили и конкретизировали задачи по формированию нравственных качествах, которые направлены на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
Воспитательные возможности литературных произведений в формировании нравственных качеств у старшего дошкольника очень велики и не подлежат сомнению. Под воздействием художественных произведений осуществляется самореализация творческих способностей и нравственных возможностей ребенка. Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению старшими дошкольниками литературно-художественного произведения. На занятиях по художественно-эстетическому развитию воспитатель должен подвести обучающихся к раскрытию нравственной идеи произведения. В ходе решения этой задачи старшие дошкольники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.
Успех использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий: сочетания выразительного чтения и презентации книги; инсценирования фрагментов литературных и фольклорных текстов с использованием кукол, разных видов театра и участием самих детей; организация тематического детского книгоиздательства и тематических выставок; создание тематической библиотеки в группе; прослушивания аудиозаписей, просмотра видеоматериалов с участием мастеров художественного слова.
Четвертая задача исследования была реализована в процессе экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного образовательного учреждения детском саду комбинированного вида № 79 города Белгорода.
Так, результаты обследования детей старшей группы по проведенным диагностикам показали, что у детей преобладает средний уровень сформированности представлений о нравственных качествах. Средний уровень присутствует у 6 детей (54%). К среднему уровню относятся дети, которые выделяют, опознают и интерпретируют эмоциональные состояния с помощью взрослого или при обращении внимания. Дети испытывают трудности в определении причин того или иного эмоционального состояния человека. Понимают некоторые нормы и правила поведения при обращении внимания. При обращении внимания или с помощью, дают нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Проявляют периодическое внимание к эмоциональному состоянию партнера, адекватно реагируют на изменения настроения при обращении внимания на эти изменения. Оказывают помощь по просьбе сверстников, взрослых, при обращении внимания педагогом на ситуацию. Низкий уровень присутствует у 3 детей (28%). Дети испытывают трудности в выделении отдельных признаков эмоциональных состояний; в понимании основных норм и правил поведения, умении видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Не проявляют инициативы, интереса к оценке эмоциональных состояний своих и другого человека. Оказание помощи носит формальный характер, по просьбе взрослого либо сверстника. Высокий уровень присутствует у 2 детей (18%). К высокому уровню относятся дети, которые понимают основные нормы и правила поведения, умеют видеть ситуации неправильного поведения, дают нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Дети воспринимают эмоциональные состояния и эмоциональные проявления с опорой на комплекс экспрессивных признаков. Выделяют содержательные характеристики эмоциональных состояний, обозначают причины их возникновения и возможные последствия. Хорошо воспринимают эмоциональные состояния другого человека, что проявляется в эмоциональном заражении, что характеризуется такими внешними проявлениями как увлеченность, повышенный интерес, соответствие мимических и двигательно - речевых реакций к предлагаемой ситуации. Проявляют сочувствие, сопереживание герою, осознают собственные эмоции и проявляют желание, способность выразить их в речевой деятельности. Готовы самостоятельно оказать действенную или вербальную помощь, проявляют инициативу, индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения.
В соответствии с пятой задачей мы разработали методические рекомендации по использованию литературных произведений в
формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что использование разнообразных форм и методов работы, таких как: выразительное чтение, использования картинки для углубления и уточнения образа, заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов, создание тематической библиотеки и тематических выставок, помогают достичь желаемого результата и правильно построить педагогу образовательный процесс со всеми воспитанниками.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод что задачи исследования в целом решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2015. - № 4. - С. 12-15.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду // детский сад от А до Я, 2016. -№ 3. - С. 14-16.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск.гос.пед.ун - т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
5. Байрамова Н.П., Медведева Е.Е. Формирование доброты и честности у дошкольников: духовно-нравственное воспитание в семье и ДОУ // детский сад от А до Я, 2016. -№ 3. - С. 116-119.
6. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в дошкольных учреждениях / О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 1980.
- 207 с.
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
8. Бондаренко И.В. Воспитание нравственных основ личности ребенка - дошкольника // Современный детский сад. - 2017. - №5 - С. 5-8.
9. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352с.
10. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-ое изд. / А.М. Виноградова. - М.: Просвещение, 1989.
- 95 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие. - М.:
Гардарики, 2003. - 480 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
16. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2001.
17. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. - 87 с.
18.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. - М., 1986. - Т. 1.
19. Ибрагимова У.Б. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1. - С. 8-12.
20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
21. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 15-19.
22. Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста. - М., 1998. -176 с.
23. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 287 с.
24. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. - М., 1977.
25. Левин В.А. Когда маленький дошкольник становится большим читателем / Левин А.А. - М.: Лаида, 1994. - 191 с.
26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Академия, 1972. - 195 с.
27. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12 - С. 104 - 110.
28. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Сост. М.М. Алексеева, В.Л. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975.
30. Нравственное воспитание в детском саду / под. ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М., 1984.
31. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика, 2011. - 336 с.
32. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 206 с.
33. Полозова Т.Д. О воспитательной ценности искусства слова // Эстетика и современность. Книга для учителя / Под ред. С.Е. Можнягуна. - М.: Просвещение, 1978. - 139 с.
34. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/40/4699/ (дата обращения: 01.03.2018).
35. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
36. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: ЭГВЕС, 2010. - 456 с.
37. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая рос. энцикл, 1993. -1160 с.
38. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. // Изд. 2. Отв. ред. Е.В.Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - С.182-192.
39. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1989.
40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974.
41. Тихонова Э.В., Барчева А.А. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 607-609. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/147/41380/ (дата обращения: 10.03.2018).
42. Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 884-887. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 19.03.2018).
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Просвещение, 1998. - 291 с.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: 1985, т.2.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования - [Электронный ресурс] - Режим доступа: .http://www.rg.ru/2017/11/25/doshk-standart-dok.html
46. Филиппова О.Н., Москворецкая Н.С., Васильченко И.А., Пухлякова Т.Е. Нравственное воспитание детей на основе народной культуры // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 6. - С. 57-61.
47. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1991. - 334с.
48. Хайталиевич Х.А. Терминология «Педагогические условия» //
Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 16-21.
49. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
50. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
51.Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ