ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Воспитательные возможности литературных произведений как средства
формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия использования литературных произведений в
формировании представлений о нравственных качествах у старших дошкольников 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Изучение исходного уровня сформированности представлений о
нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Методические рекомендации по использованию литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у
детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста 8
1.2. Воспитательные возможности литературных произведений как средства
формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия использования литературных произведений в
формировании представлений о нравственных качествах у старших дошкольников 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Изучение исходного уровня сформированности представлений о
нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Методические рекомендации по использованию литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у
детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается уровнем нравственного развития общества. Известно, что в переходные периоды обостряются социальные проблемы: в современном социуме распространяется рост преступности, негативные события оказывают травмирующее воздействие на подрастающее поколение, отдельные средства массовой информации и среда, окружающая ребенка, нередко оказывают отрицательное влияние, вынуждая детей самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью.
Известно, что наиболее благоприятным для формирования представлений о нравственных качествах является старший дошкольный возраст. В этом возрасте изменяются социальные роли и функции ребенка, чрезвычайно интенсивно происходит усвоение этических правил и норм поведения, устанавливаются новые связи и взаимоотношения дошкольника с жизнью общества. Именно поэтому формирование представлений о нравственных качествах дошкольника, начиная с ранних возрастных ступеней, становиться актуальной социальной и педагогической задачей.
В национальной доктрине образования, которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, принятой на период до 2025 года, государство утвердило положение о том, что образование обязано обеспечить развитие молодого поколения в духе высокой духовной нравственности (34).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, формулирует социальный заказ современной образовательной организации как определенную систему общих педагогических требований в расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Исследования Божович Л.И., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Мухиной В.С., Эльконина Д.Б. показывают, что старший дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей, в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский писал о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает.
Проблеме развития нравственных качеств старших дошкольников посвящен ряд научных психолого-педагогических исследований: О.С. Богдановой (6), Л.И. Божович (7), А.М. Виноградовой (10), Д.Б. Эльконина (51) и других педагогов и психологов.
М.Н. Аплетаев указывает, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Как отмечает в своих лекциях Ю.К. Бабанский, у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
А.Г. Рубинштейн отмечал, что в создании личности дошкольника нужно направить интерес в формирование нравственных качеств, какие обнаруживаются в действии ребенка, так как он не обучился скрывать в себе все. В данном возрасте ребенок постигнет сущность нравственных определений, обучается производить оценку их знание в действиях и поступках окружающих, а кроме того своих действиях, обучается говорить и подвергать анализу собственные действия.
Чтение литературных произведений в старших группах является важнейшим источником формирования представлений о нравственных качествах старших дошкольников. Об этом утверждали в своих исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др. С литературными произведениями связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Нравственное развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений в современном российском образовании. Оно основывается на формировании не только нравственных ценностей и мотивов, но и на формировании основных нравственных качеств личности ребенка. Однако не все педагоги способны организовать правильную и плодотворную работу по формированию представлений о нравственных качествах у обучающихся с использованием литературных произведений.
На основании вышеизложенного нами была определена тема выпускной квалификационной работы «Использование литературных произведений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста с использованием литературных произведений.
Предмет исследования: педагогические условия использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть воспитательные возможности использования литературных произведений как средства формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по использованию литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что использование литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, при соблюдении следующих педагогических условий:
- сочетания выразительного чтения и презентации книги;
- инсценирования фрагментов литературных и фольклорных текстов с использованием кукол, разных видов театра и участием самих детей;
- организации тематического детского книгоиздательства (изготовление книжек-самоделок, создание тематических журналов, энциклопедий) и тематических выставок;
- создания тематической библиотеки в группе;
- прослушивания аудиозаписей, просмотра видеоматериалов с участием мастеров художественного слова.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2017 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2018 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 города Белгорода, старшая группа.
Известно, что наиболее благоприятным для формирования представлений о нравственных качествах является старший дошкольный возраст. В этом возрасте изменяются социальные роли и функции ребенка, чрезвычайно интенсивно происходит усвоение этических правил и норм поведения, устанавливаются новые связи и взаимоотношения дошкольника с жизнью общества. Именно поэтому формирование представлений о нравственных качествах дошкольника, начиная с ранних возрастных ступеней, становиться актуальной социальной и педагогической задачей.
В национальной доктрине образования, которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, принятой на период до 2025 года, государство утвердило положение о том, что образование обязано обеспечить развитие молодого поколения в духе высокой духовной нравственности (34).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, формулирует социальный заказ современной образовательной организации как определенную систему общих педагогических требований в расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Исследования Божович Л.И., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Мухиной В.С., Эльконина Д.Б. показывают, что старший дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей, в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский писал о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает.
Проблеме развития нравственных качеств старших дошкольников посвящен ряд научных психолого-педагогических исследований: О.С. Богдановой (6), Л.И. Божович (7), А.М. Виноградовой (10), Д.Б. Эльконина (51) и других педагогов и психологов.
М.Н. Аплетаев указывает, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Как отмечает в своих лекциях Ю.К. Бабанский, у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
А.Г. Рубинштейн отмечал, что в создании личности дошкольника нужно направить интерес в формирование нравственных качеств, какие обнаруживаются в действии ребенка, так как он не обучился скрывать в себе все. В данном возрасте ребенок постигнет сущность нравственных определений, обучается производить оценку их знание в действиях и поступках окружающих, а кроме того своих действиях, обучается говорить и подвергать анализу собственные действия.
Чтение литературных произведений в старших группах является важнейшим источником формирования представлений о нравственных качествах старших дошкольников. Об этом утверждали в своих исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др. С литературными произведениями связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Нравственное развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений в современном российском образовании. Оно основывается на формировании не только нравственных ценностей и мотивов, но и на формировании основных нравственных качеств личности ребенка. Однако не все педагоги способны организовать правильную и плодотворную работу по формированию представлений о нравственных качествах у обучающихся с использованием литературных произведений.
На основании вышеизложенного нами была определена тема выпускной квалификационной работы «Использование литературных произведений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста с использованием литературных произведений.
Предмет исследования: педагогические условия использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть воспитательные возможности использования литературных произведений как средства формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по использованию литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что использование литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, при соблюдении следующих педагогических условий:
- сочетания выразительного чтения и презентации книги;
- инсценирования фрагментов литературных и фольклорных текстов с использованием кукол, разных видов театра и участием самих детей;
- организации тематического детского книгоиздательства (изготовление книжек-самоделок, создание тематических журналов, энциклопедий) и тематических выставок;
- создания тематической библиотеки в группе;
- прослушивания аудиозаписей, просмотра видеоматериалов с участием мастеров художественного слова.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2017 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2018 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 79 города Белгорода, старшая группа.
Работа над исследованием на тему «Использование литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста» позволила сделать следующие выводы.
В соответствии с первой, второй и третьей задачей исследования нами на основе анализа психолого-педагогической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие раскрыть психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает: воспитание гуманности как качества личности; воспитание коллективизма; формирование начал гражданственности и патриотизма; формирование отношения к труду и трудолюбия.
Мы выяснили, что представления о нравственных качествах являются по содержанию нравственными представлениями.
Нравственное представление о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста - это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру.
Мы уточнили и конкретизировали задачи по формированию нравственных качествах, которые направлены на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
Воспитательные возможности литературных произведений в формировании нравственных качеств у старшего дошкольника очень велики и не подлежат сомнению. Под воздействием художественных произведений осуществляется самореализация творческих способностей и нравственных возможностей ребенка. Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению старшими дошкольниками литературно-художественного произведения. На занятиях по художественно-эстетическому развитию воспитатель должен подвести обучающихся к раскрытию нравственной идеи произведения. В ходе решения этой задачи старшие дошкольники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.
Успех использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий: сочетания выразительного чтения и презентации книги; инсценирования фрагментов литературных и фольклорных текстов с использованием кукол, разных видов театра и участием самих детей; организация тематического детского книгоиздательства и тематических выставок; создание тематической библиотеки в группе; прослушивания аудиозаписей, просмотра видеоматериалов с участием мастеров художественного слова.
Четвертая задача исследования была реализована в процессе экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного образовательного учреждения детском саду комбинированного вида № 79 города Белгорода.
Так, результаты обследования детей старшей группы по проведенным диагностикам показали, что у детей преобладает средний уровень сформированности представлений о нравственных качествах. Средний уровень присутствует у 6 детей (54%). К среднему уровню относятся дети, которые выделяют, опознают и интерпретируют эмоциональные состояния с помощью взрослого или при обращении внимания. Дети испытывают трудности в определении причин того или иного эмоционального состояния человека. Понимают некоторые нормы и правила поведения при обращении внимания. При обращении внимания или с помощью, дают нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Проявляют периодическое внимание к эмоциональному состоянию партнера, адекватно реагируют на изменения настроения при обращении внимания на эти изменения. Оказывают помощь по просьбе сверстников, взрослых, при обращении внимания педагогом на ситуацию. Низкий уровень присутствует у 3 детей (28%). Дети испытывают трудности в выделении отдельных признаков эмоциональных состояний; в понимании основных норм и правил поведения, умении видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Не проявляют инициативы, интереса к оценке эмоциональных состояний своих и другого человека. Оказание помощи носит формальный характер, по просьбе взрослого либо сверстника. Высокий уровень присутствует у 2 детей (18%). К высокому уровню относятся дети, которые понимают основные нормы и правила поведения, умеют видеть ситуации неправильного поведения, дают нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Дети воспринимают эмоциональные состояния и эмоциональные проявления с опорой на комплекс экспрессивных признаков. Выделяют содержательные характеристики эмоциональных состояний, обозначают причины их возникновения и возможные последствия. Хорошо воспринимают эмоциональные состояния другого человека, что проявляется в эмоциональном заражении, что характеризуется такими внешними проявлениями как увлеченность, повышенный интерес, соответствие мимических и двигательно - речевых реакций к предлагаемой ситуации. Проявляют сочувствие, сопереживание герою, осознают собственные эмоции и проявляют желание, способность выразить их в речевой деятельности. Готовы самостоятельно оказать действенную или вербальную помощь, проявляют инициативу, индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения.
В соответствии с пятой задачей мы разработали методические рекомендации по использованию литературных произведений в
формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что использование разнообразных форм и методов работы, таких как: выразительное чтение, использования картинки для углубления и уточнения образа, заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов, создание тематической библиотеки и тематических выставок, помогают достичь желаемого результата и правильно построить педагогу образовательный процесс со всеми воспитанниками.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод что задачи исследования в целом решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
В соответствии с первой, второй и третьей задачей исследования нами на основе анализа психолого-педагогической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие раскрыть психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает: воспитание гуманности как качества личности; воспитание коллективизма; формирование начал гражданственности и патриотизма; формирование отношения к труду и трудолюбия.
Мы выяснили, что представления о нравственных качествах являются по содержанию нравственными представлениями.
Нравственное представление о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста - это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру.
Мы уточнили и конкретизировали задачи по формированию нравственных качествах, которые направлены на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
Воспитательные возможности литературных произведений в формировании нравственных качеств у старшего дошкольника очень велики и не подлежат сомнению. Под воздействием художественных произведений осуществляется самореализация творческих способностей и нравственных возможностей ребенка. Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению старшими дошкольниками литературно-художественного произведения. На занятиях по художественно-эстетическому развитию воспитатель должен подвести обучающихся к раскрытию нравственной идеи произведения. В ходе решения этой задачи старшие дошкольники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.
Успех использования литературных произведений в формировании представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий: сочетания выразительного чтения и презентации книги; инсценирования фрагментов литературных и фольклорных текстов с использованием кукол, разных видов театра и участием самих детей; организация тематического детского книгоиздательства и тематических выставок; создание тематической библиотеки в группе; прослушивания аудиозаписей, просмотра видеоматериалов с участием мастеров художественного слова.
Четвертая задача исследования была реализована в процессе экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста муниципального бюджетного образовательного учреждения детском саду комбинированного вида № 79 города Белгорода.
Так, результаты обследования детей старшей группы по проведенным диагностикам показали, что у детей преобладает средний уровень сформированности представлений о нравственных качествах. Средний уровень присутствует у 6 детей (54%). К среднему уровню относятся дети, которые выделяют, опознают и интерпретируют эмоциональные состояния с помощью взрослого или при обращении внимания. Дети испытывают трудности в определении причин того или иного эмоционального состояния человека. Понимают некоторые нормы и правила поведения при обращении внимания. При обращении внимания или с помощью, дают нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Проявляют периодическое внимание к эмоциональному состоянию партнера, адекватно реагируют на изменения настроения при обращении внимания на эти изменения. Оказывают помощь по просьбе сверстников, взрослых, при обращении внимания педагогом на ситуацию. Низкий уровень присутствует у 3 детей (28%). Дети испытывают трудности в выделении отдельных признаков эмоциональных состояний; в понимании основных норм и правил поведения, умении видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Не проявляют инициативы, интереса к оценке эмоциональных состояний своих и другого человека. Оказание помощи носит формальный характер, по просьбе взрослого либо сверстника. Высокий уровень присутствует у 2 детей (18%). К высокому уровню относятся дети, которые понимают основные нормы и правила поведения, умеют видеть ситуации неправильного поведения, дают нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам. Дети воспринимают эмоциональные состояния и эмоциональные проявления с опорой на комплекс экспрессивных признаков. Выделяют содержательные характеристики эмоциональных состояний, обозначают причины их возникновения и возможные последствия. Хорошо воспринимают эмоциональные состояния другого человека, что проявляется в эмоциональном заражении, что характеризуется такими внешними проявлениями как увлеченность, повышенный интерес, соответствие мимических и двигательно - речевых реакций к предлагаемой ситуации. Проявляют сочувствие, сопереживание герою, осознают собственные эмоции и проявляют желание, способность выразить их в речевой деятельности. Готовы самостоятельно оказать действенную или вербальную помощь, проявляют инициативу, индивидуальность, оригинальность в выражении собственного отношения.
В соответствии с пятой задачей мы разработали методические рекомендации по использованию литературных произведений в
формировании представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что использование разнообразных форм и методов работы, таких как: выразительное чтение, использования картинки для углубления и уточнения образа, заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов, создание тематической библиотеки и тематических выставок, помогают достичь желаемого результата и правильно построить педагогу образовательный процесс со всеми воспитанниками.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод что задачи исследования в целом решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями (Дошкольная педагогика и психология, Алтайский Государственный педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игр-драматизацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК
СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016



