Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте

Работа №7101

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы215стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
784
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Проблемы взаимоотношения полов и полоролевой идентичности....11
1.1. Гендерные роли и гендерные отношения 12
1.2 Проблемы идентичности личности, связанные с полом 28
1.3. Теории формирования полоролевой идентичности 37
1.4. Понятие аффективной составляющей полоролевой идентичности личности 49
1.5. Полоролевая идентичность на разных возрастных стадиях:
задачи, социальные роли, стадии развития семьи 51
Глава 2. Возрастно-психологические и гендерные особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах..67
2.1. Цели, задачи, гипотезы, схема и программа исследования 67
2.2. Обоснование и описание методов исследования 71
2.2.1. Обоснование метода использования неосознаваемой информации (психосемантической методики) 71
2.2.2. Описание принципов фоносемантичнской обработки с помощью программы «Диатон» 76
2.2.3. Описание психосемантической методики 80
2.3. Возрастно-психологические особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности в женских и мужских группах 84
2.4. Гендерные особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности..93 Глава 3. Факторы, связанные с аффективной составляющей полоролевой идентичности 99
3.1. Возрастно-психологические и гендерные особенности аффективных компонентов образов Мужчины и Женщины 100
3.1.1. Особенности аффективных компонентов образов Я, Мужчины и Женщины в различных возрастных и гендерных группах 100
3.1.2. Связь характера образов Мужчины и Женщины с аффективной составляющей полоролевой идентичности 105
3.2. Возрастно-психологические и гендерные особенности когнитивного выбора гендера Родителя и Ребенка 107
3.2.1. Обоснование и описание методики когнитивного выбора пола родителя и ребенка 108

3
3.2.2. Особенности выбора гендеров Родителя и Ребенка в различных возрастных и
гендерных группах 113
3.2.3. Определение связи выбора пола Родителя и Ребенка с типом аффективной
составляющей полоролевой идентичности 115
Глава 4. Роль семьи в формировании маскулинности-фемининности личности женщины (на материале трехпоколенных семей) 120
4.1. Цели, гипотезы и задачи исследования 120
4.2. Описание методов исследования 121
4.3. Особенности и закономерности принятия гендерных ролей женщин в трехпоколенных семьях 126
4.4. Особенности соотношения маскулинности-фемининности женщин в трехпоколенных семьях 130
4.5. Исследование преемственности особенностей соотношения маскулинности-
фемининности женщин в трехпоколенных семьях женщин 135
Обсуждение результатов 144
Заключение 150
Выводы 152
Литература 155
Приложения 162


Постановка проблемы и обоснование актуальности темы исследования
Актуальность
В период демографического неблагополучия в России, отражающегося в уменьшении численности, росте разводов и повышении уровня заболеваемости и смертности, особенно среди мужчин и женщин дееспособного возраста, отмечаемого Госкомстатом (Информация Госкомстата России, статистические сборники 2004), отношение к своей гендерной роли приобретает все большее значение. Отмечаемое рядом авторов (С.Айвазова, 1998, О.Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998, В.В.Абраменкова, 2003) гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует по - существу отношение к своей и противоположной гендерной роли.
Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной полоролевой идентичности, которая, в свою очередь, сама начинает влиять на эти взаимоотношении.
Проблемы развития полоролевой идентичности и взаимоотношений полов, отмеченные в работах психологов (Е. Т. Соколова, Н.С.Бурлакова, Ф.Лэонтиу, 2001;
Н.К.Радина, 1999; О.В.Митина, В.Ф.Петренко, 2000) и социологов (О.Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998) связаны с особенностями культурно - исторического развития России.
Маскулинность традиционно связывается с властью и мужской гендерной ролью (А.Адлер, 1998). В традиционных патриархальных обществах взрослый мужчина являлся главой семьи, и его полоролевая идентичность формировалась с четкой ориентацией на маскулинность, связанную с мужской гендерной ролью. В патриархальной России семья держалась на авторитете отца и матери, что косвенно подтверждает существование культа бабушки (С.Айвазова,1998). Феминистское движение в России главной своей задачей считало не столько борьбу женщин за равные права с мужчинами, сколько освобождение человека от власти государства и развитие свободной личности (С. Айвазова, 1998). Таким образом, характер маскулинности и развитие мужской полоролевой идентичности в России имеет свои культурно-исторические особенности.
В кросскультурных исследованиях (О.В.Митина, В.Ф.Петренко, 2000) стереотипов женского поведения в России и США показано, что в представлениях о гендерных ролях и стереотипах люди едины в рамках одной культуры, т.е. для российской культуры как для мужчин, так и для женщин существуют некие общие представления о роли и месте каждого пола в обществе. Результаты исследования (О.Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998) показали, что у значительной части современных российских мужчин и женщин представления о равенстве полов прекрасно уживаются с патриархальными. Опрошенные О.Здравомысловой и М.Арутюнян женщины и мужчины нарисовали портрет двух в духовном и социальном смысле гомосексуальных субкультур, ориентированных на отношения доверия, понимания, поддержки, уважения, подражания, равно как и открытой, осознанной борьбы преимущественно внутри собственного пола. О.Здравомыслова и М.Арутюнян отмечают, что вытеснение из сознания конкуренции и конфликтности между полами усиливает недоверие между ними у представителей обоих полов.
В России к началу XX века в процессе половой социализации произошло усиление маскулинных тенденций как у мальчиков, так и у девочек (В.В.Абраменкова, 2003). В.В. Абраменкова связывает его с исторически суровыми временами, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной для лиц обоего пола. Это, в свою очередь, привело к инверсионному характеру формирования психологического пола - маскулинному для девочек и феминному для мальчиков, что было также отмечено в исследованиях (В.Е.Каган, 2000, И.В.Романова, 2000, Н.К.Радина, 1999).
В.Е.Каган считает, что особенностью формирования гендерной идентичности у старших дошкольников является когнитивный диссонанс, суть которого заключается в когнитивной ориентации на маскулинность с эмоциональным предпочтением фемининности. «По необходимости воспринимая когнитивные установки маскулинно-ориентированной культуры, мальчики и девочки формируют сходные эмоциональные установки восприятия пола («Девочки лучше мальчиков»), которые, однако, имеют разное значение для личностного развития и формирования отношений между полами (у мальчиков — «Мальчики хуже девочек, и я плохой», у девочек — «Девочки лучше мальчиков, и я хорошая»)» (В.Е.Каган, 2000, с.68). В.Е.Каган отмечает также, что негативное восприятие себя у мальчиков связано также с негативным отношением к их маскулинному поведению.
Изучение полоролевой идентичности у взрослых показало, что формирование недифференцированного когнитивно-аффективного стиля личности обусловлено спутанно-недифференцированной системой «насыщенных аффектом межличностных отношений», которые, «будучи интериоризованными, становились генерализованным способом познания, отношения к себе и Другому» (Е.Т.Соколова, Н.С.Бурлакова, Ф.Лэонтиу 2001, с.14).
Таким образом, полоролевая идентичность, как специфические психологические установки и способы межличностного поведения, связана с одной стороны, с половым диморфизмом, а с другой - социо-культурными условиями, которые отражаются в социальных нормах маскулинности как ориентации на достижения и фемининности - как ориентации на коммуникативность.
По данным (А. Адлер, 1998, К.Хорни, 2002, А.Лоуэн, 1998) известно, что проблемы взаимоотношений между полами зачастую связаны с непринятием своих гендерных ролей,

6
затрагивающих не столько когнитивную, сколько эмоциональную сферу личности и зачастую приводящих к невротизации и соматизации личности.
Таким образом, реализация гендерных ролей и характер межгендерных отношений в большой степени связаны с эмоциональной составляющей полоролевой идентичности, которая, несмотря на ее значимость, является мало изученной.
Опираясь на Я - концепцию Р.Бернса (Р.Бернс, 2003), можно предположить, что у каждой личности есть образ Я как представителя определенного гендера, то есть самооценка, аффективное самоотношение и потенциальная поведенческая реакция, которая определяется этим образом Я и отношением к этому образу. Следовательно, полоролевая идентичность как совокупность установок на себя имеет три составляющих: когнитивную, аффективную и поведенческую.
Таким образом, аффективная составляющая полоролевой идентичности - это эмоциональное отношение личности к своей гендерной принадлежности (аффективное самоотношение).
Адекватное развитие аффективной составляющей полоролевой идентичности характеризует принятие личностью своей гендерной принадлежности, неадекватное выражается в ее отвержении или смешении (диффузии) гендерной идентичности.
Исследования в области семейной психологии (Э.Г.Эйдемиллер, 1996, А.В.Черников, 1998), показывают, что семейный сценарий старшего поколения оказывает влияние на семейный сценарий младшего поколения. Состояние института семьи, как основной показатель взаимоотношения полов и полоролевой идентичности, сегодня определяет будущее семьи последующих поколений, что обуславливает актуальность исследования социо-культурных факторов, связанных с полоролевой идентичностью для проведения профилактической и коррекционной работы по развитию гендерного самосознания и эмоциональной готовности принятия своих гендерных ролей.
Культурно-исторический закон развития высших психических функций Л.С.Выготского, историко-эволюционный подход А.Г.Асмолова, исследования М.И. Лисиной и ее последователей о роли близкого взрослого при построении образа другого человека и своего «Я», позволяют сформулировать цель и гипотезы нашего исследования.
Гипотезы исследования:
1) Существуют возрастно-психологические особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности, обусловленные решением задач развития личности в юношеском и зрелом возрасте.
2) Гендерные различия аффективной составляющей полоролевой идентичности проявляются в ее возрастной динамике.

7
3) Факторами, влияющими на аффективную составляющую полоролевой идентичности личности, являются эмоциональная окрашенность образов Мужчины и Женщины, пол значимого родителя и психологический пол личности в детстве.
4) Наиболее значимыми семейными факторами, обуславливающими полоролевую идентичность женщин в трехпоколенных семьях, являются транслируемые старшими женщинами в семье паттерны полоролевого поведения.
5) Особенности полоролевой идентичности женщин в семье связаны с аффективными образами Мужчины и Женщины, характерными для семей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Проведенное исследование позволило установить возрастно-психологические особенности развития аффективной составляющей полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте, их связь с решением нормативных задач развития, отражающихся на социальном уровне.
Возрастная динамика аффективной составляющей полоролевой идентичности проявляется в степени принятия своей гендерной принадлежности и связана с изменением содержания гендерных ролей в период их пересмотра. В юношеском возрасте наблюдается поляризация в развитии аффективной составляющей полоролевой идентичности в обеих гендерных группах. В зрелых возрастах степень принятия гендерной принадлежности возрастает при сохранении тенденции к смешению гендерной идентичности и ее отвержению.
Преобладающая ненормативная линия развития у лиц обоего пола в возрастной группе 16-19 лет переходит к некоторому ее выравниванию в следующий возрастной период - 20-26 лет; затем в возрастной группе 27-32 года в женской группе она в основном соответствует нормативной линии развития, а в мужской - нет. Возрастная группа 33-39 лет характеризуется достаточно высоким уровнем ненормативной линии развития у лиц обоего пола, что на социальном плане отражается в росте разводов. Следующие возрастной период 40-45 лет и для женщин и для мужчин характеризуется усилением маскулинности, которая отражается в усилении нормативной линии развития (рост андрогинии для женщин и маскулинности - для мужчин). В возрастной группе 46-60 лет снова происходит усиление ненормативных тенденций.
2) Выявленные гендерные различия аффективной составляющей полоролевой идентичности проявляются в степени принятия своей гендерной принадлежности и гетерохронности пересмотра содержания гендерных ролей. В женской выборке преобладает тенденция адекватного развития полоролевой идентичности и время пересмотра содержания гендерных ролей соответствует 40-45 годам. Для мужской выборки более характерно отвержение и смешение полоролевой идентичности и время пересмотра содержания гендерных ролей приходится на возрастную группу 33-39 лет
3) Факторами, влияющими на формирование аффективной составляющей полоролевой идентичности, являются аффективная окрашенность образов Мужчины и Женщины, значимый родитель и психологический пол личности в детстве. Влияние этих факторов на мужчин и женщин имеет гендерные различия, которые заключаются в том, что эмоциональная окрашенность образа мужчины у обоих гендеров стабильна и не зависит от возраста, а образ женщины претерпевает различные изменения в зависимости

153
от гендера: у женщин с возрастом изменяется в достаточно широком диапазоне, а у мужчин остается стабильным, оставаясь преимущественно позитивным.
Факторами, обуславливающими формирование адекватной маскулинной аффективной составляющей полоролевой идентичности у мужчины является позитивная окрашенность образа мужчины и позитивное отношение к родителю своего пола. У женщины адекватная фемининная аффективная составляющая полоролевой идентичности связана с негативным образом мужчины. Фактором, необходимым для формирования аффективной составляющей полоролевой идентичности андрогинного типа для обоих гендеров является позитивная окрашенность образов мужчины и женщины.
Так как ребенок с раннего возраста формирует аффективно-когнитивный комплекс образа себя и другого, очень важно формирование позитивности образов обоих гендеров с самых ранних лет. При этом эмоциональное принятие своих гендерных ролей обеспечивается не только позитивной материнской, но и позитивной отцовской фигурой для лиц обоего пола, при этом она особенно значима для мужчин.
4) Пол значимого родителя оказывает влияние на формирование аффективной составляющей полоролевой идентичности личности. Высокий уровень недифференцированной аффективной составляющей полоролевой идентичности сочетается с предпочтением Родителя противоположного пола как в женских, так и мужских группах.
5) Влияние семейных факторов на соотношение маскулинностифемининности женщины определяется паттернами полоролевого поведения старших женщин в семье различной степени родства, отражающихся в реализации гендерных ролей и ее согласованности с эмоциональным и когнитивным выбором, а также привлекательностью образов Женщины и Мужчины в семье.
6) Полоролевая идентичность личности женщины отражается в соотношении маскулинности-фемининности в семье и прямо связана влиянием не только прямых, но и непрямых родственных связей с преобладанием и привлекательности образа Женщины или Мужчины.
7) Особенности реализации гендерных ролей связаны с согласованностью когнитивного и эмоционального компонентов. При их низкой согласованности реализация гендерных ролей связана больше с когнитивным, чем с эмоциональным выбором (не нравится, но делаю). При высокой согласованности когнитивного и эмоционального компонентов реализуемые гендерные роли эмоционально принимаются (делаю то, что нравится).

154
8) Закономерность принятия личностной иерархии гендерных ролей женщин младшего поколения обусловлена интериоризованной гендерной иерархией старшего поколения, наблюдаемая младшим поколением на уровне паттернов гендерного поведения старших женщин в семье.
9) Характеристики гендерного самосознания женщин в испытуемых семьях являются отражением обще-культурных условий, характерных для данных условий и времени, которые проявляются в преобладании маскулинности в восприятии себя как женщин в сочетании с идеальными представлениями о фемининности женщин и маскулинности мужчин.
10) В семье основным ориентирующим образом для построения собственного соотношения маскулинности - фемининности является образ Я матери (или замещающего его лица). Важными факторами являются также характеры образов Мужчины и Женщины: в семьях, где образ Женщины имеет позитивный оттенок, сильнее выражена фемининность, а в семье, где образ Мужчины - маскулинность. Данные результат указывает на большую роль семьи, которая может быть значительнее влияния обще¬культурных условий.
11) Для семьи, в которой отсутствуют разводы, характерна максимальная согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов иерархии гендерных, относительная независимость от общественного мнения, которая отражается в доминировании маскулинной составляющей в «Я-реальном» и низкой консолидация образа собственного Я «со всеми женщинами» своей возрастной группы и позитивный эмоциональный образ Женщины.
12) Для семьи с максимальным количеством разводов характерна минимальная согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов иерархии гендерных ролей, зависимость от обще-культурных условий, которая отражается в доминировании фемининной составляющей в «Я-реальном» и сильной консолидация своего Я и эмоциональных представлений о мужчинах и женщинах со своей возрастной группой. Позитивный образ Женщины не обеспечивает эмоционального принятия гендерных ролей.



Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства, Вопросы психологии, № 5, 2003, с.103-120
Авилов Л.Ф. Феминизм: основа вырождения человечества, М., ООО «Природа и человек» («Свет»), 2001
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1996
Адлер А. «Воспитание детей. Взаимодействие полов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. РИК Русанова, 1998
Алешина Ю.И., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.
Вопросы психологии 1991, № 4, с.74-82
Алексеева Л.С. Представление супругов о семье. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., ИПАН, 1984 г.
Артемьева Е.Ю. Семантические пространства как модели// Вестник МГУ, серия 14, Психология, М., 1991. №1, с.61-73
Артемьева М., Настоящий мужчина должен быть! или На повестке "мужской" вопрос , Женщина и общество Интернет, 29.03.2003 http://owl.ru/content/news/vestnik/p52856.shtml Асмолов А.Г. Псхология личности, М.МГУ, 1990
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.
М.: Смысл, 2001
Белкин А.И.Третий пол (судьбы пасынков Природы) 2003, сайт © 1001.vdv.ru Белинская Е.П., Тихомандрицская О.А. Социальная психология личности, М., Аспект- Пресс, 2001
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С.Маковецкого - СПб.: Лениздат,1992 Берн Э. Трансактный анализ в группе, М. Лабиринт, 1994
Берн Э. Секс в человеческой жизни Формы человеческих отношений, 2003 Интернет, http://www.people.nnov.ru/volkov/reflections/beme
Бернс Р. Что такое Я- концепция, с.333-393 в кн.Психология самосознания, Самара 2003, изд дом Бахрах-М
Берн Ш. Гендерная психология. С.- Петербург, «прайм - Еврознак», «Изд. дом НЕВА», М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002
Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза , Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., Пед.Университет им. Ленина, М., 1994 г.
Бестужев-Лада И.В., Захарова О.В. В лабиринтах эмансипации. Женщина как социальная проблема, Асаdemia, М, 2000
Бодалев А. А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности//В кн. «Основы социально-психологической теории/Ред.А. А.Бодалев, А.Н., Сухов, М., 1995, с.45-61
Бодалев А. А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности, в кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов, Питер, 2000, с.336-344 Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком, Издательство Московского университета, 1982
Бодалев А. А. Личность и общение Москва, «Педагогика» 1983
Бойченко К. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире Интернет, Женщина и
общество, genderkcgs@onego.ru16.03.2003
Вейнингер О. Пол и характер. М. «Терра», 1999 г.
Вернадский В.И. «Ноосфера определяет все мое понимание окружающего.» в кн.:

156
Вл.Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./М: Современник, 1993, с.462-520
Визгина А.В., Пантелеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин, ВП №3, 2001, с. 91-100
Виноградова О.С. О некоторых особенностях ориентировочной реакции на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и умственно отсталых школьников //Вопр.психол., 1956, N 6, С.101-110
Виноградова О.С., Соколов Е.Н. Соотношение реакций сосудов руки и головы в некоторых безусловных рефлексах у человека //Физиологический журнал СССР, 1957, т.43, N 1, С.54-59.
Виноградова О.С., Эйслер Н.А. Выявление систем словесной связи при регистрации сосудистых реакций //Вопр.психол., 1959, N 2, С.101-110
Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости, Ленинград, Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, ЛГУ, 1994 г.
Выготский Л.С. Мышление и речь//Л.С.Выготский. Собрание соч. в 6-ти томах Т.2, 3, 6 Проблемы общей психологии, М. 1982 с.5-361
Выготский Л.С. История развития высших психических функций, //Л.С.Выготский. Собрание соч. в 6-ти томах Т.3.,М. 1982 с.5-328
Гаврилица О. А. Ролевой конфликт работающей женщины, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., МГУ, 1998 г.
Головин С.Ю. Словарь психолога - практика, Минск, Харвест, 2001 Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//
Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1978
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М-Воронеж, 1998
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ, С.-Петербург, 1998 г.
Градскова Ю.В. «Женщина в семье и семья в жизни женщины: исторический обзор
противоречий «советского эксперимента» ЖПП №8-9, 2000 г., с. 3-14
Грановская Р.М. «Элементы практической психологии», Санкт-Петербург, Изд.
«Свет»,1997
Грошев И.В. «Дискурсы пола рекламно- гендерного поля» ЖПП №8-9, 2000 г Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным поведением, Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., МГУ, 1998 г.
Дворянчиков Н.В., Герасимов А.В. Особенности применения проективных методов при диагностике и изучении лиц с аномальным сексуальным поведением. // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Lomonosov - 96” секция “Психология”, Москва. - 1996. - C. 16-17 Дворянчиков А.В., Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии, По материалам © ® Журнал практической психологии и психоанализа© ® psychol.ras.ru, 2003
Догадина М. А. Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Москва,1999 г Донцов А. И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности , ВП 1997 №4, с.75
Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996
Ениколопов С.Н., Кравцова О.А. Теории сексуального насилия. Прикладная психология № 4 1999 г., с.45-53
Ефремов И. Таис Афинская, М. «Дружба народов», 1997 г.
Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.:Изд-во ЛГУ, 1974 Журавлев А.П. Звук и смысл 2-е изд.-М.:Просвещ., 1991

157
Здравомыслова О., М.Арутюнян Российское общество: две гомосексуальные субкультуры:в кн. «Российская семья на европейском фоне», подготовленной на основании результатов международного социологического исследования, Институт социально- экономических проблем РАН. М., 1998


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ