Реализация принципа светского государства
|
Введение 3
Глава 1. Принцип светского государства: понятие и признаки 5
1. 1. Светскость - конституционно-правовая характеристика государства. 5
1. 2. Существенные признаки светского государства 9
Глава 2. Институт светскости государства в Российской Федерации за рубежом: современное положение 17
2.1. Государственно-конфессиональные отношения: социальная основа и
правовое закрепление 17
2.2. Религиозные объединения: понятие и статус 22
Глава 3. Реализация принципа светского государства 30
3.1. Реализация принципа недопустимости установления общеобязательной
религии 30
3. 2. Равенство религиозных объединений 34
3. 3. Реализация принципа отделения религиозных объединений от государства 43
3.3.1. Отделение религиозных объединений от государства 43
3.3.2. Взаимодействие государства и религиозных объединений 50
Заключение 67
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы 70
Глава 1. Принцип светского государства: понятие и признаки 5
1. 1. Светскость - конституционно-правовая характеристика государства. 5
1. 2. Существенные признаки светского государства 9
Глава 2. Институт светскости государства в Российской Федерации за рубежом: современное положение 17
2.1. Государственно-конфессиональные отношения: социальная основа и
правовое закрепление 17
2.2. Религиозные объединения: понятие и статус 22
Глава 3. Реализация принципа светского государства 30
3.1. Реализация принципа недопустимости установления общеобязательной
религии 30
3. 2. Равенство религиозных объединений 34
3. 3. Реализация принципа отделения религиозных объединений от государства 43
3.3.1. Отделение религиозных объединений от государства 43
3.3.2. Взаимодействие государства и религиозных объединений 50
Заключение 67
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы 70
Тема моей работы: «Реализация принципа светского государства», - выбрана мной не случайно. Светскость государства является одним из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира, а в Российской Федерации это также одна из основ конституционного стоя. Принцип светского государства, как конституционная характеристика, отражает и закрепляет определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции. Но данное соотношение претерпело ряд изменений с момента закрепления светскости государства в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изменились и формы воплощения положений статьи 14 Конституции РФ в жизнь. В России, как и во многих европейских странах, активно продолжаются общественные дебаты по многим важным вопросам реализации светскости государства, а именно: возможность преподавания дисциплин религиозного содержания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, оказания государственной поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждение штатных должностей священников в воинских частях и исправительных учреждениях. Решение этих и многих других проблем связано с принципом светского государства, единого понятия которого в российской юридической литературе не сложилось.
В современной России отсутствует четко выраженная и
последовательная официальная политика в сфере отношений с религиозными объединениями, что представители власти часто пытаются оправдать именно светскостью государства. Существуют диаметрально противоположные позиции относительно дальнейшего пути развития светскости в России: от предложений установить абсолютное равенство религиозных объединений, до необходимости исключения конституционной нормы о светскости государства в России. И то и другое, однако, может привести к нарушению прав религиозных объединений и верующих граждан.
В России имеются объективные предпосылки повышения роли религии в жизни обществ, связанные как с процессами глобализации, так и с возрождением религиозного самосознания россиян. А значит, возрастает и необходимость соблюсти баланс интересов государства, религиозных объединений и граждан и закрепить соответствующие правовые гарантии. Именно поэтому исследование понимания и реализации принципа светскости государства в современном мире так актуально.
Цель данной работы состоит в анализе сложившегося понимания принципа светского государства и его реализации в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и содержание принципа светскости, сложившиеся в современной юридической науке;
- определить степень нормативного урегулирования светскости государства в целом, а так же положения религиозных объединений в России;
- исходя из содержания принципа светскости государства, рассмотреть отдельные проблемы реализации его элементов.
В основу работы положены, прежде всего, исследования И.В., Понкина который в своих работах глубоко затронул проблемы понимания светскости государства. Кроме того, в ходе исследования
использовались работы российских ученых: В.К. Бабаева, П.Н. Дозорцева, Л. А. Морозовой, К. Каневского, Г. П. Лупарева и др. В работе использовались так же научные труды некоторых зарубежных авторов: Жана Боберо, Анри Пене-Рюиза, Мартина Морлока, Элизабет Сьюэлл.
В современной России отсутствует четко выраженная и
последовательная официальная политика в сфере отношений с религиозными объединениями, что представители власти часто пытаются оправдать именно светскостью государства. Существуют диаметрально противоположные позиции относительно дальнейшего пути развития светскости в России: от предложений установить абсолютное равенство религиозных объединений, до необходимости исключения конституционной нормы о светскости государства в России. И то и другое, однако, может привести к нарушению прав религиозных объединений и верующих граждан.
В России имеются объективные предпосылки повышения роли религии в жизни обществ, связанные как с процессами глобализации, так и с возрождением религиозного самосознания россиян. А значит, возрастает и необходимость соблюсти баланс интересов государства, религиозных объединений и граждан и закрепить соответствующие правовые гарантии. Именно поэтому исследование понимания и реализации принципа светскости государства в современном мире так актуально.
Цель данной работы состоит в анализе сложившегося понимания принципа светского государства и его реализации в современных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и содержание принципа светскости, сложившиеся в современной юридической науке;
- определить степень нормативного урегулирования светскости государства в целом, а так же положения религиозных объединений в России;
- исходя из содержания принципа светскости государства, рассмотреть отдельные проблемы реализации его элементов.
В основу работы положены, прежде всего, исследования И.В., Понкина который в своих работах глубоко затронул проблемы понимания светскости государства. Кроме того, в ходе исследования
использовались работы российских ученых: В.К. Бабаева, П.Н. Дозорцева, Л. А. Морозовой, К. Каневского, Г. П. Лупарева и др. В работе использовались так же научные труды некоторых зарубежных авторов: Жана Боберо, Анри Пене-Рюиза, Мартина Морлока, Элизабет Сьюэлл.
Принцип светского государства в России разрабатывается не столь уж продолжительное время, по сравнению с зарубежными странами. Но и в науке, и в сфере государственно-конфессиональных отношений сложились свои представления о светскости государства, которые не всегда совпадают.
Принцип светского государства, включающий недопустимость установления общеобязательной религии и отделение религиозных объединений от государства, являясь основой конституционного строя в Российской Федерации, должен реализовываться не только формально, но и фактически. Это особенно актуально в условиях возрастания интереса российских граждан к религии, активизации деятельности религиозных объединений и попыткам некоторых из них занять лидирующие позиции в борьбе за паству.
Сегодня можно констатировать, что попытка установить в начале 1990-х годов сепарационную модель государственно-конфессиональных отношений в России не удалась, хотя Конституция Российской Федерации создала основу именно для такой модели. К середине 1990-х годов сложилась кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, которая и была отражена в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» и существует на сегодняшний день. Она предполагает возможность сотрудничества с религиозными объединениями во всех сферах общественной жизни, но государством понимается как взаимодействие с наиболее массовыми и влиятельными конфессиями. Действующие нормативные акты принимаются нередко с целью легализовать уже существующее положение. Дальнейшая реализация кооперационной модели грозит опасностью придания религиозной идеологии привилегированного по сравнению с иными мировоззренческими системами (свободомыслием, агностицизмом) статуса. Сложившаяся в России кооперационная модель обладает рядом недостатков. Это связано и с отсутствием опыта регулирования отношений между религиозными объединениями и государством, и с нежеланием отдельных органов соблюдать существующие правовые нормы. Необходимо создание такой кооперационной модели, которая гарантирует соблюдение принципа светского государства и права каждого на свободу совести. Для этого формы сотрудничества государства со всеми религиозными объединениями должны быть поставлены в четкие правовые рамки.
На мой взгляд, необходимо совершенствование правового регулирования порядка реализации права на свободу совести как на уровне законов, так и на уровне подзаконных актов. Именно приоритет права граждан на свободу совести должен быть одним из основных принципов политики государства в области религии.
Еще одной проблемой является ограничительное понимание государством соей религиозной политики - только как гарантии граждан на свободу вероисповедания. При этом уделяется мало внимания соблюдению конституционного принципа идеологического многообразия в части равноправия религиозных и иных форм мировоззрения и принципа светскости государства. Именно такая политика ведет к неверному пониманию некоторых правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, возникновению деления религий на «традиционные» и иные, и, в конечном счете, к нарушению принципа светского государства.
Не смотря на все существующие проблемы, в России уже создана достаточная нормативная и научная база для реализации принципа светскости государства. Следует помнить, что существующие сегодня в мире разнообразные типы светских государств - это результат длительных и сложных социальных процессов, на которые значительное влияние оказывают конкретные исторические, культурные и иные особенности развития каждого общества. Процесс формирования в каждой конкретной стране светского государства определенного типа в значительной степени
зависит от понимания руководителями государства значения и
содержания принципа светского государства, от воплощенных в решениях органов государственной власти представлений о должном взаимодействии государства с религиозными объединениями. Такой процесс не может пройти за пару десятилетий. Именно поэтому на современном этапе реализации принципа светского государства необходимы выявление недостатков существующей системы государственно-конфессиональных отношений и разработка способов устранения этих недостатков. При этом не следует пытаться уйти от сложившейся кооперационной модели взаимодействия государства и религиозных объединений. Она, на мой взгляд, является наиболее приемлемой для Российской Федерации и нашего общества. Необходимо использовать все достоинства такой модели, устраняя ее недостатки и предусматривая механизмы для решения будущих проблем. Для этого необходимы дальнейшие исследования проблем реализации принципа светского государства, как в России, так и в зарубежных странах.
Принцип светского государства, включающий недопустимость установления общеобязательной религии и отделение религиозных объединений от государства, являясь основой конституционного строя в Российской Федерации, должен реализовываться не только формально, но и фактически. Это особенно актуально в условиях возрастания интереса российских граждан к религии, активизации деятельности религиозных объединений и попыткам некоторых из них занять лидирующие позиции в борьбе за паству.
Сегодня можно констатировать, что попытка установить в начале 1990-х годов сепарационную модель государственно-конфессиональных отношений в России не удалась, хотя Конституция Российской Федерации создала основу именно для такой модели. К середине 1990-х годов сложилась кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, которая и была отражена в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» и существует на сегодняшний день. Она предполагает возможность сотрудничества с религиозными объединениями во всех сферах общественной жизни, но государством понимается как взаимодействие с наиболее массовыми и влиятельными конфессиями. Действующие нормативные акты принимаются нередко с целью легализовать уже существующее положение. Дальнейшая реализация кооперационной модели грозит опасностью придания религиозной идеологии привилегированного по сравнению с иными мировоззренческими системами (свободомыслием, агностицизмом) статуса. Сложившаяся в России кооперационная модель обладает рядом недостатков. Это связано и с отсутствием опыта регулирования отношений между религиозными объединениями и государством, и с нежеланием отдельных органов соблюдать существующие правовые нормы. Необходимо создание такой кооперационной модели, которая гарантирует соблюдение принципа светского государства и права каждого на свободу совести. Для этого формы сотрудничества государства со всеми религиозными объединениями должны быть поставлены в четкие правовые рамки.
На мой взгляд, необходимо совершенствование правового регулирования порядка реализации права на свободу совести как на уровне законов, так и на уровне подзаконных актов. Именно приоритет права граждан на свободу совести должен быть одним из основных принципов политики государства в области религии.
Еще одной проблемой является ограничительное понимание государством соей религиозной политики - только как гарантии граждан на свободу вероисповедания. При этом уделяется мало внимания соблюдению конституционного принципа идеологического многообразия в части равноправия религиозных и иных форм мировоззрения и принципа светскости государства. Именно такая политика ведет к неверному пониманию некоторых правовых норм, регулирующих государственно-конфессиональные отношения, возникновению деления религий на «традиционные» и иные, и, в конечном счете, к нарушению принципа светского государства.
Не смотря на все существующие проблемы, в России уже создана достаточная нормативная и научная база для реализации принципа светскости государства. Следует помнить, что существующие сегодня в мире разнообразные типы светских государств - это результат длительных и сложных социальных процессов, на которые значительное влияние оказывают конкретные исторические, культурные и иные особенности развития каждого общества. Процесс формирования в каждой конкретной стране светского государства определенного типа в значительной степени
зависит от понимания руководителями государства значения и
содержания принципа светского государства, от воплощенных в решениях органов государственной власти представлений о должном взаимодействии государства с религиозными объединениями. Такой процесс не может пройти за пару десятилетий. Именно поэтому на современном этапе реализации принципа светского государства необходимы выявление недостатков существующей системы государственно-конфессиональных отношений и разработка способов устранения этих недостатков. При этом не следует пытаться уйти от сложившейся кооперационной модели взаимодействия государства и религиозных объединений. Она, на мой взгляд, является наиболее приемлемой для Российской Федерации и нашего общества. Необходимо использовать все достоинства такой модели, устраняя ее недостатки и предусматривая механизмы для решения будущих проблем. Для этого необходимы дальнейшие исследования проблем реализации принципа светского государства, как в России, так и в зарубежных странах.
Подобные работы
- Теория светского государства
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Публично-правовые основы взаимодействия религиозных объединений и органов государственной власти в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - Светское государство: понятие и основные модели
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести и российская специфика их реализации
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Светские, клерикальные и теократические государства
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2023 - РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XXI В.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕЛИГИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы принципа равноправия человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



