Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конструирование традиций в контексте практик посткроссинга

Работа №71005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Социальная природа конструирования традиций 11
1.1. Открытка как традиция: социально-исторический обзор 11
1.2. Postcrossing-community как объект исследования 25
Глава 2. Сообщество postcrossing как форма организации традиционных
практик 33
2.1. Традиционализация образа бумажной открытки в рамках сообщества
postcrossing 33
2.2. Эмпирическая база исследования 42
2.2.1. Анализ результатов онлайн-анкетирования 44
2.2.2. Опыт вхождения в российское и немецкое postcrossing-сообщество49
Заключение 60
Список литературы 65
Приложения 70
Приложение 1. Протокол пилотажного анкетирования русскоговорящей аудитории посткроссеров 70
Приложение 2. Гайд для проведения неформализованных интервью в контексте изучения посткроссинг-сообщества 74
Приложение 3. Транскрипт глубинного неформализованного интервью, г. Санкт-Петербург 75
Приложение 4. Протокол неформализованных интервью, г. Билефельд 94
Приложение 5. Визуальный материал 101


На протяжении десятилетий европейское общество прошло сквозь множество исторических трансформаций, которые привели к травмирующему опыту радикальных перемен. Чаще всего массовая ностальгия по «старым добрым временам» выступает способом разрядки от исторического ущерба или же служит в качестве адаптации к неожиданным (в том числе социокультурным) изменениям. Такая разновидность ностальгической волны стала характерной общей чертой для ХХ столетия, когда происходили значительные геополитические потрясения, мировые войны, революции и беспрецедентный социальный и технический прогресс.
Популярность социальных сетей часто ассоциируется со спадом интереса к традиционным формам бумажной корреспонденции. В данном исследовании я рассматриваю практики Посткроссинга в качестве устоявшейся традиции сохранения памяти в период стремительной медиатизации.
Плотность и уровень потребностей индивида, культурное развитие, информационная и историческая память - это характеристики устойчивого развития общества [Бороноев, Емельянов, Скворцов 1994: 152-168]. Идеей Посткроссинга является возможность компенсаций запросов потребительского поля посредством получения открыток от заинтересованных в обмене участников. Пользователи, известные как посткроссеры, создают электронную анкету на бесплатном сайте и запрашивают адрес других участников сообщества, выбираемый квази¬случайно роботом с сайта. Для каждого адреса отправитель выбирает открытку, пишет на ней уникальный идентификатор (например, RU-17711) и затем отправляет ее. В дальнейшем адресант использует идентификатор открытки для отчетной ее регистрации на postcrossing.com, а также выражает свои впечатления в публикации новости на своей страничке. Таким образом, однажды отправивший открытку посткроссер вступает в активную очередь на получение привета из другой страны взамен. За счет таких интеракций Посткроссинг формализует процесс отправки открыток в интригующий и невиданный раннее подход: учитывая традиционно принятый обмен карточками между родственниками и друзьями [Lehtonen, Koskinen, Kurvinen 2002: 71-98], сайт предлагает незнакомцам установить контакт посредством обмена почтовыми открытками и без какой-либо гарантии на личный контакт в будущем.
Под влиянием широкого спектра ответвлений коллективного прошлого участники сообщества Посткроссинг вовлечены в одно из таких - «бумажный» обмен. Вселенная медиа (интернет и телевизионное влияние), свободное пространство потребительского поля а также социальный дизайн городской среды определяют желание сохранять почтовые артефакты. Все, что было произведено под эгидой почты и сохранено до наших дней, репрезентируется как символический ресурс для самопродвижения и продаж. В данном вопросе, при рассмотрении теории материальных объектов, я опираюсь на мнение Ж. Бодрийяра, М. Хальбвакса, С. Бойм.
Суть проблемной ситуации, с которой я столкнулась при изучении случаев включения в Посткроссинг-группы в России и Германии, заключается в том, что признаки технологического единства в данном международном сообществе формируют предпочтения касательно выбора открыток; однако, причины их написания остаются дифференцированными в контексте разного «использования традиции».
Объект и предмет исследования
Объект исследования - postcrossing-сообщества Германии (г. Билефельд) и России (г. Санкт-Петербург). Исследование проводится среди участников ежегодных встреч посткроссеров и пользователей, воздерживающихся от посещения данных тематических собраний, но зарегистрированных на сайте.
Предмет исследования - конструирование традиций в процессе музеефикафии открыток.
Гипотезы исследования
Генеральная гипотеза 1: Активное обобщение деконструкции и поддержания анонимности в виртуальной коммуникации преобладает в Посткроссинг-сообществе.
Генеральная гипотеза 2: Происходит отнесение особой роли традиции в процессе установления обменных практик в Посткроссинг-сообществе.
Гипотеза - следствие:
• Осуществление привязки к традициям прошлого при установлении обменных «открыточных» практик.
Таким образом, конечной целью ставится, в рамках социологической и социально-антропологической дискуссии о природе традиции и связанных с ней культурных процессов, выяснение того, что скрывается за простым актом отправки открытки, которая мотивирует на дальнейшее взаимодействие внутри образовавшейся группы единомышленников, а также то, как происходит конструирование традиции в процессе устоявшихся практик Посткроссинга.
Задачи исследования
1. Распознать характеристики субъекта сообщества, выделение его отличительных черт от обычного индивида.
2. Проанализировать на уровне взаимодействия в рамках тематической встречи, что меняется в поведении и представлениях индивида, входящего в Посткроссинг-сообщество, когда он попадает в оффлайн- среду.
3. Выявить тенденцию, при которой происходит процесс структуризации общества посткроссеров, отличающегося определенной самоорганизацией в поле своей обменной деятельности.
4. Выявить, как работает феномен ностальгии в процессе создания традиции и раскрыть смыслы, которыми люди наделяют артефакты - открытки.
Теоретическая база
Уточнение и интерпретация основных понятий Посткроссинг (англ. postcrossing) — проект, созданный для возможности получения открыток со всего мира. «Основная идея такова: Если вы посылаете открытку, то получаете как минимум одну взамен, от случайного посткроссера из какого-то уголка земного шара.»1. Подразумевается, что подобное сообщество устойчиво взаимосвязанных субъектов создаёт сеть, которая выступает мощным социальным амортизатором при распаде социальных общностей. [Барсукова С.Ю. 2003: 88-93]. Так, взаимообмен дарами между членами социальной горизонтальной сети представляет собой особый тип социальной интеграции - реципрокность(reciprocity).
Традицию по М. Хальбваксу [2005:8-27] стоит понимать как коллективную память, которая воплощена в идентичностях. Вместе с тем, они составляют условие и средство функционирования памяти как таковой, в том числе индивидуальной. В этом своем качестве они являются важнейшим фактором идентичности: индивидуальной, групповой, социальной. Рациональность в данной теории выступает не как антипод традиции, а как традиционность более широких социальных образований, включающих в себя множество традиций различных социальных групп, по отношению к более узким.
Ностальгия в данной работе выступает сложным комплексом для анализа: вовлекая любую социальную группу, в некотором смысле данный феномен способен вступить в противоречие с устоявшейся в ней социальной
В настоящее время происходит размытие традиционной системы ценностей, общества модерна с их идеологиями упорных перемен и инноваций пробуждают ностальгические настрои. Этот процесс, вызванный дезориентацией в неопределенном настоящем с еще более неизвестным будущим оставляет штамп стресса на целых поколениях. Здесь я в целом разделяю позицию, высказываемую в работах А. Hepp [2013: 29-31], J. Habermas [(1981) 1987], E. Manheim [(1933) 1979] о медиатизации в широком смысле, когда происходит расширение влияния и власти институционализированных технологий коммуникаций.
Эмпирическая база дипломной работы
В методологической основе исследования конструирования традиции в практиках «бумажного» обмена я обращаюсь к качественным и количественным методам, поскольку обе стратегии имеют достоинства и недостатки, обе стремятся дать теоретические интерпретации социальных явлений исходя их эмпирических данных, и нельзя говорить о приоритете одной из них [Ragin 1997: 27-42; Ядов: 1987].
Предпосылкой к написанию данной работы послужила полевая работа в рамках case-study: включение в посткроссинг-сообщество в 2012 году, а также составление онлайн-анкеты для пилотажного опроса российской аудитории [Дудина, Смирнова: 2014]. Данная практика определила темы для дальнейшего изучения и начальные коды для последующего установления границ между изучаемым феноменом и контекстом [Yin: 2009]. Анкета была распространена в социальных сетях, группах по интересам посткроссеров на vk.com.
Следующим этапом работы стало составление гайда для неформализованных интервью [Васильева Д.А., лекции курса «Методы в социальной антропологии»: 2015; Григорьев В.Е. семинары курса «Методология и методика социологического исследования»: 2014], и посещение в качестве включенного наблюдателя неформальной встречи посткроссеров в 2014 году.
Далее происходило интервьюирование представителей сообщества в Санкт-Петербурге. Выборка для интервью включила в себя посткроссеров, которые хотя бы единожды посещали встречу сообщества.
Причиной к проведению глубинных интервью легла идея о том, что в качественной стратегии данной работы оно может быть нацелено на выявление уникальности принятия индивидуальных решений участников сообщества, помогает воспроизвести логику рассуждений индивида посредством развернутых ответов на открытые вопросы. Собранный нарратив анализировался при помощи метода контент-анализа [Васильева Д.А., лекции курса «Методы в социальной антропологии»: 2015; Blumer: 1984].
При выборе социальных сценариев для наблюдения я руководствовалась стратегией максимальной вариативности: в случае данной работы она выступает в контексте культурных дифференциаций, поскольку встречи проходили в разных странах. По итогам наблюдений и последующих интервью удалось установить такие характеристики, как число вовлеченных и пассивных участников, социально-демографические характеристики посткроссеров, степень социокультурной гетерогенности внутри сообщества, наличие лидера/-ов, их предыдущие практики встреч. Данные характеристики, а также подспорье к изучению самоорганизации локальных сообществ и исследованиям памяти я нашла в работах Тыкановой Е. В. и Хохловой А.М. [2014].
Итоговыми методами сбора эмпирического материала послужили 12 глубинных интервью с представителями сообщества Посткроссинг, а также включенное и невключенное наблюдение процессов самоорганизации сообщества во время тематических встреч в Санкт-Петербурге и Билефельде.
Апробация дипломной работы
Различные аспекты дипломного исследования докладывались на Всероссийской научной конференции «X Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога.», проходившей 13-15 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге. По материалам данной конференции опубликованы следующие работы:
• Смагина Д., Васильева Д.А. Конструирование ностальгии в контексте практик посткроссинга / / Тезисы Всероссийской научной конференции X Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога, СПб, 2015. - с. 2159-2161.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Открытки возвращаются в массовое сознание, олицетворяя собой доброе прошлое, но возникает вопрос — можно ли через эту демонстрацию актуализировать открытку как реальный предмет, снова соотнести ее с почтой и попытаться организовать какие-то новые, живые потоки открыток? Примером такой практики выступил Посткроссинг. По организации это интернет-проект, по реализации — новая живая форма «бумажной» мобильности. Люди регистрируются на специальном сайте, получают случайно выбранный системой адрес и отправляют почтовую открытку на другой конец света.
Плотность и уровень потребностей индивида, культурное развитие, информационная и историческая память - это характеристики устойчивого развития общества. Идеей Посткроссинга является возможность компенсаций запросов потребительского поля посредством получения открыток от заинтересованных в обмене участников. Если вы посылаете открытку, то получаете как минимум одну взамен, от случайного посткроссера из какого-то уголка земного шара.
В условиях постоянной медиатизации общества такое занятие кажется отсылкой к устоявшейся традиции сохранения памяти. Как индивиды дожили до такого? Почему в развитом медиа-обществе люди до сих пор используют старый метод коммуникации - обмен открытками, и зачастую анонимный? В ходе проведенного исследования удалось выяснить следующее: будучи по сути своей обращением в прошлое, социальная ностальгия обусловлена особенностями окружающего нас настоящего.
Концептуальные основания конструирования традиции и ее место в системе Посткроссинга определяются тем, что мотивы человеческих действий в каком-либо сообществе определяются видением обстоятельств сквозь призму выработанных культурным опытом целеориентаций, норм, эмоционально окрашенных и актуализированных ожиданий, образов и установок - но никогда не обуславливаются исключительно внешним предметным положением. Другими словами, посткроссер всегда пристрастен в своем отношении к открытке, и без учета данного факта ни одно социальное событие (складывающееся из совокупности целенаправленных человеческих действий), будь то включение в сообщество, интеракция оффлайн или непосредственная отправка почтовой карточки, не может быть ни понято по существу, ни, тем более, предвосхищено или подвергнуто сознательному регулированию.
Посткроссингу удалось доказать свою приверженность к типам традиционного бумажного взаимодействия: он не только обладает личностно-развивающим подспорьем, но и творческим, а также мотивирует к изучению иностранного языка, общению на нем с представителями других культур. Как отмечают сами посткроссеры, участие в проекте стало для многих из них увлечением, дарящим возможность «путешествовать по всему миру», получить «заряд позитива» и «элемент сюрприза». Подростки, домохозяйки и даже пенсионеры стали интересоваться культурой стран своих друзей по переписке, собирать открытки определенной тематики и обмениваться ими по почте.
Ностальгия и музеефикация открытки как символа всегда нуждаются в символических и материальных артефактах. Они будут доказательством памяти о прошлом, которое особенно ценно в рамках общества потребления, когда объекты и технологии постоянно совершенствуются. Такое бесконечное движение материального создает желание сохранить и собрать вещи, которые были вытеснены медиатизацией из постоянного употребления, но остались в памяти «сосудом» ностальгических переживаний. В нашем случае музеефикация открытки во время практик посткроссинга выражается следующим образом:
• открытка выступает как приветственный знак внимания;
• содержание закодированного послания;
• вариант конструирования репутации согласно соответствию запросам получателя открытки;
• вариант предложения дружбы с отсроченной и неоговоренной формой взаимности оффлайн как специфическое материальное вложение;
• поэтапность сохранения социальных связей и формирования на их основе сетей;
• способ создания социальных ролей, заданных онлайн-образом;
• акт разрыва повседневности.
Анализ результатов онлайн-анкетирования и включенных наблюдений
Посредством контент-анализа собранных данных удалось определить, какие смыслы использует информант, упоминая открытки. Материалы теоретически и методологически значимых теорий помогли составить представления о том, насколько посткроссеры знакомы между собой и что обсуждают оффлайн. Помимо всего, удалось провести неформализованные включенные наблюдения, которые помогли решить проблему навешивания ролей в процессе обмена открытками с другими участниками посткроссинг- сообщества Германии (Билефельд) и России (Санкт-Петербург).
Опыт включенного наблюдения ежегодной встречи посткроссеров в Билефельде показал, что идеализированный образ участника обмена открытками предстает вполне реальным в условиях приверженности своим увлечениям. Воспоминания посткроссеров о «лучшем прошлом» можно проследить сквозь призму рамок социальной памяти. Определенно, есть целый ряд фактов, которым индивид придаст меньшее значение, не стань другой член коллектива напоминать ему об этом. Многообразные группы, из которых состоит общество, склонны реконструировать прошлое, к которому они привязаны исторически.
Вероятно, что это исследование отражает лишь малую часть традиционных практик, которые окружают феномен посткроссинга. Моей целью было понять факторы, формирующие опыт самопрезентации участников сообщества, рассмотреть, как эти факторы подчиняются параметрам памяти. По-прежнему открытым остается вопрос анонимной отправки открытки.
Выводами исследования можно назвать следующие находки:
• Основным мотивом, побуждающим людей участвовать в обмене открытками, выступает т.н. «эффект сюрприза».
• Участники немецкого сообщества отправляют открытки анонимно из чувства одиночества и замкнутости.
• Петербургские посткроссеры подходят к процессу творчески и готовы отправлять меньшие в количестве, но эстетически подобранные под личный вкус адресата открытки.
• Объединяющим признаком для всех поскроссеров стала ностальгия по реальному или воображаемому "опыту" (почти все информанты сказали, что в бумажной открытке есть подобие «души»).
• Новый участник, создавая свою анкету на postcrossing.com, начинает с подражания уже существующим пользователям, но затем старается выработать собственный стиль. Ориентация на других дополняется маркированием собственной идентичности и экспериментированием с ней.
• Онлайновая идентичность посткроссера, образ, который он представляет другим, большей частью соответствует его внесетевой идентичности.
Таким образом, признаки технологического единства в данном сообществе формируют предпочтения касательно выбора открыток; однако, причины их написания остались дифференцированными.
Тенденция, при которой происходит процесс структуризации общества посткроссеров, отличающегося уникальной самоорганизацией в поле своей обменной деятельности, заключается в том, что участники склонны наделять новыми смыслами открытки, подлежащие к отправке (чувство удвоенной ответственности перед незнакомым лично получателем, влияние семейных традиций на отправку почтовой корреспонденции, проявление ностальгических настроений в подписи на обороте). Так участники компенсируют свое отставание от модернизации современного потребительского поля.
Несмотря на то, что идея обмена почтовыми открытками кажется достаточно посредственной, - это невероятно увлекательный способ общения с интересными людьми со всего света. В целом, можно прийти к заключению: открытки представляют настоящий способ осознать жизнь в реальном мире, а не существование посредством электронных матриц.
В будущих планах по данному исследованию есть изучение, какие из приведенных факторов важнее всего отражаются в повседневной практике участников сообщества и изучить, возможно, культурные различия посредством выбора открыток для отправки, объяснить гендерные различия в базе пользователей системы



1. Адоньева С. Б. Политика и риторика мусора// Адоньева С. Б. Символический порядок. — СПб: Пропповский центр; Амфора, 2011. — 167 c.
2. Ашкеров А. Ю. Антропология и экономика обмена // Социологический журнал. 2001. № 3. — 75-85 с.
3. Барсукова С. Ю. Сетевая взаимопомощь российских домохозяйств: теория и практика экономики дара // Мир России. 2003. № 2. 88-93 с.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. — 12-39 с.
5. Бодрийар Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 2001. — 224 с.
6. Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века: Случай Ильи Кабакова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39 .
7. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии // Проблемы теоретической социологии. - СПб, 1994. — 152-168 с.
8. Воробьева А.В., Раскатова Е.М. «Советское» в постсоветском культур-ном пространстве: структурно-типологический аспект // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. 2009. № 4. 22-28 с.
9. Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах.СПб, 2004. 23-45 с.
10. Гофман А.Б. Традиции и инновации в постсоветской России. Культурные особенности, взаимодействие, динамика // Вестник РГНФ, 2008. №4.
11. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. 63-77 с.
12. Драгунский Д. В. Социокультурный аспект. Социальная мифология // Россия между вчера и сегодня. Книга первая. Экспертные разработки. — М., 2003.
13. Дудина В.И., Смирнова Е.Э. Методология и методы социологических исследований // СПбГУ, 2014 — 388 с.
14. Зборовский Г.Е. Социальная ностальгия как социологическая проблема // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Тезисы докладов III межрегиональной научной конференции. Екатеринбург, 2000. С. 15.
15. Козлова Н. Советские люди. Сцены из жизни. М.: Европа, 2005. С. 18
16. Левада Ю. А. «Человек ностальгический»: реалии и проблемы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. — № 6 (62). 7-13 с.
17. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. Перевод с англ. СПб.: Владимир Даль, 2004. 227-233 с.
18. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А. Б. Гофмана. М., "Восточная литература", РАН 1996. 85-111 с.
19. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, КСП+, 1998. 23-41 с.
20. Тыканова Е. В., Хохлова А.М. Траектории самоорганизации локальных сообществ в ситуациях оспаривания городского пространства // Социология власти. 2014. № 2. — 104-122 с.
21. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. — 336 с.
22. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005.
23. Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб, Владимир Даль, с. 40№ 2/3 (40/41). 8-27 с.
24. Чехов А. П. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1975. — Т. 3. [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»], 1884—1885. 124-126 с.
25. Чикишева А. С. Феномен ностальгии в постсоветской массовой культуре. Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса /Отв. ред. Д.Л. Спивак. - М.: Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. 2009. 267-277 с.
26. Шабурова О. В. Ностальгия: через прошлое к будущему // Социемы. — 1998. — №5.
27. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. // М.: Наука, 1987.
28. Anderson B. Imagined Communities. /New York: Verso, 1992. P 11
29. Assmann J. Religion and Cultural Memory. / trans. Rodney Livingstone, Stanford: Stanford University Press, 2006. P 15-20, 168-186.
30. Berdahl D. (N)ostalgie for the Present: Memory, Longing, and East German Things. / Ethnos, 64: 2, 1999. P 192-211.
31. Blumer M. Sociological Research Methods: An Introduction.// London: MacMillan, 1984.
32. Chase M., Shaw C. The Dimensions of Nostalgia // The Imagined Past: History and Nostalgia / Ed. by M. Chase, C. Shaw. Manchester: Manchester University Press, 1989. P. 1-18.
33. Denzin, N. The Research Act: A Theoretical Introduction to Sociological Research Methods /3rd edition, first published on 1970. Prentice Hall, 1989.
34. Durkheim E. Moral education. / New York: Free Press. 1961, P 246.
35. Gilles K.R. (Ed.). Commemoration: Politics of National Identity. / New Jersey: Princeton University Press, 1994. P. 36-44.
36. Herzfeld M. Cultural Intimacy: Social Poetics in the Nation-State. / New York: Routledge, 1997. P 13-14.
37. Hobsbawm E. Inventing Tradition // Hobsbawm E., Ranger T. The Invention of Tradition. / Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P 2;
38. Hobsbawm E. Mass-producing traditions: Europe, 1870-1914 //Representing the Nation: A Reader. / Eds. David Boswell, Jessica Evans. - London, New York: Routledge, 2007. Р. 82.
39. Jameson F. Nostalgia for the Present. / South Atlantic Quarterly, 88: 2, 1989. P 517-37.
40. Lehtonen T., Koskinen I., and Kurvinen E. Mobile digital pictures - the future of the postcard? Findings from an experimental field study. / In The Postcard in its Social Context, 2002. P. 71-98.
41. Ragin Ch.C. Turning the Tables: How Case-Oriented Research Challenges Variable-Oriented Research // Comparative Methodological Research. Methodological Issues in Comparative Science. 1997. Vol. 16. P 27-42.
42. Yin, Robert K.: Case Study Research. Design and Methods. // Sage Publications, Thousand Oaks, 4th ed. 2009, P. 240.
Информационные источники:
1. Журнал «Почта России» // №06-07 (99-100) 2012 г. - 48 с.
2. Интернет-источник: Живой Журнал, пользователь Елагина:
http://elagina.livejournal.com/197972.html[Дата запроса: 19.06.2016]
3. Интернет-источник: «Сердце сердцу весть подает». История поздравительной открытки в России http://www.culture.ru/materials/70104/- serdtse-serdtsu-vest-podaet-istoriya-pozdravitelnoy-otkritki-v-rossii[Дата запроса: 24.01.2016]
4. Интернет-источник: Greeting Card Association. A Brief History of Christmas Cards http://www.greetingcard.org/LinkClick.aspx? fileticket=h7soXI6vDnY%3D&tabid=132 [Дата запроса: 24.01.2016]
5. Интернет - источник : Postcrossing-statistics, https://www.postcrossing.com/stats/postcards [Дата запроса: 24.05.2015]
6. Интернет-источник: Виртуальная выставка «Каламбур новогодних открыток» http://cbssimf.ru/kalambur-ng-otkrutok[Дата запроса: 26.01.2016]
7. Интернет-источник: Е. Гришковец упоминает «человека без почерка» в
интервью телеканалу «Дождь»
http://tvrain.ru/sochi/video/nashi_deti_budut_ljudmi_bez_pocherka/358875/[Дата запроса: 15.12.2013]
8. Интернет-источник: История отправки первой открытки http://www.emotionscards.com/museum/history.html[Дата запроса: 24.01.2016]
9. Интернет-источник: Форум филокартистов http://www.filokartist.net/forum/index.php?c=7 [Дата запроса: 20.05.2014]
10. Ларина Ю. Из России с приветом // Огонек. 2012, № 2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ