ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ СМИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА 8
1.1. Формирование института благотворительности в России 8
1.2. Пути решения социальных проблем посредством телевидения.. ..19
1.3. Особенности проблемных сюжетов в информационных
выпусках 26
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА II. СПОСОБЫ ОТОБРАЖЕНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ К СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ В ЭФИРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ 33
2.1. Концепция информационного вещания ГТРК «Белгород» 33
2.2. Особенности освещения деятельности благотворительных фондов
в материалах ГТРК «Белгород» 36
2.3. Алгоритм работы корреспондента над репортажами острой
социальной направленности 45
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Современное российское общество насыщено социальными проблемами. Зачастую решить в одиночку свои проблемы конкретному человеку очень тяжело. Именно тогда, столкнувшись с тем, что тебя не «слышат», он обращается за помощью к СМИ. На данный момент телевидение выходит из рамок просто социального института. Его необходимо рассматривать также с точки зрения социального знания. Это позволит изучать результативность работы телевидения в ходе урегулирования взаимоотношений между обществом и властью.
Именно телевидение стало сегодня выполнять функции «помощника» в решении социально-бытовых проблем граждан, перестав быть просто источников информации. Осмысление роли телевидения как средства постановки, а иногда и разрешения социальных проблем, привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Здесь также необходимо вспомнить и еще об одном важном явлении, которое призвано помочь человеку - благотворительность. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку в нашей стране сложилась поистине богатая традиция благотворительности. На сегодняшний день Россия переживает возрождение интереса к этому институту: создаются фонды, СМИ публикуют и показывают материалы, посвященные благотворительности, необходимости добрых дел для процветания общества. Тем не менее, согласно позиции многих филантропов, СМИ пока оказывают недостаточную поддержку их деятельности, которая существовала в России до революции. Региональные СМИ отличаются, как правило, большим вниманием к благотворительности, что мы и рассмотрим в данной работе на примере вещания ГТРК «Белгород». Благотворительность - это лишь один из способов решения проблем социального характера. Одна из главных особенностей регионального телевидения - это близость к своему зрителю. С его же стороны эта близость становится одним из способов разрешения собственных вопросов. С психологической точки зрения гражданин видит в региональных журналистах друга, который смог бы помочь ему. С этим и связано большое количество писем в редакцию с изложением частных проблем, которые волнуют зрителя.
В нашей работе мы опишем принципы работы телекорреспондентов, которые сталкиваются с подобной темой. В учебной литературе по основам журналистики такие исследователи как Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский и другие теоретики не выделяют такую функцию, которая регулирует отношения простого человека, попавшего в сложную ситуацию и журналиста, чья работа призвана помочь разобраться в проблеме путем освещения ее в своих материалах. Поэтому, мы считаем целесообразным в своей работе рассмотреть еще одну немаловажную функцию, которая так актуальна именно в наше время и конкретно для региональной журналистики. Ее суть и будет заключаться в разрешении социальных проблем общества на местном уровне. Исходя из вышесказанного, можно определить проблемное поле исследования:
- роль, которую играет тележурналистика в процессе формирования мнения населения об органах власти;
- роль, которую играет тележурналистика в решении проблем социума;
- принципы работы журналистов над материалами социального характера.
Такой подход отвечает запросам современности, что и подчеркивает важность данной работы.
Объектом исследования в нашей работе являются информационное вещание ГТРК «Белгород».
Предметом является тематическая составляющая сюжетов социальной проблематики, а также особенности работы корреспондента над ними.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть опыт работы регионального телевидения, как способ решения острых проблем граждан, а также определить особенности работы журналистов над материалами социальной проблематики. Достижению этих целей будет способствовать решение следующих задач:
- провести исторический обзор формирования института благотворительности в России;
- рассмотреть пути решения социальных проблем посредством телевидения;
- описать понятие проблемного репортажа, а также дать характеристику его особенностям;
- описать концепцию информационного вещания ГТРК «Белгород»;
- проанализировать особенности освещения деятельности благотворительных фондов в материалах ГТРК «Белгород»;
- определить алгоритм работы корреспондента над репортажами острой социальной направленности.
Эмпирическую базу нашего исследования составили информационные сюжеты ГТРК «Белгород, которые вышли в эфир в 2015 - 2017 гг. Всего было рассмотрено порядка 250 материалов, отобранных методом сплошной выборки.
Цели и задачи данной работы потребовали соответствующей методологической основы, в качестве которой выступают принципы системного подхода и системного анализа. При этом ведущим методом выступает метод научного описания, а также метод контент-анализа при изучении содержания телевизионных сюжетов. В данной работе использовался метод включенного наблюдения и метод интроспекции, так как с 2014 года по настоящее время автор является штатным корреспондентом ГТРК «Белгород».
Практическая значимость нашей выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы, сделанные в ходе исследования, могут послужить основой для дальнейшего изучения новостной тележурналистики в рамках регионального вещания. Результаты работы могут быть использованы в курсах по телевизионной журналистике.
Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых исследователей, как Л. Шестеркина («Основы тележурналистики. Информационная программа»), А. Князева («Основы тележурналистики и телерепортажа»), Я. Засурского («Телерадиоэфир: история и современность»), Ч. Коутс («Новости на экране»), В. Цвика («Телевизионная служба новостей»), Г. Кузнецова («Так работают журналисты ТВ»), И. Фэнг («Теленовости: секреты журналистского мастерства»), В. Саруханова («Азбука телевидения»), Л. Орловой («Телевидение вчера, сегодня, завтра»), Л. Васильевой («Делаем новости»), В. Егорова («Телевидение: теория и практика»), Н. Зверевой («Школа регионального тележурналиста»), И. Кемарской («Телевизионный редактор-профессионал»), Ю. Гальперина («Человек с микрофоном»), Э. Багирова («Основы телевизионной журналистики»). А также труды Ю. Годунского («Откуда есть пошла благотворительность на Руси»), А. Соколова («Российская благотворительность в XVIII- XIX вв.»), и других. В них достаточно подробно освещается проблема благотворительности в России на разных этапах, а также рассматривается эволюция отражения темы благотворительности в СМИ в разные исторические эпохи.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что возможность телевидения быть посредником между населением и административными органами способна выполнять важные для общества задачи, обличать те ситуации, с которыми нужно бороться сообща. Телевидение - это нечто больше, чем источник информации - это инструмент поддержки и определенного влияния на властные структуры.
Научная новизна исследования состоит в описании алгоритма работы журналиста над телевизионными сюжетами социальной тематики, работающего с целью разрешения проблем граждан, с учетом регионального аспекта.
Структура магистерского диссертационного исследования особенностями исследовательского процесса. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении, главным образом, мы определили актуальность выбранной темы, описали цель и задачи, определили новизну исследования.
В первой главе рассмотрели роль СМИ в решении социальных проблем граждан. Здесь мы обратились к истории формирования института благотворительности в России, а также описали пути решения проблем общества посредством телевидения. В рамках этой главы был изучен вопрос о проблемных сюжетах в информационных выпусках.
Во второй главе нами был рассмотрен ряд тем с практической стороны. Здесь мы описали способы отображения и привлечения внимания аудитории социальной проблематике в эфире регионального телевидения. В качестве примера использовали материалы ГТРК «Белгород», поэтому в работе рассказали о концепции информационного вещания компании. Мы обратились и к алгоритму работы корреспондента над репортажами острой социальной направленности, а также к особенностям освещения деятельности благотворительных фондов в материалах ГТРК «Белгород».
В заключении представлены основные выводы, полученные в ходе написания выпускного квалификационного исследования.
Телевидение всегда оказывало огромное влияние на массовое сознание людей, при этом, по мере увеличения и расширения разнообразных технических средств и возможностей «новое» становится все обширнее и разнообразнее. Причем в России, несмотря на огромную популярность Интернета, телевидение является самым востребованным средством массовым средством коммуникации. Оно представляет собой не только набор фильмов, сериалов, ток-шоу, концертов, рекламы и пр. Современное телевидение - мощный инструмент для агитации и пропаганды. Используя все технологии психологической, нейролингвистической и др. наук, а также средства, формы и жанры СМИ, телевидение, посредством влияние на восприимчивость человеческой психики к внушению информации, стала каналом распространения сообщений. Поэтому на сегодняшний день роль телевидения нельзя недооценивать, ведь сегодня информация стала инструментом власти.
Сегодня телевидение выполняет и новую функцию. Мы определяем ее как функцию проводника между властью и обществом, заключающуюся в выражении и отображении телевидением мнений, проблем, острых вопросов социума. В настоящее время телевизионные репортажи становятся чуть ли не единственной возможностью донесения мнения народа до властных структур. Представители социума посредством телевизионного эфира информируют власть о проблемах ЖКХ, медицины, коррупции, уровня жизни и т. д. Тележурналисты взяв «под контроль» данные обращения граждан, следят за их решением чиновниками. Поэтому сегодня существует множество примеров решения тележурналистами социальных проблем. Телевидение сегодня стало народной площадкой, трибуной, осуществляющей обратную информационную связь с представителями государственных структур.
В данной работе мы рассмотрели опыт работы регионального телевидения через призму способа решения острых проблем граждан, а также определили по каким критериям и правилам журналист должен работать над подобными материалами. Проанализировали способы влияния общественности на власть посредством телевидения, как тесно решение многих социальных проблем связано с работой журналистов, а также изучили особенности проблемных сюжетом, их разновидностей, этапы организации.
Обращаясь к истории нашей страны, мы сделали вывод, что СМИ сыграло огромную роль в становлении института благотворительности в России. В дореволюционный период были накоплены богатые традиции благотворительности, отображения этой темы в газетах и журналах. Благотворительность тогда рассматривалась как весьма важное дело, позволяющее добиться усовершенствования социальной, нравственной, духовной жизни общества.
Ситуация кардинально меняется после революции 1917 года, когда происходит становление советской власти. Тема благотворительности как таковая уходит из средств массовой информации, исчезает прежнее милосердное отношение к людям, нуждающимся в помощи, благотворительность советской властью рассматривалась как отголосок царского режима, а значит, нежелательный элемент в новом государстве. Соответственно, средства массовой информации были вынуждены подчиниться политике государственной власти.
Только во время перестройки наблюдается возрождение интереса к благотворительности в СМИ. В начале 2000-х годов создаются масштабные благотворительные проекты, которые освещаются средствами массовой информации. В частности, речь идет об организации Русфонд.
Благотворительными организациями широко используются возможности телевидения для сбора пожертвований и привлечения внимания общественности к проблеме благотворительности. В телевизионных программах рассказывается о деятельности благотворительных фондов, о тех людях, которые сейчас больше всего нуждаются в помощи, на постоянной основе организуются совместные акции, носящие массовый характер. Телевидение через свои выразительные аудио-визуальные возможности действительно способствует продвижению благотворительности, вырабатывает должное отношение общественности к проблеме помощи нуждающимся людям.
В данной работе мы рассмотрели сюжеты о деятельности благотворительных фондов, которые были подготовлены ГТРК «Белгород». В частности, это сюжеты, посвященные сотрудничеству с Русфондом и гуманитарным фондом «Поколение».
Все эти сюжеты отличаются яркостью, эмоциональностью и динамичностью, насыщенностью выразительными планами. Они направлены на то, чтобы показать важность благотворительной помощи. В таких сюжетах освещаются основные направления деятельности фондов, а также рассказываются истории людей, которым необходима помощь на лечение или иные нужды.
В создании таких сюжетов участвует целая команда высокопрофессиональных журналистов и операторов. Особое внимание также уделяется монтажу таких сюжетов, в частности, факты и важная информация здесь должны чередоваться с комментариями, выразительными планами.
Таким образом, мы подошли к тому, что журналистика всегда была тесно связана с интересами и проблемами народа. Сейчас пути решения стали более выраженными. В сегодняшней жизни общество может быть услышанным, в том числе, и благодаря СМИ. Так и появился особый жанр телевидение - проблемный репортаж (сюжет). Работая с ним, корреспондент имеет несколько правил, здесь есть свой алгоритм и определенная концепция. Только в результате соблюденья всех особенностей сюжет, как полноценный продукт, может быть действенным и оправдывает свое существование в сетке информационного вещания.
Социальная проблематика федеральных каналов и региональных - это две различные темы для исследования. Во втором случае речь не идет о глобальных проблемах общества. Здесь речь идем о том, что волнует человека внутри небольшого социума. Нами были рассмотрены темы, которые удалось систематизировать и выявить наиболее распространенные конкретно для нашей Белгородской области. Для этого были проанализированы материалы ГТРК «Белгород» - крупнейшей телерадиокомпании региона. К тому же большая часть эмпирического материала является авторской.
В ходе этой работы мы убедились, что телевидение способно путем освещения конкретного случая добиться результатов, которые помогают нашим гражданам. Каждый материал должен быть подан правильно, соблюдая все жанровые особенности и законодательства. Журналист как объективный участник не имеет право вести расследование, основываясь только на рассказе одной стороны конфликта. Зрителю должен быть представлен материал беспристрастно. Тогда, к журналисту не будет претензий, и его работу можно будет оценить положительно. С каждым годом доверие зрителей растет, об этом говорит тон писем, которые приходят в редакцию. Граждане приводят в пример уже разрешившиеся проблемы, знают корреспондентов лично. Еще один вывод, который мы сделали в ходе работы, связан с тем, что проблем меньше не становится. Трудные ситуации остаются те же, меняется лишь территории, на которых они случаются.
В заключение хотелось бы подчеркнуть социальную значимость таких сюжетов на телевидении, поскольку они помогают осознать важность помощи нуждающимся людям, они воспитывают зрителей, учат их быть более милосердными, чуткими к чужому горю. В наше непростое время неравнодушие должно стать основным принципом и личностной позицией каждого человека.
Конечно, основная работа региональных телекомпаний - новости. Однако есть такие люди, которые нуждаются в помощи, и есть те, которые могут помочь. Социальную журналистику нужно развивать в регионах.
1. Андерс Г. Мир как фантом и матрица: философские размышления о радиовещании и телевидении/ Г. Андерс // Искусство кино. - 2005. - № 2. - С. 90.
2. Адамьянц Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды.: Автореф. дис. доктора социол. наук. / Т. З. Адамьянц. - М., 1998. - 40с.
3. Бадя, Л. В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения [Текст] /Л.В. Бадя// Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 1. - С. 45-57
4. Беспамятнова Г.Н. Российский телевизионный infotainment: истоки и особенности коммуникации в современном мире: матер. Рос. научн.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации», 11-12 мая 2005./ Под ред. проф. В.В. Тулупова. Воронеж: ВГУ, факультет журналистики, 2005.
5. Богомолов, Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире [Текст] / Ю.А. Богомолов. - М.: МИК, 2006. - 320 с.
6. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988. -496 с.
7. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения / Р. А. Борецкий. - М., Прогресс, 1989. - 132 с.
8. Быков, Р.Е. Теоретические основы телевидения [Текст] : учебное пособие / Р.Е. Быков. - СПб.: Изд-во «Лань», 1998. - 288 с.
9. Вакурова, Н.В., Московкин, Л.И. Типология жанров современной экранной продукции [Текст] / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. - М.: Институт современного искусства, 1997. - 320 с.
10. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках [Текст] : учеб. пособие /
А.С. Вартанов. - М.: Высшая школа, 2003. - 275 с.
11. Васильева, Л.А. Делаем новости! [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 190 с.
12. Валиев, Н.Р. Проблемы освещения благотворительности: мифы, история и современность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://geum.ru/next/art-221272.php
13. Владимирова М. Что ждет российское ТВ? / М. Владимирова // Журналист.- 2008.- № 4.- С. 44.
14. Гаврилов, К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом [Текст] / К. Гаврилов. - СПб: Амфора, 2007. - 299 с
15. Гальперин, Ю.М. Человек с микрофоном [Текст] / Ю.М. Гальперин. - М.: Искусство, 1971. - 270 с.
16. Герасимова С. А. Культурология и теория телекоммуникации / С. А. Герасимова.- М.: Гардарики, 2007.- 173 с.
17. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. [Текст] /Ю. Годунский//Наука и жизнь.- 2006.- №10. - С. 32-37
18. Горчева А.Ю. Нищенство и благотворительности в России / Рос. журн. как источник сведений о соц. приоритетах о-ва / А. Ю. Горчева. - М., 1999. - 223 с.
19. Десять крупнейших благотворительных фондов России.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ria.ru/spravka/20150617/1075174812.html
20. Дерябин, А. Телевизионные новости как коммуникативное событие
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.library.cj es.ru/online/?a=con&b id=363.
21. Дзялошинский, И.М. Социальное насилие и толерантность: реальность и медиа-образы [Текст] / И.М. Дзялошинский. - М.: Независимый Институт Коммуникативистики, 2004. - 248 с.
22. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим /
В. В. Егоров. - М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.
23. Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1
24. Засурский, Я.Н. Телерадиоэфир: История и современность [Текст] : учеб. пособие / Я.Н. Засурский. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 239 с.
25. Зверева, Н.В. Школа регионального тележурналиста [Текст] : учеб. пособие / Н.В. Зверева. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 320 с.
26. Зверева, Н.В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста [Текст] : учеб. пособие / Н.В Зверева. - М.: ИПК, 2002. - 320 с.
27. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. - 2003. - 466 с.
28. Зубарев Ю. Б. Цифровое телевизионное вещание в России / Ю. Б. Зубарев // Вестник Российской Академии наук-2008.- № 3.- С. 216.
29. Интеграция как базовый фактор создания и развития культурно-образовательного пространства региона [Текст] : межрегиональная научно¬практическая конференция, Белгород, 11-12 дек. 2014 г. / сост.: Н.М. Гончаренко, М.А. Кулабухова. - Белгород : ЛитКараВан, 2015. -199 с.
30. Ильина, Н.Ю. Проблемы освещения благотворительности в СМИ и пути их решения. [Текст]/Н.Ю. Ильина//Знак. - 2014. - № 1. - С. 46-51
31. Казаков, Ю.В. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы [Текст] / Ю.В. Казаков. - М.: Медея, 2004. - 408 с.
32. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура /М. Кастельс.- М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.
33. Князев, А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] : учеб. пособие / А.А. Князев. - Бишкек: КРСУ, 2001. - 160 с.
34. Козлова, Л.В. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. [Электронный ресурс] : дис. ... канд. ист. наук / Л.В. Козлова. - Режим доступа: http://www.lib.ua- ru.net/diss/cont/184292.html
35. Колесниченко, А.В. Прикладная журналистика [Текст] : учебное пособие / А.В. Колесниченко. - СПб: Амфора, 2007. - 112 с.
36. Короченский, А.П. Этические «табу» в журналистике: самоцензура или нравственная культура самоограничения? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //j ourn.bsu. edu.ru/nauka/publ .shtml
37. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа [Текст] / В.Г. Костомаров. - М.: Педагогика-пресс, 1994. - 320 с.
38. Коутс, Ч. Новости на экране [Текст] : руководство для тележурналистики / Ч. Коутс. - М.: 1998. - 5 с.
39. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика / Г.В Кузнецов и др. - М.: Высшая школа, 2002. - 304 с
40. Лавриненко, Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно¬просветительские аспекты [Текст]/ Л.Я. Лавриненко// Образование и общество.- 2004.- №1.- С. 86-98
41. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.
42. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста [Текст] / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 224 с.
43. Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б.Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та , 2001. - 174 с.
44. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. [Текст] / Мельник Г.С. - СПБ.: Питер, 2006. - 124 с.
45. Меркулов Д. Телевидению - 80 лет/ Д. Меркулов // Наука и жизнь. - 2006. - № 1. - С. 76.
46. Михалкович В.И. О сущности телевидения / В. И. Михалкович. - М., 1999. - 64 с.
47. Минаев В. Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике [Текст] / Минаев В. - М.: «Вестник МГУ», 1960, №2. - стр. 34
48. Муратов, С.А. Телевидение в поисках телевидения [Текст] : учеб. пособие / С.А. Муратов. - М.: Высшая школа, 2001. - 174 с.
49. Муратов, С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром [Текст] : учеб. пособие / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 202 с.
50. Новикова О.С. Коммуникативные процессы как функциональная и символическая культурная среда / О. С. Новикова // Сопоставительное изучение языков и культур: лингводидактические аспекты межкультурной коммуникации: Материалы 45 научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь, 2001. - С. 110-114.
51. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество [Текст] / Олешко В.Ф.. - М.: РИП-холдинг, 2003. - 127 с.
52. Орлова, Л.П. Телевидение вчера, сегодня, завтра [Текст] : учеб. пособие / Л.П. Орлова. - М.: Искусство, 1988. - 266 с.
53. Петров, Г.Н. Телевизионная драматургия: проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. - СПб.: Издательство
С.-Петерб. ун-та, 1999. - 120 с.
54. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения [Текст] / Е.В. Поберезникова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 222 с.
55. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики [Текст]: учеб. для студентов вузов / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 208 с.
56. Полукаров В. Л. Телевизионная и радиовещательная реклама / В. Л. Полукаров. - М.: Дашков и К, 2004. - 388 с.
57. Попцов О. Власть и ТВ ударили по рукам / О. Попцов //Журналист.- 2008.- № 4. - С. 45.
58. Рудэн, И.А. Наш друг - телевидение [Текст] / И.А. Рудэн. -
М.: Искусство, 1986. - 197 с
59. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л. Д. Рейман // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 3.
60. Саппак, В.С. Телевидение и мы. Четыре беседы [Текст] : учеб. пособие / В.С. Саппак. - М.: «Искусство», 1988. - 168 с.
61. Саруханов, В.А. Азбука телевидения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //evartist.narod.ru/text/85.htm.
62. Сенкевич, М.П. Культура радио и телевизионной речи [Текст] : учеб. пособие / М.П. Сенкевич. - М.: Высш. шк., 1997. - 96 с.
63. Соколов, А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) [Текст]/ А.Р. Соколов / / Отечественная история.- 2003.- №6. - С. 147-158
64. Сорокина Е. Телевидение переходит на личности / Е. Сорокина // Наука и жизнь. - 2006.- № 1.- С. 81.
65. Скворцов, Л.И. Основы культуры речи. Хрестоматия. [Текст] : учеб. пособие / Л.И. Скворцов. - М.: Высш. щк., 1984. - 312 с.
66. Степанова, Е.Е. Благотворительность в сфере культуры: организационный и педагогический аспекты. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук [Текст]. - СПб., 2006. - 32 с.
67. Таратута, М. Не хочется, не колется и мама не велит, или Почему СМИ равнодушны к корпоративной благотворительности [Текст] /М. Таратута//Бизнес и общество. - 2006. - № 3 (34). - С. 15-19.
68. Темичева, Е.В. Практика благотворительных фондов в зеркале российских СМИ [Текст]/Е.В. Темичева//Вестник МГУ. - 2012. - № 5. - С. 134-145.
69. Тупаева, А.С. Феномен благотворительности и образ меценатства в средствах массовой информации [Текст]./А.С. Тупаева//Вестник Казанского университета. - 2011. - № 14. - С. 255-258.
70. Телевизионная журналистика: Учеб. 3-е изд. / Ред. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. - 304 с.
71. Фролова, Т.И. Российская пресса и благотворительность в культурно-исторической перспективе [Текст]/Т.И. Фролова// Благотворительность и СМИ: Информационный бюллетень. - М.: Агентство социальной информации, 2005. - С. 7-12.
72. Фэнг, И. Теленовости: секреты журналистского мастерства [Текст] : учеб. пособие / И. Фэнг. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1997. - 218 с.
73. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
74. Шестеркина, Л.П. Основы телевизионной журналистики. Информационная программа: Методические рекомендации [Текст] : учеб. пособие / Л.П. Шестеркина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ , 2004. - 20 с.
75. Шеляпин Н.В. Основные тенденции формирования эстетических установок современного телевидения / Н. В. Шеляпин// Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы теории коммуникации». - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 241-252.