Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика суицидального риска у подростков из неблагополучных семей

Работа №70999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения суицидального поведения у подростков из неблагополучных семей 7
1.1. Понятие суицидального поведения в психологии 7
1.2. Психологические особенности формирования личности подростка в
условиях семейной депривации 14
1.3. Проявление суицидального поведения в подростковом возрасте 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование суицидального риска у подростков из неблагополучных семей 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов 43
2.3. Организация и проведение программы профилактики и оценка ее
эффективности 56
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения

По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) аутоагрессивное поведение в виде суицидов является сегодня одной из актуальных проблем здравоохранения. Средний показатель самоубийств составляет 15,1 на 100000 человек, а гендерное соотношение мужчина: женщина - 3,5:1. Самоубийства доминируют в возрастной группе 15-34 лет, где они занимают первое или второе место в качестве причины смерти представителей обоих полов (ВОЗ, 2001). Россия занимает одно из ведущих мест в рейтинге по этой проблеме. Увеличение частоты суицидов сопровождает периоды экономической нестабильности, высокой безработицы, низкого уровня социальной обеспеченности, высокого риска разорения, банкротства. При этом на каждый суицид со смертельным исходом у подростков приходится не менее 10-100 суицидальных попыток. Статистика парасуицидов колеблется в значительных пределах - от 60 до 220 на 100000 населения.
Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и другие.
Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Особую сложность этой проблеме придают сочетание психологических особенностей подросткового возраста, многообразие причин, подталкивающих к самоубийству, и неспецифичность, вариабельность, мозаичность признаков, прогнозирующих такой исход.
В современном мире наблюдается большое количество детей, оставшихся без родительского попечения. Только в России ежегодно насчитывается от 100 до 106 тысяч детей лишенных семьи. Большинство из них находятся в детских домах, и соответственно лишены необходимых условий для здорового развития, которые получает ребенок в полной семье. Стоит так же отметить,
Изучением особенностей личности подростков оказавшихся в условиях семейной депривации занимались А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Й. Лангмейер, З. Матейчик, И.В. Дубровина, Е.А. Стребелева. Семейная депривация оказывает негативное влияние на развитие ребенка как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. В семье у ребенка формируется базовое доверие к миру, которое в дальнейшем играет важную роль в процессе социализации личности. Так, лишение семьи сказывается на когнитивно-поведенческой сфере, а также на личностном развитии. Но в большей степени семейная депривация влияет на развитие эмоциональной сферы. С одной стороны, это частое переживание деструктивных эмоций в условиях лишения семьи, с другой - ситуация семейной депривации вызывает сложности в управлении своим эмоциональным состоянием.
Теоретический анализ показал недостаточную разработанность темы. Область изучения ограничивается профилактикой суицидального поведения у подростков из благополучных семей или исследованием эмоциональных нарушений у подростков - социальных сирот. Исследований особенностей профилактики суицидального поведения в условиях воспитания в неблагополучных семьях недостаточно, а именно в таких случаях дисгармонии в семье выступают детерминирующих фактором данного поведения у подростков.
Исходя из этого, проблема исследования: каковы особенности профилактики суицидального риска у подростков из неблагополучных семей?
Цель исследования: изучить выраженность суицидального риска у подростков из неблагополучных семей и определить условия профилактики.
Объект исследования: суицидальное поведение у подростков.
Предмет исследования: склонность к суицидальному риску у подростков из неблагополучных семей.
Гипотезы исследования:
1. Подростки из неблагополучных семей характеризуются выраженным
эмоциональным напряжением, импульсивностью, негативным самоотношением, нарушением детско-родительских отношений, склонностью к отклоняющемуся поведению, что выступает фактором сиуицидального риска.
2. Профилактика, направленная на формирование позитивного самоотношения, самопринятия, ослабление эмоционального напряжения, способствует снижению проявления суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию суицидального поведения в подростковом возрасте.
2. Определить выраженность суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
3. Разработать и апробировать программу психологической профилактики суицидального риска у подростков из неблагополучных семей и оценить эффективность.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: теория развития личности в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), подходы к изучению суицидального поведения: многофакторная теория суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, теория развития суицидального поведения М.В. Зотова, концепция развития суицидального поведения в подростковом возрасте Е.Н. Кривулина.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный),
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; U-критерий Манна-Уитни),
- методы интерпретации.
Психодиагностические методики:
1. Методика «Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева).
2. Методика исследования самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
3. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл)
4. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).
Исследование проводилось на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Белгород. Выборку составили 36 человек в возрасте от 12 до 15 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 рисунков, 5 таблиц и приложений.
Объем работы составляет 115 страниц машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Показатель суицидов является одним из показателей общественного психического здоровья, наряду с уровнем наркомании, алкоголизма. В любой кризисной ситуации суицид всегда является одной из волнующих тем. В соответствии с современными воззрениями, которые утвердились в современной суицидологии, самоубийство является следствием социально- психологической дезадаптации личности в условиях, переживаемых ею микроконфликтов.
В результате кризисного состояния, у человека возникают различного характера эмоциональные переживания. Они чаще всего и являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Самое распространенное эмоциональное переживание - это депрессия.
Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Особую сложность этой проблеме придают сочетание психологических особенностей подросткового возраста, многообразие причин, подталкивающих к самоубийству, и неспецифичность, вариабельность, мозаичность признаков, прогнозирующих такой исход.
Одна из главных причин подростковых суицидов - нестабильная ситуация в семье. В основе таких причин самоубийства лежит недостаток родительского внимания. Для таких случаев завершённых самоубийств характерна семейная отягощённость. Сюда входит низкий уровень родительской заботы, эмоциональной отзывчивости, а также насилия (как физического, так и сексуального).
Выделяются следующие особенности семьи и отношений в ней, предрасполагающие подростков к суициду: отсутствие отца или матери, 69
недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка. Суицидогенный характер имеют и длительные болезни и смерти родственников, а также наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения.
Однако, ввиду наличия нестабильной ситуации в семьях подростков из неблагополучных семей, представляется важным изучить выраженность суицидального риска у подростков исследуемых нами групп, что определило решение второй задачи. По результатам исследования склонности к суицидальному риску у подростков из неблагополучных семей сформулируем выводы.
1. Выявлено, что ярко выраженная суицидальная активность среди испытуемых не обнаружена, однако по некоторым шкалам результаты несколько завышены. Объективными факторами возникновения эмоционального напряжения у подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, являются противоречивость отношений личности, критические обстоятельства, индивидуальные особенности, что выступает предиктором возникновения эмоционального напряжения.
2. Эмоциональное напряжение находит отражение в совокупности разнообразных эмоциональных состояний, влекущих нарушение внутреннего равновесия. Зачастую подростки данной группы переживают состояние тревоги, беспокойства, возбужденности, которое снижает устойчивость психических функций, сужает стереотипы поведения и репертуар способов реагирования в эмоциогенных ситуациях, нарушает работоспособность. Следовательно, эмоциональные проявления надо уметь контролировать еще в латентной форме.
3. По результатам исследования эмоционально-оценочного компонента самосознания можно сказать, что подростки не склонны к осознанию своих
4. Наиболее выражены показатели склонности к преодолению норм и правил, к саморазрушающему, аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, делинквентному поведению. У подростков выражена потребность в новых ощущениях, они недостаточно высоко оценивают ценность своей жизни.
5. Подростки из неблагополучных семей воспринимают матерей чаще всего, как враждебных, директивных, непоследовательных; отцов оценивают чаще, как директивных, враждебных, автономных.
6. Полученные результаты определяют необходимость усиления мер первичной профилактики, направленных на предупреждение действия неблагоприятных социальных факторов.
В связи с этим, нами была разработана программа профилактики склонности к суицидальному поведению подростков, которая составляет решение третьей задачи.
В ходе решения четвёртой задачи осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной программы. В результате проведённой коррекционно-развивающей работы были получены результаты, свидетельствующие об эффективности данной программы.
1. Выявлено, в экспериментальной группе подростки реже ориентированы на привлечение внимания окружающих к своим проблемам, стремление добиться сочувствия, в меньшей степени свойственно демонстративное поведение.
2. Подростки экспериментальной группы стали реже демонстрировать импульсивность, раздражительность, неустойчивость поведенческих реакций при взаимодействии с окружающими.
3. Самоотношение подростков экспериментальной группы стало более позитивным, интегрированным. Данные подтверждаются и в ходе беседы.
4. У испытуемых экспериментальной группы наметилась положительная динамика в формировании навыков эмоциональной саморегуляции. Они стали демонстрировать более реалистичное отношение к жизни, проявлять гибкость поведенческих паттернов в зависимости от ситуации, вариативность поведения, способность выбирать оптимальный вариант действий по сравнению с контрольной группой.
5. Для испытуемых экспериментальной группы характерна в большей степени устойчивость интересов, паттернов поведения. Адекватно реагируя на ситуацию, подросток может научиться адаптироваться и преодолевать потенциальные трудности. Он не только изменяет себя, но и учится трансформировать условия ситуации.
Таким образом, по результатам исследования гипотезы подтвердились:
1. Подростки из неблагополучных семей характеризуются выраженным
эмоциональным напряжением, импульсивностью, негативным самоотношением, нарушением детско-родительских отношений, склонностью к отклоняющемуся поведению, что выступает фактором сиуицидального риска.
2. Профилактика, направленная на формирование позитивного самоотношения, самопринятия, ослабление эмоционального напряжения, способствует снижению проявления суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.



1. Аксенов, М.М. Клиническая динамика стрессоустойчивости при непсихотических психических расстройствах / М.М. Аксенов, В.Я. Семке, Т.П. Ветлугина // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2011. - №4. - С. 11-19.
2. Александрова, Н.В. Анализ случая парного подросткового суицида / Н.В. Александрова, Н.Г. Денисова, Г.Р. Швидкова, О.В. Егорова, И.А. Жиделева / Тюменский медицинский журнал. - 2014. - 1. - Т.16. - С. 4-5.
3. Александровский, Ю.А. Общее понятие о пограничных формах
психических расстройств (пограничных состояниях)/
Ю.А. Александровский // Новые медицинские технологии. Новое медицинское оборудование: ежемесячный научно-практический
рецензируемый журнал. -2010. - № 5. - С. 58-71..
4. Амбрумова, А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения / А.Г. Амбрумова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологи. Сборник научных трудов. М., 1989.-145 с.
5. Амбрумова, А.Г. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике / А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1985. - № 10. - С. 1557-1560.
6. Амбрумова, А.Г. Социально - психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. - 1981.- №4.- С. 91-100.
7. Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социально- психологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суицидологии / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко.- М., 1978. - С. 6 -28.
8. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р.Т. Байярд, Д. Байярд; пер. с англ. / под. Ред А.Б. Орлова. - 7-е изд. - М.: Академический проект, 2015. - 208 с.
9. Березин, С.В. Социальное сиротство: дети и родители / С.В. Березин, Ю.Б. Евдокимова. - Самара: Издательство «Универс-групп», 2013. - 52 с.
10. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками / М.Р. Битянова. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - 2-е изд., стереотип.; под редакцией Д.И. Фельдштейна. - Москва - Воронеж , 2001. - 352 с.
12. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 408с.
13. Вагин, Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков)/ Ю.Р. Вагин. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001. -292 с.
14. Васильев, В.В. Суицидальное поведение женщин / В.В. Васильев // Суицидология. - 2012. - № 1. - С. 18-27.
15. Вассерман, Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - 3-е изд. - СПб: ФАРМ-индекс, 2011. - 64 с.
16. Власовских, Р.В. Опыт применения многопрофильного подхода при работе с подростками, совершившими суицидальные действия / Р.В. Власовских, Р.А. Хальфин. Журнал медицины критических состояний. - 2005.- №5:- С. 26-29.
17. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология /В.Ф. Вайцех. - М.: Миклош, 2008. -257 с.
18. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл Эксмо, 2003. - 1134 с.
19. Дети улиц. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города / В.К. Канаян, В.И. Орел, В.М. Середа. - СПб: СПбГУ «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних», 2002. - 107 с.
20. Дмитриева, Т.Б. Отчет ежегодной сессии съезда психиатров НЦПЗ РАМН / Т.Б. Дмитриева. - М., 2008 - 22с.
21. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
22. Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И.В. Дубровина. - М.: «Академия», 1990. - 345 с.
23. Злова, Т.П. Социально-психологические особенности незавершенных суицидов у детей и подростков / Т.П. Злова, А.Н. Ишимбаева, В.В. Ахметолова // Суицидология. - 2012. - № 2. - С. 26-28.
24. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
25. Зотов, М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М.В. Зотов. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
26. Зотов, П.Б. Клинические формы и динамика суицидального поведения / П.Б. Зотов, С.М. Уманский // Суицидология. - 2011. - № 1. - С. 3-7.
27. Ильяшенко, А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье /
А.Н. Ильяшенко // Социологические исследования. - М.: Центр
социального прогнозирования и маркетинга, - 2003. - № 4, С. 90.
28. Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях: Методические рекомендации для руководителей и педагогических работников образовательных организаций / Под ред. О.И. Ефимовой, Н.В. Сероштановой, В.А. Березиной. - М.: АНО «ЦНПРО», 2015.- 100 с.
29. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В.Г. Казанская. - СПб: Питер, 2006. - 237 с.
30. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон. Д.И.
Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.:МПСИ, 1996. - С. 239-248.
31. Кривулин, Е.Н. Анализ завершенных суицидов в детско-подростковом возрасте / Е.Н. Кривулин // Неврологический вестник. Медицина. - 2007.
- Том ХХХ1Х. - Вып. 1. - С. 157-158.
32. Кривулин, Е.Н. Социально-психологические характеристики лиц
молодого возраста, находящихся в условиях социальной изоляции с наркологической патологией и аутоагрессивным поведением / Е.Н. Кривулин, А.С. Бецков, Е.В. Охтярки. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2011. - № 5. - С. 53-55.
33. Кулаков, С.А. На приеме у психолога - подросток: пособие для практических психологов / С.А. Кулаков. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2011. - 350 с.
34. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага: Авиценум, 1984. - 334 с.
35. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. М.: "Знание", 2010. - 64 с.
36. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина / под ред. А.Г. Рузской. - М.: Институт практической психологи, 2001. - 384 с.
37. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения
учащихся образовательных организаций: сборник материалов /
О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, Т.А. Садовская, А.А. Сунцова, Н.В. Беляк.
- Хабаровск: КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2016. - 168с.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебное пособие / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с
39. Морев, М.В. Динамика суицидальной смертности населения России: региональный аспект / М.В. Морев, Ю.Е., Шматова, Е.Б. Любов // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 1. - С. 3-11.
40. Неелман, Й. Суицидальность: расстройство, не признающее границ / Й. Неелман // Социальная и клиническая психиатрия. - 2007. - Т.17,выпуск 2.- С.25-31.
41. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов / Р.В. Овчарова. - 4-е изд. - М.: Академия, 2005. - 448 с.
42. Олифирович, Н.И. Психология семейных отношений / Н.И. Олифирович. — СПб.: Речь, 2006. - 360 с.
43. Положий, Б.С. Дифференцированная профилактика суицидального поведения / Б.С. Положий, Е.А. Панченко // Суицидология. - 2012. - № 1. -С. 8-13.
44. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учебное пособие / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2013. - 668 с.
45. Прихожан, А.М. Проблема сиротства в современной России.
Психологический аспект / А.М. Прихожан, А.А. Махнач, Н.Н. Толстых. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 672 с.
46. Прихожан, А.М. Психология подросткового возраста / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 408 с.
47. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. - М.:
Просвещение, 2010. - 303 с.
48. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: 2015. - 656 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
50. Рудзинская, Т.Ф. Мотивационный аспект суицидального поведения / Т.Ф. Рудзинская, А.А. Шаров // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2016. - С.143-145.
51. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2005. - 464 с.
52. Сорокоумова, Е.А. Психология самопознания детей младшего школьного
возраста : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Сорокоумова Е.А. -
Самара, 2002. - 312 с.
53. Стребелева, Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Е.А. Стребелева. - М.: Полиграф сервис, 1998. - 329 с.
54. Хегенхан, Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон. - СПб.: 2014. - 480 с.
55. Церковников, Н.Г. Психологические особенности личности подростков, склонных к суицидальному поведению / Н.Г. Церковников // Суицидология. - 2012. - № 2. - С. 24-26.
56. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
57. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Б.Д. Эльконин. - М.: Владос, 2001. - 254 с.
58. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ