Профилактика суицидального риска у подростков из неблагополучных семей
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения суицидального поведения у подростков из неблагополучных семей 7
1.1. Понятие суицидального поведения в психологии 7
1.2. Психологические особенности формирования личности подростка в
условиях семейной депривации 14
1.3. Проявление суицидального поведения в подростковом возрасте 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование суицидального риска у подростков из неблагополучных семей 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов 43
2.3. Организация и проведение программы профилактики и оценка ее
эффективности 56
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения суицидального поведения у подростков из неблагополучных семей 7
1.1. Понятие суицидального поведения в психологии 7
1.2. Психологические особенности формирования личности подростка в
условиях семейной депривации 14
1.3. Проявление суицидального поведения в подростковом возрасте 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование суицидального риска у подростков из неблагополучных семей 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов 43
2.3. Организация и проведение программы профилактики и оценка ее
эффективности 56
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения
По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) аутоагрессивное поведение в виде суицидов является сегодня одной из актуальных проблем здравоохранения. Средний показатель самоубийств составляет 15,1 на 100000 человек, а гендерное соотношение мужчина: женщина - 3,5:1. Самоубийства доминируют в возрастной группе 15-34 лет, где они занимают первое или второе место в качестве причины смерти представителей обоих полов (ВОЗ, 2001). Россия занимает одно из ведущих мест в рейтинге по этой проблеме. Увеличение частоты суицидов сопровождает периоды экономической нестабильности, высокой безработицы, низкого уровня социальной обеспеченности, высокого риска разорения, банкротства. При этом на каждый суицид со смертельным исходом у подростков приходится не менее 10-100 суицидальных попыток. Статистика парасуицидов колеблется в значительных пределах - от 60 до 220 на 100000 населения.
Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и другие.
Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Особую сложность этой проблеме придают сочетание психологических особенностей подросткового возраста, многообразие причин, подталкивающих к самоубийству, и неспецифичность, вариабельность, мозаичность признаков, прогнозирующих такой исход.
В современном мире наблюдается большое количество детей, оставшихся без родительского попечения. Только в России ежегодно насчитывается от 100 до 106 тысяч детей лишенных семьи. Большинство из них находятся в детских домах, и соответственно лишены необходимых условий для здорового развития, которые получает ребенок в полной семье. Стоит так же отметить,
Изучением особенностей личности подростков оказавшихся в условиях семейной депривации занимались А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Й. Лангмейер, З. Матейчик, И.В. Дубровина, Е.А. Стребелева. Семейная депривация оказывает негативное влияние на развитие ребенка как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. В семье у ребенка формируется базовое доверие к миру, которое в дальнейшем играет важную роль в процессе социализации личности. Так, лишение семьи сказывается на когнитивно-поведенческой сфере, а также на личностном развитии. Но в большей степени семейная депривация влияет на развитие эмоциональной сферы. С одной стороны, это частое переживание деструктивных эмоций в условиях лишения семьи, с другой - ситуация семейной депривации вызывает сложности в управлении своим эмоциональным состоянием.
Теоретический анализ показал недостаточную разработанность темы. Область изучения ограничивается профилактикой суицидального поведения у подростков из благополучных семей или исследованием эмоциональных нарушений у подростков - социальных сирот. Исследований особенностей профилактики суицидального поведения в условиях воспитания в неблагополучных семьях недостаточно, а именно в таких случаях дисгармонии в семье выступают детерминирующих фактором данного поведения у подростков.
Исходя из этого, проблема исследования: каковы особенности профилактики суицидального риска у подростков из неблагополучных семей?
Цель исследования: изучить выраженность суицидального риска у подростков из неблагополучных семей и определить условия профилактики.
Объект исследования: суицидальное поведение у подростков.
Предмет исследования: склонность к суицидальному риску у подростков из неблагополучных семей.
Гипотезы исследования:
1. Подростки из неблагополучных семей характеризуются выраженным
эмоциональным напряжением, импульсивностью, негативным самоотношением, нарушением детско-родительских отношений, склонностью к отклоняющемуся поведению, что выступает фактором сиуицидального риска.
2. Профилактика, направленная на формирование позитивного самоотношения, самопринятия, ослабление эмоционального напряжения, способствует снижению проявления суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию суицидального поведения в подростковом возрасте.
2. Определить выраженность суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
3. Разработать и апробировать программу психологической профилактики суицидального риска у подростков из неблагополучных семей и оценить эффективность.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: теория развития личности в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), подходы к изучению суицидального поведения: многофакторная теория суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, теория развития суицидального поведения М.В. Зотова, концепция развития суицидального поведения в подростковом возрасте Е.Н. Кривулина.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный),
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; U-критерий Манна-Уитни),
- методы интерпретации.
Психодиагностические методики:
1. Методика «Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева).
2. Методика исследования самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
3. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл)
4. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).
Исследование проводилось на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Белгород. Выборку составили 36 человек в возрасте от 12 до 15 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 рисунков, 5 таблиц и приложений.
Объем работы составляет 115 страниц машинописного текста.
Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как А.Г Амбрумова, В.Ф. Войцех, П.Б. Зотов, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Т.П. Злова и другие.
Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Особую сложность этой проблеме придают сочетание психологических особенностей подросткового возраста, многообразие причин, подталкивающих к самоубийству, и неспецифичность, вариабельность, мозаичность признаков, прогнозирующих такой исход.
В современном мире наблюдается большое количество детей, оставшихся без родительского попечения. Только в России ежегодно насчитывается от 100 до 106 тысяч детей лишенных семьи. Большинство из них находятся в детских домах, и соответственно лишены необходимых условий для здорового развития, которые получает ребенок в полной семье. Стоит так же отметить,
Изучением особенностей личности подростков оказавшихся в условиях семейной депривации занимались А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Й. Лангмейер, З. Матейчик, И.В. Дубровина, Е.А. Стребелева. Семейная депривация оказывает негативное влияние на развитие ребенка как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. В семье у ребенка формируется базовое доверие к миру, которое в дальнейшем играет важную роль в процессе социализации личности. Так, лишение семьи сказывается на когнитивно-поведенческой сфере, а также на личностном развитии. Но в большей степени семейная депривация влияет на развитие эмоциональной сферы. С одной стороны, это частое переживание деструктивных эмоций в условиях лишения семьи, с другой - ситуация семейной депривации вызывает сложности в управлении своим эмоциональным состоянием.
Теоретический анализ показал недостаточную разработанность темы. Область изучения ограничивается профилактикой суицидального поведения у подростков из благополучных семей или исследованием эмоциональных нарушений у подростков - социальных сирот. Исследований особенностей профилактики суицидального поведения в условиях воспитания в неблагополучных семьях недостаточно, а именно в таких случаях дисгармонии в семье выступают детерминирующих фактором данного поведения у подростков.
Исходя из этого, проблема исследования: каковы особенности профилактики суицидального риска у подростков из неблагополучных семей?
Цель исследования: изучить выраженность суицидального риска у подростков из неблагополучных семей и определить условия профилактики.
Объект исследования: суицидальное поведение у подростков.
Предмет исследования: склонность к суицидальному риску у подростков из неблагополучных семей.
Гипотезы исследования:
1. Подростки из неблагополучных семей характеризуются выраженным
эмоциональным напряжением, импульсивностью, негативным самоотношением, нарушением детско-родительских отношений, склонностью к отклоняющемуся поведению, что выступает фактором сиуицидального риска.
2. Профилактика, направленная на формирование позитивного самоотношения, самопринятия, ослабление эмоционального напряжения, способствует снижению проявления суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию суицидального поведения в подростковом возрасте.
2. Определить выраженность суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
3. Разработать и апробировать программу психологической профилактики суицидального риска у подростков из неблагополучных семей и оценить эффективность.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: теория развития личности в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), подходы к изучению суицидального поведения: многофакторная теория суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, теория развития суицидального поведения М.В. Зотова, концепция развития суицидального поведения в подростковом возрасте Е.Н. Кривулина.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы (сравнительный),
- эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; U-критерий Манна-Уитни),
- методы интерпретации.
Психодиагностические методики:
1. Методика «Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева).
2. Методика исследования самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
3. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл)
4. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).
Исследование проводилось на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Белгород. Выборку составили 36 человек в возрасте от 12 до 15 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 рисунков, 5 таблиц и приложений.
Объем работы составляет 115 страниц машинописного текста.
Показатель суицидов является одним из показателей общественного психического здоровья, наряду с уровнем наркомании, алкоголизма. В любой кризисной ситуации суицид всегда является одной из волнующих тем. В соответствии с современными воззрениями, которые утвердились в современной суицидологии, самоубийство является следствием социально- психологической дезадаптации личности в условиях, переживаемых ею микроконфликтов.
В результате кризисного состояния, у человека возникают различного характера эмоциональные переживания. Они чаще всего и являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Самое распространенное эмоциональное переживание - это депрессия.
Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Особую сложность этой проблеме придают сочетание психологических особенностей подросткового возраста, многообразие причин, подталкивающих к самоубийству, и неспецифичность, вариабельность, мозаичность признаков, прогнозирующих такой исход.
Одна из главных причин подростковых суицидов - нестабильная ситуация в семье. В основе таких причин самоубийства лежит недостаток родительского внимания. Для таких случаев завершённых самоубийств характерна семейная отягощённость. Сюда входит низкий уровень родительской заботы, эмоциональной отзывчивости, а также насилия (как физического, так и сексуального).
Выделяются следующие особенности семьи и отношений в ней, предрасполагающие подростков к суициду: отсутствие отца или матери, 69
недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка. Суицидогенный характер имеют и длительные болезни и смерти родственников, а также наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения.
Однако, ввиду наличия нестабильной ситуации в семьях подростков из неблагополучных семей, представляется важным изучить выраженность суицидального риска у подростков исследуемых нами групп, что определило решение второй задачи. По результатам исследования склонности к суицидальному риску у подростков из неблагополучных семей сформулируем выводы.
1. Выявлено, что ярко выраженная суицидальная активность среди испытуемых не обнаружена, однако по некоторым шкалам результаты несколько завышены. Объективными факторами возникновения эмоционального напряжения у подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, являются противоречивость отношений личности, критические обстоятельства, индивидуальные особенности, что выступает предиктором возникновения эмоционального напряжения.
2. Эмоциональное напряжение находит отражение в совокупности разнообразных эмоциональных состояний, влекущих нарушение внутреннего равновесия. Зачастую подростки данной группы переживают состояние тревоги, беспокойства, возбужденности, которое снижает устойчивость психических функций, сужает стереотипы поведения и репертуар способов реагирования в эмоциогенных ситуациях, нарушает работоспособность. Следовательно, эмоциональные проявления надо уметь контролировать еще в латентной форме.
3. По результатам исследования эмоционально-оценочного компонента самосознания можно сказать, что подростки не склонны к осознанию своих
4. Наиболее выражены показатели склонности к преодолению норм и правил, к саморазрушающему, аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, делинквентному поведению. У подростков выражена потребность в новых ощущениях, они недостаточно высоко оценивают ценность своей жизни.
5. Подростки из неблагополучных семей воспринимают матерей чаще всего, как враждебных, директивных, непоследовательных; отцов оценивают чаще, как директивных, враждебных, автономных.
6. Полученные результаты определяют необходимость усиления мер первичной профилактики, направленных на предупреждение действия неблагоприятных социальных факторов.
В связи с этим, нами была разработана программа профилактики склонности к суицидальному поведению подростков, которая составляет решение третьей задачи.
В ходе решения четвёртой задачи осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной программы. В результате проведённой коррекционно-развивающей работы были получены результаты, свидетельствующие об эффективности данной программы.
1. Выявлено, в экспериментальной группе подростки реже ориентированы на привлечение внимания окружающих к своим проблемам, стремление добиться сочувствия, в меньшей степени свойственно демонстративное поведение.
2. Подростки экспериментальной группы стали реже демонстрировать импульсивность, раздражительность, неустойчивость поведенческих реакций при взаимодействии с окружающими.
3. Самоотношение подростков экспериментальной группы стало более позитивным, интегрированным. Данные подтверждаются и в ходе беседы.
4. У испытуемых экспериментальной группы наметилась положительная динамика в формировании навыков эмоциональной саморегуляции. Они стали демонстрировать более реалистичное отношение к жизни, проявлять гибкость поведенческих паттернов в зависимости от ситуации, вариативность поведения, способность выбирать оптимальный вариант действий по сравнению с контрольной группой.
5. Для испытуемых экспериментальной группы характерна в большей степени устойчивость интересов, паттернов поведения. Адекватно реагируя на ситуацию, подросток может научиться адаптироваться и преодолевать потенциальные трудности. Он не только изменяет себя, но и учится трансформировать условия ситуации.
Таким образом, по результатам исследования гипотезы подтвердились:
1. Подростки из неблагополучных семей характеризуются выраженным
эмоциональным напряжением, импульсивностью, негативным самоотношением, нарушением детско-родительских отношений, склонностью к отклоняющемуся поведению, что выступает фактором сиуицидального риска.
2. Профилактика, направленная на формирование позитивного самоотношения, самопринятия, ослабление эмоционального напряжения, способствует снижению проявления суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
В результате кризисного состояния, у человека возникают различного характера эмоциональные переживания. Они чаще всего и являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Самое распространенное эмоциональное переживание - это депрессия.
Проблема распространенности суицидального поведения среди подростков и поиска мер его эффективной профилактики остается чрезвычайно актуальной. Особую сложность этой проблеме придают сочетание психологических особенностей подросткового возраста, многообразие причин, подталкивающих к самоубийству, и неспецифичность, вариабельность, мозаичность признаков, прогнозирующих такой исход.
Одна из главных причин подростковых суицидов - нестабильная ситуация в семье. В основе таких причин самоубийства лежит недостаток родительского внимания. Для таких случаев завершённых самоубийств характерна семейная отягощённость. Сюда входит низкий уровень родительской заботы, эмоциональной отзывчивости, а также насилия (как физического, так и сексуального).
Выделяются следующие особенности семьи и отношений в ней, предрасполагающие подростков к суициду: отсутствие отца или матери, 69
недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета, матриархальный стиль отношений в семье, гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка. Суицидогенный характер имеют и длительные болезни и смерти родственников, а также наличие в семье лиц с асоциальными формами поведения.
Однако, ввиду наличия нестабильной ситуации в семьях подростков из неблагополучных семей, представляется важным изучить выраженность суицидального риска у подростков исследуемых нами групп, что определило решение второй задачи. По результатам исследования склонности к суицидальному риску у подростков из неблагополучных семей сформулируем выводы.
1. Выявлено, что ярко выраженная суицидальная активность среди испытуемых не обнаружена, однако по некоторым шкалам результаты несколько завышены. Объективными факторами возникновения эмоционального напряжения у подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, являются противоречивость отношений личности, критические обстоятельства, индивидуальные особенности, что выступает предиктором возникновения эмоционального напряжения.
2. Эмоциональное напряжение находит отражение в совокупности разнообразных эмоциональных состояний, влекущих нарушение внутреннего равновесия. Зачастую подростки данной группы переживают состояние тревоги, беспокойства, возбужденности, которое снижает устойчивость психических функций, сужает стереотипы поведения и репертуар способов реагирования в эмоциогенных ситуациях, нарушает работоспособность. Следовательно, эмоциональные проявления надо уметь контролировать еще в латентной форме.
3. По результатам исследования эмоционально-оценочного компонента самосознания можно сказать, что подростки не склонны к осознанию своих
4. Наиболее выражены показатели склонности к преодолению норм и правил, к саморазрушающему, аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, делинквентному поведению. У подростков выражена потребность в новых ощущениях, они недостаточно высоко оценивают ценность своей жизни.
5. Подростки из неблагополучных семей воспринимают матерей чаще всего, как враждебных, директивных, непоследовательных; отцов оценивают чаще, как директивных, враждебных, автономных.
6. Полученные результаты определяют необходимость усиления мер первичной профилактики, направленных на предупреждение действия неблагоприятных социальных факторов.
В связи с этим, нами была разработана программа профилактики склонности к суицидальному поведению подростков, которая составляет решение третьей задачи.
В ходе решения четвёртой задачи осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной программы. В результате проведённой коррекционно-развивающей работы были получены результаты, свидетельствующие об эффективности данной программы.
1. Выявлено, в экспериментальной группе подростки реже ориентированы на привлечение внимания окружающих к своим проблемам, стремление добиться сочувствия, в меньшей степени свойственно демонстративное поведение.
2. Подростки экспериментальной группы стали реже демонстрировать импульсивность, раздражительность, неустойчивость поведенческих реакций при взаимодействии с окружающими.
3. Самоотношение подростков экспериментальной группы стало более позитивным, интегрированным. Данные подтверждаются и в ходе беседы.
4. У испытуемых экспериментальной группы наметилась положительная динамика в формировании навыков эмоциональной саморегуляции. Они стали демонстрировать более реалистичное отношение к жизни, проявлять гибкость поведенческих паттернов в зависимости от ситуации, вариативность поведения, способность выбирать оптимальный вариант действий по сравнению с контрольной группой.
5. Для испытуемых экспериментальной группы характерна в большей степени устойчивость интересов, паттернов поведения. Адекватно реагируя на ситуацию, подросток может научиться адаптироваться и преодолевать потенциальные трудности. Он не только изменяет себя, но и учится трансформировать условия ситуации.
Таким образом, по результатам исследования гипотезы подтвердились:
1. Подростки из неблагополучных семей характеризуются выраженным
эмоциональным напряжением, импульсивностью, негативным самоотношением, нарушением детско-родительских отношений, склонностью к отклоняющемуся поведению, что выступает фактором сиуицидального риска.
2. Профилактика, направленная на формирование позитивного самоотношения, самопринятия, ослабление эмоционального напряжения, способствует снижению проявления суицидального риска у подростков из неблагополучных семей.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ И НИЗКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГБУ РТ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ КЫЗЫЛСКОГО КОЖУУНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика суицида среди подростков в социальном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - СЕМЕЙНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОФИЛАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



