ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 7
1.1. Особенности развития математических представлений у старших
дошкольников 7
1.2. Возможности использования малых фольклорных жанров в
обучении детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Педагогические условия развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 33
2.1. Исследование исходного уровня развития математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что математическое развитие занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как количество, счет, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными навыками, а формирование и развитие математических представлений является важной задачей дошкольного образования
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направляется, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей у детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи, обогащать представления о закономерностях объектов, об их зависимостях по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве. Для этого необходимо вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в играх, а также в самостоятельную игровую и практическую деятельность.
Вопрос о формировании и развитии математических представлений у детей рассматривался в работах А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, Е.А. Носовой, Т.Д. Рихтерман, A. А. Столяра, Е.И. Щербаковой и др.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, что обеспечивает готовность к обучению в школе (А.М. Леушина, З.А. Михайлова, B. П. Новикова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.)
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется различными средствами, одно из которых малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры могут использоваться в работе с детьми при знакомстве с новым и закреплением пройденного материала. Малые фольклорные жанры - это небольшие по объёму фольклорные произведения. К малым фольклорным жанрам относятся: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и др.
Многие выдающиеся отечественные педагоги такие как В.В. Волина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Колесникова, А.М. Леушина, В.П. Новикова, К.Д. Ушинский, Е.В. Шаталова и др. в своих трудах неоднократно подчеркивали важность, которая заложена в фольклоре как средстве обучения, воспитания, повышения общего и математического образования детей.
Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная и эстетическая. Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число, буква); как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.
Малые фольклорные жанры способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
В связи с этим мы выбрали следующую тему выпускной квалифицированной работы «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия, связанные с развитием математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров и разработать методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации
Объект исследования: процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров.
Гипотеза исследования: развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров будут способствовать следующие педагогические условия:
1) учет содержания произведений малых фольклорных жанров;
2) включение малых фольклорных жанров в организованную образовательную деятельность;
3) использование малых фольклорных жанров в режимных моментах.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия «малые фольклорные жанры» и возможности их использования в обучении старших дошкольников.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров.
4. Выявить уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации для педагогов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы;
• эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Вопрос о формировании и развитии математических представлений у детей рассматривался в работах А.В. Белошистой, А.М. Вербенец, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, Е.А. Носовой, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяра, Е.И. Щербаковой, и др.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Наряду с понятием «математическое развитие» в настоящее время можно встретить такое понятие как «логико-математическое развитие», которое является тождественным.
Логико-математические представления являются средствами логико - математического развития детей, которые представляют собой субъективные образы объективно существующие, воссозданные памятью или созданные воображением, возникающие, когда нечто материальное, породившее эти образы, непосредственно не воздействуют на органы чувств субъекта.
2. Многие выдающиеся отечественные педагоги такие как В.В. Волина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Колесникова, А.М. Леушина, В.П. Новикова, К.Д. Ушинский, Е.В. Шаталова и др. в своих трудах неоднократно подчеркивали важность, которая заложена в фольклоре как средстве обучения, воспитания, повышения общего и математического образования детей. Детский фольклор являясь полифункциональным выполняет ряд функций: познавательная, воспитательная, мнемоническая (мнемоника — «искусство запоминания»), эстетическая, практическая.
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Малые фольклорные жанры способствуют не только знакомству, закреплению,
3. Нами определён комплекс педагогических условий, способствующих развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров:
1. Учет содержания произведений малых фольклорных жанров;
2. Включение малых фольклорных жанров в организованную образовательную деятельность;
3. Использование малых фольклорных жанров в режимных моментах.
Мы определили, что все вышеизложенные педагогические условия развития математических представлений средствами малых фольклорных жанров эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи.
4. Констатирующий этап педагогического эксперимента проводился нами на базе МБДОУ д/с комбинированного вида №86 «Радость» г. Белгорода. В эксперименте приняли участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста и педагоги старшей и подготовительной групп. На констатирующем этапе эксперимента мы определили цель и задачи исследования, осуществили подбор диагностического материала. Нами была проведена диагностика исходного уровня развития математических представлений у старших дошкольников. На основании результатов диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, мы определили, что 4 (19%) ребенка имеют высокий уровень развития математических представлений, у 9 (43%) детей нормальный уровень, у 5 (24%) детей уровень развития математических представлений ниже среднего и у 3 (14%) детей низкий уровень развития математических представлений. Нами было выявлено, что в старшей группе преобладает нормальный уровень развития математических представлений.
На основании результатов диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента, нами были выявлены следующие проблемы: дети испытывали трудности при сравнении множества разнородных объектов по количеству; дошкольники допускали ошибки при счете от «5» до «10»; у детей были проблемы с использованием в речи порядковых и количественных числительных; дети испытывали трудности при сравнении геометрических фигур по указанным признакам; у дошкольников возникли проблемы в ориентировке на плоскости листа, дети путали левую и правую сторону.
С целью выявления компетентности педагогов в вопросах развития математических представлений и возможностей использования средств малых фольклорных жанров в образовательном процессе со старшими дошкольниками нами было проведено анкетирование педагогов дошкольной образовательной организации. Анализируя данные анкеты, мы пришли к выводу, что педагоги нуждаются в повышении компетентности в вопросах развития математических представлений и возможностей использования средств малых фольклорных жанров в образовательном процессе со старшими дошкольниками.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров:
1. Включение малых фольклорных жанров в совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка;
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалом, содержащим произведения малых фольклорных жанров.
3. Использование малых фольклорных жанров в процессе выполнения режимных моментов и различных видах деятельности со старшими дошкольниками.
Мы считаем данные методические рекомендации целесообразно использовать педагогам дошкольной образовательной организации в образовательном процессе по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
1. Арест М.Я. Центральная задача математического образования на современном этапе / М.Я. Арест, Е.А. Тупичкина // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru
2. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников / А.В Белошистая // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 6-17.
3. Белошистая А.В. Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания / А.В Белошистая // Современный детский сад. - 2012. - № 3. - С.31-38.
4. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика) Автореф. дис. ... докт. пед. наук. / А.В Белошистая. - М., 2003. - 405 с.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики / А.В Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003. - 400 с.
6. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода / А.М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.44-69.
7. Волина В.В. Учимся, играя / В.В. Волина. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
8. Володин В. В. Отгадай-ка: Стихотворные загадки для детей 4-7лет / В.В. Володин. - М.: Гном и д, 2017. - 56 с.
9. Воронина Л.В. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства / Л.В. Воронина, С.А. Новоселов // Дошкольное образование. - 2009. - № 3. - С. 25 - 37.
10. Воронина Л.В. Знакомим дошкольников с математикой. Творческий центр / Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. - М.: Сфера 2011. - 128 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.
12. Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе / Л.Н. Галкина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - С. 46.
13. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 362 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4-х томах. Том 4. Р-Я / В.И. Даль. - М.: - АСТ, 2006. - 1152 с.
16. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
17. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
18. Ерофеева Т.И. Немного о математике и не только о ней / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2001. - №10. - С. 7-14.
19. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
20. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О. Карелина. - Рыбинск, 2012. - 68 с.
21. Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: Учебно-методическое пособие / И.Е. Карпухин. - М.: Высшая школа, 2005. - 280 с.
22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.Ф. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
23. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 112 с.
24. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г. Круглов. - М.: «Просвещение», 1990. - 335 с.
25. Кукушин В.С. Общие основы педагогики / В.С. Кукушин. - Р-н/Д.: Март, 2002. - 224 с.
26. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях (Методологический анализ): Автореф. дисс. канд. пед. Наук / М.В. Лазарева. - М., 2010. - 479 с.
27. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - С. 67.
28. Математика до школы / Авт-сост.: А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. - С. 105-109.
29. Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство- Пресс, 2007. - 304 с.
30. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, А.М. Вербенец и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
31. Михеева Е. В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 64-70.
32. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 608 с.
33. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
34. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П Новикова. - М.: Мозаика-Синтез. 2009. - 104 с.
35. Новоселов С.А. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства / С.А. Новоселов, Л.В. Воронина // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 3. - С. 25-37.
36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
37. Образовательная область «Познавательное развитие». Методический комплект программы «Детство». ФГОС. Учебно-методическое пособие науч.ред. Михайлова В.А., Никонова Н.О., Березина Т.А., ООО Издательство «Детсво-Пресс». - М.: ТЦ «Сфера», 2017. - С. 304.
38. Педагогическая энциклопедия. Т.З. Н-СН.- М.: Советская энциклопедия, 1996. - 879 с.
39. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
40. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
41. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М. 2009. - С. 135.
42. Ремева Н.А. Педагогические условия формирования познавательных процессов старших дошкольников в различных формах организации математической деятельности / Н.А. Ремева // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.emissia/org/offline/2012/1785.htm
43. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления / Г.А. Репина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
44. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно / А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 160 с.
45. Смоленцева А. А., Математика до школы / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
46. Стожарова М. Ю. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста / М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалева // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
47. Столяр А. А. Формирование элементарных математических предс тавлений удошкольников / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
48. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. - 840 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Электронный ресурс. Режим доступа: http://metodpresscentr.ru/blog/doy/1034/html
50. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря.
51. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада / И.А. Пономарева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012. - С. 108.
52. Худяков В.Н. Организационно-педагогические проблемы формирования математической культуры у учащихся профессиональных учебных заведений / В.Н. Худяков. - Челябинск: Челяб. фил. ин-та проф. образования, 1994. - 87 с.
53. Шаталова Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. - Белгород, 1997. - 60 с.
54. Шаталова Е.В. Раз-два, раз-два, раз-два-три! Всю считалку повтори / Е.В. Шаталова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С. 68-74.
55. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Использование малых форм фольклора в обучении математике / Е.В. Шаталова, А.П. Тарасова // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 48-51.
56. Щербакова Е И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
57. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
58. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 362 с.