Введение
1. Теоретические аспекты исследования особенностей конфликтности в
медицинской сфере 7
1.1 Теоретический анализ научной социально-психологической
литературы, посвященной понятию и сущности конфликта 7
1.2 Психологическая характеристика и причины возникновения
конфликтов 15
1.3 Анализ особенностей конфликтов у работников в медицинской сфере 19
Выводы по первой главе 24
2. Эмпирическое исследование развития навыков бесконфликтного
общения у работников медико-генетического центра 25
2.1 Организация эмпирического исследования развития навыков
бесконфликтного общения у работников медико-генетического центра... 25
2.2 Методы и методики исследования конфликтности 26
2.3 Программа экспериментального воздействия 28
2.4 Результаты проведенного исследования 30
2.4.1 Интерпретация данных, полученных в ходе сравнительного анализа
контрольной и экспериментальной групп до воздействия 30
2.4.2 Интерпретация данных, полученных в ходе сравнительного анализа
зависимых выборок 33
2.4.3 Интерпретация данных, полученных в сравнительного анализа
контрольной и экспериментальной групп после воздействия 36
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение №1 Опросник способов поведения в конфликтной ситуации
К. Томаса 44
Приложение №2 Методика личностная агрессивность и конфликтность... 49
Приложение №3 Программа тренинга «Бесконфликтное общение» 52
Приложение №4 Данные контрольной и экспериментальной группы, полученные в ходе исследования 63
Актуальность исследования. Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений - экономических, социальных, политических, нравственных, производственных, родственных, духовных и др. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты.
Во всех сферах человеческой деятельности при решении самых разнообразных задач в быту, на работе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.
Кардинальные изменения в политической и социально -экономической сферах существенно повлияли на характер отношений между сотрудниками медицинских учреждений и пациентами. Несмотря на констатацию того, что конфликт является неустранимым явлением в жизни общества, коллектива и каждого человека, обеспечивающим прогресс и их поступательное развитие, конфликтные ситуации в лечебно-профилактических учреждениях оцениваются участниками и сторонними наблюдателями этих процессов как нежелательные, требующие немедленного разрешения. Стресс, возникающий у субъектов конфликтного взаимодействия, осложняет межличностное общение, снижает эффективность проводимого лечения, отрицательно влияет на психо-физиологическое состояние медицинских работников, повышает социальное напряжение в среде предоставителей и получателей медицинских услуг.
Изучение трудовых конфликтов в отечественной психологии является достаточно ограниченным и сводится преимущественно к исследованию конфликтов в структурных подразделениях промышленных предприятий (И. П. Волков, Н. В. Гришина, Ю. Н. Емельянов, А. Л. Журавлев, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Д Парыгин, Л. А. Петровская, A. А. Русапинова, А. Л. Свенцицкий, Е. В. Шорохова и др.) . Расширению базы исследований в этой области в советское время препятствовали и объективные (слабая выраженность социально-экономических противоречий в советском обществе), и идеологические причины. Сегодня отечественная психология труда находится на этапе освоения и адаптации зарубежного опыта исследования трудовых конфликтов (А. Я. Анцупов, Т. Ю. Базаров, М. А. Бендюков, Н. В. Гришина, А. Н. Занковский, Л. Г. Почебут, П. А. Сергоманов, Б. И. Хасан, В. и др.) , а собственная концептуальная база и объем эмпирических исследований невелики.
Анализ прикладной направленности конфликтологических исследований трудовой сферы в России показывает, что изучаются, прежде всего, проблемы связанные с менеджментом (М.И. Передня, Т. Ю. Базаров, А. А. Деркач, B. Г. Зазыкин, А. С. Карпенко, Л. Г. Почебут и др.) . В отраслевом разрезе, конфликтологические проблемы преимущественно исследуются в системе образования (С. В. Баныкина, В. И. Журавлев, А. К. Маркова, Н. В. Нижегородцева, М. М. Рыбакова, С. Ю. Темина, Б. И. Хасан и др.), однако растет и количество исследований конфликтов, связанных с медицинской сферой (В.А. Руженков, Б.Х. Полих, А.В. Боева, Е.Г. Попова и др.). Зачастую, эти исследования лишь косвенно затрагивают проблематику психологии труда и выполняются с использованием теоретической базы социальной и педагогической психологии.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.
Цель исследования: формирование навыков бесконфликтного общения у работников медико-генетического центра.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ понятия конфликт и бесконфликтное общение;
2. Систематизация теоретических и эмпирических исследований, рассматривающих особенности проявления конфликтов в медицинских учреждениях;
3. Обоснование методологии, методов и экспериментально- диагностических методик для реализации цели исследования в изучении проявления конфликтности у работников медико-генетического центра;
4. Исследование проявления конфликтности у работников медико-генетического центра;
5. Разработка тренинговой программы, нацеленной на формирование бесконфликтного общения у работников медико-генетического центра;
6. Анализ особенностей реализации программы, нацеленной на формирование бесконфликтного общения у работников медико-генетического центра;
Объект исследования - бесконфликтное общение у работников медико-генетического центра.
Предмет исследования - специфика формирования навыков бесконфликтного общения у работников медико-генетического центра.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень конфликтности в экспериментальной группе снизится после проведения тренинговой работы по бесконфликтному общению.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: обще- и социально-психологические концепции раскрывающие структурные компоненты, особенности, характеристики и динамику конфликтов (А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, Ю. Н. Емельянов, А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Л. А. Петровская, Л. Г. Почебут, Б. И. Хасан, В. П. Шейнов, А. И. Шипилов и др.), двухмерная модель конфликта (К. Томас, Р. Килманн)
Методы исследования. В ходе исследования использовались описательные методы изложения теоретических аспектов изучаемой проблемы, эмпирические методы и системный метод обобщения полученных данных. Для достижения цели исследования в соответствии с его задачами использованы:
1. опросник на поведение в конфликтной ситуации (К.У. Томас, Р.Х. Килменн, в адаптации Н.В. Гришиной);
2. методика личностная агрессивность и конфликтность (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);
3. сравнительный анализ зависимых и независимых выборок по t- критерию Стьюдента. При обработке эмпирических данных использовался статистический пакет фирмы SPSS Statistics 23 для Windows 7.
Организация эмпирического исследования: эмпирическое исследование проводилось с ноября по февраль 2018-2019 года на базе Медико-генетического Центра г. Уфа.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы, теоретическая и практическая исследования. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения конфликтности. Во второй главе представлено эмпирическое исследование. В выводах и заключении изложены результаты исследования. Список использованной литературы содержит перечень работ авторов из 37 наименований.
В процессе оказания профессиональной помощи медиков можно выделить триаду отношений «медицинский сотрудник-пациент-общество», где под обществом имеются ввиду различные правовые, нравственно - этические, информационные, социальные, экономические отношения и нормы. Также в этом процессе можно указать многообразие типов и стратегий социального взаимодействия, к которым можно отнести конкуренцию, кооперацию, конфликт. Конфликт как одна из форм реализующих социальное взаимодействие, выступает в качестве интерперсонального способа развития медицинской сферы как социального института.
При этом важнейшим в профилактике и конструктивном разрешении межличностных конфликтов в медицинской сфере является содержательная и психологическая подготовка врачей, и в целом медицинского персонала к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях. В данной работе мы разработали тренинговую программу, направленную на бесконфликтное общение среди медицинского персонала.
В результате проведенного исследования мы выявили, что уровень конфликтности в экспериментальной группе понизился после экспериментального воздействия. Такая же картина наблюдается и в отношении позитивной и негативной агрессивности. Видно, что негативная агрессивность снизилась в более значительной степени, что указывает на осознание деструктивности таких проявлений как обида, месть, подозрительность и вспыльчивость.
Также выявились различия в таких стратегиях поведения в конфликтной ситуации как сотрудничество и компромисс. Сотрудничество считается наиболее конструктивным способом разрешения конфликтных ситуаций, а учитывая взаимозависимость пациента и врача, а также медицинского персонала между собой, стратегия сотрудничества в большей мере будет способствовать положительному исходу конфликтных ситуаций. Поэтому в тренинговой работе было уделено внимание не только на уровень конфликтности и ее снижение, но и выработке конструктивных паттернов поведения и стратегий в ситуациях конфликтного взаимодействия, что и обуславливает полученные результаты.
Полученные результаты в контрольной группе говорят в пользу положительных изменений в экспериментальной группе и надежности полученных данных. Т.е. разработанный тренинг на бесконфликтное общение способствует снижению уровня конфликтности, негативной и позитивной агрессивности, а также выработке конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации.
Но также заметим, что позитивные тенденции в проявлениях конфликтности более заметны при сравнении только экспериментальной группы. Т.е. в масштабах всего центра, в сравнении с контрольной группы выделенные изменения проявляются уже не так явно. Вероятно, для получения более бесспорных результатов, необходимо увеличение количества часов тренинговой работы с медицинским персоналом и доработка качественной составляющей программы тренинга по бесконфликтному общению.
1. Thomas K. W, Kilmann R. H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument, 1974.- 130 с.
2. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути
разрешения. /Е.В. Александрова. - М.: Сфера. - 1993.- 232 с.
3. Андреева Г.В. Социальная психология: учебник для высших учеб.заведений / Г.В. Андреева - М.: Аспект Пресс. -2005. - 360 с.
4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе/М: Владос, 2003. - 67 с.
5. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях, Питер
2005. - 113 с.
6. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ. - 2009. - 201 с.
7. Бабосов Е.М. Конфликтология[Текст]/: Учеб. пособие Е.М. Бабосов. - Минск: Тетраси-стемс, 2006. - 464 с.
8. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт.2-е изд.- Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк - Новосибирск: Наука, 1989. - 154 с.
9. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
10. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. - Спб.: Питер. - 2007. - 688 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
11. Буртовая, Е.В. Конфликтология [Текст]/: Учебное пособие / Е.В. Буртовая. - М., 2002. - 509 с.
12. Вихалелш П.А. Контрольная группа // Социология: Словарь справочник. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: Наука, 1991. - Т.4. - С. 34-36.
13. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов [Текст] / Н.В. Гришина.- Л., 2009.- 90 с.
14. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - Питер,2006.- 230 с.
15. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Дмитриев. - 2003. - 240 с.
16. Дональд Т. Кэмпбелл, Г. Андреева. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Социально-Психологический Центр, 1996. — 391 с. —ISBN 5-89121-004-5.
17. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СП б: Питер, 2001. - С. 95
18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 368 с.: ил. (Серия «Практикум по психологии»).
19. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. - №8. - С. 3-11.
20. Карасева 1Т.А. Пациенты и медицинские работники в своих законодательных правах: Обзор результатов социологического опроса // Экономика здравоохранения. 2004. - №5-6. - С.56-58.
21. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст]: Учеб. Пособие / Г.И. Козырев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 6.
22. Леонов, Н. И. Конфликтология: учебно-методическое пособие / Н.И. Леонов. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2002.
23. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие / Н.И. Леонов. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
24. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 688 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
25. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.142-146.
26. Модестов A.A., Ямщиков A.C., Шевченко В.В. Методологические и методические подходы к определению эффективности в здравоохранении (на примере г. Красноярска) // Экономика здравоохранения. 2004. - №5 - 6. - С.19 - 30.
27. Передня М. И. Социально-психологические особенности
межличностных конфликтов и их учет в управленческой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 12. - С. 97-100. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770230.htm.
28. Петрова A.C. Образ врача. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. 2004 г. Опубликовано на сайте www.fom.ru.(http://bd.fom.ru/report/cat/humdrum/health/doctor/d022907)
29. Попов Ю.В. Этика и профессиональный долг врача: конфликт и взаимодействие // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева, 1994. -№4.- с.114-119
30. Попова Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия. Дисс....к-та мед. наук. Волгоград, 2005. - 133 с.
31. Реан А.А. профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - с. 3-12
32. Руженков В.А., Полих Б.М., Боева А.В., Короткое Ю.А. Под ред.
B. А. Руженкова. Организация работы участкового врача-психиатра:
Практическое руководство. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 100 с.
33. Уткин, Э.А. Конфликтология: теория и практика [Текст]/ Э.А. Уткин. - М.: Асс авторов и изд. Тандем, 2005. - 272 с
34. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.213-216.
35. Харчук А. Д. Методологические подходы к изучению конфликта в психологической науке / А.Д. Харчук // «Карминские чтения»: Сборник докладов научно-практической конференции — СПб.: Изд-во ПГУПС, 2011. - 546С.-С. 112-114.
36. Хасан, Б.И.Психология конфликта и переговоры : учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - Москва : Академия, 2004. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование) . - ISBN 5-7695-1346-2.
37. Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. N 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610