Введение 3
Глава 1. Отражение скандала в СМИ 7
1.1. Основные характеристики скандала 9
1.2. Классификация скандалов 16
1.3. Скандал как основа журналистской публикации 19
1.4. Скандал как способ развлечения аудитории 23
1.5. Эмоциональная составляющая журналистского текста 27
Глава 2. Практический опыт отражения скандалов в СМИ 33
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Творческое приложение 68
Актуальность темы исследования. В современной культуре небывалую популярность обрела риторика скандала. Появившаяся в конце XIX - начале XX вв. «желтая» пресса уверенно закрепилась на медийном рынке, претерпев некоторые изменения. Если раньше журналисты удерживали аудиторию с помощью развлекательных материалов, то теперь их сменил так называемый «шок-контент». Высокой популярности «желтые» издания добиваются не благодаря тому, что вовремя сообщают о происходящих драматических событиях, а скорее из-за способа подачи информации, который основан на пробуждении эмоций и чувств читателя. И это могут быть не только сочувствие и сострадание, но и простое человеческое любопытство с сопутствующими ему волнением и тревогой.
Постепенно произошло смещение акцента с обеспечения достоверности информации на то, как она подается. И сегодня многочисленные печатные и интернет-издания обещают читателям шокирующие подробности происшествий, слухи, скандалы. А общество, в свою очередь, продолжает находиться под влиянием парадигмы драйв -мышления, основанного на принципе гедонизма. Избалованная публика часто ищет и находит удовольствие в страхе - эмоции, не вызывающей пресыщения.
К страху невозможно привыкнуть, так же как и к боли. Трудно адаптироваться и к страху смерти. «Угроза унижения, «потеря лица», распад «Я» - то же, что смерть. Моральные страдания - то же, что боль. В погоне за сильными ощущениями драйв-мышление вовлекает человека в ситуации, где ему приходится переживать либо страх боли и смерти, либо страх унижения и моральных страданий. Так возникает то особое психическое состояние, которое современный психолог, социотерапевт Н.Ю. Борисов называет «гедонистическим риском», то есть бесконтрольное влечение к опасности ради сильных ощущений. Общество стремится к получению гедонистического риска через экстремальные виды спорта и увлечения».1
Пережить такие состояния позволяют и медиа. Гедонистическую функцию выполняет любой вид прессы, но именно в «жёлтой» она является основным строительным материалом и реализуется прямым выполнением запроса читателя. Очевидно, что появление «желтой» прессы связано с особенностями эволюции массового сознания в индустриальном и постиндустриальном обществе. В любом случае, возникновение и развитие «желтой» прессы на Западе и в России свидетельствует о глубоких социокультурных переменах в сознании массового общества ХХ века.
Несмотря на широкую популярность «жёлтых» и просто массовых изданий и в XXI веке, специфика этого направления в журналистике остаётся малоизученной. Именно в силу своей востребованности массовая пресса, которая в наши дни становится все более скандальной, заслуживает особого к себе внимания и детального изучения. Необходимо формировать новые подходы к её исследованию, так как появление и развитие массовых изданий является частью культуры народа, его истории. Установление предпосылок, закономерностей и путей ее развития, возможно, помогут разобраться в сложных социокультурных процессах и отношениях в обществе.
Обращает на себя внимание отсутствие серьезных работ, посвященных скандалу в журналистике, равно как и его философскому обоснованию. Проведение исследований и подробное изучение этого феномена позволило бы не только по-новому посмотреть на механизмы функционирования общества, но и помогло бы выявить новые методы работы СМИ и способы их влияния на аудиторию.
Цель работы: охарактеризовать скандал как особый феномен, отражаемый в СМИ, а также определить особенности его отражения на примере собственных публикаций в газете «Комсомольская правда».
1 Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. - Москва : Издательство Московского университета, 2003. - С. 173.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть понятие скандала;
- рассмотреть существующие классификации скандалов;
- обозначить цели отражения скандалов в журналистике;
- выявить характеристики скандала в медиатекстах;
- составить классификацию скандалов, отражаемых в текстах СМИ;
- проанализировать скандальные тексты автора ВКР для выявления особенностей их создания.
Объектом исследования является медийный скандал.
Предметом исследования выступают особенности его отражения при создании скандальных текстов на всех этапах работы над ними.
Теоретическая база исследования. Наиболее важными источниками, на которые мы опирались при написании выпускной квалификационной работы, стали следующие труды отечественных исследователей: А.В. Дмитриев, А.А. Сычев «Скандал. Социофилософские очерки», А.А. Сычев «Скандал как феномен общественной морали», Е. Пронина «Психология журналистского творчества», И.Г. Яковлев «Интернет как коммуникационная сфера скандалов», А.Г. Волынская «Скандал как субверсивная практика».
Эмпирическая база исследования. Работа имеет творческий характер. В ней представлены и проанализированы публикации автора в печатной и сетевой версиях издания «Комсомольская правда в Воронеже» за 2018 год. Большинство материалов выходило не только в региональной, но и в федеральной части издания. Один из материалов публиковался на канале «Комсомольской правды» на платформе «Яндекс.Дзен». Публикации, как правило, получали большое количество просмотров (до 200 000 у одной из них) и обратную связь в комментариях с широкой географией (Россия, Ближнее и Дальнее зарубежье).
Гипотеза данной работы заключается в следующем. Отражение скандала предполагает специфическую содержательную и формальную организацию материалов в СМИ. Имеются ярко выраженные особенности в сборе информации для скандальной публикации. Скандалы способны не только привлекать повышенное внимание аудитории, но и направлять его на важные социальные проблемы, формировать определенное отношение к ним, способствовать их разрешению.
Методы исследования. Чтобы получить необходимые сведения и добиться запланированных результатов, мы использовали такие методы исследования, как содержательный и формальный анализ журналистских материалов, профессиональная рефлексия .
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и творческого приложения .
В первой главе «Освещение скандала в СМИ» описываются основные характеристики скандала, представляются классификации скандала, а также демонстрируется, каким образом скандал может становится основой журналистского материала. Также в ней говорится о скандале, как способе развлечения аудитории и об эмоциональной составляющей в построении скандального текста.
Вторая глава «Анализ скандала в СМИ на примере собственных публикаций в газете и на сайте «Комсомольская правда в Воронеже» содержит практическую часть исследования.
Список использованной литературы включает 50 наименований.
В творческом приложении представлены публикации автора, составившие эмпирическую базу работы.
Подведем итоги исследования. «Скандал - это конфликтная ситуация, характеризуемая значительным резонансом (реакцией) социальных групп, институтов гражданского общества, бизнеса, государства, вызванным агрессивностью, неадекватностью, неожиданностью, немотивированностью либо, наоборот, нарочитой политической или иной мотивированностью действий хотя бы одного из участников событий, выражающейся в сделанных публично порочащих намёках, угрозах, резких высказываниях, как правило, обвинительного характера».
В работе мы выделили шесть основных типов скандалов, которые освещаются в СМИ:
1. Светские скандалы.
2. Политические скандалы.
3. Коррупционные скандалы.
4. Социальные скандалы.
5. Религиозные, расовые и национальные скандалы.
6. Бытовые скандалы.
Мы разработали схему публичного отражения скандала, которая включает такие элементы:
1. Предыстория скандала, сообщение его причин.
2. Изложение самого скандала. Диалог действующих лиц. Мнения экспертов и общества.
3. Кульминация скандала.
4. Поиск решения.
4. Компромисс.
5. Итоги скандала.
В нашей выпускной работе также были выявлены основные функции скандального текста в СМИ:
- информационная (диагностическая);
- образовательная;
- «очищающая»;
- уравновешивающая;
- развлекательная;
- релаксационная.
Также мы отметили функцию привлечения внимания к социальным проблемам, их урегулирования и повышения ответственности и прозрачности в разных сферах общества и социальных институтах.
Участников скандалов можно разделить на шесть типов:
1. Виновники.
2. Информаторы.
3. Организаторы.
4. Провокаторы.
5. Журналисты.
6. Контролеры.
В результате проведенного исследования авторских публикаций мы сделали следующие выводы:
- ключевым участником скандального процесса в публичном пространстве выступают СМИ;
- самым частотным и востребованным для освещения в СМИ видом скандала стал социальный скандал, так как он обнажает серьезные проблемы в обществе и способен помочь их урегулированию;
- наиболее подходящим жанром для текста, отражающего социальный скандал, является аналитическая корреспонденция ;
- качество подготовленного материала не всегда зависит от присутствия журналиста на месте происшествия;
- сложность в сборе информации для создания скандального текста заключается в том числе в негативном отношении к журналисту из-за вынужденного вторжения в частую жизнь пострадавших;
- в заголовки скандальных текстов часто выносятся цитаты из высказываний героев материала для привлечения внимания читателя, при этом в них обязательно присутствует пояснительная информационная часть;
- структура скандального текста строится по методу драматизации изложения с акцентом на сопереживание аудитории ;
- скандальный текст в СМИ тяготеет к определенной стилистике, лексика и синтаксис в таких текстах заметно упрощаются;
- иллюстрации не являются важной по смыслу частью публикации, а скорее служат для подтверждения реальности описываемого;
- аудиторию СМИ больше интересуют скандалы, предмет которых связан с ее повседневной жизнью;
- проблемным моментом в освещении скандала в СМИ является «эмоциональное выгорание» аудитории, это влияет на прекращение публикаций по теме, следствием чего может стать нерешенность общественно значимых вопросов;
- реакцией социума на скандальную информацию может быть радикализация общественного мнения и увеличение количества заведомо необоснованных позиций;
- автору скандального текста часто приходится сталкиваться с этическим и морально-нравственным выбором;
- публикация скандальных текстов не всегда является показателем «желтизны» издания.
Скандал - это не часть объективной реальности, а негативная реакция общества на те или иные изменения в социуме. Журналистам важно уделять скандальным темам особое внимание для поддержания взаимодействия с аудиторией и контроля за общественной жизнью, что и является одной из главных функций журналистики.
1. Александер Д. Уотергейт как демократический ритуал / Д. Александер // Социологическое обозрение. - 2012. - Т. 11. № 3. - С. 77-104.
2. Андрющенко Е.Г. Скандал в энергетике политического спектакля / Е.Г. Андрющенко // Скандал как форма коммуникации. - Москва, 2012. - С. 128-132.
3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. - Москва : Прогресс, 1992. - 520 с.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. - Москва : ЮПИТИ, 2002. - 425 с.
5. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. - 288 с.
6. Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайтан, С. Томпсон. - Москва : Издательский дом «Вильяме», 2004. - 419 с.
7. Браун Дж. Техника воздействия: от пропаганды до промывания мозгов. / Дж. Браун. - Москва: Эксмо, 1993. - 267 с.
8. Брукс Н. Скандал как механизм культуры / Н. Брукс // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 6-12.
9. Быков Д.Л. Величие и падение русского скандала. Пролегомены к
будущей диссертации / Д.Л. Быков. - URL:
http://www.rulife.ru/mode/article/1093 (дата обращения: 6.03.2019).
10. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 352 с.
11. Виролайнен М. Хоровое начало множественности и пафос соборности как основание «скандальных» сюжетов / М. Виролайнен // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 41-54.
12. Володина М.Н. Язык средств массовой информации / М.Н. Володина. - Москва : 63 Академический Проект, Альма Матер, 2008. - 760 с.
13. Волынская А.Г. Скандал как субверсивная практика / А.Г.Волынская. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 60 с.
14. Гаврилов А.А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества / А.А. Гаврилов // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 152-155.
15. Глухова А.В. Скандал как форма политического конфликта // Скандал: сферы воздействия. - Москва, 2013. - С. 30-42.
16. Горбатов Д.С. Психология слухов и сплетен / Д.С. Горбатов. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 240 с.
17. Готлиб Р.А. Социально-коммуникативные компетенции управления дискурсивным пространством политического скандала в межкультурной среде / Р.А. Готлиб // Скандал как форма коммуникации. - Москва, 2012. - С. 154-161.
18. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - Санкт- Петербург : Питер, 2008. - 544 с.
19. Гусейнов А.А. Аксиология скандала / А.А. Гусейнов // Скандал как форма коммуникации. - Москва : Издательство Современного гуманитарного университета, 2012. - С. 28-43.
20. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации / А.А. Данилова. - Москва : Добросвет, Издательство «КДУ», 2009. - 233 с.
21. Дмитриев А.В. Неформальная коммуникация: очерки теории и практики / А.В. Дмитриев, И.В. Макарова. - Москва : Современный гуманитарный университет, 2003. - 167 с.
22. Дмитриев А.В. Скандал: исследовательские задачи / А.В. Дмитриев // Скандал как форма коммуникации. - Москва, 2012. - С. 4-27.
23. Дмитриев А.В. Скандал. Социофилософские очерки / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - Москва : ЦСП и М, 2014. - 323 с.
24. Евзлин М. Обман и скандал в мифе о Прометее // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 64-84.
25. Еремин Б.Л. Выбор путей преодоления конфликтов / Б.Л. Еремин // Реформа. - 1997. - № 1. - 250 с.
26. Клушина Н.И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ / Н.И. Клушина // Публицистика и информация в современном обществе. - Москва, 2000. - С. 94-106.
27. Кобринский А. Обэриуты: между эстетическим вызовом и скандалом / А. Кобринский // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 416-428.
28. Колодкин Б.В. Манипулирование массовым сознанием: социально - философский анализ /Б.В. Колодкин // Сощальна ф1лософ1я i философ1я 1стори!: В1сник СевНТУ. - 2010. - №103. - С. 24-26.
29. Кочкин М.Ю. Политический скандал как лингвокультурный феномен : дисс. на соискание уч. степени канд. филол. наук / М.Ю. Кочкин. - Волгоград, 2003. - 370 с.
30. Коэн С. Средства массовой коммуникации, моральная паника и девиантность / C. Коэн // СМК и социальные проблемы. - Казань, 2000. - С. 218-224.
31. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. - Москва : Практис, 2005. - 256 с.
32. Одесский М. Концепт «скандал/соблазн» в русской культуре / М. Одесский // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 104-115.
33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва : Азбуковник, 1999. - 944 с.
34. Пенская Е. «Журнальное безобразие»: анатомия скандала в литературе и журналистике 1850-1860-х годов / Е. Пенская // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 517-539.
35. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. - Москва: Издательство Московского университета, 2003 . - 344 с.
36. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия, 1993. - 1632 с.
37. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. - Москва: Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
38. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - Москва : Рефлбук, 2001. - 656 с.
39. Руднев В. Метафизика скандала / В. Руднев // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 27-41.
40. Сычев А.А. Скандал как феномен общественной морали / А.А. Сычев // Скандал: сферы воздействия. - Москва, 2013. - С. 9-34.
41. Топоров В. Литературная «Аль-Каида» / В. Топоров // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 562-571.
42. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - Москва : ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.
43. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - Москва : Логос, 2002. - 160 с.
44. Шестерина А.М. Полемический текст в современной прессе : дис. ... д-ра филолог. наук / А.М. Шестерина. - Тамбов, 2004. - 498 с.
45. Хайдеггер Ф.Ф. Анатомия скандала / Ф.Ф. Хайдеггер. - Санкт- Петербург : Владимир Даль, 2008. - 256 с.
46. Яковлев И.Г. Интернет как коммуникационная сфера скандалов / И.Г. Яковлев // Скандал: сферы воздействия. - Москва, 2013. - С. 37; 74-75.
47. Чупринин C. Покушение на репутацию. Из наблюдений очевидца / C. Чупринин // Семиотика скандала. - Москва, 2008. - С. 555-570.
48. Ярославцева Е.И. Коммуникативные взрывы. Теоретические аспекты скандала / Е.И. Ярославцева // Скандал как форма коммуникации. - Москва, 2012. - С. 55-77.
49. Brezina T. False news reports, folk devils, and the role of public officials: Notes on the social construction of law and order in the aftermath of Hurricane Katrina / T. Brezina, H. Phipps // Deviant Behavior. - 2010. - №31. - С. 97-134.
50. Joslyn M. Framing the Lewinsky affair: Third-person judgments by scandal frame / M. Joslyn // Political Psychology. - 2003. - №24. - С. 829-844.