Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования конкурентной стратегии предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия 5
1.2. Классификация видов конкурентных стратегий предприятия 11
1.3. Этапы формирования конкурентной стратегии предприятия 21
Глава 2. Анализ конкурентной среды АПХ «Мираторг» 29
2.1. Конкурентный анализ рынка мяса и мясопродуктов России 29
2.2. Организационно-экономическая характеристика АПХ «Мираторг» 37
2.3. Анализ внутренней среды АПХ «Мираторг» 44
2.4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АПХ «Мираторг» как
инструмент формирования конкурентной стратегии 50
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии для АПХ «Мираторг» 57
3.1. SPASE-анализ АПХ «Мираторг» 57
3.2. Разработка конкурентной стратегии АПХ «Мираторг» 61
3.3. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Список приложений 85
Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование конкурентной стратегии, представляет собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры.
Конкуренция между предприятиями является мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров - аналогов, поставщиками и потребителями.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретических и аналитических исследованиях конкурентной стратегии компании в условиях усиливающейся конкуренции и разработке мероприятий по улучшению ее конкурентной позиции.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентной стратегии;
- классифицировать виды конкурентных стратегий предприятия;
- рассмотреть этапы формирования конкурентной стратегии;
- проанализировать рынок мяса и мясопродуктов России;
- представить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать внешнюю среду предприятия;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность
предприятия;
- выбрать конкурентную стратегию на основе SPACE-анализа;
- разработать конкурентную стратегию предприятия;
- оценить коммерческую эффективность инвестиционного проекта.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды в монографический и периодических изданиях, таких отечественных и зарубежных авторов, в области посвященной конкуренции и конкурентной стратегии, как Азоев Г. Л., Акулов В. Б., Басовский Л.Е., Бердникова Т.Б., Веснин В. Р., Винокуров В. А., Гурков И. П., Ендовицкий Д. А., Крылов Э.И., Квасникова В. В., Котлер Ф., Медведев Г. А., Репина Е. А., Фатхутдинов Р. А., Хулей Г., Шонесс Д.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ;
классификация; сравнение; моделирование, прогнозирование.
Объектом выпускной квалификационной работы выступил Агропромышленный Холдинг «Мираторг». Предприятие ориентировано на выращивание зерновых культур, а так же направлением основной деятельности является свиноводство.
Предметом выпускной квалификационной работы является изучение и определение конкурентных преимуществ в деятельности предприятия и формирование на их основе конкурентной стратегии его дальнейшего развития.
Период исследования 2014-2016 годы.
Конкурентная стратегия - это обобщенная модель действий и совокупность правил, которыми должно руководствоваться предприятие при принятии решений для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности.
Ни одна фирма не может достичь конкурентных преимуществ по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходимы выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны своей деятельности. В отличие от тактических действий на рынке, стратегия должна быть направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
В выпускной квалификационной работе была предложена конкурентная стратегия для АПХ «Мираторг».
Нами были проанализированы теоретические основы формирования конкурентной стратегии. Была представлена разработка конкретной стратегии М. Портером, который определял стратегию двумя факторами: целями, которые компании преследуют на рынке и основой конкурентного преимущества.
Далее приведена классификация видов конкурентных стратегий. Г.Л. Азоев привел следующие стратегии: стратегии снижения себестоимости, стратегия дифференциации, стратегия сегментирования рынка, стратегия введения новшеств, стратегия быстрого реагирования на потребности рынка. В.Е Ефремов классифицировал стратегии на: виолентные, патиентные, коммутантные, эксплерентные. Третий тип стратегий - это функциональные стратегии, разработанные В. Марковой и С. Кузнецовым. К ним относят: стратегия НИОКР, производственная стратегия, маркетинговая стратегия, финансовая стратегия.
Этапы формирования и внедрения конкурентной стратегии имеют следующую последовательность: 1) миссия и общекорпоративная стратегия развития предприятия; 2) постановка задач в конкурентной борьбе; 3) сбор информации о внутренней и внешней средах; 4) оценка прошлого опыта; 5) анализ информации; 6) выбор конкурентной стратегии; 7) анализ выбранной стратегии относительно заявленных задач; 8) реализация выбранной стратегии; 9) анализ результат и накопления опыта. Последовательное выполнение данных этапов поможет предприятию создать уверенную и уникальную конкурентную стратегию, с помощью которой предприятие сможет добиться улучшения своих позиций на рынке, завоевать большое количество покупателей и увеличить прибыль.
В ходе анализа рынка мяса и мясопродуктов России установлено, что лидирующую позицию занимает птицеводческая отрасль, далее следует свинина, затем говядина. Среди российских регионов-производителей свинины лидирует Белгородская область, далее следуют: Воронежская область, Пензенская область, Челябинская область, Московская область и т.д. Лидером мясной промышленности является АПХ «Мираторг», затем идут ГК «РусАгро», ГК «Черкизово», ГК «Агро-Белогорье», ГК «Сибирская аграрная группа».
Численность персонала в АПХ «Мираторг» более 26 000 человек, а география деятельности охватывает 16 регионов России. Предприятия, входящие в состав холдинга, осуществляют полный цикл производства: от поля до прилавка. Направления деятельности предприятия - это растениеводство, производство кормов, животноводство, первичная мясопереработка, глубокая мясопереработка, низкотемпературная транспортная и складская логистика, дистрибуция продуктов. Организационная структура управления предприятием - линейно-функциональная. На протяжении всего исследуемого периода АПХ «Мираторг» увеличил численность промышленно-производственного персонала и прибыль от продаж, путем увеличения объемов производства.
Компания «Мираторг» создала с нуля первое производство высококачественной говядины мирового уровня и стала крупнейшим производителем говядины в России. Инвестиции в дивизион «Говядина» составляют 60 млрд. рублей. Производство говядины Компании продолжает реализацию в соответствии с бизнес-планом крупнейшего в Европе проекта по вертикально-интегрированному производству высококачественной говядины.
В течение 3-4 лет Россия, благодаря, в том числе проектам АПХ «Мираторг», может решить задачу импортозамещения, которая обозначена в доктрине продовольственной безопасности.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности АПХ «Мираторг» показал, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом имущество АПХ «Мираторг» выросло на 4472398 тыс. рублей (на 10,51%). В то же время темп роста выручки от реализации снизился на 5,34%. Так как темп роста выручки не превышает темп роста имущества, то можно сделать вывод, что использование имущества, находящееся у предприятия, используется эффективно. Все показатели ликвидности и устойчивости предприятия свидетельствуют о хорошей экономической ситуации на предприятии и его дальнейшему успешному развитию.
С помощью SPACE-матрицы нами выбрана конкурентная стратегия, на основе которой мы разрабатывали стратегию для АПХ «Мираторг» - это стратегия вертикальной диверсификация. Вертикальная диверсификация означает увеличение глубины товарной программы как в направлении сбыта товаров существующего производства, так и в направлении сбыта сырья и средств производства, являющихся составной частью товаров, которые фирма производит в настоящее время. И нами было предложено открыть ресторан быстрого питания, в котором уникальным торговым предложением будет то, что блюда, представленные в меню, будут приготавливаться из ассортиментного перечня полуфабрикатов самого агропромышленного холдинга.
В ходе расчетов было выявлено, что для открытия ресторана АПХ «Мираторг» понадобится 3418327 рублей. Источником получения этих средств было принято решение использовать собственные средства Компании.
По результатам расчетов коммерческой эффективности инвестиционного проекта было установлено, что организацией может быть получена положительная чистая современная стоимость будущих денежных потоков, относящихся к открытию ресторана, через пять лет реализации проекта в размере 22509376 руб. Индекс рентабельности проекта (PI) показал, что на 1 рубль вложенных средств по проекту будет приходиться 6 рубля 58 копеек прибыли. Срок окупаемости предлагаемого проекта составляет 2 года, то есть на втором году функционирования ресторана, в АПХ «Мираторг» чистый дисконтированный доход будет являться положительным и на протяжении последующих лет не станет отрицательным.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что сформированная нами стратегия диверсификации подходит
Агропромышленному холдингу «Миратог» проект является целесообразным к внедрению.
1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы [Текст] /
А. В. Челенков - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 308 с.
2. Акулов, В. Б. Теория организации: учебное пособие [Текст] / М. Н. Рудаков - Петразаводск: ПетрГУ, 2014. - 316 с.
3. Архипенко, А.А. Конкурентная стратегия: как не просчитаться? Критерии выбора и оценки конкурентных стратегий бизнеса [Текст] // Рос. предпринимательство. - 2017. - № 1. - С. 60-63.
4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
5. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления [Текст] / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 381 с.
6. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово -хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
7. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.
8. Волков, О. Н. Экономика предприятия [Текст] / В. М. Скляренко - М.: Инфра-М, 2010. - 215 с.
9. Веретено, А. А. Брендинг как один из факторов повышения конкурентоспособности продукции [Текст] / Т.А. Тимашкова // Молодой ученый. -2017. - №10. - С. 211-215.
10. Вигдорчик, Е. А. Трудный поиск конкурентных стратегий
[Текст] / А.А. Нещадин, А. Эйкельпаш и др. // ЭКО, 2015. - № 10. - С. 51-68.
11. Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на предприятии: Монография [Текст] / Ермольник А. В. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 160 с.
12. Гвичия, Г. М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике [Текст] / СПб.: Изд-во С. - Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2016. - 12 с.
13. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» [Текст] / А. М. Годин. - М.: Дашков и К, 2014. - 671 с.
14. Гурков, И. П. Стратегия выживания промышленных
предприятий в новых условиях [Текст] / Авраамова Е. Е. // Вопросы экономики, 2017. - №6. - С. 22-30.
15. Ендовицкий, Д. А. Организационная структура финансового менеджмента публичной компании [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - № 31. - С. 2 - 7.
16. Ефремов, В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование [Текст] / Федоров Б. В. // Менеджмент в России и за рубежом, 2013. - № 2. - С. 3-26.
17. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум [Текст] / О. Н. Жучкевич. - Инфра-М, 2013. - 192 с.
18. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы [Текст] / Р. Бергер, Н. Бикхофф. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 157 с.
19. Конкурентные стратегии [Электронный ресурс] URL: http://studbooks.net/49589/marketing/konkurentnye_strategii Яз. Рус. - (Дата обращения 20.05.2017).
20. Конкурентная стратегия фирмы [Электронный ресурс] URL: http ://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentnaya-strategiya.html - Яз. Рус. - (Дата обращения 05.05.2017).
21. Конкурентные стратегии предприятия: процесс разработки
[Электронный ресурс] URL: http://studopedia.ru/10_47504_konkurentnie-
strategii-predpriyatiya-klassifikatsiya-protsess-razrabotki.html - Яз. Рус. - (Дата обращения 24.04.2017).
22. Крылов, Э.И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. Пособие [Текст] / В. М. Власова - М.: Финансы и статистика, 2013. - 166 с.
23. Кузнецова, Е.И. Экономическая безопасность и
конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография [Текст] // Юнити-Дана, - 2014. - 87 с.
24. Кукушкина, В.В. Антикризисный менеджмент: Монография [Текст] / В.В. Кукушкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 328 c.
25. Леонов, Ю.Е. Основные элементы формирования стратегии конкурентного поведения [Текст] / Ю. Е. Леонов, Ю. В. Мячин // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - 2016. - №52. - С. 289-293.
26. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебное пособие [Текст] / В.И. Макарьева. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 435 с.
27. Медведев, Г. А. Конкуренция: сущность, методы и стратегии [Текст] / А. Б. Петров. - М.: Дашков и К, 2015. - 282 с.
28. Носова, Н. С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы [Текст] / Н.С. Носова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 256 c.
29. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности: федер. закон от 25.05.1995 №93-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
30. Олехнович, Г. И. Конкурентные стратегии [Текст] / Г.И.
Олехнович. - М.: БГЭУ, 2015. - 264 с.
31. Официальный сайт АПХ «Мираторг» [Электронный ресурс]. URL: www.miratorg.ru. - Яз. Рус. - (Дата обращения 26.04.2017)
32. Официальный сайт ГК «РусАгро» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusagrogroup.ru/ru/ - Яз. Рус. - (Дата обращения 26.04.2017)
33. Официальный сайт ГК «Черкизово» [Электронный ресурс]. URL: http://cherkizovo.com/- Яз. Рус. - (Дата обращения 26.04.2017)
34. Репина, Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие [Текст] / Е. А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c.
35. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 265 с.
36. Сысоева, Е. Типология конкурентных стратегий предприятия [Текст] // Предпринимательство. - 2017. - № 2. - С. 85-91.
37. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 456 с.
38. Портер, М. Конкуренция [Текст] / Майкл Портер - М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. - 277 с.
39. Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебное пособие [Текст] / Т. П. Прошкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 314 c.
40. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2015. - 188 с.
41. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.- Яз. Рус. - (Дата обращения 26.04.2017)
42. Философова, Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: Учебное пособие [Текст] / В. А. Быков - М.: Юнити-Дана, 2016. - 224 с.
43. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование [Текст] / Г. Хулей, Д. Сондерс, Н. Пирси. - М.: Баланс и Бизнес Букс, 2012. - 337 с.
44. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Чайников - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2014. - 312 с.
45. Шанин, И. И. Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / А. В. Лазарева // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 460-462.
46. Шихабанов, А. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / А. Шихабанов // Экон. науки. - 2016. - №86. - С. 157-161
47. Шонесс, Д. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход [Текст] / Д. Шонесси. - М.: Питер, 2015. - 156 с.
48. Ярышевский, Б. М. Формирование стратегии: теоретические основы [Текст] // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 567-570.