ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования конкурентной стратегии предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия 5
1.2. Классификация видов конкурентных стратегий предприятия 11
1.3. Этапы формирования конкурентной стратегии предприятия 21
Глава 2. Анализ конкурентной среды АПХ «Мираторг» 29
2.1. Конкурентный анализ рынка мяса и мясопродуктов России 29
2.2. Организационно-экономическая характеристика АПХ «Мираторг» 37
2.3. Анализ внутренней среды АПХ «Мираторг» 44
2.4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АПХ «Мираторг» как
инструмент формирования конкурентной стратегии 50
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии для АПХ «Мираторг» 57
3.1. SPASE-анализ АПХ «Мираторг» 57
3.2. Разработка конкурентной стратегии АПХ «Мираторг» 61
3.3. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Список приложений 85
Глава 1. Теоретические основы формирования конкурентной стратегии предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентной стратегии предприятия 5
1.2. Классификация видов конкурентных стратегий предприятия 11
1.3. Этапы формирования конкурентной стратегии предприятия 21
Глава 2. Анализ конкурентной среды АПХ «Мираторг» 29
2.1. Конкурентный анализ рынка мяса и мясопродуктов России 29
2.2. Организационно-экономическая характеристика АПХ «Мираторг» 37
2.3. Анализ внутренней среды АПХ «Мираторг» 44
2.4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АПХ «Мираторг» как
инструмент формирования конкурентной стратегии 50
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии для АПХ «Мираторг» 57
3.1. SPASE-анализ АПХ «Мираторг» 57
3.2. Разработка конкурентной стратегии АПХ «Мираторг» 61
3.3. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Список приложений 85
Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование конкурентной стратегии, представляет собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры.
Конкуренция между предприятиями является мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров - аналогов, поставщиками и потребителями.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретических и аналитических исследованиях конкурентной стратегии компании в условиях усиливающейся конкуренции и разработке мероприятий по улучшению ее конкурентной позиции.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентной стратегии;
- классифицировать виды конкурентных стратегий предприятия;
- рассмотреть этапы формирования конкурентной стратегии;
- проанализировать рынок мяса и мясопродуктов России;
- представить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать внешнюю среду предприятия;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность
предприятия;
- выбрать конкурентную стратегию на основе SPACE-анализа;
- разработать конкурентную стратегию предприятия;
- оценить коммерческую эффективность инвестиционного проекта.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды в монографический и периодических изданиях, таких отечественных и зарубежных авторов, в области посвященной конкуренции и конкурентной стратегии, как Азоев Г. Л., Акулов В. Б., Басовский Л.Е., Бердникова Т.Б., Веснин В. Р., Винокуров В. А., Гурков И. П., Ендовицкий Д. А., Крылов Э.И., Квасникова В. В., Котлер Ф., Медведев Г. А., Репина Е. А., Фатхутдинов Р. А., Хулей Г., Шонесс Д.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ;
классификация; сравнение; моделирование, прогнозирование.
Объектом выпускной квалификационной работы выступил Агропромышленный Холдинг «Мираторг». Предприятие ориентировано на выращивание зерновых культур, а так же направлением основной деятельности является свиноводство.
Предметом выпускной квалификационной работы является изучение и определение конкурентных преимуществ в деятельности предприятия и формирование на их основе конкурентной стратегии его дальнейшего развития.
Период исследования 2014-2016 годы.
Конкуренция между предприятиями является мощным фактором реального роста эффективности производства. Вместе с тем, в реальных условиях российской экономики в процессе деятельности новых экономических структур повышается фактор неопределенности и увеличивается коммерческий риск, связанный с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными операциями, коммерцией. Поэтому предприятиям необходимо контролировать динамику рынка, уровень и специфику конкуренции между производителями товаров - аналогов, поставщиками и потребителями.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретических и аналитических исследованиях конкурентной стратегии компании в условиях усиливающейся конкуренции и разработке мероприятий по улучшению ее конкурентной позиции.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентной стратегии;
- классифицировать виды конкурентных стратегий предприятия;
- рассмотреть этапы формирования конкурентной стратегии;
- проанализировать рынок мяса и мясопродуктов России;
- представить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать внешнюю среду предприятия;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность
предприятия;
- выбрать конкурентную стратегию на основе SPACE-анализа;
- разработать конкурентную стратегию предприятия;
- оценить коммерческую эффективность инвестиционного проекта.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды в монографический и периодических изданиях, таких отечественных и зарубежных авторов, в области посвященной конкуренции и конкурентной стратегии, как Азоев Г. Л., Акулов В. Б., Басовский Л.Е., Бердникова Т.Б., Веснин В. Р., Винокуров В. А., Гурков И. П., Ендовицкий Д. А., Крылов Э.И., Квасникова В. В., Котлер Ф., Медведев Г. А., Репина Е. А., Фатхутдинов Р. А., Хулей Г., Шонесс Д.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ;
классификация; сравнение; моделирование, прогнозирование.
Объектом выпускной квалификационной работы выступил Агропромышленный Холдинг «Мираторг». Предприятие ориентировано на выращивание зерновых культур, а так же направлением основной деятельности является свиноводство.
Предметом выпускной квалификационной работы является изучение и определение конкурентных преимуществ в деятельности предприятия и формирование на их основе конкурентной стратегии его дальнейшего развития.
Период исследования 2014-2016 годы.
Конкурентная стратегия - это обобщенная модель действий и совокупность правил, которыми должно руководствоваться предприятие при принятии решений для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности.
Ни одна фирма не может достичь конкурентных преимуществ по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходимы выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны своей деятельности. В отличие от тактических действий на рынке, стратегия должна быть направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
В выпускной квалификационной работе была предложена конкурентная стратегия для АПХ «Мираторг».
Нами были проанализированы теоретические основы формирования конкурентной стратегии. Была представлена разработка конкретной стратегии М. Портером, который определял стратегию двумя факторами: целями, которые компании преследуют на рынке и основой конкурентного преимущества.
Далее приведена классификация видов конкурентных стратегий. Г.Л. Азоев привел следующие стратегии: стратегии снижения себестоимости, стратегия дифференциации, стратегия сегментирования рынка, стратегия введения новшеств, стратегия быстрого реагирования на потребности рынка. В.Е Ефремов классифицировал стратегии на: виолентные, патиентные, коммутантные, эксплерентные. Третий тип стратегий - это функциональные стратегии, разработанные В. Марковой и С. Кузнецовым. К ним относят: стратегия НИОКР, производственная стратегия, маркетинговая стратегия, финансовая стратегия.
Этапы формирования и внедрения конкурентной стратегии имеют следующую последовательность: 1) миссия и общекорпоративная стратегия развития предприятия; 2) постановка задач в конкурентной борьбе; 3) сбор информации о внутренней и внешней средах; 4) оценка прошлого опыта; 5) анализ информации; 6) выбор конкурентной стратегии; 7) анализ выбранной стратегии относительно заявленных задач; 8) реализация выбранной стратегии; 9) анализ результат и накопления опыта. Последовательное выполнение данных этапов поможет предприятию создать уверенную и уникальную конкурентную стратегию, с помощью которой предприятие сможет добиться улучшения своих позиций на рынке, завоевать большое количество покупателей и увеличить прибыль.
В ходе анализа рынка мяса и мясопродуктов России установлено, что лидирующую позицию занимает птицеводческая отрасль, далее следует свинина, затем говядина. Среди российских регионов-производителей свинины лидирует Белгородская область, далее следуют: Воронежская область, Пензенская область, Челябинская область, Московская область и т.д. Лидером мясной промышленности является АПХ «Мираторг», затем идут ГК «РусАгро», ГК «Черкизово», ГК «Агро-Белогорье», ГК «Сибирская аграрная группа».
Численность персонала в АПХ «Мираторг» более 26 000 человек, а география деятельности охватывает 16 регионов России. Предприятия, входящие в состав холдинга, осуществляют полный цикл производства: от поля до прилавка. Направления деятельности предприятия - это растениеводство, производство кормов, животноводство, первичная мясопереработка, глубокая мясопереработка, низкотемпературная транспортная и складская логистика, дистрибуция продуктов. Организационная структура управления предприятием - линейно-функциональная. На протяжении всего исследуемого периода АПХ «Мираторг» увеличил численность промышленно-производственного персонала и прибыль от продаж, путем увеличения объемов производства.
Компания «Мираторг» создала с нуля первое производство высококачественной говядины мирового уровня и стала крупнейшим производителем говядины в России. Инвестиции в дивизион «Говядина» составляют 60 млрд. рублей. Производство говядины Компании продолжает реализацию в соответствии с бизнес-планом крупнейшего в Европе проекта по вертикально-интегрированному производству высококачественной говядины.
В течение 3-4 лет Россия, благодаря, в том числе проектам АПХ «Мираторг», может решить задачу импортозамещения, которая обозначена в доктрине продовольственной безопасности.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности АПХ «Мираторг» показал, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом имущество АПХ «Мираторг» выросло на 4472398 тыс. рублей (на 10,51%). В то же время темп роста выручки от реализации снизился на 5,34%. Так как темп роста выручки не превышает темп роста имущества, то можно сделать вывод, что использование имущества, находящееся у предприятия, используется эффективно. Все показатели ликвидности и устойчивости предприятия свидетельствуют о хорошей экономической ситуации на предприятии и его дальнейшему успешному развитию.
С помощью SPACE-матрицы нами выбрана конкурентная стратегия, на основе которой мы разрабатывали стратегию для АПХ «Мираторг» - это стратегия вертикальной диверсификация. Вертикальная диверсификация означает увеличение глубины товарной программы как в направлении сбыта товаров существующего производства, так и в направлении сбыта сырья и средств производства, являющихся составной частью товаров, которые фирма производит в настоящее время. И нами было предложено открыть ресторан быстрого питания, в котором уникальным торговым предложением будет то, что блюда, представленные в меню, будут приготавливаться из ассортиментного перечня полуфабрикатов самого агропромышленного холдинга.
В ходе расчетов было выявлено, что для открытия ресторана АПХ «Мираторг» понадобится 3418327 рублей. Источником получения этих средств было принято решение использовать собственные средства Компании.
По результатам расчетов коммерческой эффективности инвестиционного проекта было установлено, что организацией может быть получена положительная чистая современная стоимость будущих денежных потоков, относящихся к открытию ресторана, через пять лет реализации проекта в размере 22509376 руб. Индекс рентабельности проекта (PI) показал, что на 1 рубль вложенных средств по проекту будет приходиться 6 рубля 58 копеек прибыли. Срок окупаемости предлагаемого проекта составляет 2 года, то есть на втором году функционирования ресторана, в АПХ «Мираторг» чистый дисконтированный доход будет являться положительным и на протяжении последующих лет не станет отрицательным.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что сформированная нами стратегия диверсификации подходит
Агропромышленному холдингу «Миратог» проект является целесообразным к внедрению.
Ни одна фирма не может достичь конкурентных преимуществ по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходимы выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны своей деятельности. В отличие от тактических действий на рынке, стратегия должна быть направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
В выпускной квалификационной работе была предложена конкурентная стратегия для АПХ «Мираторг».
Нами были проанализированы теоретические основы формирования конкурентной стратегии. Была представлена разработка конкретной стратегии М. Портером, который определял стратегию двумя факторами: целями, которые компании преследуют на рынке и основой конкурентного преимущества.
Далее приведена классификация видов конкурентных стратегий. Г.Л. Азоев привел следующие стратегии: стратегии снижения себестоимости, стратегия дифференциации, стратегия сегментирования рынка, стратегия введения новшеств, стратегия быстрого реагирования на потребности рынка. В.Е Ефремов классифицировал стратегии на: виолентные, патиентные, коммутантные, эксплерентные. Третий тип стратегий - это функциональные стратегии, разработанные В. Марковой и С. Кузнецовым. К ним относят: стратегия НИОКР, производственная стратегия, маркетинговая стратегия, финансовая стратегия.
Этапы формирования и внедрения конкурентной стратегии имеют следующую последовательность: 1) миссия и общекорпоративная стратегия развития предприятия; 2) постановка задач в конкурентной борьбе; 3) сбор информации о внутренней и внешней средах; 4) оценка прошлого опыта; 5) анализ информации; 6) выбор конкурентной стратегии; 7) анализ выбранной стратегии относительно заявленных задач; 8) реализация выбранной стратегии; 9) анализ результат и накопления опыта. Последовательное выполнение данных этапов поможет предприятию создать уверенную и уникальную конкурентную стратегию, с помощью которой предприятие сможет добиться улучшения своих позиций на рынке, завоевать большое количество покупателей и увеличить прибыль.
В ходе анализа рынка мяса и мясопродуктов России установлено, что лидирующую позицию занимает птицеводческая отрасль, далее следует свинина, затем говядина. Среди российских регионов-производителей свинины лидирует Белгородская область, далее следуют: Воронежская область, Пензенская область, Челябинская область, Московская область и т.д. Лидером мясной промышленности является АПХ «Мираторг», затем идут ГК «РусАгро», ГК «Черкизово», ГК «Агро-Белогорье», ГК «Сибирская аграрная группа».
Численность персонала в АПХ «Мираторг» более 26 000 человек, а география деятельности охватывает 16 регионов России. Предприятия, входящие в состав холдинга, осуществляют полный цикл производства: от поля до прилавка. Направления деятельности предприятия - это растениеводство, производство кормов, животноводство, первичная мясопереработка, глубокая мясопереработка, низкотемпературная транспортная и складская логистика, дистрибуция продуктов. Организационная структура управления предприятием - линейно-функциональная. На протяжении всего исследуемого периода АПХ «Мираторг» увеличил численность промышленно-производственного персонала и прибыль от продаж, путем увеличения объемов производства.
Компания «Мираторг» создала с нуля первое производство высококачественной говядины мирового уровня и стала крупнейшим производителем говядины в России. Инвестиции в дивизион «Говядина» составляют 60 млрд. рублей. Производство говядины Компании продолжает реализацию в соответствии с бизнес-планом крупнейшего в Европе проекта по вертикально-интегрированному производству высококачественной говядины.
В течение 3-4 лет Россия, благодаря, в том числе проектам АПХ «Мираторг», может решить задачу импортозамещения, которая обозначена в доктрине продовольственной безопасности.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности АПХ «Мираторг» показал, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом имущество АПХ «Мираторг» выросло на 4472398 тыс. рублей (на 10,51%). В то же время темп роста выручки от реализации снизился на 5,34%. Так как темп роста выручки не превышает темп роста имущества, то можно сделать вывод, что использование имущества, находящееся у предприятия, используется эффективно. Все показатели ликвидности и устойчивости предприятия свидетельствуют о хорошей экономической ситуации на предприятии и его дальнейшему успешному развитию.
С помощью SPACE-матрицы нами выбрана конкурентная стратегия, на основе которой мы разрабатывали стратегию для АПХ «Мираторг» - это стратегия вертикальной диверсификация. Вертикальная диверсификация означает увеличение глубины товарной программы как в направлении сбыта товаров существующего производства, так и в направлении сбыта сырья и средств производства, являющихся составной частью товаров, которые фирма производит в настоящее время. И нами было предложено открыть ресторан быстрого питания, в котором уникальным торговым предложением будет то, что блюда, представленные в меню, будут приготавливаться из ассортиментного перечня полуфабрикатов самого агропромышленного холдинга.
В ходе расчетов было выявлено, что для открытия ресторана АПХ «Мираторг» понадобится 3418327 рублей. Источником получения этих средств было принято решение использовать собственные средства Компании.
По результатам расчетов коммерческой эффективности инвестиционного проекта было установлено, что организацией может быть получена положительная чистая современная стоимость будущих денежных потоков, относящихся к открытию ресторана, через пять лет реализации проекта в размере 22509376 руб. Индекс рентабельности проекта (PI) показал, что на 1 рубль вложенных средств по проекту будет приходиться 6 рубля 58 копеек прибыли. Срок окупаемости предлагаемого проекта составляет 2 года, то есть на втором году функционирования ресторана, в АПХ «Мираторг» чистый дисконтированный доход будет являться положительным и на протяжении последующих лет не станет отрицательным.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что сформированная нами стратегия диверсификации подходит
Агропромышленному холдингу «Миратог» проект является целесообразным к внедрению.
Подобные работы
- Разработка конкурентной стратегии предприятия сферы телекоммуникационных услуг
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Основы формирования конкурентной стратегии предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ TQM
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Формирование конкурентной стратегии в СПК «Ольговское» Витебского района (республика Беларусь)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015 - Создание конкурентной стратегии развития дилерской компании
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Стратегический конкурентный анализ как информационная основа стратегического управления (Российский Университет Транспорта)
Курсовые работы, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Разработка стратегии развития конкурентоспособности организации (на примере ООО «Люминатор»)
Бакалаврская работа, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Разработка стратегии развития конкурентоспособности организации (на примере ООО «Люминатор»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



