Обозначения и сокращения 2
Введение 3
Глава 1 Теория и методология работы 6
1.1 Определение понятия институтов и их составляющих 6
1.2 Факторы, влияющие на работу институтов 7
1.3 Факторы, приводящие к деформации институтов 9
1.4 Социальное партнерство и его модели 11
1.5 РТК по регулированию социально-трудовых отношений как институт
социального партнерства 16
1.6 Методология исследования 21
Глава 2 Анализ работы РТК 24
2.1 Нормативные правила и их реализация 24
2.2 Изменение состава Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Историческая динамика 29
2.3 Основные особенности работы РТК по регулированию социально-трудовых отношений 37
2.4 Механизмы институциональной деформации 41
Заключение 49
Библиографический список 52
Список источников 58
Приложения 60
Феномен социального партнерства в России возник в 1990-е гг. Его появление было связано с необходимостью формирования нового законодательства в социально-трудовой сфере. Страна находилась в сложном социально-экономическом положении и было важно создать институт, который бы защищал и представлял интересы граждан в сфере труда. Для этого была создана Российская Трехсторонняя Комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с изначальным замыслом, Комиссия должна была стать инструментом согласования позиций государства, работодателей и работников и позволить последним защитить свои интересы. Эти идеи активно пропагандировались в СМИ, но со стабилизацией экономики, Комиссии перестали уделять внимание. Она продолжала исполнять роль подготовительного института при создании законопроектов (Михеев, 2013).
С 2016 года все законопроекты, касающиеся социально-трудовой сферы, должны обсуждаться на площадке РТК. В феврале 2020 г. сопредседателем рабочей группы по внесению поправок в Конституцию, Талией Хабриевой, было сделано официальное заявление о том, что новые поправки будут рассматриваться при участии социальных партнеров. Правительство обозначило социальное партнерство, как одно из важных направлений новой трудовой политики, что делает актуальным изучение площадки РТК, в качестве института социального партнерства (Выпуск, 2020).
Несмотря на ожидаемую представителями Правительства эффективность РТК, некоторые исследователи говорят о том, что Комиссия стала постепенно отходить от своих первоначальных целей и начала превращаться в институт, основывающийся на неформальных практиках взаимодействия. В ее работе стал проявляться лоббистский потенциал сторон и их стремление к доминированию на площадке РТК. Так ли это на самом деле? Почему Российская Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений не стала институтом социального партнерства? Какие стратегии существуют у представителей сторон РТК? Данным вопросам посвящено это исследование.
Феномен социального партнерства в России является достаточно новым явлением и его изучению было уделено не слишком широкое внимание. Большинство исследователей, изучавших социальное партнерство в России и Российскую Трехстороннюю Комиссию (Модель, 2000; Петрова, 2003; Якимец, 2013; Михеев, 2013; Алексеева, 2017) рассматривали их с точки зрения нормативного подхода. То есть, описывали, как должны работать институты социального партнерства, а не то, как они работают на самом деле.
Цель моего исследования заключается в анализе особенностей функционирования этого института на практике. В данной работе Комиссия будет рассмотрена в качестве института, отклоняющегося от нормативных рамок своего функционирования. Этот тезис будет подтвержден эмпирическими данными. Новизной исследования будет изучение механизмов институциональной деформации, влияющих на превращение РТК из института социального партнерства в площадку для лоббирования интересов.
Задачами исследования являются: 1) Изучение положений
неоинституциональной теории и применение их к анализу функционирования РТК; 2) Проведение обзора исследований о социальном партнерстве и трипартизме, а также о работе и проблемах РТК; 3) Изучение нормативно¬правовой базы функционирования РТК; 4) Анализ составов членов РТК по регулированию социально-трудовых отношений; 5) Выявление динамики информирования граждан о деятельности РТК; 6) выявление стратегий взаимодействия членов РТК.
Объектом исследования работы является Российская Трехсторонняя Комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.
Предметом - факторы, влияющие на искажение изначальных целей РТК.
В работе будут рассмотрены две основные гипотезы:
1. Государство апеллирует к Комиссии в условиях социально-экономического кризиса и «забывает» о ней в период экономической стабильности.
2. В ходе своей деятельности Комиссия трансформируется из института социального партнерства в инструмент лоббирования интересов наиболее влиятельных игроков.
В качестве основной теоретической рамки будет использован неоинституциональный подход (Норт, 1997; Флигстин, 2001 и др.). В рамках данного подхода РТК будет рассмотрена как институт социального партнерства, чья деятельность определяется формальными и неформальными правилами. При этом особое внимание будет сфокусировано на стратегиях участников Комиссии, которые могут вести к искажению ее работы. Также, в работе будут проанализированы исследования российских авторов о функционировании и проблемах работы РТК по регулированию социально¬трудовых отношений.
Для ответа на поставленные вопросы был собран и проанализирован большой блок эмпирических данных. Исследование базируется на качественной методологии.
Работа выстроена следующим образом: сначала представлена
теоретическая часть связанная с описанием РТК, как института социального партнерства, затем дан обзор исследований, освещающих создание и работу Комиссии. Рассмотрены нормативные документы, регламентирующие работу РТК. Далее, проанализированы составы членов Трехсторонней Комиссии и динамика освещения деятельности этого института в СМИ. На основе интервью и транскриптов заседаний реконструированы практики работы Комиссии, что позволило выделить основные стратегии участников и проанализировать их влияние на функционирование РТК.
Проанализировав Российскую Трехстороннюю Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в рамках
неоинституциональной теории, можно сделать вывод, что на сегодняшний день Комиссия становится инструментом продвижения интересов наиболее влиятельных игроков. Ее деятельность определяется формальными и неформальными стратегиями взаимодействия участников. Результаты анализа динамики освещения РТК в СМИ подтверждают, что государство действительно апеллирует к РТК в условиях социально-экономического кризиса и «забывает» о ней в период экономической стабильности.
РТК по регулированию социально-трудовых отношений не смогла стать настоящим институтом социального партнерства, потому что изначально возникла не из-за стремления работников и работодателей решить проблемы в трудовой сфере общими усилиями, а по воле государства. Комиссия была введена директивным путем в отсутствии «подготовленной почвы» для своего возникновения. Сторона Правительства изначально стала занимать доминирующее положение, а стороне профсоюзов досталась роль слабого актора в рамках нового института. Также не было сформировано прозрачного и полного законодательства о социальном партнерстве в РФ. Имеющиеся законы носят интерпретативный характер, что приводит к появлению неформальных практик в рамках этого института. В свою очередь, сложившиеся неформальные стратегии взаимодействия акторов становятся главной причиной деформации РТК по регулированию социально-трудовых отношений.
В работе было выделено несколько стратегий взаимодействия, приводящих к институциональной деформации. Во-первых, наблюдается использование рабочих групп как механизма предварительного принятия решений. Данная стратегия возникает из-за стремления членов РТК рассмотреть вопросы в более узком кругу, детально проработать их и внести больше выгодных поправок для сторон. Во-вторых, члены РТК используют неформальные/личные договоренности, так как стремятся реализовать свои интересы и обрести союзников на площадке РТК. В-третьих, прибегают к двухсторонним соглашениям. Данная стратегия возникает в случае, когда две стороны пришли к соглашению, а третью не смогли убедить в правильности своего решения. В-четвертых, в связи с несвоевременным предоставлением информации по вопросам, вынесенным на заседание РТК, наблюдается нарушение Регламента работы Комиссии. В-пятых, было выявлено принятие законопроектов в социально-трудовой сфере на других правительственных площадках без участия членов РТК, что по мнению членов Комиссии приводит к нарушению их прав, как социальных партнеров. И наконец, в- шестых, сторона Правительства осуществляет давление на социальных партнеров через подчеркивание государственной значимости вопросов. Данная стратегия возникает из-за формальной необходимости утверждения проектов в социально-трудовой сфере на площадке Трехсторонней Комиссии.
Тем не менее, РТК в нынешнем ее формате устраивает все три стороны, так как у каждой из них есть свои мотивы для участия в этом институте и их интересы удается реализовать. Таким образом, благодаря анализу теоретических и эмпирических данных удалось доказать все гипотезы, выдвинутые при написании этого исследования.
Как отмечал один из респондентов в интервью, сложившаяся ситуация в РТК не сможет измениться пока «не будет наведен порядок в самом Правительстве» (член стороны работодателей, добывающая отрасль, январь 2020, Москва). Но улучшить ее можно при помощи изменения нормативно¬правовых документов о функционировании Комиссии.
В данном исследовании были проанализированы недостатки имеющихся законов и последствия, вытекающие из них. В связи с этим, результаты исследования могут быть применимы на практики для улучшения законодательства о социальном партнерстве.
Изучение РТК по регулированию социально-трудовых отношений приобретают свою актуальность благодаря вновь возникшей заинтересованности государства в этой область трудовой политики. Данная работа может быть продолжена исследованием конкретных вопросов рассматриваемых Трехсторонней Комиссией. А точнее, было бы интересно взглянуть, какие вопросы обсуждаются членами РТК, кому была выгодна инициация тех или иных законопроектов, а также как трансформировались проекты в результате обсуждений тремя сторонами и каким образом решения РТК воплотились в жизнь. Этим вопросам будут посвящены мои дальнейшие исследования функционирования российского института социального партнерства.
Гельман, В. Россия регионов: трансформация политических режимов / В. Гельман; под общ. ред. В. Гельман, С. Рыженков, М. Бри. - М.: Издательство «Весь Мир» // « Berliner Debatte Wissenschaftsverlag», 2000. - 376 с.
Кузьминов, Я. И. Институты: От заимствования к выращиванию: Опыт российских реформ и возможное культивирование институциональных изменени / Я. И. Кузьминов, В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Е. Г. Ясин - М.: ГУ- ВШЭ, 2005. - 54 с.
Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. — М.: Смысл, 2003. - 301 с.
Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Д. Норт ; Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги “Начала”/Современная институционально-эволюционная теория, 1997. — 180 с.
Патнэм Р. Чтобы демократия сработала / Р. Патнэм . - М.: "Ad
Marginem", 1996. - 287 с
Семенова, В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Семенова. - М.: Институт социологии РАН, 1998. - 289 с.
Штейнберг. И, Качественные методы. Полевые социологические исследования" / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсоном. - Спб: Алетейя, 2010.- 356 с.
Kusters, H. Social Partnership: Basic Aspects of Labour Relations in Germany / H. Kusters. - Bonn: Friedrich-Ebert-Stiftung // Globale Gewerkschaftspolitik, 2007. - 126 p.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 01.05.99 П92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [Электронный ресурс]. КОДИФИКАЦИЯ РФ. Действующее российское законодательство. - Режим доступа: https://rulaws.ru/laws/Federalnw-zakon-ot-01.05.1999-N-92-FZ/ (дата обращения 08.12.2019).
Регламент Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [Электронный ресурс]. КОДИФИКАЦИЯ РФ. Действующее российское законодательство. - Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Reglament-Rossiyskoy-trehstoronney-komissii-po- regulirovaniyu-sotsialno-trudovyh-otnosheniy/ (дата обращения 08.12.2019).
Статья 6 ТК РФ. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов российской федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [Электронный ресурс]. КОДИФИКАЦИЯ РФ. Действующее российское законодательство. - Режим доступа: https://rulaws.ru/tk/CHAST-PERVAYA/Razdel-I/Glava-1/Statya-6/
(дата обращения 08.12.2019).
Электронные ресурсы
Все о высшем органе социального партнерства. Интервью с Олегом Петровичем Фроловым [Электронный ресурс]. Кадры Предприятия. - Режим доступа: http://www.kapr.ru/articles/2002/8/392.html (дата обращения
08.01.2020).
Выпуск программы «Время» в 21:00 от 20.02.2020 [Электронный ресурс]. ПЕРВЫЙ КАНАЛ - Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2020-02- 20/380842-vypusk programmy vremya v 21 00 ot 20 02 2020 (дата
обращения 20.02.2020).
Дмитрий Медведев принял участие в заседании РТК по регулированию социально-трудовых отношений [Электронный ресурс]. Правительство России - Режим доступа: http://government.ru/news/26533/ (дата обращения 15.01.2020).
Модель, И. М. Социальное партнерство в России [Электронный ресурс] / И.М. Модель // Социологические исследования. - 2000. - с. 42-49. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/254/222/1218/005.MODELx60.pdf
Олимпиева, И.Б. Российские профсоюзы в системе регулирования социально-трудовых отношений: особенности, проблемы и перспективы исследования Российские профсоюзы в системе регулирования социально-трудовых отношений: особенности, проблемы и перспективы исследования [Электронный ресурс] / И.Б. Олимпиева. - М: Московский общественный научный фонд; Центр независимых социологических исследований: Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». 2010. - № 216.- 150 с. - Режим доступа: https://cisr.pro/publications/rossyskie-profsoyuzy-v-sisteme- regulirovaniya-sotsialno-trudovyh-otnosheny-osobennosti-problemy-i-perspektivy- issledovaniya/
Россия немного недорабатывает в трудовой сфере [Электронный ресурс]. Газета Коммерсантъ - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/4003487 (дата обращения 15.04.2020).
Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 20 лет [Электронный ресурс]. Первый Канал - Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2012-03-15/96978-
rossiyskoy trehstoronney komissii po regulirovaniyu sotsialno trudovyh otnosh eniy 20 let (дата обращения 15.01.2020).
Состав представителей Правительства Российской Федерации в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в редакции распоряжения от 14 августа 2019 года №1807-р [Электронный ресурс]. Правительство России - Режим доступа: http://government.ru/info/37672/ (дата обращения 08.01.2020).
Состав профсоюзной стороны РТК. Профсоюзная сторона в Российской Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [Электронный ресурс]. ФНПР - Режим доступа: http: //rtk.fnpr.ru/n/10/7. html (дата обращения 09.01.2020).
Состав членов стороны работодателей РТК [Электронный ресурс]. Российский союз промышленников и предпринимателей - Режим доступа: http://рспп.рф/simplepage/sostav-chlenov-storony-rabotodateley-rtk/ (дата
обращения 09.01.2020).
Травкин, И. Задача профсоюзов - социальное партнерство / И. Травкин // Российская Газета. - 2008. - 26 сентября. - C.4.
11. Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых
отношений отметила 25-летний юбилей [Электронный ресурс]. Политическая партия «Патриоты России» - Режим доступа: https://patriot-
rus.ru/news/glavnyie-novosti/trehstoronnyaya-komissiya-po-regulirovaniyu- socialno-trudovyh-otnoshenij-otmetila-25-letnij -yubilej .html (дата обращения
05.01.2020).
Цысина, Г. А. Институт договора в структуре взаимодействия государства, предпринимателей и профсоюзов [Электронный ресурс] / Г. А. Цысина, Н. Н. Тарасова // Полис Политические исследования. 2005. - 42 с. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Cisina Tarasova.pdf
30 лет ФНПР: хроника событий [Электронный ресурс]. ФНПР. Федерация Независимых профсоюзов России - Режим доступа : http://www.fnpr.ru/n/319/18968.html0 (дата обращения 04.04.2020).
108-я сессия Международной конференции труда [Электронный ресурс]. Правительство России - Режим доступа:
http://government.ru/news/36975/ (дата обращения 27.12.2019).
Social Dialogue and Tripartism [Электронный ресурс]. International Labour Organisation - Режим доступа : https://www.ilo. org/global/topics/dw4sd/themes/s- dialogue-tripartism/lang -ru/index.htm - (дата обращения 15.01.2020).
Статьи
Алексеева, Е. С. Социальное партнерство как фактор социально-экономического развития государства: опыт России и зарубежных стран / Е.
С. Алексеева, А. О. Зубова // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2017. - № 4. - с. 141 - 151.
Михеев, В. А. Российская Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений как институт согласования интересов / В.А. Михеев // Власть. - 2013. - № 4. - с. 44 - 47.
Перегудов, С.П. Трипартистские институты на Западе и в России / С.П. Перегудов // Полис. Политические исследования. - 2007. - № 3 - с.78 - 91.
Петрова, Л. Е. Объединение работодателей: потенциал в социальном партнерстве / Л. Е. Петрова // Экономическая социология. - 2003. - том 4. - № 1. - с. 64 - 81.
Полтерович, В. М. Трансплантация экономических институтов /В.М. Полтерович // Экономическая наука современной России. - 2001. - №. 3 - с. 24
- 50.
Полтерович, В. М. От социального либерализма к философии сотрудничества / В. М. Полтерович // Общественные науки и современность.
- 2015. - № 4. - с. 41 - 64.
Сергеев, А. И. Своеобразие российского трипартизма / А.И. Сергеев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №99. - с. 313-319.
Соломон П. Право в государственном управлении: Отличия России? / П. Соломон // Административные реформы в контексте властных отношений / под ред. А. Олейника и О. Гаман-Голутвиной. - М.: РОССПЭН. - 2008. - с. 125
- 129.
Флигстин, Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений / Нил Флигстин // Экономическая социология. - 2001. - Том 2. - № 4. - с. 28 - 55.
Якимец, В. Н. Межсекторное социальное партнерство в России: общие сведения и лучшие практики / В.Н. Якимец ; под ред. М.Б. Горного // Технологии общественного участия и межсекторного социального партнерства. Методическое пособие. - СПб.: Норма, 2013. - с. 4-12.
Якимец, В. Н. Механизмы и принципы межсекторного социального партнерства как основа развития общественно-государственного управления / В.Н. Якимец // Власть. - 2018. - №4. - с. 15 - 24.
Ebbinghaus, B. Trade unions’ changing role: membership erosion, organisational reform, and social partnership in Europe / Bernhard Ebbinghaus // Industrial Relations Journal // John Wiley & Sons // Blackwell Publishers Ltd. 2002.
- Vol. 33, № 5.- p. 465 - 480.
Hardiman, N. Politics and Social Partnership: Flexible Network Governance / Niamh Hardiman // The Economic and Social Review. - 2006. - Vol. 37. - № 3. - p. 343 - 374.
Olimpieva, I. Evolution of Social Partnership in Russian Industrial Relations System: External Challenges, Internal Contradictions, Mechanism of Institutional Change / I. B. Olimpieva // The Journal of Comparative Economic Studies. - 2016.
- Vol. 11. - p. 45 - 62.
Ost, D. Illusory corporatism in Eastern Europe: Neoliberal Tripartism and Postcommunist Class Identities / David Ost. - Connecticut: UNIV OF CONNECTICUT // SAGE Social Science Collection, 2015. - p. 503 - 530.