ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 10
1.1 Коммуникативные навыки: понятие, развитие в онтогенезе 10
1.2 Характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 23
1.4 Педагогические условия использования инновационных технологий в
развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Анализ уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 52
2.3 Основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического
спектра 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 80
Приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 10
1.1 Коммуникативные навыки: понятие, развитие в онтогенезе 10
1.2 Характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 23
1.4 Педагогические условия использования инновационных технологий в
развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Анализ уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 52
2.3 Основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического
спектра 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 80
Приложения
По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения, один ребенок из 160 детей имеет расстройство аутистического спектра. Данная оценка является усредненной и существенно варьируется в разных исследованиях. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. В связи с этим остро стоит вопрос об обучении, социализации и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
Анализ литературных данных (Е.Р. Баенская, В.Е. Каган, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг , О.С. Никольская) показал, что до сих пор не существует единого подхода к классификации детского аутизма. Анализ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994) показал, что разные типы детского аутизма введены в новую рубрику - «Общие (первазивные) расстройства развития», в которую входят состояния с расстройствами социальной адаптации, нарушениями коммуникации, общего взаимодействия, стереотипными формами поведения. В основу систематики аутизма положен эволюционно-биологический подход с признанием первичности при нем нарушений развития. Другое подразделение аутизма базируется на учете возраста проявлений аутистических расстройств. По этой причине типы аутизма разного происхождения (конституциональный и процессуальный) представлены в одной подрубрике «детский аутизм» без указания на этот факт. Процессуальный аутизм как дефектное состояние введен в одну подрубрику «атипичного аутизма».
По мнению большинства авторов (Е.Р. Баенская, Ф.Волкмар,
Н.С. Жукова, Н.Г. Манелис, О.С. Никольская, L. Kanner, R.L. Koegel и др.), одним из главных нарушений, препятствующих успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, является недостаточное развитие коммуникативных навыков, что может проявляться отсутствием или отставанием разговорной речи, стереотипиями в речи, неспособностью поддержать диалог, отвечать на вопросы и рядом других специфических особенностей.
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Л.Я. Лозован, Т.А. Репина, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова и др. Авторы придерживаются мнения, что процесс развития коммуникативных навыков является основным в социально-коммуникативном развитии ребенка и характеризуют развитие коммуникативных навыков как развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
В настоящее время в отечественной психологии и педагогике нет единой системы диагностики и оценки коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Имеющиеся методики оценивают одну определенную область развития ребенка или небольшую часть навыков. Отсутствие единой комплексной системы оценки затрудняет разработку индивидуальной коррекционно-образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра.
В отечественной практике индивидуальная программа развития коммуникативных навыков ребенка с РАС чаще всего основывается на результатах диагностических процедур, которые специалисты применяют в рамках психолого-педагогического, логопедического, а также
нейропсихологического и патопсихологического обследования. Методы и методики развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра отечественными специалистами, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. В ряде случаев, методики, предложенные авторами (В.М. Башина, С.А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская), направлены на оценку ограниченной группы коммуникативных навыков и в основном внимание уделяется не столько оценке развития коммуникативных навыков, сколько оценки развития речи в целом.
В зарубежной практике для оценки и последующей разработки индивидуальных образовательных программ используют диагностический инструментарий, основанный на методах и стратегиях прикладного анализа поведения (VB-MAPP, PEAK, ABLLS-R, AFLS и др.). Научная эффективность поведенческого подхода к развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра доказана множеством исследований зарубежных и некоторых отечественных авторов.
Актуальность темы определила проблему исследования: какие
направления в системе педагогической коррекции способствуют эффективному развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методическое обеспечение использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: разработка и последующая апробация организационно¬
методического обеспечения развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра будет эффективной, если отбор методов развития коммуникативных навыков будет направлен на преодоление выявленных в ходе диагностики проблем и будет основан на современных инновационных технологиях.
В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
2. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать организационно-методическое обеспечение
использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теоретическая концепция речевой деятельности (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной; исследования М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия. Исследование опирается на представление о расстройствах аутистического спектра как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого является нарушение коммуникативного характера (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической и
психолингвистической литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра;
• эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, анкетирование, беседа, сбор и анализ анамнестических данных;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены специфические особенности и систематизированы уровни развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра; с учетом инновационных зарубежных подходов определены основные сферы развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования заключается в разработке основных направлений коррекционно-педагогической работы с учетом уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, а также в том, что полученные данные могут быть использованы в практической работе педагогов, дефектологов, учителей- логопедов, психологов для разработки индивидуальных коррекционно¬образовательных программ и в дальнейшей исследовательской работе по изучению коммуникативных навыков для дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Организация исследования. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проводилось на базе МДОУ Детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области и Центра раннего вмешательства САВА, п. Дубовое. На констатирующем этапе экспериментальной работы приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом «Детский аутизм». Работа с детьми проводилась с января по май 2017 года.
На первом этапе (сентябрь - декабрь 2017) была проанализирована проблема в психолого-педагогических и психолингвистических исследованиях, определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования.
На втором этапе (январь - май 2017) был проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого выявлены специфические особенности и уровни развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
На третьем этапе (июнь - декабрь 2017) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются нарушения развития речевых и психических процессов, которые, в свою очередь, обуславливают трудности развития коммуникативных навыков.
2. При определении основных направлений и содержания работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра необходимо исходить из уровней развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра представляет собой целенаправленную, организованную деятельность поведенческого аналитика, учителя-логопеда и педагога-психолога, воспитателей, родителей и законных представителей.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на Международной дистанционной конференции «Наука и практика Прикладного анализа поведения: применение АВА подхода для коррекции поведенческих проблем» (Москва, сентябрь 2016г.); в сборнике XIV Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее» (Пенза, февраль 2018г.); в сборнике XVII Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» (Пенза, февраль 2018г.).
Анализ литературных данных (Е.Р. Баенская, В.Е. Каган, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг , О.С. Никольская) показал, что до сих пор не существует единого подхода к классификации детского аутизма. Анализ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994) показал, что разные типы детского аутизма введены в новую рубрику - «Общие (первазивные) расстройства развития», в которую входят состояния с расстройствами социальной адаптации, нарушениями коммуникации, общего взаимодействия, стереотипными формами поведения. В основу систематики аутизма положен эволюционно-биологический подход с признанием первичности при нем нарушений развития. Другое подразделение аутизма базируется на учете возраста проявлений аутистических расстройств. По этой причине типы аутизма разного происхождения (конституциональный и процессуальный) представлены в одной подрубрике «детский аутизм» без указания на этот факт. Процессуальный аутизм как дефектное состояние введен в одну подрубрику «атипичного аутизма».
По мнению большинства авторов (Е.Р. Баенская, Ф.Волкмар,
Н.С. Жукова, Н.Г. Манелис, О.С. Никольская, L. Kanner, R.L. Koegel и др.), одним из главных нарушений, препятствующих успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, является недостаточное развитие коммуникативных навыков, что может проявляться отсутствием или отставанием разговорной речи, стереотипиями в речи, неспособностью поддержать диалог, отвечать на вопросы и рядом других специфических особенностей.
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Л.Я. Лозован, Т.А. Репина, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова и др. Авторы придерживаются мнения, что процесс развития коммуникативных навыков является основным в социально-коммуникативном развитии ребенка и характеризуют развитие коммуникативных навыков как развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
В настоящее время в отечественной психологии и педагогике нет единой системы диагностики и оценки коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Имеющиеся методики оценивают одну определенную область развития ребенка или небольшую часть навыков. Отсутствие единой комплексной системы оценки затрудняет разработку индивидуальной коррекционно-образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра.
В отечественной практике индивидуальная программа развития коммуникативных навыков ребенка с РАС чаще всего основывается на результатах диагностических процедур, которые специалисты применяют в рамках психолого-педагогического, логопедического, а также
нейропсихологического и патопсихологического обследования. Методы и методики развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра отечественными специалистами, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. В ряде случаев, методики, предложенные авторами (В.М. Башина, С.А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская), направлены на оценку ограниченной группы коммуникативных навыков и в основном внимание уделяется не столько оценке развития коммуникативных навыков, сколько оценки развития речи в целом.
В зарубежной практике для оценки и последующей разработки индивидуальных образовательных программ используют диагностический инструментарий, основанный на методах и стратегиях прикладного анализа поведения (VB-MAPP, PEAK, ABLLS-R, AFLS и др.). Научная эффективность поведенческого подхода к развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра доказана множеством исследований зарубежных и некоторых отечественных авторов.
Актуальность темы определила проблему исследования: какие
направления в системе педагогической коррекции способствуют эффективному развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методическое обеспечение использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: разработка и последующая апробация организационно¬
методического обеспечения развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра будет эффективной, если отбор методов развития коммуникативных навыков будет направлен на преодоление выявленных в ходе диагностики проблем и будет основан на современных инновационных технологиях.
В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
2. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать организационно-методическое обеспечение
использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теоретическая концепция речевой деятельности (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной; исследования М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия. Исследование опирается на представление о расстройствах аутистического спектра как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого является нарушение коммуникативного характера (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической и
психолингвистической литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра;
• эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, анкетирование, беседа, сбор и анализ анамнестических данных;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены специфические особенности и систематизированы уровни развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра; с учетом инновационных зарубежных подходов определены основные сферы развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования заключается в разработке основных направлений коррекционно-педагогической работы с учетом уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, а также в том, что полученные данные могут быть использованы в практической работе педагогов, дефектологов, учителей- логопедов, психологов для разработки индивидуальных коррекционно¬образовательных программ и в дальнейшей исследовательской работе по изучению коммуникативных навыков для дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Организация исследования. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проводилось на базе МДОУ Детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области и Центра раннего вмешательства САВА, п. Дубовое. На констатирующем этапе экспериментальной работы приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом «Детский аутизм». Работа с детьми проводилась с января по май 2017 года.
На первом этапе (сентябрь - декабрь 2017) была проанализирована проблема в психолого-педагогических и психолингвистических исследованиях, определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования.
На втором этапе (январь - май 2017) был проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого выявлены специфические особенности и уровни развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
На третьем этапе (июнь - декабрь 2017) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются нарушения развития речевых и психических процессов, которые, в свою очередь, обуславливают трудности развития коммуникативных навыков.
2. При определении основных направлений и содержания работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра необходимо исходить из уровней развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра представляет собой целенаправленную, организованную деятельность поведенческого аналитика, учителя-логопеда и педагога-психолога, воспитателей, родителей и законных представителей.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на Международной дистанционной конференции «Наука и практика Прикладного анализа поведения: применение АВА подхода для коррекции поведенческих проблем» (Москва, сентябрь 2016г.); в сборнике XIV Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее» (Пенза, февраль 2018г.); в сборнике XVII Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» (Пенза, февраль 2018г.).
Среди фундаментальных проблем личности детей с особенностями развития внимание исследователей устойчиво привлекают вопросы развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
На сегодняшний день известно, что трудности в сфере языка и коммуникации являются ключевыми для всех лиц с РАС и играют одну из важнейших ролей в составлении прогноза. Следовательно, они представляют собой одну из первостепенных целей раннего вмешательства.
В отечественной практике индивидуальная программа развития коммуникативных навыков ребенка с расстройствами аутистического спектра чаще всего основывается на результатах диагностических процедур, которые специалисты применяют в рамках дефектологического, логопедического, а также нейропсихологического и патопсихологического обследования. Методы и методики развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра отечественными специалистами, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. В ряде случаев, методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями детей с расстройствами аутистического спектра или направлены на развитие ограниченной группы коммуникативных навыков. Часто внимание уделяется не столько развитию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом.
Опыт работ зарубежных специалистов показывает, что для составления наиболее эффективных индивидуальных программ развития для детей с расстройствами аутистического спектра необходимы данные об уровне развития навыков, в том числе коммуникативных, а также о наличии и особенностях проявления проблемного поведения. Наиболее полно указанные условия удовлетворяются данными, полученными в результате применения диагностической методики оценки базовых речевых и учебных навыков VB- MAPP, ABLLS-R и др., применяемых в прикладном анализе поведения.
Применение стандартизированных тестирований для составления индивидуальных коррекционных программ в сфере Прикладного анализа поведения (ABA) доказало свою эффективность на практике. Применение методов и методик Прикладного анализа поведения наиболее эффективно способствует развитию навыков речи и коммуникации, социального взаимодействия, навыков игры у детей с расстройствами аутистического спектра.
После анализа специальной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра нами было организовано экспериментальное исследование с целью: выявить уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проводилось на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области и Центра раннего вмешательства САВА, п. Дубовое. На констатирующем этапе экспериментальной работы приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом «Детский аутизм». Работа с детьми проводилась с января по май 2017 года.
Для определения уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра мы ориентировались на критерии и показатели развития основных функциональных классов вербального поведения, выделенные в оценке вех развития вербального поведения VB-MAPP Марка Сандберга.
Теоретической основой оценки вех развития вербального поведения является работа Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение» (1957).
Уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра был проанализирован как совокупность качественных и количественных данных о развитии критериев и показателей, полученных на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что основная часть дошкольников с расстройствами аутистического спектра имеет низкий (35%) и критический (30%) уровень развития коммуникативных навыков, и только 20% дошкольников имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков.
На основании полученных результатов были выделены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. В основу реализации данной с работы были положены следующие принципы: онтогенетический, наглядности, системности, развития, опоры на сохранное звено и т.д. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра включает в себя два направления: работа с родителями/законными представителями и деятельность специалистов по развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, предполагаемая гипотеза получила подтверждение.
На сегодняшний день известно, что трудности в сфере языка и коммуникации являются ключевыми для всех лиц с РАС и играют одну из важнейших ролей в составлении прогноза. Следовательно, они представляют собой одну из первостепенных целей раннего вмешательства.
В отечественной практике индивидуальная программа развития коммуникативных навыков ребенка с расстройствами аутистического спектра чаще всего основывается на результатах диагностических процедур, которые специалисты применяют в рамках дефектологического, логопедического, а также нейропсихологического и патопсихологического обследования. Методы и методики развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра отечественными специалистами, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. В ряде случаев, методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями детей с расстройствами аутистического спектра или направлены на развитие ограниченной группы коммуникативных навыков. Часто внимание уделяется не столько развитию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом.
Опыт работ зарубежных специалистов показывает, что для составления наиболее эффективных индивидуальных программ развития для детей с расстройствами аутистического спектра необходимы данные об уровне развития навыков, в том числе коммуникативных, а также о наличии и особенностях проявления проблемного поведения. Наиболее полно указанные условия удовлетворяются данными, полученными в результате применения диагностической методики оценки базовых речевых и учебных навыков VB- MAPP, ABLLS-R и др., применяемых в прикладном анализе поведения.
Применение стандартизированных тестирований для составления индивидуальных коррекционных программ в сфере Прикладного анализа поведения (ABA) доказало свою эффективность на практике. Применение методов и методик Прикладного анализа поведения наиболее эффективно способствует развитию навыков речи и коммуникации, социального взаимодействия, навыков игры у детей с расстройствами аутистического спектра.
После анализа специальной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра нами было организовано экспериментальное исследование с целью: выявить уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проводилось на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области и Центра раннего вмешательства САВА, п. Дубовое. На констатирующем этапе экспериментальной работы приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом «Детский аутизм». Работа с детьми проводилась с января по май 2017 года.
Для определения уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра мы ориентировались на критерии и показатели развития основных функциональных классов вербального поведения, выделенные в оценке вех развития вербального поведения VB-MAPP Марка Сандберга.
Теоретической основой оценки вех развития вербального поведения является работа Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение» (1957).
Уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра был проанализирован как совокупность качественных и количественных данных о развитии критериев и показателей, полученных на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что основная часть дошкольников с расстройствами аутистического спектра имеет низкий (35%) и критический (30%) уровень развития коммуникативных навыков, и только 20% дошкольников имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков.
На основании полученных результатов были выделены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. В основу реализации данной с работы были положены следующие принципы: онтогенетический, наглядности, системности, развития, опоры на сохранное звено и т.д. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра включает в себя два направления: работа с родителями/законными представителями и деятельность специалистов по развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, предполагаемая гипотеза получила подтверждение.



