Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Работа №70956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 10
1.1 Коммуникативные навыки: понятие, развитие в онтогенезе 10
1.2 Характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 18
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 23
1.4 Педагогические условия использования инновационных технологий в
развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Анализ уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с
расстройствами аутистического спектра 52
2.3 Основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического
спектра 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 80
Приложения

По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения, один ребенок из 160 детей имеет расстройство аутистического спектра. Данная оценка является усредненной и существенно варьируется в разных исследованиях. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. В связи с этим остро стоит вопрос об обучении, социализации и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
Анализ литературных данных (Е.Р. Баенская, В.Е. Каган, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг , О.С. Никольская) показал, что до сих пор не существует единого подхода к классификации детского аутизма. Анализ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994) показал, что разные типы детского аутизма введены в новую рубрику - «Общие (первазивные) расстройства развития», в которую входят состояния с расстройствами социальной адаптации, нарушениями коммуникации, общего взаимодействия, стереотипными формами поведения. В основу систематики аутизма положен эволюционно-биологический подход с признанием первичности при нем нарушений развития. Другое подразделение аутизма базируется на учете возраста проявлений аутистических расстройств. По этой причине типы аутизма разного происхождения (конституциональный и процессуальный) представлены в одной подрубрике «детский аутизм» без указания на этот факт. Процессуальный аутизм как дефектное состояние введен в одну подрубрику «атипичного аутизма».
По мнению большинства авторов (Е.Р. Баенская, Ф.Волкмар,
Н.С. Жукова, Н.Г. Манелис, О.С. Никольская, L. Kanner, R.L. Koegel и др.), одним из главных нарушений, препятствующих успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, является недостаточное развитие коммуникативных навыков, что может проявляться отсутствием или отставанием разговорной речи, стереотипиями в речи, неспособностью поддержать диалог, отвечать на вопросы и рядом других специфических особенностей.
Проблемой общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Л.Я. Лозован, Т.А. Репина, Е.Г. Савина, Е.О. Смирнова и др. Авторы придерживаются мнения, что процесс развития коммуникативных навыков является основным в социально-коммуникативном развитии ребенка и характеризуют развитие коммуникативных навыков как развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
В настоящее время в отечественной психологии и педагогике нет единой системы диагностики и оценки коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Имеющиеся методики оценивают одну определенную область развития ребенка или небольшую часть навыков. Отсутствие единой комплексной системы оценки затрудняет разработку индивидуальной коррекционно-образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра.
В отечественной практике индивидуальная программа развития коммуникативных навыков ребенка с РАС чаще всего основывается на результатах диагностических процедур, которые специалисты применяют в рамках психолого-педагогического, логопедического, а также
нейропсихологического и патопсихологического обследования. Методы и методики развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра отечественными специалистами, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. В ряде случаев, методики, предложенные авторами (В.М. Башина, С.А. Морозов, С.С. Морозова, О.С. Никольская), направлены на оценку ограниченной группы коммуникативных навыков и в основном внимание уделяется не столько оценке развития коммуникативных навыков, сколько оценки развития речи в целом.
В зарубежной практике для оценки и последующей разработки индивидуальных образовательных программ используют диагностический инструментарий, основанный на методах и стратегиях прикладного анализа поведения (VB-MAPP, PEAK, ABLLS-R, AFLS и др.). Научная эффективность поведенческого подхода к развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра доказана множеством исследований зарубежных и некоторых отечественных авторов.
Актуальность темы определила проблему исследования: какие
направления в системе педагогической коррекции способствуют эффективному развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методическое обеспечение использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования - организационно-методическое обеспечение использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: разработка и последующая апробация организационно¬
методического обеспечения развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра будет эффективной, если отбор методов развития коммуникативных навыков будет направлен на преодоление выявленных в ходе диагностики проблем и будет основан на современных инновационных технологиях.
В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
2. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать организационно-методическое обеспечение
использования инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; теоретическая концепция речевой деятельности (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей Р.Е. Левиной; исследования М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные навыки рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия. Исследование опирается на представление о расстройствах аутистического спектра как искаженном типе психического развития, главным проявлением которого является нарушение коммуникативного характера (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической и
психолингвистической литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра;
• эмпирические методы: педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, анкетирование, беседа, сбор и анализ анамнестических данных;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены специфические особенности и систематизированы уровни развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра; с учетом инновационных зарубежных подходов определены основные сферы развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Практическая значимость исследования заключается в разработке основных направлений коррекционно-педагогической работы с учетом уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, а также в том, что полученные данные могут быть использованы в практической работе педагогов, дефектологов, учителей- логопедов, психологов для разработки индивидуальных коррекционно¬образовательных программ и в дальнейшей исследовательской работе по изучению коммуникативных навыков для дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Организация исследования. Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проводилось на базе МДОУ Детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области и Центра раннего вмешательства САВА, п. Дубовое. На констатирующем этапе экспериментальной работы приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом «Детский аутизм». Работа с детьми проводилась с января по май 2017 года.
На первом этапе (сентябрь - декабрь 2017) была проанализирована проблема в психолого-педагогических и психолингвистических исследованиях, определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования.
На втором этапе (январь - май 2017) был проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого выявлены специфические особенности и уровни развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
На третьем этапе (июнь - декабрь 2017) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются нарушения развития речевых и психических процессов, которые, в свою очередь, обуславливают трудности развития коммуникативных навыков.
2. При определении основных направлений и содержания работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра необходимо исходить из уровней развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
3. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра представляет собой целенаправленную, организованную деятельность поведенческого аналитика, учителя-логопеда и педагога-психолога, воспитателей, родителей и законных представителей.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на Международной дистанционной конференции «Наука и практика Прикладного анализа поведения: применение АВА подхода для коррекции поведенческих проблем» (Москва, сентябрь 2016г.); в сборнике XIV Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее» (Пенза, февраль 2018г.); в сборнике XVII Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations» (Пенза, февраль 2018г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди фундаментальных проблем личности детей с особенностями развития внимание исследователей устойчиво привлекают вопросы развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
На сегодняшний день известно, что трудности в сфере языка и коммуникации являются ключевыми для всех лиц с РАС и играют одну из важнейших ролей в составлении прогноза. Следовательно, они представляют собой одну из первостепенных целей раннего вмешательства.
В отечественной практике индивидуальная программа развития коммуникативных навыков ребенка с расстройствами аутистического спектра чаще всего основывается на результатах диагностических процедур, которые специалисты применяют в рамках дефектологического, логопедического, а также нейропсихологического и патопсихологического обследования. Методы и методики развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра отечественными специалистами, чаще всего, описываются неполно, фрагментарно. В ряде случаев, методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями детей с расстройствами аутистического спектра или направлены на развитие ограниченной группы коммуникативных навыков. Часто внимание уделяется не столько развитию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом.
Опыт работ зарубежных специалистов показывает, что для составления наиболее эффективных индивидуальных программ развития для детей с расстройствами аутистического спектра необходимы данные об уровне развития навыков, в том числе коммуникативных, а также о наличии и особенностях проявления проблемного поведения. Наиболее полно указанные условия удовлетворяются данными, полученными в результате применения диагностической методики оценки базовых речевых и учебных навыков VB- MAPP, ABLLS-R и др., применяемых в прикладном анализе поведения.
Применение стандартизированных тестирований для составления индивидуальных коррекционных программ в сфере Прикладного анализа поведения (ABA) доказало свою эффективность на практике. Применение методов и методик Прикладного анализа поведения наиболее эффективно способствует развитию навыков речи и коммуникации, социального взаимодействия, навыков игры у детей с расстройствами аутистического спектра.
После анализа специальной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра нами было организовано экспериментальное исследование с целью: выявить уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проводилось на базе МДОУ детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое Белгородского района Белгородской области и Центра раннего вмешательства САВА, п. Дубовое. На констатирующем этапе экспериментальной работы приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом «Детский аутизм». Работа с детьми проводилась с января по май 2017 года.
Для определения уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра мы ориентировались на критерии и показатели развития основных функциональных классов вербального поведения, выделенные в оценке вех развития вербального поведения VB-MAPP Марка Сандберга.
Теоретической основой оценки вех развития вербального поведения является работа Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение» (1957).
Уровень развития коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра был проанализирован как совокупность качественных и количественных данных о развитии критериев и показателей, полученных на констатирующем этапе экспериментальной работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что основная часть дошкольников с расстройствами аутистического спектра имеет низкий (35%) и критический (30%) уровень развития коммуникативных навыков, и только 20% дошкольников имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков.
На основании полученных результатов были выделены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. В основу реализации данной с работы были положены следующие принципы: онтогенетический, наглядности, системности, развития, опоры на сохранное звено и т.д. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра включает в себя два направления: работа с родителями/законными представителями и деятельность специалистов по развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, предполагаемая гипотеза получила подтверждение.



1. Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения. Учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов - М.: Оперант, 2015
2. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход -
Екатеринбург, Рама Паблишинг, 2014
3. Башина В. М. Аутизм в детстве / Медицина, М., 1999.
4. Башина В.М. Ранний детский аутизм / Альманах «Исцеление». М.,
1993.Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам / Новые исследования в психологии, №2., 1978.
5. Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения / Основы социально-психологической теории. М., 1995.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
8. Бонди Э., Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS - Теревинф, 2011.
9. Волкмар Ф., Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей, при содействии фонда «Выход», М., 2014
10. Выготский Л.С..Мышление и речь. / Изд. 5, испр. - Издательство Лабиринт, М., 1999. - 352 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии Текст. : в 6 т. // Собр. соч., М.: Педагогика, 1983 - т.4. - с. 243 - 385
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996. №6. - С, 62 - 76.
13. Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под редакцией Лисиной М.И.,М.1980
14. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей / Общение и речь. М.1985
15. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Эксмо, М., 2015.
16. Каган В.Е. Аутизм у детей Текст. / В.Е. Каган Л., Медицина, 1981.- 190 с.
17. Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии. "F84.1" Атипичный аутизм
18. Корницкая, С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым / С.В. Корницкая. Вопросы психологии : девятнадцатый год издания / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. - 1973. - №4 июль-август 1973. - с. 65-71.
19. Купер Д.О., Херон Т.И., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения - М.: Практика, 2016
20. Лебединская К.С., Никольская О.С. Клинико-психологическая классификация / Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
21. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Работа по развитию речи / Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвешение, 1989.
22. Лебединский В.В. Искаженное психическое развитие. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.
23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики, уч. М., 1997. 287 с.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.
25. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
26. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети: введение в прикладной анализ поведения - Издательство Бахрах-М, 2014.
27. Морозова Т.И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. // Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Под ред. С.А. Морозова. - М., 2001. - С. 102 - 131.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд., - М., 1999. - 456 с.
29. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста / Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973.
30. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей / Дефектология. — 1995. — № 1.
31. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. - М.: Теревинф, 2007. - 288 с.
32. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. - Изд.3-е. - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.
33. Парыгин Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. — СПб: изд. Михайлова, 1999. — 301 с.
34. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. - М.: Владос, 2002. - 240 с.
35. Роджерс С., Доусон Дж., Висмара Л.А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом - Екатеринбург, Рама Паблишинг, 2016
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1946.
37. Рузская,А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / Рузская,А.Г. // Психология дошкольника: Хрестоматия, М.,2000 - с.5-19
38. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Часть 2: психотерапия детского аутизма
39. Манелис Н.Г. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г.Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра /Манелис Н.Г., Хаустов А.В., // Аутизм и нарушения развития. №2 (47). 2015, С. 8 - 16.
40. Сандберг М. VB-MAPP, Программа оценки вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства, Руководство и Протокол - Медиал, 2013.
41. Семенович М.Л. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков /Семенович М.Л., Манелис Н.Г. // Аутизм и нарушения развития. №3 (48). 2015, С. 3 - 10.
42. Траутман Э., Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов - Оперант, М., 2015.
43. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотера- пия. - СПб.: Питер. - 2002.
44. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навы- ков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. - 2004. - №4. - С. 69 - 74.
45. Хаустов А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. - 2005. - №5¬6 (16,17). - С. 9-15.
46. Хаустов А.В. Практические рекомендации по форми- рованию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Учебно-методическое пособие. - М.: Российский университет дружбы народов. - 2007. - 36с.
47. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. - М.: РОО «Образование и здоровье». - 2008. - С. 208 - 235.
48. Хаустов А. В.. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом : Дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.03/ А. В. Хаустов, М., 2005.
49. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
50. Akshoomoff N., Corsello C., Schmidt H. The Role of the Autism Diagnostic Observation Schedule ADOS in the Assessment of Autism Spectrum Disorders in School and Community Settings / The California School Psychologist, 2006. Vol. 11. - P. 7-19
51. Baron-Cohen S., Allen J., Gillberg C. Can autism be detected at 18 months? The Needle. The Haystack, and the CHAT / British Journal of Developmental Psychology, 1992. - Vol. 161. - Р. 839-843.
52. Eriksson A.S., de Chateau P. Brief report: a girl two years and seven months with autistic disorder videotaped form bitrh / Journal of Autism and Development Disorders, 1992. - Vol. 22. - Р. 127-129.
53. Fay W.H., Schuler A.L. Emerging language in autistic children. - Baltimor: University park press, 1980.
54. Kanner L., Autistic disturbances of affective contact / Nervous Child 2, 1943.
55. Koegel L.K., Koegel R.L. Motivating communication in children with autism / Learning and cognition in autism / E. Schopler, G.B. Mesibov (Eds.). - New York: Plenum press, 1995. - Р. 73-87.
56. Koegel R.L., O’Dell M.C., Dunlap G. Producing speech use in nonverbal autistic children by reinforcing attempts / Journal of autism and developmental disorders, 1988. - Vol. 18. - Р. 525-538
57. Lord C., Rutter M., Le Couteur, A. Autism diagnostic interview-revised: A revised version of a diagnostic interview for caregivers of individuals with possible pervasive developmental disorders / Journal of Autism and Developmental Disorders, 1992. Vol. 24. - P. 659-685.
58. Lovaas O.I. A program for the establishment of speech in psychotic children / Early childhood autism / J.K. Wing (Ed.). - Oxford: Permagon press, 1966. - Р. 115-144
59. Lovaas O.I., Simmons J.Q., Koegel R.L., Stevens-Long J. Some generalization and follow-up measures on autistic children in behavior therapy / Journal of applied behavior analysis, 1973. - Vol. 6. - Р. 13
60. Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching language to children with autism or other developmental disabilities - AVB Press, Concord, CA, 1998


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ