ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕССЕНДЖЕРОВ КАК СРЕДСТВА PR-КОММУНИКАЦИИ 6
Этапы становления мессенджер-коммуникации 6
Мессенджеры как средство коммуникации: определение, функции, характеристика…
Предпосылки использования мессенджеров в PR- целях 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА PR-КОММУНИКАЦИИ В МЕССЕНДЖЕРЕ TELEGRAM 19
Способы мониторинга каналов в мессенджере Telegram 19
Работа с аудиторией канала в мессенджере Telegram 21
Создание и поддержка корпоративного канала в Telegram 24
Анализ русскоязычных корпоративных каналов в мессенджере Telegram 27
Состояние и тенденции развития русскоязычных корпоративных каналов мессенджера Telegram в Рунете 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В эпоху стремительного развития социальных медиа непрерывное формирование глобальных процессов и создание новых форм социальной интеграции является обыденной картиной дня. Возможность формирования собственного контента и обмена информацией различного характера в режиме реального времени позволила социальным медиа стать неотъемлемой частью жизни человека, приобретая новые виды и формы.
Влияние сети Интернет на различные аспекты социального взаимодействия на сегодняшний день неоспоримо. Возможности мобильных приложений позволяют интернет-пользователям потреблять и передавать большой объем информации в режиме реального времени при помощи своих смартфонов. Тенденции, формирующиеся в рамках широкого распространения информационных технологий, говорят об актуальных сегодня мобильных приложениях – мессенджерах.
Мессенджеры – это новый способ коммуницирования между людьми, вне зависимости от географических особенностей, посредством обмена мгновенными сообщениями. В условиях развития Интернета как публичного пространства с возможностью доступа к различной персональной информации у пользователей возникает потребность в осознанном потреблении и приватном взаимодействии. Потому и растет актуальность среди приложений, предоставляемых подобные возможности. [Амзин 2016: http://]
Пресыщение большим потоком информации, получаемой в сети Интернет и, в частности, в социальных сетях, приводит к переходу большого количества пользователей к мессенджерам, диктуя для медиа новые тенденции и правила. Системы обмена мгновенными сообщениями в силу отсутствия персонализированной ленты позволяют своим пользователям более тщательно отбирать каналы получения информации. И такая осознанность пользователей имеет большое значение и для связей с общественностью, поскольку усложняются системы и появляются новые схемы для распространения информации PR-специалистами посредством социальных медиа. Для более личного взаимодействия с аудиторией и использования нового канала коммуникации среди компаний и организаций возрастает интерес к мессенджерам. Изучение мессенджеров как канала коммуникации в связях с общественностью на примере Telegram, одного из самых популярных мессенджеров, позволит определить их возможности и эффективность для PR-коммуникации. Именно этим обусловлена актуальность данной работы.
Объектом данного исследования является мессенджер Telegram, его функциональные особенности.
Предметом исследования является уникальность мессенджера Telegram как канала коммуникации в связях с общественностью.
Цель исследования – выявить отличия мессенджеров и определить их особенности как канала коммуникации в сфере PR-коммуникаций на примере мессенджера Telegram. Данная цель предопределила постановку решения следующих задач:
1. описать этапы становления коммуникации при помощи мессенджеров;
2. выявить основные определения, функции и характеристику мессенджеров как средства коммуникации;
3. изучить предпосылки использования мессенджеров в PR-целях;
4. изучить способы мониторинга публичных каналов в мессенджере Telegram;
5. изучить возможность создание и поддержки корпоративного канала в мессенджере Telegram;
6. определить возможность работы с аудиторией публичных каналов мессенджера Telegram;
7. проанализировать русскоязычные публичные корпоративные каналы мессенджера Telegram.
Эмпирическую базу составили личные наблюдения, публикации корпоративных публичных каналов мессенджера Telegram разной направленности: государственные организации, коммерческие коммуникации и представители СМИ. В данной работе для анализа были взяты публикации публичных каналов 10 организаций и представителей СМИ. Количество публикаций с каждого канала – 50 (до 13 апреля 2018 года).
Теоретическую базу составили труды ученых в следующих областях науки:
- теории и практики PR-деятельности: Л. Г. Безумова, Ф. Ю. Вирин, Г. П. Бакулев и др.;
- теоретических аспектов изучения мессенджер-коммуникации: Т. Клименко, Манукова Е.Ю., Д. В. Соколова и др.;
При написании данной работы были изучены и использованы специальные исследования следующих авторов: Д. В. Соколова «Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram» (2017), А. Ф. Иванько «Кибер- коммуникации. Особенности мессенджера Telegram» (2017), П. В. Колозариди, «Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики» (2016), агентство мобильного маркетинга «Go Mobile» «Исследование мессенджеров» (2017) и др.
Методологическую базу составили общенаучные методы (анализ, синтез, индукции). В работе также используется метод научного описания, построенный на приемах сбора информации, наблюдения, обобщения, сопоставления и классификации эмпирического материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Мессенджер – это средство обмена мгновенными сообщениями работающее посредством мобильных приложений. Такая коммуникация вытесняет ставшей повсеместной и доступной коммуникации в социальных сетях. Последние формирующиеся тенденции демонстрируют, где желанием пользователей становится переход на более закрытые, персонализированные платформы, уходя от публичности социальных сетей, а создание более личной связи человека (пользователя) с брендом компании становится востребованным среди организаций.
Обладая характерными для новых медиа чертами, как, к примеру, установленные по умолчанию push-уведомления, привязка мобильного номера к мессенджеру и простого взаимодействия при помощи различных инструментов также влияет на использование мессенджеров для пользователя.
Мессенджеры позволяют сегодня выстраивать не только модели взаимодействия пользователей друг с другом, но и модели общения потребителя с брендом, налаживание PR-коммуникации с потребителем. Это открывает новые перспективы для работы PR-специалиста. Использование основных инструментов мессенджер-коммуникации позволяет компаниям стать частью жизни их потребителя.
В ходе проведённого нами исследовании было выявлено, что мессенджеры, в частности, каналы, являются успешным каналом коммуникации в PR-деятельности. На основе проведенного нами контент- анализа нами было выявлено, что на цели организации и коммуникативные стратегии, реализуемые посредством мессенджера, влияет сфера деятельности компании.
Так, представители СМИ используют свои каналы в качестве дистрибуции новостного контента, потому публикации, при разнообразии форм, в основном, отражают работу корпоративных сайтов этих СМИ. В отношении функционирования каналов государственных учреждений и муниципалитета можно сказать, что здесь публикации, в силу специфики деятельности авторов каналов, носят «отчётный» характер. Однако, при столь узконаправленной деятельности, публикации содержат фотоматериалы, видеоконтент, оригинальные инфографики, дополняющиеся и отражающие публикации.
Однако, самым удачным примером использованием канала в качестве средства PR-коммуникации являются коммерческие организации. С правильным медиапланированием и наличием разнородного материала становится уместным внедрение рекламных и партнёрских публикации при использовании основных инструментов продвижения. Посредством публикаций у автора с аудиторией создается живой диалог, где с ним общаются на равных, что весьма важно для развития бизнеса в сфере обслуживания.
В ближайшее время интерес к мессенджер-коммуникации будет только возрастать. Остаётся лишь вопросом времени, когда именно мессенджеры станут коммерцианализированными. Для PR-специалистов выстраивание коммуникации посредством мессенджера – это ещё одна возможность общения со своими пользователями, клиентами. При успешном медиапланировании корпоративные каналы в мессенджере – это полноценный инструмент продвижения для PR-специалистов.
1. Авасенян Н. Л., Telegram как пример мессенджера: возможности и перспективы развития [Электронный ресурс] / Авасенян Н. Л. // Научный потенциал XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 2017 – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29653726_24140450.pdf (Дата обращения: 23.03.2018)
2. Амзин, А., Аdindex.ru [Электронный ресурс] / А. Амзин // Научный доклад. – MediaMakers Trend Report 2016-2020.Режим доступа: http://mediamakers.ru/upload/specials/mediamakers/MediaMakersTrendsReport.p df – (Дата обращения: 20.11.2017)
3. Аудитория интернета в России сентябрь 2017 - февраль 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.runet- id.com/2017/rif/presentations/19apr.rif17-1.0--tagiev.pdf – (Дата обращения: 19.01.2018)
4. Безумова, Л. Г. Основы PR технологий: курс лекций. [Текст] / А. Амзин // – М.: Издательство Санкт-Петербург, 2005. – 149 с.
5. Вебер, Л., Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. [Электронный ресурс] / Л. Вебер // Издательство «Манн, Иванов и Фебер»: Москва – 2010 г. Режим доступа:
https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=edIgXxKqp5MC&oi=fnd&pg=PA1 1&dq=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D
0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5% D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82+%D1%81%D0%BC%D0%B8&ots=LuUE
PJaqjV&sig=geFWqFD2ei2dGV2sgWwhtjV0ioU&redir_esc=y#v=onepage&q=% D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D 0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80
%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D1%81%D0%BC%D0%B8&f=false – (Дата
обращения: 24.11.17)
6. Вирин Ф.Ю. Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов [Текст] / Ф.Ю. Вирин. - М.: Эксмо, 2010. - 130 с.
7. Воронкин, А.С., Социальные сети: эволюция, структура, анализ. [Электронный ресурс] / А. С. Воронкин // Образовательные технологии и общество - 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/telegram-kak- novaya-sreda-kommunikatsii-v-smi-i-sotssetyah – (Дата обращения: 21.11.17)
8. Вьюгина, Д. М., Цифровые стратегии медиабизнеса в условиях изменяющегося медиапотребления [Электронный ресурс] / Д. М. Вьюгина // Медиаскоп. – 2016. – Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2233 – (Дата обращения: 30.11.17)
9. Гамбарова, Е. А., Проблемы и перспективы применения социальных медиа и мессенджеров в расследовании преступлений [Электронный ресурс]/ Е. А. Гамбарова // Юридический вестник Самарского университета. – 2016. – Т. 2 №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-i-perspektivy- primeneniya-sotsialnyh-media-i-messendzherov-v-rassledovanii-prestupleniy – (Дата обращения: 2.12.2017)
10. Гатулин Р. Р., Колупаева Д. А., Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе [Электронный ресурс]/ Гатулин Р. Р., Колупаева Д. А. // Санкт-Петербургский образовательный вестник – 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-messendzhera-telegram-dlya- realizatsii-tehnologii-elektronnogo-obucheniya-v-vuze (Дата обращения: 23.02.2018)
11. Головко А. С., Мессенджеры как инструмент Relationship marketing в продвижении спортивного клуба [Электронный ресурс] / Головко А. С. // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30013539_27305886.pdf – (Дата обращения: 20.01.2018).
12. Душкина М.Р., PR и продвижение маркетинга: коммуникации и воздействие, технологии и психология//учебное пособие / М. Р. Душкина. [Текст] - СПб.: Издательский дом Питер, 2010. – 24 с.
13. Евдокимов Н., Примеры использования чат-ботов в бизнесе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/25197-business-bot - (Дата обращения: 29.03.2018)
14. Егорова Е. С., Капезина Т.Т., Современные инструменты интернет- рекламы и PR для государственных структур и бизнеса [Электронный ресурс]
/ Егорова К. С., Капезина Т. Т. // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». – 2017 – №3 (19) – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-instrumenty-internet-reklamy-i-rr- dlya-gosudarstvennyh-struktur-i-biznesa – (Дата обращения: 27.02.2018)
15. Елкина, В., Основатель WhatsApp рассказал, как мессенджер набрал 1,3 млрд пользователей мессенджер [Электронный ресурс] / В. Елкина //. Режим доступа: https://rb.ru/story/whatsapp-success/ – (Дата обращения: 26.11.17)
16. Епишкин И. И., Telegram-каналы: причины запуска проектов и инструменты продвижения [Текст] / Епишкин И. И. // МедиаАльманах. – 2017
– №3 – / М: Центр содействия развития региональных факультетов журналистики «Партнёрство факультетов журналистики», 2017 – 30-35 с.
17. Иванов А. Д., Чат-боты в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей [Электронный ресурс] / Иванов А. Д. // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/chat-bot-v-telegram-i-vkontakte-kak-novyy-kanal- rasprostraneniya-novostey – (Дата обращения: 26.01.18)
18. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Гомзелева К., Блоги в системе сетевых коммуникаций [Электронный ресурс] / Иванько А. Ф., Иванько М. А., Гомзелева К. // Символ науки. – 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/blogi-v-sisteme-setevyh-kommunikatsiy (Дата обращения: 5.03.2018)
19. Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relations. [Текст] / Игнатьев Д., Бекетов А. // – М.: Альпина Паблишер, 2004. – 17 с.
20. Исследование рынка мессенджеров агентства мобильного маркетинга Go Mobile 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gomobile.ru/promo/gomobile_messengers_study.pdf – (Дата обращения: 19.02.2018)
21. Кетова, Н. П., Реклама в социальных сетях: особенности, функциональные возможности, инструменты продвижения [Текст] // Н. П. Кетова // Экономические науки. Экономика и управление - № 5 (78) - г. Ростов-на-Дону, 2011. – 256-260 с.
22. Клименко, Т., Мессенджеры как инструмент развития бизнеса [Электронный ресурс] / Т. Клименко//. Режим доступа: https://www.intecmedia.ru/posts/2017/05/1-messendzhery-kak-instrument- razvitiya-biznesa/ – (Дата обращения: 01.12.17)
23. Колозариди, П. В., Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики преступлений [Электронный ресурс] / П. В. Колозариди, А. В. Ильин // Шаги. Социология. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/messendzhery-v-gorodskoy-srede-gibridnye- formy-i-novye-praktiki-1 – (Дата обращения: 01.12.2017).
24. Коломыченко, М., VEON на связи: зачем сотовому оператору свой мессенджер [Электронный ресурс] / М. Коломыченко //. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/07/2017/596f7ca19a7947365aa960 b8 – (Дата обращения: 23.11.17)
25. Коноплёв Д. Е., Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях [Электронный ресурс] / Коноплёв Д. Е. // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2017. – №4 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/telegram-kak-novaya-sreda-kommunikatsii-v-smi- i-sotssetyah – (Дата обращения: 20.02.2018)
26. Козлов А. А., Батищев А. В., Телеграм-боты как простой и удобный способ получения информации / Козлов А. А., Батищев А. В. // Территория
науки. – 2017 – №5 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/telegram- bot-kak-prostoy-i-udobnyy-sposob-polucheniya-informatsii – (Дата обращения: 23.02.2018)
27. Лобзов А. В., Использование мессенджеров для оптимизации затрат некоммерческой организации [Текст]/ Лобзов А. В. // Менеджмент сегодня. – М.: Издательский дом «Гребенников», 2018 – №1. – 52-59 с.
28. Макаров В. В., Сторожева Е. Н., Преимущества и перспективы развития мессенджеров в РФ [Текст] / Макаров В. В., Сторожева Е. Н. // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей Междунар. науч.-практ конф. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2017 – 120-124 с.
29. Маликова В. Н., Перевощикова Е. Н., Использование программы Telegram как средства мобильного обучения [Текст]/ Маликова В. Н., Перевощикова Е. Н. // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. –Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2017 – 75-78 с.
30. Малявин В. В., Мессенджеры как актуальный канал маркетингового продвижения [Текст] / Малявин В. В. // Молодой ученый. – Изд-во: ООО
«Издательство Молодой ученый», 2018 – №10 (196). – 104-106 с.
31. Мелкоступова В. В., Процесс коммуникации в организациях: современные корпоративные мессенджеры Telegram [Электронный ресурс] / Мелкоступова В. В. // Медиаскоп. – 2017 – №3 – Режим доступа: http://mediascope.ru/22380 – (Дата обращения: 15.02.2018)
32. Мессенджеры в России: цифры и тренды, весна 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.br-analytics.ru/messendzhery-vesna-2017/ (Дата обращения: 24.11.17).
33. Обухова Ю. О., Елисеева Л. И., Танова А. Г., Новые технологии коммуникации в восприятии современного человека [Электронный ресурс] / Обухова Ю. О., Елисеева Л. И., Танова А. Г. // Социология. Теория и практика общественного развития. – 2017 – №3 – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/novye-tehnologii-kommunikatsii-v-vospriyatii- sovremennogo-cheloveka – (Дата обращения: 13.02.2018)
34. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Интернет в России 2016 [Текст] / – М.: Издательство «Перо», 2016 – 41-45 с.
35. Павлиоти Г., Сервисы для аналитики телеграм-каналов [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://vc.ru/28969-servisy- dlya-analitiki-telegram-kanalov (Дата обращения: 25.03.2018)
36. Подоляк М., Список инструментов интернет маркетинга в 2008 году. Комплексный интернет-маркетинг [Электронный ресурс] / Подоляк М. // Интернет-маркетинг. Блог Марии Подоляк. – Режим доступа: http://www.marysam.com/internet-marketing-tools – (Дата обращения: 22.02.2018)
37. Соколова Д. В., Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram [Электронный ресурс] / Соколова Д. В. // Медиаскоп. – 2017 – №4 – Режим доступа: http://mediascope.ru/2380 (Дата обращения: 20.02.2018)
38. Суханова А. Ш., Актуальные предпочтения в интернет-практиках молодёжи (на основе анализа популярных приложений для мобильных поатформ) [Электронный ресурс] / Суханова А. Ш. // Общество: социология, психология, педагогика.–2017–Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-predpochteniya-v-internet-praktikah- molodezhi-na-osnove-analiza-populyarnyh-prilozheniy-dlya-mobilnyh-platform (Дата обращения: 17.04.2018)
39. Фольц А. О. Каналы и боты российских СМИ в Telegram: новая платформа, старые проблемы / Фольц А. О. // Медиа в современном мире. Материалы 56-го международного форума (13–14 апреля 2017 года) [Текст]/ – Т. 2 из Век информации. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург, 2017 – 35-37 с.
40. Черненко Е., Опубликовано решение суда о блокировке Telegram [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/online/news/3083436/
– (Дата обращения: 17.04.2018)
41. Чумиков, А., Бочаров. М. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web
3.0. - [Электронный ресурс]. / Чумиков А., Бочаров М. // – Режим доступа: http://modernlib.ru/books/mihail_bocharov/pr_v_internete_web_10_web_20_web_ 30/read – (Дата обращения: 17.04.2018)
42. Эйдман И. В., Прорыв в будущее: Социология Интернет -революции.
/ Эйдман И. В. // [Текст] – М.: ОГИ, 2007. – 14 с.
43. Шаронин П. Н., Козлова Е. В, Роль мессенджеров в современном медиапространстве / Шаронин П. Н., Козлова Е. В // Медиаэкономика 21 века.
— Москва: Изд-во ИП Шаронин Павел Николаевич. – 2017. – № 2. – 12-15 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Официальный сайт мессенджера Telegram. – Режим доступа: https://tlgrm.ru (Дата обращения: 20.03.2018).
2. Официальный сайт мессенджера Viber. – Режим доступа: https://www.viber.com/ru (Дата обращения: 21.03.2018).
3. Официальный канал министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/mtdiMo (Дата обращения: 12.04.2018).
4. Официальный канал НИУ «БелГУ» в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/bsuedu (Дата обращения: 12.04.2018).
5. Официальный канал МИД России в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/MID_Russia (Дата обращения: 12.04.2018).
6. Официальный канал МИД России в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/MID_Russia (Дата обращения: 12.04.2018).
7. Официальный канал СМИ BBC News-Русская служба в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/bbcrussian (Дата обращения: 12.04.2018).
8. Официальный канал сетевого СМИ Meduza в мессенджере Telegram.
– Режим доступа: https://t.me/meduzalive (Дата обращения: 12.04.2018).
9. Официальный канал мобильного оператора «Билайн» в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/beelinenow (Дата обращения: 12.04.2018).
10. Официальный канал коммуникационного агентства «Setters» в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/setters (Дата обращения: 12.04.2018).
11. Официальный канал СМИ «Сноб.» в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/snobru (Дата обращения: 12.04.2018).
12. Официальный канал поисковой системы «Яндекс» в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/yandex (Дата обращения: 12.04.2018).
13. Официальный канал издания «Esquire» в мессенджере Telegram. – Режим доступа: https://t.me/esquire (Дата обращения: 12.04.2018).