Введение 6
1 Организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в
вузе 10
1.1 Инклюзивное образование: сущность, понятие, цели 10
1.2 Условия внедрения инклюзии в высшей школе 18
1.3 Организационно-управленческие решения по внедрению инклюзивного
подхода в вузах России 24
2 Готовность профессорско-преподавательского состава вуза как условие обучения лиц с инвалидностью в вузе 32
2.1 Исследование готовности профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного образования 32
2.2 Повышение квалификации как механизм формирования готовности профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного
образования 53
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 71
Актуальность. Наблюдаемое на данный момент пристальное внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью связано с новым уровнем развития общества. Поскольку долгое время общество отторгало нетипичных людей, на сегодняшний день главная задача заключается в повышении доступности образования, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества для каждого гражданина.
На сегодняшний день каждый человек имеет право на получение образования на различных ступенях дошкольное образование, среднее, высшее. Тем не менее существует отдельная категория людей, которая требует специальных условий для реализации данного права. Речь идет об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья. Важное значение для социализации данных лиц имеет их профессиональная подготовка.
Совместное обучение в вузе здоровых учащихся и учащихся с ограничениями физического развития, или инклюзивное образование, - одна из форм активной интеграции студентов с инвалидностью в общество. Инклюзия как вид организации обучения людей с инвалидностью признана всем мировым сообществом наиболее гуманной, поэтому стала одной из ведущих стратегий в российской образовательной политике.
Высшие учебные заведения как социальный институт выступают одним из важнейших факторов социокультурной мобильности человека. Сегодня перед вузами стоит очень сложная задача - реализация инклюзивного профессионального образования.
Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что более эффективной и целесообразной формой высшего профессионального образования для инвалидов является интегрированное обучение с организацией особой поддержки процесса получения образования.
В государственную систему профессионального образования инвалидов, помимо правового, входят компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса: материально-техническое, организационно-управленческое, кадровое, экономическое, научно-методическое,.
Обучение студентов с инвалидностью требует создания в вузе специальных образовательных условий, что обеспечивает им успешную самореализацию в профессиональной сфере, возможность получения высшего образования и в целом социальную адаптацию личности.
Инклюзивное образование в ВУЗе предусматривает особенную стратегию в отношении студентов с инвалидностью и ОВЗ:
— доступны все уровни высшего образования
— подготовка профессионалов интеллектуального труда,
экономически независимых и способных внести свой вклад в развитие страны.
— на всех этапах обучения предусмотрена интеграция в среду университета путем совместных лекционных занятий в общих группах;
Работниками институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с помощью современных информационных и компьютерных технологий разрабатываются методические материалы по инклюзивному образованию инвалидов, основанные на индивидуальном подходе к каждому слушателю и студенту с ОВЗ.
Как организационное направление каждый вуз предусматривает создание в учебных учреждениях специальных отделов, групп либо введение в штат специалистов по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
Создаваемые в образовательном учреждении организационно- управленческие условия - это условия, определенным образом упорядочивающие управленческое взаимодействие и оптимизирующие организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса.
Сегодня проблема реализации организационно-управленческих условий обучения лиц с инвалидностью в вузе объективно заявлена и широко обсуждается на разных уровнях, как в российском обществе, так и в других странах. Инклюзивное образование в вузах также по сей день является предметом обсуждения в государственных структурах, общественных организациях, научных центрах и вузах.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Данный вопрос рассматривается в исследованиях различных авторов. Большое количество публикаций затрагивает массу сторон данной проблемы: формулировка теоретических и методологических оснований инклюзивного образования (Назарова Н.М., Шеманов А.Ю., Вачков И.В., Алехина С.В., Сунцова А.С.); определение сущности инклюзивного образования, сравнение понятий инклюзии и интеграции (Назарова Н.М., Алехина С.В., Малофеев Н.Н.); Организационно-педагогические условия построения инклюзивной социокультурной, образовательной среды (Белова Н.Ю., Олтаржевская Л.Е., Панферова О.С.);
Анализ исследований организационно-управленческой деятельности показывает, что администрирование утрачивает в управлении образованием свою самостоятельную значимость и начинает приобретать подчиненное значение по отношению к главной цели образовательной деятельности - обеспечению определенного качества образования. В связи с этим административные вопросы деятельности образовательного учреждения начинают рассматриваться в контексте проблем управления качеством образовательного процесса. Такой взгляд, согласно которому сама административная структура, режим работы учреждения и всего коллектива, административные нормы имеют смысл лишь потому, что они обеспечивают достижение нужного качества образования, находит отражение в работах Г.А. Бордовского, Д.Ш. Матроса, О.Л. Назаровой, В.П. Панасюка, М.М. Поташника и др.
Вопросам управления и организации образования были посвящены работы. И. Фишман, М. С. Кагана, В. К. Беклешева, В. И. Мареева, В. И. Богословского, В. В. Лаптева, К. М. Ушакова, Л и др.
Готовность преподавателей к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается С. В. Алехиной, М. А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой.
Проблема - недостаточная изученность организационно-управленческих условий студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе.
Объект - организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Предмет - готовность профессорско-преподавательского состава вуза как условие обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Цель: изучение организационно-управленческих условий обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность, понятие и цели инклюзивного образования;
2. Проанализировать организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе;
3. Описать условия реализации инклюзивного образования в вузах России;
4. Проанализировать готовность профессорско-преподавательского состава вузов к работе в инклюзивных группах;
5. Разработать рекомендации по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья являются особой клиентской группой социальной работы и системы образования. Вызвано это востребованностью в получении высшего и среднего профессионального образования среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Если рассмотреть статистические данные численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе высшего образования, то можем отметить, что показатели с каждым годом увеличиваются. Для того чтобы данная категория студентов могла обучаться и быть профессионалами своего дела, государство совместно с образовательными организациями создает специальные образовательные условия для обучения инвалидов.
Данная работа посвящена изучению организационно-управленческих условий обучения студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе. Актуальность работы была обусловлена рядом факторов, важнейший их которых - развитие идей инклюзии и толерантности по отношению к лицам с инвалидностью и ОВЗ в современном российском обществе. Актуальность темы определила объект, предмет, цель и задачи исследования.
В контексте данной работы, были выполнены все поставленные задачи. В рамках первой задачи, было изучено несколько подходов к понятию «инклюзивное образование» в том числе и зарубежных авторов, также были рассмотрены цели и направления инклюзивного образования, в рамках второй задачи были проанализированы организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе. В ходе работы также были описаны условия реализации инклюзивного образования в вузах России.
Для решения четвертой задачи было проведено эмпирическое исследование на тему готовности профессорско-преподавательского состава вузов к работе в инклюзивных группах.
В рамках пятой задачи на основании исследования в качестве рекомендации по повышению готовности профессорско-преподавательского состава была разработана программа курсов повышения квалификации для руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава по модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения студентов обучающихся в инклюзивных группах.
Таким образом, можно говорить о том, что цель работы достигнута. Достижению цели способствовало выполнение поставленных задач.
1. Алёхина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алёхина // Материалы I Международной конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии».
- М: МГППУ, 2011. - С. 20-22.
2. Алехина С.В., Вачко И.В. Методологические подходы к психолого
- педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 97-103.
3. Андикян Б.Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития [Текст] / Б. Д. Андикян // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. - 2012. - № 2. - С. 56-62.
4. Андронникова О.О Проблемы внедрения инклюзии в общеобразовательную и профессиональную образовательную систему [Текст] / О. О. Андронникова // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования: материалы Всерос. науч. шк. с междунар. участием / под общ. ред. А. Г. Ряписовой; Новосиб. гос. пед. ун -т. - Новосибирск, 2012. - С. 104-107.
5. Белозерова Е.В. Высшее образование людей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы расширения доступности [Текст] / Е. В. Белозерова // Профессиональное образование лиц с инвалидностью проблемы, опыт, перспективы: материалы международ. науч. - практич. конф.: в 2 ч. - М: Издательство Флинта, 2003. - Ч. 1. - С. 4-7.
6. Богданова Т.Г. Педагогика инклюзивного образования: учебник [Текст] / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. - М: ИНФРА-М, 2018. - 335 с.
7. Бучилова И.А. Преодоление педагогических стереотипов у преподавателей высших учебных заведений в условиях инклюзивного образования [Текст] / И. А. Бучилова // Инклюзивное образование в ВУЗе. - 2017. - № 1. - С. 224-228.
8. Гакаме Ю.Д. Организация психологически безопасной образовательной среды в условиях инклюзивного образования [Текст] / Ю. Д. Гакаме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.
37. - С. 251-255.
9. Годовникова Л.В., Асафайло О.П. К вопросу подготовки
педагогических кадров для реализации инклюзивного образования [Текст] // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб.
материалов II Международной научно-практической конференции. - М: МГППУ, 2013. - С. 246-248.
10. Горюнова Л.В. Состояние и перспективы подготовки педагогических кадров нового типа при широком понимании инклюзии [Текст] / Л. В. Горюнова // Международный образовательный форум. - М: Вузовская книга, 2013. - С. 50-54.
11. Гуркина О.А. Зарубежный опыт социальной и образовательной инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья на примере исследований высшего образования [Текст] / О. А. Гуркина // Современная зарубежная психология. - 2014. - № 1. - С. 6-13.
12. Жолудова А.Н. Готовность преподавателей вуза к инклюзивному образованию [Электронный ресурс] / А. Н. Жолудова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. - 2019. - №2(25). - С. 332-334. - Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=375/- Загл. с экрана.
13. Зиневич О.В., Дегтярева В.В. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы [Текст] // Власть. - 2016. - № 5.- С. 61-67.
14. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие [Текст] / А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева, А. Т. Курбанова, И. А. и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 315 с.
15. Инклюзивное образование в ВУЗе: комплект учебно-методических материалов программы курсов повышения квалификации сотрудников
образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа [Электронный ресурс] / Сост. О. Л. Леханова; под ред. О. А. Денисовой. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. - 259 с. - Режим доступа:
https://www.chsu.ru/documents/10157/206204558/D6118c/-Загл. с экрана.
16. Инклюзивное образование: портал информационной и
методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80aabdcpejeebhqo2afglbd3b9w.xn--p1ai/-Загл. с экрана.
17. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов и др. - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 245 с.
18. Кантор В.З. Реабилитационно-педагогические условия обучения в ВУЗе лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. З. Кантор // Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения. - 2002. - №1. - С. 77-80.
19. Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования [Текст] // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
20. Ковалева Т.М. Тьюторская практика в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ: Альманах [Текст] / Т. М. Ковалева / ред. Ковалева Т.М. и др. - Томск: АПКиППРО, 2009. - 104 с.
21. Коломейцев А.П. Основы инклюзивного образования в ВУЗе
[Электронный ресурс] / А. П. Коломейцев // Педагогика инклюзивного образования. - 2011. - №2. - С. 16-23. - Режим доступа:
https://infourok.ru/osnovi-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-vuze-2238307.html/-Загл. с экрана.
22. Конвенция о защите прав инвалидов принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс] //
Правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml/-Загл. с экрана.
23. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm/-Загл. с экрана.
24. Короткое Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э. М. Короткое. - М: Академический Проект: Мир, 2006. - 320 с.
25. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08: защищена [Текст] / Кузьмина О. С. - Омск, 2015. - 319 с.
26. Лебедева С.С. Стратегия непрерывного образования инвалидов как социальной группы [Текст] / С. С. Лебедева // Стратегия непрерывного образования инвалидов как социальной группы: материалы НПК. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - Ч. 1. - С. 9-14.
27. Мартынова Е. А., Романович Н. А. Структура и содержание
компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 2(19). - С. 40-48. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/struktura-i-soderzhanie-kompetentsiy/-
Загл. с экрана.
28. Методические рекомендации по организации приема в
образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья от 29 июня 2015 г. № АК-1782/05 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189456/-Загл. с экрана.
29. Назарова Н.М. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. - М: Издательский центр «Академия»,2000. - 400 с.
30. Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] // Социальная педагогика. - 2010. - № 1. - С.77-87.
31. Никитина Е. Л. Проблемы развития инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Е. Л. Никитина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 29. - С. 31-35. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2014/65278.htm/-Загл. с экрана.
32. О деятельности Головного учебно-исследовательского и
методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) МГТУ имени Н. Э. Баумана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.rsr-
online.rU/doc/commissions/6.pdf. - Загл. с экрана.
33. Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015 г. [Текст]. - М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - 280 с.
34. Педагог профессионального обучения, профессионального
образования и дополнительного профессионального образования. Профессиональный стандарт. Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 сентября 2015
г. № 38993 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/71202838/-Загл. с экрана.
35. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие [Текст] / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова и др. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 256 с.
36. Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации
инклюзивного образования в ВУЗе [Электронный ресурс] / О. В. Харитонова и др. // Вестник КемГУ. - 2017. - №3. - С. 50-55. - Режим доступа:
68
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/podgotovka-professorsko-prepodavatelskogo- sostava-k-realizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-vuze/-Загл. с экрана.
37. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №3. - С. 30-34.
38. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебно-практическое пособие [Текст] / Е. В. Попова. - Челябинск: Изд - во Южн. Урал. Гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. - 149 с.
39. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного
высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.wil.ru/- Загл. с экрана.
40. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 №497 «О
Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // Правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа: http:ZZwww.consultant.ruZdocumentZcons_doc_LAW_180188Z- Загл. с экрана.
41. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" [Электронный ресурс] // Правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа: http:ZZwww.consultant.ruZconsZcgiZonlineZ- Загл. с экрана.
42. Резник Г.А. Развитие инклюзивного образования в вузах России [Электронный ресурс] / Г. А. Резник // Экономика и социум. - 2016. - №11(30). -С. 2. - Режим доступа: https://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_30.pdf/- Загл. с экрана.
43. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями / Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. - Саламанка, 1994 год [Электронный ресурс] // Правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online/- Загл. с экрана.
44. Санина Е.П., Жиганова О.М. Модель инклюзивного обучения в высшей школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 24-26. - Режим доступа: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=26239/-Загл. с экрана.
45. Семибратов А.М. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: учеб.-метод. комплект для системы педагогического образования [Текст] / А. М. Семибратов. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 200 с.
46. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Методическое пособие [Текст] / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. - М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011. - 167 с.
47. Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года [Электронный ресурс] // Правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/-Загл. с экрана.
48. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // Правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/-Загл. с экрана.
49. Хитрюк В.В. Контекстные проблемные задачи и ситуации в формировании инклюзивной готовности будущих педагогов [Текст] / В. В. Хитрук // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 127-130.
50. Шерковин Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы [Текст] / Ю. А. Шерковин // Психологический журнал. - 1982. - №5. - Т. 3. - С. 135-146.
51. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы [Текст] / Л. М. Шипицина // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». - СПб, 2010. - С. 14-18.