Организационно -управленческие условия обучения студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе
|
Введение 6
1 Организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в
вузе 10
1.1 Инклюзивное образование: сущность, понятие, цели 10
1.2 Условия внедрения инклюзии в высшей школе 18
1.3 Организационно-управленческие решения по внедрению инклюзивного
подхода в вузах России 24
2 Готовность профессорско-преподавательского состава вуза как условие обучения лиц с инвалидностью в вузе 32
2.1 Исследование готовности профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного образования 32
2.2 Повышение квалификации как механизм формирования готовности профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного
образования 53
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 71
1 Организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в
вузе 10
1.1 Инклюзивное образование: сущность, понятие, цели 10
1.2 Условия внедрения инклюзии в высшей школе 18
1.3 Организационно-управленческие решения по внедрению инклюзивного
подхода в вузах России 24
2 Готовность профессорско-преподавательского состава вуза как условие обучения лиц с инвалидностью в вузе 32
2.1 Исследование готовности профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного образования 32
2.2 Повышение квалификации как механизм формирования готовности профессорско-преподавательского состава вуза к реализации инклюзивного
образования 53
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 71
Актуальность. Наблюдаемое на данный момент пристальное внимание общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью связано с новым уровнем развития общества. Поскольку долгое время общество отторгало нетипичных людей, на сегодняшний день главная задача заключается в повышении доступности образования, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества для каждого гражданина.
На сегодняшний день каждый человек имеет право на получение образования на различных ступенях дошкольное образование, среднее, высшее. Тем не менее существует отдельная категория людей, которая требует специальных условий для реализации данного права. Речь идет об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья. Важное значение для социализации данных лиц имеет их профессиональная подготовка.
Совместное обучение в вузе здоровых учащихся и учащихся с ограничениями физического развития, или инклюзивное образование, - одна из форм активной интеграции студентов с инвалидностью в общество. Инклюзия как вид организации обучения людей с инвалидностью признана всем мировым сообществом наиболее гуманной, поэтому стала одной из ведущих стратегий в российской образовательной политике.
Высшие учебные заведения как социальный институт выступают одним из важнейших факторов социокультурной мобильности человека. Сегодня перед вузами стоит очень сложная задача - реализация инклюзивного профессионального образования.
Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что более эффективной и целесообразной формой высшего профессионального образования для инвалидов является интегрированное обучение с организацией особой поддержки процесса получения образования.
В государственную систему профессионального образования инвалидов, помимо правового, входят компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса: материально-техническое, организационно-управленческое, кадровое, экономическое, научно-методическое,.
Обучение студентов с инвалидностью требует создания в вузе специальных образовательных условий, что обеспечивает им успешную самореализацию в профессиональной сфере, возможность получения высшего образования и в целом социальную адаптацию личности.
Инклюзивное образование в ВУЗе предусматривает особенную стратегию в отношении студентов с инвалидностью и ОВЗ:
— доступны все уровни высшего образования
— подготовка профессионалов интеллектуального труда,
экономически независимых и способных внести свой вклад в развитие страны.
— на всех этапах обучения предусмотрена интеграция в среду университета путем совместных лекционных занятий в общих группах;
Работниками институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с помощью современных информационных и компьютерных технологий разрабатываются методические материалы по инклюзивному образованию инвалидов, основанные на индивидуальном подходе к каждому слушателю и студенту с ОВЗ.
Как организационное направление каждый вуз предусматривает создание в учебных учреждениях специальных отделов, групп либо введение в штат специалистов по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
Создаваемые в образовательном учреждении организационно- управленческие условия - это условия, определенным образом упорядочивающие управленческое взаимодействие и оптимизирующие организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса.
Сегодня проблема реализации организационно-управленческих условий обучения лиц с инвалидностью в вузе объективно заявлена и широко обсуждается на разных уровнях, как в российском обществе, так и в других странах. Инклюзивное образование в вузах также по сей день является предметом обсуждения в государственных структурах, общественных организациях, научных центрах и вузах.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Данный вопрос рассматривается в исследованиях различных авторов. Большое количество публикаций затрагивает массу сторон данной проблемы: формулировка теоретических и методологических оснований инклюзивного образования (Назарова Н.М., Шеманов А.Ю., Вачков И.В., Алехина С.В., Сунцова А.С.); определение сущности инклюзивного образования, сравнение понятий инклюзии и интеграции (Назарова Н.М., Алехина С.В., Малофеев Н.Н.); Организационно-педагогические условия построения инклюзивной социокультурной, образовательной среды (Белова Н.Ю., Олтаржевская Л.Е., Панферова О.С.);
Анализ исследований организационно-управленческой деятельности показывает, что администрирование утрачивает в управлении образованием свою самостоятельную значимость и начинает приобретать подчиненное значение по отношению к главной цели образовательной деятельности - обеспечению определенного качества образования. В связи с этим административные вопросы деятельности образовательного учреждения начинают рассматриваться в контексте проблем управления качеством образовательного процесса. Такой взгляд, согласно которому сама административная структура, режим работы учреждения и всего коллектива, административные нормы имеют смысл лишь потому, что они обеспечивают достижение нужного качества образования, находит отражение в работах Г.А. Бордовского, Д.Ш. Матроса, О.Л. Назаровой, В.П. Панасюка, М.М. Поташника и др.
Вопросам управления и организации образования были посвящены работы. И. Фишман, М. С. Кагана, В. К. Беклешева, В. И. Мареева, В. И. Богословского, В. В. Лаптева, К. М. Ушакова, Л и др.
Готовность преподавателей к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается С. В. Алехиной, М. А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой.
Проблема - недостаточная изученность организационно-управленческих условий студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе.
Объект - организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Предмет - готовность профессорско-преподавательского состава вуза как условие обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Цель: изучение организационно-управленческих условий обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность, понятие и цели инклюзивного образования;
2. Проанализировать организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе;
3. Описать условия реализации инклюзивного образования в вузах России;
4. Проанализировать готовность профессорско-преподавательского состава вузов к работе в инклюзивных группах;
5. Разработать рекомендации по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза.
На сегодняшний день каждый человек имеет право на получение образования на различных ступенях дошкольное образование, среднее, высшее. Тем не менее существует отдельная категория людей, которая требует специальных условий для реализации данного права. Речь идет об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья. Важное значение для социализации данных лиц имеет их профессиональная подготовка.
Совместное обучение в вузе здоровых учащихся и учащихся с ограничениями физического развития, или инклюзивное образование, - одна из форм активной интеграции студентов с инвалидностью в общество. Инклюзия как вид организации обучения людей с инвалидностью признана всем мировым сообществом наиболее гуманной, поэтому стала одной из ведущих стратегий в российской образовательной политике.
Высшие учебные заведения как социальный институт выступают одним из важнейших факторов социокультурной мобильности человека. Сегодня перед вузами стоит очень сложная задача - реализация инклюзивного профессионального образования.
Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что более эффективной и целесообразной формой высшего профессионального образования для инвалидов является интегрированное обучение с организацией особой поддержки процесса получения образования.
В государственную систему профессионального образования инвалидов, помимо правового, входят компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса: материально-техническое, организационно-управленческое, кадровое, экономическое, научно-методическое,.
Обучение студентов с инвалидностью требует создания в вузе специальных образовательных условий, что обеспечивает им успешную самореализацию в профессиональной сфере, возможность получения высшего образования и в целом социальную адаптацию личности.
Инклюзивное образование в ВУЗе предусматривает особенную стратегию в отношении студентов с инвалидностью и ОВЗ:
— доступны все уровни высшего образования
— подготовка профессионалов интеллектуального труда,
экономически независимых и способных внести свой вклад в развитие страны.
— на всех этапах обучения предусмотрена интеграция в среду университета путем совместных лекционных занятий в общих группах;
Работниками институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с помощью современных информационных и компьютерных технологий разрабатываются методические материалы по инклюзивному образованию инвалидов, основанные на индивидуальном подходе к каждому слушателю и студенту с ОВЗ.
Как организационное направление каждый вуз предусматривает создание в учебных учреждениях специальных отделов, групп либо введение в штат специалистов по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ.
Создаваемые в образовательном учреждении организационно- управленческие условия - это условия, определенным образом упорядочивающие управленческое взаимодействие и оптимизирующие организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса.
Сегодня проблема реализации организационно-управленческих условий обучения лиц с инвалидностью в вузе объективно заявлена и широко обсуждается на разных уровнях, как в российском обществе, так и в других странах. Инклюзивное образование в вузах также по сей день является предметом обсуждения в государственных структурах, общественных организациях, научных центрах и вузах.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Данный вопрос рассматривается в исследованиях различных авторов. Большое количество публикаций затрагивает массу сторон данной проблемы: формулировка теоретических и методологических оснований инклюзивного образования (Назарова Н.М., Шеманов А.Ю., Вачков И.В., Алехина С.В., Сунцова А.С.); определение сущности инклюзивного образования, сравнение понятий инклюзии и интеграции (Назарова Н.М., Алехина С.В., Малофеев Н.Н.); Организационно-педагогические условия построения инклюзивной социокультурной, образовательной среды (Белова Н.Ю., Олтаржевская Л.Е., Панферова О.С.);
Анализ исследований организационно-управленческой деятельности показывает, что администрирование утрачивает в управлении образованием свою самостоятельную значимость и начинает приобретать подчиненное значение по отношению к главной цели образовательной деятельности - обеспечению определенного качества образования. В связи с этим административные вопросы деятельности образовательного учреждения начинают рассматриваться в контексте проблем управления качеством образовательного процесса. Такой взгляд, согласно которому сама административная структура, режим работы учреждения и всего коллектива, административные нормы имеют смысл лишь потому, что они обеспечивают достижение нужного качества образования, находит отражение в работах Г.А. Бордовского, Д.Ш. Матроса, О.Л. Назаровой, В.П. Панасюка, М.М. Поташника и др.
Вопросам управления и организации образования были посвящены работы. И. Фишман, М. С. Кагана, В. К. Беклешева, В. И. Мареева, В. И. Богословского, В. В. Лаптева, К. М. Ушакова, Л и др.
Готовность преподавателей к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается С. В. Алехиной, М. А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой.
Проблема - недостаточная изученность организационно-управленческих условий студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе.
Объект - организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Предмет - готовность профессорско-преподавательского состава вуза как условие обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Цель: изучение организационно-управленческих условий обучения лиц с инвалидностью в вузе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность, понятие и цели инклюзивного образования;
2. Проанализировать организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе;
3. Описать условия реализации инклюзивного образования в вузах России;
4. Проанализировать готовность профессорско-преподавательского состава вузов к работе в инклюзивных группах;
5. Разработать рекомендации по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья являются особой клиентской группой социальной работы и системы образования. Вызвано это востребованностью в получении высшего и среднего профессионального образования среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Если рассмотреть статистические данные численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе высшего образования, то можем отметить, что показатели с каждым годом увеличиваются. Для того чтобы данная категория студентов могла обучаться и быть профессионалами своего дела, государство совместно с образовательными организациями создает специальные образовательные условия для обучения инвалидов.
Данная работа посвящена изучению организационно-управленческих условий обучения студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе. Актуальность работы была обусловлена рядом факторов, важнейший их которых - развитие идей инклюзии и толерантности по отношению к лицам с инвалидностью и ОВЗ в современном российском обществе. Актуальность темы определила объект, предмет, цель и задачи исследования.
В контексте данной работы, были выполнены все поставленные задачи. В рамках первой задачи, было изучено несколько подходов к понятию «инклюзивное образование» в том числе и зарубежных авторов, также были рассмотрены цели и направления инклюзивного образования, в рамках второй задачи были проанализированы организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе. В ходе работы также были описаны условия реализации инклюзивного образования в вузах России.
Для решения четвертой задачи было проведено эмпирическое исследование на тему готовности профессорско-преподавательского состава вузов к работе в инклюзивных группах.
В рамках пятой задачи на основании исследования в качестве рекомендации по повышению готовности профессорско-преподавательского состава была разработана программа курсов повышения квалификации для руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава по модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения студентов обучающихся в инклюзивных группах.
Таким образом, можно говорить о том, что цель работы достигнута. Достижению цели способствовало выполнение поставленных задач.
Данная работа посвящена изучению организационно-управленческих условий обучения студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе. Актуальность работы была обусловлена рядом факторов, важнейший их которых - развитие идей инклюзии и толерантности по отношению к лицам с инвалидностью и ОВЗ в современном российском обществе. Актуальность темы определила объект, предмет, цель и задачи исследования.
В контексте данной работы, были выполнены все поставленные задачи. В рамках первой задачи, было изучено несколько подходов к понятию «инклюзивное образование» в том числе и зарубежных авторов, также были рассмотрены цели и направления инклюзивного образования, в рамках второй задачи были проанализированы организационно-управленческие условия обучения лиц с инвалидностью в вузе. В ходе работы также были описаны условия реализации инклюзивного образования в вузах России.
Для решения четвертой задачи было проведено эмпирическое исследование на тему готовности профессорско-преподавательского состава вузов к работе в инклюзивных группах.
В рамках пятой задачи на основании исследования в качестве рекомендации по повышению готовности профессорско-преподавательского состава была разработана программа курсов повышения квалификации для руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава по модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения студентов обучающихся в инклюзивных группах.
Таким образом, можно говорить о том, что цель работы достигнута. Достижению цели способствовало выполнение поставленных задач.
Подобные работы
- Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Стратегическое планирование развития дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



