ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников 6
1.1. Теоретические аспекты организации трудового воспитания в
педагогических исследованиях 6
1.2. Специфика гендерного подхода к воспитанию старших
дошкольников 16
1.3. Современное состояние проблемы учета гендерных
особенностей дошкольников в процессе формирования трудовых навыков
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению навыков трудовой деятельности у старших дошкольников 38
2.1. Диагностика сформированности навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 38
2.2. Педагогические условия формирования навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 49
2.3. Диагностика сформированности навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 60
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников 6
1.1. Теоретические аспекты организации трудового воспитания в
педагогических исследованиях 6
1.2. Специфика гендерного подхода к воспитанию старших
дошкольников 16
1.3. Современное состояние проблемы учета гендерных
особенностей дошкольников в процессе формирования трудовых навыков
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению навыков трудовой деятельности у старших дошкольников 38
2.1. Диагностика сформированности навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 38
2.2. Педагогические условия формирования навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 49
2.3. Диагностика сформированности навыков трудовой
деятельности у старших дошкольников 60
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения
Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в обществе, оказали влияние на организацию воспитания подрастающего поколения, в том числе, трудового. От умения человека трудиться во многом зависит его судьба, благополучие, возможность получить разностороннее развитие. Поэтому одной из важнейших сторон трудового воспитания является формирование трудовых действий, доведенных до автоматизма (навыков), что начинает осуществляться в дошкольном возрасте.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте происходит полоролевая социализация ребенка, в ходе трудового воспитания взрослые не всегда учитывают пол дошкольника.
В работах классиков педагогики Макаренко А.С. (33), Сухомлинского В.А. (51), Ушинского К.Д. (54) труд рассматривается как одна из основных общечеловеческих ценностей и важнейшая сторона воспитания.
Вопросы организации трудового воспитания, формирования трудолюбия, рассматривались в трудах Ананьева Б.Г. (2), Буре Р.С. (7), Запорожца А.В.(19), Козловой С.А. (38).
Специфику труда дошкольников рассматривали Буре Р.С. (7),Глотов В.И. (13),Савина Л.В. (46),Бабунова Т.М. (3), Козлова С.А. (38).
Педагогические условия организации трудового воспитания дошкольников рассматривали Кирсанова У.В. (22), Нечипоренко И.В. (36).
Гендерные различия мальчиков и девочек были выявлены в ходе исследований Геодакян В.А. (12), Еремеевой В.Д. (18), Каган В.Е. (21), Колесова Д.В. (26), Комаровой Т.С (27), Куцаковой Л.В. (30).
Специфика учета особенностей пола при формировании трудовых навыков рассмотрены в работах Градусовой Л.В. (14), Дедовских Н.К. (16),Верещагина Г. Е. (15), Каган В. Е. (21), Козловой С.А. (38), Нечаевой В.Г. (35), Репиной Т.А. (44),Шелухиной И.П. (60).
Проблема исследования: каковы особенности формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников на основе гендерного подхода? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - навыки трудовой деятельности старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия применения гендерного подхода для формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: применение гендерного подхода для формирования навыков трудовой деятельности старших дошкольников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) организация условий труда, максимально приближенных к гендерным особенностям мальчиков и девочек (динамики работоспособности, сформированности анализаторов, речи, мелкой моторики);
2) учет эмоционально - коммуникативных особенностей детей разного пола;
3) организация предметно - пространственной среды
(полоориентированный принцип организации пространства, трудовой деятельности, подбора инвентаря);
4) раскрытие общественной и производственной сфер занятости мужчин и женщин в современных профессиях;
5) организация сотрудничества детей разного пола с учетом их гендерных особенностей.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать теоретические аспекты организации трудового воспитания в педагогических исследованиях;
2) раскрыть специфику гендерного подхода к воспитанию старших дошкольников;
3) рассмотреть современное состояние проблемы учета гендерных особенностей дошкольников в процессе формирования трудовых навыков;
4) провести диагностику сформированности навыков трудовой деятельности у старших дошкольников;
5) сформулировать педагогические условия формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ для обработки данных, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МБДОУ д/с № 56 «Солнышко»г. Белгорода. В соответствии с приказом департамента образования Белгородской области от 29.12.2014 года № 4343 «О признании образовательных организаций-соискателей региональными инновационными площадками» МБДОУ является региональной инновационной площадкой в сфере образования по теме «Гендерное воспитание дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 60 литературных источников и 7 приложений.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте происходит полоролевая социализация ребенка, в ходе трудового воспитания взрослые не всегда учитывают пол дошкольника.
В работах классиков педагогики Макаренко А.С. (33), Сухомлинского В.А. (51), Ушинского К.Д. (54) труд рассматривается как одна из основных общечеловеческих ценностей и важнейшая сторона воспитания.
Вопросы организации трудового воспитания, формирования трудолюбия, рассматривались в трудах Ананьева Б.Г. (2), Буре Р.С. (7), Запорожца А.В.(19), Козловой С.А. (38).
Специфику труда дошкольников рассматривали Буре Р.С. (7),Глотов В.И. (13),Савина Л.В. (46),Бабунова Т.М. (3), Козлова С.А. (38).
Педагогические условия организации трудового воспитания дошкольников рассматривали Кирсанова У.В. (22), Нечипоренко И.В. (36).
Гендерные различия мальчиков и девочек были выявлены в ходе исследований Геодакян В.А. (12), Еремеевой В.Д. (18), Каган В.Е. (21), Колесова Д.В. (26), Комаровой Т.С (27), Куцаковой Л.В. (30).
Специфика учета особенностей пола при формировании трудовых навыков рассмотрены в работах Градусовой Л.В. (14), Дедовских Н.К. (16),Верещагина Г. Е. (15), Каган В. Е. (21), Козловой С.А. (38), Нечаевой В.Г. (35), Репиной Т.А. (44),Шелухиной И.П. (60).
Проблема исследования: каковы особенности формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников на основе гендерного подхода? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - навыки трудовой деятельности старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия применения гендерного подхода для формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: применение гендерного подхода для формирования навыков трудовой деятельности старших дошкольников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) организация условий труда, максимально приближенных к гендерным особенностям мальчиков и девочек (динамики работоспособности, сформированности анализаторов, речи, мелкой моторики);
2) учет эмоционально - коммуникативных особенностей детей разного пола;
3) организация предметно - пространственной среды
(полоориентированный принцип организации пространства, трудовой деятельности, подбора инвентаря);
4) раскрытие общественной и производственной сфер занятости мужчин и женщин в современных профессиях;
5) организация сотрудничества детей разного пола с учетом их гендерных особенностей.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать теоретические аспекты организации трудового воспитания в педагогических исследованиях;
2) раскрыть специфику гендерного подхода к воспитанию старших дошкольников;
3) рассмотреть современное состояние проблемы учета гендерных особенностей дошкольников в процессе формирования трудовых навыков;
4) провести диагностику сформированности навыков трудовой деятельности у старших дошкольников;
5) сформулировать педагогические условия формирования навыков трудовой деятельности у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ для обработки данных, структурный метод - для интерпретации полученных результатов. Основным методом исследования выступил констатирующий эксперимент.
Практической базой исследования являлся МБДОУ д/с № 56 «Солнышко»г. Белгорода. В соответствии с приказом департамента образования Белгородской области от 29.12.2014 года № 4343 «О признании образовательных организаций-соискателей региональными инновационными площадками» МБДОУ является региональной инновационной площадкой в сфере образования по теме «Гендерное воспитание дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 60 литературных источников и 7 приложений.
Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Трудовое воспитание является компонентом программ дошкольного образования, которые предусматривают формирование у детей знаний о значении труда для человека и общества в целом, содержании профессиональной деятельности взрослых и вовлечение в посильную трудовую деятельность, в ходе которой у детей формируются первоначальные трудовые навыки. Акцент в трудовом воспитании должен быть сделан на личностном развитии ребенка (самостоятельность, способность преодолевать трудности, положительное эмоциональное отношение к труду, стремление оказывать помощь окружающим).
Видами труда старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно - бытовой, ручной (художественный) труд, труд в природе. Труд дошкольников в детском саду организуется в форме поручений; дежурства; коллективного труда. Трудовая деятельность дошкольников должна быть организована с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В ходе правильно организованной трудовой деятельности у детей формируются трудовые навыки.
Гендерный подход к воспитанию неотделим от нравственного воспитания и направлен на формирование у детей качеств мужественности и женственности, готовности к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, ознакомление ребенка с существующими способами полоролевого поведения и помощь в формировании социально приемлемой полоролевой ориентации. Основанием гендерного подхода к воспитанию являются Различия на физические, психофункциональные, когнитивные, поведенческие различия мальчиков и девочек.
При осуществлении гендерного воспитания дошкольников, необходимо делать акцент на нравственно-трудовом воспитании. Для формирования у детей представлений о полоролевом поведении необходимо организовывать различные виды деятельности, направленные на формирование определенных трудовых умений. Важно осуществлять совместную трудовую деятельность мальчиков и девочек, распределение поручений на основе взаимодополнения, формировать партнерские взаимоотношения и взаимопонимание между детьми разного пола при акцентировании на полоролевых поведенческих особенностях. При гендерном подходе к трудовому воспитанию дошкольников надо выдвигать разные трудовые задачи для мальчиков и девочек, подбирать соответственные орудия и зоны труда, обогащать предметно-развивающую среду оборудованием, необходимым для формирования мужских и женских трудовых умений.
В ходе диагностики было выявлено, что у старших дошкольников преобладает низкий уровень сформированности трудовых навыков: навыки самообслуживания и ручного труда сформированы преимущественно на среднем уровне, навыки труда в природе, хозяйственно-бытового труда и дежурства - на низком. Мы связываем это с тем, что в ходе трудового воспитания педагоги не учитывают гендерные особенности детей.
Педагогическими условиями развития навыков трудовой деятельности у старших дошкольников являются: организация условий труда, максимально приближенных к гендерным особенностям мальчиков и девочек (динамики работоспособности, сформированности анализаторов, речи, мелкой моторики); учет эмоционально - коммуникативных особенностей детей разного пола; организация предметно -пространственной среды (полоориентированный принцип организации пространства, трудовой деятельности, подбора инвентаря);раскрытие общественной и производственной сфер занятости мужчин и женщин; организация сотрудничества детей разного пола с учетом их гендерных особенностей.
Видами труда старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно - бытовой, ручной (художественный) труд, труд в природе. Труд дошкольников в детском саду организуется в форме поручений; дежурства; коллективного труда. Трудовая деятельность дошкольников должна быть организована с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В ходе правильно организованной трудовой деятельности у детей формируются трудовые навыки.
Гендерный подход к воспитанию неотделим от нравственного воспитания и направлен на формирование у детей качеств мужественности и женственности, готовности к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, ознакомление ребенка с существующими способами полоролевого поведения и помощь в формировании социально приемлемой полоролевой ориентации. Основанием гендерного подхода к воспитанию являются Различия на физические, психофункциональные, когнитивные, поведенческие различия мальчиков и девочек.
При осуществлении гендерного воспитания дошкольников, необходимо делать акцент на нравственно-трудовом воспитании. Для формирования у детей представлений о полоролевом поведении необходимо организовывать различные виды деятельности, направленные на формирование определенных трудовых умений. Важно осуществлять совместную трудовую деятельность мальчиков и девочек, распределение поручений на основе взаимодополнения, формировать партнерские взаимоотношения и взаимопонимание между детьми разного пола при акцентировании на полоролевых поведенческих особенностях. При гендерном подходе к трудовому воспитанию дошкольников надо выдвигать разные трудовые задачи для мальчиков и девочек, подбирать соответственные орудия и зоны труда, обогащать предметно-развивающую среду оборудованием, необходимым для формирования мужских и женских трудовых умений.
В ходе диагностики было выявлено, что у старших дошкольников преобладает низкий уровень сформированности трудовых навыков: навыки самообслуживания и ручного труда сформированы преимущественно на среднем уровне, навыки труда в природе, хозяйственно-бытового труда и дежурства - на низком. Мы связываем это с тем, что в ходе трудового воспитания педагоги не учитывают гендерные особенности детей.
Педагогическими условиями развития навыков трудовой деятельности у старших дошкольников являются: организация условий труда, максимально приближенных к гендерным особенностям мальчиков и девочек (динамики работоспособности, сформированности анализаторов, речи, мелкой моторики); учет эмоционально - коммуникативных особенностей детей разного пола; организация предметно -пространственной среды (полоориентированный принцип организации пространства, трудовой деятельности, подбора инвентаря);раскрытие общественной и производственной сфер занятости мужчин и женщин; организация сотрудничества детей разного пола с учетом их гендерных особенностей.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие логопеда и родителей старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекции нарушений речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



