Введение 3
Глава 1 Регламент и особенности беспроводной передачи на железных дорогах
1.1 Регламент обеспечения электросвязи на железнодорожных линиях ... 6
1.2 Особенности построения систем беспроводной передачи для
железных дорог 10
1.3 Особенности предоставления мультисервисного контента в
пассажирских вагонах 17
1.4 Участок железнодорожной линии Москва-Тверь как объект внедрения
современной концепции подвижного терминала доступа 21
1.5 Задачи исследования 27
Глава 2 Моделирование беспроводной системы связи стандарта LTE для связи с пассажирскими составами на железнодорожном маршруте Москва-Тверь 28
2.1 Теоретические основы передачи данных стандарта LTE 28
2.2 Разработка модели линейно-кабельных сооружений и антенно¬
фидерных устройств для обеспечения беспроводной связи с пассажирскими составами на железнодорожном маршруте Москва-Тверь 42
2.3 Разработка и исследования модели беспроводной передачи стандарта
LTE в диапазонах 2.6 ГГц и 800 МГц 53
2.4 Основные результаты и выводы 62
Глава 3 Модель предоставления мультисервисного контента для с пассажирских составов на железнодорожном маршруте Москва-Тверь 63
3.1 Разработка схемных решений сетевой инфраструктуры пассажирских
вагонов 63
3.2 Организация системы видеонаблюдения в пассажирских поездах 70
3.3 Основные результаты и выводы 75
Заключение 76
Список используемых источников 77
Приложение А
Беспроводные технологии связи глубоко укоренились в жизни человека, а текущий уровень проникновения различных телекоммуникационных услуг все усиливает потребность в системах связи обеспечивающих высокую мобильность. В этих условиях, работы групп, занимающихся стандартизацией таких как консорциум 3GPP направлены, в первую очередь на улучшение доступность, надежности и полосы пропускания беспроводных каналов связи. Увеличение количества оконечных устройств таких как планшеты и смартфоны вызывает необходимость обеспечения связи в любой момент времени и в любом месте, что соответствует концепции NGN.
Кроме этого следует добавить, что развитие беспроводных сетей приводит к созданию инфокоммуникационной инфраструктуры, в рамках которой развиваются технические и бизнес идеи. Инфокоммуникационная инфраструктура позволяет создавать прикладные решения для многих сфер, включая и транспорт.
Текущие тренды развития инфокоммуникационных технологий связи затрагивает и такую область как пассажирские перевозки. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается проблема обеспечения мультисервисным контентом пассажиров железных дорог России. На сегодняшний момент проблема обеспечения цифровым мультисервисным контентом пассажирских вагонов в поездах дальнего следования актуальна, т.к. существующие каналы беспроводной связи, ориентированные на железнодорожные перевозки обеспечивают важные для организации и безопасности движения железнодорожного транспорта системы. Однако, пассажирские перевозки требуют повышения качества обслуживания, одним из факторов качества обслуживания является обеспечения пассажиров услугами связи и мультисервисным контентом.
Существующие сети мобильной связи имеют слабое покрытие в зонах железнодорожных путей, в особенности это касается территория вне населенных пунктов, и не могут удовлетворить потребности пассажиров в бесперебойной телефонной связи, а также в цифровом мобильном контенте. Следует также указать на высокие ожидания современных пассажиров, для которых обеспечение беспроводной связью является на текущий момент неотъемлемой и востребованной услугой в виду почти 100% покрытия беспроводными сетями городов. Таким образом, для многих пассажиров является неудобством невозможность удовлетворить потребности в телекоммуникациях при перемещении из одного населенного пункта в другой с помощью железнодорожного транспорта. Все перечисленные факторы заставляют пассажиров выбирать альтернативные виды транспорта, что негативно сказывается на прибыли ОАО РЖД. Следуя концепции разработанной ОАО РЖД по повышению качества транспортного обслуживания в сфере пассажирских перевозок, становится необходимой разработка мероприятий и технических средств по расширению спектра услуг в пути следования. Схематическое отображение концепции качества транспортного обслуживания приведено на рисунке 1.
Построение сетевой инфраструктуры для широкополосного беспроводного доступа на железных дорогах позволит осуществить множество проектов помимо мультисервисного доступа пассажиров в сеть, например, обеспечение видеонаблюдения за состоянием внутри вагонов или удаленный контроль за путями и путепроводами, а также сбор различных данных с датчиков для измерения и диагностики специфических параметров, критичных для функционирования железных дорог.
Цель данной работы разработка и исследование модели беспроводного широкополосного доступа для обеспечения мультисервисным контентом пассажирских вагонов на пути следования железнодорожного маршрута Москва-Тверь. В рамкой данной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Провести основных регламентов и технической документацией для реализации беспроводной передачи данных на железных дорогах;
2. Изучить особенности пассажирских вагонов с целью разработки схемных решений по размещению сетевого оборудования и кабелей связи;
3. Разработать модель линейно-кабельных сооружений и антенно-фидерных устройств для обеспечения беспроводной связи с пассажирскими составами на железнодорожном маршруте Москва-Тверь;
4. Разработать и исследовать модель беспроводной передачи данных по стандарту LTE в диапазонах 2.6 ГГц и 800 МГц для связи с пассажирскими поездами
5. Разработать модель предоставления мультисервисного контента для пассажирских перевозок ОАО РЖД на железнодорожном маршруте Москва- Тверь.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были исследованы особенности предоставления мультисервисного контента при проведении пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, приведен анализ и оценка различных вариантов реализации сетевой инфраструктуры. Проведена разработка и исследование модели беспроводного широкополосного доступа для обеспечения мультисервисным контентом пассажирских вагонов на железнодорожном маршруте Москва- Тверь. В рамкой данной работы были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Проведен анализ основных регламентов и технической документацией для реализации беспроводной передачи данных на железных дорогах;
2. Проанализированы особенности пассажирских вагонов с целью разработки схемных решений по размещению сетевого оборудования и кабелей связи;
3. Разработана модель линейно-кабельных сооружений и антенно-фидерных устройств для обеспечения беспроводной связи с пассажирскими составами на железнодорожном маршруте Москва-Тверь;
4. Разработана и исследована модель беспроводной передачи данных по стандарту LTE в диапазонах 2.6 ГГц и 800 МГц для связи с пассажирскими поездами на железнодорожном маршруте Москва-Тверь;
5. Разработана модель предоставления мультисервисного контента для пассажирских перевозок ОАО РЖД на железнодорожном маршруте Москва- Тверь.
6. Разработана модель видеонаблюдения в поездах типа «ЭС2Г».
1. JuanPabloConti. Hot Spots on Rails. Communications Engineer, 3(5): 18-21, November 2005.
2. Daniel T Fokum and Victor S Frost. A survey on methods for broadband internet access on trains. Communications Surveys & Tutorials, IEEE, 12(2): 171— 185, 2010.
3. G. Bianchi, N. Blefari-melazzi, E. Grazioni, S. Salsano, and V. Sangregorio. Internet access on fast trains: 802.11-based on-board wireless distribution network alternatives. In ISTMobile& Wireless Communications Summit, pages 15-18, Aveiro, Portugal, June 2003.
4. Christopher J Hansen. WiGiG: Multi-gigabit wireless communications in the 60 GHz band. Wireless Communications, IEEE, 18(6):6-7, 2011.
5. EldadPerahia, Carlos Cordeiro, Minyoung Park, and L. Lily Yang. IEEE
802.1 lad: Defining the Next Generation Multi-Gbps Wi-Fi. In 7th IEEE Consumer Communications andNetworking Conference, pages 1-5, Las Vegas, January 2010. IEEE.
6. Steven J. Vaughan-Nichols. GigabitWi-Fi Is on ItsWay. Computer, 43(11): 11-14, November 2010.76. Jrg Oft and Dirk Kutscher. The “Drive-thru” Architecture: WLAN-based Internet Access on the Road. In 59th Vehicular Technology Conference (VTC-Spring), volume 5, pages 2615-2622, May 2004.
7. IEEE Std 802.1 lad-2012 (Amendment to IEEE Std 802.). IEEE Standard for Informationtechnology-Telecommunications and information exchange between systems-Local andmetropolitan area networks-Specific requirements- Part II: Wireless LAN Medium AccessControl (MAC) and Physical Layer (PHY) Specifications Am, pages 1-628, 2012.
8. AtchareeyaKongbuntad, MonthippaUthansakul, and PeerapongUthansakul. Improved beamformingcode bookforWiGigusingMaximal Ratio Combining. In The International Conferenceon Information Networking (ICOIN), pages 112-115, Phuket, Thailand, February 2014. IEEE.
9. AimericBisognin, Diane Titz, Fabien Ferrero, RomainPilard, Carlos A. Fernandes, Jorge R. Costa, Christian Corre, PierinoCalascibetta, Jean-Michel Rivire, Alexis Poulain, Christian Badard, FrricGianesello, Cyril Luxey, Pierre Busson, Daniel Gloria, and Didier Belot. 3D printed plastic 60GHzlens:Enabling innovative millimeterwave antenna solution and system. In IEEE MTT-S International Microwave Symposium (IMS), pages 1-4, Tampa, Fl, June 2014.
10. С. H. Chan,K.B.Ng, D.Wang, H.Wong, and S.-W. Qu.Antennas for 60GHzhigh-speed radio systems. In IEEE International Workshop on Electromagnetics; Applications and Studentinnovation (iWEM), pages 1-2, Chengdun China, August 2012.
11. E. Juntunen, A. Tomkins, A. Poon, J. Pham, A. El-Gabaly, M. Fakharzadeh, H. Tawfik, Yat-LoongTo,M. Tazlauanu, B. Lynch, and R. Glibbery. A compact antenna-in-package 60-GHz SiGeBiCMOS radio. In IEEE Radio Frequency Integrated Circuits Symposium, pages 287-288, Tampa, FL, June 2014.
12. H Mopidevi34. , HV Hunerli, EnginCagatay, N Biyikli, Marc Imbert, Jordi Romen, LluisJofre, and BedriArtugCetiner. Three-Dimensional microfabricated broadband patch antenna for WiGig applications. Antennas and Wireless Propagation Letters, IEEE, 13:828-831, 2014.
13. Kung Bo Ng and Chi Hou Chan. A differentially-fed complementary antenna for WiGig applications. In Asia-Pacific Microwave Conference Proceedings (APMC), pages 313-315, Seoul, Korea, November 2013.
14. R Pilard, F. Gianesello, and D. Gloria. 60 GHz antennas and module development forWiGig applications: Mm-wave antenna-systems convened session. In 6th European Conference onAntennas and Propagation (EUCAP), pages 2595-2598, Praha, March 2012.
15. B.Razavi, Z. Soe, A. Tham, J.Chen, D. Dai, M. Lu,A.Khalil, H. Ma, I. Lakkis, and H. Law. A low-power 60-GHz CMOS transceiver for WiGig applications. In Symposium on VLSICircuits (VLSIC), Kyoto, June 2013.
16. Nobuo Saito, Takayuki Tsukizawa,NaganoriShirakata, Takahito Morita,
Kiyoshi Tanaka, Jun Sato, Yu Morishita,Masaki Kanemaru, Ryo Kitamura, Tai
78
Shima, et al. A fully integrated 60-GHz CMOS transceiver chipset based onWiGig/IEEE 802.11 ad with built-in self calibration for mobile usage. Solid¬State Circuits, IEEE Journal of, 48(176. JrgOtt and Dirk Kutscher. The “Drive- thru” Architecture: WLAN-based Internet Access on the Road. In 59th Vehicular Technology Conference (VTC-Spring), volume 5, pages 2615-2622, May 2004.
2):3146—3159, 2013.
17. Kentarolshizu, Masahiro Kuroda, and Hiroshi Harada. Bullet-train Network Architecture for Broadband and Real-time Access. In IEEE Symposium on Computers and Communications, pages 241-248, Aveiro, Portugal, July 2007. IEEE.
18. T. Manabe and H. Hojo. Technologies for railway internet services in japan. In ITST, Kyoto, Japan, November 2010.
19. Masanori Terada and Fumio Teraoka. Providing a high-speed train with a broadband and fault tolerant IPv4/6 NEMO environment. In IEEE Globecom Workshops, pages 1052-1056, Anaheim, US, December 2012.
20. Gaurav Soni and Sandeep Kaushal. Mobile WiMAX technology and its comparison with various competing technologies. Int. J. Comput. Corporate Res, 1:1-24, 2011.
21. Marina Aguado, Oscar Onandi, Purificacion Agustin, MariviHiguero, and Eduardo Taquet. WiMAX on rails. IEEE Vehicular Technology Magazine, 3(3):47-56, 2008.
22. IftekharAhmadandHabibiDaryoush.ANovelMobileWiMAXsolution for Higher Throughput. In 16th lEEEIntemational Conference on Networks (ICON), pages 1-5, NewDehli, India, December 2008.
23. SayanKumar Ray, Krzysztof Pawlikowski, andHarshaSirisena. Handover inmobileWiMAX networks: The state of art and research issues. Communications Surveys & Tutorials, IEEE, 12(3):376-399, 2010.
24. Takayuki Matsumoto. AddingWiFi and Other Information Services to JR East Trains. In The WiFi on Trains Conference - Train Communications Systems, London, UK, June 2014.
25. Terry Tse. Study of High-Speed Wireless Data Transmissions for Railroad Operation. Technical report, U.S. Department of Transportation, April 2007.
26. Ting Zhou, Hamid Sharif, Michael Hempel, PuttipongMahasukhon, and Song Ci. Performanceofieee 802.11 b inmobile railroad environments. In Vehicular Technology Conference,2005. VTC-2005-Fall. 2005 IEEE 62nd, volume 4, pages 2527-2531. IEEE, 2005.
27. PuttipongMahasukhon, Michael Hempel, and Hsiao-Hwa Cheng. BER Analysis for 802.11b Networks under Mobility. In International Conference on Communications (ICC), pages 4722-4727, June 2007.
28. JrgOtt and Dirk Kutscher. The “Drive-thru” Architecture: WLAN-based Internet Access on the Road. In 59th Vehicular Technology Conference (VTC- Spring), volume 5, pages 2615-2622, May 2004.
29. Richard Gass, James Scott, and Christophe Diot. Measurements of In-Motion 802.11 Networking. In 7th Workshop on Mobile Computing Science & Applications (WMCSA), pages 69-74, August 2006.
30. Michal Kowal, SlawomirKubal, Piotr Piotrowski, and Ryszard Zielinski. Operational characteristic of wireless WiMAX and IEEE 802.11 x systems in underground mine environments. International Journal of Electronics and Telecommunications, 56(1):81, 2010.
31. Kazuhiro Yamada. A High Speed Mobile Communication System Implementing Bicasting Architecture on the IP Layer. Technical report, 2012.
32. Bart Lannoo, Didier Colle, Mario Pickavet, and Piet Demeester. Radio- over-fiber-based solution to provide broadband internet access to train passengers. IEEE Communications Magazine, 45(2):56-62, 2007.
33. Manfred Schienbein and Juergen Dangelmeyr. TrainComradiosystem. In Telefunken RACOMS, 2009.
34. Электропоезда Цукало П.В., Ерохин H.L. Москва 1986г.
35. Электропоезда постоянного тока Просвирин Б.К. Москва 2001г.
36. Локомотив Бжицкий В.Н. Москва 2012г.