Введение 3
1. Исторические, теоретические и международно-правовые основы
правового регулирования применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) 8
1.1. Исторический аспект развития правового регулирования применения
БЛА в контексте становления международного воздушного права 8
1.2. Деятельность ИКАО по разработке универсальных международно-правовых механизмов регулирования применения БЛА 12
1.3. Применение БЛА в контексте специфики международно-правового
режима Арктического воздушного пространства 16
2. Сравнительно-правовой анализ правового регулирования применения БЛА в воздушном законодательстве приарктических государств 21
2.1. Правовое регулирование применения БЛА в воздушном
законодательстве РФ 21
2.2. Правовое регулирование применения БЛА в воздушном
законодательстве США 26
2.3. Правовое регулирование применения БЛА в воздушном
законодательстве Дании, Норвегии и Канады 30
3. Предложения по модернизации действующего механизма правового регулирования применения БЛА в РФ 35
3.1. Предпосылки необходимости создания нового механизма правового регулирования применения БЛА в воздушном законодательстве РФ 35
3.2. Содержание концепции «многофакторного подхода анализа рисков применения БЛА (МПАРБ)» и пути ее нормативной интеграции в воздушное
законодательство РФ 38
Заключение 42
Библиография 47
Приложение
Всего за последние несколько лет летающие «беспилотники» вышли из тени неизвестности для широкого круга лиц и оказались на пике технологических трендов. С каждым годом рынок увеличивается во всем мире, и Россия не является тому исключением . С развитием рынка возрастает и доступность этих устройств, что в итоге обуславливает стремительное развитие общественных отношений. Не вдаваясь в существующие споры о понятийном аппарате , в целях представленного исследования для обозначения данной категории летательных аппаратов мы будем использовать общеупотребимый технический термин - беспилотный летательный аппарат (далее - БЛА).
Актуальность темы. Использование БЛА в Арктическом регионе очень перспективно. Суровые природные и погодные условия, низкая плотность населения и большие расстояния между населенными пунктами и объектами производственной инфраструктуры свидетельствуют о значительной перспективе применения БЛА, при этом трудно найти равноценную замену этому оборудованию. Во многом именно поэтому данное направление является одним из наиболее приоритетных в рамках реализации положений Национальной технологической инициативы РФ.
Интеграция применения БЛА в экономическую деятельность России и приарктических регионов страны в частности может обеспечить создание ряда конкурентных преимуществ при выполнении проектов крупного капитального строительства, управлении промышленной и иной инфраструктурой, повысить эффективность в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, нефтегазовой сектор, страхование, транспорт, телекоммуникации, создать новые рабочие места и т.д. .
Однако достижение указанных результатов требует качественного решения целого комплекса нормативно-правовых, нормативно-технических, технологических и организационных задач с учетом лучших мировых практик. Все это позволяет говорить об актуальности темы данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе эксплуатации беспилотных летательных аппаратов на территории приарктических государств.
Предмет исследования составляет содержание международно-правовых и национально-правовых норм, оказывающих регулирующее воздействие на эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов в Арктическом регионе.
Цель исследования - рассмотрение правовых, теоретических и организационных основ механизма правового регулирования применения БЛА в воздушном законодательстве приарктических государств, а также предоставление рекомендаций по разработке наиболее эффективного подхода к правовому регулированию в РФ, учитывающего специфику применения данной категории летательных аппаратов в условиях Арктического региона.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определение генезиса и дальнейшей динамики развития правового статуса БЛА в корреляции со становлением институтов международного воздушного права;
- установление особенностей действующих в настоящее время универсальных международно-правовых механизмов регулирования применения БЛА, разрабатываемых Международной организаций гражданской авиации (далее - ИКАО);
- выявление специфики международно-правового режима Арктического воздушного пространства и определение исчерпывающего перечня существующих в его границах национальных режимов воздушного пространства отдельных приарктических государств;
- определение и дальнейшая систематизация особенностей правового регулирования применения БЛА в отечественном воздушном законодательстве;
- определение и дальнейшая систематизация особенностей правового регулирования применения БЛА в воздушном законодательстве США;
- определение и дальнейшая систематизация особенностей правового регулирования применения БЛА в остальных приарктических государствах;
- определение существующих предпосылок необходимости модернизации системы воздушного законодательства РФ в части регламентации применения БЛА с учетом результатов, полученных в ходе сравнительно-правового исследования;
- разработка предложений по модернизации механизма правового регулирования применения БЛА в воздушном законодательстве РФ с учетом специфики применения данной категории летательных аппаратов в условиях Арктического региона;
Методологическую основу исследования составили различные общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, прогнозирование, метод правового моделирования, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод и др. Методы анализа и синтеза применены при изучении правовых актов и научной литературы. Метод дедукции применен при построении системы критериев оценки рисков применения БЛА. В целях выработки предложений по совершенствованию положений нормативных правовых актов применены методы прогнозирования и правового моделирования. Сравнительно-правовой метод использован при выявлении схожих аспектов в воздушном законодательстве приарктических государств в части регулирования применения БЛА. Формально-юридический метод использован при определении и сопоставлении понятий «беспилотный летательный аппарат», «беспилотное воздушное судно», «дистанционно-пилотируемое воздушное судно», «беспилотная авиационная система» и пр.
Нормативной основой исследования являются акты международного права - Конвенция о международной гражданской авиации 1944, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 (UNCLOS), Стандарты и рекомендуемая практика (SARPS) Международной организации гражданской авиации, ряд двусторонних соглашений о делимитации границ Арктического региона и многочисленные национальные источники воздушного законодательства приарктических государств.
Теоретическую основу исследования составляют научные работы в области международного воздушного права, воздушного права. В области трудов по международному воздушному и национальному воздушному праву были использованы работы советских и российских ученых:
А.Х. Абашидзе, А.А. Баталова, В.Д. Бордунова, А.Н. Верещагина, В.Э. Грабаря, И.Ф. Казьмина, А.Я. Капустина, Ю.Н. Малеева, А.П. Мовчана, И.С. Перетерского, Е.А. Самородовой, Ф.И. Сапрыкина, А.И. Травникова, Г.Р. Халимовой, и работы иностранных ученых: Р. Абейратне, Л. Вебера, Дж. С. Верплетса, П.С. Демпси, Дж. С. Коппера, Н.М. Матте, М. Мильде, и других авторов.
Научная новизна. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных рассмотрению различных аспектов правового регулирования авиационной деятельности, проблематика применения БЛА в научно-правовой литературе раскрывается недостаточно, так как это явление сравнительно ново и было исследовано в большей степени специалистами неправовых областей. В настоящей работе было впервые проведено комплексное исследование системы правового регулирования применения БЛА в Арктическом регионе, начиная от рассмотрения действия общих универсальных норм международного воздушного права в неразрывной связи со спецификой международно-правового режима Арктического воздушного пространства и заканчивая выявлением конкретных особенностей механизмов правового регулирования рассматриваемой сферы в национальном воздушном законодательстве отдельных приарктических государств. С учетом полученных результатов сравнительно-правового анализа были установлены основные предпосылки необходимости создания нового механизма правового регулирования применения БЛА в РФ, а также разработана авторская концепция «многофакторного подхода анализа рисков БЛА (МПАРБ)», на основе которой предлагаются конкретные мероприятия по модернизации существующей системы правового регулирования применения БЛА в системе воздушного законодательства РФ. Кроме того, приведен среднесрочный прогноз перспектив дальнейших изменений правовой регламентации рассматриваемой сферы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования полученных в ходе работы результатов: при разработке учебных пособий и методических рекомендаций по легальной эксплуатации БЛА в Арктическом регионе РФ; в процессе преподавания учебных дисциплин «Международное право», «Сравнительное правоведение», «Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в Арктике» в высших юридических и иных учебных заведениях; в законотворческом процессе; в процессе разработке отраслевых целевых программ развития в последующих научных исследованиях, посвященных воздушному праву; в практической деятельности как непосредственно владельцев БЛА, так и должностных лиц органов государственного контроля и надзора.
Проведенное исследование правовых, теоретических и организационных основ механизма правового регулирования применения БЛА в воздушном законодательстве приарктических государств с очевидностью подтверждает невозможность применения в полной мере к данной категории летательных аппаратов действующей, на сегодняшний день, для пилотируемой авиации институциональной и методологической системы правовой регламентации. Указанная неприменимость «традиционных» отраслевых подходов напрямую обусловлена корреляцией специфики эксплуатации БЛА в Арктическом регионе с совершенно иными, по сравнению с пилотируемыми воздушными судами, факторами риска наступления неблагоприятных последствий для наземных объектов и других летательных аппаратов.
В подтверждение данных особенностей следует отметить, что правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе эксплуатации БЛА, берет свое начало уже с момента зарождения международного воздушного права и продолжает непрерывно эволюционировать во взаимосвязи с его основными источниками и в настоящее время. Существующий высокий спрос на применение БЛА в государственных и коммерческих целях по всему миру обуславливает активную деятельность ИКАО по попыткам адаптации существующих методов правового регулирования пилотируемой гражданской авиации под специфику БЛА. Однако, этот процесс остановился на этапе формирования системы базовых положений - принципов регулирования, на основании которых еще только планируется дальнейшая разработка универсальных правил интеграции БЛА в глобальную систему воздушного пространства наравне с пилотируемыми воздушными судами.
Непосредственно в Арктическом регионе, помимо особенностей правового режима в рамках конкретного национального воздушного законодательства, специфика применения БЛА неразрывно связана с особенностью международно-правого статуса воздушного пространства Арктики, которая заключается в его двойственной структуре - в зависимости от конкретного территориального района оно имеет статус суверенного воздушного пространства, расположенного над материковой территорией, островами и территориальными морями приарктических государств, а также статус зонального воздушного пространства над ИЭЗ или международного воздушного пространства, расположенного за пределами указанных зон.
Проведенный в ходе исследования анализ действующих районов полетной информации над территорией Арктического региона, на основании аэронавигационных справочников ИКАО, позволил уточнить территориальные границы предмета сравнительно-правового анализа норм национального воздушного законодательства приарктических государств в части регламентации применения БЛА и сделать вывод о том, что фактически в установленных секторах Арктической зоны действует воздушное законодательство только пяти государств-действующих членов Арктического совета - России, США, Канады, Дании и Норвегии.
В воздушном законодательстве РФ, несмотря на длительный период правого регулирования рассматриваемой сферы, отдельные институты нормативной регламентации применения БЛА по-прежнему находятся на стадиях первичной разработки. Кроме того, существенные затруднения как для эксплуатантов БВС, так и для правоприменительных органов создает избранный законодателем единственный критерий для легальной категоризации БЛА. Однако, вышеуказанные недостатки воздушного законодательства в значительной степени затрудняют, но не исключают возможность легальной эксплуатации БЛА в различных целях на территории Арктической части страны.
В свою очередь, система воздушного законодательства США, как государства, являющегося абсолютным лидером в области применения БЛА, учитывает «производный характер» правовой регламентации рассматриваемой сферы от уровня научно-технического прогресса, таким образом, устанавливая гибкие нормативные требования, изначально рассчитанные на появление принципиально новых типов БЛА. В результате применения такого подхода удается обеспечить баланс между уровнями нормативно-правового регулирования и развития общественных отношений в данной сфере. Но «платой» за вышеописанные передовые достижения воздушного законодательства США, базирующегося на концепции риск- ориентированного подхода, является наличие ряда существенных административных ограничений применения БЛА в коммерческих целях по правилам Section 333 FMRA, что в свою очередь существенно затрудняет возможность испытания и дальнейшего внедрения данной технологии в отдельные отрасли экономики.
Оставшиеся приарктические государства, несмотря на общее географическое расположение в Арктическом регионе, на сегодняшний день, как и Россия, не выделяют специализированных правовых режимов применения БЛА над своими северными районами, распространяя на них общие «материковые» требования к эксплуатации и порядку использования воздушного пространства в рамках национального воздушного законодательства. Проведенный сравнительно-правовой анализ позволяет говорить о наличии трех самостоятельных концепций правового регулирования применения БЛА.
Так, для правового режима применения БЛА в Дании будет характерна высокая зависимость от ограничений, установленных наднациональными универсальными требованиями законодательства ЕС. Норвегия осуществляет самостоятельную правовую политику развития данной сферы и является единственной из сравниваемых стран, обладающей отдельным специализированным нормативным актом, целиком посвященным регулированию применения БЛА. А развитие воздушного законодательства Канады напрямую связано с имплементацией норм из правовой системы США. Однако, несмотря указанные существенные различия подходов к правовому регулированию, законодательные органы этих государств приходят к общей позиции о необходимости разработки нового механизма правового регулирования применения БЛА, подобно США, базирующегося на концепции риск-ориентированного подхода.
С учетом полученных результатов сравнительно-правового исследования воздушного законодательства приарктических государств в системе воздушного законодательства РФ в части регламентации применения БЛА были выявлены и подробно рассмотрены существующие взаимообусловленные пробелы и коллизии, выступающие в качестве основных предпосылок необходимости модернизации действующего механизма правового регулирования данной сферы. Указанная взаимообусловленность «проблемных» аспектов правового регулирования приводит к невозможности исправления сложившейся ситуации путем внесения единичных изменений и актуализации отдельных правовых норм.
До исправления указанных проблем в рамках действующего режима суверенного воздушного пространства РФ, обсуждение начала разработки специализированных нормативных актов, предоставляющих особый режим применения БЛА в Арктическом регионе, является преждевременным, по причине закономерного переноса внутренних «конфликтов» системы национального правового регулирования применения БЛА на территорию, обладающую двойственным правовым статусом.
Разрешение установленных противоречий становится возможным только в результате реализации принципиально нового комплексного подхода к регулированию применения БЛА, основой которого должна стать взвешенная оценка возможных рисков применения БЛА. Именно поэтому, на наш взгляд, регулирование данной сферы должно базироваться на разработанной нами концепции «многофакторного подхода» разделения БВС на отдельные категории в зависимости от уровня их потенциальной общественной опасности. В основе рассматриваемого подхода лежит категоризация существующих типов БВС на основе системы взаимосвязанных параметров.
Одним из основных достоинств реализации доктринальных положений оценки риска с помощью предлагаемого нами «многофакторного подхода» регулирования использования БВС является возможность его интеграции в действующую систему воздушного законодательства путем внесения минимального количества изменений, что имеет определяющее значение для сохранения стабильности правового регулирования рассматриваемой сферы.
Кроме того, в работе приводятся конкретные мероприятия по реализации указанной концепции на первоначальном этапе интеграции в систему воздушного законодательства РФ, заключающиеся в снижении нормативных требований к отдельным категориям летательных аппаратов, технические характеристики и, как следствие, потенциальный уровень общественной опасности которых не позволяет отнести их к «полноценным» беспилотным воздушным судам.
Реализация этого шага должна послужить основой для дальнейшей последовательной политики модернизации механизма правового регулирования применения БЛА в РФ с учетом сбалансированности интересов как государства, так и гражданских заинтересованных лиц.
1. Конвенция о регулировании воздушных передвижений. (Париж 13.10.1919). - ULR: http://docs.cntd.ru/document/901976800(дата обращения 05.01.2019).
2. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго 07.12.1944). Doc ICAO 7300/9.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10.12.1982 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.12.1997. № 48.Ст. 5493.
4. Конвенция об открытом море (Женева, 31 октября 1958 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. № 46 (1133). М., 1962.
5. Соглашение между районным диспетчерским центром Хабаровск, районным диспетчерским центром Анкоридж, районным диспетчерским центром Токио (Вашингтон. 19 ноября 1985 г.). Официально не опубликовано.
Стандарты, рекомендуемая практика, термины, другие документы ИКАО
6. Беспилотные авиационные системы. Циркуляр ИКАО Cir 328 AN/190. 2011. - ULR:http://www.aviadocs.net/icaodocs/Cir/328(дата обращения 09.01.2019).
7. Глобальная эксплуатационная концепция ОрВД. Doc 9854AN/458. ИКАО. - ULR:http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/9854(дата обращения 05.01.2019).
8. Глобальный аэронавигационный план к системам CNS/ATM. Doc ICAO http://www.1bm.ru/techdocs/kgs/ost/234/info/4171405.12.2014 г.).
9. Одиннадцатая аэронавигационная конференция. Доклад. ANConf/11-WP/59. - ULR: https://www.icao.int/Meetings/AMC/conf11_wp059(дата обращения 05.01.2019).
10. Приложение 1 к Чикагской Конвенции «Выдача свидетельств
авиационному персоналу». - ULR:
http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexes/an01(дата обращения 09.01.2019).
11. Приложение 2 к Чикагской Конвенции «Правила полетов». -ULR:http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexes/an02(дата обращения 09.01.2019).
12. Приложение 6 к Чикагской Конвенции «Эксплуатация воздушных судов». ULR:http://uaecis.com/files/an06p1(дата обращения 09.01.2019).
13. Приложение 7 к Чикагской Конвенции «Национальные и
регистрационные знаки воздушных судов». -
ULR:http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexes/an07(дата обращения
09.01.2019).
14. Приложение 13 к Чикагской Конвенции «Расследование
авиационных происшествий и инцидентов». - ULR:
http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexes/an13(дата обращения 09.01.2019).
15. Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным
системам. ИКАО, doc. 10019, AN/507, 2015. - ULR:
http://aviadocs.com/icaodocs/Docs/10019(дата обращения 09.01.2019).
Нормативные правовые акты
16. Воздушный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 19 марта 1997 № 60-ФЗ // СЗ РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.
17. Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 г., № 4730-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №
17. Ст. 594.
18. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации: утв. пост. Правительства РФ от 11 марта 2010 г. №138 // СЗ РФ. 05.04.2010. № 14. ст. 1649.
19. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» // СПС «КонсультантПлюс».
20. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в РФ или произведенных в РФ» (подготовлен Минтрансом России 26.01.2016) // СПС «Гарант».
21. Приказ Минтранса России от 25.11.2011 № 293 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2011 № 22874) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 2012. № 7.
Литература на русском языке
22. Абашидзе А.Х. Международное воздушное право: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2018. с. 426.
23. Абашидзе А.Х. Право международных организаций: учебник для бакалавров и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2014. с. 324.
24. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия: в 3 т. // Рос. совет по межд. делам / под общ. ред. И.С. Иванова.
М.: Аспект Пресс, 2013. Т. 3: Применимые правовые источники. 2013.
25. Баталов А.А. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика. М.: ИКД «Зерцало-М», 2008. 224 с.
26. Гаврюшенко П.И., Стребков М.М. Международно-правовое регулирование полетов военных воздушных судов в «контролируемом» над открытым морем: Военное право в XXI веке // Российский военно-правовой сборник №91 М., 2007, с. 32.
27. Грабарь В.Э. История воздушного права // Вопросы воздушного права. М., 1927.
28. Гуреев С.А. Международно-правовые проблемы полетов воздушных судов над морскими пространствами. Деятельность государств в Мировом океане. М., 1983. с. 69.
29. Казьмин И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. - М.: Юрид. лит., 1980. - С. 13.
30. Копылов М.Н. Международное воздушное право // Международное право: Учебник / Под ред. В.И. Кузнецова, Б.Р. Тузмухамедова. М.: НОРМА, 2010. С. 496-524.
31. Мильде М. Международное воздушное право и ИКАО. / Под. ред. О.И. Аксаментова; Пер. с англ. А.М. Бобкова и др. - СПб.: Институт AEROHELP, 2017. - с. 450.
32. Самородова Е.А. Международно-правовые проблемы разработки и принятия универсальной Конвенции по воздушному праву. Автореферат дис. канд. юрид. Наук. М.: МГИМО (У), 2009. с. 150.
33. Сокова Е.А. Правовая регламентация использования воздушного пространства над Арктическим регионом // Закон и право. 2018. №11. - URL:https://elibrary.ru/contents.id=34845444(дата обращения: 09.01.2019).
34. Травников А.И. Правовой режим воздушного пространства. Аэронавигация и безопасность: монография. - М.: Проспект, 2018, с. 320.
35. Фетисов В.С. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние. Монография. — Уфа: ФОТОН, 2014. — с. 450.
Литература и документы на иностранных языках
36. The Aeronautics Act. - ULR: https://laws-lois.justice.gc.ca/acts/A2(дата обращения 12.01.2019).
37. Act no. 1149 of 2017 The «Air navigation Act». Civil Aviation Administration Denmark - ULR http://www.slv.dk/docs/ana1(дата обращения 12.01.2019).
38. Act no. 1035 of 2013 The «Aircraft registration Act». Civil Aviation Administration Denmark - ULR http://www.slv.dk/docs/ar1(дата обращения 12.01.2019).
39. The Canadian Aviation Regulations. - ULR: https://laws- lois.justice.gc.ca/eng/regulations/SOR-96-433(дата обращения 12.01.2019).
40. The Canadian Aviation Security Regulation. - ULR: https://laws- lois.justice.gc.ca/eng/regulations/SOR-2011-318(дата обращения 12.01.2019).
41. Expanding Use of Small Unmanned Aircraft Systems in the Arctic. Implementation Plan. - ULR: https://www.faa.gov/uas/partnerships/suasarcticplan(дата обращения 09.01.2019).
42. FAA Modernization and Reform Act of 2012. Sec. 336. Special rule for model aircraft. - ULR: http://www.flutopedia.com/refs/Congress_2012_HR658(дата обращения 09.01.2019).
43. The International Comparative Legal Guide to Aviation Law 2018. Global Legal Group. - ULR: https://iclg.com/practice-areas/aviation-laws-and- regulations/denmark(дата обращения 12.01.2019).
44. Low Altitude Authorization and Notification Capability. USS Operating Rules. ULR: https://www.faa.gov/uas/laancforindust/sUAS_LAANC_USS_Rules(дата обращения 09.01.2019).
45. «Prototype» Comission Regulation on Unmanned Aircraft Operations. European Aviation Safety Agency. - ULR: https://www.easa.europa.eu/dfu/files/dfu/UASPrototype(дата обращения 12.01.2019).
46. Regulation of Drones. // The law library of Congress. - 2016. - URL: https://www.loc.gov/law/help/regulation-of-drones/regulation-of-drones.pdf(дата обращения: 12.01.2019).
47. Title 14 CFR Part 107, Small Unmanned Aircraft Systems. - ULR: https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text=pt14.1.107(дата обращения 09.01.2019).
48. Title 14 CFR Part 101, Moored Balloons, Kites, Amateur Rockets and Unmanned Free Balloons. - ULR: https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text=pt14.1.101(дата обращения 09.01.2019).
49. Title 14 CFR Part 48 - Registration and Marking Requirements for Small Unmanned Aircraft. - ULR:https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text=pt14.1.48(дата обращения 09.01.2019).
50. Title 14 CFR Part 47 - Aircraft registration. - ULR: https://www.ecfr.gov/cgi-bin/text=pt14.1.47(дата обращения 09.01.2019).