Введение
Глава I. Психолого-педагогические особенности развития воображения у детей среднего школьного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития творческого воображения школьников
1.2 Особенности развития творческого воображения у детей среднего
школьного возраста средствами ИЗО
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению механизмов развития творческого воображения на занятиях по бисероплетению у учащихся средних классов
2.1 Анализ рабочих программ по бисероплетению
2.2 Эффективность использования индивидуального подхода в
изучении формирования воображения у учащихся средних классов на занятиях по бисероплетению
Глава III. Описание творческой части выпускной квалификационной работы
3.1 Обоснование выбора темы творческой части выпускной
квалификационной работы
3.2 Этапы создания панно
Заключение 48
Библиографический список
Развитие современного общества предполагает определенные тенденции в развитии образования. Поэтому идет интенсивный процесс обновления системы школьного образования, который обусловлен воплощением новой педагогической модели, направленной на развитие ребенка как индивидуальной, саморазвивающейся личности, способной получать, осмыслять и применять знания. А также быстро ориентироваться в постоянно меняющемся мире.
Изменение направленности современного школьного образования влечет за собой изменение взаимоотношений участников развивающего процесса. Происходит исключение субъект-объктного характера образовательной деятельности, когда ребенок остается пассивным по отношению к направленному на него педагогическому воздействию. Нацеленность на гармоничное и целостное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями предрешает организацию образовательного процесса, в котором тесно переплетаются интересы педагогов и родителей. Все это позволяет выстроить единую линию раскрытия внутреннего потенциала ребенка.
Центральным системным обновлением в усовершенствовании системы школьного образования, согласно современным Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), является содержание образовательного процесса, которое должно быть направлено не только на усваивание ребенком определенных специальных знаний и умений, но и на развитие целостных личностных качеств каждого ребенка, закрепление у него специфической познавательной мотивации, условием которой является возможность применения и использования полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Среди выделенных в Федеральном государственном стандарте основных видов деятельности, особую значимость в среднем школьном возрасте принимает художественно- творческая деятельность, в том числе декоративно-прикладная. Ее специфика помогает обнаружить и раскрыть в ребенке такие качества, как образность, креативность, усидчивость, которые заложены в природе. И лучше всего с этим справляется художественно-творческая деятельность, связанная с искусством бисероплетения.
Таким образом, возникает необходимость изучения становления и развития творческих процессов.
Анализ уже проведенных психолого-педагогических исследований по теме развития творческого воображения показал, что воображение и творчество тесно связаны между собой и непрерывно сопровождают деятельность человека на всех этапах его жизни. Наиболее существенным выявление специфики творческого воображения становится при изучении среднего школьного возраста.
Воображение является одним из ведущих психологических свойств человека, одна из важнейших субъективно-психологических характеристик личности. Это сложный комплекс представлений и образов, которые определяют поведение человека, его действия и намерения.
Проблема развития творческого воображения нашла отражение в трудах таких ученых как Л.С. Выготский, Р.М. Грановский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн и других. Они исследовали сущность творческого воображения и закономерности ее развития.
Воображение является источником творческой духовности человека. Отсутствие воображения лишило бы нас всех существующих видов искусства. Оно позволяет фантазировать, уходить от стандартов мышления, поведения и выражения своих эмоций.
В процессе творческого воображения происходит создание новых образов, отличающихся от тех, что уже имеются в памяти. Поэтому творческое воображение играет огромную роль в познавательном процессе.
Таким образом, развитие творческого воображения неотъемлемо от деятельности ребенка в целом.
Прежде всего, необходимость формирования творческой личности, способной креативно и нестандартно мыслить, решать насущные жизненные проблемы, диктует само общество.
В основном воображение развивается в процессе учебной деятельности под руководством педагога и исходит из индивидуального подхода к каждому ребенку, так как человек не рождается с развитым воображением.
Воздействие окружающей среды и влияние социума обогащают опыт ребенка, что создает основу развития воображения.
Поэтому перед школой ставится задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, повышения интеллектуального развития нации. В связи с этим требует усовершенствования учебно - воспитательный процесс, вся система образования в целом.
Целью работы является изучение особенностей развития творческого воображения детей среднего школьного возраста в процессе занятий по искусству бисероплетения.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения учащихся средних классов.
Предмет исследования: индивидуальный подход в процессе обучения, как средство развития творческого воображения.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения учащихся средних классов будет результативным и успешным при использовании техники искусства бисероплетения, если:
1. на занятиях будут соблюдены дидактические принципы, способствующие успешному усвоению материала;
2. в процессе практических занятий педагог будет поощрять индивидуальное творчество детей, которое будет сделано по воображению или представлению;
3. на занятиях будет учитываться уровень возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Задачами исследования являются:
• Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме развития творческого воображения;
• Раскрытие особенностей творческого воображения детей среднего школьного возраста;
• Определение путей развития творческого воображения детей в процессе занятий по искусству бисероплетения;
• Разработка рекомендаций по развитию творческого воображения детей.
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
• анализ особенностей развития творческого воображения у детей среднего школьного возраста средствами ИЗО.
• педагогическое наблюдение за учебным процессом.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы по теме нашей работы показал, что в основном современная литература по развитию творческого воображения делает акцент в основном на такие средства, которые бы повышали познавательную деятельность у детей. Но если акцент делается на различии воображения и мышления, то это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов.
Таким образом, из анализа можно выделить, что воображение является основой творческого процесса, потребность в котором вызвана необходимостью практической преобразующей деятельностью человека.
В процессе написания работы мы выполнили все поставленные задачи. Были раскрыты особенности творческого воображения детей среднего школьного возраста. В основном развитие творческого воображения детей зависит от их умственного развития и способности к такому развитию, а также от индивидуальных особенностей личности. Также большую роль в этом процессе играет то, насколько разработан материал для обучения и воспитания детей. Также мы определили пути развития творческого воображения детей в процессе занятий по искусству бисероплетения. Возможными путями для развития творческого воображения могут быть: рисование схем на различные темы, применение выразительных средств живописи, а также художественно-дидактических игр. Разработали рекомендации по развитию творческого воображения детей, которые представлены в первой главе.
Цель нашего исследования достигнута. Мы изучили особенности творческого воображения детей среднего школьного возраста в процессе занятий по искусству бисероплетения.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что если на занятиях по бисероплетению будут соблюдаться дидактические принципы, способствующие успешному усвоению материала, будет учитываться уровень возрастных, а так же индивидуальных возможностей детей и педагог будет поощрять их индивидуальное творчество, то развитие творческого воображения учащихся средних классов будет результативным и успешным.
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.:, 1984.
2. Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей / Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. - СПб: Питер, 2005. - с 360.
3. Батищев Г.С. диалектика творчества. М.:, 1984.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Изд - во Знание, 1981.-96 с.
5. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО ЦГЛ Рон, 2000. - 112 с.
6. Брушлинский A.B. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения). Сб. «Научное творчество», М., 1969. С. 230.
7. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / Наши дети. М.: - 2005. - № 4. - С.21-22.
8. Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках / Учитель. Учебно-методическое издание. М.: - 2005. - № 5-6. - С.14-15.
9. Веккер, Л.М. Психические процессы. Воображение / Л.М.Веккер.
- М.: Смысл, 1974. - С.278-295.
10. Виноградова Е. С. Большая книга бисера. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 432 с.
11. Владычко С.Д.Методика экспериментально-психологического исследования, воспроизводящего и комбинационного воображения у душевнобольных / Прив.-доц. С.Д. Владычко; Из Психол. лаб. и клиники душевных болезней акад. В.М. Бехтерева в В[оен.]-мед. акад. - Санкт- Петербург : тип. 1 Спб. труд. артели, 1914. - с. 30.
12. Вундт В. Фантазия как основа искусства. Издание Товарищества М.О. Вольфа. С.-Петербург, 1914.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 93 с., с. 186.
14. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с., с. 184.
15. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
16. Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. - М.: Арт-родник, 2008. - 304 с.
17. Дидактика средней школы: Учеб. пособие для студентов
пединститутов / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М, 1975
18. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. М.: СПб.: Питер, 2002. - 368 с., с. 156.
19. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. М.: Смоленск, 2004. - 368 с.
20. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / Вопросы психологии. 2007. №16. - с. 52 - 59.
21. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. / Вопросы психологии. — 1980, Г92.
22. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление украшений из бисера. - М.: Академия, 2007. - с 276.
23. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2003. - 34 с.
24. Журнал «Образование в современной школе», 2002 Х 11-12.
25. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. / Вопросы психологии. - 1993 - №2. - с. 54.
26. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
2Т. Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении. - М.: Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с.
28. Ильенков, Э.В. О воображении / Народное образование. - М.: 1968. - №3. - С.33-42.
29. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Дошкольное воспитание. М.: - 19Т1. - №2. - С.41-46.
30. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: 2002.-365 с.
31. Коршунова, Л.С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М.: Просвещение, 1989. - С.18-39.
32. Котова, Т.Н. Творческие задания как средство развития
креативного воображения школьников в учебном процессе. - М.:
Новотроицк, 2007. - 24 с.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. С.340
34. Лук А.Н. Проблемы научного творчества//Сер. Науковедение за рубежом. - М.: ИПИ-ОН АН СССР, 1983.
35. Лук А. Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.
36. Люблинская А. А. Детская психология. - М., 1971.
3Т. Мелик - Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих способностей. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
38. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: 1987.
39. Найссер, У. Познание и реальность. Воображение и память / У.Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - С.141-165.
40. Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение. - М.: Владос, 2001. - С.260-2Т1.
41. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н.Никифорова. - М.: Наука
2007. - С.80-100.
42. Николаенко, Н.Н. Психология творчества. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
43. Петровский А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
44. Платов Ю.Т., Исаев С.М. Цвет, мотив, выбор. - М.: Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2005. - 302 с.
45. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - М.: Высшая школа, 2003. - 278 с.
46. Путилина Н. А. Обучаю бисерному рукоделию текст. // Школа и производство. - М.: 2001.- № 8. - С. 21-22.
47. Рибо Т. Творческое воображение. - М.: Просвещение, 2001.
48. Розов А.И. Фантазия и творчество. К постановке вопроса // Вопр. философии. 1966. № 9. С. 112-116.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2008. - 713 с., с. 296
50. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления у детей. - М.: Ярославль, 1997. - 240 с.
51. Степанов А.А. Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: 2004. - 389 с.
52. Стольная Е.А. «Цветы и деревья из бисера» - М.: «Мартин», 2007.
- 265 с.
53. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей.
- М.: Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 192 с.
54. СубботинаЛ.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: «Академия развития», 1997
55. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления.
Екатеринбург: У - Фактория, 2004. - 208 с.
56. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
57. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
58. Ушинский К.Д. История воображения. / Собр. соч. М.-Л., 2000. Т. 8
59. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения: Учебное пособие. - М.: Новосибирск: РИФплюс, 1997. - 166 с.
60. Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: 1986.
61. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — М. : Просвещение, 1962—1965. Т. 1: [Автобиографические работы. Труды дореволюционного периода] / Сост. Г. Ф. Морозова. — 1962. — 503 с., 1 л. портр. — Указ.: с. 497—502.
62. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - М.: 1996.
Электронные ресурсы
63. Рабочая программа кружка «Бисероплетение». 2012. URL: http://pandia.ru/text/78/172/22699.php(дата обращения: 18.02.2018).
64. Никифорова. О. А. Рабочая программа по дополнительному образованию «Бисероплетение». 2015.
URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/11/03/rabo chaya-programma-po-dopolnitelnomu. (дата обращения: 25.02.2018).