Оглавление 2
Введение 3
Историография 5
Публикации 1880-х — 1900-х гг. 6
Публикации 1930-х — 1960-х гг. 13
Публикации 1970-х — 1980-х гг. 18
Публикации 1990-х — начала 2010-х гг. 24
Глава 1. Светский период в творчестве Джеймса Тиссо 30
§1. Формирование живописной манеры Джеймса Тиссо 30
§2. Мистицизм и спиритуализм в творчестве Джеймса Тиссо 39
Глава 2. Европейский ориентализм и Джеймс Тиссо 43
§1. Две художественные концепции Востока. Франция и Англия 43
§2. Восточная поездка Джеймса Тиссо 56
Глава 3. «Библия Тиссо» 60
Заключение 68
Список литературы 71
Список иллюстраций 75
Иллюстрации 76
Джеймс Тиссо является одним из самых привлекательных и загадочных художников второй половины XIX века. Его карьера сложилась более чем успешно еще при жизни: изображая светское общество Парижа и Лондона, двух крупнейших столиц Европы, Дж. Тиссо никогда не испытывал недостатка в заказах до тех пор, пока личная трагедия не стала причиной его душевных метаний. В результате долгих поисков, Дж. Тиссо, воспитанный в глубоко религиозной семье, вновь обращается к католицизму и кардинально меняет направление своего творчества. Всю оставшуюся жизнь он посвящает работе над иллюстрациями к Новому и Старому Завету, совершая ряд путешествий в Египет, Сирию и Палестину. Тиссо ставит перед собой задачу почти с научной точностью изобразить Святую Землю, полагая, что она совсем не изменилась с рождения Христа. Когда Тиссо впервые выставил 270 акварелей в 1894 году в Париже, то его работы, выполненные в совершенно новой манере, были встречены с огромным энтузиазмом. На волне успеха Тиссо заключил контракты с французским, английским и американским издательствами на создание иллюстрированной Библии, которая была представлена не в классическом виде, а как единое повествование о жизни Христа. Так называемая «Библия Тиссо» распространилась по всей Европе и Соединенным Штатам Америки, став самой продаваемой книгой того времени.
Творческий путь Джеймса Тиссо совпадает со сложным и запутанным периодом французской истории. Общество конца XIX века находилось в стадии переосмысления действительности и поисков новых истин . Религиозное искусство было в особенно тяжелом положении, поэтому обращение к нему Дж. Тиссо, успешного светского живописца, получившего признание и в Парижском Салоне, и в Лондонской Королевской Академии, было особенно неожиданным.
Целью данной работы является определение исследование особенностей религиозного искусства Дж. Тиссо во всем его многообразии, так как именно религиозный поиск оказал решительное влияние на изменения образно-тематической структуры мастера, а также его стилистическую трансформацию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующий ряд задач:
• Выполнить историографический анализ с целью выявления степени изученности творчества художника.
• Проследить творческий путь Дж. Тиссо и сосредоточиться на отношении к религиозному сюжету в светский период художника.
• Изучить степень воздействия мистицизма и спиритуализма на религиозное искусство Дж. Тиссо.
• Рассмотреть отражение ориентализма в изобразительном искусстве Англии и Франции XIX в.
• Выявить значение французской и английской традиции ориентализма для творчества Дж. Тиссо и обозначить его личную концепцию Востока.
• Рассмотреть «Библию Тиссо» в контексте искусства оформления
книги
Во введении была обозначена главная цель работы, которая заключалась в исследовании особенностей религиозного искусства Дж. Тиссо. Для этого, во-первых, необходимо было провести историографический анализ и определить степень изученности данной темы. Во-вторых, следовало рассмотреть формирование художественной манеры художника, до того, как он окончательно посвятил себя религиозной живописи. В-третьих, подробно изучить вопрос ориентализма в творчестве Дж. Тиссо, а также уделить внимание оформлению главного религиозного произведения художника — «Библии Тиссо».
Данная тема мало изучена, так как исследователи не относят Дж. Тиссо к передовым художникам. Являясь почти ровесником импрессионистов, он отошел на второй план, как представитесь в большей степени академической традиции. Изначально, он упоминался скорее как посредственный живописец в контексте дружбы с Э. Дега. Однако при жизни, Дж. Тиссо, благодаря изданию «Библии Тиссо», стал одним из самых знаменитых художников: регулярные упоминания во французской, английской и американской прессе; интервью и статьи, посвященные его грандиозному религиозному проекту. Публикации этих лет представляют собой объемный блок ценной информации, касающейся «Библии Тиссо». Впоследствии религиозная живопись мастера вызывает еще меньший интерес, чем остальное творчество художника. Многие исследователи предпочитали заканчивать повествование о жизни мастера с момента его отъезда на Восток. Такое отношение к библейским иллюстрациям художника вызвано несколькими причинами: во- первых, существовало устойчивое мнение об упадке религиозной живописи XIX в., и о ее низком качестве в целом, во-вторых, в том, что все религиозные работы художника находятся в собраниях музеев Нью-Йорка, в США, и не выставляются на постоянной экспозиции, редко участвуя в выставках. Но все же, когда с конца 1860-х гг. устраиваются выставки, посвященные Дж. Тиссо, а также появляются первые исследователи творчества художника, то появляются и первые попытки осмыслить вклад художника в религиозную живопись и в искусство конца XIX в. в целом. На данный момент интерес исследователей к религиозной живописи увеличивается. Появилась тенденция рассматривать творчество художника в социальном контексте, что сразу повысило его актуальность в контексте французского искусства.
Свой творческий путь Дж. Тиссо начинал как классический салонный живописец. Изначально испытывая влияние художников juste millieu, Дж. Тиссо вскоре обращается к современному сюжету. Именно в этот период можно говорить о некоторых характерных чертах в его творчестве: интерес к театральным элементам — костюмам, жестам, постановочной композиции; повышенная детализация и внимание к фактуре; подверженность чужим влиянием, но в то же время умение изящно их преобразовывать в свой собственный стиль согласно вкусам Салона.
Основополагающее значение в создании «Библии Тиссо» принадлежало поездке художника на Восток. Обратившись к религиозной теме, он поставил перед собой задачу воссоздать «истинную» картину жизни Христа, а затем и ветхозаветную историю через правдивое изображение Палестины. Однако Дж. Тиссо становится далеко не первым художником, который обращается к Востоку в своем искусстве. Ориентализм был далеко не новым явлением в Европе, но именно в XIX в. увлечение Востоком достигает своего апогея. Создавая «Библию Тиссо», художник смог совместить в своем творчестве две основные тенденции, намеченные в ориентализме французской и английской живописи, что позволило так ярко изобразить Восток в библейских иллюстрациях и вызвать повышенный интерес к работе художника. Одной из главных характеристик Дж. Тиссо становится его предпринимательский талант и способность чутко улавливать новые модные веяния. Комбинация этих двух качеств принесла Дж. Тиссо мировую известность и признание. Дж. Тиссо олицетворял собой новый тип живописца. «Библия Тиссо», как тщательно спланированный и качественно осуществленный проект, стал главным произведением в творчестве художника.
1. Герчук, Ю.Я. Художественная структура книги. М., 1984.
2. Герчук, Ю.Я. Об искусстве книги. М., 1977.
3. Де Кар Л. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски. М., 2002.
4. Костеневич А. Г. Искусство Франции 1860-1950. Живопись. Рисунок. Скульптура. Спб., 2008.
5. Раздольская, В.И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм. СПб., 2005.
6. Раздольская, В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. М., 1981.
7. Ревалд, Дж. История импрессионизма. М., 1999.
8. Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2016.
9. Amaya, M. Painter of ‘La Mysterieuse // Apollo. № 77. August 1962. 472-74.
10. Ash R. James Tisstot. New York: Abrams, 1992.
11. Brooke, David S. James Tissot and the ‘ravissante Irlandaise’// Connoisseur 168. May 1968, pp. 55-59.
12. Brown C. F. James Tissot’s Exhibition at the Art Institute of Chicago // Brush and Pencil. Vol. 3, № 6.
13. Burroughs L. A. Portrait of James Tissot by Degas // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art. № 36. February 1941. Pp. 35-38.
14. Coues, Edith. Tissot’s Life of Christ. The Century Illustrated Magazine // Vol. 51. № 2. December 1895, pp. 289-302.
15. Di Pasquale, M. E., Josephin Peladan: Occultism, Catholicism, and Science in the Fin de Siecle // Racar: Canadian Art Rewiew. Vol. 34. № 1. 2009, pp. 53-61.
16. Driskel M. P Representing Belief: Religion, Art, and Society in Nineteenth-Century France. University Park: Pensylvania State Iniversity Press, 1992.
17. Edgar Degas. Degas’ Letters. Marcel Guerin, Marguerite Kay (ed.). Oxford: Cassier, 1948.
18. Henderson, L.D. Mysticism and Occultism in Modern Art // Art Journal. Vol.
46. № 1. 1987, pp. 5-8.
19. Hughes J. H. Tissot’s Contribution to Religious Art // Brush and Pencil. Vol.
10, № 6. September 1902.
20. James Jacques Joseph Tissot. 1836—1902. Exhibition catalogue. Toronto, Providence, 1968.
21. Janis, Eugenia Parry. Tissot Retrospective // The Burlington Magazine 110. May 1968, pp. 300-3.
22. Judith F. Dolkart (ed.) James Tissot: The Life of Christ. Texts by Judith F. Dolkart, David Morgan and Amy Sitar. London and New York. 2009.
23. Jewish Museum. J. James Tissot: Biblical Paintigs. With essays by Yochanan Muffs and Gert Schiff and a chronology by Michael Wentworth and David S. Brooke. New York: The Jewish Museum, 1982.
24. Keshanjee, S. Tditorial Introduction: The Visual Culture of Science and Art in Fin-de-Siecle France // Racar: Canadian Art Rewiew. Vol. 34. № 1. 2009, pp. 5-17.
25. Knoblock E. James Tissot and the Seventies // Apollo 17. June 1933.
26. Laver J. Vulgar Society: Romantic Career of James Tissot. London, 1936.
27. Levy, C.H. James Tissot and His Work // The Outlook. Vol. 60. № 16. December 1898, pp. 954-64.
28. Levy H. C. The Life of Jesus as Illustrated by J. James Tissot // The Biblical World. Vol. 13. № 3. Febryary 1899, pp. 69-78.
29. Lochnan, K. (ed). Seductive Surfaces: The Art of Tissot. Studies in British Art
6. New Haven and London: Yale University Press, 1999.
30. Marshall, M., Warner D. James Tissot. Victorian Love. Modern Life. New Haven, 1999.
31. Misfeldt W. E. James Jacques Joseph Tissot. A bio-critical study. Saint Louis, 1971.
32. Moffett Cl. J. J. Tissot and his Paintings of the Life of Christ // McClure’s Magazine. № 12. March 1899.
33. Morehead, A. Symbolism, Mediumship, and the «Study of the Soul that has Constituted Itself as a Positivist Science» // Racar: Canadian Art Rewiew. Vol.
34. № 1. 2009, pp. 77-85.
34. Musee des Beaux-Arts de Besan^on. James Tissot, 1836-1902. Besancon: Musee des Beaux-Arts, 1985.
35. Nochlin, L. The Politics of Vision: Essays on Nineteenth-century Art and Society // The Imagenary Orient. New York, 1989.
36. Rey, X. Le Cercle de la rue Royale (1868) de James Tissot. // Revue du Louvre. № 5. 2011, pp. 21-22.
37. Said E. W. Orientalism. Western conceptions of the Orient. Toronto, 1978.
38. Sciama, C. James Tissot, heritier d’Ingres // Revue du Louvre. № 2. Avril 2006, pp. 19-21.
39. Stanton Th. Tissot’s Illustrations of the Gospels // The Century Illustrated Magazine. Vol. 48, № 2. June 1894.
40. The Fine Arts: Art Notes // The Critic. Vol. 6, № 155. December 18, 1886.
41. Thomson R. Art of the Actual: Naturalism and Style in Early Third Republic France, 1880-1990. New Haven and London, 2012.
42. Thomson R. The Troubled Republic: Visual Culture and Social Debate in France, 1889-1900. New Heaven, Conn., and London: Yale University Press, 2004.
43. Tissot, J. Christmas at Bethlehem // The Century Illustrated Magazine. Vol. 57. № 2. December 1898, pp. 176-78.
44. Tissot, J. James. Round about Jerusalem // The Century Illustrated Magazine. Vol. 57. № 6. April 1899, pp. 859-64.
45. Wentworth, M. Energized Punctuality: James Tissot’s Gentlemen in a Railway Carriage // Worcester Art Museum Journal. Vol. 3. 1979-80.
46. Wentworth, M. James Tissot. Catalogue Raisonne of his Prints. Minneapolis, 1978.
47. Williams A. Penetrating the Veil: Gerome’s Harem Painting and «erotic imperialism».
48. Zerner, H. James Tissot // L’Oeil. №160. Avril 1968, pp. 22-31.
49. Zerner, H. The Return of ‘James’ Tissot. Artnews 67. March 1968.