Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования личностных особенностей, влияющих на успешность спортсмена при экстремальных нагрузках
1.1 Особенности спортивной деятельности и факторы ее успешности 7
1.2 Психологические особенности личности спортсмена 14
1.3 Экстремальность как условие спортивной деятельности 28
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Методологические принципы исследования 38
2.2 Характеристика выборки исследования 38
2.3 Методы и методики исследования 39
2.4 Методы математико-статистической обработки 45
Глава 3 Описание и обсуждение результатов
3.1 Анализ результатов обследования по методике Многофакторного личностного опросника 16PF Кеттела 47
3 . 2 Анализ результатов обследования по методике «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса».. 51
3.3 Анализ результатов обследования по методике «Шкала базисных убеждений» 56
3.4. Анализ результатов обследования по методике «Диагностика волевого самоконтроля» 59
3.5. Анализ результатов обследования по шкале самооценки успешности спортсмена 62
3.6 Корреляционный анализ между самооценкой успешности спортсмена и его личностными качествами 64
Выводы по 3 главе 67
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 76
За последние годы во всех странах мира роль спорта резко возросла в системе ценностей современной культуры, так как спорт выступает в наше время важным средством выражения доброй воли, взаимопонимания и укрепления отношений между народами. Межгосударственные связи в области спорта реализуются с помощью участия спортсменов и команд в международных спортивных состязаниях, обмена спортивными делегациями, тренерами и специалистами, создают положительную атмосферу для взаимодействия государств.
Однако спортивная деятельность характеризуется повышенным психологическим напряжением, которая проходит в экстремальной среде и отличается высоким уровнем риска, поэтому для достижения высоких результатов необходимо учитывать ряд факторов. Так, во многом спортивные достижения оцениваются способностью спортсменов преодолевать разнообразные экстремальные ситуации в спорте, представляющие собой систему ограничений, психических, физических, социальных, внешних и внутренних, нравственных, возникающих перед спортсменом. Также на эффективность занятий спортом влияют, помимо взаимодействия спортсмена и тренера, внешние факторы: температура и влажность воздуха, шум, зрительные, слуховые и тактильные раздражители, которые исходят от противника, партнеров по команде или зрителей. Влияя на человека, данные факторы управляют его поступками, поведением, действиями, вызывают изменение состояния по-разному.
Итак, побудительные стимулы обуславливают реакции человека, преобразуясь в мотивы поступков и деятельности. Сам спортсмен, благодаря своему сознанию, разуму, воле управляет своим поведением, субъектом управления. Самоуправление, которое сознательно осуществляется человеком, является важной особенностью спортивной деятельности. В связи с этим, необходимо актуализировать не только психофизиологические возможности спортсмена, но и внутренние личностные.
Таким образом, источником духовного здоровья нации, социальной стабильности, национальной безопасности и экономического роста выступает спорт, ему придается особый статус в международных отношениях спортивной дипломатии. Это новое явление требует анализа и развития. В психологии спорта большинство исследований имеют методологический характер и направляются на разработку психотехнических методик и психофизиологических методов для регуляции эмоциональных состояний, коррекции, лечения или компенсации последствий экстремальных воздействий в результате спортивной деятельности. Следует отметить, что подобные исследования проводятся без учета взаимосвязи ее психологической структуры с личностью и деятельностью человека. Таким образом, исследование личностных особенностей спортсменов в экстремальных условиях является актуальным для повышения уровня, успешности спортивных соревнований.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких ученых, как: Гогунова Е. Н., Ильина Е.П., Кочетковой С.В., Лысенко Ю. Н., Мильмана В. Э., Сафонов В. К. Соколовой Л.А., Турецкого Б. В., Яковлева Б.П. и других.
Целью нашей дипломной работы является выявление личностных особенностей, влияющих на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.
Объект исследования: спортсмены.
Предмет исследования: личностные особенности, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.
Гипотеза: личностные качества спортсмена влияют на
результативность его деятельности.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты личностных особенностей, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках;
2. Определить личностные особенности, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках;
3. Изучить личностные особенности, влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, был использован комплекс методов: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, сбор эмпирических данных путем психологической диагностики, методы математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе спортивной школы №г.. В данном исследовании принимало участие 30 человек, в возрасте 18-21 лет, занимающиеся греблей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически систематизирована проблема личностных особенностей, влияющих на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать в работе спортивного тренера, что позволит ему достигать высоких результатов с помощью учета не только психофизиологических особенностей спортсмена, но и личностных.
Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений.
Как показывают теоретические исследования, важную роль в успешности спортивной деятельности играет правильный выбор личностью вида спорта, который соответствует его мотивам, склонностям, интересам, психофизиологической структуре личности и способностям, то есть его личностным особенностям.
Целью нашего исследования выступало выявление личностных особенностей, влияющих на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках. Выборку исследования составили 30 спортсменов, занимающихся академической греблей.
Исследование проводилось в три этапа.
— подготовительно-поисковый;
— экспериментально-аналитический;
— заключительно-оценочный.
В данном исследовании были изучены такие показатели, как индивидуально-психологические особенности личности, личностная предрасположенность к конфликтному поведению, стиль разрешения конфликтной ситуации, особенности личностной саморегуляции, глубинные представления личности об окружающем мире и о себе, самооценка успешности спортсмена.
Было выявлено, что у большинства спортсменов, занимающихся академической греблей доминируют следующие личностные особенности: реализм, консервативизм, практичность, открытость, эмоциональная устойчивость, доминантность, беспечность, моральная нормативность, дипломатичность,самостоятельность,подозрительность,самодисциплинированн ость, напряженность. Также большинство спортсменов использует стиль соперничества в конфликте и убеждены в том, что окружающие люди в целом добры и достойны доверия, а распределение событий, которые происходят с людьми, осуществляется по принципу справедливости, т. е. каждый получает то, что заслуживает. Спортсмены относятся реалистично к себе и к происходящему и убеждены в том, что могут контролировать свою жизнь и события, которые происходят в ней. Им свойственна эмоциональная зрелость, независимость, активность, самостоятельность. В группе спортсменов доминируют средний и высокий уровни спортивных достижений.
Проведя корреляционный анализ, мы выявили, что, чем выше уровень достижений испытуемых, тем выше степень эмоциональной устойчивости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, самоконтроля, самолюбия, собранности, энергичности, спокойствия, хладнокровия. Спортсмены с высокими достижениями предпочитают стиль соперничества в конфликте, и имеют высокую степень базовых убеждений. А также была обнаружена взаимосвязь успешности и наличия волевых качеств: чем выше степень успешности спортсмена, тем выше уровень настойчивости и самообладания.
Итак, результаты проведенного исследования позволили показать, что существует положительная взаимосвязь между личностными качествами спортсмена и результативностью его деятельности.
Таким образом, наша гипотеза доказана: личностные качества спортсмена влияют на результативность его деятельности. Цель достигнута. Задачи, поставленные перед нами в начале работы, выполнены в полной мере.
1. Аверина М.В. Проблематика гендерных трансформаций в современном спорте // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 25-28.
2. Адаптация и стресс в спорте / С.Е. Павлов, Т.Н. Кузнецова // Актуальные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях. - М., 2005 - С. 307-312
3. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 1.- С. 12-14.
4. Березова (Меметова) Н. Индивидуальная типовая адаптация на тренировочные и соревновательные нагрузки высококвалифицированных бегунов на средние дистанции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Texts.idc?DocID=97894
5. Блудов Ю.М. Личность в спорте : очерки исслед. психологии спортсмена / Ю.М. Блудов. - М. : Сов. Россия, 1987. - 154 с. Библиогр.: с. 152-155.
6. Большая психологическая энциклопедия / А. Б. Альмуханова и др. - М. : Эксмо, 2007. - 544 с.,
7. Бондаренко Н.А. Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Бондаренко Н.А. ; [Кубанск. гос. ун-т физ. культ.]. - Краснодар, 2006. - 24 с.
8. Гасанпур М.Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. - 2011. - № 4. - С. 70 - 72.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
10. Дамадаева А.С. Гендерные исследования в спортивной психологии // Психол. журн. - 2012. - № 1. - С. 40-49.
11. Дэкерс Л. Мотивация : теория и практика : расширенный курс / Ламберт Дэкерс ; пер с англ. Д. Ю. Кралечкина, Л. Е. Переяславцевой, Ю. А. Трепалиной. - М. : Гросс Медиа, 2007. - 640 с.
12. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. - М., 2009. - 120 с.
13. Ильин А.Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций .- 2003. - № 2. - С. 24-26, 39-40.
14. Ильин Е. П. Эмоция и чувства / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 783 с.
15. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
16. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер , 2008. - 352с.
17. Капрара, Дж., Сервон Д. Психология личности - СПб.: Питер. - 2003. - 640 с.
18. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368
19. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произ-вольной активности человек а (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.
20. Кочеткова С.В Экстремальность спорта как средство психического самосовершенствования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: й11р://1еог1аргас11са.ги/гиз/111е8/агй1у 7Йигпа1а/2012/5/р81хо1о§1уа/косйе1коуа.рй1‘
21. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.
22. Лалаян А.А.Психологическая подготовка спортсмена / А.А. Лалаян.
- Ереван : Айастан, 1985. - 166 с.
23. Медведев В.В. Психологические особенности личности спортсменов : лекция для студентов и слушателей фак. повышения квалификации и Высш. шк. тренеров Академии / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : Академия, 1993. - 49 с.
24. Налчаджян А. Агрессивность человека /А. Налчаджян. - СПб. : Питер, 2007. - 736 с.
25. Немов Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2007. - 560 с.
26. Носкова С.А. Физическая культура и социализация личности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 13-16
27. Парамонова Г.А. Исследование личностных детерминант ассертивности спортсменов // Инновации в образовании. - 2009. - № 12. - С. 82¬89.
28. Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте: монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М.: Советский спорт, 2009.
- 296 с.
29. Попов А.Л. Спортивная психология / А.Л. Попов. - 3-е изд. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2000. - 149 с.
30. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lifeinhockey.ru/metodiki/metodicheskie-materialy/sportivnaya- psikhologiya/810-psikhologicheskie-osobennosti-trenirovochnoj-i-sorevnovatelnoj- deyatelnosti
31. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 6.
32. Родионов В. А. Спортивная психология в Европе//Спортивный психолог. - 2009. - № 3. С. 5~9.
33. Ротенберг А. Р Педагогические средства личностного роста спортсменов-единоборцев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7.- С. 52-55.
34. Ротенберг А.Р. Развитие личности спортсменов под влиянием занятий единоборствами / А.Р. Ротенберг. - СПб. : Военный ин-т физической культуры, 2008. - 166 с.
35. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки / Г.И. Савенков. - М. : Физическая культура, 2006. - 95 с.
36. Сафонов В.К. Агрессия в спорте / В.К. Сафонов ; С.-Петерб. гос. ун¬т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун- та, 2003. - 156 с.
37. Сафонов В.К. Современные задачи научно - практического обеспечения спортивной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-sporta-sovremennye-zadachi-nauchno- prakticheskogo-obespecheniya-sportivnoy-deyatelnosti
38. Серова Л.К. Психология личности спортсмена : учеб. пособие: рекомендовано УМО / Л.К. Серова. - М. : Советский спорт, 2007. - 116 с.
39. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания. - М.: Владос- Пресс, 2002.
40. Соколова Л.А. Индивидуальные особенности осо-знанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1990.
41. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. - М., 2010. - 120 с.
42. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост.
и общая редакция И.П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с.
43. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-423с.
44. Тихвинская Е. Готовность к соревнованию в спорте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psysport.narod.ru/docs/statyi/gotovnost/index.html
45. Тихвинская Е. Переживание поражения в спорте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psysport.narod.ru/docs/statyi/porajenie/index.html
46. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция : учеб. пособие / Е.М. Хекалов ; Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре, спортуи туризму, Дальневост. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск : ДВГАФК, 2001. - 62 с.
47. Чернова А. Предрасположенность к конкретному виду спорта и типологические особенности человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psysport.narod.ru/docs/statyi/orient/index.html
48. Шустер О.С. Я-концепция личности с позиции физической культуры, психологии развития и акмеологии // Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 6. - С. 41-45.
49. Юров И.А. Агрессивность в спорте // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 11. - С. 46.
50. Яковлев Б.П., Вагина В.А. Психическая нагрузка в малых циклах соревновательного периода подготов-ки // Физическая культура, спорт и здоровье нации: материалы Международного конгресса. СПб., 1996.
51. Hellebrendt P., Houtz G.J. Mechanisms of muscle training in man. Experimental demonstration of the overlead principle// Physical Therapy Review. - 1956. - V. 36. - P 371-382.797. Hemоdynamic and respiratory responses compared is swimming and running/Holmer J. , Stein E.I','., Salt in B. et al.//J.Appl. Physiol. - 1974. - V. 37. -№ 1. - P 49-54.
52. Kasch P.W., Philips W.H., Ross W.D., Carter J.E.L., Boyer J.L. A comparison of maximal oxygen uptake by tredmill and step-test procedures. - J. Appl. Physiol. - 1966. - V. 21.- P 1367.
53. Miyashita M. Method of calculating overall efficiency in swimming crawl stroke// Biomechanics of sports and kinanthro-pometry, Liiami, - 1976, - book
6.
54. Pugh G.G.T. The influence of wing resistance in running and walking and the mechanical efficiency of work against horizontal or vertical forces// J. Physiology. - 1971. - V. 213. №2. - P 255-276.
55. Rosenberg E. Effect of physical training on single breath diffusing capacity measured at rest// Int. Z. angew.Physiol. - 1967, - V. 24. - P 246-253.
56. Taylor H.L. Buskirk E., Henschell A. Maximal oxygen intake as an objective'measure of cardiorespiratory performance// J. Appl. Physiol. - 1955. - V. 8. - P 73-80.