Введение 3
Глава 1. Словесные портреты и характеристики японцев и китайцев 19
§1. Представители Японии глазами Гончарова 19
§2. Образы китайцев 37
§3. Сопоставление образов японцев и китайцев 48
Глава 2. Место «восточных» глав в очерках «Фрегат "Паллада"» 52
§ 1. Мир Японии 52
§2. Мир Китая 62
§3. Сопоставление японских и китайских глав 68
Заключение 71
Список использованной и цитируемой литературы
Иван Александрович Гончаров (1812-1891) — один из самых выдающихся и талантливых русских классиков XIX века, автор трилогии романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», литературный критик. Более того, Гончаров — первый русский писатель XIX века, совершивший кругосветное путешествие в период 1852-1855 гг. и побывавший в Японии и Китае. Диссертационная работа посвящена очеркам путешествия Гончарова «Фрегат "Паллада"», которые тесно связываются с романной трилогией писателя и являются еще одним достижением писателя. В очерках «Фрегат "Паллада"» изображены человек и жизнь народа разных стран, обсужден ряд важных, актуальных и сейчас проблем, выявлено мастерство писателя в литературе.
Прежде чем приступить к анализу очерков И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"», необходимо познакомиться с традицией жанра «путешествий», которая пришла из Европы во второй половине XVIII века. Формирование жанра «путешествий» в русской литературе связано с «Письмами из Франции», Д. И. Фонвизина, написанными во время его первого путешествия во Францию в период с 1777 по 1778 года, а также с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790).
Утверждение этого жанра в большой мере связано с «Письмами русского путешественника» Н. М. Карамзина (1790-1801), повлиявшими на творчество Гончарова. В начале XIX века вслед за карамзинскими «Письмами русского путешественника» появляется ряд «путешествий» . Для указанного периода (конец XVIII — начало XIX века) характерно «сентиментальное путешествие». Вслед за «сентиментальным» набирает силу «романтическое
путешествие», традиция которого связана с произведениями А. А. Марлинского (например, «Поездка в Ревель» (1821)). «Путешествием в Арзрум» А. С. Пушкина (во время похода 1829 года), которое оказывает влияние на «Фрегат "Паллада"» Гончарова и другие «путешествия» разных авторов.
Для 1830 — 1840-е годов характерны путевые заметки
полу-беллетристического направления . В 1840 — 1850-е годы границы между литературным «путешествием» и научным «путешествием» становятся менее четкими, наблюдается влияние документальных жанров «путешествий» и формирование новой жанровой поэтики литературных «путешествий» (реалистическое «путешествие») .
Т А. Роболи делит «литературное путешествие» на два типа: Стерновский (представитель: «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна) и тип Дюпати (представитель: «Письма из Италии» (1788)). По словам Т А. Роболи: «Оба типа строятся как бы на двух параллелях: 1) реальное путешествие, с относящимся к нему вводным материалом повестушек и проч. и 2) путешествие воображения (воспоминания, рассуждения и т. д.)» . По мнению Роболи, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина являются ярким образцом «литературного путешествия».
Жанр «путешествий» вызвал у исследователей большой интерес, и особое внимание было уделено «Письмам русского путешественника» Н. М. Карамзина и «Путешествию в Арзрум» А. С. Пушкина.
Гончаров определил «Фрегат "Паллада"» как «очерки путешествия». Жанровое своеобразие «Фрегата "Паллада"» вызывает многие до сих пор не разрешенных вопросы. Существует множество научных работ, посвященных этой проблеме, однако исследователи представляют разные точки зрения на этот вопрос.
Часть литературоведов приняли авторское определение.
Е. А. Краснощекова , М. В. Отрадин , О. В. Юркина , А. Ю. Сорочан рассмотрели очерки «Фрегат "Паллада"» как «литературное путешествие». По мысли В. Г. Пузырева, жанр «Фрегата "Паллада"» — это «жанр беллетризованного путевого дневника» . А. Г. Цейтлин полагал, что «Фрегат "Паллада"» Гончарова не выходил из жанровых рамок путевых очерков . Однако по мнению Т И. Орнатской, «Фрегат "Паллада"» преимущественно противопоставляется жанру «путешествий» и осуществляет «жанровую революцию», одерживая победу над канонами жанра . В. А. Недзвецкий
проанализировал очерки как «географический роман» . В. А. Михельсон утвердил, что «Фрегат "Паллада"» «является одной из эпопей нового времени» — эпопеей о судьбах человеческих народов. А. Дановский также рассмотрел «Фрегат "Паллада"» как очерковую эпопею путешествия .
Проблема жанра представляется любопытной, однако она остается за рамками настоящего исследования.
В 1852 году Гончарова назначили секретарем адмирала Е. В. Путятина в экспедиции в Японию. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы подписать торговый договор с Японией. 7-ого октября 1852 года русская эскадра во главе с Путятиным на фрегате «Паллада» отравилась в кругосветное путешествие, которое длилось два с половиной года. Гончаров с русской эскадрой прошли Англию, Атлантический океан, остров Мадера, мыс Доброй надежды, остров Явы, Сингапур, Гонконг, острова Бонин-сима, Японию, Шанхай, Ликейские острова, Манилу и Сибирь. Гончаров вернулся в Санкт-Петербург в феврале 1855 года. В том же году очерки были отдельно изданы в разных журналах. «Фрегат ''Паллада''» был впервые опубликован в 1858 году и в течение жизни писателя переиздавался несколько раз.
В состав очерков «Фрегат ''Паллада''» входит путевой журнал, дневник и письма, которые писатель выслал друзьям во время путешествия. Сразу после публикаций «Очерков кругосветного плавания» в журналах и
«Русских в Японии в конце 1853 и в начале 1854 годов» как отдельное издание в 1855 году, эти очерки Гончарова получают несколько критических отзывов.
Авторами этих отзывов являются Н. А. Некрасов , А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин и В. Ф. Кеневич. Они одобряли художественность, ценность и современность очерков Гончарова. Однако, как считал А. В. Дружинин, автор очерков «явился нам путешественником, весьма мало похожим на путешественника» и остался прежним, где бы он ни побывал. Он слишком преувеличил важность образа России в японских главах, игнорируя сами главы.
В отличие от А. В. Дружинина, С. С. Дудышкин высоко оценил талант и наблюдательность Гончарова в описании Японии и Манилы. По его мнению, писатель сумел заметить те маленькие, но живые и смешные черты японцев и красочно передать этот образ читателям .
В. Ф. Кеневич также рассмотрел писателя, как мастерского рассказчика, высоко оценил японские главы очерков. По его мнению, Гончаров поставил
человека на первый план в описании Японии и умел живо, четко и наглядно изображать образы и портреты японцев. Он писал: «Заметки о Японии гораздо выше всех других заметок г.Гончарова и более всех их удовлетворяют современным требованиям от развитого,
европейски-образованного путешественника, каким все, конечно, признают нашего талантливого автора» .
Анализ японских и китайских глав в очерках «Фрегат "Паллада"» Гончарова подтвердил распространенную среди литературоведов точку зрения о том, что концепция стадиальности Гончарова является основополагающей в рамках очерков. Сущность словесных портретов и характеристик сводится к этой концепции: возрастной характер для японцев — это комплекс «детскости» (Пробуждения) и «старости» (Сна). Несмотря на то, что японцы находятся на стадии застоя, живут в неподвижности и сонном состоянии, все же в них содержится потенциал дальнейшего развития и изменений в лучшую сторону. В отличие от японцев, возрастная категория для китайцев — это «старость» (Сон). Китай — древнейшая цивилизация, и ее потомки находятся на стадии гораздо более глубокого упадка, чем японцы. Китайцам труднее подойти к новому этапу развития.
К таким возрастным категориям принадлежит ряд важных характеристик японцев и китайцев. Бедность, строгое соблюдение закона, уважение и подчинение младших старшим может служить доказательством «старости» японцев. «Детскость» и «старость» японцев делит их на две группы: группа, представляющая прогрессивную силу Японии и группа, представляющая застойную силу Японии. Словесные портреты и характеристики первой группы являются положительными, а словесные портреты и характеристики второй — отрицательными. В целом образы обеих групп можно считать объективными.
Описываемые Гончаровым бедность, зависимость народа и страны, антисанитария, устаревшая рутинная консервативная научная традиция в Китае является доказательством «старости» китайцев. В целом можно считать, что словесные портреты и характеристики китайцев отрицательные.
Кроме вышеперечисленных характеристик японцев и китайцев, писатель также обратил внимание на женские портеры. Изображение писателем японцев и китайцев изменяется в течение японских и китайских глав. Чем писатель проводит больше время на Востоке, тем лучше и подробнее он описывает жизнь Китая и Японии.
Как уже было отмечено во введении, одной из особенностей «литературного путешествия» является комплекс реального и воображаемого. Соответственно, эта черта жанра также присутствует в очерках путешествия «Фрегат ''Паллада''» Гончарова. Описание реальной жизни разных народов и национальностей сочетается в очерках с воображениями и рассуждениями автора. Можно сделать вывод о том, что словесные портреты и характеристики японцев и китайцев состоят из реального и воображаемого. Более того, можно рассмотреть лирическое отступление (рассуждения) как один из важных композиционных принципов японских и китайских глав, при этом лирическое отступление (особенно рассуждения о судьбах Японии и Китая) придает японским и китайским главам динамический характер.
В очерках наблюдаются другие важные композиционные особенности. Во-первых, описание человека и жизни народа находится в центре внимания писателя. Во-вторых, описание человека объединяется с описанием природы (космоса). В Земной Вселенной Гончарова они составляют развивающуюся картину мира очерков «Фрегат ''Паллада''». В-третьих, в японские главы проникает образ России, в китайские главы — образ европейцев.
Расположение «восточных» глав в очерках «Фрегат ''Паллада''» обусловлено тем, что писатель придает этим главам особое значение. Такая архитектоника помогает читателям лучше понять японцев и китайцев, намекая, что для того, чтобы понять Японию и Китай, нужно отступиться от европейской логики.
Несмотря на то, что две японские главы и две китайские главы расположены в очерках отдельно, они объединяются в единый «мир Японии» и «мир Китая». Писатель намеренно использует этот прием в целях создания единой композиции очерков путешествия «Фрегат ''Паллада''». Два «мира»
занимают органичное место в гончаровской Вселенной, они тесно связаны между собой и с другими главами очерков. Стоит отметить, что больше внимания и интереса писатель проявляет к японским главам, которые можно считать вершиной очерков. В рамках этих глав Гончаров выступил в качестве первооткрывателя. «Мир Японии» в очерках Гончарова предстает оригинальным, уникальным и художественно-совершенным.
Несмотря на то, что писатель неправильно понял суть Тайпинского восстания в Китае того времени, словесные портреты и характеристики инсургентов имеют уникальное и важное для исследования значение. Описание крестьянского народного восстания также является кульминацией китайских глав.
Наконец, любопытным представляется то, что Гончаров оказался весьма прозорливым писателем. Многое, что он сказал о японцах и китайцах, подтвердилось ходом истории. Перспектива данного диссертационного исследования заключается в изучении других «восточных» глав, которым в литературоведении практически не уделяется внимание. Исследование этих глав также поможет подробнее и лучше изучить японские и китайские главы.
1. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. / редкол.:
В. А. Туниманов (гл. ред.) и др. СПб.: Наука, 1997. Т. 2. 746 с.
2. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. / редкол.:
B. А. Туниманов (гл. ред.) и др. СПб.: Наука, 2000. Т 3. 846 с.
Научная и критическая литература
3. Алпатов В. М. Два писателя — два взгляда на Японию // Восточный архив. 2005. № 13. С. 59-64.
4. Белкин Д. И. И. А. Гончаров о странах и народах Востока (К характеристике ориентальной концепции писателя) // Народы Азии и Африки. 1978. № 3. С. 126-135.
5. Быков В. Гончаров-путешественник // Природа и люди. 1912. № 33.
C. 515-519.
6. Ван Лицзю. Образы Китая и Японии в художественной концепции «Фрегата "Паллада"» И. А. Гончарова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1991. 27 с.
7. Васильева С. А. Философия истории в книге И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 1998. 18 с.
8. вич. [Кеневич В. Ф.] «Русские в Японии в конце 1853 и в начале 1854 годов. (Из путевых записок)» И. Гончарова. СПб., 1855 // Библиотека для чтения. 1856. Т 135, № 2. С. 25-44.
9. Всеподданнейший отчет генерал-адъютанта графа Путятина о плавании отряда военных судов наших в Японию и Китай. 1852-1855 // Морской сборник. 1856. № 10. С. 22-104.
10. Генис А. Гончаров о японцах и японцы о Гончарове // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 451-453.
11. Горенштейн М. С. К вопросу о роли кругосветного плавания и путевых очерков «Фрегат "Паллада"» в творческой биографии И. А. Гончарова // Материалы юбилейной гончаровской конференции / под. ред. П. С. Бейсова (отв. ред.) и М. Х. Валкина. Ульяновск, 1963. С. 121-176.
12. Горенштейн М. С. Путевые очерки И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Одесса, 1955. 22 с.
13. Гродецкая А. Г Автоирония у Гончарова // Sub specie tolerantiae: Памяти В. А. Туниманова / отв. ред. А. Г. Гродецкая. СПб., 2008. С. 532-544.
14. Гуськов С. Н. Любимое дитя Гончарова: Книга очерков «Фрегат ''Паллада''» // Литература в школе. 2003. № 5. С. 9-14.
15. Дановский А. «Фрегат ''Паллада''» И. А. Гончарова — очерковая эпопея путешествия // Литературная учеба. 2004. № 5. С. 95-104.
16. Де-Пуле М. Ф. «Фрегат "Паллада"». Очерки путешествия И. Гончарова. СПб., 1858, 2 тома // Атеней. 1858. Ч. 6. № 44. С. 1-16.
17. Державин Н. С. «Фрегат "Паллада"» И. А. Гончарова:
Литературный очерк. Пг.: Начатки знаний, 1923. 55 с.
18. Диао Шаохуа. И. А. Гончаров и Китай // И. А. Гончаров: Материалы международной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова / отв. ред. И. А. Кутейников. Ульяновск, 1994. С. 67-76.
19. Добролюбов Н. А. «Фрегат "Паллада"». Очерки путешествия И. Гончарова // Собр. соч.: В 9 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. Т. 3. С. 159-161.
20. Дружинин А. В. «Русские в Японии в конце 1853 и в начале 1854 годов»: Из путевых заметок И. Гончарова. СПб., 1855 // Современник. 1856. № 1. С. 1-26.
21. Дудышкин С. С. Из путешествия г. Гончарова: «Русские в Японии в конце 1853 и в начале 1854 годов». «Из Якутска». «Атлантический океан».
«Остров Мадера». «Ликейские острова и Манила» // Отечественные записки. 1856. № 1. С. 35-50.
22. Евгеньев-Максимов В. Е. И. А. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. М.: Государственное издательство, 1925. 168 с.
23. Ермолаева Н. Л. «И блеск, и тень, и говор волн...» (Человек и море в очерках путешествия И. А. Гончарова на фрегате «Паллада») // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Иваново, 2011. Вып. 1. С. 37-47.
24. И. Л. [Льховский И. И. ] «Фрегат "Паллада"». Очерки путешествия И. Гончарова, в двух томах. СПб., 1858 // Библиотека для чтения. 1858. Т 150. № 7. С. 1-11.
25. Истомина Е. П. Мотив границы в книге очерков И. А. Гончарова «Фрегат ''Паллада''» // Культура. Литература. Язык. Ярославль, 2008. С. 66-71.
26. Козубовская Г. П., Борисова Т. М. Путешествие на Восток в романе И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» // Филологический анализ текста. Барнаул, 2004. Вып. 5. С. 3-20.
27. Колесова Е. В., Ковтун А. В. «Фрегат "Паллада"» И. А. Гончарова как источник по истории Японии середины XIX в. // Актуальные проблемы истории в отечественной и зарубежной историографии: Материалы VII Тарасовских чтений 14 мая 2004 г. / отв. ред. А. Г. Бахтин; Марийский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской. Йошкар-Ола, 2006. С. 25-28.
28. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. 496 с.
29. Краснощекова Е. А. «Мир Японии» в книге И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» // Acta Slavica Japonica. Sapporo, 1993. T. 11. P 106-125.
30. Краснощекова Е. А. «Фрегат "Паллада"» и «Обломов» (Взаимовлияния) // Ivan A. Goncarov. Leben, Werk und Wirkung. Beitrage der I. Internationalen Goncarov-Konferenz. Bamberg, 8.-10. Oktober 1991 / hg. von P. Thiergen. Koln, 1994. С. 305-318.
31. Краснощекова Е. А. «Фрегат "Паллада"»: «путешествие» как жанр (Н. М. Карамзин и И. А. Гончаров) // Русская литература. 1992. № 4. С. 12-31.
32. Лотман Ю. М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова // Лермонтовский сборник. Л., 1985. С. 5-22.
33. Лощиц Ю. Гончаров // Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 1986. Вып. 9 (573). 367 с.
34. Ляцкий Е. А. Гончаров на фрегате «Паллада» (Главы из книги о Гончарове) // Огни. Пг., 1916. Книга 1. С. 230-259.
35. Максимов В. В. Тип повествователя во «Фрегате "Паллада"» И. А. Гончарова: (Глава «От Кронштадта до мыса Лизарда») // Проблемы метода и жанра. Томск, 1990. Вып. 16. С. 111-119.
36. Мельник В. И. Незабываемая «Паллада» // Дальний Восток. 1984. № 8. С. 131-137.
37. Мельник В. И. Этический идеал И. А. Гончарова // Ivan A. Goncarov. Leben, Werk und Wirkung. Beitrage der I. Internationalen Goncarov-Konferenz. Bamberg, 8.-10. Oktober 1991 / hg. von P. Thiergen. Koln, 1994. С. 93-103.
38. Михельсон В. А. Гуманизм И. А. Гончарова и колониальный вопрос / науч. ред. Н. И. Самохвалов. Краснодар: [б. и.] , 1965. 283 с.
39. Михельсон В. А. Закованные берега: Этюды о «Фрегате "Паллада"» И. А. Гончарова // Морская тема в литературе. Труды Кубанского государственного университета. Краснодар, 1965. Вып. 55. С. 24-56.
40. Михельсон В. А. Об идейном содержании и композиции очерков И. А. Гончарова «Фрегат "Паллада"» (глава «Атлантический океан и остров Мадера») // Русская и зарубежная литература: статьи и материалы.
Краснодар, 1961. С. 119-145.
41. Михельсон В. А. Просветительские взгляды и гуманизм И. А. Гончарова («Русские в Японии», очерк первый) // Труды Краснодарского государственного педагогического института. Краснодар, 1963. Вып. 36. Вопросы русской и зарубежной литературы. С. 141-181.
42. Муравейский С. Д. И. А. Гончаров и его плавание на фрегате «Паллада» // Гончаров И. А. Фрегат «Паллада». М., 1949. С. 3-60.
43. Накамура Е. И. А. Гончаров у японцев // Литература и искусство в системе культуры: Сборник / Академия Наук СССР, Научный совет по истории мировой культуры; отв. ред. Б. Б. Пиотровский. М., 1988. С. 411-420.
44. Недзвецкий В. А. «Фрегат ''Паллада''» И. А. Гончарова: загадка жанра // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т 52. № 2. С. 43-55.
45. Некрасов Н. А. Заметки о журналах за октябрь 1855 года // Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. / ред. тома В. Е. Евгеньева-Максимова. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. Т 9. С. 332-352.
46. Ониси Икуо. Другая «увертюра» — «Ликейские острова» как увертюра «Фрегата ''Паллады''» // Материалы V Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сборник статей русских и зарубежных авторов / сост. И. В. Смирнова, А. В. Лобкарева, Е. Б. Клевогина, И. О. Маршалова. Ульяновск, 2012. С. 213-218.
47. Орнатская Т. И. История создания «Фрегат ''Паллада''» //
И. А. Гончаров Фрегат «Паллада»: Очерки путешествия в двух томах. / изд. подгот. Т. И. Орнатская; отв. ред. Д. В. Ознобишин.
Л., 1986. С. 763-787.
48. Отрадин М. В. «Манила» на пути автора «Фрегата ''Паллада''» //
Русская литература. 2016. № 4. С. 89-94.
49. Отрадин М. В. Между «созерцанием» и «действием»: повествование в книге И. А. Гончарова «Фрегат ''Паллада''» // Гончаров: живая перспектива прозы: Научные статьи о творчестве И. А. Гончарова. Szombathely, 2013. Т 13. С. 469-476.
50. Отрадин М. В. «На пороге как бы двойного бытия.»: О творчестве И. А. Гончарова и его современников / под науч. ред. А. А. Карпова. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. 328 с.
51. Отрадин М. В. Примечания // Энгельгардт Б. М. Избранные труды. СПб., 1995. С. 318-321.
52. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 1994. 168с.
53. Отрадин М. В. Широкий диапазон смыслов (повествование в книге И. А. Гончарова «Фрегат ''Паллада''») // Varietas delectans: Сборник статей к 70-летию Николая Леонидовича Сухачева / редкол.: А. Х. Гирфанова и др. СПб., 2012. С. 370-379.
54. Пиксанов Н. К. Гончаров и колониализм // Материалы юбилейной гончаровской конференции / под. ред. П. С. Бейсова (отв. ред.) и М. Х. Валкина. Ульяновск, 1963. С. 23-53.
55. Писарев Д. И. «Фрегат "Паллада"». Очерки путешествия
И. Гончарова. В двух томах. СПб., 1858 // Рассвет. 1859. Т. 1. № 2.
С. 68-71.
56. Покатилова Н. В. «Фрегат ''Паллада''» в творческой эволюции И. А. Гончарова 1840-1850-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Л., 1989. 207 с.
57. Пономарев Е. Р. Типология советского путешествия: советский
путевой очерк 1920-1930-х годов. СПб.: Санкт-Петербургский
государственный университет технологии и дизайна, 2011. 277 с.
58. Проценко Е. Г. Литература «путешествий» в России в 1840-1850-е годы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1984. 16 с.
59. Пузырев В. Г. Жанр очерков «Фрегат "Паллада"» и их роль в развитии дальневосточной проблематики // Проблемы жанрового многообразия русской литературы XIX века: Сборник статей / Рязанский государственный педагогический институт; отв. ред. И. П. Щеблыкин. Рязань, 1976. С. 67-83.
60. Роболи Т. А. Литература «путешествий» // Русская проза / под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л., 1926. С. 42-73.
61. Савада К. И. А. Гончаров глазами японцев // Ivan A. Goncarov. Leben, Werk und Wirkung. Beitrage der I. Internationalen Goncarov-Konferenz. Bamberg, 8.-10. Oktober 1991 / hg. von P Thiergen. Koln, 1994. С. 125-133.
62. Садокова А. Р Япония и японцы во «Фрегате "Паллада"» И. А. Гончарова // Восток в русской литературе XVIII — начале XX века. Знакомство. Переводы. Восприятие. М., 2004. С. 216-233.
63. Соловьев Е. А. И. А. Гончаров, его жизнь и литературная деятельность: Биографический очерк. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1895. 80 с.
64. Сорочан А. Ю. Гончаров и литература путешествий // Материалы V Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сборник статей русских и зарубежных авторов / сост. И. В. Смирнова, А. В. Лобкарева, Е. Б. Клевогина, И. О. Маршалова. Ульяновск, 2012. С. 204-212.
65. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров / Академия наук СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Издательство Академии наук СССР, 1950. 491 с.
66. Цейтлин А. Г. «Фрегат ''Паллада''» // Гончаров И. А. Собрание сочинений. М.: Права, 1952. Т 6. С. 382-391.
67. Частичка славы Российского флота и истории литературы [ С профессором кафедры русской истории Санкт-Петербургского государственного университета М. В. Отрадиным беседовал А. Боев] // Санкт-Петербургского государственный университет. 2011. № 11 (3836), 22 сентября. С. 39-43.