Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Руководитель организации как специальный субъект трудового права

Работа №7087

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы194стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1008
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовые основы регулирования труда руководителя организации.
§ 1 Формирование подходов к регулированию труда
руководителя организации 14
§2 Применение норм отраслей российского права
при регулировании труда руководителя организации 33
Глава 2. Правовое положение руководителя организации.
§ 1 Понятие и классификация руководителей организаций
как отдельной категории работников 47
§2 Субъект трудового права и специальный субъект 69
§3 Правовой статус руководителя организации 89
Глава 3. Особенности трудового договора с руководителем организации.
§ 1 Заключение трудового договора с руководителем организации 115
§2 Содержание трудового договора с руководителем организации 135
§3 Расторжение трудового договора с руководителем организации 145
Заключение 164
Библиография 177



Актуальность темы исследования. Организация труда в любой сфере построена таким образом, что всегда должно присутствовать лицо, руководящее процессом труда, лицо, которое может направить в нужном русле трудовую деятельность целой группы людей, определить общую цель и задачу для каждого. Такие люди должны, несомненно, обладать задатками лидера, способностью объединить подчас разрозненную группу людей, четко определив права и обязанности каждого. Роль эта связана с повышенной ответственностью за принимаемые решения и вверенных в подчинение людей. В сфере труда и экономики данная роль наиболее ярко выражена у руководителя организации как у лица, обладающего полномочиями по управлению наиболее обособленным, самостоятельным и независимым образованием в современном обществе - организацией. Ключевой категорией при понимании сущности руководителя является категория управления, поскольку именно реальные действия по управлению организацией превращают человека, «сидящего» в кресле руководителя, в настоящего руководителя и «хозяина» организации.
Потребность в управлении у человечества возникла давно. По сути дела, как только возникла необходимость чем-либо управлять - возник объект управления, сразу же появилась определенная категория людей - «управленцев», способных осуществлять функции по управлению, руководству в определенной сфере и распоряжению вверенным имуществом на профессиональном уровне.
Особенно остро задача по повышению качества и эффективности управления стоит перед современным российским обществом. Президент РФ в своем еже-годном послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.1 охарактеризовал сложившуюся в России ситуацию как переломный момент в развитии гражданского общества. Предотвратить стагнацию призвано повышение профессионализма и ответственности в управлении, особенно, сферой экономики. Это поможет снять основную трудность современной российской экономики - «недоверие состоятельному классу со стороны подавляющего большинства российского общества». В решении данной задачи немаловажная роль, по нашему мнению, принадлежит формирующемуся классу управленцев, руководителей различных видов организаций, следующих принципам профессионализма и предельной открытости в своей деятельности.
Задача по обеспечению эффективного оперативного управления людьми и имуществом привела к наделению руководителей большим объемом полномочий. Поэтому вполне логичным и необходимым выглядела постановка вопроса о раз-работке системы правовых средств и методов по правовому регулированию труда этой отдельной категории работников. Специфика труда руководителей формировалась веками. Определенно, руководители должны обладать большим объемом полномочий, нежели обычные работники. При этом необходимы соответствующие механизмы, позволяющие предотвратить нарушения и злоупотребления с их стороны. В данном случае как некое средство «системы сдержек и противовесов» используется повышенная ответственность руководителей за принимаемые решения и совершаемые действия. Повышение степени их ответственности было осуществлено в качестве гарантии от превышения полномочий, которыми они наделены. В любом случае нельзя забывать о принципе соразмерности, а значит, соответствия поставленной в данном случае цели и способа ее достижения. Самое главное, чтобы все элементы статуса были сбалансированы и не вызывали перекоса в ту или иную сторону.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленное исследование посвящено изучению руководителя организации как специального субъекта трудового права, выявлению основных факторов дифференциации его труда и особенностям формирования специального трудоправового статуса данной категории работников. На основе анализа источников, прямо или косвенно связанных с темой исследования, сделана попытка выделить основные подходы и позиции, выработанные различными представителями науки трудового права. Не всеми учеными поддерживается тезис о необходимости выделения специального трудоправового статуса руководителя организации, по¬скольку все работники, по их мнению, обладают единым трудоправовым статусом. В целях разрешения данного спора в диссертации предпринята попытка обосновать отнесение руководителей организации к специальным субъектам трудового права.
Изучение истории формирования особенностей правового положения руководителей организации позволило сформулировать тенденцию изменения подходов и представлений о надлежащем способе регулирования трудовых отношений данной категории работников. Еще в Уставе о промышленности 1893 года обнаруживается упоминание о фигуре «заведывающего», тем самым уже в тот период начинают закладываться основы регулирования труда и особенности правового статуса категории лиц, в «заведывание» которых отдаются заводы, фабрики и мануфактуры.
Историческое формирование различных подходов к регулированию труда руководителя организации может быть подразделено на следующие этапы: этап, для которого было характерно преимущественное применение гражданско- правовых средств и методов регулирования труда руководителя организации (характерно для конца XIX - начала XX вв. (до момента окончания НЭПа); и этап преимущественного применения административно-властных средств и методов регулирования труда руководителя организации (30-е - 90-е годы XX в.).
Для третьего этапа, длящегося с 90-х годов XX в. и по настоящее время, характерны попытки субсидиарного применения трудовых, гражданских и административно-правовых средств и способов к регулированию труда руководителей организаций в различные периоды с постепенным переходом к преимущественному применению трудоправовых средств и способов регулирования.
В диссертационном исследовании делается вывод о том, что спор об отраслевой принадлежности норм, которыми должен быть урегулирован труд руководителя организации, подвержен действию исторического фактора.


1. Сводъ законовъ Россшской имперш. Т. 11. Ч. 2. Уставъ о Промышленности. С. - Петербургъ: Русское Книжное Товарищество "Деятель", 1913.
2. Постановление НКТ СССР от 18 октября 1929 г. № 339 "О порядке увольнения и восстановления в должности ответственных работников, дела которых об увольнении и восстановлении в должности не подлежат рассмотрению в расценочно-конфликтных комиссиях и трудовых сессиях'У/Известия НКТ. 1930. № 1-2.
3. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле'7/СП СССР. 1939. № 1. Ст. 1.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.)//Российская газета. 1993. 25 декабря.
5. Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме их реализации: Декларация МОТ от 18 июня 1998 г. // Российская газета. 1998. 16 декабря.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ.
2002. № 1.4. 1. Ст. 3.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 15 мая 2001 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 № 14-ФЗ (ред. от 17 дек. 1999 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №
5. Ст. 410.
9. Кодекс законов о труде Российской Федерации
10. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
11. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N1. ЧI. Ст. 1.
12. Об акционерных обществах: Федеральный закон РФ от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 1.Ст. 1.
13. О коллективных договорах и соглашениях: Закон РСФСР от 11 марта 1992 г. № 2490-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верхов¬ного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 80.
14. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
15. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26 октября
2002 г. N 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

178
16. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 8 янв. 1998 г. № 6-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 222.
17. О банках и банковской деятельности: Закон РФ от 2 дек. 1990 г. № 395-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
18. О потребительской кооперации: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 // Ве-домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1788.
19. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Собрание законо-дательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
20. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон РФ от 8 декабря
1995 г. № 193-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
21. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
22. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
23. О производственных кооперативах: Федеральный закон РФ от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 20. ст. 2321.
24. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
1998. N16. Ст. 1801.
25. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законод ательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
26. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федераль-ный закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 48. Ст. 4746.
27. Об основах охраны труда в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Фе-дерации. 1999. № 29. Ст. 3702.
28. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 25 сент. 1998 г. № 158-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 39. Ст.4857.
29. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий): Федеральный закон РФ от 19 июля 1998 г. № 115- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3611.
30. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон РФ 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
31. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Феде-ральный закон РФ от 12 янв. 1996 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 148.
32. О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федеральный закон РФ от 23 нояб. 1995 г. № Г75-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №

179
48. Ст. 4557.
33. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25 дек. 1990 г. № 445-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. №30. Ст. 418.
34. О проекте Федерального закона «Об особенностях регулирования труда руководителя организации»: Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 23 апр. 1997 г. № 1354-Н ГД // Собрание законодательства РФ, 1997. № 18. Ст. 2116.
35. О Федеральном законе «Об особенностях регулирования труда руководи¬теля организации»: Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 4 июня 1997 г, № 1443-П ГД // Собрание законодатель¬ства РФ. 1997. №25. Ст. 2851.
36. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. 26 апреля.
37. О Государственном академическом Большом театре России: Указ Прези¬дента РФ от 28 авг. 2000 г. N 1579 // Собрание законодательства РФ. 2000. №36. Ст. 3628.
38. О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов: Указ Президента РФ от 23 февр. 1998 г. № 193 // Собрание законодательства РФ. 1998. №9. Ст. 1097.
39. О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера: Указ Президента РФ от 18 авг. 1996 г. №210 (ред. от 9 авг. 1999 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст.4142.
40. О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 700.
41. О продаже государственных предприятий-должников: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г, № 1114 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 6. Ст.592.
42. О государственном академическом Большом театре России: Указ Президен¬та РФ от 19 сент. 1992 г. № 1102 (в ред. Указа Президента РФ от 2 сент.1994 г. № 1805 и от 9 авг. 1995 г. № 833) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 39. Ст.2195.
43. Об организационных мерах по преобразованию государственных предпри¬ятий, добровольных объединений государственных предприятий в акцио¬нерные общества: Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 // Собрание актов президента РФ. 1992. № 1. Ст. 3.
44. О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР: Указ Президента РСФСР от 3 дек. 1991 г. № 255 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 49, Ст. 1737.
45. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Пре¬

180
зидента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собрание законодательства РФ. 2004. №
11. Ст. 945.
46. О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществ-лению прав собственника имущества федерального государственного уни-тарного предприятия: Постановление Правительства РФ от 03.12.2004г. №739 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 50. Ст. 5074.
47. О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федераль¬ных государственных унитарных предприятий: Постановление Правитель¬ства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1373.
48. Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государ-ственных унитарных предприятий и представителей российской федерации в органах управления открытых акционерных обществ: Постановление Правительства РФ от 4 окт. 1999 г. № 1116 // Собрание законодательства РФ. 1999. №42. Ст. 5034.
49. О государственной поддержке театрального искусства в Российской Фе-дерации: Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 // Соб-рание законодательства РФ. 1999. № 13. Ст. 1615.
50. Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности: Постановле¬нием Правительства РФ от 21 мая 1996 г. № 625 // Собрание законодатель¬ства РФ. 1996. №22. Ст. 2698.
51. О Государственном академическом Мариинском театре: Постановление Правительства РФ от 6 окт. 1994 г. № 1142 // Собрание законодательства РФ. 1994. №25. Ст. 2709,
52. Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов): Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 210 // Собрание актов Президен¬та и Правительства РФ. 1994. № 13. Ст. 991.
53. Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия: Приказ Министерства экономиче¬ского развития и торговли РФ от 2 марта 2005 г. № 49 // Источник: Справочная правовая система «ГАРАНТ».
54. О порядке назначения и освобождения руководителей учреждений и организа-ций, подведомственных Минприроды России: Приказ Минприроды РФ от 20 июня 1994 г. N 185 // Текст приказа официально опубликован не был. Источник: Справочная правовая система «ГАРАНТ».
55. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: Постановление Минтруда РФ от 21 авг. 1998 г. № 37 (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

181
56. Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки зна¬ний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учрежде¬ний и организаций: Постановление Министерства труда РФ от 12 окт. 1994 г. №65 (в ред. Постановления Минтруда РФ от 9 апр. 1996 г. № 18) //Справочно-правовая система «Гарант».
57. О порядке применения постановления Правительства Российской Федера¬ции от 21 марта 1994 г. № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых догово¬ров (контрактов)»: Письмо Минтруда РФ от 28 апр. 1994 г. № 727-РБ // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 8.
58. Об утверждении разъяснения «О порядке установления стимулирующих надбавок руководителям учреждений, организаций и предприятий, нахо-дящихся на бюджетном финансировании»: Постановление Министерства труда Российской Федерации от 20 янв. 1994 г. № 6 // Российская газета. 1994. 18 марта.
59. Временные рекомендации о порядке применения контрактной формы за-ключения трудового договора с руководителями предприятия: Приказ Мин-труда РСФСР от 29 марта 1991 г. № 34 // Экономика и жизнь. 1991. № 42.
60. О кадровой политике Инспекции по отношению к руководителям негосу-дарственных пенсионных фондов: Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ от 24 января 2001 г. N 7 // Офици¬альная рассылка ИНПФ РФ для Справочной правовой системы «ГАРАНТ».
61. Об утверждении Порядка согласования назначения (освобождения) руково-дителей и главных бухгалтеров негосударственных пенсионных фондов: Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтру¬да РФ N 56-л от 29 мая 2001 г. И Официальная рассылка ИНПФ РФ для Справочной правовой системы «ГАРАНТ».
62. Об участии юридических лиц в совете директоров: Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 марта 2000 г. № ИК-04/1608 // Вестник ФКЦБ России. 2000. № 4.
63. Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготов¬ки, созыва и проведения общего собрания акционеров: Постановление Федераль¬ной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. № 17/пс // Российская газета. 2002. 18 июля. N 130.
64. Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем феде-рального государственного унитарного предприятия: Распоряжение Ми-нимущества РФ от 11 декабря 2003 г. № 6946-р // Российская газета. 2004. 28 января. № 13 (утратило силу).
65. О порядке подготовки, согласования заключения, изменения и расторжения контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий: Приказ Минсельхоза РФ от 22 декабря 2000 г. № 1053 // Текст приказа официально опубликован не был. Источник: Справочная

182
правовая система «ГАРАНТ».
66. О примерном трудовом договоре (контракте): Приказ Госстроя РФ от 28 января 2000 г. N 15 // Текст приказа официально опубликован не был. Ис-точник: Справочная правовая система «ГАРАНТ».
67. О невозможности совмещения руководителями и главными бухгалтерами филиалов кредитных организаций, руководителями дополнительных офисов кредитных организаций (филиалов) аналогичных должностей в других кре-дитных организациях: Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 39-Т // Вестник Банка России. 2000. № 9.
68. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистра¬ции кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банков¬ских операций: Инструкция Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И // Вестник Банка России. 2004. № 15.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ