Конструирование образа ислама в СМИ
|
Введение 3
Глава 1. Религиозная тематика в публичном пространстве 8
1.1 Роль СМИ в формировании общественного мнения 8
1.2 Религия как медийный феномен 9
1.3 Этический аспект освещения религиозной тематики, и тематики,
имеющей отношение к религии 13
1.4 Психологический аспект освещения религиозной тематики в СМИ . 16
1.5 Особенности освещения исламской тематики в СМИ 17
Глава 2. Приемы конструирования образа ислама и его последователей в
телевизионных сюжетах «Первого канала» 20
2.1 Терминологические ошибки в сюжетах, связанных с исламской
тематикой 21
2.2 Селективная подача информации в СМИ 30
2.3 Звуковые и визуальные приемы конструирования образа ислама... 44
Заключение 49
Список литературы 52
Приложения
Глава 1. Религиозная тематика в публичном пространстве 8
1.1 Роль СМИ в формировании общественного мнения 8
1.2 Религия как медийный феномен 9
1.3 Этический аспект освещения религиозной тематики, и тематики,
имеющей отношение к религии 13
1.4 Психологический аспект освещения религиозной тематики в СМИ . 16
1.5 Особенности освещения исламской тематики в СМИ 17
Глава 2. Приемы конструирования образа ислама и его последователей в
телевизионных сюжетах «Первого канала» 20
2.1 Терминологические ошибки в сюжетах, связанных с исламской
тематикой 21
2.2 Селективная подача информации в СМИ 30
2.3 Звуковые и визуальные приемы конструирования образа ислама... 44
Заключение 49
Список литературы 52
Приложения
В связи с возросшим интересом граждан к политике в контексте недавних событий – активизацией международного терроризма, увеличивающимся
количеством террористических актов, активного участия России в международной политике в связи с конфликтом в Украине и в Сирии – возрастает
роль телевидения в формировании общественного мнения. Именно через
данный вид СМИ большинство граждан страны узнают актуальную информацию о событиях в мире. В последнее время проявляется тенденция увеличения освещения аудиовизуальными СМИ тем, связанных с религиями, в
частности, с исламом. Из-за большого количества новостных сюжетов, в которых упоминается данная религия, увеличивается интерес общества к изучению ислама. В нашем исследовании мы проанализируем приемы, благодаря которым происходит формирование образа этой конфессии у аудитории
СМИ.
По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2015
году, большинство россиян из всех видов СМИ предпочитают аудиовизуальные медиа. 62% граждан узнают информацию по телевидению. При этом,
уже по данным аналитической организации «Левада-центр» 85% людей получают необъективную информацию и, как следствие, «однобокую» картину
мира, именно посредством ежедневного просмотра новостей на телеканалах.
Способность СМИ и, в частности, аудиовизуальных медиа, воздействовать на
разум аудитории не подвергается сомнениям, поэтому зачастую телевидение
используется для манипуляции сознанием телезрителей, которые составляют
абсолютное большинство среди граждан страны. Однако, телевидение «живет своей жизнью» – оно способно самостоятельно формировать точку зрения, часто отличную от той, что требовалась, согласно политике редакции.
В силу того, что Россия, согласно ст. 3 п. 1 Конституции РФ3, является
многонациональной и многоконфессиональной страной, ежедневно выходят
новостные сюжеты, где упоминаются те или иные народы и конфессии. Такие сюжеты не только формируют образ представителей определенный
национальности или последователей определенной религии, но и способствуют выработке отношения общества к ним. После того как общественное
мнение сформировалось, изменить его становится практически невозможно.
Сегодня одна из самых серьезных проблем СМИ, в особенности, телевидения, состоит в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни.
Согласно опросу «Левада-центра», проведенному в 2014 году, ислам
занимает второе место по численности верующих в России – 7% населения
считают себя его последователями4. Самое большое количество мусульман
проживает на территориях республик Татарстан и Башкортостан, а также регионов Северного Кавказа5.
В связи с активизацией международного терроризма и боевыми действиям в Сирии в 2013 году со стороны террористической организации
«ИГИЛ» («ИГ», «ДАИШ»), запрещенной в России, официальной религией
которой признан радикальный ислам, крупнейшие российские телеканалы, в
частности, «Первый канал», транслировали эти события, многократно упоминая в ежедневных новостных сюжетах ислам, мусульман и используя специализированные религиозные термины. Впоследствии в общественном сознании формируется особый образ, который затем применяется по отношению ко всем представителям данной конфессии.
3 Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm. Дата обращения: 27.04.2016.
4
Левада-центр. Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят. URL:
http://www.levada.ru/2013/12/24/rossiyane-schitayut-sebya-veruyushhimi-no-v-tserkov-nehodyat/. Дата обращения: 01.05.2016.
5 Интерфакс. Карта религий России. URL: http://www.interfax-religion.ru/map/. Дата обращения: 27.04.2016.5
Из-за формирования негативного образа ислама возникает опасность
эскалации межрелигиозных конфликтов между представителями различных
конфессий, а также появление на мировой карте новых горячих точек. Помимо этого существует вероятность развития международного терроризма, так
как СМИ формируют из ислама образ религии войны, который затем прочно
укрепляется в подсознании подрастающего поколения последователей данной религии. Поэтому актуальность научной работы обуславливается опасностью роста исламофобии в контексте современных событий, а также активизацией исследований ислама и возникновением общественного интереса к
данной религии.
Научная новизна работы связана с введением в оборот нового эмпирического материала, а также с выяснением причин формирования определенного отношения к данной религии у граждан России посредством анализа
новостных сюжетов «Первого канала».
Цель работы – проанализировать языковые, этические, визуальные,
звуковые и терминологические особенности освещения религиозной тематики в сюжетах «Первого канала», касающихся исламской тематики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
1. изучить источники, описывающие ислам, возможности влияния
СМИ на массовое сознание, а также литературу, поднимающую проблемы
этической культуры журналиста;
2. изучить терминологический аппарат ислама;
3. проанализировать новостные сюжеты «Первого канала» на предмет освещения тематики, касающейся данной религии;
4. выяснить причины формирования позитивного или негативного
общественного мнения об исламской религии и ее последователях.6
Объектом исследования являются новостные сюжеты «Первого канала», предметом – этические, речевые, терминологические, визуальные и звуковые особенности освещения исламской тематики.
Эмпирическим материалом к дипломной работе послужили онлайнверсии новостных сюжетов «Первого канала» за период с 20.03.2016 года по
20.04.2016 года, а также с 19.12.2016 года по 19.03.2017 года и с 03.04.2017
года по 09.04.2017 года, так как в этот период увеличилось число террористических актов, некоторые из которых были совершены в Брюсселе, в Париже, в Анкаре и в Санкт-Петербурге, а также получили продолжение события в Сирии, где в данный период произошел коренной перелом в ходе войны с «ИГ». Были отобраны материалы, связанные с тематикой ислама, а также освещающие действия его последователей.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы (исторический, сравнение, анализ, обобщение) и эмпирические (гипотеза, аналогия, количественный и качественный контент-анализ).
Теоретической базой для исследования послужили научные статьи об
этической культуре журналиста, труды по религиоведению, публицистические работы, посвященные воздействию телевидения на общественное сознание и освещению религии в СМИ, исследования терминологии ислама.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений. В первой главе представлен обзор теоретической информации по основам религиоведения (М.Ю. Смирнов,
Т.В. Шайхитдинов, О.Ю. Рожнова), этическим особенностям работы в массмедиа (Л.Р. Дускаева), использованию религии в политическом пространстве, публицистические работы, посвященные воздействию телевидения на
общественное сознание (П. Бурдье, Д.Г. Выговская, Л.Г. Егорова), терминологии ислама, а также выделяются и рассматриваются основные тенденции и
правила в освещении религиозной тематики в СМИ.
Вторая глава представляет собой анализ звуковых, визуальных, речевых, терминологических и смысловых особенностей освещения событий,7
связанных с исламской тематикой, а также анализ сформированного СМИ
образа мусульманина и выяснение причин его появления в массовом сознании. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы,
предлагаются способы решения заявленных проблем.
В приложениях приведена картотека использованных данных.
количеством террористических актов, активного участия России в международной политике в связи с конфликтом в Украине и в Сирии – возрастает
роль телевидения в формировании общественного мнения. Именно через
данный вид СМИ большинство граждан страны узнают актуальную информацию о событиях в мире. В последнее время проявляется тенденция увеличения освещения аудиовизуальными СМИ тем, связанных с религиями, в
частности, с исламом. Из-за большого количества новостных сюжетов, в которых упоминается данная религия, увеличивается интерес общества к изучению ислама. В нашем исследовании мы проанализируем приемы, благодаря которым происходит формирование образа этой конфессии у аудитории
СМИ.
По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2015
году, большинство россиян из всех видов СМИ предпочитают аудиовизуальные медиа. 62% граждан узнают информацию по телевидению. При этом,
уже по данным аналитической организации «Левада-центр» 85% людей получают необъективную информацию и, как следствие, «однобокую» картину
мира, именно посредством ежедневного просмотра новостей на телеканалах.
Способность СМИ и, в частности, аудиовизуальных медиа, воздействовать на
разум аудитории не подвергается сомнениям, поэтому зачастую телевидение
используется для манипуляции сознанием телезрителей, которые составляют
абсолютное большинство среди граждан страны. Однако, телевидение «живет своей жизнью» – оно способно самостоятельно формировать точку зрения, часто отличную от той, что требовалась, согласно политике редакции.
В силу того, что Россия, согласно ст. 3 п. 1 Конституции РФ3, является
многонациональной и многоконфессиональной страной, ежедневно выходят
новостные сюжеты, где упоминаются те или иные народы и конфессии. Такие сюжеты не только формируют образ представителей определенный
национальности или последователей определенной религии, но и способствуют выработке отношения общества к ним. После того как общественное
мнение сформировалось, изменить его становится практически невозможно.
Сегодня одна из самых серьезных проблем СМИ, в особенности, телевидения, состоит в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни.
Согласно опросу «Левада-центра», проведенному в 2014 году, ислам
занимает второе место по численности верующих в России – 7% населения
считают себя его последователями4. Самое большое количество мусульман
проживает на территориях республик Татарстан и Башкортостан, а также регионов Северного Кавказа5.
В связи с активизацией международного терроризма и боевыми действиям в Сирии в 2013 году со стороны террористической организации
«ИГИЛ» («ИГ», «ДАИШ»), запрещенной в России, официальной религией
которой признан радикальный ислам, крупнейшие российские телеканалы, в
частности, «Первый канал», транслировали эти события, многократно упоминая в ежедневных новостных сюжетах ислам, мусульман и используя специализированные религиозные термины. Впоследствии в общественном сознании формируется особый образ, который затем применяется по отношению ко всем представителям данной конфессии.
3 Конституция РФ. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm. Дата обращения: 27.04.2016.
4
Левада-центр. Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят. URL:
http://www.levada.ru/2013/12/24/rossiyane-schitayut-sebya-veruyushhimi-no-v-tserkov-nehodyat/. Дата обращения: 01.05.2016.
5 Интерфакс. Карта религий России. URL: http://www.interfax-religion.ru/map/. Дата обращения: 27.04.2016.5
Из-за формирования негативного образа ислама возникает опасность
эскалации межрелигиозных конфликтов между представителями различных
конфессий, а также появление на мировой карте новых горячих точек. Помимо этого существует вероятность развития международного терроризма, так
как СМИ формируют из ислама образ религии войны, который затем прочно
укрепляется в подсознании подрастающего поколения последователей данной религии. Поэтому актуальность научной работы обуславливается опасностью роста исламофобии в контексте современных событий, а также активизацией исследований ислама и возникновением общественного интереса к
данной религии.
Научная новизна работы связана с введением в оборот нового эмпирического материала, а также с выяснением причин формирования определенного отношения к данной религии у граждан России посредством анализа
новостных сюжетов «Первого канала».
Цель работы – проанализировать языковые, этические, визуальные,
звуковые и терминологические особенности освещения религиозной тематики в сюжетах «Первого канала», касающихся исламской тематики.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
1. изучить источники, описывающие ислам, возможности влияния
СМИ на массовое сознание, а также литературу, поднимающую проблемы
этической культуры журналиста;
2. изучить терминологический аппарат ислама;
3. проанализировать новостные сюжеты «Первого канала» на предмет освещения тематики, касающейся данной религии;
4. выяснить причины формирования позитивного или негативного
общественного мнения об исламской религии и ее последователях.6
Объектом исследования являются новостные сюжеты «Первого канала», предметом – этические, речевые, терминологические, визуальные и звуковые особенности освещения исламской тематики.
Эмпирическим материалом к дипломной работе послужили онлайнверсии новостных сюжетов «Первого канала» за период с 20.03.2016 года по
20.04.2016 года, а также с 19.12.2016 года по 19.03.2017 года и с 03.04.2017
года по 09.04.2017 года, так как в этот период увеличилось число террористических актов, некоторые из которых были совершены в Брюсселе, в Париже, в Анкаре и в Санкт-Петербурге, а также получили продолжение события в Сирии, где в данный период произошел коренной перелом в ходе войны с «ИГ». Были отобраны материалы, связанные с тематикой ислама, а также освещающие действия его последователей.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы (исторический, сравнение, анализ, обобщение) и эмпирические (гипотеза, аналогия, количественный и качественный контент-анализ).
Теоретической базой для исследования послужили научные статьи об
этической культуре журналиста, труды по религиоведению, публицистические работы, посвященные воздействию телевидения на общественное сознание и освещению религии в СМИ, исследования терминологии ислама.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений. В первой главе представлен обзор теоретической информации по основам религиоведения (М.Ю. Смирнов,
Т.В. Шайхитдинов, О.Ю. Рожнова), этическим особенностям работы в массмедиа (Л.Р. Дускаева), использованию религии в политическом пространстве, публицистические работы, посвященные воздействию телевидения на
общественное сознание (П. Бурдье, Д.Г. Выговская, Л.Г. Егорова), терминологии ислама, а также выделяются и рассматриваются основные тенденции и
правила в освещении религиозной тематики в СМИ.
Вторая глава представляет собой анализ звуковых, визуальных, речевых, терминологических и смысловых особенностей освещения событий,7
связанных с исламской тематикой, а также анализ сформированного СМИ
образа мусульманина и выяснение причин его появления в массовом сознании. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы,
предлагаются способы решения заявленных проблем.
В приложениях приведена картотека использованных данных.
Активизация международного терроризма является на данный момент
одной из самых актуальных проблем современности. Террористическая
группировка ИГИЛ сделала своей «официальной» религией ислам. Вербовщики и боевики пропагандируют радикальное течение этой религии, которое
не является отражением всего вероучения в целом. Однако из-за некомпетентного освещения в СМИ тематики, связанной с исламом, формируется
негативный образ данной конфессии. Основными ошибками в освещении
межэтнической и межрелигиозной тематики являются терминологическая
неточность и неграмотность журналистов в вопросах истории, вероучения,
основных канонов и понятий, а также в селективности подачи информации в
материалах подобной тематики. Среди причин появления подобных ошибок
можно выделить недостаточную подготовку журналиста в религиозных вопросах, так как религия и СМИ имеют принципиальное различие – СМИ
необходимо оперативно распространить информацию, в то время как религия
требует сосредоточенного и тщательного изучения. В случае если целью
журналистского материала не является освещение темы религии, авторы сюжетов, как правило, не углубляются в раскрытие специализированной терминологии и распространяют информацию «сгоряча», не проверяя правильность и этичность использования терминологии и селективного метода освещения и подачи материала. Однако еще более значительной ошибкой в работе журналиста является, на наш взгляд, уже сформированный взгляд на ислам и уже имеющееся мнение о данной конфессии. В большинстве проанализированных и представленных в контент-анализе сюжетов ислам демонстрируется аудитории как враждебная религия, религия войны, а его последователи становятся «на одну параллель» с террористами. Иногда причиной
сконструированного таким образом представления об исламе становятся не
только недостаточная осведомленность в вопросах данной религии, но и50
«зашоренность», элементарное нежелание проявить такт из-за сформировавшегося ранее мнения о религии.
Последствием подобных нарушений со стороны журналистов становится возникновение межрелигиозной розни, создание негативного и неверного представления о вероучении и сути ислама, а также разжигание ненависти по отношению к мусульманам, которые ассоциируются у телезрителей с
«моджахедами» и «талибами». Помимо этого могут возникнуть также разногласия между последователями данной религии по причине формирования
определенного мнения в СМИ об исламе и его учении. Таким образом, массмедиа не только формируют мнение, но и сами служат косвенной причиной
появления радикальных ответвлений ислама, так как демонстрируют в большинстве своем сюжеты с негативной коннотацией, а именно, терактами, массовыми казнями, делая акцент при этом на «причастность» к этому религии.
Согласно результатам проведенного контент-анализа, несмотря на преимущество позитивной коннотации в аудиовизуальной составляющей, большая часть новостных сюжетов «Первого канала» – 69 из 94 материалов – за
период с 20.03.2016 года по 20.04.2016 года, с 19.12.2016 года по 19.03.2017
года и с 03.04.2017 года по 09.04.2017 года96 представляют ислам в негативном ключе и конструируют его образ как образ религии радикалов, фанатиков и террористов, тем самым, являясь также причиной возникновения исламофобских и антимусульманских настроений в обществе. Следствием такого
подхода к освещению тематики, связанной с данной религией может стать
появление новых террористических организаций, больший приток людей в
ряды формирований схожих с «ИГИЛ», а также эскалация межэтнических и
межрелигиозных конфликтов.
Существенным «прорывом» в освещении тем, связанных с насилием и
террористическими актами, может послужить акцент на осуждении подобных действий со стороны тех национальных и религиозных представителей,
к которым формально принадлежат террористы и боевики.
96 См. Приложение №4.51
Для решения проблемы освещения религиозных тем, и тем, связанных
с религией, необходимо более тщательное изучение терминологической, исторической, культурной и философской базы определенной конфессии, а
также отход от стереотипного мышления, пересмотр сформировавшегося
мнения, следование этическим кодексам журналиста и осознание социальной
ответственности работника СМИ перед своей аудиторией, частью которой
являются мусульмане, христиане, иудеи, буддисты и последователи других
религий.
одной из самых актуальных проблем современности. Террористическая
группировка ИГИЛ сделала своей «официальной» религией ислам. Вербовщики и боевики пропагандируют радикальное течение этой религии, которое
не является отражением всего вероучения в целом. Однако из-за некомпетентного освещения в СМИ тематики, связанной с исламом, формируется
негативный образ данной конфессии. Основными ошибками в освещении
межэтнической и межрелигиозной тематики являются терминологическая
неточность и неграмотность журналистов в вопросах истории, вероучения,
основных канонов и понятий, а также в селективности подачи информации в
материалах подобной тематики. Среди причин появления подобных ошибок
можно выделить недостаточную подготовку журналиста в религиозных вопросах, так как религия и СМИ имеют принципиальное различие – СМИ
необходимо оперативно распространить информацию, в то время как религия
требует сосредоточенного и тщательного изучения. В случае если целью
журналистского материала не является освещение темы религии, авторы сюжетов, как правило, не углубляются в раскрытие специализированной терминологии и распространяют информацию «сгоряча», не проверяя правильность и этичность использования терминологии и селективного метода освещения и подачи материала. Однако еще более значительной ошибкой в работе журналиста является, на наш взгляд, уже сформированный взгляд на ислам и уже имеющееся мнение о данной конфессии. В большинстве проанализированных и представленных в контент-анализе сюжетов ислам демонстрируется аудитории как враждебная религия, религия войны, а его последователи становятся «на одну параллель» с террористами. Иногда причиной
сконструированного таким образом представления об исламе становятся не
только недостаточная осведомленность в вопросах данной религии, но и50
«зашоренность», элементарное нежелание проявить такт из-за сформировавшегося ранее мнения о религии.
Последствием подобных нарушений со стороны журналистов становится возникновение межрелигиозной розни, создание негативного и неверного представления о вероучении и сути ислама, а также разжигание ненависти по отношению к мусульманам, которые ассоциируются у телезрителей с
«моджахедами» и «талибами». Помимо этого могут возникнуть также разногласия между последователями данной религии по причине формирования
определенного мнения в СМИ об исламе и его учении. Таким образом, массмедиа не только формируют мнение, но и сами служат косвенной причиной
появления радикальных ответвлений ислама, так как демонстрируют в большинстве своем сюжеты с негативной коннотацией, а именно, терактами, массовыми казнями, делая акцент при этом на «причастность» к этому религии.
Согласно результатам проведенного контент-анализа, несмотря на преимущество позитивной коннотации в аудиовизуальной составляющей, большая часть новостных сюжетов «Первого канала» – 69 из 94 материалов – за
период с 20.03.2016 года по 20.04.2016 года, с 19.12.2016 года по 19.03.2017
года и с 03.04.2017 года по 09.04.2017 года96 представляют ислам в негативном ключе и конструируют его образ как образ религии радикалов, фанатиков и террористов, тем самым, являясь также причиной возникновения исламофобских и антимусульманских настроений в обществе. Следствием такого
подхода к освещению тематики, связанной с данной религией может стать
появление новых террористических организаций, больший приток людей в
ряды формирований схожих с «ИГИЛ», а также эскалация межэтнических и
межрелигиозных конфликтов.
Существенным «прорывом» в освещении тем, связанных с насилием и
террористическими актами, может послужить акцент на осуждении подобных действий со стороны тех национальных и религиозных представителей,
к которым формально принадлежат террористы и боевики.
96 См. Приложение №4.51
Для решения проблемы освещения религиозных тем, и тем, связанных
с религией, необходимо более тщательное изучение терминологической, исторической, культурной и философской базы определенной конфессии, а
также отход от стереотипного мышления, пересмотр сформировавшегося
мнения, следование этическим кодексам журналиста и осознание социальной
ответственности работника СМИ перед своей аудиторией, частью которой
являются мусульмане, христиане, иудеи, буддисты и последователи других
религий.
Подобные работы
- Конструирование образа ислама в СМИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА МУСУЛЬМАНИНА В СМИ (КОНТЕНТ - И ДИСКУРС-АНАЛИЗ)
Бакалаврская работа, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА-МУСУЛЬМАНИНА
В ЗАПАДНЫХ МЕДИА КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике (Югорский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА И КСЕНОФОБИИ В
ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Тема экстремизма в общественно-политических изданиях России
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ И ГЕНДЕРНО-НЕЙТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ПРОДВИЖЕНИИ БРЕНДОВ НА КРАСНОЯРСКОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2023 - РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ РОЛИ ИСЛАМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЩИНЫ МЕЧЕТИ «ЯРДЭМ»
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



