ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ 5
1.1 Особенности опорно-двигательного аппарата детей 5
1.2 Нарушения работы опорно-двигательного аппарата у детей 7
1.3 Анализ структуры патологии опорно-двигательного аппарата у детей и
подростков 22
ГЛАВА 2 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ МАКЕТА 29
2.1 Обзор аналогичных конструкций 29
2.2 Формирование функциональных требований к разрабатываемой
конструкции 40
2.3 Разработка структурной схемы и подбор элементов, материалов 40
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ, МЕХАНИЧЕСКИХ ИПРОГРАММНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ МАКЕТА КОНСТРУКЦИИ 45
3.1 Проектирование схемы электрической принципиальной 45
3.2 Разработка и изготовление механических компонентов 46
3.3 Разработка тестовой управляющей программы для микроконтроллера . .. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Состояние здоровья детского и подросткового населения России за последние годы приобрело очень негативные тенденции [1]. Болезни костно-мышечной системы занимают особое место в детской патологии, влияя на характер подростковой и детской инвалидности. Нарушения функций осанки и стопы - сложнейшая социальная и медицинская проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих лет. С каждым годом растет число детей, больных ортопедическими заболеваниями. В настоящее время, по официальным данным, среди детей в возрасте до 18 лет они составляют 2,6 млн. человек, при этом более 25 тыс. из них признаны инвалидами. Показатель заболеваемости на 100 000 детского населения превышает 8 000 , у подростков 14 000.
Проблема детской ортопедической заболеваемости и травматизма актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире [2]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила первое десятилетие 21 века периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы [3].
Стопа, как ведущий компонент рессорной системы организма при ее патологическом формировании и в сочетании с другими вредными факторами, отрицательно влияет на позвоночник, приводит к сколиозу, нарушениям осанки, утомляемости и болям в ногах, развитию соматической патологи, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению течения сопутствующих ортопедических заболеваний.
Изучение влияния разных факторов на состояние опорно-двигательного аппарата ребёнка является актуальным направлением отечественной и зарубежной медицины [4], что определяется не только масштабами ортопедической заболеваемости, но социально-экономическими потерями - снижением трудового и мобилизационного потенциала страны. Так, в структуре негодности при призыве в Армию болезни опорно-двигательного аппарата составляют около 19%, а в структуре возврата в первые 3 месяца — более 21% [5].
Начало формирования большинства хронических заболеваний у детей приходится в основном на дошкольный возраст. Правильно организованная работа по оздоровлению детей раннего возраста из групп риска способствует профилактике хронической патологи, снижению заболеваемости и инвалидизации детей.
Диспансерное наблюдение, коррекционное лечение, создание ортопедического режима должно быть неотъемлемой частью жизни ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение многих месяцев, а порой, и лет.
Формирование ортопедических групп в дошкольных образовательных учреждениях является важным этапом специализированной помощи детям с нарушениями функций ОДА. Стоит заметить, что эффективность пребывания детей в данных группах не изучена.
Цель исследования:
Разработка макета аппаратно-программного комплекса для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и исследование его характеристик.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены основные задачи:
- подробный обзор аналогичных конструкций, применяемых для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- анализ существующих нарушений опорно-двигательного аппарата у детей;
- разработка структуры комплекса;
- подбор элементной базы;
- разработка и изготовление механических элементов конструкции с использованием аддитивных технологий;
- разработка тестового программного обеспечения для персонального компьютера.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы был выполнен макет аппаратно-программного комплекса для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также были получены следующие результаты:
- выполнен анализ существующих решений в области заболеваний опорно-двигательного аппарата, предложен свой вариант его реализации, а также изучены особенности костно-мышечной системы детей;
- выполнен обзор и анализ аналогичных конструкций, используемых для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. В результате составлены таблицы, отражающие технические характеристики аналогов;
- выполнен подбор материалов и элементов с учетом разрабатываемого макета;
- изготовлен макет аппаратно-программного комплекса для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата с использованием аддитивных технологий и оборудования с числовым программным управлением;
- разработана схема электрическая принципиальная, а также тестовое программное обеспечение для управляющего микроконтроллера.
Поставленные цель и задачи работы выполнены в полном объеме. Решения, использованные в работе, позволили получить на выходе макет устройства, обладающего более низкой себестоимостью, чем аналогичные конструкции, технологичностью, и будут использованы в дальнейшем при изготовлении образца аппаратно-программного комплекса для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата при реализации программы импортозамещения, для изготовления современного отечественного оборудования.
1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Зелинская Д. И., Терлецкая Р. Н.
Инвалидность детского населения России.- М.: Центр развития
межсекторальных программ, 2008.- 240с.
2. Венгеров И. А. Анализ зарубежных исследований в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма // Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов: Материалы науч. -практ. конф. М., 2000. — С. 51-55.
3. Малахов О. А., Леванова И. В., Кралина С. Э., Шарпарь В . Д. Ошибки и осложнения при консервативном лечении врожденного вывиха бедра у детей // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. -2003.- №4.- С. 28-29.
4. Малахов О. А., Цыкунов М. Б., Фёдорова С. А. Диагностика
статических деформаций позвоночника методами топографической фотометрии и рентгенографии: сравнительная оценка // Вестник
травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова.- 2007.- № 1.- С. 60 65.
5. Осипов А. А., Кожевников В. В., Кожевников В. А и др. Малоинвазивные хирургические вмешательства в лечении врожденной косолапости у детей первого года жизни // Детская хирургия.- 2008.- № 3. - С. 9-11.
6. Виноградов А. В., Ольхова Е. Б., Тиликин А. Е., и др. Восстановление костно-хрящевых структур после коррекции воронкообразных деформаций грудной клетки у детей// Детская хирургия. -2004, — № 1.- С. 24-27.
7. Дашевская Н. Д. Оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и их адаптация к школе: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Екатеринбург, 1998. 31 с.
8. Детская ревматология // Под ред. А. А. Баранова, Л. К. Баженовой, руководство для врачей. М.: Медицина, 2002.- 335с.
9. Дорожная безопасность для детей и молодежи в Европе. ВОЗ, Копенгаген, 2007. — 35 с.
10. Доскин В. А., Авдеева Т. Г., Сулимова Н. В., Кузьменкова С. Н. Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий // Российский педиатрический журнал. -2001. -№ 1, — С. 19-21.
11. Дрожжина JI.A. Новые методики в лечении сколиотической болезни // Совершенствование травматолого-ортопедической помощи детям: Материалы симпозиума детских травматологов-ортопедов с междуцар участием. СПб, 2008. — С. 171-174.
12. Дудин М. Г., Фалинский А. А., Леснова С. Ф. Специализированный восстановительный центр детской ортопедии и травматологии // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова,-2003. -№4.- С. 14-15.
13. Еналдиева Р. В., Автандилов А. Г., Ветрилэ С. Т. и др. Оценка динамики функции внешнего дыхания у больных с тяжелыми формами сколиоза в отдаленном послеоперационном периоде // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, — 2006.- №2.- С. 21-22.
14. Еськин Н. А., Михайлова Л. К. Ультрасонографическая оценка
состояния тазобедренных суставов у новорожденных //
Вестниктравматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова.- 2003.- №4.- С. 23-25.
15. Ефименко Н. А. О перспективах организации специализированной амбулаторной хирургической помощи // Военно-медицинский журнал.- 2000.- №4.- С. 20-23.
16. Ефименко Н. А., Воробьев В. В., Лисицын А. С. Проблемы и перспективы специализированной амбулаторной хирургической помощи // Военно-медицинский журнал: Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Мин, обороны РФ. 2002. — № 12. — С. 4-7.
17. Ефимова И. В., Гансанжа В. О. Характеристика физического развития детей младшего школьного возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 2007.- № 1. С. 39-40.
18. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» как инструмент международного взаимодействия в охране здоровья детей. Российский педиатрический журнал 2011; С. 12-18.
19. Белова О.А. Диагностика и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников. Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» (Серия медицина) 2012; С. 114-117.
20. Мирская Н.Б. Факторы риска, негативно влияющие на формирование костно-мышечной системы детей и под- ростков в современных условиях. Гигиена и санитария 2013; С. 65-71.
21. Щеплягина Л. А., Моисеева Т. Ю., Круглова И. В. Физио- логия роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М 2006; С.228-272.
22. Rizzoli R., Bianchi M.L., Garabedian M., McKay H.A., Moreno L.A.
Maximizing bone mineral mass gain dur- ing growth for the prevention of fractures in the adoles- cents and the elderly. Bone 2010; 46 (2): 294-305. DOI:
10.1016/j.bone.2009.10.005.
23. Мальцев С.В., Мансурова Г.Ш., Колесниченко Т.В., Зотов Н.А. Минеральная плотность кости у детей в разные возрастные периоды. Практич. мед 2013; 6 (75): 106-108.
24. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации.- М., 2006.¬140с.
25. Г.Ш. Мансурова, И.В. Рябчиков, С.В. Мальцев, Н.А. Зотов. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2017; С. 187-191.
26. Стационарный прибор биофидбэк (БОС) «Кинезис»- ООО НМФ
«Нейротех» [электронный ресурс]:
https://neurotech.ru/biofeedback/complexes/stationary biofeedback device kinesis/
27. Опорно-двигательный комплекс Амалтея «Тонус» [электронный ресурс]:
http: //amalteaspb.com/index.php?path=7 5 79&route=product%2Fcategory
28. Виброплатформа Galileo Basic [электронный ресурс]:
https://www.galileo-center.com/основные-направления/тренажеры/galileo-basic/
29. Стабилоплатформа ST-150 [электронный ресурс] :
https: //www.biomera. ru/upload/manualST 150.pdf
30. Бродин В. Б., Шагурин И. И. Микроконтроллеры. Архитектура, программирование, интерфейс . Изд-во Эком,1999.
31. Программирование микроконтроллеров в AtmelStudio 6. [электронный ресурс] /http://datagor.ru/microcontrollers/2489-programmirovanie-avr.html.