ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения саморегуляции как условия развития временной перспективы студентов 8
1.1. Понятие саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Теоретические подходы к изучению временной перспективы студентов . 17
1.3. Теоретическое обоснование временной перспективы с разным уровнем
саморегуляции 28
1.4. Психологические исследования возможностей БОС-тренинга для развития
саморегуляции 33
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование саморегуляции как условия развития временной перспективы студентов 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования временной перспективы студентов с разным уровнем сформированности саморегуляции 44
2.3. Программа психологической коррекции саморегуляции студентов
средствами БОС-тренинга 57
2.4. Анализ эффективности влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы
студентов 61
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время человек стремится обеспечить себе достойное существование, поэтому все его усилия направлены на достижение этой цели. Однако для приспособления к ускоряющемуся ритму жизни современного общества человеку необходимо преодолевать определенные физические и психические нагрузки. Современный студент живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации, что часто вызывает перенапряжение нервной системы. При этом человеческий организм как динамическая система постоянно приспосабливается к условиям окружающей среды. Студентам в данных обстоятельствах необходимо овладеть способами эффективного управления как своим временем, так и собственным психофизиологическим состоянием для осуществления продуктивной учебной деятельности. Саморегуляция является специфической активностью человека, направленной на преобразование психофизиологического состояния, а также способствующей восстановлению сил организма и активизации его работоспособности. Саморегуляция позволяет человеку обеспечить стабильность функциональной системы организма, ее относительную устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью. Организация механизмов саморегуляции осуществляется на различных уровнях - от физиологического до психологического (осознанного), пронизывая все психические явления, процессы и состояния человека. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека способствует формированию его временной перспективы в направлении ее большей действенности в процессах построения личных и профессиональных планов, содействуя преодолению неопределенности будущего. Временная перспектива является «точкой видения», из которой человек смотрит на всю свою жизнь, как через фильтр, и воспринимает тем или иным способом свое прошлое, настоящее и будущее. Каждому человеку свойственно по большей части фиксироваться на одном из времен, что может привести к формированию временного «пристрастия» и оказать негативное влияние на психологическое здоровье личности. Ученые выделяют оптимальную временную перспективу - психологическую структуру, которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок. В качестве средства повышения внутренней мобилизации резервов человека, а также повышения уровня осознания и произвольного контроля физиологических процессов нами используется метод биологической обратной связи (далее БОС). БОС является немедикаментозным методом совершенствования нормальных и коррекции нарушенных или неоптимально осуществляемых функций организма через инструментальное обучение специализированным навыкам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека Данный метод позволяет повысить уровень осознания физиологических процессов, обычно не осознаваемых и не управляемых произвольно, сначала путем контролирования внешних сигналов, а затем путем сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния или усвоения такого типа поведения, которое будет предотвращать возникновение симптомов, устранять или ослаблять их вскоре после возникновения.
Следовательно, преодолеть возникающие нагрузки и успешно адаптироваться к условиям учебной деятельности студентам позволят сформированная саморегуляция средствами БОС-тренинга и оптимальная временная перспектива.
Проблема изучения сформированной саморегуляции как условия развития оптимальной временной перспективы студентов в психологической науке представлена недостаточно. Зарубежные и отечественные психологи уделяли внимание изучению саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова- Славская и др), временной перспективы (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.) а также методам биологической обратной связи (П.К. Анохин, С.С. Бесова, С.А. Датченко, В.В. Колбанов, М. Шварц, Е.А. Денисова и др.). Однако отдельное изучение данных категорий не дает полного представления об их влиянии и связи между собой. Таким образом, проблема влияния сформированной саморегуляции на развитие оптимальной временной перспективы студентов средствами БОС-тренинга является значимой для психологической науки. Она позволяет раскрыть связи между психофизиологическими (саморегуляция) и психологическими (временная перспектива) компонентами человеческого организма.
Проблема: каково влияние сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов?
Цель: изучить влияние сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Объект: временная перспектива студентов.
Предмет: саморегуляция как условие развития оптимальной временной перспективы студентов.
Гипотеза: формирование саморегуляции студентов средствами БОС- тренинга способствует развитию оптимальной временной перспективы, а именно формирование высокого уровня саморегуляции обеспечивает оптимальность временной перспективы студентов.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы изучения проблемы формирования саморегуляции средствами БОС-тренинга как условия развития оптимальной временной перспективы студентов.
2) Выявить особенности саморегуляции и временной перспективы у студентов.
3) Обосновать целесообразность использования программы БОС- тренинга для формирования саморегуляции студентов.
4) Изучить эффективность влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Теоретической и методологической основами работы являются субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, A. Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); системный подход (Б.Ф. Ломов); а также теории, раскрывающие сущность функциональных состояний и саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, B. И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова- Славская и др), а также исследования, посвященные проблеме развития временной перспективы (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.).
При проведении исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• метод сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование);
• метод поперечных срезов;
• сравнительный метод;
• метод качественной и количественной обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену);
• интерпретационный метод;
• интервью.
В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:
1. «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Моросанова).
2. «Опросник временной перспективы личности, ZTPI» (Ф.Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной).
3. Авторская анкета для студентов «Контроль над собой и своим временем».
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые поставлена проблема влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении представлений о влияние сформированной саморегуляции на развитие временной перспективы студентов. Полученные в работе эмпирические данные вносят неотъемлемый вклад в развитие дифференциального подхода к психической саморегуляции.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования целесообразно использовать в практике Психологической службы НИУ «БелГУ» и других учебных заведений с целью формирования саморегуляции студентов средствами БОС-тренинга и развития у них оптимальной временной перспективы. Следовательно, формируя у студентов высокий уровень саморегуляции и оптимальную временную перспективу, мы обеспечим студентам успешную адаптацию к условиям учебной деятельности и эффективное усвоение ими этой деятельности.
База исследования - Белгородский государственный университет (НИУ «БелГУ»), факультета Психологии. Выборку составили 98 студентов второго и третьего курса в возрасте от 18 до 22 лет.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Диссертация включает 11 рисунков, 79 источников литературы и 9 приложений, общий объем работы составляет 82 страницы машинописного текста.
В связи с большой информационной и событийной нагрузкой в условиях дефицита времени современные студенты испытывают серьезное перенапряжение, при котором организм, как динамическая система, постоянно вынужден приспосабливаться к условиям окружающей действительности [36]. Студентам в данных обстоятельствах необходимо овладеть способами эффективного управления своим временем, что позволит им в кратчайшие сроки включаться в учебную деятельность и продуктивно решать жизненные задачи. Оптимально выстроить временную перспективу для преодоления информационных нагрузок и успешной адаптации к условиям учебной деятельности студенту позволяет сформированная саморегуляция.
Целью нашего исследования послужило изучение влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, раскрывающий понимание саморегуляции, временной перспективы, биологической обратной связи в отечественной и зарубежной психологии.
По итогам теоретического анализа литературы мы предлагаем рассматривать саморегуляцию с позиции дифференциального подхода, вслед за О.А. Конопкиным и В.И. Моросановой, как «системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» [51, с. 126]. А также с позиции системно-деятельностного подхода вслед за Л.Г. Дикой [31]. В таком случае саморегуляция является системным психофизиологическим состоянием, имеющим определенную иерархию - от физиологического до психологического уровня. Следовательно, в теории обосновано использование БОС-тренинга в качестве метода формирования саморегуляции, оказывающего непосредственное влияние на физиологический и опосредственное на психологический уровни саморегуляции.
В данной работе мы будем придерживаться точки зрения Ф. Зимбардо, который понимал временную перспективу как «точку видения, из которой человек смотрит на всю свою жизнь и воспринимает тем или иным способом свое прошлое, настоящее и будущее» [32, с. 47]. Однако он также выделяет «сбалансированную временную ориентацию», которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим и является оптимальной для функционирования человека в обществе. БОС-тренинг мы понимаем как «современный немедикаментозный метод совершенствования нормальных и коррекции нарушенных функций организма через инструментальное обучение специализированным навыкам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека» [75, с.284].
В соответствии со второй задачей исследования нами были изучены особенности саморегуляции и временной перспективы студентов. В начале учебного года (сентябрь-октябрь 2016 г.) был проведен первый диагностический срез.
На основе изучения уровня саморегуляции по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» В.И. Моросановой мы получили следующие данные: большинство студентов факультета психологии (45%) имеют средний уровень сформированности саморегуляции, многие (35%) обладают высоким уровнем саморегуляции и некоторые (20%) низким уровнем саморегуляции.
На основе методики «Опросник временной перспективы личности, ZTPI» Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной были получены следующие данные: у студентов с высоким уровнем саморегуляции в большей мере выражена временная перспектива, направленная на будущее, у студентов со средним уровнем саморегуляции - как на позитивное прошлое, так и на гедонистическое настоящее, а у студентов с низким уровнем саморегуляции преобладает временная перспектива, направленная на гедонистическое настоящее.
По итогам анализа анкеты студентов «Контроль над собой и своим временем» можно сделать вывод о том, что у студентов с высоким уровнем саморегуляции преобладает оптимальная временная перспектива, у студентов со средним уровнем саморегуляции - временная ориентация на гедонистическое настоящее и у студентов с низким уровнем саморегуляции - на гедонистическое настоящее, позитивное и негативное прошлое.
Для того, чтобы статистически достоверно установить, имеются ли связи между уровнями саморегуляции и временными перспективами студентов, нами были проведены корреляционные анализы по Спирмену в группах студентов с высоким, средним и низким уровнем саморегуляции. Таким образом, мы пришли к математически обоснованному выводу: чем ниже уровень сформированности саморегуляции у студентов, тем больше обнаруживается значимых связей между параметрами саморегуляции и видами временной перспективы. Следовательно, студентам с низким уровнем саморегуляции свойственно фиксироваться по большей части на одном из времен, что приводит к формированию у них временного «пристрастия» и негативно влияет на их функционировании в обществе. Студентам с высоким уровнем саморегуляции свойственна оптимальная временная перспектива, которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок.
В соответствии с третьей задачей исследования была обоснована целесообразность использования психокоррекционной программы БОС- тренинга по формированию саморегуляции, которая рассчитана на 12 сеансов длительностью 35 минут. БОС-тренинг был направлен на снижение ЧСС. Результаты экспериментального воздействия показали у студентов с низким уровнем сформированности саморегуляции положительную динамику снижения ЧСС средствами БОС-тренинга, что благоприятно отразилось на их психофизиологическом состоянии и общем уровне саморегуляции.
В соответствии с четвертой задачей исследования во втором диагностическом срезе с помощью U-критерия Манна-Уитни нами были обнаружены достоверные различия (p<0,05) между контрольной (без воздействия БОС) и экспериментальной группой (воздействие БОС) в результате применения психокоррекционной программы формирования саморегуляции средствами БОС-тренинга.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что формирование саморегуляции студентов средствами БОС-тренинга, а именно высокого уровня саморегуляции, способствует развитию оптимальной временной перспективы, приводит к ее сбалансированности - использовался корреляционный анализ по Спирмену. Данная гипотеза нашла свое подтверждение: психокоррекционная программа с использованием БОС- тренинга позволила повысить уровень саморегуляции студентов и тем самым повлияла на оптимальность их временной перспективы.
Поставленные нами задачи исследования были решены, заявленная цель достигнута.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / А.К. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1970. - 336 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени / Сост. Л.В. Куликов // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 279-297.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Ананьев, Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения / Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. - 1963. - №5. - С. 81-98.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л., 1968. - 338 с.
6. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
7. Анохин, П.К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Успехи физиол. Науки. - 1970. - Т. 1. - №1. - С. 19-54.
8. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О.Н. Арестова / Вопросы психологии. - 2000. - №4. - С. 61-73.
9. Басов, М.Я. Общие основы педологии / М.Я. Басов. - М.: Алетейя, 2007. - 776с.
10. Баталова, Л.О. Возможность использования БОС-тренинга у тревожных студентов с чертами пограничного расстройства личности / Л.О. Баталова, А.Н. Белова, О.Л. Ковалёва // Актуальные проблемы психологии личности в норме и патологии. -2016. С. 290-296.
11. Батоцыренов, В.Б. Понятие «саморегуляция»: терменология и основные подходы / В.Б. Батоцыренов // Вестник Забайкальскогогосударственного университета. - 2011. - №6 - С. 67-72.
12. Бесова, С.С. Использование биообратных связей в тренинге саморегуляции / С.С. Бесова // Известия Южного федеральногоуниверситета. Технические науки. - 2004. - Т. 41. № 6. - С. 48-50.
13. Бехтерев, В.М. и современная психология. Тезисы
международной научно-практической конференции // 11-15 сентября 1995г. - Казань,1995. -150с. [Электронный ресурс].- URL:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=behterev_izbrannye- sotsyalnoy-psihologii_1995(дата обращения: 12.10.2016).
14. Бильданова, В.Р. Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи) / В.Р. Бильданова, Г.Р. Шагивалеева, О.М. Штерц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 20-29.
15. Ванин, А.В. Взаимосвязь осознанной саморегуляции и временной перспективы у старшеклассников : дисс. ... к. психол. наук // Психол. ин-т Рос. акад. образования. - М., 2012. - 189 с.
16. Ванин, А.В. Временная перспектива и осознанная саморегуляция в юношеском возрасте / А.В. Ванин, В.И. Моросанова // Материалы V Всероссийского съезда РПО, 14-18 февр. 2012. - Т. 1. - С. 440-441.
17. Вань, Е.Н. Представления о будущем как предмет
психологического исследования // Гуманитарные научные исследования. - 2017.-№5. [Электронный ресурс]. - URL:
http://human.snauka.ru/2017/05/23955(дата обращения: 26.01.2017).
18. Василенко, В.Е. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: гендерный и возрастной аспекты / В.Е. Василенко, А.А. Лебедева // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - С. 148-153.
19. Власенко, А.И. Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности / А.И. Власенко // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 921-924.
20. Гаранина, Ж.Г., Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж.Г. Гаранина, О.Е. Мальцева / Интеграция образования, 2016. - Т. 20. - №3. - С. 374-381.
21. Голикова, Ю.Я. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности / Ю.Я Голикова., А.Н. Костина // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Институт психологии РАН, 1999. - С. 6-80.
22. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Под ред. Л.В. Куликова // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 256-269.
23. Головаха, Е.И. Понятие психологического времени / Е.И. Головаха, А.А. Кроник // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1988. - С. 199-213.
24. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М.: Смысл, 2008. - 272 с.
25. Головин, С. Ю. Словарь психолога - практика / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2001. - 975 с.
26. Гунзинова, Б.А. Субъектная саморегуляция личности профессионала / Б.А. Гунзинова // Вестник Бурятского государственногоуниверситета, 2015. - №5. - С. 3-7.
27. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания времени: собр. сочинений / Э. Гуссерль. - М.: Гнозис, 1994. - 162 с.
28. Датченко, С.А. Предпосылки возникновения и история развития современной психофизиологической технологии БОС / С.А. Датченко // Личность, семья и общество: вопросы педагоги и психологии. - 2015. - № 49. - С. 7-12.
29. Денисова, Е.А. Развитие навыков саморегуляции студентов- первокурсников посредством технологии БОС // Материал к проекту «Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете». - 2015. - С. 409-411.
30. Деревянко, Ю.П. Образ времени студентов в стрессовой ситуации как детерминанта эффективного жизнетворчества / Ю.П. Деревянко // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. - 2015. - С. 60-64.
31. Дикая, Л.Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л.Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.
32. Зимбардо, Ф., Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд [Пер. с англ. О. Гатановой] - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
33. Иванова, Л.В. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / Л.В. Иванова, М.Г. Слав // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016. - Т. 7. - С. 36-40. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56085.htm (дата обращения: 08.10.2016).
34. Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 10-12.
35. Квасова, О.Г. Формы трансформации временной перспективы в экстремальной ситуации / О.Г. Квасова // Современные исследованиясоциальных проблем. - 2015. - №1 (45). - С. 220-226.
36. Ковалева, О.Л. Изучение некоторых аспектов
стрессоустойчивости и процесса адаптации к среде ВУЗа у студентов- первокурсников / О.Л. Ковалева [и др.] // Сборник научных трудов SWorld. -
2013. Выпуск 3. Т. 23. - С. 24-28.
37. Колбанов, В.В. Саморегуляция на основе биологической обратной связи как средство повышения психоэмоциональной устойчивости человека / В.В. Колбанов // Валеология. - 2002. - № 1. - С. 27-31.
38. Кондратьев, М.Д.Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников / М.Д. Кондратьев // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2017. - Т. 9. - №1. - С. 106-114.
39. Конопкин, О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / О.А. Конопкин // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. - М.: 1989. - С. 158-172.
40. Кошельская, Т.В. Содержание понятия «Временная перспектива личности» / Т.В. Кошельская // Инновационная наука. - 2016. - №1. - С. 256-257.
41. Крылова, Н.Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Н.Н. Крылова // ВестникПензенского государственного университета. - 2014. - №1 (5). - С. 25-29.
42. Лебедева, К.А. Использование тренинга биологической обратной связи для снятия напряжения и профилактики стресса // Психодуховный кризис: электронный научный журнал. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://psysis.ru/7ISPOLMzZOVANIE_TRENINGA_BIOLOGIChESKOI_OBRA TNOI_SVYaZI_DLYa_SNYaTIYa... (дата обращения: 13.01.17).
43. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с.
44. Леснянская, Ж.А. Временная перспектива старшеклассников сельской школы, ее взаимосвязь с профессиональным самоопределением и развитием. / Ж.А. Леснянская // Гуманитарный вектор. - 2015. - №1 (41). - С. 167-172.
45. Медовикова, Е.А. Особенности содержательных характеристик временной перспективы личности на начальных этапах обучения в вузе / Е.А. Медовикова // Вестник Кемеровского государственного университета. -
2014. - Т. 2. № 4 (60). - С. 123-128.
46. Морозова, И.С. Личность и саморегуляция деятельности: учебное пособие / И.С. Морозова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 110 с.
47. Моросанова, В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 2011. - №3. - С. 132-144.
48. Моросанова, В.И. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности / В.И. Моросанова, И.В Плахотникова // Журнал прикладной психологии. - 2004. - №1. - С. 23-30.
49. Моросанова, В.И. Роль индивидуальных особенностей временной
перспективы и осознанной саморегуляции при выборе профессии старшеклассниками / В.И. Моросанова, А.В. Ванин // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2010. - №5 (13).
[Электронный ресурс]. - URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 14.11.2016).
50. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 213 с.
51. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 121¬127.
52. Никифоров, Г.С. Виды психической саморегуляции / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Вестник Ленинградского государственногоуниверситета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №1. - Т. 5. - С. 92-101.
53. Николаева, О.В. Временная перспектива личности у студентов:
гендерные аспекты / О.В. Николаева // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №2. - URL:
https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15150 (дата обращения:
15.01.2017).
54. Николюк, Е.А. Категории пространства-времени в изучении психологических феноменов / Е.А. Николюк // Вестник КРАУНЦ.Гуманитарные науки. - 2013. - №2 (22) - С. 71-77.
55. Никуленкова, О. Е. Личностная саморегуляция как компонент психологической готовности к деятельности / редкол.: О. Н. Широков [и др.] // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»). - 2017. - С. 34-38.
56. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
57. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности /
A. К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 5-19
58. Переверзева, А.А. Временные аспекты саморегуляции подростков с разным уровнем жизнестойкости / А.А. Переверзева // Приволжский научный вестник - 2012. - №2 (6) - С. 119-123.
59. Плыкин, А.Н. Обучающая методика БОС-тренинг. Как научиться противостоять стрессу / А.Н. Плыкин // Символ науки. - 2016. - №4 (4). - С. 176-181.
60. Пономарев, М.Ф. Об оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов / М.Ф. Пономарев, Л.М. Голубева, В.П. Лисенкова // Проблемы восприятия пространства и времени. - 1961. - С. 16-63.
61. Прохоров, А.О. Образ психического состояния / А.О. Прохоров. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - 245 с.
62. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.
63. Прохоров, О.А. Психология саморегуляции в 21 веке / отв. ред.
B. И. Моросанова. - СПб., М.: Нестор-История, 2011. - 467 с.
64. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
65. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Сфера, 2003. - 456 с.
66. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - С. 282-426.
67. Сорокина, Л.В., Эффективность использования БОС-тренинга в коррекции функционального состояния социально дезадаптированных подростков / Л.В. Сорокина, С.А. Королев, Т.В. Долматова // Перспективы науки. - 2014. - №2 (53). - С. 190-193.
68. Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологическая диагностика, 2007. - №1. - С. 85-106.
69. Сырцова, А. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) / А. Сырцова [и др.] // Культурно-историческая психология. - 2007. - №4. - C. 19-31.
70. Толстых, Н.Н. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков / Н.Н. Толстых, М.Д. Кондратьев // Социальная психология и общество. - 2015. - Т. 6. - №2. - С. 90-104.
71. Толстых, Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2010. - 545 с.
72. Чигарькова, А.В. Временная перспектива молодого поколения / А.В. Чигарькова, С.В. Забегалина // Социальные явления. - 2013. - №2. - С. 95-99.
73. Штомпель, Л.А. Смыслы времени / Л.А. Штомпель. - Ростов-на- Дону, 2001. - 103 с.
74. Юркевич, В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В.С. Юркевич // Психологическая наука и образование.-2011. - №4. - С. 99-108.
75. Naifeh, K.H. Biofeedback of alveolar carbon dioxide tension and levels of arousal / K.H. Naifeh, J. Kamiya, D.M. Sweet // Biofeedback Self¬Regulation. - 1982. - Vol. 7. - №3. - P. 283-299.
76. Shvarc, M.S. Sovremennye problemy bioupravlenija / M.S Shvarc // Bioupravlenie. Teorija i praktika. - Novosibirsk, 1988.
77. Zimbardo, P.G. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric / P.G Zimbardo., J.N. Boyd / Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - Vol. 77. №6. - P. 1271-1288.
78. Zimbardo, P.G. The time paradox. The new psychology of time that will change your life / P.G. Zimbardo, J. Boyd. - N.Y., London, Toronto, Sydney.
- 1999. - 378 p.
79. Zimbardo, P.G. Overcome PTSD with new psychology of time perspective therapy / P.G. Zimbardo, R. Sword. - N.Y.: Willey, 2012. - 310 p.