ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения саморегуляции как условия развития временной перспективы студентов 8
1.1. Понятие саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Теоретические подходы к изучению временной перспективы студентов . 17
1.3. Теоретическое обоснование временной перспективы с разным уровнем
саморегуляции 28
1.4. Психологические исследования возможностей БОС-тренинга для развития
саморегуляции 33
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование саморегуляции как условия развития временной перспективы студентов 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования временной перспективы студентов с разным уровнем сформированности саморегуляции 44
2.3. Программа психологической коррекции саморегуляции студентов
средствами БОС-тренинга 57
2.4. Анализ эффективности влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы
студентов 61
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретические основы изучения саморегуляции как условия развития временной перспективы студентов 8
1.1. Понятие саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Теоретические подходы к изучению временной перспективы студентов . 17
1.3. Теоретическое обоснование временной перспективы с разным уровнем
саморегуляции 28
1.4. Психологические исследования возможностей БОС-тренинга для развития
саморегуляции 33
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование саморегуляции как условия развития временной перспективы студентов 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования временной перспективы студентов с разным уровнем сформированности саморегуляции 44
2.3. Программа психологической коррекции саморегуляции студентов
средствами БОС-тренинга 57
2.4. Анализ эффективности влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы
студентов 61
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время человек стремится обеспечить себе достойное существование, поэтому все его усилия направлены на достижение этой цели. Однако для приспособления к ускоряющемуся ритму жизни современного общества человеку необходимо преодолевать определенные физические и психические нагрузки. Современный студент живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации, что часто вызывает перенапряжение нервной системы. При этом человеческий организм как динамическая система постоянно приспосабливается к условиям окружающей среды. Студентам в данных обстоятельствах необходимо овладеть способами эффективного управления как своим временем, так и собственным психофизиологическим состоянием для осуществления продуктивной учебной деятельности. Саморегуляция является специфической активностью человека, направленной на преобразование психофизиологического состояния, а также способствующей восстановлению сил организма и активизации его работоспособности. Саморегуляция позволяет человеку обеспечить стабильность функциональной системы организма, ее относительную устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью. Организация механизмов саморегуляции осуществляется на различных уровнях - от физиологического до психологического (осознанного), пронизывая все психические явления, процессы и состояния человека. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека способствует формированию его временной перспективы в направлении ее большей действенности в процессах построения личных и профессиональных планов, содействуя преодолению неопределенности будущего. Временная перспектива является «точкой видения», из которой человек смотрит на всю свою жизнь, как через фильтр, и воспринимает тем или иным способом свое прошлое, настоящее и будущее. Каждому человеку свойственно по большей части фиксироваться на одном из времен, что может привести к формированию временного «пристрастия» и оказать негативное влияние на психологическое здоровье личности. Ученые выделяют оптимальную временную перспективу - психологическую структуру, которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок. В качестве средства повышения внутренней мобилизации резервов человека, а также повышения уровня осознания и произвольного контроля физиологических процессов нами используется метод биологической обратной связи (далее БОС). БОС является немедикаментозным методом совершенствования нормальных и коррекции нарушенных или неоптимально осуществляемых функций организма через инструментальное обучение специализированным навыкам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека Данный метод позволяет повысить уровень осознания физиологических процессов, обычно не осознаваемых и не управляемых произвольно, сначала путем контролирования внешних сигналов, а затем путем сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния или усвоения такого типа поведения, которое будет предотвращать возникновение симптомов, устранять или ослаблять их вскоре после возникновения.
Следовательно, преодолеть возникающие нагрузки и успешно адаптироваться к условиям учебной деятельности студентам позволят сформированная саморегуляция средствами БОС-тренинга и оптимальная временная перспектива.
Проблема изучения сформированной саморегуляции как условия развития оптимальной временной перспективы студентов в психологической науке представлена недостаточно. Зарубежные и отечественные психологи уделяли внимание изучению саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова- Славская и др), временной перспективы (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.) а также методам биологической обратной связи (П.К. Анохин, С.С. Бесова, С.А. Датченко, В.В. Колбанов, М. Шварц, Е.А. Денисова и др.). Однако отдельное изучение данных категорий не дает полного представления об их влиянии и связи между собой. Таким образом, проблема влияния сформированной саморегуляции на развитие оптимальной временной перспективы студентов средствами БОС-тренинга является значимой для психологической науки. Она позволяет раскрыть связи между психофизиологическими (саморегуляция) и психологическими (временная перспектива) компонентами человеческого организма.
Проблема: каково влияние сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов?
Цель: изучить влияние сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Объект: временная перспектива студентов.
Предмет: саморегуляция как условие развития оптимальной временной перспективы студентов.
Гипотеза: формирование саморегуляции студентов средствами БОС- тренинга способствует развитию оптимальной временной перспективы, а именно формирование высокого уровня саморегуляции обеспечивает оптимальность временной перспективы студентов.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы изучения проблемы формирования саморегуляции средствами БОС-тренинга как условия развития оптимальной временной перспективы студентов.
2) Выявить особенности саморегуляции и временной перспективы у студентов.
3) Обосновать целесообразность использования программы БОС- тренинга для формирования саморегуляции студентов.
4) Изучить эффективность влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Теоретической и методологической основами работы являются субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, A. Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); системный подход (Б.Ф. Ломов); а также теории, раскрывающие сущность функциональных состояний и саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, B. И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова- Славская и др), а также исследования, посвященные проблеме развития временной перспективы (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.).
При проведении исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• метод сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование);
• метод поперечных срезов;
• сравнительный метод;
• метод качественной и количественной обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену);
• интерпретационный метод;
• интервью.
В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:
1. «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Моросанова).
2. «Опросник временной перспективы личности, ZTPI» (Ф.Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной).
3. Авторская анкета для студентов «Контроль над собой и своим временем».
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые поставлена проблема влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении представлений о влияние сформированной саморегуляции на развитие временной перспективы студентов. Полученные в работе эмпирические данные вносят неотъемлемый вклад в развитие дифференциального подхода к психической саморегуляции.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования целесообразно использовать в практике Психологической службы НИУ «БелГУ» и других учебных заведений с целью формирования саморегуляции студентов средствами БОС-тренинга и развития у них оптимальной временной перспективы. Следовательно, формируя у студентов высокий уровень саморегуляции и оптимальную временную перспективу, мы обеспечим студентам успешную адаптацию к условиям учебной деятельности и эффективное усвоение ими этой деятельности.
База исследования - Белгородский государственный университет (НИУ «БелГУ»), факультета Психологии. Выборку составили 98 студентов второго и третьего курса в возрасте от 18 до 22 лет.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Диссертация включает 11 рисунков, 79 источников литературы и 9 приложений, общий объем работы составляет 82 страницы машинописного текста.
Следовательно, преодолеть возникающие нагрузки и успешно адаптироваться к условиям учебной деятельности студентам позволят сформированная саморегуляция средствами БОС-тренинга и оптимальная временная перспектива.
Проблема изучения сформированной саморегуляции как условия развития оптимальной временной перспективы студентов в психологической науке представлена недостаточно. Зарубежные и отечественные психологи уделяли внимание изучению саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова- Славская и др), временной перспективы (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.) а также методам биологической обратной связи (П.К. Анохин, С.С. Бесова, С.А. Датченко, В.В. Колбанов, М. Шварц, Е.А. Денисова и др.). Однако отдельное изучение данных категорий не дает полного представления об их влиянии и связи между собой. Таким образом, проблема влияния сформированной саморегуляции на развитие оптимальной временной перспективы студентов средствами БОС-тренинга является значимой для психологической науки. Она позволяет раскрыть связи между психофизиологическими (саморегуляция) и психологическими (временная перспектива) компонентами человеческого организма.
Проблема: каково влияние сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов?
Цель: изучить влияние сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Объект: временная перспектива студентов.
Предмет: саморегуляция как условие развития оптимальной временной перспективы студентов.
Гипотеза: формирование саморегуляции студентов средствами БОС- тренинга способствует развитию оптимальной временной перспективы, а именно формирование высокого уровня саморегуляции обеспечивает оптимальность временной перспективы студентов.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы изучения проблемы формирования саморегуляции средствами БОС-тренинга как условия развития оптимальной временной перспективы студентов.
2) Выявить особенности саморегуляции и временной перспективы у студентов.
3) Обосновать целесообразность использования программы БОС- тренинга для формирования саморегуляции студентов.
4) Изучить эффективность влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Теоретической и методологической основами работы являются субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, A. Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); системный подход (Б.Ф. Ломов); а также теории, раскрывающие сущность функциональных состояний и саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, B. И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова- Славская и др), а также исследования, посвященные проблеме развития временной перспективы (К. Левин, Ж. Нюттен, Ф. Зимбардо, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.).
При проведении исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• метод сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование);
• метод поперечных срезов;
• сравнительный метод;
• метод качественной и количественной обработки данных (U- критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену);
• интерпретационный метод;
• интервью.
В качестве конкретного исследовательского инструмента были использованы следующие методики:
1. «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Моросанова).
2. «Опросник временной перспективы личности, ZTPI» (Ф.Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной).
3. Авторская анкета для студентов «Контроль над собой и своим временем».
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые поставлена проблема влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении представлений о влияние сформированной саморегуляции на развитие временной перспективы студентов. Полученные в работе эмпирические данные вносят неотъемлемый вклад в развитие дифференциального подхода к психической саморегуляции.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования целесообразно использовать в практике Психологической службы НИУ «БелГУ» и других учебных заведений с целью формирования саморегуляции студентов средствами БОС-тренинга и развития у них оптимальной временной перспективы. Следовательно, формируя у студентов высокий уровень саморегуляции и оптимальную временную перспективу, мы обеспечим студентам успешную адаптацию к условиям учебной деятельности и эффективное усвоение ими этой деятельности.
База исследования - Белгородский государственный университет (НИУ «БелГУ»), факультета Психологии. Выборку составили 98 студентов второго и третьего курса в возрасте от 18 до 22 лет.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Диссертация включает 11 рисунков, 79 источников литературы и 9 приложений, общий объем работы составляет 82 страницы машинописного текста.
В связи с большой информационной и событийной нагрузкой в условиях дефицита времени современные студенты испытывают серьезное перенапряжение, при котором организм, как динамическая система, постоянно вынужден приспосабливаться к условиям окружающей действительности [36]. Студентам в данных обстоятельствах необходимо овладеть способами эффективного управления своим временем, что позволит им в кратчайшие сроки включаться в учебную деятельность и продуктивно решать жизненные задачи. Оптимально выстроить временную перспективу для преодоления информационных нагрузок и успешной адаптации к условиям учебной деятельности студенту позволяет сформированная саморегуляция.
Целью нашего исследования послужило изучение влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, раскрывающий понимание саморегуляции, временной перспективы, биологической обратной связи в отечественной и зарубежной психологии.
По итогам теоретического анализа литературы мы предлагаем рассматривать саморегуляцию с позиции дифференциального подхода, вслед за О.А. Конопкиным и В.И. Моросановой, как «системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» [51, с. 126]. А также с позиции системно-деятельностного подхода вслед за Л.Г. Дикой [31]. В таком случае саморегуляция является системным психофизиологическим состоянием, имеющим определенную иерархию - от физиологического до психологического уровня. Следовательно, в теории обосновано использование БОС-тренинга в качестве метода формирования саморегуляции, оказывающего непосредственное влияние на физиологический и опосредственное на психологический уровни саморегуляции.
В данной работе мы будем придерживаться точки зрения Ф. Зимбардо, который понимал временную перспективу как «точку видения, из которой человек смотрит на всю свою жизнь и воспринимает тем или иным способом свое прошлое, настоящее и будущее» [32, с. 47]. Однако он также выделяет «сбалансированную временную ориентацию», которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим и является оптимальной для функционирования человека в обществе. БОС-тренинг мы понимаем как «современный немедикаментозный метод совершенствования нормальных и коррекции нарушенных функций организма через инструментальное обучение специализированным навыкам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека» [75, с.284].
В соответствии со второй задачей исследования нами были изучены особенности саморегуляции и временной перспективы студентов. В начале учебного года (сентябрь-октябрь 2016 г.) был проведен первый диагностический срез.
На основе изучения уровня саморегуляции по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» В.И. Моросановой мы получили следующие данные: большинство студентов факультета психологии (45%) имеют средний уровень сформированности саморегуляции, многие (35%) обладают высоким уровнем саморегуляции и некоторые (20%) низким уровнем саморегуляции.
На основе методики «Опросник временной перспективы личности, ZTPI» Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной были получены следующие данные: у студентов с высоким уровнем саморегуляции в большей мере выражена временная перспектива, направленная на будущее, у студентов со средним уровнем саморегуляции - как на позитивное прошлое, так и на гедонистическое настоящее, а у студентов с низким уровнем саморегуляции преобладает временная перспектива, направленная на гедонистическое настоящее.
По итогам анализа анкеты студентов «Контроль над собой и своим временем» можно сделать вывод о том, что у студентов с высоким уровнем саморегуляции преобладает оптимальная временная перспектива, у студентов со средним уровнем саморегуляции - временная ориентация на гедонистическое настоящее и у студентов с низким уровнем саморегуляции - на гедонистическое настоящее, позитивное и негативное прошлое.
Для того, чтобы статистически достоверно установить, имеются ли связи между уровнями саморегуляции и временными перспективами студентов, нами были проведены корреляционные анализы по Спирмену в группах студентов с высоким, средним и низким уровнем саморегуляции. Таким образом, мы пришли к математически обоснованному выводу: чем ниже уровень сформированности саморегуляции у студентов, тем больше обнаруживается значимых связей между параметрами саморегуляции и видами временной перспективы. Следовательно, студентам с низким уровнем саморегуляции свойственно фиксироваться по большей части на одном из времен, что приводит к формированию у них временного «пристрастия» и негативно влияет на их функционировании в обществе. Студентам с высоким уровнем саморегуляции свойственна оптимальная временная перспектива, которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок.
В соответствии с третьей задачей исследования была обоснована целесообразность использования психокоррекционной программы БОС- тренинга по формированию саморегуляции, которая рассчитана на 12 сеансов длительностью 35 минут. БОС-тренинг был направлен на снижение ЧСС. Результаты экспериментального воздействия показали у студентов с низким уровнем сформированности саморегуляции положительную динамику снижения ЧСС средствами БОС-тренинга, что благоприятно отразилось на их психофизиологическом состоянии и общем уровне саморегуляции.
В соответствии с четвертой задачей исследования во втором диагностическом срезе с помощью U-критерия Манна-Уитни нами были обнаружены достоверные различия (p<0,05) между контрольной (без воздействия БОС) и экспериментальной группой (воздействие БОС) в результате применения психокоррекционной программы формирования саморегуляции средствами БОС-тренинга.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что формирование саморегуляции студентов средствами БОС-тренинга, а именно высокого уровня саморегуляции, способствует развитию оптимальной временной перспективы, приводит к ее сбалансированности - использовался корреляционный анализ по Спирмену. Данная гипотеза нашла свое подтверждение: психокоррекционная программа с использованием БОС- тренинга позволила повысить уровень саморегуляции студентов и тем самым повлияла на оптимальность их временной перспективы.
Поставленные нами задачи исследования были решены, заявленная цель достигнута.
Целью нашего исследования послужило изучение влияния сформированной саморегуляции средствами БОС-тренинга на развитие оптимальной временной перспективы студентов.
В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, раскрывающий понимание саморегуляции, временной перспективы, биологической обратной связи в отечественной и зарубежной психологии.
По итогам теоретического анализа литературы мы предлагаем рассматривать саморегуляцию с позиции дифференциального подхода, вслед за О.А. Конопкиным и В.И. Моросановой, как «системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» [51, с. 126]. А также с позиции системно-деятельностного подхода вслед за Л.Г. Дикой [31]. В таком случае саморегуляция является системным психофизиологическим состоянием, имеющим определенную иерархию - от физиологического до психологического уровня. Следовательно, в теории обосновано использование БОС-тренинга в качестве метода формирования саморегуляции, оказывающего непосредственное влияние на физиологический и опосредственное на психологический уровни саморегуляции.
В данной работе мы будем придерживаться точки зрения Ф. Зимбардо, который понимал временную перспективу как «точку видения, из которой человек смотрит на всю свою жизнь и воспринимает тем или иным способом свое прошлое, настоящее и будущее» [32, с. 47]. Однако он также выделяет «сбалансированную временную ориентацию», которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим и является оптимальной для функционирования человека в обществе. БОС-тренинг мы понимаем как «современный немедикаментозный метод совершенствования нормальных и коррекции нарушенных функций организма через инструментальное обучение специализированным навыкам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека» [75, с.284].
В соответствии со второй задачей исследования нами были изучены особенности саморегуляции и временной перспективы студентов. В начале учебного года (сентябрь-октябрь 2016 г.) был проведен первый диагностический срез.
На основе изучения уровня саморегуляции по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» В.И. Моросановой мы получили следующие данные: большинство студентов факультета психологии (45%) имеют средний уровень сформированности саморегуляции, многие (35%) обладают высоким уровнем саморегуляции и некоторые (20%) низким уровнем саморегуляции.
На основе методики «Опросник временной перспективы личности, ZTPI» Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной были получены следующие данные: у студентов с высоким уровнем саморегуляции в большей мере выражена временная перспектива, направленная на будущее, у студентов со средним уровнем саморегуляции - как на позитивное прошлое, так и на гедонистическое настоящее, а у студентов с низким уровнем саморегуляции преобладает временная перспектива, направленная на гедонистическое настоящее.
По итогам анализа анкеты студентов «Контроль над собой и своим временем» можно сделать вывод о том, что у студентов с высоким уровнем саморегуляции преобладает оптимальная временная перспектива, у студентов со средним уровнем саморегуляции - временная ориентация на гедонистическое настоящее и у студентов с низким уровнем саморегуляции - на гедонистическое настоящее, позитивное и негативное прошлое.
Для того, чтобы статистически достоверно установить, имеются ли связи между уровнями саморегуляции и временными перспективами студентов, нами были проведены корреляционные анализы по Спирмену в группах студентов с высоким, средним и низким уровнем саморегуляции. Таким образом, мы пришли к математически обоснованному выводу: чем ниже уровень сформированности саморегуляции у студентов, тем больше обнаруживается значимых связей между параметрами саморегуляции и видами временной перспективы. Следовательно, студентам с низким уровнем саморегуляции свойственно фиксироваться по большей части на одном из времен, что приводит к формированию у них временного «пристрастия» и негативно влияет на их функционировании в обществе. Студентам с высоким уровнем саморегуляции свойственна оптимальная временная перспектива, которая позволяет гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим в зависимости от ситуативных требований, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок.
В соответствии с третьей задачей исследования была обоснована целесообразность использования психокоррекционной программы БОС- тренинга по формированию саморегуляции, которая рассчитана на 12 сеансов длительностью 35 минут. БОС-тренинг был направлен на снижение ЧСС. Результаты экспериментального воздействия показали у студентов с низким уровнем сформированности саморегуляции положительную динамику снижения ЧСС средствами БОС-тренинга, что благоприятно отразилось на их психофизиологическом состоянии и общем уровне саморегуляции.
В соответствии с четвертой задачей исследования во втором диагностическом срезе с помощью U-критерия Манна-Уитни нами были обнаружены достоверные различия (p<0,05) между контрольной (без воздействия БОС) и экспериментальной группой (воздействие БОС) в результате применения психокоррекционной программы формирования саморегуляции средствами БОС-тренинга.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что формирование саморегуляции студентов средствами БОС-тренинга, а именно высокого уровня саморегуляции, способствует развитию оптимальной временной перспективы, приводит к ее сбалансированности - использовался корреляционный анализ по Спирмену. Данная гипотеза нашла свое подтверждение: психокоррекционная программа с использованием БОС- тренинга позволила повысить уровень саморегуляции студентов и тем самым повлияла на оптимальность их временной перспективы.
Поставленные нами задачи исследования были решены, заявленная цель достигнута.



