Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПАЦИЕНТА У ВРА ЧЕЙ ПСИХИАТРОВ И ПСИХИАТРОВ-НАРКОЛОГОВ

Работа №70832

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Обзор литературы 8
1.1 «Я-концепция» и «Образ Я» 8
1.2 Формирование психологического образа человека,
психологический портрет личности 13
1.3 Образ профессиональной деятельности 15
1.4 Проблема профессионального и эмоционального выгорания 17
1.5 Исследования эмоционального выгорания у работников
психологического профиля 21
1.6 Исследования эмоционального выгорания у работников
медицинской сферы 22
1.7 Виды взаимоотношений между врачом и пациентом 23
1.8 Комплаенс как фактор, влияющий на эффективность лечения 27
1.9 Психологические особенности медицинских работников 31
ГЛАВА 2. Материалы и методы исследования 36
2.1 Описание выборки исследования 36
2.2 Методы исследования 36
2.2.1 Методика личностного дифференциала в адаптации НИИ им.
В.М.Бехтерева 37
2.2.2 Гиссенский личностный опросник в русскоязычной
адаптации 39
2.2.3 Методика «Кто Я?» Куна - Макпартленда в модификации Т.В.
Румянцевой 43
2.3 Процедура исследования 46
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 47
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 48
3.1 Социально-демографическая характеристика изученной группы
испытуемых 48
3.2 Средние групповые результаты экспериментальных методик 48
3.3 Результаты корреляционного анализа 58
3.4 Результаты частотного анализа по тесту Куна-Макпартленда 68
3.5 Результаты многомерного дисперсионного анализа 71
ВЫВОДЫ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию образа пациента в глазах врачей смежных медицинских специальностей - психиатров и психиатров-наркологов. В рутинной клинической практике этих специалистов межличностное взаимодействие с пациентом выходит на первый план и непосредственным образом влияет как на удержание пациента в долгосрочном лечении, так и на эффективность лечения в целом. Исследование субъективного образа пациента позволяет проанализировать клинико-психологические аспекты взаимодействия «врач-больной» у двух этих групп медицинских специалистов.
Роль субъективного восприятия врачом образа пациента является важной составляющей их взаимоотношений, формирующей приверженность лечению как к процессу, и как к профессиональной деятельности. От восприятия могут зависеть используемые методы лечения, взаимодействие с пациентом и установление контакта для продуктивной работы и в конечном итоге эффективность лечения. Различия в восприятии пациентов могут свидетельствовать об определенной степени развития эмоционального выгорания у той или другой группы испытуемых.
Исследование особенностей эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий является неизменно актуальной темой, так как именно от исследования механизмов выгорания зависит разработка способов копинга. Подобные исследования врачей, специфика работы которых включает в себя ежедневное общение с нуждающимися в психологической помощи пациентами представляются особо важными.
Эмоциональное выгорание не только заставляет уходить из профессии высококвалифицированных специалистов, но и снижает профессиональную компетентность оставшихся, формируя так называемые «профессиональные деформации».
Выявление различий в профессиональном подходе между врачами психиатрами и психиатрами-наркологами помогает установить факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и предупредить развитие при помощи специально адаптированных программ, нацеленных на специфические общегрупповые особенности. Это поможет максимально оптимизировать работу с врачами разных специализаций и сделать рабочий процесс максимально эффективным как для пациента, так и для врача.
Способность к эмпатии во взаимоотношениях «врач - пациент» позволяет не только формировать психологически адекватную атмосферу лечебного процесса, но и повышает удовлетворенность медицинских специалистов своей профессиональной деятельностью, тем самым способствуя профилактике эмоционального выгорания.
Таким образом, и проблема эффективности лечения, и проблема профессионального выгорания у специалистов психиатрического профиля являются тесно связанными с образом пациента, сформированного у данных специалистов.
Целью данного исследования является сравнительное изучение особенностей субъективного восприятия образа пациента у врачей психиатров и психиатров-наркологов.
Объект исследования: медицинские специалисты с квалификацией «врач психиатр» и «врач психиатр-нарколог».
Предмет исследования: субъективное восприятие образа «Я» и образа пациента врачами психиатрами и психиатрами-наркологами.
Задачи исследования:
1. Сравнительное изучение особенностей субъективного восприятия собственных личностных свойств у врачей двух специальностей - психиатров и психиатров-наркологов.
2. Сравнительное изучение особенностей субъективного восприятия личностных свойств пациентов - реальных и идеальных - в данных группах врачей.
3. Сопоставление и анализ восприятия образа «Я» и образов пациентов в данных группах врачей.
4. Выявление гендерной специфики в субъективном восприятии образа пациента в изучаемых группах врачей.
Гипотезы исследования:
1. Врачи психиатры по сравнению с врачами психиатрами-наркологами более позитивно характеризуют личностные особенности и социальную репутацию своих типичных пациентов.
2. Различия при сопоставлении субъективной оценки образа «Я» и образа своего типичного пациента более выражены в группе врачей психиатров-наркологов, нежели в группе психиатров.
3. Врачи психиатры более высоко оценивают свои характеристики социального взаимодействия по сравнению с психиатрами- наркологами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование образа пациента у медицинских специалистов в целом и у психиатров и наркологов в частности является важным объектом исследования, поскольку взаимодействие врача с пациентом оказывает непосредственное влияние как на процесс лечения, комплаенса пациента, а также на развитие эмоционального и профессионального выгорания у специалистов. По данным литературы, модель взаимодействия с пациентом во многом способствует или наоборот, препятствует эффективному лечению (Юдин Б.Г., 1998). Образ пациента, сформированный лечащим специалистом может быть использован для формирования программы препятствия профессиональному выгоранию, с аппелированием к образу Я, который формируется у различных лечащих специалистов. Именно это определило цель настоящего исследования, которая состояла в сравнительном анализе психологического образа пациента у врачей психиатров и психиатров-наркологов.
Исследование показало, что существуют различия в характеристиках самооценки между группой психиатров и наркологов, а также в уровне уважения, испытываемого по отношению к типичному пациенту и его социального одобрения.
В результате корреляционного анализа были выявлены определенные взаимосвязи между некоторыми психологическими характеристиками, такими как преобладающее настроение идеального пациента и Я, социальным одобрением, контролем у наркологов; у психиатров - доминантностью Я, открытостью Я, преобладающим настроением Я и идеального пациента и социальным одобрением Я с контролем типичного пациента, социальным одобрением Я идеального пациента с доминантностью типичного пациента и так далее.
Также удалось установить достоверную взаимосвязь между показателем преобладающего настроения Я и преобладающим настроением Идеального пациента в группе наркологов. При этом, также была установлена обратная связь между преобладающим настроением Я и социальным одобрением у Идеального пациента. Данные показатели позволяют говорить о связи между формированием образа идеального пациента и эмоциональным настроем и состоянием врачей-наркологов.
В данном исследовании удалось выявить различия в оценке «Я» и «Типичный пациент» среди врачей психиатров и психиатров-наркологов. Полученные данные показали, что психиатрам в большей степени, нежели психиатрам-наркологам, удается чувствовать близость к своим пациентам, воспринимать их «как равных» и испытывать по отношению к ним эмпатию.
Таким образом, в результате проведенного исследования и анализа полученных данных, были установлены различия в уровне уважения по отношению к пациентам со стороны психиатров и наркологов, социальной репутации врачей, тем самым подтверждая ключевые гипотезы исследования.
Полученные результаты могут быть полезными для определения более точных факторов и сужения поля исследования для формирования программ и структуры взаимодействия с врачами представленных специальностей.



1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М., ЛПА "Кафедра-М",1998. - 272 с.
2. Ананьев Б.Г. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 1976, гл. XIV, 1976.
3. Бёрнс Р. Б. Что такое Я-концепция // Бёрнс Р. Б. Развитие fl- концепции и воспитание: пер. с англ. — М. : Прогресс, 1986. — С. 30-66.
4. Большакова Н. Л. Опыт деятельности социальных служб по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у социальных работников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 38. С. 33-38.
5. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. № 2. С. 38-50.
6. Городнова М.Ю. Эмпатические способности и синдром эмоционального выгорания у специалистов психиатрического профиля: факторы риска и коррекции // вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. 2014. Т. 6. № 4. С. 63-70.
7. Гуреева И. Л. Качество жизни и "эмоциональное выгорание" у медицинских работников // Ананьевские чтения - 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304-306
8. Данилов Д.С. Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты) // Психиатрия и психофармакотерапия. 2008. Т.10. No 1. С. 13— 20.
9. Дуброва В.П., Елкина И.В. Представления студентов высшей медицинской школы об "идеальном" враче // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология. Сборник научных трудов. Вып. 4. Минск, 2003.С. 149-154
10. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия, 2013. - 510 с.
11. Ильин Е. П. Дифференциальная психология
профессиональной деятельности. 2016 г. "Издательский дом «»Питер"
12. Карвасарский Б.Д., Голынкина Е.А., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Малкова Л.Д., Мелик-Парсаданов М.В., Подсадный
С.А., Трегубов И.Б. Гиссенский личностный опросник (использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач). Методическое пособие. - СПб.: ПНИИ им. В.М. Бехтерева, 1993. - с. 18.
13. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
14. Кон И. С. Открытие «Я» // Политиздат, 1978. 367 с.
15. Кунц Л.И. Образ профессиональной деятельности в контексте профессионального самосознания личности // Философия образования. 2012. Т. 43. № 4. С. 167-173.
16. Кучер В.С., Водопьянова Н.Е. Психологическое сопровождение как комплексный подход к профилактике и коррекции профессионального выгорания медицинского персонала // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2014. Т. XXI. № 1. С. 92-94.
17. Лапин И.П. Личность и лекарство. Введение в психологию фармакотерапии. - СПб., 2001, С. 204-217
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
19. Лещинский Л. А. Деонтология в практике терапевта. М., 1989
20. Лукьянов В.В., Водопьянова Н.Е., Орел В.Е., Посадный С.А., Юрьева Л.Н., Игумнов С.А. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография. Курский государственный университет. Курск, 2008. 336 с.
21. Маслова О.П., Калмыкова О.Ю., Хайкин М.Б. Социально-психологическая составляющая трудового потенциала медицинского работника // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5(2), 2010, с. 450-455
22. Мельников А.В., Семенов Д.А. Синдром эмоционального
выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения - 2005. Материалы научно-практической
конференции. СПб., 2005. С. 325-327
23. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие - Москва : МПСИ : Флинта, 1998. - 184 с.
24. Одерышева Е.Б. Эмоциональные и коммуникативные свойства личности врачей - преподавателей медицинского вуза. СПб., 2000. - 184 с.
25. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / под ред. В.В. Лукьянова и С.А. Подсадного. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007.
26. Поддубная Т.В. Проблематика эмпатии в исследованиях психологических аспектов профессиональной медицинской деятельности. Консультативная психология и психотерапия, 2015, No 2.
21. Поддубная Т. К. Становление целостности образа «Я» личности в процессе профессионализации в ВУЗЕ // Журнал прикладной психологии. - 2004. -№4-5 - С. 11-20
28. Румянцева Т.В. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре - СПб., 2006. С.82-103.
29. Синюкова Е.М., Житлова Д.К. Синдром эмоционального выгорания личности: его сущность и детерминанты // Paradigmata poznani. 2014. № 2. С. 150-155.
30. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. университета, 1983. - 284 с.
31. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.
32. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1988
33. Харькова Т.П. Образ «Я» и стратегии поведения личности в трудных жизненных ситуациях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 207-212.
34. Юдин Б.Г., Тищенко П.Д. Введение в биоэтику. М. 1998
35. Carty M. A., Everitt D. E. Basic principles of prescribing for geriatric out-patients // Geriatrics. 1989. V. 44. No. 6. P. 85-98.
36. Carmel S., Glick S.M. Compassionate empathic physicians: personality traits and social organizational factors that enhance or inhibit this behavior pattern // SocSci Med. 1996. Vol. 43. No 8. Pp. 1253—1261.
37. Ezekiel J. Emanuel and Linda L. Emanuel JAMA, The Journal of the American Medical Association April 22, 1992 v267 n16 p2221(6) p. 1.
38. Fedder D.O., Managing Medication and Compliance: Physician-Pharmacist-Patient Interactions, Journal of the American Geriatrics Society, Volume 30, Issue Supplement S11, pages S113-S118, November 1982
39. Frank, J.D., Gliedman, L.H., imber, S.B., et al. 1957. Why patients leave psychotherapy. Archives of Neurology and Psychiatry. 77:283
40. Herbert J. Freudenberger, Staff burn-out // Journal of Social Issues. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165.
41. James, W. (1890). The Principles of Psychology, pub. Henry Holt and Company
42. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical 1. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical J. - 1991. 1991. - №34 (11). 34(11).
43. La Monica E.L., Wolf R.M., Madea A.R., Oberst M.T. Empathy and nursing care outcomes // Scholarly Inquiry for Nursing Practice. 1987. Vol
1. No 3. Pp. 197—213.
44. Lehmann E. D. Et al., 1996 Clinical Science №90, p. 433-434
45. Maslach, C., Jackson, S. E. The measurement of experienced burout. Journal of Occupational Behavior, 1981, 2, 99-113.
46. Paul S. Appelbaum, MD; Loren H. Roth, MD. Patients Who Refuse Treatment in Medical Hospitals, MPH JAMA. 1983 September 9, 1983, Vol 250, No. 10 1296-1301.
47. Priest R. G., Baldwin D. S. Depression and anxiety. — London: Martin Dunitz, 1994.
48. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. Princeton, 1965.
49. Thomas M.R., Dyrbye L.N., Huntington J.L., Lawson K.L., Novotny P.J., Sloan J.A., Shanafelt T.D. How do distress and wellbeing relate to medical student empathy? A multicenter study. J Gen Intern Med. 2007. Vol. 22. No 2. Pp. 177—183.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ