Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Бинарная оппозиционность романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Работа №70821

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА I. БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.1. Структурализм и проблема бинарных оппозиций 7
1.2. Сущность понятий «оппозиция» и «оппозиционная пара» 10
1.3. О строении бинарной оппозиции и способах её реализации 10
1.4. Классификация оппозиций 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОППОЗИЦИОННОЙ ПРИРОДЫ
РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 18
2.1. Оппозиционность стилевой и жанровой природы романа 18
2.2. Бинарность и формальные особенности романа: метрика и
строфика 19
2.3. Оппозиционная наполненность «главного» эпиграфа романа 21
2.4. «Посвящение» как концентрация основных оппозиционных тем .. 22
2.4.1. Оппозиция «полусмешных - полупечальных» 24
2.4.2. Оппозиция «простонародных - идеальных» 25
2.4.3. Оппозиция «плод бессонниц - плод лёгких вдохновений» 29
2.4.4. Оппозиция «незрелых <лет> - увядших лет» 29
2.4.5. Оппозиция «ум - сердце» 33
2.5. Оппозиционность XII строфы второй главы романа 35
2.6. «Стихи и проза»: реализация оппозиционности в XXXIV-XXXV
строфах четвёртой главы романа 38
2.7. Реализация оппозиций на уровне персонажей 40
2.8. Систематизация обнаруженных оппозиций 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
Заключение 50
Список литературы

Роман в стихах «Евгений Онегин» – одно из самых исследованных и исследуемых произведений русской литературы: в девятнадцатом веке, издаваемое практически в течение десятилетия, оно стало объектом для изучения литературной критики – о нем писали В.Г. Белинский [1], В.В. Розанов [31] и др. С
течением времени роман перешёл в область литературоведения и стал предметом исследования таких выдающихся литературоведов как С.Г. Бочаров [37],
Н.Л. Вершинина [39], В.В. Виноградов [6], В.А. Грехнев [7], В.М. Маркович
[44], Л.С. Сидяков [32], Ю.Ю. Чумаков [35]. Став классическим и проникнув в
школьную программу, чтение этого произведения приобрело определённые
традиции, к которым можно отнести обращение к работам Н.Л. Бродского [5],
Ю.М. Лотмана [12], Г.П. Макогоненко [14].
Такой же традицией при обращении к роману является сопоставление основных действующих лиц. А.М. Гуревич [42], В.В. Набоков [15], Р.А. Шаяхметов [56] и многие другие писали об оппозиционных отношениях между главными героями. Ю.М. Лотман обозначил переход от сопоставления главных героев между собой к сопоставлению главных героев с героями-участниками, выстраивая оппозиционные парадигмы между центральными героями и, например, героями, населяющими хронотоп, в котором происходит действие [13]. Он
же отметил один из основных художественных принципов «Евгения Онегина» -
«принцип противоречий», и сделал множество наблюдений относительно противопоставлений, наполняющих данный роман в стихах.
Тема противопоставлений универсалий в исследуемом нами произведении поднималась Я.А. Гудковой [51], Н.Б. Боевой-Омельченко [54].
Исследовал прием антитезы один из лучших пушкинистов В.С. Непомнящий. Он писал о столкновении в произведении примеров вечных тем – жизни и смерти, праздности и труда, развращенности и духовности и т.д. [16].5
Однако, несмотря на длительный период исследований, их глубину и обширность (хочется даже сказать, необъятность), проблема системности бинарных оппозиций в романе «Евгений Онегин» как основная не поднималась.
Мы считаем, что изучение романа в стихах «Евгений Онегин» через
призму бинарной оппозиционности сможет раскрыть это произведение с ещё
одной грани.
Актуальность выбранной темы обусловлена общими тенденциями развития современного литературоведения: выраженного интереса к осмыслению
произведений, имеющих «рубежный» характер, и к анализу текстов с точки
зрения их структуры.
Цель исследования: выявить возможность постижения романа через работу с бинарными оппозициями, представленными в нём.
Задачи:
 найти действующие в романе бинарные оппозиции;
 определить основания для классификации бинарных оппозиций;
 определить носителей бинарных оппозиций;
 определить основания классификации пар-носителей бинарных оппозиций;
 классифицировать и систематизировать полученные в ходе работы
данные.
Объектом исследования являются бинарные оппозиции.
Предметом исследования являются бинарные оппозиции в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Научная новизна работы состоит в уточнении обобщённой дефиниции
«бинарная оппозиция», которая вписывается в контекст литературоведческих
исследований в рамках структурного анализа текста, в определении ряда критериев для классификации бинарных оппозиций и в описании бинарнооппозиционного наполнения романа «Евгений Онегин».6
Результаты работы могут быть использованы в осмыслении структурных
особенностей пушкинского творчества, в этом состоит её теоретическая значимость.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов на практических и теоретических занятиях по
изучению творчества А.С. Пушкина, романа «Евгений Онегин» и структурального метода.
В ходе работы были использованы следующие методы: историколитературный, структурный анализ, элементы лингвистического анализа
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав:
теоретической, посвящённой рассмотрению теории литературы по вопросу бинарной оппозиционности в литературе и изучению работ других исследователей по теме исследования, и практической, в которой представлен анализ романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с помощью метода наложения
бинарных оппозиций; заключения и списка литературы из 66 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дуальность художественного мира А.С. Пушкина не раз обсуждалась
пушкинистами, а принцип противоречий был провозглашён основным художественным принципом романа «Евгений Онегин». Проведённый нами анализ
бинарно-оппозиционного наполнения пушкинского произведения позволяет
сделать следующие выводы.
Противопоставление в романе «Евгений Онегин» проявляется уже в его
родовой (лиро-эпическое произведение) и жанровой принадлежности (роман в
стихах), которые раскрываются в оппозиционных парах личность – эпоха, вымысел – реальность.
Анализируя главный эпиграф романа можно сделать вывод, что в нём
действуют оппозиции личность – общество и уже заявленная оппозиция вымысел – реальность.
Мы также убедились, что посвящение «Не мысля гордый свет забавить…», вынесенное в начало романа, есть концентрат его основных оппозиционных тем, которые мы исследовали в данной работе: полусмешной – полупечальный, простонародный – идеальный, <плод> бессонниц – <плод> лёгких
вдохновений, незрелые лета – увядшие лета, ум – сердце.
XII строфа второй главы романа называет также несколько важных для
романа универсальных антитез: волна – камень, стихи – проза, лёд – пламень.
Мы обнаружили, что существует несколько порядков оппозиционных
пар, так как часто оппозиции более высокого порядка являются основой для
оппозиций других порядков (так, например, из оппозиции ум – сердце может
быть выведена оппозиция рациональное мировоззрение – эмпирическое мировоззрение, а из оппозиция стихи – проза является основой для оппозиционной
пары ложь – истина).51
Так же мы убедились, что оппозиции могут действовать на различных
уровнях произведения (на сюжетном, повествовательном, интертекстуальном
уровнях, на уровнях главных и эпизодических персонажей).
В работе мы доказали, что оппозиции и пары-носители могут быть систематизированы (по уровню действия и порядкам) и классифицированы (по классификациям антонимов, Леви-Стросса – Лекомцева и Трубецкого).
Таким образом, исследовав оппозиционность в романе в стихах «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина можно уверенно сказать, что противоречий очень много
и они отличаются семантической наполненность, продуктивностью и действием на различных уровнях.



1. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т.7
2. Пушкин, A.C. Полное собрание сочинений в 10 томах. - М.: Наука, 1964. - Т.5
3. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в 10 томах. - М.: ГИХЛ, 1961. - Т.6
II. Монографические исследования:
4. Барабаш, Ю.Я Алгебра и гармония: О методологии литературоведческого анализа / Ю.Я. Барабаш. - М.: Художественная литература, 1977. - 224 с.
5. Бродский, Н.Л. Комментарий к «Евгению Онегину» / Н.Л. Бродский. - М.: Мир, 1932. - 247 с.
6. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1999. - 176 с.
7. Грехнев, В.А. Мир пушкинской лирики / В.А. Грехнев. - Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. - 464 с.
8. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля / Г.А. Гуковский. - М.: Гослитиздат, 1957. - 416 с.
9. Егоров, Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана / Б.В. Егоров. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 384 с.
10. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М.: ЭКС- МО-Пресс, 2001. - 512 с.
11. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.
12. Лотман, Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.
13. Лотман, Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста / Ю.М. Лотман. - Тарту: Тартуский Государственный университет, 1975. - 108 с.
14. Макогоненко, Г.П. Роман Пушкина «Евгений Онегин» / Г.П. Макого- ненко. - М.: Гослитиздат, 1963. - 146 с.
15. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / В.В. Набоков. - СПб.: Искусство-СПб, Набоковский фонд, 1998. - 928 с.
16. Непомнящий, В.С. Поэзия и судьба: заметки и статьи о Пушкине / В.С. Непомнящий. - М.: Московский городской фонд поддержки школь¬ного книгоиздания, 1999. - 480с.
17. Соссюр, Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. - Екатеринбург: Уральский университет, 1999. - 432 с.
18. Сухих И.Н. Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова / И.Н. Сухих. - СПб: Лениздат, 2013. - 580с.
19. Трубецкой, Н.С. Основы фонологии / Н.С. Трубецкой. - М.: Аспект- Пресс, 2000. - 352 с.
20. Фёдоров, В.В. О природе поэтической реальности. / В.В. Фёдоров. - М.: Советский писатель, 1984. - 184 с.
III. Сборники научных трудов:
21. Ветловская, В.Е. Вопросы теории сюжета/ В.Е. Ветловская // Русская ли-тература и культура Нового времени. - СПб.: Наука, 1994 - С. 195-207.
22. Лекомцев, Ю.К. Антонимический текст / Ю.К. Лекомцев // Текст: семан-тика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 197-205.
23. Лосев, А.Ф. О мироощущении Эсхила / А.Ф. Лосев // Форма - Стиль - Вы¬ражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 781-880.
24. Лотман, Ю.М. К эволюции построения характеров в романе "Евгений Онегин" / Ю.М. Лотман // Пушкин: Исследования и материалы. - М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - Т.3. - С. 131-173.
25. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998. - С. 14-285.
26. Лотман, Ю.М. Художественная структура «Евгения Онегина» /
Ю.М. Лотман // Труды по русской и славянской филологии. - Тарту: Тар-туский Государственный унивеситет, 1966. - С. 5-32.
27. Мальцева, Т.В. Антитеза земли и неба в русской поэзии / Т.В. Мальцева // Пушкинские чтения. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 136-141.
28. Манн, Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» / Ю.В. Манн // Проблемы типологии русского реализма. - М.: Наука, 1969. - С. 241-305.
29. Плюханова, М.Б. Исследования Ю.М. Лотмана по древнерусской литера¬туре и XVIII веку / М.Б. Плюханова // Лотмановский сборник. - М.: Наука, 1995. - С. 180-187.
30. Пропп, В.Я. Морфология <волшебной> сказки. /В.Я. Пропп // Собрание трудов В.Я. Проппа. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 5-142.
31. Розанов, В.В. А.С. Пушкин /В.В. Розанов // Пушкин в русской философ-ской критике: конец XIX - первая половина XX века. - М. 1990. - С. 161-162.
32. Сидяков, Л.С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века/ Л.С. Сидяков // Пушкин: Исследования и материалы. - Л.: Изд- во АН СССР, 1960. - Т.3. - С. 193-217.
33. Структурализм: за и против. Сборник статей. - М.: Прогресс, 1975. - 469 с.
34. Тынянов, Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” / Ю.Н. Тынянов // Поэ¬тика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С.92 - 105.
35.Чумаков, Ю.Н. Состав художественного текста “Евгения Онегина” / Ю.Н. Чумаков // Пушкин и его современники. - Псков: Псков, 1970. - С. 116-218.
36. Якобсон, Р.О. Ретроспективный обзор работ по теории стиха /
Р.О. Якобсон // Избранные работы. - М.: Прогресс, 1985. - С. 138-169.
IV. Периодические издания:
37. Бочаров, С.Г. Форма плана. Некоторые вопросы поэтики Пушкина / С.Г. Бочаров // Вопросы литературы. - 1967. - № 12. - С. 32-38.
38. Васильев, В.К. О методологическом кризисе в литературоведении и структурной типологии / В.К. Васильев // Известия Уральского федераль-ного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (99). - С. 243-253.
39. Вершинина, Н.Л. Пушкин и русский сентиментализм: к проблеме диалога культур / Н.Л. Вершинина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: межвуз. сб. науч. тр., посвящ. памяти проф. В.А. Западова. - СПб.: Самара: НТЦ, 2001. - С. 261-267.
40. Гудкова, Я.А. Антонимия в произведении А.С. Пушкина "Евгений Оне-гин" / Я.А. Гудкова // Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - Нижний Новгород: Южный федеральный универси-тет, 2012. - С. 85-87.
41. Гудкова, Я.А. Лексические и грамматические антонимы как конституенты антонимического корпуса поэтических произведений “Дон Жуан” Дж.Г. Байрона и “Евгений Онегин” А.С. Пушкина / Я.А. Гудкова // Изве¬стия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. - 2008. - №3. - С. 118-121.
42. Гуревич, А.М. «Евгений Онегин»: поэтика подразумеваний /
А.М. Гуревич // Известия РАН. - 1999. - №3 - С. 94-126.
43. Жолковский, А.К. Структурная поэтика - порождающая поэтика / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов // Вопросы литературы. - 1967. - №1 - С. 74-89
44. Маркович, В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение исто¬рии русской литературы XIX века /В.М. Маркович // Известия РАН. - 1993 - №3. - С. 26-32.
45. Мулляр, Л.А. Диалектика концепта «успех - упадок» в сказочном измере¬нии / Л.А. Мулляр // Вестник Челябинского государственного университе- тата. - 2007. - № 16. - С. 50-58.
46. Панкратова, М.В. Прием контраста и его типология в художественном тексте / М.В. Панкратова // Вестник Московского государственного обастного социально-гуманитарного института. - 2013. - № 2 (14). - С.28-33.
47. Романова, Т.В. Результирующая обусловленность как бинарная оппозиция каузальности / Т.В. Романова // Вестник чувашского университета. - 2010. - №4. - С. 217-220.
48. Самойлова, Г.М. Оппозиция гармонических и диссонансных персонажей в произведениях А.С. Пушкина / Г.М. Самойлова / Вестник нижегородсоко- го университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - С. 284-286.
49. Соболев, Д. Лотман и структурализм: опыт невозвращения //Вопросы ли¬тературы. - 2008. - №3. - С. 4-21.
50. Тимофеев, В.Г. Свойства мифологического сознания / В.Г. Тимофеев, Н.В. Петров / Вестник чувашского университета. - 2010. - №4. - С. 146-149.
V. Диссертационные исследования:
51. Гудкова, Я.А. Соотношение типов антонимов в “Евгении Онегина” А.С. Пушкина и его переводе Ч. Джонстоном : Автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.02.04 / Я.А. Гудкова. - Ростов-на-Дону: 2010. - 25 с.
52. Михайлова, Т.Л. Бинарные оппозиции системного конструкта : Автореф. дис. ... канд. ф. наук: 09.00.01 / Т.Л. Михайлова. - Н. Новгород: 2008. - 26 с.
53.Чумаков, Ю.Н. Проблемы поэтики Пушкина (лирика, «Каменный гость», «Евгений Онегин») : Автореф. дис. ... канд. фил. наук / Ю.Н. Чумаков. - Саратов: 1970. - 26 с.
VI. Материалы конференций:
54. Боева-Омелечко, Н.Б. Бинарная оппозиция как средство репрезентации контраста эмоциональности / безэмоциональности (на материале романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин») / Н.Б. Боева-Омелечко // Внут¬ренний мир человека: эмоции, когниция, коммуникация: Материалы Все¬российского научного семинара, посвящённого памяти проф. Ю.М. Мали- новича. - Абакан: Хакасский государственный университет, 2017. - С. 62¬68.
55. Попович, Т. Пушкин и русские формалисты / Т. Попович // Болдинские чтения-2016. - Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижего-родский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. - С. 231-238.
56. Шаяхметов, Р.А. О смысле дуальной оппозиции «Онегин - Ленский» в романе в стихах А.С. Пушкина / Р.А. Шаяхметов // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии: к 100-летию со дня рождения проф. И. А. Дергачева. - Екатеринбург: Уральский ун-т, 2011. - С. 198-205.
VII. Справочная литература:
57. Гурьева, Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. - Ростов н/Д, Феникс, 2009. - 670 с.
58. Луков, В.А. Современная французская литература: электронная энцикло¬педия / В.А. Луков, М.В. Луков, Н.В. Захаров // [Электронный ресурс]: http://www.litdefrance.ru/199/974 (дата обращения: 7.05.2017)
59. Львов, М.Р. Толковый словарь антонимов русского языка/ М.Р. Львов. - М.: АСТ-Пресс, 2016. - 512 с.
60.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеоло¬гических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
61. Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты / Руднев В. П. - М.: АГРАФ, 2001. - 495 с.
62. Словарь русского языка: в 4 т. / Ред.: А. П. Евгеньева. - М.: Русский язык, 1981-1984. - Т.3.
63. Словарь языка Пушкина: в 4 т. / Отв. ред. акад. АН СССР В.В. Вино- гра¬дов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуков¬ник, 2000.
64. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
65. Шмидт Г. Философский словарь [Электронный ресурс]: http://www.harc.ru/slovar/2593.html (дата обращения: 17.04.2017)
VIII. Ресурсы на иностранном языке:
66.Olshansky D. The Birth of Structuralism from the Analysis of Fairy-Tales. [Электронный ресурс]: http://sites.utoronto.ca/tsq/25/Qlshansky25.shtml (да¬та обращения: 16.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ