Бинарная оппозиционность романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
|
Введение 4
ГЛАВА I. БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.1. Структурализм и проблема бинарных оппозиций 7
1.2. Сущность понятий «оппозиция» и «оппозиционная пара» 10
1.3. О строении бинарной оппозиции и способах её реализации 10
1.4. Классификация оппозиций 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОППОЗИЦИОННОЙ ПРИРОДЫ
РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 18
2.1. Оппозиционность стилевой и жанровой природы романа 18
2.2. Бинарность и формальные особенности романа: метрика и
строфика 19
2.3. Оппозиционная наполненность «главного» эпиграфа романа 21
2.4. «Посвящение» как концентрация основных оппозиционных тем .. 22
2.4.1. Оппозиция «полусмешных - полупечальных» 24
2.4.2. Оппозиция «простонародных - идеальных» 25
2.4.3. Оппозиция «плод бессонниц - плод лёгких вдохновений» 29
2.4.4. Оппозиция «незрелых <лет> - увядших лет» 29
2.4.5. Оппозиция «ум - сердце» 33
2.5. Оппозиционность XII строфы второй главы романа 35
2.6. «Стихи и проза»: реализация оппозиционности в XXXIV-XXXV
строфах четвёртой главы романа 38
2.7. Реализация оппозиций на уровне персонажей 40
2.8. Систематизация обнаруженных оппозиций 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
Заключение 50
Список литературы
ГЛАВА I. БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ В ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.1. Структурализм и проблема бинарных оппозиций 7
1.2. Сущность понятий «оппозиция» и «оппозиционная пара» 10
1.3. О строении бинарной оппозиции и способах её реализации 10
1.4. Классификация оппозиций 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОППОЗИЦИОННОЙ ПРИРОДЫ
РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» 18
2.1. Оппозиционность стилевой и жанровой природы романа 18
2.2. Бинарность и формальные особенности романа: метрика и
строфика 19
2.3. Оппозиционная наполненность «главного» эпиграфа романа 21
2.4. «Посвящение» как концентрация основных оппозиционных тем .. 22
2.4.1. Оппозиция «полусмешных - полупечальных» 24
2.4.2. Оппозиция «простонародных - идеальных» 25
2.4.3. Оппозиция «плод бессонниц - плод лёгких вдохновений» 29
2.4.4. Оппозиция «незрелых <лет> - увядших лет» 29
2.4.5. Оппозиция «ум - сердце» 33
2.5. Оппозиционность XII строфы второй главы романа 35
2.6. «Стихи и проза»: реализация оппозиционности в XXXIV-XXXV
строфах четвёртой главы романа 38
2.7. Реализация оппозиций на уровне персонажей 40
2.8. Систематизация обнаруженных оппозиций 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
Заключение 50
Список литературы
Роман в стихах «Евгений Онегин» – одно из самых исследованных и исследуемых произведений русской литературы: в девятнадцатом веке, издаваемое практически в течение десятилетия, оно стало объектом для изучения литературной критики – о нем писали В.Г. Белинский [1], В.В. Розанов [31] и др. С
течением времени роман перешёл в область литературоведения и стал предметом исследования таких выдающихся литературоведов как С.Г. Бочаров [37],
Н.Л. Вершинина [39], В.В. Виноградов [6], В.А. Грехнев [7], В.М. Маркович
[44], Л.С. Сидяков [32], Ю.Ю. Чумаков [35]. Став классическим и проникнув в
школьную программу, чтение этого произведения приобрело определённые
традиции, к которым можно отнести обращение к работам Н.Л. Бродского [5],
Ю.М. Лотмана [12], Г.П. Макогоненко [14].
Такой же традицией при обращении к роману является сопоставление основных действующих лиц. А.М. Гуревич [42], В.В. Набоков [15], Р.А. Шаяхметов [56] и многие другие писали об оппозиционных отношениях между главными героями. Ю.М. Лотман обозначил переход от сопоставления главных героев между собой к сопоставлению главных героев с героями-участниками, выстраивая оппозиционные парадигмы между центральными героями и, например, героями, населяющими хронотоп, в котором происходит действие [13]. Он
же отметил один из основных художественных принципов «Евгения Онегина» -
«принцип противоречий», и сделал множество наблюдений относительно противопоставлений, наполняющих данный роман в стихах.
Тема противопоставлений универсалий в исследуемом нами произведении поднималась Я.А. Гудковой [51], Н.Б. Боевой-Омельченко [54].
Исследовал прием антитезы один из лучших пушкинистов В.С. Непомнящий. Он писал о столкновении в произведении примеров вечных тем – жизни и смерти, праздности и труда, развращенности и духовности и т.д. [16].5
Однако, несмотря на длительный период исследований, их глубину и обширность (хочется даже сказать, необъятность), проблема системности бинарных оппозиций в романе «Евгений Онегин» как основная не поднималась.
Мы считаем, что изучение романа в стихах «Евгений Онегин» через
призму бинарной оппозиционности сможет раскрыть это произведение с ещё
одной грани.
Актуальность выбранной темы обусловлена общими тенденциями развития современного литературоведения: выраженного интереса к осмыслению
произведений, имеющих «рубежный» характер, и к анализу текстов с точки
зрения их структуры.
Цель исследования: выявить возможность постижения романа через работу с бинарными оппозициями, представленными в нём.
Задачи:
найти действующие в романе бинарные оппозиции;
определить основания для классификации бинарных оппозиций;
определить носителей бинарных оппозиций;
определить основания классификации пар-носителей бинарных оппозиций;
классифицировать и систематизировать полученные в ходе работы
данные.
Объектом исследования являются бинарные оппозиции.
Предметом исследования являются бинарные оппозиции в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Научная новизна работы состоит в уточнении обобщённой дефиниции
«бинарная оппозиция», которая вписывается в контекст литературоведческих
исследований в рамках структурного анализа текста, в определении ряда критериев для классификации бинарных оппозиций и в описании бинарнооппозиционного наполнения романа «Евгений Онегин».6
Результаты работы могут быть использованы в осмыслении структурных
особенностей пушкинского творчества, в этом состоит её теоретическая значимость.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов на практических и теоретических занятиях по
изучению творчества А.С. Пушкина, романа «Евгений Онегин» и структурального метода.
В ходе работы были использованы следующие методы: историколитературный, структурный анализ, элементы лингвистического анализа
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав:
теоретической, посвящённой рассмотрению теории литературы по вопросу бинарной оппозиционности в литературе и изучению работ других исследователей по теме исследования, и практической, в которой представлен анализ романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с помощью метода наложения
бинарных оппозиций; заключения и списка литературы из 66 наименований.
течением времени роман перешёл в область литературоведения и стал предметом исследования таких выдающихся литературоведов как С.Г. Бочаров [37],
Н.Л. Вершинина [39], В.В. Виноградов [6], В.А. Грехнев [7], В.М. Маркович
[44], Л.С. Сидяков [32], Ю.Ю. Чумаков [35]. Став классическим и проникнув в
школьную программу, чтение этого произведения приобрело определённые
традиции, к которым можно отнести обращение к работам Н.Л. Бродского [5],
Ю.М. Лотмана [12], Г.П. Макогоненко [14].
Такой же традицией при обращении к роману является сопоставление основных действующих лиц. А.М. Гуревич [42], В.В. Набоков [15], Р.А. Шаяхметов [56] и многие другие писали об оппозиционных отношениях между главными героями. Ю.М. Лотман обозначил переход от сопоставления главных героев между собой к сопоставлению главных героев с героями-участниками, выстраивая оппозиционные парадигмы между центральными героями и, например, героями, населяющими хронотоп, в котором происходит действие [13]. Он
же отметил один из основных художественных принципов «Евгения Онегина» -
«принцип противоречий», и сделал множество наблюдений относительно противопоставлений, наполняющих данный роман в стихах.
Тема противопоставлений универсалий в исследуемом нами произведении поднималась Я.А. Гудковой [51], Н.Б. Боевой-Омельченко [54].
Исследовал прием антитезы один из лучших пушкинистов В.С. Непомнящий. Он писал о столкновении в произведении примеров вечных тем – жизни и смерти, праздности и труда, развращенности и духовности и т.д. [16].5
Однако, несмотря на длительный период исследований, их глубину и обширность (хочется даже сказать, необъятность), проблема системности бинарных оппозиций в романе «Евгений Онегин» как основная не поднималась.
Мы считаем, что изучение романа в стихах «Евгений Онегин» через
призму бинарной оппозиционности сможет раскрыть это произведение с ещё
одной грани.
Актуальность выбранной темы обусловлена общими тенденциями развития современного литературоведения: выраженного интереса к осмыслению
произведений, имеющих «рубежный» характер, и к анализу текстов с точки
зрения их структуры.
Цель исследования: выявить возможность постижения романа через работу с бинарными оппозициями, представленными в нём.
Задачи:
найти действующие в романе бинарные оппозиции;
определить основания для классификации бинарных оппозиций;
определить носителей бинарных оппозиций;
определить основания классификации пар-носителей бинарных оппозиций;
классифицировать и систематизировать полученные в ходе работы
данные.
Объектом исследования являются бинарные оппозиции.
Предметом исследования являются бинарные оппозиции в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Научная новизна работы состоит в уточнении обобщённой дефиниции
«бинарная оппозиция», которая вписывается в контекст литературоведческих
исследований в рамках структурного анализа текста, в определении ряда критериев для классификации бинарных оппозиций и в описании бинарнооппозиционного наполнения романа «Евгений Онегин».6
Результаты работы могут быть использованы в осмыслении структурных
особенностей пушкинского творчества, в этом состоит её теоретическая значимость.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов на практических и теоретических занятиях по
изучению творчества А.С. Пушкина, романа «Евгений Онегин» и структурального метода.
В ходе работы были использованы следующие методы: историколитературный, структурный анализ, элементы лингвистического анализа
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав:
теоретической, посвящённой рассмотрению теории литературы по вопросу бинарной оппозиционности в литературе и изучению работ других исследователей по теме исследования, и практической, в которой представлен анализ романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с помощью метода наложения
бинарных оппозиций; заключения и списка литературы из 66 наименований.
Дуальность художественного мира А.С. Пушкина не раз обсуждалась
пушкинистами, а принцип противоречий был провозглашён основным художественным принципом романа «Евгений Онегин». Проведённый нами анализ
бинарно-оппозиционного наполнения пушкинского произведения позволяет
сделать следующие выводы.
Противопоставление в романе «Евгений Онегин» проявляется уже в его
родовой (лиро-эпическое произведение) и жанровой принадлежности (роман в
стихах), которые раскрываются в оппозиционных парах личность – эпоха, вымысел – реальность.
Анализируя главный эпиграф романа можно сделать вывод, что в нём
действуют оппозиции личность – общество и уже заявленная оппозиция вымысел – реальность.
Мы также убедились, что посвящение «Не мысля гордый свет забавить…», вынесенное в начало романа, есть концентрат его основных оппозиционных тем, которые мы исследовали в данной работе: полусмешной – полупечальный, простонародный – идеальный, <плод> бессонниц – <плод> лёгких
вдохновений, незрелые лета – увядшие лета, ум – сердце.
XII строфа второй главы романа называет также несколько важных для
романа универсальных антитез: волна – камень, стихи – проза, лёд – пламень.
Мы обнаружили, что существует несколько порядков оппозиционных
пар, так как часто оппозиции более высокого порядка являются основой для
оппозиций других порядков (так, например, из оппозиции ум – сердце может
быть выведена оппозиция рациональное мировоззрение – эмпирическое мировоззрение, а из оппозиция стихи – проза является основой для оппозиционной
пары ложь – истина).51
Так же мы убедились, что оппозиции могут действовать на различных
уровнях произведения (на сюжетном, повествовательном, интертекстуальном
уровнях, на уровнях главных и эпизодических персонажей).
В работе мы доказали, что оппозиции и пары-носители могут быть систематизированы (по уровню действия и порядкам) и классифицированы (по классификациям антонимов, Леви-Стросса – Лекомцева и Трубецкого).
Таким образом, исследовав оппозиционность в романе в стихах «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина можно уверенно сказать, что противоречий очень много
и они отличаются семантической наполненность, продуктивностью и действием на различных уровнях.
пушкинистами, а принцип противоречий был провозглашён основным художественным принципом романа «Евгений Онегин». Проведённый нами анализ
бинарно-оппозиционного наполнения пушкинского произведения позволяет
сделать следующие выводы.
Противопоставление в романе «Евгений Онегин» проявляется уже в его
родовой (лиро-эпическое произведение) и жанровой принадлежности (роман в
стихах), которые раскрываются в оппозиционных парах личность – эпоха, вымысел – реальность.
Анализируя главный эпиграф романа можно сделать вывод, что в нём
действуют оппозиции личность – общество и уже заявленная оппозиция вымысел – реальность.
Мы также убедились, что посвящение «Не мысля гордый свет забавить…», вынесенное в начало романа, есть концентрат его основных оппозиционных тем, которые мы исследовали в данной работе: полусмешной – полупечальный, простонародный – идеальный, <плод> бессонниц – <плод> лёгких
вдохновений, незрелые лета – увядшие лета, ум – сердце.
XII строфа второй главы романа называет также несколько важных для
романа универсальных антитез: волна – камень, стихи – проза, лёд – пламень.
Мы обнаружили, что существует несколько порядков оппозиционных
пар, так как часто оппозиции более высокого порядка являются основой для
оппозиций других порядков (так, например, из оппозиции ум – сердце может
быть выведена оппозиция рациональное мировоззрение – эмпирическое мировоззрение, а из оппозиция стихи – проза является основой для оппозиционной
пары ложь – истина).51
Так же мы убедились, что оппозиции могут действовать на различных
уровнях произведения (на сюжетном, повествовательном, интертекстуальном
уровнях, на уровнях главных и эпизодических персонажей).
В работе мы доказали, что оппозиции и пары-носители могут быть систематизированы (по уровню действия и порядкам) и классифицированы (по классификациям антонимов, Леви-Стросса – Лекомцева и Трубецкого).
Таким образом, исследовав оппозиционность в романе в стихах «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина можно уверенно сказать, что противоречий очень много
и они отличаются семантической наполненность, продуктивностью и действием на различных уровнях.



