Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегии управления конфликтами в крупнейших публичных компаниях России

Работа №70804

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальная технология

Объем работы118
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1. Теоретические аспекты исследования организаций как предметного поля
конфликтологии 12
1.1. Анализ содержания управленческой функции в организации 12
1.2. Организационная культура и ее конфликтологический потенциал 27
2. Характеристика поля конфликтного взаимодействия в крупных публичных
компаниях 42
2.1. Причины и факторы конфликтов в крупных публичных компаниях 42
2.2. Виды организационных конфликтов в крупных публичных компаниях 54
3. Содержание управленческой деятельности по работе с конфликтами в
крупных публичных компаниях 60
3.1. Стратегии и модели управления конфликтами в организации 60
3.2. Исследование стратегий управления конфликтами в крупнейших публичных
компаниях России 81
Заключение 102
Список литературы 105
Приложение

Актуальность. В современном мире экономика является одной из ведущих и приоритетных сфер деятельности человека. Участники рынка, включая индивидуальных предпринимателей, НКО, малый и большой бизнес, крупные холдинги и корпорации, контролируют потоки экономических благ и услуг, стремясь удовлетворить потребности общества. Выстраиваемая и все время совершенствуемая система экономического взаимодействия и
функционирования нуждается в постоянном контроле и обеспечении стабильности, что, однако, не является легкой задачей для руководства и рабочего коллектива. В организационной среде любой организации каждый элемент системы представляет собой конфликтогенный фактор, который так или иначе способствует росту социальной напряженности и возникновению конфликтов. Источником конфликтной ситуации может служить и выбранная стратегия производства, и нарушенные каналы связи и информирования, и стиль руководства наряду с делегированием функционально-ролевых аспектов, а также личные особенности каждого члена команды организации. В конечном счете, даже организационное развитие, направленное на преобразование текущей системы взаимоотношений и принципы производства, может обратиться конфликтом.
Организация с эффективным управлением, четко выстроенной системой регулирования всех внутренних процессов имеет в своем пользовании большой арсенал средств и механизмов по влиянию как на людей внутри профессиональной среды, так и на общество в целом. Корректное выстраивание взаимоотношений между отделами, коллегами, начальством и подчиненными, выработка и соблюдение «правил» всеми членами организации для более благоприятной рабочей атмосферы, обучение сотрудничеству, повышение компетентности в сфере профилактики, урегулирования и разрешения конфликтов - вот те цели, которые ставятся перед современной организационной системой. Особое внимание уделяется уровню социальной напряженности в профессиональной сфере: что ее вызывает, что и как влияет на нее, как работать 6
с моментами ее эскалации и последствиями, одним из которых может быть конфликт. Учитывая современную точку зрения, можно сказать, что сейчас в большинстве случаев конфликта в организации не так сильно боятся, так как понимают, что он может быть конструктивен. Однако, позитивные функции конфликт будет проявлять только при правильном управлении ситуацией, а это редкость. Для этого нужна «здоровая» атмосфера, хорошо налаженные каналы информирования и осведомления людей, квалифицированные сотрудники по работе с организационным процессом, культурой, коллективом. Также положительный эффект даст высокий уровень конфликтологической компетентности руководителей и управленцев, которые учитывают тот самый конструктивный потенциал конфликта и не прибегают к пролонгированию, используя стратегии избегания, конфликтных взаимодействий и конфликтов в целом.
Для создания той самой благоприятной атмосферы в организации существует ряд институтов и механизмов, применение которых нацелено на управление конфликтным взаимодействием внутри структуры, между сотрудниками или же организации на рынке в целом. Какие именно это будут инструменты - зависит от выбранной стратегии и модели управления конфликтами в организации. Каждый руководитель, управленец высшего и среднего звена, менеджер предпочитают те или иные механизмы конфликторазрешения, руководствуясь их эффективностью, целесообразностью в конкретных ситуациях, приемлемостью для организации и корпоративной культуры и собственным опытом. В рамках нашего исследования мы нацелены на изучение разнообразных стратегий управления, применяемых в ситуациях конфликта, условий и критериев выбора сотрудниками организации той или иной модели в конкретных ситуациях, а также выявление потенциала применения стратегий управления организационными конфликтами в зависимости от разных критериев: уровень иерархии организации, численность штаба, корпоративная культура, имеющиеся ресурсы и т.д. В сущности, определяющими факторами выбора той или иной стратегии управления конфликтами выступают внутренние и внешние факторы организационной среды. Именно, этими аспектами определен замысел настоящего исследования.
Исходя из вышесказанного, актуальность представленной темы обусловлена необходимостью ее изучения и, более того, применения на практике в действующих организациях, поскольку от стабильности и налаженной работы организаций как действующих участников экономических отношений зависит благосостояние всего общества в целом.
Степень теоретико-методологической разработанности. Стоит отметить, что исследований, непосредственно относящихся к теме нашего исследования, крайне мало, а их авторство принадлежит по большей мере зарубежным ученым. Это можно объяснить закрытым характером организационной деятельности: все, что происходит внутри любой организации, крайне редко выходит за ее пределы; а также экономическая сфера в принципе мало изучена с социологического и конфликтологического ракурсов.
О природе организационных конфликтов писали Решетникова К.В., Ю.Д. Красовский, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, уделяя особое внимание сути таких конфликтов и видам. В своих работах ученые раскрывают понятие организационного конфликта, дают его характеристику, также описывая его как отрицательные, так и позитивные функции и последствия. О содержание понятия организационной культуры, элементов организационной культуры писали Пригожин А.И., Шейн Э. Х., Наумов А.Н., Семенов Ю.Г. Каждый из них старался дать собственную оценку данному феномену, выделить и классифицировать виды корпоративной культуры. Особое внимание каждый деятель науки уделял элементам культуры организации, говоря о их значимости в регулировании межличностных отношений в профессиональной среде. И, собственно, авторы, в фокусе внимания которых находится проблематика причин и факторов социальной напряженности, - Л.Б. Внукова, Д.Д. Челпанова, И.В. Пащенко, А.А. Галкин. Ученые не только описали организационный конфликт и его специфику, отличия от конфликтов других сфер общества, но и выделили причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях.
Авторами, изучающими особенности развития профессиональных коллективов, особенности межличностных отношений и конфликтов являлись Гришина Н.В., Лебедева М.М., Шипилов А.И. В своих трудах они уделяли большое внимание роли межличностных отношений в организации, а так же их значимости в конфликтах, происходящих в организации.
Так, о конфликтменеджменте писала Цой Л.Н., а также Ф. Глазл, уделяя особое внимание роли конфликта в построении и развитии системы отношений в организации. О феномене организационного конфликта и оказываемом им эффекте в своих трудах говорила К.В. Решетникова и другие ученые-социологи. В нашем вопросе также нельзя обойтись без исследований механизмов управления персоналом, являющихся неотъемлемой и необходимой составляющей компетентности HR-менеджеров в современном мире. Эта компонента отразилась в работах Ф. Глазла, О.В.Евтихова и Л.Н.Цой в виде конкретных формулировок, «инструкций» по работе с персоналом, техник поведения и способов формирования необходимых компетенций при работе с конфлитогенным потенциалом организации. Лазаренко Л.А. в своем труде «Особенности и принципы системы управления эффективностью персонала» разбирает управленческую деятельность на составляющие, подробно описывая каждую из них с подчеркиванием ее значения для системы, а также показывает значимость системности управления в организации.
Особое внимание мы уделяем теоретическим работам и исследованиям в сфере организационного управления конфликтами Э. Регнет, которая описывает как природу организации и роль конфликта в этой системе, так и стратегии управления им в рамках менеджмента и управленческой деятельности. Также К.В. Решетникова выделяет возможные конфликты в системе управления, отмечает вероятные причины их возникновения и способы урегулирования - механизмы управления. А В.А. Рачицкая в своих работах описывает место и роль организационного конфликта в системе управления организацией, отмечая его позитивные функции и возможные конструктивные последствия для компании.
Более того, мы делаем акцент именно на корпоративном управлении в организации, поскольку для крупных публичных компаний создание и эффективное функционирование системы корпоративного управления является одной из центральных задач. Так, мы можем руководствоваться работами А.П. Шихвердиева, который описывает сущность и структуру корпоративного управления, отмечает ее специфику и особенности, принципы функционирования. Непосредственно об управлении конфликтами в организации говорят в своих работах С.М. Емельянов, Р.А. Исаев, Э.В. Вергилес, А.А. Валиуллова и другие; они не только дают определение организационному конфликту и раскрывают сущность его природы, но и предлагают перспективные механизмы, способы по их управлению.
Несмотря не наличие исследований в области организационной конфликтологии, тем не менее, стоит сказать, что в настоящем вопрос управления организационными конфликтами, описание конкретных инструментов по профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в профессиональной среде, характеристика стратегий и моделей управления и критериев выбора их в ситуации конфликтов остается недостаточно изученным.
Проблема исследования - недостаточная изученность стратегий управления конфликтами в организационной среде.
Объект исследования - управление конфликтами в организации.
Предмет исследования - стратегии управления конфликтами в крупных публичных компаниях России.
Цель исследования - изучение стратегий управления конфликтами в крупных публичных компаниях России.
Задачи:
1. Проанализировать содержание управленческой функции в организации с точки зрения конфликтологии.
2. Провести конфликтологический анализ организационной культуры на выявление ее потенциала в работе с конфликтом.
3. Охарактеризовать поле конфликтного взаимодействия в организации.
4. Изучить стратегии и модели управления конфликтами в организации.
5. Осуществить эмпирическое исследование программ корпоративного управления крупных публичных компаний РФ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленном исследование нами были рассмотрены и проанализированы разные подходы к управлению организационными конфликтами на основе анализа содержания управленческой деятельности в компаниях, характеристике организационной культуры и ее элементов, включая конфликтогенный потенциал, а также характеристике поля конфликтного взаимодействия как внутри организации, так и за ее пределами - во взаимоотношениях с субъектами внешней среды прямого влияния. Можно сказать, что организация является очень сложно построенной постоянно функционирующей и развивающейся системой, в которой взаимосвязаны как материальные и нематериальные составляющее, так и человеческий ресурс. Каждый ее элемент потенциально может стать источником социальной напряженности в компании и послужить причиной конфликта. Управленческая же деятельность в организации подразумевает не только планирование и выстраивание стратегии деятельности системы, обеспечение функционирования системы мотивации и стимуляции труда, но и осуществление контроля внутренних и внешних процессов, а также управление рисками. Было выяснено, что в большинстве случаев управление непосредственно осуществляется через решения, учрежденную документацию, информацию. Однако, с точки зрения конфликтологии, инструментарий управленцев расширяется до косвенных и опосредованных способов, например - корпоративной культуры, через формирование и поддержание которой можно контролировать поведение, взаимоотношения субъектов организационных отношения и т.д.
Причины конфликтов в организации могут быть как объективными, касающимися организационно-управленческой сферы компании, так и субъективными, берущими свое начало в личностных и психологических особенностях сотрудников организации. Наиболее актуальными причинами конфликтов для крупных публичных компаний является распределение ресурсов, доступ к власти и влиянию, распоряжение информацией. Если компания смогла добиться больших успехов, значит на системном уровне ее 102
процессы отлажены и функционируют исправно, и поэтому основной очаг напряженности будет локализоваться в сфере управления.
Интересен тот факт, что для крупной публичной компании организационный конфликт не рассматривается как конфликт, возникающих только в ее внутренней среде между непосредственными сотрудниками, отделами и структурными единицами. Для них оказывается более актуальным и важным перенос вектора внимания и сосредоточения вовне, на взаимодействие с субъектами внешней организационной среды прямого влияния. Через регламентацию, разработку и учреждение конкретных документов и программ, систему контроля профилактируются не только внутриорганизационные конфликты, но и, что важнее, идет работа с внешними источникам напряженности - инвесторами, кредиторами, конкурентами и партнерами, экологами и другими заинтересованными лицами.
Что касается стратегий управления конфликтами, то на сегодняшний день они лишь имплицитно отражены в организационно-распорядительной и учредительной документации крупных публичных компаний. В основном, прописаны цели, задачи и принципы корпоративного управления (без наименования стратегии), обозначены субъекты управления и их права и ответственность, в общих чертах обрисованы механизмы профилактики, предотвращения и избегания конфликтов интересов, которые являются одними из центральных для крупных компаний. Достоинством существующей системы, отраженной в документах, является системность органов управления, а также учреждение специальных органов по контролю и управлению рисками. Исходя их контекста анализируемое документации, мы выделили приоритетные стратегии управления конфликтами - профилактика, предупреждение и избегание. Все меры и механизмы прописаны общими фразами, без конкретики, однако мы понимаем, что по факту в компаниях проводится куда более обширная и детальная работа по управлению конфликтами. То есть, по нашему мнению, компаниям не хватает документального закрепления процедур и механизмов управления конкретными конфликтами в определенных условиях. Конечно, все 103
возможные варианты развития событий невозможно предугадать и написать инструкцию по разрешению всех возможных конфликтов; тем не менее, это стало бы полезным шагом для компании в вопросе конфликторазрешения.
Конфликт - риск для компании, который она стремиться минимизировать и устранить всеми доступными средствами. У крупных публичных компаний, которые были выбраны для нашего исследования, есть потенциал в развитии системы управления конфликтами. Закрепление стратегии и механизмов - следующий шаг на пути становления конфликтменеджмента в крупных компаниях, на наш взгляд. Это позволит снизить уровень социальной напряженности, повысить конфликтологическую компетентность сотрудников компании (они будут осведомлены о возможных конфликтах на работе, их причинах и способах урегулирования), а также повысить эффективность функционирования компании в целом. Подводя итоги, мы можем отметить, что проблема недостатка изученности вопроса стратегий управления организационными конфликтами в компаниях актуальна и требует большего внимания со стороны не только ученых, но и непосредственных руководителей и управленцев компаний, которые через закрепление собственного опыта управления конфликтами в своей организации могут внести вклад в развитие данной сферы.



1. Агафонова М. С., Берегович К. А. Управленческая деятельность: её особенности, структура и характерные черты // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. - №2. - С. 438-441.
2. Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2010. - 288 с.
3. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]/ И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
4. Архангельская Л.С. Организационный ритуал и его связь с основными функциями управления// Социология, 2011. - №1. - С. 140-142.
5. Архангельская Л.С. Ритуал как составная часть организационной структуры// Проблемы теории и практики управления. 2011. - №5. - С. 57-62.
6. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал, 2015. - №1 - С. 128-130.
7. Баннова М.А. Управление конфликтами в организации // Мировая наука. - 2019. - № 3 (24). - С. 99-101.
8. Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. - М.: Академия Естествознания, 2009. - 381с.
9. Бжассо А.А, Пивень И.Г. Методические подходы к обеспечению оценки рисков при определении стратегии развития и эффективности корпоративного управления в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №3. - С.882-886.
10. Валиуллова А.А. Управление конфликтами в современных российских организациях // Научный журнал. - 2018. - № 3 (26). - С. 112-117.
11. Вергилес Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации. - М.: МИЭИФиП, 2003. - 26 с.
12. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2001. - 496 с.
13. Веснин В.Р. Теория организации и организационного поведения. - М.: Проспект, 2014. - 472 с.
14. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.
15. Гладкова Е.В. Роль риск-менеджмента в развитии деятельности современных организаций // Инновационные технологии в управлении: сборник научных статей. - М.: МАКС Пресс, 2018. - С.104-109.
16. Дорофеева Л. И. Менеджмент // Электронная библиотека.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/menedzhment/index.php. - Загл. с экрана.
17. Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации. - 2-е изд., испр. И доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 261 с.
18. Журнал «Управление персоналом». // Корпоративные университеты за
рубежом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.top-
personal.ru/issue.html?1496. - Загл. с экрана.
19. Занковский, А.Н. Организационная культура / Занковский, А.Н. - М.: «Дело», 1999. - 432с.
20. Зельдович Б.З. Практический менеджмент. - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 196 с.
21. Исаев Р.А. Предупреждение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - №8. - С.114-120.
22. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Под ред. И.В. Андреевой. - СПб: Питер, 2001. - 320 с.
23. Карташов Я.П. Конфликты в организации. - М: Лаборатория Книги. - 2018. - 78 с.
24. Классика менеджмента. / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 1168 с.
25. Клепач А., Кузнецов П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995-1996 гг. (от предприятия советского типа к фирме, контролируемой менеджерами) // Вопросы экономики. - 1996. - № 9, 12. - 321 с.
26. Корпоративные конфликты: причины их возникновения и способы преодоления / под ред. А.С. Семенова и Ю.С. Сизова. 4-е изд., стереотип. М.: КомКнига, 2016. - 512 с.
27. Костиков И.В. Совет директоров в системе корпоративного управления компанией. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 488 с.
28. Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов/ М.М. Лебедева // Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 2005. - 215 с.
29. Лазаренко Л.А. Особенности и принципы системы управления эффективностью персонала // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2017. - №1-2. - С. 154-156.
30. Лобан Н. А. Конфликтология - Минск.: Изд-во МИУ, 2012. - 296 с.
31. Мастенбрук У. Переговоры. - Перевод с английского: Е. Дементьева.
Научный редактор: доктор философских наук А. Зайцев. - Калуга, 1993. // Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL:
https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4626/4646. - Загл. с экрана.
32. Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики». Публикации [Электронный ресурс]. URL:
https://publications.hse.ru/articles. - Загл. с экрана.
33. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/. - Загл. с экрана.
34. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 863 с.
35. Пригожин А.И. Современная социология организации. - М.:
Интерпракс, 1995. - 296 с.
36. Рачицкая В.А. Место и роль организационного конфликта в управлении организацией // Via scientiarum - Дорога знаний. - 2019. - № 1. - С. 72-75.
37. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 176 с.
38. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 556 с.
39. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: Гадарки, 2001. - 382 с.
40. Фундаментальные исследования - научный журнал. Организационные
конфликты: понятие и типология. [Электронный ресурс]. URL:
https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5908. - Загл. с экрана.
41. Цветков В.Л. Психология конфликта. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 172 с.
42. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов. - М.: Книжный мир, 2007. - 352 с.
43. Чернышева М. А., Основы менеджмента. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 219 с.
44. Хедоури Ф., Альберт М., Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2017. - 594 с.
45. Цветков В.Л. Психология конфликта - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 172с.
46. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия/ А.Н. Чумиков // Социс - № 3. - 2003. - 179 с.
47. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Шейн, Э. - СПб: Питер, 2007. - 432с.
48. Шейнов В.П. Управление конфликтом. - СПб.: Питер, 2019. - 567 с.
49. Шихвердиев А.П. Сущность и структура корпоративного управления //
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2006/2006-
1/1.htm#_ftnref10. - Загл. с экрана.
50. Щербина В.В. Социальные теории организации. - М.: Инфра-М, 2000.
- 264 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ