СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В Г. БЕЛГОРОД
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ 11
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 32
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ 11
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 32
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Молодая семья является одним из важных объектов государственной молодежной семейной политики, так как именно она нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации своих важнейших социальных функций.
Молодая семья по отношению к институту семьи в целом находится на начальной стадии. Она нуждается в создании условий для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи, в обеспечении эмоциональной и психологической устойчивости, в благоприятном решении всех семейных конфликтов своими силами, не прибегая к помощи социальных служб, а также в содействии материальному благополучию и в удовлетворении личных интересов всех членов семьи.
Процесс социализации членов молодой семьи весьма сложен, а его конечный результат неоднозначен. Исходя из этого, можно предположить, что успешность процесса зависит от эффективного функционирования системы государственной поддержки молодых семей, при которой будет активизироваться потенциал молодой семьи и формироваться субъектная позиция ее членов. Возможности молодой семьи реализуются с помощью комплекса условий: адекватности содержания социального сопровождения задачам становления молодой семьи с учетом специфики развития семейных отношений, интеграции опыта семейной жизни на основе взаимодействия молодых семей и организации взаимопомощи в решении их социальных проблем.
Разработка специальных целевых проектов и программ, направленных на организацию и осуществление социальной поддержки молодых семей на уровне муниципалитета предполагает реализацию ряда концептуальных положений. Они должны найти свое отражение во всех направлениях деятельности, в каждом программном или проектном мероприятии.
Основы поддержки со стороны государства заключаются в признании необходимости выделения молодой семьи как отдельной категории с уникальными проблемами и интересами. Это положение находит отражение в комплексном характере проблемы, а принцип адресности в осуществлении социальной поддержки диктует необходимость выделения в деятельности органов государственного и муниципального управления и учреждений социального обслуживания направлений, ориентированных на работу с молодыми семьями.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления существующих механизмов поддержки молодых семей. Кроме того, обеспечение эффективности проектного подхода предполагает признание необходимости создания информационного и статистического обеспечения, что подразумевает учет молодых семей и создание общей базы данных. Это означает включение в систему программных мероприятий мониторинговых исследований положения молодых семей в муниципальном округе, что позволит оценивать эффективность проектной деятельности и при необходимости корректировать ее. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Степень изученности темы. Проблемы состояния и государственной поддержки молодых семей в Российской Федерации в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием ученых и практиков. Так, изучению молодой семьи как феномена современного общества посвящены работы А. А. Вишневского, Н. Ю. Егоровой, Е. Е. Кутявиной, Е. Г. Лактюхиной, З. Х. Саралиевой, Н. Н. Смирновой и других. В исследованиях А. П. Бандурина, Т. Ю. Бездольной, А. В. Верещагиной, Т. С. Денисовой, Л. Э. Ивазовой, О. В. Кучмаевой, Н. А. Левой, Х. Х. Мазлоева, А. Р. Макаевой, А. В. Нестеренко, Т. К. Ростовской, С. И. Самыгина рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи на современном этапе развития российского общества.
Изучению основных направлений и показателей эффективности государственной поддержки молодых семей в Российской Федерации посвящены работы Д. В. Барановой, О. В. Бережной, И. С. Васильевой, В. И. Волынкина, С. И. Голод, С. В. Гриневой, И. А. Зайцевой, А. А. Клецина, А. П. Коробейниковой, К. В. Коростелевой, Е. В. Поповой.
В исследовании Е. В. Самохваловой рассматриваются особенности государственной поддержки молодых семей в Белгородской области.
Актуальные проблемы российской молодой семьи и вопросы государственной поддержки семьи как социального института рассматриваются в трудах К. В. Коростелевой. Автор проводит широкий анализ конкретных проблем и задач, стоящих перед молодой семьей в процессе ее образования, уделяет значительное внимание демографической проблеме и неотложным задачам государства по оказанию целенаправленной помощи молодым семьям, исследует вопрос о взаимодействии общества, государства и молодежи на пути решения вопросов по созданию устойчивой молодой семьи на данном этапе развития российского общества 1.
Немаловажный вклад в исследование данной темы внесла О.А. Коряковцева. В своих работах она дала подробную характеристику молодой семьи, изучала проблемы, возникающие в ней, и рассмотрела направления комплексной поддержки молодой семьи.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос о мерах поддержки молодых семей, который нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования системы муниципальной поддержки молодых семей и недостаточной разработанностью механизмов осуществления этого процесса в городском округе «Город Белгород».
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что недостаточная эффективность мер государственной поддержки молодых семей в городском округе «Город Белгород» в значительной степени обусловлена несовершенством механизмов и инструментов информационно-консультационного обеспечения реализуемых в рамках этой системы мероприятий.
Объектом диссертационного исследования является реализация государственной молодежной политики.
В качестве предмета исследования выступают механизмы поддержки молодых семей на территории городского округа «Город Белгород».
Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде.
Реализация указанной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы государственной поддержки молодых семей.
2. Проанализировать практику организации работы органов власти по поддержке молодых семей в городе Белгороде.
3. Предложить направления совершенствования механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают основные положения комплексного подхода, изложенного в работах Т. А. Гурко, А. В. Мудрик, И. А. Зайцевой , посвященных изучению молодой семьи в контексте изменяющихся социокультурных условий и ее основных проблем, а так же концепции межличностных отношений в семье, отраженной в трудах Г. М. Андреевой, А. Я. Варга и А. С. Спиваковской.
Важную роль в процессе исследования играли методы факторного и сравнительного анализа, синтеза, структуризации, сравнения, обобщения, анализ федеральных и региональных нормативно-правовых документов анкетный опрос.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют:
- нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственной поддержки молодых семей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях ;
- справочно-аналитические и статистические материалы Управления молодежной политики администрации г. Белгорода;
- результаты авторского социологического исследования, проведенного в марте-апреле 2018 г. (N=50 , метод сбора информации - анкетирование).
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан и предложен к внедрению механизм совершенствования поддержки молодых семей в городе Белгороде, призванный поднять работу по оказанию молодым семьям информационно-консультационной поддержки на качественно новый уровень.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Молодая семья представляет собой важнейший компонент социального устройства современного общества, выполняющий большое количество социальных функций и играющий значимую роль в развитии общества, а также представляет собой одно из социальных формирований, оказывающее существенное воздействие на общественную жизнь во всех сферах ее жизнедеятельности. Государственная молодежная политика в России по отношению к молодым семьям направлена на формирование партнерских отношений между государством, обществом и молодыми семьями с целью их развития, укрепления, а также обеспечения высокого уровня благополучия и улучшения качества жизни.
2. В городском округе «Город Белгород», как и в Белгородской области, в целом, реализуется ряд целевых программ и проектов по поддержке молодых семей, которые направлены на решение поставленных задач и обеспечивают преемственность системы государственной поддержки молодых семей. В современных условиях государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Вместе с тем, несмотря на большое количество учреждений, оказывающих молодым семьям определенные услуги, в Белгороде отсутствует целостная система информационно-консультационной поддержки молодых семей.
3. Практику построения мер поддержки молодых семей в том виде, в котором она сегодня существует, следует расширить путем ее доработки. Одним из направлений совершенствования социальной поддержки молодых семей может стать внедрение проекта по созданию информационно - консультационного центра поддержки молодых семей базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив», в котором члены молодых семей смогут получить необходимые консультации по вопросам существующих проектов и программ, в которых молодые семьи имею право принять участие, а также полагающихся им выплат и льгот.
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти регионального и муниципального уровней концепций, проектов, программ, направленных на развитие и совершенствование мер поддержки молодых семей. Тезисы и выводы могут использоваться при подготовке рекомендаций прикладного характера по вопросам молодежной политики.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором в следующих публикациях: «Практика социального сопровождения молодых семей (на примере Белгородской области)» (2016) ; «Муниципальная поддержка молодых семей в городском округе «Город Белгород»» (2017) .
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Молодая семья по отношению к институту семьи в целом находится на начальной стадии. Она нуждается в создании условий для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи, в обеспечении эмоциональной и психологической устойчивости, в благоприятном решении всех семейных конфликтов своими силами, не прибегая к помощи социальных служб, а также в содействии материальному благополучию и в удовлетворении личных интересов всех членов семьи.
Процесс социализации членов молодой семьи весьма сложен, а его конечный результат неоднозначен. Исходя из этого, можно предположить, что успешность процесса зависит от эффективного функционирования системы государственной поддержки молодых семей, при которой будет активизироваться потенциал молодой семьи и формироваться субъектная позиция ее членов. Возможности молодой семьи реализуются с помощью комплекса условий: адекватности содержания социального сопровождения задачам становления молодой семьи с учетом специфики развития семейных отношений, интеграции опыта семейной жизни на основе взаимодействия молодых семей и организации взаимопомощи в решении их социальных проблем.
Разработка специальных целевых проектов и программ, направленных на организацию и осуществление социальной поддержки молодых семей на уровне муниципалитета предполагает реализацию ряда концептуальных положений. Они должны найти свое отражение во всех направлениях деятельности, в каждом программном или проектном мероприятии.
Основы поддержки со стороны государства заключаются в признании необходимости выделения молодой семьи как отдельной категории с уникальными проблемами и интересами. Это положение находит отражение в комплексном характере проблемы, а принцип адресности в осуществлении социальной поддержки диктует необходимость выделения в деятельности органов государственного и муниципального управления и учреждений социального обслуживания направлений, ориентированных на работу с молодыми семьями.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления существующих механизмов поддержки молодых семей. Кроме того, обеспечение эффективности проектного подхода предполагает признание необходимости создания информационного и статистического обеспечения, что подразумевает учет молодых семей и создание общей базы данных. Это означает включение в систему программных мероприятий мониторинговых исследований положения молодых семей в муниципальном округе, что позволит оценивать эффективность проектной деятельности и при необходимости корректировать ее. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Степень изученности темы. Проблемы состояния и государственной поддержки молодых семей в Российской Федерации в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием ученых и практиков. Так, изучению молодой семьи как феномена современного общества посвящены работы А. А. Вишневского, Н. Ю. Егоровой, Е. Е. Кутявиной, Е. Г. Лактюхиной, З. Х. Саралиевой, Н. Н. Смирновой и других. В исследованиях А. П. Бандурина, Т. Ю. Бездольной, А. В. Верещагиной, Т. С. Денисовой, Л. Э. Ивазовой, О. В. Кучмаевой, Н. А. Левой, Х. Х. Мазлоева, А. Р. Макаевой, А. В. Нестеренко, Т. К. Ростовской, С. И. Самыгина рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи на современном этапе развития российского общества.
Изучению основных направлений и показателей эффективности государственной поддержки молодых семей в Российской Федерации посвящены работы Д. В. Барановой, О. В. Бережной, И. С. Васильевой, В. И. Волынкина, С. И. Голод, С. В. Гриневой, И. А. Зайцевой, А. А. Клецина, А. П. Коробейниковой, К. В. Коростелевой, Е. В. Поповой.
В исследовании Е. В. Самохваловой рассматриваются особенности государственной поддержки молодых семей в Белгородской области.
Актуальные проблемы российской молодой семьи и вопросы государственной поддержки семьи как социального института рассматриваются в трудах К. В. Коростелевой. Автор проводит широкий анализ конкретных проблем и задач, стоящих перед молодой семьей в процессе ее образования, уделяет значительное внимание демографической проблеме и неотложным задачам государства по оказанию целенаправленной помощи молодым семьям, исследует вопрос о взаимодействии общества, государства и молодежи на пути решения вопросов по созданию устойчивой молодой семьи на данном этапе развития российского общества 1.
Немаловажный вклад в исследование данной темы внесла О.А. Коряковцева. В своих работах она дала подробную характеристику молодой семьи, изучала проблемы, возникающие в ней, и рассмотрела направления комплексной поддержки молодой семьи.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос о мерах поддержки молодых семей, который нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования системы муниципальной поддержки молодых семей и недостаточной разработанностью механизмов осуществления этого процесса в городском округе «Город Белгород».
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что недостаточная эффективность мер государственной поддержки молодых семей в городском округе «Город Белгород» в значительной степени обусловлена несовершенством механизмов и инструментов информационно-консультационного обеспечения реализуемых в рамках этой системы мероприятий.
Объектом диссертационного исследования является реализация государственной молодежной политики.
В качестве предмета исследования выступают механизмы поддержки молодых семей на территории городского округа «Город Белгород».
Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде.
Реализация указанной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы государственной поддержки молодых семей.
2. Проанализировать практику организации работы органов власти по поддержке молодых семей в городе Белгороде.
3. Предложить направления совершенствования механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают основные положения комплексного подхода, изложенного в работах Т. А. Гурко, А. В. Мудрик, И. А. Зайцевой , посвященных изучению молодой семьи в контексте изменяющихся социокультурных условий и ее основных проблем, а так же концепции межличностных отношений в семье, отраженной в трудах Г. М. Андреевой, А. Я. Варга и А. С. Спиваковской.
Важную роль в процессе исследования играли методы факторного и сравнительного анализа, синтеза, структуризации, сравнения, обобщения, анализ федеральных и региональных нормативно-правовых документов анкетный опрос.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют:
- нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственной поддержки молодых семей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях ;
- справочно-аналитические и статистические материалы Управления молодежной политики администрации г. Белгорода;
- результаты авторского социологического исследования, проведенного в марте-апреле 2018 г. (N=50 , метод сбора информации - анкетирование).
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан и предложен к внедрению механизм совершенствования поддержки молодых семей в городе Белгороде, призванный поднять работу по оказанию молодым семьям информационно-консультационной поддержки на качественно новый уровень.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Молодая семья представляет собой важнейший компонент социального устройства современного общества, выполняющий большое количество социальных функций и играющий значимую роль в развитии общества, а также представляет собой одно из социальных формирований, оказывающее существенное воздействие на общественную жизнь во всех сферах ее жизнедеятельности. Государственная молодежная политика в России по отношению к молодым семьям направлена на формирование партнерских отношений между государством, обществом и молодыми семьями с целью их развития, укрепления, а также обеспечения высокого уровня благополучия и улучшения качества жизни.
2. В городском округе «Город Белгород», как и в Белгородской области, в целом, реализуется ряд целевых программ и проектов по поддержке молодых семей, которые направлены на решение поставленных задач и обеспечивают преемственность системы государственной поддержки молодых семей. В современных условиях государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Вместе с тем, несмотря на большое количество учреждений, оказывающих молодым семьям определенные услуги, в Белгороде отсутствует целостная система информационно-консультационной поддержки молодых семей.
3. Практику построения мер поддержки молодых семей в том виде, в котором она сегодня существует, следует расширить путем ее доработки. Одним из направлений совершенствования социальной поддержки молодых семей может стать внедрение проекта по созданию информационно - консультационного центра поддержки молодых семей базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив», в котором члены молодых семей смогут получить необходимые консультации по вопросам существующих проектов и программ, в которых молодые семьи имею право принять участие, а также полагающихся им выплат и льгот.
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти регионального и муниципального уровней концепций, проектов, программ, направленных на развитие и совершенствование мер поддержки молодых семей. Тезисы и выводы могут использоваться при подготовке рекомендаций прикладного характера по вопросам молодежной политики.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены автором в следующих публикациях: «Практика социального сопровождения молодых семей (на примере Белгородской области)» (2016) ; «Муниципальная поддержка молодых семей в городском округе «Город Белгород»» (2017) .
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В современном обществе семья одновременно является и малой социальной группой, и важным социальным институтом: как социальный институт она удовлетворяет социально значимые потребности общества, а как малая социальная группа - личные потребности людей. Молодыми семьями считаются семьи в период первых трех лет после заключения брака (при рождении ребенка ограничения продолжительности брака не действуют), если супруги не достигли тридцатипятилетнего возраста, а также семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до тридцати пяти лет и несовершеннолетних детей.
Оказание поддержки молодым семьям является одним из приоритетных направлений государственной семейной и молодежной политики. Государственная молодежная политика в отношении молодых семей представляет собой целостную систему организационных, экономических, правовых, научных, информационных, пропагандистских и кадровых мер, которые направлены на создание оптимальных условий для нормального функционирования молодых семей, улучшение условий их жизни, гармонизацию процессов становления и развития молодой семьи. Муниципальная поддержка молодых семей представляет собой целостную систему мер и приоритетов муниципального образования, которые направлены на развитие, укрепление и использование потенциала молодой семьи, а также ориентированы на подъем уровня самостоятельности, самоорганизации и саморазвития молодых семей.
Для осуществления поставленных целей и задач в рамках поддержки молодых семей органами государственного и муниципального управления реализуются следующие направления деятельности: совершенствование нормативно-правовой базы поддержки молодых семей с учетом происходящих трансформаций в обществе и социально-экономического развития территории; определение новой эффективной социальной и экономической политики в отношении молодых семей; стимулирование
74 реализации репродуктивной функции посредством материальной и финансовой форм стимулирования рождения первого и последующих детей; создание эффективной дифференцированной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; формирование благоприятной социальной обстановки, способствующей воспитанию культа семьи, уважению материнства и детства, подготовке молодых людей к семейной жизни.
Организация деятельности муниципальных органов власти по поддержке молодых семей представляет собой совокупность экономических, социальных и правовых мер, направленных на стимулирование создания и сохранения молодых семей города Белгорода, защиту их прав и улучшение демографической ситуации в данном муниципальном образовании, и в регионе в целом. Основу реализации современных программ муниципальной молодежной политики в городе Белгороде составляют социальные преобразования, направленные на стабилизацию или повышение уровня и качества жизни молодых семей, формирование, увеличение и расширение возможностей и условий для ее социализации, а также на предупреждение развития девиантного поведения в молодых семьях.
Для устойчивого развития семей в городе Белгороде применяются раз-личные формы поддержки молодых семей: осуществляются целевые программы и проекты по поддержке молодых семей, предоставляются информационные и консультационные услуги, предоставляются ипотечные кредиты. Управление молодежной политики администрации города Белгорода проводит работу по поддержке молодым семьям через систему учреждений, созданных для социальной поддержки молодых семей. Одним из них является Семейно-консультативный Центр при Управлении ЗАГС администрации города Белгорода, который проводит индивидуальные психологические консультации по решению социально-психологических проблем молодых белгородских семей, в первую очередь брачно-семейной
адаптации молодых супругов.
Для изучения существующих механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде и выявления направлений совершенствования работы по проблеме было проведено авторское социологическое исследование, позволяющее выявить мнение молодежи о существующих механизмах поддержки молодых семей и определить направления совершенствования работы. Результаты исследования показали, что, несмотря на большое количество предпринимаемых мер для улучшения уровня жизни молодых семей, уровень информированности граждан о существующих программах и проектах, реализуемых в городе Белгороде, а так же о предоставляемых выплатах и льготах для семей различных категорий, является весьма низким. По этой причине необходимо сформировать ряд мероприятий, направленных на предоставление актуальной информации молодым семьям.
Основными направлениями по совершенствованию социальной поддержки молодых семей могут стать: психологическое семейное консультирование, помощь супругам в карьерном выборе, осуществление аналитико-прогностической работы, осуществление социально - педагогической работы, обучающие тренинги с группой молодоженов. Все направления должны привести к созданию условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права, к сокращению бедности среди семей с детьми и обеспечению минимального гарантированного дохода, повышению доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, обеспечению профилактики семейного неблагополучия, формированию в обществе ценностей семьи, ответственного родительства, а так же снижению численности семей, находящихся в социально-опасном положении.
Одним из направлений совершенствования поддержки молодых семей в городе Белгороде может стать подготовка и реализация проекта «Создание информационно-консультационного центра поддержки молодых семей базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив»». Цель проекта заключается в создании условий для комплексного информационного и консультационного сопровождения не менее 150 молодых семей к 25 января 2019 года. Для
76 достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: сформировать рабочую группу по осуществлению мероприятий проекта; сформировать экспертную группу для разработки комплекса мероприятий по отдельным направлениям проекта; разработать, согласовать и утвердить проект по совершенствованию механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде; разместить в средствах массовой информации материалы о реализующихся мероприятиях программы; контролировать результаты реализации проекта.
Важнейшим результатом проекта может стать создание условий для обеспечения доступа молодым семьям к имеющимся видам помощи, а так же для оказания адресной помощи комплексного информационного и консультационного характера. К числу основных рисков проекта можно отнести: риски реализации, связанные с невозможностью реализации проекта в заданных временных и бюджетных рамках; кадровые риски, обусловленные несогласованностью в работе между участниками проекта; риски, связанные с низким качеством предоставляемых услуг; риски, обусловленные низкой активностью участников проекта. При успешной реализации проекта можно предполагать дальнейшее его развитие в других муниципальных образованиях Белгородской области.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по поддержке молодых семей в городском округе «Город Белгород» целесообразно предложить ряд практических рекомендаций в адрес управления молодежной политики администрации города Белгорода:
1) рассмотреть и принять к реализации предложенный проект по совершенствованию механизмов поддержки молодых семей города Белгорода;
2) сформировать рабочую группу из представителей органов местного самоуправления и экспертного сообщества для взаимодействия в рамках
реализации проекта;
3) предусмотреть размещение информационных материалов о ходе реализации проекта в региональных и муниципальных средствах массовой информации.
Оказание поддержки молодым семьям является одним из приоритетных направлений государственной семейной и молодежной политики. Государственная молодежная политика в отношении молодых семей представляет собой целостную систему организационных, экономических, правовых, научных, информационных, пропагандистских и кадровых мер, которые направлены на создание оптимальных условий для нормального функционирования молодых семей, улучшение условий их жизни, гармонизацию процессов становления и развития молодой семьи. Муниципальная поддержка молодых семей представляет собой целостную систему мер и приоритетов муниципального образования, которые направлены на развитие, укрепление и использование потенциала молодой семьи, а также ориентированы на подъем уровня самостоятельности, самоорганизации и саморазвития молодых семей.
Для осуществления поставленных целей и задач в рамках поддержки молодых семей органами государственного и муниципального управления реализуются следующие направления деятельности: совершенствование нормативно-правовой базы поддержки молодых семей с учетом происходящих трансформаций в обществе и социально-экономического развития территории; определение новой эффективной социальной и экономической политики в отношении молодых семей; стимулирование
74 реализации репродуктивной функции посредством материальной и финансовой форм стимулирования рождения первого и последующих детей; создание эффективной дифференцированной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; формирование благоприятной социальной обстановки, способствующей воспитанию культа семьи, уважению материнства и детства, подготовке молодых людей к семейной жизни.
Организация деятельности муниципальных органов власти по поддержке молодых семей представляет собой совокупность экономических, социальных и правовых мер, направленных на стимулирование создания и сохранения молодых семей города Белгорода, защиту их прав и улучшение демографической ситуации в данном муниципальном образовании, и в регионе в целом. Основу реализации современных программ муниципальной молодежной политики в городе Белгороде составляют социальные преобразования, направленные на стабилизацию или повышение уровня и качества жизни молодых семей, формирование, увеличение и расширение возможностей и условий для ее социализации, а также на предупреждение развития девиантного поведения в молодых семьях.
Для устойчивого развития семей в городе Белгороде применяются раз-личные формы поддержки молодых семей: осуществляются целевые программы и проекты по поддержке молодых семей, предоставляются информационные и консультационные услуги, предоставляются ипотечные кредиты. Управление молодежной политики администрации города Белгорода проводит работу по поддержке молодым семьям через систему учреждений, созданных для социальной поддержки молодых семей. Одним из них является Семейно-консультативный Центр при Управлении ЗАГС администрации города Белгорода, который проводит индивидуальные психологические консультации по решению социально-психологических проблем молодых белгородских семей, в первую очередь брачно-семейной
адаптации молодых супругов.
Для изучения существующих механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде и выявления направлений совершенствования работы по проблеме было проведено авторское социологическое исследование, позволяющее выявить мнение молодежи о существующих механизмах поддержки молодых семей и определить направления совершенствования работы. Результаты исследования показали, что, несмотря на большое количество предпринимаемых мер для улучшения уровня жизни молодых семей, уровень информированности граждан о существующих программах и проектах, реализуемых в городе Белгороде, а так же о предоставляемых выплатах и льготах для семей различных категорий, является весьма низким. По этой причине необходимо сформировать ряд мероприятий, направленных на предоставление актуальной информации молодым семьям.
Основными направлениями по совершенствованию социальной поддержки молодых семей могут стать: психологическое семейное консультирование, помощь супругам в карьерном выборе, осуществление аналитико-прогностической работы, осуществление социально - педагогической работы, обучающие тренинги с группой молодоженов. Все направления должны привести к созданию условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права, к сокращению бедности среди семей с детьми и обеспечению минимального гарантированного дохода, повышению доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, обеспечению профилактики семейного неблагополучия, формированию в обществе ценностей семьи, ответственного родительства, а так же снижению численности семей, находящихся в социально-опасном положении.
Одним из направлений совершенствования поддержки молодых семей в городе Белгороде может стать подготовка и реализация проекта «Создание информационно-консультационного центра поддержки молодых семей базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив»». Цель проекта заключается в создании условий для комплексного информационного и консультационного сопровождения не менее 150 молодых семей к 25 января 2019 года. Для
76 достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: сформировать рабочую группу по осуществлению мероприятий проекта; сформировать экспертную группу для разработки комплекса мероприятий по отдельным направлениям проекта; разработать, согласовать и утвердить проект по совершенствованию механизмов поддержки молодых семей в городе Белгороде; разместить в средствах массовой информации материалы о реализующихся мероприятиях программы; контролировать результаты реализации проекта.
Важнейшим результатом проекта может стать создание условий для обеспечения доступа молодым семьям к имеющимся видам помощи, а так же для оказания адресной помощи комплексного информационного и консультационного характера. К числу основных рисков проекта можно отнести: риски реализации, связанные с невозможностью реализации проекта в заданных временных и бюджетных рамках; кадровые риски, обусловленные несогласованностью в работе между участниками проекта; риски, связанные с низким качеством предоставляемых услуг; риски, обусловленные низкой активностью участников проекта. При успешной реализации проекта можно предполагать дальнейшее его развитие в других муниципальных образованиях Белгородской области.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по поддержке молодых семей в городском округе «Город Белгород» целесообразно предложить ряд практических рекомендаций в адрес управления молодежной политики администрации города Белгорода:
1) рассмотреть и принять к реализации предложенный проект по совершенствованию механизмов поддержки молодых семей города Белгорода;
2) сформировать рабочую группу из представителей органов местного самоуправления и экспертного сообщества для взаимодействия в рамках
реализации проекта;
3) предусмотреть размещение информационных материалов о ходе реализации проекта в региональных и муниципальных средствах массовой информации.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ С
РЕБЕНКОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПОДДЕРЖКЕ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - МОЛОДАЯ СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ С МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



