ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ 9
ФЕДЕРАЦИИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 27
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломной работы. В последние годы в нашей стране требования к государственным служащим значительно возросли. Это касается как их профессиональных, так и этических качеств и проблем профессионального общения. Говоря о таких требованиях, нужно сказать, что в отношении государственных служащих таможенных органов они должны быть особенно выражены.
Профессиональная деятельность должностных лиц таможенных органов как государственных служащих относится к особому виду деятельности и осуществляется людьми, призванными обществом для защиты экономических интересов страны.
Главным назначением сотрудников таможенных органов как государственных служащих является служение общественным интересам и интересам граждан, что предполагает в качестве приоритета в их деятельности следование морально-нравственным принципам и ценностям в процессе реализации профессиональных задач по предназначению.
Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную служебную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение работника. Особенно важна служебная этика для государственной службы.
Служебная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Служебная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.
Сегодня жизнь предъявляет государственным служащим новые, более высокие требования к их нравственному уровню, к их служебному поведению. Служение государству и обществу, неподкупность, честность, принципиальность, ответственность за свои действия - эти и другие нравственные качества имеют решающее значение для государственных служащих, являются ведущими критериями в оценке их профессиональной деятельности.
Деятельность сотрудников таможенных органов носит
государственный характер, так как они являются представителями власти. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности, их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Таким образом, служебная этика сотрудников таможенных органов формирует ряд моральных требований. Высокий профессионализм таможенника проявляется в выполнении служебного долга, понимании своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости, служебного долга.
Таким образом, актуальность темы дипломного исследования обусловлена необходимостью совершенствования служебной этики в системе управления таможенных органов Российской Федерации.
Степень разработанности темы: проблемные аспекты, касающиеся основ профессионального общения и этической составляющей в управленческой деятельности таможенного органа не достаточно изученная тема, некоторые труды отечественных специалистов в данной области составили работы, связанные с сущностью и содержанием управления в таможенных органах. Этой тематике ранее были посвящены работы ученых: Д.В. Баснак, В.Д. Граждан, Н.Н. Просянникова и других .
Общие знания об этике и профессиональном общении, в том числе и в таможенных органах, и использовании данных знаний
в управленческой работе рассматривались в работах следующих исследователей: Г.В. Атаманчук, В.Э. Бойков, А.И. Горбачев, Н.И. Лапина, В. Охотский, BJ. Романов, В.М. Соколов, А.И, Турчинов, П.Я. Федотова, H.H. Шувалова .
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования служебной этики в системе управления таможенных органов и недостаточной разработанностью методов решения данной задачи. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению эффективности деятельности таможенных органов в целом.
Объектом исследования является организационный механизм формирования служебной этики в системе управления таможенного органа.
В качестве предмета исследования выступает технология
формирования служебной этики в системе управления таможенного органа.
Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендаций и направлений совершенствования служебной этики в системе управления таможенного органа.
Исходя из цели исследования можно выделять ряд задач дипломной работы:
- изучить теоретические основы служебной этики в системе
управления таможенных органов;
- проанализировать формирование служебной этики в системе
управления таможенных органов (на примере Белгородской таможни);
- предложить направления совершенствования служебной этики в системе управления таможенных органов.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают идеи и научные взгляды, отражённые в трудах отечественных авторов, посвящённых исследованию вопросов процесса общения и профессиональной этики в управленческой деятельности таможенного органа: А.А. Антипова, А.В. Баранова, И.Г. Гришко, И.Е. Ткаченко .
Методологическую основу дипломного исследования составляет диалектический метод и сложившуюся в соответствии с ним систему общенаучных и частно-научных методов: анализ,
синтез, аналогия, индукция, дедукция, обобщение, классификация, сравнение.
Эмпирическую базу дипломной работы составляют: Таможенный кодекс Таможенного союза, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Таможенный кодекс этики, разработанный всемирной таможенной организацией, регулирует следующие основные сферы: личные обязательства, соблюдения закона, отношение с обществом, получение подарков, использование служебной информации, политической
деятельности, трудовая атмосфера, Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской
Федерации, федеральные законы, различного рода ведомственные приказы, руководства, распоряжения и инструкции .
Научно-практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что полученные выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании законодательных, нормативно-правовых и локальных актов, регламентирующих служебную этику и поведение в управленческой деятельности таможенного органа.
Выдвинут ряд предложений по совершенствованию и формированию служебной этики в системе управления таможенного органа, а также предложены некоторые практические рекомендации, направленные на улучшение деятельности таможенного органа в рамках профессионального общения и служебной этики внутри него, предприняты попытки поиска новых подходов к совершенствованию и повышению качества общения и служебной этики в управленческой деятельности таможенного органа.
Служебная этика в таможенных органах - правила поведения государственных служащих, установленные нормативно-правовыми актами и Кодексом этики и служебного поведения.
Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания. Нравственной обязанностью государственных служащих является обеспечение межнационального мира и межконфессионального согласия, уважение чести и достоинства любого человека, забота о его деловой репутации и нравственном облике в глазах окружающих.
Любая профессиональная деятельность, в том числе деятельность сотрудника таможенного органа не является исключением, должна опираться на вполне конкретный этический фундамент. Игнорирование данного обстоятельства с большой долей вероятности приведет к неудаче в большинстве проводимых реформ, так или иначе связанных со статусом таможенника. Недаром вопросы низкой правовой культуры и во многом искаженного правосознания таможенников приобретают в соответствии с проводимыми научными исследованиями ярко выраженные криминогенные последствия.
Согласно положениям действующего законодательства таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. Субъекты таможенного права наделены властными полномочиями и учеными относятся к группе субъектов управления. Этой группой охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы. Этика представляет собой нормативную основу поведения и деятельности людей, задающую ориентиры и перспективу межличностных отношений (нормативная этика). Ее цель - не знание, а поступки. Она не просто изучает мораль, она учит применять нормы и требования морали в реальной жизни и практической деятельности человека.
Одним из таких видов профессиональной этики является служебная этика, возникающая в качестве нормативной основы управленческой деятельности, регулирующей поведение и взаимоотношения в сфере государственного управления.
Кодекс чести и этики поведения таможенного служащего регулирует работу и исполнения своих обязанностей сотрудниками. Так же нормы поведения, обязанности, прописаны не только в кодексе, но и в Федеральных законах. Одним из направлений кодекса является формирование профессиональной этики в сознании таможенного служащего.
Одними из главных целей внедрения кодекса, является профилактика по борьбе с коррупционной деятельностью служащих, регулирование их профессионального поведения, закрепление норм этики, а также защита интересов и авторитета сотрудников таможенных органов.
Как показывает практика, этический кодекса пока не получил сильного воздействия на служащих таможенных органов Российской Федерации. В настоящее время не все органы осуществляют мероприятия по его внедрению. К сожалению, такими показателями мы отстаем от кодексов зарубежных стран, где этики довольно давно является приоритетом государственной службы.
Для решения указанных проблем, связанных со служебной этикой, были предложены направления совершенствования.
Совершенствование служебной этики и поведения в таможенном органе должно происходить по следующим направлениям:
- сплочение коллектива;
- подготовка работников к достижению целей таможенной деятельности, основанная на четком планировании работы, постановке конкретных и выполнимых задач, постоянном контроле;
- формирование и развитие морально-психологических основ для добросовестного несения службы, верности профессиональному долгу, закону, развитие правосознания, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, обеспечивающих профилактику злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции, формирование умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам.
- формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения, поведения при решении профессиональных задач.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза [Текст] (ред. от 08.05.2015) (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [Текст] : ратифицирована Федеральным законом от 25 июля
2006 г. № 125-ФЗ : вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля
2007 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 18.05.2009. - №20. - Ст. 2394.
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г., с
изменениями от 30 декабря 2008 г. [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] :
федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 02.07.2015)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
5. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон от 25 декабря
2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собр. законодательства
Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
6. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст]:
федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) //
Собр. законодательства Рос. Федерации. - 28.07.1997. - № 30. - Ст. 3586.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Текст] (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 18.05.2009. - №20. - Ст. 2394.
8. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
9. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : утвержден приказом Федеральной Таможенной службы от 14 августа 2007 г. № 977 : [сайт] / Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - Режим доступа:
http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9524:201 3-03-26- 10-37-23&catid=208:2013-03-26-09-59-11 &Itemid=180.
10. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Текст] : одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // Официальные документы в образовании. - 2011. - № 36.
11. Этический кодекс государственных служащих Республики
Казахстан [Электронный ресурс] : принят 1 февраля 2016 г. [сайт] / Правмедиа. - Режим доступа:
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38035182#pos=1;-163.
12. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 48. - Ст. 5742.
13. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2016 г. № 12 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 3. - Ст. 473.
14. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ
Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
15. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
16. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
17. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
18. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
19. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы [Текст] : Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 // Российская газета. - 2013. - № 74. - 05 апреля.
20. О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления [Текст] : Приказ ФТС России от 26.07.2016 № 1464 (с изм. и доп., вступающими в силу с 20.04.2017) // Таможенные ведомости. - 2016. - № 11.
21. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
22. Об утверждении Методических рекомендаций начальником
таможенных органов по организации и проведению воспитательно-профилактической работы [Электронный ресурс] : распоряжение
ФТС России от 23 января 2006 г. № 21-Р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
23. Памятка должностным лицам таможенных органов
Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на службе в таможенных органах Российской Федерации и порядке их урегулирования [Электронный ресурс] : [сайт] / Официальный сайт Центрального
таможенного управления. Режим доступа:
http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6476:2013 -03-25-11-36-42&catid=318:2013-03-25-06-48-09&Itemid=342 (дата обращения 05.05.2017).
24. Антипов, А. А. Подготовка госслужащих в России: социально-исторические истоки современных проблем и образовательные пути их разрешения [Текст] / А. А. Антипов // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 1. - С. 4-10.
25. Аржина, А. А. Государственная служба в развитии России [Текст] /
А. А. Аржина. - Омск : Изд-во Сектр, 2013. - 46 с.
26. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика [Текст] / Г. В. Атаманчук . - М : Изд-во ЯК, 2013. - 154 с.
27. Бакаева, О. Ю. Таможенное дело [Текст] / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. - М. : Изд-во «Рок», 2014 . - 151 с.
28. Барщевский, М. Ю. Адвокатская этика [Текст] /
М. Ю. Барщевский. - Самара : НОРМА, 2015. - 234 с.
29. Баснак, Д. В. Этика в таможенных органах [Текст] / Д. В. Баснак. - Спб : Изд-во Маяк, 2013. - 58 с.
30. Батрушев, И. И. Противодействие коррупции [Текст] /
И. И. Батрушев // Административное право. -2016. - № 1. - С. 36-40.
31. Бойков, А. И. Профессиональная культура государственной службы [Текст] / А. И. Бойков // Законность. - 2015. - № 2. - С. 38-42.
32. Бойков, А. И. Этика и культура государственных служащих [Текст] / А. И. Бойков // Человеческие ресурсы. - 2016. - № 2. - С. 35-36.
33. Бондаревская, Е. В. Личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М. : Изд-во Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2013. - 244 с.
34. Букреев, В. И. Этика права [Текст] / В. И. Букреев, И. Н. Римская. - М. : Изд-во Янус, 2012. - 132 с.
35. Ватель, А. Ю. Административно-правовое регулирование разрешения конфликтов интересов на государственной службе в механизме противодействия коррупции [Текст] / А. Ю. Ватель // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 6. - С. 23-27.
36. Глушков, Р. М. Профессиональная этика государственных служащих [Текст] / Р. М Глушков // Таможенное регулирование. - 2012. - № 8. - С. 33.
37. Горбачев, А. И. Ценности государственной службы как факторы формирования организационного поведения [Текст] / А. И. Горбачев Нравственные основы социального прогресса в России: «Материалы круглого стола» - М. : Изд-во Ярус, 2016. - 424 с.
38. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет [Текст] / Под общ. ред. Е.В. Охотского. - М. : Изд-во РИО, 2016. - 122 с.
39. Граждан, В. Д. Государственная служба в таможенных органах [Текст] / В. Д. Граждан. - М. : Изд-во КНИгоМИР, 2013. - 156 с.
40. Гречкина, О. В. Аспекты правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Текст] / О. В. Гречкина // Таможенная политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции 14 - 15 апреля 2006 г. Саратов, 2006. - 355 с.
41. Грибов, А. Г. Проблемы правовой культуры российских государственных служащих: состояние и пути повышения [Текст] / А. Г. Грибов // Государственная служба: правовые вопросы. - 2015. - № 7. - С. 13-19.
42. Гришко, И. Г. Формирование вариантов организации кадрового обеспечения таможенных органов в современных социально-экономических условиях [Текст] / И. Г. Гришко // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 3. - С. 40-43.
43. Грязнова, Е. Д. Формирование нравственно- этических ценностей в процессе подготовки сотрудников таможенных органов [Текст] / Е. Д. Грязнова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - 221 с.
44. Иванов, А. З. Факторы развития корпоративной культуры государственной службы [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / А.З. Иванов. - Курск, 2014. - 24 с.
45. Иванова, Е. В. Этика и культура государственного управления
[Текст] / Е.В. Иванова. - М. - 2015. - 27 с.
46. Кобликов, А. С. Этика служащих [Текст] / А. С. Кобликов. - М. : Норма, 2014. - 136 с.
47. Колдушко, А.А. Проблемы правового регулирования этики служебного поведения государственных служащих [Текст] / А.А. Колдушко // Вестник ПНИПУ Культура. История. Философия. Право. - 2014. - № 2. - С. 43-44.
48. Колина, А. Ф. Конфликт интересов на государственной службе [Текст] / А. Ф. Колина // Журнал российского права. - 2016. - № 3. - С. 53-57.
49. Коростень, А. В. Развитие нравственных качеств у будущих государственных служащих [Текст] / А. В. Коростень, В. П. Жуковский. - Саратов: Научная книга, 2015. - 148 с.
50. Кротков, Е. С. Организация культуры государственных служащих [Текст] / Е. С. Кротков. М. - 2015. - 115 с.
51. Купин, А. А. Коррупция как правовая проблема [Текст] / А. А. Купин // Законность. - 2013. - № 11. - С. 17-20.
52. Куракин, А. В. Административно-правовое регулирование этического поведения государственных гражданских служащих и обеспечения их надлежащего служебного поведения [Текст] / А.В. Куракин,
A. Ю. Ватель, Э. В. Терентьев // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 5. - С. 23-25.
53. Лапин, Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России [Текст] / Н. И. Лапин // Социологические исследования. - 2013. - № 9. - С. 17-28.
54. Макрусев, В. В. Управление развитием таможенных органов [Текст] / В.В. Макрусев. - М. : Изд-во ТРУД, 2015. - 448 с.
55. Наумов, С. Ю. Основы государственного управления [Текст] / С. Ю. Наумов, А. А. Подсумкова. - Москва: Форум, 2014. - 394 с.
56. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / Науч. ред.
B. С. Степин; Институт философии РАН. М. : Изд-во Энцио, 2010. - Т. 4. - 572 с.
57. О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан 1 февраля 2016 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.adilet.gov.kz/ru/articles/o-merah-po-dal№eyshemu-sovershe№stvova№iyu- eticheskih-№orm-i-pravil-povede№iya
58. Общественное мнение [Текст] / А.В. Судеев. - М.: Левада-Центр, 2012. - 284 с.
59. Отчет о выполнении мероприятий плана по противодействию
коррупции в Белгородской таможне на 2015-2016 годы. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://ctu.customs.ru/index.php?option=com content&view=category&id=313&Ite mid=338
60. Павелкин, А. В. Проблемы выявления (распознавания) коррупционных проявлений [Текст] / А. В. Павелкин // Право в Вооруженных Силах (Военно-правовое обозрение). - 2013. - № 11. - С. 7-14.
61. Паршин, М. В. Социологический портрет государственного служащего [Текст] / М. В. Паршин, М. В. Кирсанов // Реформа государственного управления в России: взгляд изнутри. - М. : ГУ ВШЭ, 2014. - 93 с.
62. Пашин, С. А. Судейская этика [Текст] / С. А. Пашин. - М., 2014. - 56 с.
63. Просянников, Н. Н. Управление в таможенных органах [Текст] / Н. Н. Просянников. - Владивосток : Изд-во АН, 2015. - 132 с.
64. Сальников, В.П. Правовая культура [Текст] / В. П. Сальников // Ученые записки СПб филиала РТА. - 2013. - № 2. - С. 80.
65. Соколов, В. М. Модельный этический кодекс государственного
служащего Российской Федерации [Текст] / В. М. Соколов /
Государственная служба. Научно-политический журнал. - № 6. - 2013. -
С. 6-16;
66. Соколов, В. М. Российская ментальность и исторические пути отечества [Текст] / В. М. Соколов. - M. : Изд-во Мир, 2015. - 344 с.
67. Ткаченко, И. Е. Компетентностный подход как условие повышения
качества кадрового потенциала таможенных органов [Текст] /
И. Е. Ткаченко, А. В. Баранова // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 1. - С. 43-45.
68. Турчинов, А. И. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России / А. И. Турчинов. - Социологический анализ [Текст] : монография, 2012. - 332 с.
69. Турчинов, А. И. Кадровый потенциал государственной гражданской службы [Текст] / А. И. Турчинов, Магомедов К. О. : духовно-нравственные проблемы: монография. - М. : Изд-во Кадры, 2012. - 144 с.
70. Федотова, П. Я. Общественное воздействие на формирование морали государственных гражданских служащих [Текст] / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / П. Я. Федотова. - М. : Мир, 2014. - 188 с.
71. Шувалова H. H. Этика деловых отношений [Текст] / H. H. Шувалова. - М. : Изд-во Труд, 2015. - 124 с.
72. Шуралева, С. В. Систематизация этических правил поведения государственных гражданских служащих в российском и международном праве [Текст] / С. В. Шуралева, А. В. Ваньков // Вестник Перм. ун-та. Юридические науки. - 2012. - № 1. - С. 5-8.