РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 3
Глава 1. Российско-китайское сотрудничество на современном этапе
1.1. Становление стратегического партнерства России и Китая как формата
двусторонних отношений 17
1.2. Анализ межгосударственного взаимодействия по реализации
совместных проектов в рамках инициативы «Один пояс - один путь» 26
Глава 2. Арктика в контексте стратегического партнерства России и Китая
2.1. Арктический вектор во внешней политики России и
Китая 37
2.2. Перспективы развития двустороннего арктического сотрудничества в
условиях изменяющейся геополитики 48
Заключение 55
Список источников и литературы
Глава 1. Российско-китайское сотрудничество на современном этапе
1.1. Становление стратегического партнерства России и Китая как формата
двусторонних отношений 17
1.2. Анализ межгосударственного взаимодействия по реализации
совместных проектов в рамках инициативы «Один пояс - один путь» 26
Глава 2. Арктика в контексте стратегического партнерства России и Китая
2.1. Арктический вектор во внешней политики России и
Китая 37
2.2. Перспективы развития двустороннего арктического сотрудничества в
условиях изменяющейся геополитики 48
Заключение 55
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. Стратегическое партнёрство России и Китая формировалась под влиянием множества факторов, одним из которых выступает географическая близость двух государств. Российско- китайские отношения начали стремительно развиваться с 1990-х годов, пройдя путь от «дружеских отношений» до «стратегического партнерства», отслеживаемый через подписание совместных документов. Накопившие за свою историю богатый опыт сотрудничества в разных сферах современные двусторонние отношения по праву можно назвать «отношениями нового типа».
На сегодняшний день можно утверждать, что Россия и Китай выступают друг для друга в качестве незаменимых стратегических партнеров. По словам эксперта в области изучения китайско-российских отношений профессора Ли Цзиньце, «взаимное стратегическое взаимодействие Китая и России является величиной долговременной. Без России Китай может оказаться в одиночестве, ему будут не по силам большие дела,...как и Россия без Китая может почувствовать себя весьма уязвимой...» . Россия и Китай не только преследуют свои национальные интересы, но и объединяются для достижения глобального мира и всеобщей безопасности. Именно поэтому многие эксперты выражают убежденность в способности российско-китайского партнерства дать отпор однополярной политике Запада. Данное убеждение выступает гипотезой в исследовании российско-китайского сотрудничества в Арктическом регионе.
В современной системе международных отношениях практически не существует региона, в который бы не были вовлечены ключевые государства мира. Одним из таких регионов, значение которого стремительно растет, на сегодняшний день является Арктика. Не без причин сегодня ее сравнивают с
Хартлендом . Этот богатый природными ресурсами регион является предметом нарастающей борьбы за контроль и освоение арктического потенциала. Именно здесь сталкиваются интересы государств-членов Арктического совета (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции) с интересами неарктических акторов. Набирающий обороты процесс интернационализации Арктики вкупе с процессом таяния льдов, который высвобождает все больше водных ресурсов в будущем могут изменить международный статус Арктики, подвергнув пересмотру Конвенцию ООН по морскому праву 1982г. в связи с определением новых морских границ. Уже сегодня Китай называет себя «приарктическим государством», заявляя о своем большом вкладе в освоение Арктики. Именно Китай из всех стран АТР на данный момент является крупнейшим подрядчиком в Арктическом регионе. Сотрудничество с Россией способно ускорить процесс включения Китая в игру арктических государств.
Развитие арктического направления стратегического партнерства для России и Китая имеет ключевое значение. Говоря о перспективах сотрудничества, необходимо выделить проект «Полярного Шёлкового пути». Для России его реализация означает превращение Северного морского пути в транспортный коридор мирового значения, а также вступление экономики страны в новую фазу развития. Для Китая же - возможность осуществлять транспортировку грузов более выгодным финансово и менее затратным по времени морским маршрутом. Так или иначе, реализация такого проекта будет обоюдно выгодна - она будет способствовать усилению роли России на международной арене, а также позволит Китаю проявить свою конкурентоспособность перед лицом других заинтересованных акторов, например, Индии и Вьетнама.
Данное исследование призвано отследить динамику и проанализировать качественные изменения в отношениях России и Китая, а
также обозначить достижения и изучить перспективы российско-китайского партнёрства в Арктическом регионе.
Источниковая база. В ходе исследования автор обращался к двусторонним внешнеполитическим документам РФ и КНР, а также к внешнеполитическим документам Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Двусторонние внешнеполитические документы РФ и КНР
- Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики» от 3 сентября 1994 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 25 апреля 1996 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной
Республики о многополярном мире и формировании нового
международного порядка от 23 апреля 1997 года ;
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 2001г. ;
- План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005-2008 годы) от 14 октября 2004 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке от 30 июня 2005 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 26 марта 2007 года ;
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия от 27 сентября 2010 года ;
- Заявления Си Цзиньпина и В.В. Путина для прессы по итогам российско-китайских переговоров в Пекине 25 июня 2016 г. ;
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о текущей ситуации в мире и важных международных проблемах ;
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия от 4 июля 2017 года.
На сегодняшний день можно утверждать, что Россия и Китай выступают друг для друга в качестве незаменимых стратегических партнеров. По словам эксперта в области изучения китайско-российских отношений профессора Ли Цзиньце, «взаимное стратегическое взаимодействие Китая и России является величиной долговременной. Без России Китай может оказаться в одиночестве, ему будут не по силам большие дела,...как и Россия без Китая может почувствовать себя весьма уязвимой...» . Россия и Китай не только преследуют свои национальные интересы, но и объединяются для достижения глобального мира и всеобщей безопасности. Именно поэтому многие эксперты выражают убежденность в способности российско-китайского партнерства дать отпор однополярной политике Запада. Данное убеждение выступает гипотезой в исследовании российско-китайского сотрудничества в Арктическом регионе.
В современной системе международных отношениях практически не существует региона, в который бы не были вовлечены ключевые государства мира. Одним из таких регионов, значение которого стремительно растет, на сегодняшний день является Арктика. Не без причин сегодня ее сравнивают с
Хартлендом . Этот богатый природными ресурсами регион является предметом нарастающей борьбы за контроль и освоение арктического потенциала. Именно здесь сталкиваются интересы государств-членов Арктического совета (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции) с интересами неарктических акторов. Набирающий обороты процесс интернационализации Арктики вкупе с процессом таяния льдов, который высвобождает все больше водных ресурсов в будущем могут изменить международный статус Арктики, подвергнув пересмотру Конвенцию ООН по морскому праву 1982г. в связи с определением новых морских границ. Уже сегодня Китай называет себя «приарктическим государством», заявляя о своем большом вкладе в освоение Арктики. Именно Китай из всех стран АТР на данный момент является крупнейшим подрядчиком в Арктическом регионе. Сотрудничество с Россией способно ускорить процесс включения Китая в игру арктических государств.
Развитие арктического направления стратегического партнерства для России и Китая имеет ключевое значение. Говоря о перспективах сотрудничества, необходимо выделить проект «Полярного Шёлкового пути». Для России его реализация означает превращение Северного морского пути в транспортный коридор мирового значения, а также вступление экономики страны в новую фазу развития. Для Китая же - возможность осуществлять транспортировку грузов более выгодным финансово и менее затратным по времени морским маршрутом. Так или иначе, реализация такого проекта будет обоюдно выгодна - она будет способствовать усилению роли России на международной арене, а также позволит Китаю проявить свою конкурентоспособность перед лицом других заинтересованных акторов, например, Индии и Вьетнама.
Данное исследование призвано отследить динамику и проанализировать качественные изменения в отношениях России и Китая, а
также обозначить достижения и изучить перспективы российско-китайского партнёрства в Арктическом регионе.
Источниковая база. В ходе исследования автор обращался к двусторонним внешнеполитическим документам РФ и КНР, а также к внешнеполитическим документам Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Двусторонние внешнеполитические документы РФ и КНР
- Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики» от 3 сентября 1994 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 25 апреля 1996 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной
Республики о многополярном мире и формировании нового
международного порядка от 23 апреля 1997 года ;
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 2001г. ;
- План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005-2008 годы) от 14 октября 2004 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке от 30 июня 2005 года ;
- Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 26 марта 2007 года ;
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия от 27 сентября 2010 года ;
- Заявления Си Цзиньпина и В.В. Путина для прессы по итогам российско-китайских переговоров в Пекине 25 июня 2016 г. ;
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о текущей ситуации в мире и важных международных проблемах ;
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия от 4 июля 2017 года.
России и Китаю в международных отношениях отведена важная роль. Конструктивная миролюбивая внешняя политика, стремление к
многостороннему сотрудничеству в купе с огромным политическим и
экономическим потенциалом обоих государств делают такой вывод небезосновательным. Неспроста в экспертных кругах существует мнение, что настоящее и будущее международных отношений во многом зависит от координации действий РФ и КНР. Совпадающие по многим вопросам позиции позволяют государствам дополнять и увеличивать общий арсенал средств борьбы за стабильное и мирное существование, а совместные усилия делают позиции государств на международной арене вдвойне весомыми. Все эти факторы отражают не только перспективность двусторонних отношений, но и способность государств оказать сопротивление распространению влияния Запада в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, всесторонне направленное российско-китайское стратегическое партнерство в ближайшем будущем способно обеспечить стабильность и устойчивость развития двух государств в глобальной трансформации международных отношений.
Что касается реализации проектов инициативы «Пояса и пути», бесспорно, возникают определенные трудности, связанные с различиями России и Китая во взглядах на участие в проектах. Тем не менее, на основе проведенного исследования энергетическую сферу можно выделить в качестве первостепенной сферы реализации совместных проектов. Примером тому служат газопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», а также арктический проект «Ямал-СПГ». Такие крупные энергетические проекты требуют создания необходимой инфраструктуры, поэтому сегодня активно продвигаются и реализуются проекты МТМ «Приморье-1» и «Приморье-2», а также развиваются приморские порты (Зарубино, Находка и Владивосток) и арктические порты, такие как Архангельск и Мурманск. Новые сделки российских и китайских нефтегазовых корпораций, а также интерес России к китайским инвестициям пророчат стабильное развитие экономики двух стран и новый виток развития в российско-китайском сотрудничестве.
На основе исследования арктической политики России и Китая, можно сделать следующие выводы. Во-первых, арктический альянс между Москвой и Пекином является взаимовыгодным, энергетически зависимый Китай стремится увеличить объемы поставок своего газа и использовать российский Северный морской путь, что сокращает время прохождения между Китаем и Северной Европой до 40%. Тем временем Россия нуждается в китайских финансовых и технических знаниях, поскольку международные санкции сковывают западные инвестиционные источники. Несмотря на то, что на первый взгляд отношения между Россией и Китаем кажутся равными, фактически Россия, учитывая политические обстоятельства, более привержена Китаю, который использует динамику климатических изменений в своих интересах.
Во-вторых, несмотря на то, что Китай, казалось бы, уважает внутригосударственную юрисдикцию России в отношении Северного морского пути, он также выступает за доступность общечеловеческого арктического наследия и стремится в полной мере проявить себя как арктическое государство. Именно поэтому Китай сегодня активно вовлечен в многостороннее взаимодействие с государствами Арктического совета, выступая в качестве главного инвестора в Арктическом регионе. Тем не менее, акцент на мультилатерализме Китая не сильно сказывается на отношениях с Россией, ведь последней принадлежит треть всех арктических запасов. Поэтому именно в тандеме с Россией Китай ждет светлое арктическое будущее.
В-третьих, на плечах России и Китая ложится важная задача - участие в разработке полярного кодекса в рамках Арктического совета. Поскольку на сегодняшний день в Арктическом регионе не существует многостороннего документа, закрепляющего международно-правовой статус Арктики и систему взаимодействия государств, а глобальное потепление в будущем может породить серьезные противоречия между арктическими государствами, возникает необходимость внедрения такого режима управления Арктикой, при котором возникновение противоречий сводилось бы к нулю, равно как и стремление США к использованию привычных прозападных механизмов влияния.
В - четвертых, возможность Китая проводить диверсифицированную политику в отношении сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь» в совокупности с избыточными финансовыми и технологическими и прочими ресурсными возможностями, а также стремительно набирающая способность Китая влиять на международную обстановку посредством своей экономической мощи означают лишь одно - сегодня Китай уже готов вступить в геополитическую игру великих держав.
многостороннему сотрудничеству в купе с огромным политическим и
экономическим потенциалом обоих государств делают такой вывод небезосновательным. Неспроста в экспертных кругах существует мнение, что настоящее и будущее международных отношений во многом зависит от координации действий РФ и КНР. Совпадающие по многим вопросам позиции позволяют государствам дополнять и увеличивать общий арсенал средств борьбы за стабильное и мирное существование, а совместные усилия делают позиции государств на международной арене вдвойне весомыми. Все эти факторы отражают не только перспективность двусторонних отношений, но и способность государств оказать сопротивление распространению влияния Запада в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, всесторонне направленное российско-китайское стратегическое партнерство в ближайшем будущем способно обеспечить стабильность и устойчивость развития двух государств в глобальной трансформации международных отношений.
Что касается реализации проектов инициативы «Пояса и пути», бесспорно, возникают определенные трудности, связанные с различиями России и Китая во взглядах на участие в проектах. Тем не менее, на основе проведенного исследования энергетическую сферу можно выделить в качестве первостепенной сферы реализации совместных проектов. Примером тому служат газопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан», а также арктический проект «Ямал-СПГ». Такие крупные энергетические проекты требуют создания необходимой инфраструктуры, поэтому сегодня активно продвигаются и реализуются проекты МТМ «Приморье-1» и «Приморье-2», а также развиваются приморские порты (Зарубино, Находка и Владивосток) и арктические порты, такие как Архангельск и Мурманск. Новые сделки российских и китайских нефтегазовых корпораций, а также интерес России к китайским инвестициям пророчат стабильное развитие экономики двух стран и новый виток развития в российско-китайском сотрудничестве.
На основе исследования арктической политики России и Китая, можно сделать следующие выводы. Во-первых, арктический альянс между Москвой и Пекином является взаимовыгодным, энергетически зависимый Китай стремится увеличить объемы поставок своего газа и использовать российский Северный морской путь, что сокращает время прохождения между Китаем и Северной Европой до 40%. Тем временем Россия нуждается в китайских финансовых и технических знаниях, поскольку международные санкции сковывают западные инвестиционные источники. Несмотря на то, что на первый взгляд отношения между Россией и Китаем кажутся равными, фактически Россия, учитывая политические обстоятельства, более привержена Китаю, который использует динамику климатических изменений в своих интересах.
Во-вторых, несмотря на то, что Китай, казалось бы, уважает внутригосударственную юрисдикцию России в отношении Северного морского пути, он также выступает за доступность общечеловеческого арктического наследия и стремится в полной мере проявить себя как арктическое государство. Именно поэтому Китай сегодня активно вовлечен в многостороннее взаимодействие с государствами Арктического совета, выступая в качестве главного инвестора в Арктическом регионе. Тем не менее, акцент на мультилатерализме Китая не сильно сказывается на отношениях с Россией, ведь последней принадлежит треть всех арктических запасов. Поэтому именно в тандеме с Россией Китай ждет светлое арктическое будущее.
В-третьих, на плечах России и Китая ложится важная задача - участие в разработке полярного кодекса в рамках Арктического совета. Поскольку на сегодняшний день в Арктическом регионе не существует многостороннего документа, закрепляющего международно-правовой статус Арктики и систему взаимодействия государств, а глобальное потепление в будущем может породить серьезные противоречия между арктическими государствами, возникает необходимость внедрения такого режима управления Арктикой, при котором возникновение противоречий сводилось бы к нулю, равно как и стремление США к использованию привычных прозападных механизмов влияния.
В - четвертых, возможность Китая проводить диверсифицированную политику в отношении сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь» в совокупности с избыточными финансовыми и технологическими и прочими ресурсными возможностями, а также стремительно набирающая способность Китая влиять на международную обстановку посредством своей экономической мощи означают лишь одно - сегодня Китай уже готов вступить в геополитическую игру великих держав.
Подобные работы
- РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРАХ ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА (2012-2024 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2025 - Российско-китайское сотрудничество в рамках ШОС (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в. -
начале XXI в.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Приоритеты российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023 - ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы и перспективы экономического сотрудничества между Россией и Китаем
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Основные российско-китайские экономические проекты (2000-2018 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4530 р. Год сдачи: 2019 - УЧАСТИЕ РОССИИ В ПРОЕКТЕ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Российско-китайское научно-техническое сотрудничество в 21 веке: причины развития, результаты (Дальневосточный федеральный университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



