Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ

Работа №70773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
590
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной языковой грамотности младших школьников 8
1.1. Содержание понятий функциональная грамотность
и функционально грамотная личность 8
1.2. Сущность понятий языковая личность
и функционально грамотная языковая личность 14
1.3. Возможности урока русского языка в формировании
функциональной языковой грамотности в процессе изучения морфемики 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфемики 30
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому
языку 30
2.2. Диагностика уровня сформированности функциональной
языковой грамотности младших школьников 36
2.3. Проектирование работы по формированию функциональной
языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфемики 42
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение


Для современного образования на сегодняшний день актуальным является учет происходящих изменений общества в целом и ребенка в этом обществе. Необходимость такого учета определена заказом государства, сформулированным в нормативных документах (Законе РФ «Об образовании», «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования») как становление функционально грамотной личности выпускника, готового к жизненным изменениям.
В настоящее время в теории и методике школьного обучения все более активно утверждается парадигма личностно ориентированного развивающего образования. Ее значимость и актуальность определяются основными требованиями социального заказа, предполагающего принципиально иной подход к образованию и рассматривающего в качестве его результата целостное развитие личности учащегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования к выпускникам начальной школы по результатам освоения основной образовательной программы. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования в области «Филология», должно быть сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. В связи с этим становится актуальной проблема становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника.
Формирование функционально грамотной языковой личности младшего школьника невозможно без изучения морфемной структуры слов. Изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей младших школьников и их общем развитии. Понимание структуры слова играет важную роль в обучении чтению и правописанию, так как прежде всего младшие школьники узнают слова при чтении и воссоздают их при письме по их значимым частям - морфемам. Выяснение того, как образованы слова в русском языке и как они образовываются, способствует возникновению мотивации, которая необходима для успешного овладения речевой деятельностью, развития в младших школьниках потребности в повышении своей языковой культуры, стремлении наиболее точно выразить мысль в устной и письменной речи.
На данный момент теория методики начального обучения русскому языку располагает значительным количеством работ, среди которых выделяются исследования В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, М.Р. Львова, М.И. Омороковой, И.А. Рапопорта, Н.Н. Светловской, О.В. Сосновской.
Вопросами изучения морфемики и словообразования занимались В.А Виноградов, Б.Н. Головин, Е.А. Земская, В.Н. Немченко и др. Свой вклад в изучение особенностей обучения морфемике и словообразованию в начальной школе внесли Г.А. Бакулина, Н.В. Лукиных, С.И. Львова, Е.Г. Мережко, Р.Н. Попов, Т.Г. Рамзаева и др.
Вышеизложенное объясняет выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Формирование функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики».
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучении морфемики.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования функциональной
языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: методические условия формирования
функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфемики.
Гипотеза исследования: процесс формирования функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфемики будет эффективным, если:
- реализовывать функционально-семантический подход;
- проводить работу по формированию понятий «форма слова», «состав слова», «словообразование», «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»;
- развивать коммуникативные навыки вести диалог, полилог, позволяющие результативно общаться со сверстниками и взрослыми.
Задачи исследования:
1. На основе анализа методической и педагогической литературы
раскрыть содержания понятий «функциональная грамотность»,
«функционально грамотная личность», «языковая личность»,
«функционально грамотная языковая личность».
2. Выявить возможности уроков русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в процессе изучения морфемики в условиях реализации ФГОС НОО.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности функциональной языковой грамотности младших школьников.
4. Провести аспектный анализ действующих программ по русскому языку.
5. Провести диагностику уровня сформированности функциональной языковой грамотности младших школьников.
6. Разработать комплекс экспериментальных планов-конспектов уроков по русскому языку, направленных на формирование функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики.
Методы исследования:
Анализ научно-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих учебников и программ по русскому языку для общеобразовательных школ; эксперимент (констатирующий, формирующий).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода, 2 «Б» класс.
Апробация результатов исследования: методические разработки
представлены на международной научно-практической конференции «Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2017 (апрель, 2017), опубликована статья в журнале «Вестник современных исследований» (июнь, 2018) на тему «Возможности урока русского языка в формировании функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определена проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования функциональной языковой грамотности младших школьников: раскрыты содержания понятий «функциональная грамотность», «функционально грамотная личность», «языковая личность» и «функционально грамотная языковая личность»; выявлены возможности урока русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в процессе изучения морфемики.
Во второй главе проанализированы действующие программы и учебники по русскому языку с точки зрения исследуемой проблемы; описана организация и проведение экспериментальной работы по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема формирования функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание формирования функциональной языковой грамотности у младших школьников в современных условиях определяются заказом государства.
Анализ методической и педагогической литературы позволил раскрыть сущность и значение функциональной языковой грамотности в начальном образовании. На основе анализа педагогического опыта были выявлены методические условия формирования функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики.
Анализ программ и учебников по русскому языку показал, что у младших школьников в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку в процессе изучения морфемики формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой языковой задачи.
На основе результатов констатирующего эксперимента был спроектирован следующий этап эксперимента. Формирование функциональной языковой грамотности у младших школьников в процессе изучения морфемики осуществлялось в ходе реализации структурно-семантического подхода, при помощи разнообразных методов (проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный) и приемов (создание проблемной ситуации, драматизация, осуществление орфографического контроля, самостоятельное составление задания).
Полученные результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанных уроков по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики .
Исследование подтверждает, что процесс формирования
функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфемики будет эффективным, если:
- реализовывать функционально-семантический подход;
- проводить работу по формированию понятий «форма слова», «состав слова», «словообразование», «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова»;
-развивать коммуникативные умения вести диалог, полилог, позволяющие результативно общаться со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и приемов формирования функциональной языковой грамотности младших школьников в процессе изучения морфемики.



1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Апресян, Ю. Д. Дистрибутивный анализ значений и структурные семантические поля/ Ю.Д. Апресян. - М: Академия, 1995. - 322 с.
3. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. - М. : Знание, 1985.
4. Бакулина Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы - новые возможности/ Г.А. Бакулина// Начальная школа. - 2012. - №4 - С. 29-32.
5. Басова Е. А. Формирование у учащихся функциональной грамотности в сфере коммуникации/ Е.А. Басова. - Санк-Петербург, 2012. - 225 с.
6. Богин, Г.И. Концепция языковой личности: автореф. /
Г.И. Богин. - М., 1982. - 48 с.
7. Богин, Г.И. Языковая личность школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки / Г.И. Богин. - Тверь : Просвещение, 2008. - 164 с.
8. Булыгина, Т.В., Крылов, С.А. Лингвистический
энциклопедический словарь / Т.В. Булыгина, С.А. Крылов. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 245 с.
9. Бунеева, Е.В. Образовательная система нового поколения: концептуальные основы разработки УМК по русскому языку / Е.В. Бунеева. - М. : Баласс, 2008. - 144 с.
10. Введенская, Л.А. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. / Л.А. Введенская. - М., 2003. - 368 с.
11. Виноградов, В.А., Крылов, С.А., Поливанова, А.К. Лингвистический энциклопедический словарь/ В.А. Виноградов, С.А. Крылов, А.К. Поливанова. - М.: БРЭ, 2002. - 345 с.
12. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. - М.: Госиздат, 2009. - 190 с.
13. Воркачев, С.Г. Лингвокулътурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.
14. Всемирная энциклопедия. Философия / сост. А.А. Грицанов. М.; Минск, 2001. - 487 с.
15. Гвоздева А.Н.. Современный русский литературный язык: В 2 ч. / А.Н. Гвоздева. - М.,1958. -Ч.1. - 110 с.
16. Головин, Б. Н. Введение в языкознание. Изд. 3-е, испр. Учеб.пособие для филол. специальностей ун-тов и пед.ин-тов / Б.Н. Головин.
- М: «КомКнига», 2007. - 218 с.
17. Громова, О.П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке // Библиотека в школе - Первое сентября.
- 2006. - № 17. - С. 42.
18. Губанова М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 36-42.
19. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева// Начальная школа + До и После. - 2009. - №12 - С. 1-4.
20. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях : пособие для работников системы образования / В.А. Ермоленко и др. // Рос. акад. образования. теории образования и педагогики. - М., 1999. - С. 85-86.
21. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
22. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование
Учебное пособие / Е.А. Земская — 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука,
2011. - 328 с.
23. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь / Е.А. Земская. - М, 2004. - 312 с.
24. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулов. - 7-е изд. - М: ЛКИ, 2010. - 259 с.
25. Компетенции в образовании : опыт проектирования : сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
26. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).
27. Кубрякова, Е.С., Ю.Г. Панкрац, Языкознание: Большой
энциклопедический словарь/ Под. ред. В.Н. Ярцевой. - М: Академия, 2012. - 314 с.
28. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.
29. Лейбниц Г.В. О словах: Пер. с фр. / Г.В. Лейбниц. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 96 с.
30. Леонтьев А. H., Деятельность. Сознание. Личность / Н.А. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 175 с.
31. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания / В.В. Лопатин - М., 1977. - 315 с.
32. Лукиных Н.В. Использование задачной системы при формировании морфемных и словообразовательных понятий у младших школьников /Н.В. Лукиных // Начальная школа. - 2005. - №9 - С. 22-25.
33. Львова, С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка: Методическое пособие /С.И. Львова - М.: «Русское слово» , 2001 - 192 с.
34. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия: Философия. -Минск, Харвест, 2003. - 312 с.
35. Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах / Е.Г. Мережко // Начальная школа. - 2003. - №10 - С. 45-48.
36. Методические рекомендации для учителя. «Русский язык ». 1-2 классы / Е.В.Бунеева. Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева. - М.: 2013 - 142 с.
37. Методическое пособие «Русский язык 2-4 класс.»: Оценка достижения планируемых результатов обучения» / Под ред. С.В.Иванова. - М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 2013г.
38. Методическое пособие «Русский язык 2 класс»: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М.И.Кузнецова - М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 2013. - 187 с.
39. Немченко, В.Н. Основные понятия словообразования в терминах : кратк. слов.-справ. / В.Н. Немченко. - Н. Новгород : Изд-во Краснояр. ун¬та, 2011. - 204 с.
40. Образовательная система «Школа 2100» - качественное
образование для всех : сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2006. - 320 с.
41. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: Сб. материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003.
42. Перминова Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология / Л.М. Перминова. - СПб., 1998. - С. 25.
43. Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма
субъективности / A.B. Петровский. - Ростов: Феникс, 2014. - 512 с.
44. Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
45. Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 2/ М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
46. Попов Р.Н., Валькова, Д.П., Маловицкий, Л.Я., Федоров, А.К.
Современный русский язык: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»/ Р.Н. Попов и др. - М: Просвещение, 1986. - 464 с.
47. Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» [Офиц. сайт]. URL: ййр://минобрнауки.рф/докуметы/10603 (дата обращения: 10.04.2017).
48. Программа по русскому языку образовательной системы «Школа 2100» [Офиц. сайт]. URL: http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php (дата обращения: 13.02.2017).
49. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева. - М: Просвещение, 2011. - 431 с.
50. Русский язык. 1 класс. Первые уроки. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 4-е изд., перераб. - М.: 2016. - 64 с
51. Русский язык. 2 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 3-е изд., перераб. - М.: 2015 - 176 с.
52. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / СВ. Иванов, А.О.
Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф,
2012. - 176 с.
53. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 2 / СВ. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.. 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 173 с.
54. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» / Под. ред. Л.О. Савчук. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 176 с.
55. Сухих, С.А. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций : учеб. пособие / С.А. Сухих, В.В. Зеленская. - Краснодар : Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1997. - 71 с.
56. Тихонов, А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 704 с.
57. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н.Ушакова. - М.: Русские словари, 1995 - 844 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018- 53 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-053641-7.
59. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Офиц. сайт]. URL: ййр://минобрнауки.рф/докуметы/2974 (дата обращения: 10.04.2017).
60. ЮНЕСКО. Акты генеральной конференции / 20-я сессия. - Париж, 1978. - Т.1. Резолюция. Приложение 1. - Париж, 1979. - С. 19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ