ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И
КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК д
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК (НА
ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
28
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И
КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И
КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК д
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК (НА
ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
28
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И
КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы исследования. Таможенная служба всегда привлекала внимание исследователей, поскольку она призвана совершенствовать экономическую безопасность страны и способствовать пополнению государственного бюджета.
При протяженности государственной границы РФ, по данным пограничной службы ФСБ России, в 61068 км, из них на территорию Белгородской области приходится 540 км, на территории нашей страны функционирует 465 таможенных постов, 11 из которых приходится на Белгородскую таможню .
В современных реалиях ведения внешнеэкономической деятельности, а также смещения акцента Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) при проведении таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров повышается востребованность в детальном изучении таможенной проверки, как одной из форм таможенного контроля после выпуска товара, и внедрении новых механизмов, обеспечивающих их весомую значимость в системе таможенного контроля в целом.
На данный момент смысл проведения таможенной проверки сводится к выборочному контролю, поэтому повышается значимость в эффективности выбора объекта и предмета контроля, а также форм контроля.
После выпуска товаров проводятся камеральная или выездная таможенная проверка (непосредственно на предприятии), которые подразумевают проверку достоверности заявления сведений, указанных в таможенных в декларациях, в том числе о таможенной стоимости, стране происхождения товаров, товарной номенклатуре, торговых ограничениях, предоставленных преференциях и прочих данных, а так же об условияхпользования и распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза.
Актуальность вышеизложенной формы таможенного контроля объясняется возможностью получить в процессе ее проведения информацию такого объема и характера, которая позволяет подтвердить достоверность заявленных декларантом сведений о товаре или в случае необходимости (при установлении обратного) принять решение об их корректировке.
С каждым годом возрастает актуальность приведения форм и методов деятельности таможенных органов РФ и государств - членов Таможенного союза в достаточное соответствие к мировой практике. В Киотской конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур освящаются вопросы перехода от механических систем к автоматизированным, методы распознавания, управления и анализа рисками, включая выборочную проверку, а также применение контроля после выпуска товаров и постаудита .
Модернизация системы проведения таможенных проверок направлена на достижение разумного баланса между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задач модернизации — это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и противодействия нарушениям в сфере внешнеторговой деятельности.
В современныхусловиях функционирования ЕАЭС с созданием более широкой формы интеграции, возрастает риск потенциальной угрозы экономической безопасности ввиду открытости государственных границ внутри данного интеграционного объединения, соответственно, значимость такихформ контроля после выпуска товаров, как таможенная проверка (камеральная и выездная), возрастает с каждым годом и нуждается в всесторонним исследованием с различных аспектов.
Степень изученности темы.Теоретическим и практическим аспектам таможенного регулирования и контроля посвящены труды российских ученых, а также соискателей ученых степеней, в том числе, Е.Г.Анисимова, С.В. Барамзина, Л.А, Бондарь, Н.М. Блинова, В,В. Макрусеева .
Отдельные теоретические вопросы проведения таможенных проверок освещены в работах: В.Г. Свинухов, С.А. Агамагомедова, О.В. Шишкина, Г.А. Кормаков, А.Н. Шашкина .
Эффективность использования или применения таможенных проверок в работе таможенных органов рассматривали в своих научных трудах А.В. Черемухина, И.В. Соловьёв, А.А Жидовленков, В.Г. Нетребо, А.А Костин.
Наряду с этим, необходимо отметить недостаточную разработанность в системе алгоритмов и методических рекомендаций, призванных повышать эффективность проведения камеральных и выездных таможенных проверок.
Несмотря на тот факт, что в 2012 году ФТС России определила контроль после выпуска товаров в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов, и весьма обширное количество исследователей занялись изучением и развитием данной проблематики, вопрос ее совершенствования требует постоянного совершенствования в виду своей многогранности и непрерывно меняющихся реалий.
Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования системы проведения таможенных проверок, ее упрощением, снижении нагрузки с участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и обязанностью сотрудников таможенных органов обеспечить своевременное и максимально полное взимание таможенных и иных платежей в федеральный бюджет страны.
Объектом исследования- совершенствование системы проведения выездных и камеральных таможенных проверок.
Предмет исследования - операции, совершаемые таможенным органом, при осуществлении выездных и камеральных таможенных проверок.
Целью исследованияразработка рекомендаций по повышению
эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок .
Для достижения желаемого результата необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы проведения выездных и камеральных таможенных проверок;
2) проанализировать практику проведения выездных и камеральных таможенных проверок на примере Белгородской таможни;
3) предложить основные направления повышения эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных экономистов, специалистов в области экономической теории, математической статистики, теории
вероятности, управления рисками, общей теории статистики и таможенной статистики, публикации в периодических изданиях по экономике, по таможенному делу. Среди таких исследователей требуют особого внимания: Н.В. Коник, Н.В. Сидоров, Е.П. Луневой, А.В. Кулешов, О.Е. Кудрявцева, А.А. Берзан .
В основу методологии исследования положен системный подход. При проведении исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез. В ходе исследования также применялся абстрактно- логический метод, аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов).
Эмпирическую базу исследования составили: целый ряд
Международных соглашений стран - участников Таможенного союза, таможенное законодательство Таможенного союза, а также законодательство Российской Федерации в сфере таможенного дела, акты нормативно правового характера Правительства Российской Федерации,различные нормативно - правовые документы, приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России), сборники аналитического материала . В работе также использована информация по теме исследования из доступных и опубликованных средств массовой информации, в том числе из электронных ресурсов , и личный опыт практической работы в отделе таможенного контроля после выпуска товаров Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что все выводы, практические рекомендации и предложения позволяют составить полную картину о содержании, понятии и значимости таможенных проверок как формы таможенного контроля после выпуска товаров, что в свою очередь будет способствовать выявлению ряда проблем и разработке методологических рекомендации, позволяющих упростить и
усовершенствовать данную область таможенной деятельности.
При протяженности государственной границы РФ, по данным пограничной службы ФСБ России, в 61068 км, из них на территорию Белгородской области приходится 540 км, на территории нашей страны функционирует 465 таможенных постов, 11 из которых приходится на Белгородскую таможню .
В современных реалиях ведения внешнеэкономической деятельности, а также смещения акцента Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) при проведении таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров повышается востребованность в детальном изучении таможенной проверки, как одной из форм таможенного контроля после выпуска товара, и внедрении новых механизмов, обеспечивающих их весомую значимость в системе таможенного контроля в целом.
На данный момент смысл проведения таможенной проверки сводится к выборочному контролю, поэтому повышается значимость в эффективности выбора объекта и предмета контроля, а также форм контроля.
После выпуска товаров проводятся камеральная или выездная таможенная проверка (непосредственно на предприятии), которые подразумевают проверку достоверности заявления сведений, указанных в таможенных в декларациях, в том числе о таможенной стоимости, стране происхождения товаров, товарной номенклатуре, торговых ограничениях, предоставленных преференциях и прочих данных, а так же об условияхпользования и распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза.
Актуальность вышеизложенной формы таможенного контроля объясняется возможностью получить в процессе ее проведения информацию такого объема и характера, которая позволяет подтвердить достоверность заявленных декларантом сведений о товаре или в случае необходимости (при установлении обратного) принять решение об их корректировке.
С каждым годом возрастает актуальность приведения форм и методов деятельности таможенных органов РФ и государств - членов Таможенного союза в достаточное соответствие к мировой практике. В Киотской конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур освящаются вопросы перехода от механических систем к автоматизированным, методы распознавания, управления и анализа рисками, включая выборочную проверку, а также применение контроля после выпуска товаров и постаудита .
Модернизация системы проведения таможенных проверок направлена на достижение разумного баланса между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задач модернизации — это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и противодействия нарушениям в сфере внешнеторговой деятельности.
В современныхусловиях функционирования ЕАЭС с созданием более широкой формы интеграции, возрастает риск потенциальной угрозы экономической безопасности ввиду открытости государственных границ внутри данного интеграционного объединения, соответственно, значимость такихформ контроля после выпуска товаров, как таможенная проверка (камеральная и выездная), возрастает с каждым годом и нуждается в всесторонним исследованием с различных аспектов.
Степень изученности темы.Теоретическим и практическим аспектам таможенного регулирования и контроля посвящены труды российских ученых, а также соискателей ученых степеней, в том числе, Е.Г.Анисимова, С.В. Барамзина, Л.А, Бондарь, Н.М. Блинова, В,В. Макрусеева .
Отдельные теоретические вопросы проведения таможенных проверок освещены в работах: В.Г. Свинухов, С.А. Агамагомедова, О.В. Шишкина, Г.А. Кормаков, А.Н. Шашкина .
Эффективность использования или применения таможенных проверок в работе таможенных органов рассматривали в своих научных трудах А.В. Черемухина, И.В. Соловьёв, А.А Жидовленков, В.Г. Нетребо, А.А Костин.
Наряду с этим, необходимо отметить недостаточную разработанность в системе алгоритмов и методических рекомендаций, призванных повышать эффективность проведения камеральных и выездных таможенных проверок.
Несмотря на тот факт, что в 2012 году ФТС России определила контроль после выпуска товаров в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможенных органов, и весьма обширное количество исследователей занялись изучением и развитием данной проблематики, вопрос ее совершенствования требует постоянного совершенствования в виду своей многогранности и непрерывно меняющихся реалий.
Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования системы проведения таможенных проверок, ее упрощением, снижении нагрузки с участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и обязанностью сотрудников таможенных органов обеспечить своевременное и максимально полное взимание таможенных и иных платежей в федеральный бюджет страны.
Объектом исследования- совершенствование системы проведения выездных и камеральных таможенных проверок.
Предмет исследования - операции, совершаемые таможенным органом, при осуществлении выездных и камеральных таможенных проверок.
Целью исследованияразработка рекомендаций по повышению
эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок .
Для достижения желаемого результата необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы проведения выездных и камеральных таможенных проверок;
2) проанализировать практику проведения выездных и камеральных таможенных проверок на примере Белгородской таможни;
3) предложить основные направления повышения эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных экономистов, специалистов в области экономической теории, математической статистики, теории
вероятности, управления рисками, общей теории статистики и таможенной статистики, публикации в периодических изданиях по экономике, по таможенному делу. Среди таких исследователей требуют особого внимания: Н.В. Коник, Н.В. Сидоров, Е.П. Луневой, А.В. Кулешов, О.Е. Кудрявцева, А.А. Берзан .
В основу методологии исследования положен системный подход. При проведении исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез. В ходе исследования также применялся абстрактно- логический метод, аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов).
Эмпирическую базу исследования составили: целый ряд
Международных соглашений стран - участников Таможенного союза, таможенное законодательство Таможенного союза, а также законодательство Российской Федерации в сфере таможенного дела, акты нормативно правового характера Правительства Российской Федерации,различные нормативно - правовые документы, приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России), сборники аналитического материала . В работе также использована информация по теме исследования из доступных и опубликованных средств массовой информации, в том числе из электронных ресурсов , и личный опыт практической работы в отделе таможенного контроля после выпуска товаров Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что все выводы, практические рекомендации и предложения позволяют составить полную картину о содержании, понятии и значимости таможенных проверок как формы таможенного контроля после выпуска товаров, что в свою очередь будет способствовать выявлению ряда проблем и разработке методологических рекомендации, позволяющих упростить и
усовершенствовать данную область таможенной деятельности.
Таможенный контроль после выпуска товаров определен ФТС России в качестве одного из приоритетных стратегических направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации. В 2014-2016 годах велась работа по реализации Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров. Деятельность ФТС России была направлена на смещение акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров» и создание таких условий, которые будут исключать использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Осуществляется переход от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, направленному, в том числе на профилактику правонарушений.
Таможенная проверка как важнейшая составляющая таможенного контроля после выпуска дает реальный шанс найти соответствие фактических данных внутреннего учета участников ВЭД и сведений, заявленных при таможенном декларировании. Такая процедура позволяет выявить нарушения, допущенные при проведении таможенного контроля в рамках декларирования товара, извлечь более достоверную информацию о совершаемых внешнеторговых сделках, в том числе из независимых источников (банковские документы, налоговая отчетность, сведения изготовителя товара, ценовая информация с мировых рынков, документы таможенных органов страны-экспортера и так далее) и определить степень добросовестного выполнения своих обязанностей участниками ВЭД. Таким образом, эффективное и качественное проведение таможенной проверки с возможностью изучения различных аспектов внешнеторговой сделки способствует поиску путей модернизации и развития всей системы таможенного контроля в целом.
Следовательно, совершенствование механизма таможенного контроля
после выпуска товаров направлено на достижение согласованного подхода между упрощением совершения таможенных формальностей в рамках декларирования и обеспечением своевременного поступления платежей в федеральный бюджет. Один из основных принципов совершенствования - это создание таких условий, которые будут обеспечивать содействие законопослушной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности участников ВЭД, зарекомендовавших себя с положительной стороны, и противодействия деятельности
неисполнительных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей или уменьшения их размеров.
Таможенные проверки, являясь аналогом таможенных ревизий, в качестве основной формы таможенного контроля после выпуска товаров, претерпели значительные изменения, вызванные смещением акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров, а значит и необходимостью повышения их эффективности с целью создания условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Существенными изменениями, подчеркивающими значимость таможенных проверок в рамках таможенного контроля, являются: увеличение проверяемого периода, что связано с увеличением срока таможенного контроля после выпуска товара; более широкий список лиц, в отношении которых они могут применяться; а также не только более детальная регламентация полномочий должных лиц таможенных органов при их проведении, но и их расширение.
На фоне изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации в основном в худшую сторону происходит стремительное снижение показателей взимаемых таможенных и иных платежей, как для экспортных, так и импортных сделок. Хотя главные позиции в торговых отношениях участников ВЭД, осуществляющих таможенное декларирование
в зоне деятельности Белгородской таможни традиционно остаются за Украиной, на долю которой за отчетный период приходится 38,3 %
внешнеторгового оборота, но этот процент ниже, чем в аналогичном периоде 2015 года.
Планирование деятельности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проводится на основе ежеквартальных планов работы, формируемых ФТС России на основании предложений нижестоящих таможенных органов. Выбор объектов таможенного контроля после выпуска товаров осуществляется таможенными органами в первую очередь на основании проведенной аналитической работы подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, информации, поступающей от структурных подразделений таможенных органов в форме информационно¬аналитических справок, информации правоохранительных подразделений таможенных органов, информации иных государственных и контролирующих органов.
Совершенствование методов таможенного контроля после выпуска товаров с целью повышения экономической эффективности его проведения должно носить комплексный характер, включающий интегрированную систему решения выявленных проблем правого, организационно-технического и информационного характера. Только в этом случае возможно создание эффективной базы таможенного контроля после выпуска товаров.
Видится полезным усиление взаимной интеграции информационных ресурсов таможенных органов и иных контролирующих органов посредством внедрения новых информационных технологий. Также важным является то, что для более оперативного доступа всех подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов (в том числе на уровне таможен) к необходимым для проведения таможенной проверки данным рекомендуется разработать единую автоматизированную информационную систему, агрегирующую данные Федеральной таможенной службы и иных государственных органов.
Для совершенствования таможенной проверки, важно привести процесс таможенного контроля к рекомендациям Всемирной таможенной организации, это позволит оптимизировать работу таможенных органов и повысить их эффективность. Опыт иностранных государств говорит о том, что данные рекомендации повышают результаты деятельности таможенных органов по всем направлениям. Однако, внедрять их в таможенную систему государств-членов ЕАЭС необходимо с учетом сложившихся особенностей национальных экономик.
Необходимо отметить, что добиться соответствия таможенного контроля после выпуска товаров можно путем совершенствования всей системы в целом.
Важным направлением развития таможенного контроля после выпуска товаров также является совершенствование оценки эффективности мер, применяемых при таможенном контроле после выпуска, предусматривающее использование показателей правоохранительной деятельности.
На наш взгляд, для успешной реализации концептуальных задач необходимо следовать по следующему алгоритму:
Во-первых, организовать сквозной контроль на всем пути следования товара, начиная с его производства, передвижения, хранения, и, завершая, реализацией. Достижение указанной задачи возможно путем налаживания более тесного взаимодействия таможенных органов с правоохранительными и иными контролирующими органами не только в рамках нашего государства, но государств-членов ЕАЭС, осуществления оперативного обмена информацией с иностранными таможенными службами.
Во-вторых, использовать различные формы таможенного контроля как единый механизм взаимосвязанный и взаимно дополняемых элементов, что позволит достигнуть правильности, полноты и объективности принимаемых таможенным органом решений, а также повысить персональную ответственность должностных лиц за их принятие.
В-третьих, немаловажным фактором остается эффективность в планировании и прогнозировании деятельности подразделений ТКПВТ с учетом трудозатрат и совокупности иных показателей, влияющих на показатели результативности.
В-четвертых, необходимо расширять информационную базу различными ресурсами, модернизировать материально-техническую базу.
В-пятых, проводить профессиональную подготовку кадров, с учетом требований и реалий времени, изучать положительный опыт иностранных государств в этой сфере, совершенствовать знания методов аудита, в том числе и международных. При этом кроме указанных навыков, необходимо совершенствовать аналитические навыки должностных лиц подразделений ТКПВТ. Так как именно в рамках аналитической работы происходит выбор объектов и предметов контроля. Из общего массива участников ВЭД и оформленных ими деклараций на товары для проведения у них таможенного контроля выбираются порядка 10 %. И только комплексный анализ позволит установить категории участников ВЭД, у которых возможны нарушения таможенного законодательства.
Таможенная проверка как важнейшая составляющая таможенного контроля после выпуска дает реальный шанс найти соответствие фактических данных внутреннего учета участников ВЭД и сведений, заявленных при таможенном декларировании. Такая процедура позволяет выявить нарушения, допущенные при проведении таможенного контроля в рамках декларирования товара, извлечь более достоверную информацию о совершаемых внешнеторговых сделках, в том числе из независимых источников (банковские документы, налоговая отчетность, сведения изготовителя товара, ценовая информация с мировых рынков, документы таможенных органов страны-экспортера и так далее) и определить степень добросовестного выполнения своих обязанностей участниками ВЭД. Таким образом, эффективное и качественное проведение таможенной проверки с возможностью изучения различных аспектов внешнеторговой сделки способствует поиску путей модернизации и развития всей системы таможенного контроля в целом.
Следовательно, совершенствование механизма таможенного контроля
после выпуска товаров направлено на достижение согласованного подхода между упрощением совершения таможенных формальностей в рамках декларирования и обеспечением своевременного поступления платежей в федеральный бюджет. Один из основных принципов совершенствования - это создание таких условий, которые будут обеспечивать содействие законопослушной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности участников ВЭД, зарекомендовавших себя с положительной стороны, и противодействия деятельности
неисполнительных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей или уменьшения их размеров.
Таможенные проверки, являясь аналогом таможенных ревизий, в качестве основной формы таможенного контроля после выпуска товаров, претерпели значительные изменения, вызванные смещением акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров, а значит и необходимостью повышения их эффективности с целью создания условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Существенными изменениями, подчеркивающими значимость таможенных проверок в рамках таможенного контроля, являются: увеличение проверяемого периода, что связано с увеличением срока таможенного контроля после выпуска товара; более широкий список лиц, в отношении которых они могут применяться; а также не только более детальная регламентация полномочий должных лиц таможенных органов при их проведении, но и их расширение.
На фоне изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации в основном в худшую сторону происходит стремительное снижение показателей взимаемых таможенных и иных платежей, как для экспортных, так и импортных сделок. Хотя главные позиции в торговых отношениях участников ВЭД, осуществляющих таможенное декларирование
в зоне деятельности Белгородской таможни традиционно остаются за Украиной, на долю которой за отчетный период приходится 38,3 %
внешнеторгового оборота, но этот процент ниже, чем в аналогичном периоде 2015 года.
Планирование деятельности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проводится на основе ежеквартальных планов работы, формируемых ФТС России на основании предложений нижестоящих таможенных органов. Выбор объектов таможенного контроля после выпуска товаров осуществляется таможенными органами в первую очередь на основании проведенной аналитической работы подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, информации, поступающей от структурных подразделений таможенных органов в форме информационно¬аналитических справок, информации правоохранительных подразделений таможенных органов, информации иных государственных и контролирующих органов.
Совершенствование методов таможенного контроля после выпуска товаров с целью повышения экономической эффективности его проведения должно носить комплексный характер, включающий интегрированную систему решения выявленных проблем правого, организационно-технического и информационного характера. Только в этом случае возможно создание эффективной базы таможенного контроля после выпуска товаров.
Видится полезным усиление взаимной интеграции информационных ресурсов таможенных органов и иных контролирующих органов посредством внедрения новых информационных технологий. Также важным является то, что для более оперативного доступа всех подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов (в том числе на уровне таможен) к необходимым для проведения таможенной проверки данным рекомендуется разработать единую автоматизированную информационную систему, агрегирующую данные Федеральной таможенной службы и иных государственных органов.
Для совершенствования таможенной проверки, важно привести процесс таможенного контроля к рекомендациям Всемирной таможенной организации, это позволит оптимизировать работу таможенных органов и повысить их эффективность. Опыт иностранных государств говорит о том, что данные рекомендации повышают результаты деятельности таможенных органов по всем направлениям. Однако, внедрять их в таможенную систему государств-членов ЕАЭС необходимо с учетом сложившихся особенностей национальных экономик.
Необходимо отметить, что добиться соответствия таможенного контроля после выпуска товаров можно путем совершенствования всей системы в целом.
Важным направлением развития таможенного контроля после выпуска товаров также является совершенствование оценки эффективности мер, применяемых при таможенном контроле после выпуска, предусматривающее использование показателей правоохранительной деятельности.
На наш взгляд, для успешной реализации концептуальных задач необходимо следовать по следующему алгоритму:
Во-первых, организовать сквозной контроль на всем пути следования товара, начиная с его производства, передвижения, хранения, и, завершая, реализацией. Достижение указанной задачи возможно путем налаживания более тесного взаимодействия таможенных органов с правоохранительными и иными контролирующими органами не только в рамках нашего государства, но государств-членов ЕАЭС, осуществления оперативного обмена информацией с иностранными таможенными службами.
Во-вторых, использовать различные формы таможенного контроля как единый механизм взаимосвязанный и взаимно дополняемых элементов, что позволит достигнуть правильности, полноты и объективности принимаемых таможенным органом решений, а также повысить персональную ответственность должностных лиц за их принятие.
В-третьих, немаловажным фактором остается эффективность в планировании и прогнозировании деятельности подразделений ТКПВТ с учетом трудозатрат и совокупности иных показателей, влияющих на показатели результативности.
В-четвертых, необходимо расширять информационную базу различными ресурсами, модернизировать материально-техническую базу.
В-пятых, проводить профессиональную подготовку кадров, с учетом требований и реалий времени, изучать положительный опыт иностранных государств в этой сфере, совершенствовать знания методов аудита, в том числе и международных. При этом кроме указанных навыков, необходимо совершенствовать аналитические навыки должностных лиц подразделений ТКПВТ. Так как именно в рамках аналитической работы происходит выбор объектов и предметов контроля. Из общего массива участников ВЭД и оформленных ими деклараций на товары для проведения у них таможенного контроля выбираются порядка 10 %. И только комплексный анализ позволит установить категории участников ВЭД, у которых возможны нарушения таможенного законодательства.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ И КАМЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ
ВЫПУСКА ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



