НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ СПБГЭТУ «ЛЭТИ»
|
Введение 3
Глава I. Специфика университетского музея 10
1. Краткий обзор истории университетских музеев 10
2. Проблемы и особенности университетских музеев в России и за
рубежом
3. История создания музея истории ЛЭТИ 21
4. Музей истории ЛЭТИ сегодня 24
Глава II. Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ 29
1. Обоснование научной концепции 30
2. Отечественный и зарубежный опыт университетских музеев как
пример для реэкспозиции музея ЛЭТИ 34
3. Целевая аудитория музея истории ЛЭТИ 47
4. Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному
проектированию
5. Предметная база будущей экспозиции 58
6. Информационные технологии на экспозиции 59
Глава III. Перспективы развития музея на основе научной концепции экспозиции 64
1. Новые подходы к интерпретации музейных предметов 64
2. Взаимодействие с сообществом университета «ЛЭТИ» и с другими
социокультурными институтами, музеями 72
3. Популяризация музейного собрания 74
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение
Глава I. Специфика университетского музея 10
1. Краткий обзор истории университетских музеев 10
2. Проблемы и особенности университетских музеев в России и за
рубежом
3. История создания музея истории ЛЭТИ 21
4. Музей истории ЛЭТИ сегодня 24
Глава II. Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ 29
1. Обоснование научной концепции 30
2. Отечественный и зарубежный опыт университетских музеев как
пример для реэкспозиции музея ЛЭТИ 34
3. Целевая аудитория музея истории ЛЭТИ 47
4. Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному
проектированию
5. Предметная база будущей экспозиции 58
6. Информационные технологии на экспозиции 59
Глава III. Перспективы развития музея на основе научной концепции экспозиции 64
1. Новые подходы к интерпретации музейных предметов 64
2. Взаимодействие с сообществом университета «ЛЭТИ» и с другими
социокультурными институтами, музеями 72
3. Популяризация музейного собрания 74
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение
Музей в современном мире ищет пути и направления развития, совершенствования своей деятельности. Музей-храм, существовавший ни одно столетие, приобретает черты демократического музея, однако продолжает соблюдать традиции и сохраняет наследие. Стремительно развивающаяся культура и воздействие информационной среды дает импульс для некоторых изменений в деятельности музея. Университетский музей является наиболее ярким примером синтеза двух граней: музей-храм и демократический музей. С одной стороны, консервативность музейной институции, приверженность традициям и первоочередная роль сохранения, образования стоят на первом месте для музея. Однако актуальная культура, которая часто трактуется как визуальная, перенасыщенная визуальными сообщениями и информацией, требует от музея соответствия времени и ритму общественной и культурной жизни. Кроме того, университетский музей работает со студенческой аудиторией - ярчайшим представителем современной культуры. Поэтому задача следования традициям ив то же время необходимость разносторонней интерпретации в музее, реализации творческих проектов требует создания уникальной среды, воплощающей и музей-храм, и демократический музей.
Обширная группа университетских музеев является наиболее чувствительной к изменениям общества, так как имеет дело с молодежной аудиторией. Богатейшее наследие этих музеев берет начало несколько столетий назад, и на протяжении этого долгого времени университетские коллекции непосредственно вовлекаются в учебный процесс. Тем не менее, в современных условиях университетские музеи становятся собирателями не только коллекций, но и традиций, истории живой жизни, стремительно изменяющейся среды и меморий. Они же призваны стать для студенческой аудитории местом интеллектуального, культурного обогащения. Для сторонних посетителей формируют образ университета, знакомят с научными достижениями. Однако университетским музеям необходимо решать широчайший спектр проблем: как создавать актуальные проекты, не нарушая устоев академической среды; как взаимодействовать с музейным миром; как выстраивать экспозицию современными средствами; каким образом работать с аудиторией.
На конкретном примере - музее истории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) можно выявить перечисленные выше проблемы и попытаться найти методы их решения. Музей истории технического университета заключает в себе характерные черты сразу нескольких групп музеев: исторических, научно-технических, мемориальных. При этом присутствует и необходимость включения музея в образовательный процесс. Перед музеем стоит сложная задача совмещения этих особенностей. На протяжении тридцати лет с момента создания музей не менялся и сейчас не отвечает на запросы времени, требуется сформулировать свежую концепцию развития музея. Конкретная насущная цель - научная концепция реэкспозиции. Модернизация музея должна быть ориентирована на основную целевую аудиторию - студенчество, на совершенствование экспозиционно-выставочной деятельности, на выбор перспективных направлений комплектования фондов.
Выбор темы настоящей магистерской диссертации продиктован практической необходимостью разработки теоретической базы для создания полноценного проекта по реэкспозиции музея истории Электротехнического университета.
Целью магистерской диссертации является создание научной концепции реэкспозиции.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать группу университетских музеев, историю их формирования и особенности деятельности;
2. Проследить прошлое и настоящее музея истории ЛЭТИ, выявить основные проблемы и пути решения в процессе создания научной концепции;
3. На основе теоретической музееведческой базы и проведенного исследования сформулировать научную концепцию реэкспозиции;
4. Обозначить перспективы развития музея на основе предложенной концепции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория проектной культуры, теории музейной педагогики (А. Лихтварк, А.М. Разгон, Б. А. Столяров, М.Ю. Юхневич), теория музейной экспозиции (М.Т. Майстровская, А.Ю. Волькович, А.В. Лебедев, Т.П. Поляков), коммуникационный подход (К. Леви-Стросс, М.С. Каган, К. Черри, Р Якобсон, Д. Камерон), исследования в области основ образовательной деятельности музеев (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский), теория диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера.
В исследовании использовались следующие методы: сравнительный анализ (сравнение музея истории ЛЭТИ с университетскими и научно-техническими музеями), исторический метод (обзор истории, эволюции и динамики изменений университетских музеев, изучение истории музея ЛЭТИ), метод аксиологический, имеющий целью формирование современной системы ценностей в пространстве музея.
Работа посвящена научной концепции - базовому документу, обосновывающему дальнейшие преобразования в музее. Заинтересованность в изучении сферы музейного проектирования и экспозиционно-выставочной деятельности определяется реальными потребностями практической деятельности автора в музее истории Л ЭТИ.
Объектом исследования является экспозиционно - выставочная деятельность, предметом исследования - научная концепция экспозиции.
Магистерская диссертация основывается на изучении музееведческой литературы, трудов и статей специалистов в сфере музейного дела, междисциплинарных наук. Используемую литературу можно отнести к нескольким типам источников.
Во-первых, литература по истории и формированию университетских музеев, основные авторы: А.В. Таран, А. Степынина, С.Д. Ворошин, М.И. Бурлыкина, Л. Литвина, М.В. Ромашова, С.В. Муравская, Л.З. Боголепова, сборники статей Ассоциации вузовских музеев, статьи из журналов по музейному делу о современных тенденциях в вузовских музеях.
Во-вторых, источники по музейному делу, сборники научных трудов, статьи и монографии по музейному проектированию (А.В. Лебедев, Т.П. Поляков, О.Н. Ган, Н. Никишин и др.), работы и авторефераты диссертаций по экспозиционно-выставочной деятельности, специфике экспозиционной работы (М.Т. Майстровская, А.И. Михайловская, А.Ю. Волькович и т.д.).
В-третьих, примеры научных концепций и методические рекомендации по их созданию.
И, наконец, документы и статьи по истории музея ЛЭТИ, а также литература по становлению и развитию Электротехнического университета. Широкий спектр источников позволяет освещать затронутую тему с различных позиций.
Магистерская диссертации состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе «Специфика университетского музея» раскрывается история создания и существования зарубежных и отечественных музеев при университетах. Исторический экскурс нужен для понимания специфики университетского музея, его актуальных целей и задач, имея в виду, что университетские музеи создавались как учебные центры, на базе их коллекций выстраивался образовательный процесс. Также описываются цели, различные типы университетских музеев от отдельных узкоспециализированных коллекций до музеев истории высших учебных заведений. В главе раскрываются основные проблемы и особенности данной группы музеев. Вторая часть главы посвящена истории создания музея ЛЭТИ. В последнем параграфе дается характеристика ситуации в музее на сегодняшний день, затрагиваются насущные проблемы в представлении материала, недостатки в художественном оформлении, «пробелы» в экспозиционной, просветительской и образовательной деятельности. В параграфе формулируются проблемы, которые необходимо акцентировать и решить при разработке научной концепции экспозиции.
Вторя глава «Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ» отражает пункты научной концепции реэкспозиции музея, в ней формулируется теоретическое обоснование будущей концепции. В первом параграфе «Обоснование научной концепции» обозначены примеры концепций, раскрывается содержание этого термина, уточняются ключевые позиции для экспозиции музея истории ЛЭТИ. В следующем параграфе рассматриваются примеры университетских, научно-технических музеев, формы работы, художественные решения, экспозиционные методы, подходы к интерпретации музейных предметов. Подобный анализ позволяет выделить перспективные идеи и приемы для использования в музее истории ЛЭТИ. Далее описываются основные категории посетителей музея (студенты, профессорско - преподавательский состав, выпускники, школьники), рассматриваются особенности восприятия разных групп посетителей. Кроме основной целевой аудитории важно обратить внимание на другие группы посетителей, если речь идет не только об узко образовательной и учебой направленности музея. В параграфе «Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному проектированию» описываются два подхода к работе над художественным оформлением: работа собственных музейных работников и приглашенных художников и совместный проект музея и организаций, занимающихся музейным проектированием. Также анализируется теоретические аспекты построения экспозиции, что помогает определить модель будущей экспозиции, формулируются конкретные рекомендации по цвету, свету, стилю экспозиции. В параграфе «Предметная база будущей экспозиции» оценивается потенциал музейного собрания, направления комплектования и образовательные возможности экспозиции. Последний параграф «Информационные технологии на экспозиции» посвящен конкретным примерам и целям использования IT, дополнительным возможностям по раскрытию музейного материала.
В третьей главе рассматриваются актуальные направления развития музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; взаимодействие с социокультурными институтами, музеями, интенсификация контактов с факультетами, студентами, преподавательским составом; популяризация музейного собрания разными способами. Каждое из направлений связывается с конкретной практикой музея ЛЭТИ. Результаты анализа и исследования - основа для формирования перспективных проектов для развития музея ЛЭТИ.
По теме магистерской диссертации готовится к публикации статья «Место и роль музеев истории высших учебных заведений в группе университетских музеев (на примере музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)», статья «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по результатам X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 2016 г.), статья «Возможности и интерактивный потенциал музейной экспозиции на примере музея истории ЛЭТИ» в сборнике докладов студентов, аспирантов и молодых ученых университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (2017 г.). Результаты исследования в ходе работы над магистерской диссертацией были представлены в виде доклада на молодежной секции международной научно-практической конференции «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г.), доклада на тему «Цели и перспективы модернизации музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на 70-йнаучно-техническойконференциипрофессорско-преподавательского состава университета (1 февраля 2017 г.), доклада на тему «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 6-8 декабря, 2016 г.).
Выносимые на защиту положения:
1. Контент и художественное оформление музейной экспозиции нуждается в современной концепции.
2. Музейная экспозиция строится по историческому принципу с тематическими разделами.
3. Для разностороннего представления музейного собрания и эффективной реализации образовательной функции в музее необходимо расширять применение медиа технологий.
4. Главной целевой аудиторией музея видится студенческая аудитория.
Исследователь предполагает следующую гипотезу: университетский музей истории ЛЭТИ должен комплексно соединять черты и исторического, и научно-технического, и мемориального музея. Такой подход повысит образовательный потенциал экспозиции, позволит продемонстрировать актуальное развитие науки и техники, проследить историческую хронологию, обозначить ценностные ориентиры для студенческой аудитории на примере меморируемых личностей.
Обширная группа университетских музеев является наиболее чувствительной к изменениям общества, так как имеет дело с молодежной аудиторией. Богатейшее наследие этих музеев берет начало несколько столетий назад, и на протяжении этого долгого времени университетские коллекции непосредственно вовлекаются в учебный процесс. Тем не менее, в современных условиях университетские музеи становятся собирателями не только коллекций, но и традиций, истории живой жизни, стремительно изменяющейся среды и меморий. Они же призваны стать для студенческой аудитории местом интеллектуального, культурного обогащения. Для сторонних посетителей формируют образ университета, знакомят с научными достижениями. Однако университетским музеям необходимо решать широчайший спектр проблем: как создавать актуальные проекты, не нарушая устоев академической среды; как взаимодействовать с музейным миром; как выстраивать экспозицию современными средствами; каким образом работать с аудиторией.
На конкретном примере - музее истории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) можно выявить перечисленные выше проблемы и попытаться найти методы их решения. Музей истории технического университета заключает в себе характерные черты сразу нескольких групп музеев: исторических, научно-технических, мемориальных. При этом присутствует и необходимость включения музея в образовательный процесс. Перед музеем стоит сложная задача совмещения этих особенностей. На протяжении тридцати лет с момента создания музей не менялся и сейчас не отвечает на запросы времени, требуется сформулировать свежую концепцию развития музея. Конкретная насущная цель - научная концепция реэкспозиции. Модернизация музея должна быть ориентирована на основную целевую аудиторию - студенчество, на совершенствование экспозиционно-выставочной деятельности, на выбор перспективных направлений комплектования фондов.
Выбор темы настоящей магистерской диссертации продиктован практической необходимостью разработки теоретической базы для создания полноценного проекта по реэкспозиции музея истории Электротехнического университета.
Целью магистерской диссертации является создание научной концепции реэкспозиции.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать группу университетских музеев, историю их формирования и особенности деятельности;
2. Проследить прошлое и настоящее музея истории ЛЭТИ, выявить основные проблемы и пути решения в процессе создания научной концепции;
3. На основе теоретической музееведческой базы и проведенного исследования сформулировать научную концепцию реэкспозиции;
4. Обозначить перспективы развития музея на основе предложенной концепции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теория проектной культуры, теории музейной педагогики (А. Лихтварк, А.М. Разгон, Б. А. Столяров, М.Ю. Юхневич), теория музейной экспозиции (М.Т. Майстровская, А.Ю. Волькович, А.В. Лебедев, Т.П. Поляков), коммуникационный подход (К. Леви-Стросс, М.С. Каган, К. Черри, Р Якобсон, Д. Камерон), исследования в области основ образовательной деятельности музеев (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский), теория диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера.
В исследовании использовались следующие методы: сравнительный анализ (сравнение музея истории ЛЭТИ с университетскими и научно-техническими музеями), исторический метод (обзор истории, эволюции и динамики изменений университетских музеев, изучение истории музея ЛЭТИ), метод аксиологический, имеющий целью формирование современной системы ценностей в пространстве музея.
Работа посвящена научной концепции - базовому документу, обосновывающему дальнейшие преобразования в музее. Заинтересованность в изучении сферы музейного проектирования и экспозиционно-выставочной деятельности определяется реальными потребностями практической деятельности автора в музее истории Л ЭТИ.
Объектом исследования является экспозиционно - выставочная деятельность, предметом исследования - научная концепция экспозиции.
Магистерская диссертация основывается на изучении музееведческой литературы, трудов и статей специалистов в сфере музейного дела, междисциплинарных наук. Используемую литературу можно отнести к нескольким типам источников.
Во-первых, литература по истории и формированию университетских музеев, основные авторы: А.В. Таран, А. Степынина, С.Д. Ворошин, М.И. Бурлыкина, Л. Литвина, М.В. Ромашова, С.В. Муравская, Л.З. Боголепова, сборники статей Ассоциации вузовских музеев, статьи из журналов по музейному делу о современных тенденциях в вузовских музеях.
Во-вторых, источники по музейному делу, сборники научных трудов, статьи и монографии по музейному проектированию (А.В. Лебедев, Т.П. Поляков, О.Н. Ган, Н. Никишин и др.), работы и авторефераты диссертаций по экспозиционно-выставочной деятельности, специфике экспозиционной работы (М.Т. Майстровская, А.И. Михайловская, А.Ю. Волькович и т.д.).
В-третьих, примеры научных концепций и методические рекомендации по их созданию.
И, наконец, документы и статьи по истории музея ЛЭТИ, а также литература по становлению и развитию Электротехнического университета. Широкий спектр источников позволяет освещать затронутую тему с различных позиций.
Магистерская диссертации состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе «Специфика университетского музея» раскрывается история создания и существования зарубежных и отечественных музеев при университетах. Исторический экскурс нужен для понимания специфики университетского музея, его актуальных целей и задач, имея в виду, что университетские музеи создавались как учебные центры, на базе их коллекций выстраивался образовательный процесс. Также описываются цели, различные типы университетских музеев от отдельных узкоспециализированных коллекций до музеев истории высших учебных заведений. В главе раскрываются основные проблемы и особенности данной группы музеев. Вторая часть главы посвящена истории создания музея ЛЭТИ. В последнем параграфе дается характеристика ситуации в музее на сегодняшний день, затрагиваются насущные проблемы в представлении материала, недостатки в художественном оформлении, «пробелы» в экспозиционной, просветительской и образовательной деятельности. В параграфе формулируются проблемы, которые необходимо акцентировать и решить при разработке научной концепции экспозиции.
Вторя глава «Создание научной концепции экспозиции музея истории ЛЭТИ» отражает пункты научной концепции реэкспозиции музея, в ней формулируется теоретическое обоснование будущей концепции. В первом параграфе «Обоснование научной концепции» обозначены примеры концепций, раскрывается содержание этого термина, уточняются ключевые позиции для экспозиции музея истории ЛЭТИ. В следующем параграфе рассматриваются примеры университетских, научно-технических музеев, формы работы, художественные решения, экспозиционные методы, подходы к интерпретации музейных предметов. Подобный анализ позволяет выделить перспективные идеи и приемы для использования в музее истории ЛЭТИ. Далее описываются основные категории посетителей музея (студенты, профессорско - преподавательский состав, выпускники, школьники), рассматриваются особенности восприятия разных групп посетителей. Кроме основной целевой аудитории важно обратить внимание на другие группы посетителей, если речь идет не только об узко образовательной и учебой направленности музея. В параграфе «Метод построения экспозиции и рекомендации к художественному проектированию» описываются два подхода к работе над художественным оформлением: работа собственных музейных работников и приглашенных художников и совместный проект музея и организаций, занимающихся музейным проектированием. Также анализируется теоретические аспекты построения экспозиции, что помогает определить модель будущей экспозиции, формулируются конкретные рекомендации по цвету, свету, стилю экспозиции. В параграфе «Предметная база будущей экспозиции» оценивается потенциал музейного собрания, направления комплектования и образовательные возможности экспозиции. Последний параграф «Информационные технологии на экспозиции» посвящен конкретным примерам и целям использования IT, дополнительным возможностям по раскрытию музейного материала.
В третьей главе рассматриваются актуальные направления развития музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; взаимодействие с социокультурными институтами, музеями, интенсификация контактов с факультетами, студентами, преподавательским составом; популяризация музейного собрания разными способами. Каждое из направлений связывается с конкретной практикой музея ЛЭТИ. Результаты анализа и исследования - основа для формирования перспективных проектов для развития музея ЛЭТИ.
По теме магистерской диссертации готовится к публикации статья «Место и роль музеев истории высших учебных заведений в группе университетских музеев (на примере музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)», статья «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по результатам X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 2016 г.), статья «Возможности и интерактивный потенциал музейной экспозиции на примере музея истории ЛЭТИ» в сборнике докладов студентов, аспирантов и молодых ученых университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (2017 г.). Результаты исследования в ходе работы над магистерской диссертацией были представлены в виде доклада на молодежной секции международной научно-практической конференции «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г.), доклада на тему «Цели и перспективы модернизации музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на 70-йнаучно-техническойконференциипрофессорско-преподавательского состава университета (1 февраля 2017 г.), доклада на тему «Проблемы в интерпретации музейных предметов и перспективы развития музея истории СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на X научно-практической конференции «История техники и музейное дело» (г. Москва, 6-8 декабря, 2016 г.).
Выносимые на защиту положения:
1. Контент и художественное оформление музейной экспозиции нуждается в современной концепции.
2. Музейная экспозиция строится по историческому принципу с тематическими разделами.
3. Для разностороннего представления музейного собрания и эффективной реализации образовательной функции в музее необходимо расширять применение медиа технологий.
4. Главной целевой аудиторией музея видится студенческая аудитория.
Исследователь предполагает следующую гипотезу: университетский музей истории ЛЭТИ должен комплексно соединять черты и исторического, и научно-технического, и мемориального музея. Такой подход повысит образовательный потенциал экспозиции, позволит продемонстрировать актуальное развитие науки и техники, проследить историческую хронологию, обозначить ценностные ориентиры для студенческой аудитории на примере меморируемых личностей.
Для создания научной концепции реэкспозиции музея истории ЛЭТИ в магистерской диссертации, во-первых, проанализирован опыт университетских музеев (зарубежных и отечественных), специфика их деятельности, современные тенденции, во-вторых, рассмотрена история и современное состояние университетского музея ЛЭТИ. Выявлены ключевые позиции, по которым необходимо модернизировать настоящую экспозицию:
• Пересмотр актуальных смыслов, целей и задач экспозиции, с использованием опыта музеев аналогичной профильной группы;
• Ориентация на первоочередную целевую аудиторию - студенчество;
• Выбор метода построения будущей экспозиции и особенностей художественного проектирования;
• Модернизация предметной базы экспозиции, поиски путей усиления потенциала комплектования фондов;
• Использование различных типов IT на экспозиции для современной и многогранной интерпретации собрания.
Важнейшим в создании обновленной научной концепции видится развитие наиболее перспективных направлений современной деятельности музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; активное сотрудничество музея с университетским сообществом и с участниками городской музейной жизни; новые формы работы с посетителем, популяризация собрания.
История университетских музеев является наглядным подтверждением богатого исторического опыта и сохранения значительной части культурного наследия. Университетские музеи как важнейшие центры образовательной деятельности с широким спектром учебных коллекций занимали особую нишу в академической среде. Некоторые университетские коллекции становились самостоятельными музеями и имели возможность совершенствоваться по разным направлениям деятельности. Различаясь по профилю и тематике (от гуманитарных до технических и естественнонаучных), музеи трактуются и как узкоспециализированные обучающие площадки, и как музеи профильных наук, музеи истории высших учебных заведений, мемориальные музеи.
Другой особенностью является то, что университетские музеи уникальны по степени погружения в исследовательскую, научную сферу, где устанавливается тесная связь с сотрудниками университета. С одной стороны, богатый научный материал и плодотворное сотрудничество с академической средой открывает перед музеем уникальные возможности по представлению истории науки. Однако высокая степень консервативности не позволяет музею развиваться в адекватном времени стиле и ритме. Нехватка персонала и финансов препятствует динамичному развитию университетских музеев. Недостаток квалифицированных музейных специалистов и возможностей для профессионального роста тормозят создание интересных проектов в стенах музея. И, наконец, многое зависит от места музея в структуре ВУЗа, заинтересованности руководства в его развитии, внимания общественности и музейного мира. Понимание особенностей университетских музеев помогает выявить недостатки в их деятельности, сформулировать возможные пути решения.
Музей истории ЛЭТИ был создан тридцать лет назад в неоднозначной историко-культурной ситуации, его законсервированное на протяжении долгого времени состояние негативно отразилось на всех направлениях работы. В диссертации формулируются ведущие положения, на основе которых строится научная концепция реэкспозиции. Во-первых, необходим как идейный, так и художественный пере смотр существующей музейной экспозиции. В о-вторых, новая экспозиция должна выстраиваться по историческому принципу с тематическими разделами («История становления университета (1886-2016)»; «Научные школы»; «Люди ЭТИ-ЛЭТИ- СПбГЭТУ», «Студенчество во все времена»; «Лаборатории»). Главная идейная основа, формирующая экспозицию: Электротехнический университет создавался как первое электротехническое высшее учебное заведение в России, положившее начало многим научным направлениям и взрастившее поколения ученых, выдающихся профессоров и специалистов; на основе исторического прошлого университета развивается современная образовательная среда и научные школы, в стенах ВУЗа продолжаются традиции и раскрываются перспективы для дальнейшего движения. В- третьих, главной целевой аудиторией музея видится студенческая аудитория, что диктует выход за рамки консервативного и замкнутого музейного показа, возникает потребность в создании более динамичных проектов. И, наконец, применение современных медиа технологий поможет эффективно реализовать образовательную функцию в музее, а также разносторонне представить музейное собрание.
Уникальные особенности музея истории ЛЭТИ отражены в научной концепции реэкспозиции. Этот университетский музей комплексно соединяет черты и исторического, и научно-технического, и мемориального музея. Перед музеем возникают интересные и сложные задачи раскрытия культурно-исторической действительности, разъяснения научно-технических проблем и разработок, рассказа об истории научных направлений. Важность комплексного подхода к интерпретации истории одного высшего учебного заведения через общемировую и национальную историю неоспорима. Демонстрация музейных предметов, а в особенности, научно-технических приборов, должна сопровождаться и культурным, и эстетическим, и философским контекстом. В стенах музея посетители не только узнают об истории высшего учебного заведения, но и погружаются в колорит прошлых эпох, формируют свой собственный взгляд на явления прошлого для осознания настоящего. Раскрытие научной и технической информации должно носить междисциплинарный характер. Например, реализация проектов по синтезу науки и искусства (science-art), комплексный подход к изучению культурной, научной, художественной, социальной жизни, более широкий визуальный контекст (с опорой на классическое и современное искусств о), переосмысление новейшей постиндустриальной, информационной жизненной среды, возрастающей роли техники, вторгающейся в сакральные сферы, философию, мощнейшего влияния техники на человека.
Таким образом, будущая музейная экспозиция рассматривается как своеобразная картина мира, моделирующая исторические процессы, культурную жизнь, адекватная актуальному уровню научно-технического прогресса, картина мира, в которой будущие специалисты, прежде всего студенты СПбГЭТУ ЛЭТИ, увидят свое место.
• Пересмотр актуальных смыслов, целей и задач экспозиции, с использованием опыта музеев аналогичной профильной группы;
• Ориентация на первоочередную целевую аудиторию - студенчество;
• Выбор метода построения будущей экспозиции и особенностей художественного проектирования;
• Модернизация предметной базы экспозиции, поиски путей усиления потенциала комплектования фондов;
• Использование различных типов IT на экспозиции для современной и многогранной интерпретации собрания.
Важнейшим в создании обновленной научной концепции видится развитие наиболее перспективных направлений современной деятельности музея: новые подходы к интерпретации музейных предметов; активное сотрудничество музея с университетским сообществом и с участниками городской музейной жизни; новые формы работы с посетителем, популяризация собрания.
История университетских музеев является наглядным подтверждением богатого исторического опыта и сохранения значительной части культурного наследия. Университетские музеи как важнейшие центры образовательной деятельности с широким спектром учебных коллекций занимали особую нишу в академической среде. Некоторые университетские коллекции становились самостоятельными музеями и имели возможность совершенствоваться по разным направлениям деятельности. Различаясь по профилю и тематике (от гуманитарных до технических и естественнонаучных), музеи трактуются и как узкоспециализированные обучающие площадки, и как музеи профильных наук, музеи истории высших учебных заведений, мемориальные музеи.
Другой особенностью является то, что университетские музеи уникальны по степени погружения в исследовательскую, научную сферу, где устанавливается тесная связь с сотрудниками университета. С одной стороны, богатый научный материал и плодотворное сотрудничество с академической средой открывает перед музеем уникальные возможности по представлению истории науки. Однако высокая степень консервативности не позволяет музею развиваться в адекватном времени стиле и ритме. Нехватка персонала и финансов препятствует динамичному развитию университетских музеев. Недостаток квалифицированных музейных специалистов и возможностей для профессионального роста тормозят создание интересных проектов в стенах музея. И, наконец, многое зависит от места музея в структуре ВУЗа, заинтересованности руководства в его развитии, внимания общественности и музейного мира. Понимание особенностей университетских музеев помогает выявить недостатки в их деятельности, сформулировать возможные пути решения.
Музей истории ЛЭТИ был создан тридцать лет назад в неоднозначной историко-культурной ситуации, его законсервированное на протяжении долгого времени состояние негативно отразилось на всех направлениях работы. В диссертации формулируются ведущие положения, на основе которых строится научная концепция реэкспозиции. Во-первых, необходим как идейный, так и художественный пере смотр существующей музейной экспозиции. В о-вторых, новая экспозиция должна выстраиваться по историческому принципу с тематическими разделами («История становления университета (1886-2016)»; «Научные школы»; «Люди ЭТИ-ЛЭТИ- СПбГЭТУ», «Студенчество во все времена»; «Лаборатории»). Главная идейная основа, формирующая экспозицию: Электротехнический университет создавался как первое электротехническое высшее учебное заведение в России, положившее начало многим научным направлениям и взрастившее поколения ученых, выдающихся профессоров и специалистов; на основе исторического прошлого университета развивается современная образовательная среда и научные школы, в стенах ВУЗа продолжаются традиции и раскрываются перспективы для дальнейшего движения. В- третьих, главной целевой аудиторией музея видится студенческая аудитория, что диктует выход за рамки консервативного и замкнутого музейного показа, возникает потребность в создании более динамичных проектов. И, наконец, применение современных медиа технологий поможет эффективно реализовать образовательную функцию в музее, а также разносторонне представить музейное собрание.
Уникальные особенности музея истории ЛЭТИ отражены в научной концепции реэкспозиции. Этот университетский музей комплексно соединяет черты и исторического, и научно-технического, и мемориального музея. Перед музеем возникают интересные и сложные задачи раскрытия культурно-исторической действительности, разъяснения научно-технических проблем и разработок, рассказа об истории научных направлений. Важность комплексного подхода к интерпретации истории одного высшего учебного заведения через общемировую и национальную историю неоспорима. Демонстрация музейных предметов, а в особенности, научно-технических приборов, должна сопровождаться и культурным, и эстетическим, и философским контекстом. В стенах музея посетители не только узнают об истории высшего учебного заведения, но и погружаются в колорит прошлых эпох, формируют свой собственный взгляд на явления прошлого для осознания настоящего. Раскрытие научной и технической информации должно носить междисциплинарный характер. Например, реализация проектов по синтезу науки и искусства (science-art), комплексный подход к изучению культурной, научной, художественной, социальной жизни, более широкий визуальный контекст (с опорой на классическое и современное искусств о), переосмысление новейшей постиндустриальной, информационной жизненной среды, возрастающей роли техники, вторгающейся в сакральные сферы, философию, мощнейшего влияния техники на человека.
Таким образом, будущая музейная экспозиция рассматривается как своеобразная картина мира, моделирующая исторические процессы, культурную жизнь, адекватная актуальному уровню научно-технического прогресса, картина мира, в которой будущие специалисты, прежде всего студенты СПбГЭТУ ЛЭТИ, увидят свое место.



