ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В СОШ
1.1. Теоретико-методологические основы изучения
образовательного запроса на знание о религии 10
1.2. Анализ российского опыта исследования
образовательного запроса на знание о религии 17
1.3. Анализ статистических показателей исследования
образовательного запроса на знание о религии 24
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1. Методологические основы исследования
«Образовательный запрос на знание о религии в СОШ» 29
2.2. Методические основы исследования «Образовательный
запрос на знание о религии в СОШ» и создание инструментального комплекса 33
2.3. Апробация результатов и менеджмент исследования 37
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
3.1. Анализ линейного распределения по результатам
исследования «Образовательный запрос на знание о религии в СОШ» 40
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Образовательный запрос на знание о религии в СОШ» 58
3.3. Выводы и рекомендации по результатам проведенного
исследования 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В СОШ
1.1. Теоретико-методологические основы изучения
образовательного запроса на знание о религии 10
1.2. Анализ российского опыта исследования
образовательного запроса на знание о религии 17
1.3. Анализ статистических показателей исследования
образовательного запроса на знание о религии 24
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1. Методологические основы исследования
«Образовательный запрос на знание о религии в СОШ» 29
2.2. Методические основы исследования «Образовательный
запрос на знание о религии в СОШ» и создание инструментального комплекса 33
2.3. Апробация результатов и менеджмент исследования 37
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
3.1. Анализ линейного распределения по результатам
исследования «Образовательный запрос на знание о религии в СОШ» 40
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Образовательный запрос на знание о религии в СОШ» 58
3.3. Выводы и рекомендации по результатам проведенного
исследования 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Отношение к религии является значимой составляющей мировоззренческой и культурной идентичности личности, социальной группы, она частично формирует мировоззрение верующих. Поэтому даже в светских государствах религия опосредствованно влияет на жизнь общества, так как она воздействует на убеждения, жизнь, гражданскую позицию граждан, которые являются верующими, и косвенно затрагивает воззрения неверующих граждан. В настоящее время в мире растет влияние религии на все сферы жизни общества. В России рост числа верующих, увеличение роли религии в культурной, политической, общественной жизни людей особенно сильно прослеживается с конца ХХ века, что связано с законодательной легитимацией в постсоветской России религиозной жизни и свободы выбора мировоззрения.
Наше общество многообразно, в нём существует потребность в изучении основ отдельных религий, религиозных культур и светских мировоззрений, углубленного изучения знаний о тех или иных религиозных традициях. Поэтому в рамках школьного образования представлены различные типы образовательных запросов, репрезентирующих социальные и культурные особенности основных групп населения. Последние 15 лет в российских общеобразовательных школах активно преподаются предметные дисциплины, в той или иной форме транслирующие знания о религии. Их преподавание вызывает неоднозначное отношение у родителей и обучающихся. В настоящее время в российском обществе нет единства взглядов о дальнейшем преподавании знаний о религии в светской системе образования.
Возможность конструктивного разрешения этого противоречия с учётом религиозной идентичности обучающихся и их родителей, с учетом личного выбора ребенка, принадлежности его семьи к определенной социальной группе (этнической, религиозной, мировоззренческой) предполагает систематическое изучение образовательного запроса на преподавание / изучение знаний о религии в рамках учебной программы на уровне средней общеобразовательной школы. Такое изучение определяется обоснованием и систематическим учетом параметров образовательного запроса со стороны населения на изучение соответствующих дисциплин, отражающего сложившееся в обществе мировоззренческое и культурное разнообразие.
Степень научной разработанности темы исследования.
Религиозность населения и в целом религиозную ситуацию рассматривают такие ученые, как М. С. Алексеева, Е.А. Андреев, Л. А. Андреева, О. Ю. Бреская, В. И. Гараджа, Б. В. Дубин, Ю. П. Зуев, Е. А. Кублицкая, В. Т. Лисовский, Р. А. Лопаткин, Р. Н. Лункин, М. П. Мчедлов, Л. Н. Митрохин, Е. Д. Руткевич, О. И. Сгибнева, Ю. Ю. Синелина, Е. И. Уфимцева, В. Ф. Чеснокова, И. Н. Яблоков .
Непосредственно аспекты религиозного и религиоведческого образования изучали: В.И. Гараджа, Ф. Н. Козырев, В. В. Локосов, В. В. Луховицкий, Е. И. Метлик, И. В. Понкин, Ю. Ю. Синелина, Н.В. Шабуров .
Трудности социокультурной передачи системой образования нравственных и духовных ценностей, а так же духовно-культурная идентичность молодых людей изучались в трудах А. С. Ахиезера, В. В. Барабанова, В. Т. Лисовского, О. О. Намлинской, Н. Е. Покровского, В. А. Руденко, Е. Н. Третьяковой, В. И. Чупрова .
Проблемам интеграции религии в российское образование посвящены работы С. Д. Лебедева, И. В. Метлика, А. А. Ожигановой, Н. Н. Реутова, Ж. Т. Тощенко и других исследователей .
Мониторингами общественных настроений, особенностей
религиозности населения, оценки качества российского образования занимаются такие ученые, как И. С. Болотин, Е. В. Глод, И. В. Задорин, Е. А. Маркова В. В. Мойсов, Ю. Ю. Синелина, .
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между значимостью реинтеграции знаний о религии для современного российского образования и недостаточным знанием характера образовательного запроса на знание о религии обучающихся современных российских общеобразовательных школ.
Объект исследования - обучающиеся средних общеобразовательных школ (СОШ) Белгородской области.
Предмет исследования - образовательный запрос на знание о религии обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление образовательного запроса на знание о религии обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области.
Для того чтобы достичь поставленную цель необходимо решить такие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования образовательного запроса на знание о религии обучающихся СОШ.
2. Составить программу и инструментарий социологического исследования образовательного запроса на знание о религии обучающихся СОШ.
3. Обосновать структуру и содержание образовательного запроса на знание о религии обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области и их родителей.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
типология социальных субъектов образования А. Ж. Кусжановой, дополненная С. Д. Лебедевым ; концепция образовательного знания Г. Е. Зборовского ; концепции конфессионально ориентированного
преподавания знаний о религии И. В. Метлика, Н. Н. Реутова .
В качестве теоретико-методологической базы исследования также выступают общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, типологизация, классификация; специальные методы социологического сбора и анализа эмпирических данных (массовый анкетный опрос, экспертное интервью, фокус-группа; статистическое распределение, построение корреляций, качественная интерпретация).
Эмпирическая база исследования:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
3. «Проблемы интеграции религии в общее среднее образование (на примере Белгородской области)» (С. Д. Лебедев, Э. М. Карманчикова). Это исследование ЦСИ НИУ «БелГУ» было проведено в рамках проекта «Религия в образовании». Число респондентов = 601. Метод - анкетный опрос обучающихся СОШ г. Белгорода. Май 2016 г.
4. «Отношение обучающихся средних общеобразовательных школ к преподаванию знаний о религии» (С. Д. Лебедев, В. А. Склярова). Это исследование ЦСИ НИУ «БелГУ», которое было проведено в рамках исследовательского проекта «Религия в образовании». Число опрошенных = 600. Был проведен массовый анкетный опрос выпускников 2011-2016 гг. СОШ г. Белгорода. Март-май 2017 г.
5. Авторское социологическое исследование «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе», которое было проведено тремя методами в рамках проекта «Религия в образовании» (руководитель С. Д. Лебедев) ЦСИ НИУ «БелГУ». Первый метод: выборка - стихийная. Было проведено полуформализованное интервью с выпускниками школ региона. Число респондентов = 20. Февраль 2018 г. Второй метод: стихийная выборка. Был проведен анкетный опрос учащихся 7-11 классов СОШ региона. Период проведения - май 2018 года. Третий метод: выборка - стихийная. Было проведено экспертное интервью с учеными, которые занимаются вопросами религии в образовании. Апрель-май 2018 г.
Оценка научно-практической значимости исследования.
Программа, методы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований, связанных с деятельностью системы общего среднего образования, с изучением религиозной ситуации, деятельности религиозных организаций, государственно-конфессиональных и
межконфессиональных отношений в стране и регионе. Результаты и выводы исследования возможно использовать при разработке и чтении учебных курсов по социологии образования, социологии религии, социологии региона, религиоведению. К тому же, итоги ВКР могут быть полезны Министерству образования и науки РФ, управлению образования администрации города Белгорода, Департаменту образования Белгородской области.
Апробация результатов исследования:
1. Участие в ежегодном научно-методическом семинаре лаборатории «Социология религии и культуры» Центра социологических исследований НИУ «БелГУ», и выступление с презентацией по теме ВКР: «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе (на материалах интервью с выпускниками белгородских школ)», апрель 2018 г.
2. Статья «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе (на материалах интервью с выпускниками белгородских школ)» принята в «Вестнике СНО» НИУ «БелГУ», 2018 год.
3. Статья «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе (на материалах массового опроса обучающихся СОШ Белгородской области)» опубликованная в журнале «Экономика и социум», 2018 год.
Наше общество многообразно, в нём существует потребность в изучении основ отдельных религий, религиозных культур и светских мировоззрений, углубленного изучения знаний о тех или иных религиозных традициях. Поэтому в рамках школьного образования представлены различные типы образовательных запросов, репрезентирующих социальные и культурные особенности основных групп населения. Последние 15 лет в российских общеобразовательных школах активно преподаются предметные дисциплины, в той или иной форме транслирующие знания о религии. Их преподавание вызывает неоднозначное отношение у родителей и обучающихся. В настоящее время в российском обществе нет единства взглядов о дальнейшем преподавании знаний о религии в светской системе образования.
Возможность конструктивного разрешения этого противоречия с учётом религиозной идентичности обучающихся и их родителей, с учетом личного выбора ребенка, принадлежности его семьи к определенной социальной группе (этнической, религиозной, мировоззренческой) предполагает систематическое изучение образовательного запроса на преподавание / изучение знаний о религии в рамках учебной программы на уровне средней общеобразовательной школы. Такое изучение определяется обоснованием и систематическим учетом параметров образовательного запроса со стороны населения на изучение соответствующих дисциплин, отражающего сложившееся в обществе мировоззренческое и культурное разнообразие.
Степень научной разработанности темы исследования.
Религиозность населения и в целом религиозную ситуацию рассматривают такие ученые, как М. С. Алексеева, Е.А. Андреев, Л. А. Андреева, О. Ю. Бреская, В. И. Гараджа, Б. В. Дубин, Ю. П. Зуев, Е. А. Кублицкая, В. Т. Лисовский, Р. А. Лопаткин, Р. Н. Лункин, М. П. Мчедлов, Л. Н. Митрохин, Е. Д. Руткевич, О. И. Сгибнева, Ю. Ю. Синелина, Е. И. Уфимцева, В. Ф. Чеснокова, И. Н. Яблоков .
Непосредственно аспекты религиозного и религиоведческого образования изучали: В.И. Гараджа, Ф. Н. Козырев, В. В. Локосов, В. В. Луховицкий, Е. И. Метлик, И. В. Понкин, Ю. Ю. Синелина, Н.В. Шабуров .
Трудности социокультурной передачи системой образования нравственных и духовных ценностей, а так же духовно-культурная идентичность молодых людей изучались в трудах А. С. Ахиезера, В. В. Барабанова, В. Т. Лисовского, О. О. Намлинской, Н. Е. Покровского, В. А. Руденко, Е. Н. Третьяковой, В. И. Чупрова .
Проблемам интеграции религии в российское образование посвящены работы С. Д. Лебедева, И. В. Метлика, А. А. Ожигановой, Н. Н. Реутова, Ж. Т. Тощенко и других исследователей .
Мониторингами общественных настроений, особенностей
религиозности населения, оценки качества российского образования занимаются такие ученые, как И. С. Болотин, Е. В. Глод, И. В. Задорин, Е. А. Маркова В. В. Мойсов, Ю. Ю. Синелина, .
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между значимостью реинтеграции знаний о религии для современного российского образования и недостаточным знанием характера образовательного запроса на знание о религии обучающихся современных российских общеобразовательных школ.
Объект исследования - обучающиеся средних общеобразовательных школ (СОШ) Белгородской области.
Предмет исследования - образовательный запрос на знание о религии обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление образовательного запроса на знание о религии обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области.
Для того чтобы достичь поставленную цель необходимо решить такие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования образовательного запроса на знание о религии обучающихся СОШ.
2. Составить программу и инструментарий социологического исследования образовательного запроса на знание о религии обучающихся СОШ.
3. Обосновать структуру и содержание образовательного запроса на знание о религии обучающихся средних общеобразовательных школ Белгородской области и их родителей.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
типология социальных субъектов образования А. Ж. Кусжановой, дополненная С. Д. Лебедевым ; концепция образовательного знания Г. Е. Зборовского ; концепции конфессионально ориентированного
преподавания знаний о религии И. В. Метлика, Н. Н. Реутова .
В качестве теоретико-методологической базы исследования также выступают общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, типологизация, классификация; специальные методы социологического сбора и анализа эмпирических данных (массовый анкетный опрос, экспертное интервью, фокус-группа; статистическое распределение, построение корреляций, качественная интерпретация).
Эмпирическая база исследования:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
3. «Проблемы интеграции религии в общее среднее образование (на примере Белгородской области)» (С. Д. Лебедев, Э. М. Карманчикова). Это исследование ЦСИ НИУ «БелГУ» было проведено в рамках проекта «Религия в образовании». Число респондентов = 601. Метод - анкетный опрос обучающихся СОШ г. Белгорода. Май 2016 г.
4. «Отношение обучающихся средних общеобразовательных школ к преподаванию знаний о религии» (С. Д. Лебедев, В. А. Склярова). Это исследование ЦСИ НИУ «БелГУ», которое было проведено в рамках исследовательского проекта «Религия в образовании». Число опрошенных = 600. Был проведен массовый анкетный опрос выпускников 2011-2016 гг. СОШ г. Белгорода. Март-май 2017 г.
5. Авторское социологическое исследование «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе», которое было проведено тремя методами в рамках проекта «Религия в образовании» (руководитель С. Д. Лебедев) ЦСИ НИУ «БелГУ». Первый метод: выборка - стихийная. Было проведено полуформализованное интервью с выпускниками школ региона. Число респондентов = 20. Февраль 2018 г. Второй метод: стихийная выборка. Был проведен анкетный опрос учащихся 7-11 классов СОШ региона. Период проведения - май 2018 года. Третий метод: выборка - стихийная. Было проведено экспертное интервью с учеными, которые занимаются вопросами религии в образовании. Апрель-май 2018 г.
Оценка научно-практической значимости исследования.
Программа, методы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований, связанных с деятельностью системы общего среднего образования, с изучением религиозной ситуации, деятельности религиозных организаций, государственно-конфессиональных и
межконфессиональных отношений в стране и регионе. Результаты и выводы исследования возможно использовать при разработке и чтении учебных курсов по социологии образования, социологии религии, социологии региона, религиоведению. К тому же, итоги ВКР могут быть полезны Министерству образования и науки РФ, управлению образования администрации города Белгорода, Департаменту образования Белгородской области.
Апробация результатов исследования:
1. Участие в ежегодном научно-методическом семинаре лаборатории «Социология религии и культуры» Центра социологических исследований НИУ «БелГУ», и выступление с презентацией по теме ВКР: «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе (на материалах интервью с выпускниками белгородских школ)», апрель 2018 г.
2. Статья «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе (на материалах интервью с выпускниками белгородских школ)» принята в «Вестнике СНО» НИУ «БелГУ», 2018 год.
3. Статья «Образовательный запрос на знание о религии в средней общеобразовательной школе (на материалах массового опроса обучающихся СОШ Белгородской области)» опубликованная в журнале «Экономика и социум», 2018 год.
В последние десятилетия у различных социальных групп населения России можно заметить возрастание интереса к религии. Он возрастает в широких массах населения, в культурных и политических элитах, общественных и политических организациях, в структурах государственного управления и в среде ученых и деятелей культуры. На сегодняшний день в нашей стране мы наблюдаем развитие сегмента образования, связанного с религией. В отличие от советского периода, когда общество и школа в частности были светскими и сводили изучение религии к минимуму, в настоящее время, наоборот, религия внедряется активно во все сферы общества, в том числе и в образование. Поскольку характер светской школы сегодня определяется ее взаимоотношением с религиозными объединениями, социальным окружением, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса, то внедрение в школьную программу вопросов религии имеет важное значение.
Существуют проблемы внедрения предметов о религии в российскую среднюю общеобразовательную школу. К ним исследователи относят: проблемы собственно образовательного взаимодействия (классы с представителями разных конфессий, разное отношение к религии среди школьников, недостаток высококвалифицированных кадров, неготовность школьников к восприятию преподаваемого материала и так далее); возможные негативные перспективы конфессионально ориентированного образования (разногласия на основе светско-религиозной несовместимости, разделение социума по конфессиональной принадлежности, и так далее). Численность исследований религиозного образования, осуществляемых отечественными учеными, растет. Но в большей степени это труды в области педагогики, культурологи и философии. Сравнительно мало социологических исследований, которые посвящены вопросам религии в образовании.
Поэтому актуальной задачей социологии является обоснование объективного, всестороннего комплекса социологических индикаторов и показателей, которые позволят проводить систематические исследования реальной ситуации в школах страны. Образовательный эффект конфессионально ориентированных предметов - это основной предмет этих исследований.
Нами было проведено комплексное социологическое исследование образовательного запроса на знание о религии в средней общеобразовательной школе, в котором было применено три метода: глубинное интервью с экспертами, полуформализированное интервью выпускников и массовый анкетный опрос обучающихся.
По результатам экспертного интервью мы выяснили, что интерес к религии в российском обществе присутствует. Среди основных институтов, которые выражают этот интерес, эксперты отмечают, в первую очередь, религиозные организации, которые инициируют, поддерживают интерес, создают механизмы для реализации этого интереса. Среди основных социальных групп эксперты говорят в этой связи о практикующих верующих, как социальной группе, которая выражает интерес к знаниям о религии вообще. Кроме того, эксперты отмечают, что сегодня есть запрос на знание о религии в средних общеобразовательных школах. К причинам, которые могут ослабить у школьников интерес к знаниям о религии, эксперты, в первую очередь, относят плохое преподавание, не заинтересованность учителя в своем предмете. К основным моментам, которые повышают интерес к знаниям о религии у школьников, относятся: любящий свой предмет преподаватель, который может заинтересовать учеников; включение в учебный процесс внеурочных, внешкольных способов получения знаний. Стоит отметить, что большинство экспертов высказываются о том, что предмет в российских школах не преподается на должном уровне. К положительным результатам внедрения учебных предметов о религии эксперты относят: фрагментарную грамотность
школьников в каких-то вопросах, их следование нравственным нормам. Среди отрицательных результатов: обострение конфликтов на
межрелигиозной, межэтнической почве, обострение взаимоотношений родителей с администрацией школы, учителей с администрацией школы.
На основании полуформализированного интервью с выпускниками школ региона было выявлено, что конфессионально ориентированный предмет был в значительной степени интересен. Этот интерес проявлялся в изучении отдельных исторических аспектов, обогащении знаний о других религиях. Среди выпускников преобладало мнение о том, что предмет не был напрасно потерянным временем. Вместе с тем, участниками исследования предмет не воспринимался серьезно. При этом важным фактором, снижающим познавательную и информативную ценность уроков, было отсутствие новизны материала вследствие дублирования и однообразия содержания образовательной коммуникации. Стоит также же отметить, что заинтересованность в изучении конфессионально-ориентированного предмета не связана с личной религиозностью обучающихся.
По результатам массового опроса учащихся можно сделать вывод, что школьников в целом интересуют вопросы, связанные с религией. Абсолютное большинство респондентов предпочитают изучать религию в форме сравнительного религиоведения. Значительная часть респондентов считают изучение знания о религии в рамках школьной программы значимым и полезным. Также выяснилось, что около половины опрошенных не хотят отдельно изучать конфессионально ориентированный предмет в рамках школьной программы. Четверть школьников считают, что предмет лучше изучать как цикл специализированных курсов. Столько же респондентов утверждают, что знания о религии целесообразней изучать в рамках других предметов (истории, литературы, обществознания и т.д.). При этом в системе ценностей религиозная вера респондентов не является приоритетной, к «самому главному» школьники относят в первую очередь здоровье, семью и образование.
В результате корреляционного анализа мы выяснили, что основной запрос на присутствие учебных предметов (дисциплин) о религии в рамках образовательной коммуникации в средней общеобразовательной школе высказывают те обучающиеся СОШ, которые интересуются вопросами религии (независимо от степени активности и систематичности этого интереса); в количественном отношении это, главным образом, те, кого интересуют отдельные связанные с религией темы. Соответствующий образовательный запрос, таким образом, носит содержательно религиоведческий характер.
Образовательный запрос на присутствие таких учебных предметов в средней общеобразовательной школе поддерживает также некоторое число обучающихся СОШ, не интересующиеся религией как таковой. При том, что их количество немногим превышает статистическую погрешность, обращает на себя внимание, что более 1/3 школьников от числа не интересующихся религией находят для себя большую или меньшую пользу от конфессионально ориентированного преподавания религиоведческих знаний в рамках школьной программы.
Общий интерес школьников к религии слабо связан с присутствием или отсутствием в их семьях религиозного воспитания. Это говорит о преимущественно светском характере такого интереса. Позиция родителей обучающихся относительно важности знаний о религии для современного человека также слабо связана с тем, какое место они отводят религии в воспитании своих детей. Это косвенно подтверждает светский характер интереса к религии и образовательного запроса на знания о ней в средней общеобразовательной школе. Наличие и характер образовательного запроса обучающихся региональных СОШ на знания о религии слабо связаны с присутствием или отсутствием религии в их семейном воспитании. Как следствие, можно констатировать светский характер этого образовательного запроса.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование образовательного запроса на знание о религии в СОШ позволяет нам рекомендовать проведение ежегодного мониторинга по следующим аспектам: наличие у обучающихся СОШ образовательного запроса на знания о религии; содержательный аспект образовательного запроса обучающихся СОШ на знания о религии; формальный аспект образовательного запроса обучающихся СОШ на знания о религии; связь образовательного запроса обучающихся СОШ на знания о религии с общим интересом целевого субъекта образования к знаниям о религии; связь между характером повседневного знания о религии (в первую очередь, транслируемого в семье) и образовательным запросом обучающихся СОШ на знания о религии.
Существуют проблемы внедрения предметов о религии в российскую среднюю общеобразовательную школу. К ним исследователи относят: проблемы собственно образовательного взаимодействия (классы с представителями разных конфессий, разное отношение к религии среди школьников, недостаток высококвалифицированных кадров, неготовность школьников к восприятию преподаваемого материала и так далее); возможные негативные перспективы конфессионально ориентированного образования (разногласия на основе светско-религиозной несовместимости, разделение социума по конфессиональной принадлежности, и так далее). Численность исследований религиозного образования, осуществляемых отечественными учеными, растет. Но в большей степени это труды в области педагогики, культурологи и философии. Сравнительно мало социологических исследований, которые посвящены вопросам религии в образовании.
Поэтому актуальной задачей социологии является обоснование объективного, всестороннего комплекса социологических индикаторов и показателей, которые позволят проводить систематические исследования реальной ситуации в школах страны. Образовательный эффект конфессионально ориентированных предметов - это основной предмет этих исследований.
Нами было проведено комплексное социологическое исследование образовательного запроса на знание о религии в средней общеобразовательной школе, в котором было применено три метода: глубинное интервью с экспертами, полуформализированное интервью выпускников и массовый анкетный опрос обучающихся.
По результатам экспертного интервью мы выяснили, что интерес к религии в российском обществе присутствует. Среди основных институтов, которые выражают этот интерес, эксперты отмечают, в первую очередь, религиозные организации, которые инициируют, поддерживают интерес, создают механизмы для реализации этого интереса. Среди основных социальных групп эксперты говорят в этой связи о практикующих верующих, как социальной группе, которая выражает интерес к знаниям о религии вообще. Кроме того, эксперты отмечают, что сегодня есть запрос на знание о религии в средних общеобразовательных школах. К причинам, которые могут ослабить у школьников интерес к знаниям о религии, эксперты, в первую очередь, относят плохое преподавание, не заинтересованность учителя в своем предмете. К основным моментам, которые повышают интерес к знаниям о религии у школьников, относятся: любящий свой предмет преподаватель, который может заинтересовать учеников; включение в учебный процесс внеурочных, внешкольных способов получения знаний. Стоит отметить, что большинство экспертов высказываются о том, что предмет в российских школах не преподается на должном уровне. К положительным результатам внедрения учебных предметов о религии эксперты относят: фрагментарную грамотность
школьников в каких-то вопросах, их следование нравственным нормам. Среди отрицательных результатов: обострение конфликтов на
межрелигиозной, межэтнической почве, обострение взаимоотношений родителей с администрацией школы, учителей с администрацией школы.
На основании полуформализированного интервью с выпускниками школ региона было выявлено, что конфессионально ориентированный предмет был в значительной степени интересен. Этот интерес проявлялся в изучении отдельных исторических аспектов, обогащении знаний о других религиях. Среди выпускников преобладало мнение о том, что предмет не был напрасно потерянным временем. Вместе с тем, участниками исследования предмет не воспринимался серьезно. При этом важным фактором, снижающим познавательную и информативную ценность уроков, было отсутствие новизны материала вследствие дублирования и однообразия содержания образовательной коммуникации. Стоит также же отметить, что заинтересованность в изучении конфессионально-ориентированного предмета не связана с личной религиозностью обучающихся.
По результатам массового опроса учащихся можно сделать вывод, что школьников в целом интересуют вопросы, связанные с религией. Абсолютное большинство респондентов предпочитают изучать религию в форме сравнительного религиоведения. Значительная часть респондентов считают изучение знания о религии в рамках школьной программы значимым и полезным. Также выяснилось, что около половины опрошенных не хотят отдельно изучать конфессионально ориентированный предмет в рамках школьной программы. Четверть школьников считают, что предмет лучше изучать как цикл специализированных курсов. Столько же респондентов утверждают, что знания о религии целесообразней изучать в рамках других предметов (истории, литературы, обществознания и т.д.). При этом в системе ценностей религиозная вера респондентов не является приоритетной, к «самому главному» школьники относят в первую очередь здоровье, семью и образование.
В результате корреляционного анализа мы выяснили, что основной запрос на присутствие учебных предметов (дисциплин) о религии в рамках образовательной коммуникации в средней общеобразовательной школе высказывают те обучающиеся СОШ, которые интересуются вопросами религии (независимо от степени активности и систематичности этого интереса); в количественном отношении это, главным образом, те, кого интересуют отдельные связанные с религией темы. Соответствующий образовательный запрос, таким образом, носит содержательно религиоведческий характер.
Образовательный запрос на присутствие таких учебных предметов в средней общеобразовательной школе поддерживает также некоторое число обучающихся СОШ, не интересующиеся религией как таковой. При том, что их количество немногим превышает статистическую погрешность, обращает на себя внимание, что более 1/3 школьников от числа не интересующихся религией находят для себя большую или меньшую пользу от конфессионально ориентированного преподавания религиоведческих знаний в рамках школьной программы.
Общий интерес школьников к религии слабо связан с присутствием или отсутствием в их семьях религиозного воспитания. Это говорит о преимущественно светском характере такого интереса. Позиция родителей обучающихся относительно важности знаний о религии для современного человека также слабо связана с тем, какое место они отводят религии в воспитании своих детей. Это косвенно подтверждает светский характер интереса к религии и образовательного запроса на знания о ней в средней общеобразовательной школе. Наличие и характер образовательного запроса обучающихся региональных СОШ на знания о религии слабо связаны с присутствием или отсутствием религии в их семейном воспитании. Как следствие, можно констатировать светский характер этого образовательного запроса.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование образовательного запроса на знание о религии в СОШ позволяет нам рекомендовать проведение ежегодного мониторинга по следующим аспектам: наличие у обучающихся СОШ образовательного запроса на знания о религии; содержательный аспект образовательного запроса обучающихся СОШ на знания о религии; формальный аспект образовательного запроса обучающихся СОШ на знания о религии; связь образовательного запроса обучающихся СОШ на знания о религии с общим интересом целевого субъекта образования к знаниям о религии; связь между характером повседневного знания о религии (в первую очередь, транслируемого в семье) и образовательным запросом обучающихся СОШ на знания о религии.
Подобные работы
- Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности и позитивных стереотипов
поликультурного взаимодействия на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОН С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование патриотических чувств в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Контент-анализ периодической печати как способ формирования читательской грамотности обучающихся 10-П классов, па примере антирелигиозной пропаганды в газетах «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1991-2016 гг. (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Моделирование здоровьесберегающего пространства для обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022



