ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» 24
РАЗДЕЛ III. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЕМ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время правовое сознание в российском обществе характеризуется нестабильностью ценностных установок и «неразведенностью» правомерного и неправового поведения, отношением к праву как официальному регулятору и недоверием к учреждениям права, в особенности к законодательным и правоохранительным органам, что значительно затрудняет коммуникацию между государством и гражданским обществом.
Повышение правовой компетентности населения представляет собой одно из основных условий формирования новой модели взаимодействия между государством и обществом. Такая модель должна быть направлена на модернизацию всей системы реагирования общественных отношений, так как из-за усложнения социальных связей и внедрения информационных технологий эффективное управление государством невозможно без непосредственного участия общества.
Очевидно, что преодоление правового нигилизма, стереотипизации неправомерного поведения связано с переходом к гражданской правовой культуре, которая ориентирует на знание, готовность и умение использовать механизмы и средства правового регулирования общественных и межличностных отношений, иными словами, в жизненных стратегиях исходить из правового выбора. Россияне освоили правовую азбуку, но не сформировали массовую установку на практическую реализацию правовой компетентности. Причинами этого являются восприятие российским обществом государства как «не совсем правового», неготовность к совместным правовым практикам, отношение к межличностной сфере как сфере неправовой свободы.
Обозначенную проблему требуется решать комплексно на муниципальном уровне, путем регулирования процесса управления в данной сфере. От того, как организовывается работа по повышению уровня правовой компетентности на территории отдельных муниципальных образований, во многом зависит общий уровень правовой компетентности в России. Это обусловлено тем, что каждое муниципальное образование имеет свою специфику. Соответственно, при регулировании процесса повышения уровня правовой компетентности на федеральном и региональном уровне далеко не всегда возможно учесть эти особенности. И здесь особое значение приобретает соответствующая деятельность органов местного самоуправления.
Таким образом, значимость выбранной темы выпускного квалификационного исследования обусловлена:
- несформированностью правовой культуры в массовом сознании представителей муниципального сообщества;
- необходимостью разработки системы управления процессом повышения уровня правовой компетентности населения;
- недостаточной разработанностью методологических и прикладных аспектов управления процессом повышения уровня правовой компетентности населения.
Степень изученности темы. Высокая актуальность проблемы повышения правовой компетентности населения нашла отражение в достаточно большом количестве работ, в которых российскими исследователями были подвергнуты анализу различные аспекты формирования правовой культуры и правового сознания. Проблемы формирования правовой культуры населения, пути и средства их решения государственно-правовыми институтами, а также роль органов местного самоуправления в осуществлении этих задач раскрываются в работах С.Н. Байжуминова, М.И. Бородиной, Э.К. Джамаловой, Ж.С. Калкановой, С.А. Климова, Б.А. Махмудова, Э.С. Насурдинова, О.Г. Остапец, А.А. Расулова, А.А. Савичева.
Правовая активность граждан рассматривается как один из факторов, влияющих на формирование демократического общества. Так, в качестве основных системообразующих факторов правовой активности выступают правовое сознание и правовое воспитание, которые рассмотрены в трудах таких исследователей, как Е.Ю. Грачева, А.К. Сисакьян, И.Р. Азизов, О.В. Кулагина, Г.С. Беляева, Ж.Д. Антонова.
Основные проблемы и направления повышения правовой грамотности граждан, в частности, через механизм правового просвещения граждан, находят отражение в работах исследователей Е.Е. Андреевой, М.О. Борзовой, Х.М. Дугиевой, Н.В. Зина, Р.А. Идрисовой, Г.Б. Морозова, А.А. Мышкина, И.В. Тимониной, Е. Титовой, М.В. Юшина .
Непосредственно исследованию проблемы повышения правовой компетентности населения и ее содержания, а также определению ее роли в формировании правовой культуры посвятили свои работы Н.И. Башмакова, В.П. Берестов, О.Н. Громова, А.К. Дегтярев, И.К. Денисенко, З.А. Залялютдинова, Н.И. Рыжова.
Таким образом, несмотря на существенную научную и методологическую базу для исследования, в отечественной науке до сих пор недостаточно раскрыт вопрос о механизмах повышения уровня правовой компетентности населения, который нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью формирования правового сознания граждан, ориентированного на знание, готовность и умение использовать механизмы и средства правового регулирования общественных и межличностных отношений, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию системы управления повышением уровня правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород».
В качестве объекта выпускного квалификационного исследования выступает процесс формирования правовой компетентности населения.
Предметом исследования являются технологии управления процессом повышения уровня правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород».
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления повышением уровня правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород».
Задачи исследования. Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач.
1. Изучить теоретические основы исследования формирования правовой компетентности населения .
2. Проанализировать практику управления процессом повышения уровня правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород».
3. Предложить направления совершенствования системы управления повышением правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена основными положениями системного подхода, изложенного в исследованиях П.А. Сорокина, Л.Н. Когана и др., и позволившего рассмотреть правовую культуру в качестве регулятора и стабилизатора социальных взаимодействий и отношений, как в отдельных странах, так и в глобальном человеческом пространстве. Применение содержательного подхода позволило выявить взаимозависимость между правовой социализацией и правовой компетентностью личности, а также сформулировать факторы, влияющие на уровень правовой компетентности.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, а также комплекс эмпирических методов - анализ документов и опрос.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня, направленные на формирование и повышение уровня правовой компетентности населения, результаты авторского социологического исследования , справочно-аналитические материалы.
Практическая значимость исследования. Практические рекомендации, сформулированные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке органами власти концепций, проектов, программ, направленных на повышение уровня правовой компетентности населения и развитие правосознания.
Апробация результатов исследования. Основные результаты выпускного квалификационного исследования представлены автором на круглом столе «Технологии управления социальными процессами» в докладе «Повышение правовой культуры населения как технология управления социальными процессами» (г. Белгород, 2018 г.); в публикациях «Правовые последствия реализации общественных интернет-инициатив» (г. Москва, 2016 г.) и «Повышение правовой грамотности населения как механизм реализации принципа открытости власти в муниципальном образовании» (г. Москва, 2018 г.) .
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Изучение теоретических основ и практики управления процессом повышения уровня правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород» показало, что под правовой компетентностью гражданина подразумевается знание и выполнение им социальных норм и правил поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством согласно его полномочиям, правам и обязанностям. Высокий уровень правовой компетентности предполагает понимание объективной необходимости соблюдения законов, уважительного отношения к ним; высокий объем социально-правовых знаний, стремление к их постоянному пополнению и совершенствованию; самовоспитание, включенность в гражданские практики.
Особая роль в повышении уровня правовой компетентности граждан отведена местному самоуправлению, это объясняется тем, что эффективность местной власти находится в прямо пропорциональной зависимости от правовой компетентности самой власти и жителей муниципального образования. Специфической особенностью формирования и повышения уровня правовой компетентности населения в муниципальных образованиях является использование органами местного самоуправления программно-целевого метода посредством утверждения и реализации муниципальных программ. Принятию и реализации муниципальной программы предшествует мониторинг состояния правовой культуры на территории муниципального образования и заинтересованности жителей муниципального образования в ее повышении.
Анализ практики управления процессом повышения уровня правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород» показал, что на местные органы власти принимают участие в реализации мероприятий, направленных на повышение правовой компетентности населения. Однако в городском округе отсутствует и никогда не принималась муниципальная программа по повышению правовой культуры граждан, однако отдельные мероприятия по повышению уровня правовой культуры населения на местном уровне реализуются. С 2010 года администрация городского округа реализует проекты, направленные на повышение компьютерной грамотности пожилых граждан, который получил название - Университет «третьего возраста». В образовательный процесс включены лекции, семинарские занятия и тренинги по пяти направлениям: финансовая грамотность, компьютерная грамотность, школа здорового образа жизни, правовая грамотность, школа безопасной жизнедеятельности .
Следует отметить активную работу избирательной комиссии города Белгорода, которая на протяжении многих лет ведет деятельность по развитию и совершенствованию системы работы по повышению правовой культуры молодежи, воспитанию у нее активной гражданской позиции, вовлечению молодых людей в управление государством, общественными делами. Ежегодно избирательная комиссия городского округа организовывает конкурсы на лучший клуб молодого избирателя и клуб будущего избирателя, проводит областную олимпиаду среди учащихся 9-11 классов по избирательному законодательству, организует акцию «Я - гражданин России», день молодого избирателя.
Результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать вывод, что за последнее десятилетие уровень правовой грамотности населения повысился. По мнению опрошенных, жителям города Белгорода присущ средний уровень правовой компетентности, который характеризуется знанием отдельных нормативно-правовых актов гражданами, но отсутствием навыков их применения. Эксперты выделяют ряд ограничений, связанных с получением информации простыми горожанами: сложность изложения правовых актов и комментариев к ним, непопулярность официальных источников правовой информации («Белгородские известия», «Российская газета»), трудности для простых граждан в отслеживании данных изменений в связи с динамичностью изменений в законодательной сфере, скоростью внесения поправок к законам.
В ходе анализа существующей практики повышения уровня правовой компетентности населения городского округа «Город Белгород» были выявлены следующие проблемы: отсутствие муниципальной программы, которая бы определяла направления повышения уровня правовой компетентности и юридической грамотности местного населения; распространенность правового нигилизма среди населения, неверие населения в силу закона, справедливость, в защищенность своих прав; отсутствие навыка самостоятельной защиты гражданами своих прав и законных интересов, недостаточный уровень образованности граждан в данной области; недостаточное развитие форм частно-государственного взаимодействия в сфере правового просвещения населения - привлечения органами власти к данной деятельности негосударственных организаций ; недостаточное развитие системы дистанционного консультирования по правовым вопросам.
Для решения вышеперечисленных проблем предлагается специальный проект - «Школа повышения уровня правовой компетентности и юридической грамотности молодежи города Белгорода», целью которого является повышение уровня правовой компетентности граждан в возрасте 18 - 30 лет, включая уровень юридической грамотности и осведомленности о формах участия в политической и социальной жизни муниципального образования, а также формирование среди молодого поколения устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма. Проект может быть реализован к концу июня 2019 года.
В качестве основных проектных мероприятий можно выделить: организация образовательного курса «Правосознание» по повышению правовой грамотности молодежи; внедрение дистанционного курса «Правовые ресурсы сети Интернет»; организация проведения научно-практической конференции «Создание условий для повышения уровня правовой компетентности и юридической грамотности молодежи города Белгорода»; организация проведения конкурса на лучшую работу по вопросам правовой культуры и юридической грамотности молодежи; проведение правового диктанта на базе НИУ «БелГУ»; организация проведения летней правовой школы; открытие постоянных рубрик по правовому просвещению в местных СМИ; открытие на официальном сайте органов местного самоуправления раздела «Обзор нового законодательства».
В ходе проведения мероприятий, предусмотренных проектом, ожидается: совершенствование системы правового просвещения и воспитания граждан, создание условий, позволяющих самостоятельно ориентироваться в основных вопросах права, поступления на государственную и муниципальную службу, государственной молодежной политике; повышение уровня правовой грамотности молодежи, закрепление навыков законопослушного поведения, снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних; увеличение количества граждан, пользующихся справочными правовыми системами, официальным интернет-порталом государственных услуг; обеспечение доступа населения к официальной правовой информации ; проведение обучения по наиболее актуальным вопросам правовых основ государственного и муниципального управления не менее 60 представителей молодежи г. Белгорода; проведение обучения по работе с правовыми ресурсами сети Интернет, справочными правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс» и порталом Госуслуг не менее 100 представителей молодежи г. Белгорода; проведение обучения по наиболее актуальным вопросам различных отраслей юридической науки и правовых основ государственного и муниципального управления в рамках летней правовой школы не менее 40 представителей молодежи г. Белгорода.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций в адрес администрации городского округа «Город Белгород»:
1. Разработать и утвердить муниципальную программу, направленную на создание условий для повышения уровня правовой культуры и юридической грамотности населения города Белгорода. Использование программно-целевого метода управления позволит планомерно и систематически осуществлять управление процессом формирования и повышения уровня компетентности населения в муниципальном образовании.
2. Белгородскому городскому Совету следует активнее использовать механизм общественных обсуждений и публичных слушаний при разработке и совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления. Целесообразно организовать интернет-трансляцию заседаний при обсуждении наиболее значимых для местного сообщества нормативных правовых актов.
3. Управлению социальной защиты населения г. Белгород организовать деятельность Центров правовой информации на базе муниципальных библиотек города Белгорода, в задачи которых должно входить проведение Дней открытых дверей, выставок, просмотров юридической литературы, организация конкурсов по правовому просвещению и воспитанию населения. Организация деятельности Центров правовой информации необходима в целях оказания правовой помощи незащищенным слоям населения городского округа.
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Текст] : Утверждено Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об областной целевой программе «Повышение правовой
культуры населения Белгородской области в 2009 - 2011 годах» [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 15 декабря 2008 г. № 300-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк. «Регион. вып. Белгородская область».
3. Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности [Текст] / Е.В. Аграновская. - М. : Наука, 1998. - 145 с.
4. Азизов, И.Р. Правовое воспитание как систематическая деятельность [Текст] / И.Р. Азизов // Матрица научного познания. - 2017. - № 6. - С. 25-29.
5. Акулич, М.М. Правовая культура населения как фактор социальной стабильности [Текст] / М.М. Акулич, В.В. Пить // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2015. - № 1. - С. 92-103.
6. Андреева, Е.Е. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации [Текст] / Е.Е. Андреева, Г.Б. Морозов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 75-81.
7. Байжуминов, С.Н. Формирование правосознания и правовой культуры населения как фактор прогрессивного развития общества [Текст] / С.Н. Байжуминов // Культура и общество: история и современность. - 2013. - № 3. - С. 201-204.
8. Башмакова, Н.И. Актуальность развития и основные подходы к определению содержания правовой компетентности современного специалиста гуманитарного профиля [Текст] / Н.И. Башмакова, О.Н. Громова, З.А. Залялютдинова, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 510-525.
9. Беляева, Г.С. К вопросу о роли правосознания гражданина и правоприменителя в механизме защиты прав и свобод граждан [Текст] / Ж.Д. Антонова, Г.С. Беляева // Государственный советник. - 2016. - № 3 (15). - С. 5-10.
10. Борзова, М.О. Повышение правовой грамотности и общественно-политической активности граждан [Текст] / М.О. Борзова, Х.М. Дугиева // Право и проблемы функционирования современного государства. - 2017. - № 1. - С. 40-45.
11. Бородина, М.И. Государственные основы формирования правовой культуры населения [Текст] / М.И. Бородина // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве. - 2016. - № 4. - С. 5-9.
12. Вавилин, М.В. Актуальные вопросы организации и координации системы правового воспитания и правового просвещения в Российской Федерации [Текст] / М.В. Вавилин // Мониторинг правоприменения. - 2016. - № 3 (20). - С. 70-76.
13. Вижевитова, Т.А. Повышение правовой культуры в муниципальном образовании [Текст] / Т.А. Вижевитова // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2017. - № 4. - С. 19-26.
14. Гайдукова, И.Б. Правосознание муниципальных служащих как фактор повышения правовой культуры общества [Текст] / И.Б. Гайдукова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2014. - № 3 (2). - С. 81-84.
15. Галиев, Ф.Х. О синкретизме правовой культуры [Текст] / Ф.Х. Галиев // Правовое государство: теория и практика. - 2013. - № 4 (34). - С. 66-73.
16. Галиев, Ф.Х. Правовая культура и правовое государство [Текст] / Ф.Х. Галиев // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 2 (36). - С. 52-57.
17. Глиос, Г.Н. Стратегии формирования основных форм и уровней ответственного правового сознания в образовательном процессе [Текст] / Г.Н. Глиос, В.П. Дик // Философия образования. - 2014. - № 5 (56). - С. 73-86.
18. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет [Текст] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М. : Институт социологии РАН, 2010. - 592 с.
19. Горшков, М.К. Российское общество как оно есть [Текст] / М.К. Горшков. - М. : Новый хронограф, 2016. - 496 с.
20. Грачева, Е.Ю. Преодоление деформации правового сознания как гарантия законности и правопорядка в обществе [Текст] / Е.Ю. Грачева // Проблемы современной науки. - 2016. - Т. 2. - № 25. - С. 86-93.
21. Дегтярев, А.К. Правовая компетентность в формировании правового сознания в российском обществе [Текст] / В.П. Берестов, А.К. Дягтярев // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. - 2016. - № 1. - С. 98-104.
22. Денисенко, И.К. Правовая социализация и правовая компетентность личности [Текст] / И.К. Денисенко // Общество и право. - 2012. - № 2 (39). - С. 262-266.
23. Джамалова, Э.К. Некоторые проблемы формирования правовой культуры населения в условиях становления гражданского общества [Текст] / Э.К. Джамалова, Б.А. Махмудов, А.А. Расулов // Закон и право. - 2017. - № 6. - С. 31-32.
24. Европейская юридическая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://diktant.els24.com.
25. Еременкова, Ю.И. Трансформация правосознания общества в современной России [Текст] / Ю.И. Еременкова // Science Time. - 2016. - № 10 (34). - С. 85-90.
26. Зин, Н.В. Правовое просвещение населения как неотъемлемый элемент правовой культуры [Текст] / Н.В. Зин // Актуальные проблемы правового просвещения и воспитания населения. - 2016. - № 3. - С. 89-92.
27. Идрисов, Р.А. Проблема гражданско-правовой грамотности российских граждан [Текст] / Р.А. Идрисов, Е. Титова // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества. - 2016. - № 5. - С. 158-161.
28. Кабакова, О.В. Актуальные проблемы повышения уровня правовой культуры молодежи в вузе [Текст] / О.В. Кабакова //Вестник Международной академии наук. - 2014. - № 1 (16). - С. 18-23.
29. Калканова, Ж.С. К вопросу формирования правовой культуры населения [Текст] / Ж.С. Калканова // Наука, новые технологии и инновации.
- 2017. - № 3. - С. 112-114.
30. Каргальцев, А.В. Повышение финансово-правовой грамотности населения как необходимое условие устойчивого экономического развития страны [Текст] / А.В. Каргальцев, А.Ф. Нищакова // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. - 2018. - № 3. - С. 235-239.
31. Кассихина, В.Е. К проблеме правового воспитания в молодежной среде [Текст] / В.Е. Кассихина // Государство и право в XXI веке. - 2016. - № 2. - С. 23-27.
32. Кибизова, Е.К. Проблема формирования правовой культуры молодежи в России [Текст] / Е.К. Кибизова // Инновационная наука. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 83-88.
33. Киндяшова, А.С. Правовая компетентность учителя сельской школы [Текст] / А.С. Киндяшова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 13. - С. 131-134.
34. Кирикова, Е.Н. Юридические курсы как один из способов повышения правовой грамотности населения [Текст] / Е.Н. Кирикова // Научный журнал Дискурс. - 2018. - № 4 (18). - С. 138-146.
35. Климов, С.А. Роль российской власти в формировании правосознания и правовой культуры населения [Текст] / С.А. Климов // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. - 2015.
- № 1. - С. 210-212.
36. Коган, Л.Н. Теория культуры [Текст] / Л.Н. Коган. -
Екатеринбург : УрГУ, 1994. - 160 с.
37. Малькова, Е.Г. Правовое воспитание как элемент правовой культуры общества [Текст] / Е.Г. Малькова, С.С. Румянцева // Безопасность, личность, общество: социально -правовые аспекты. - 2016. - № 4. - С. 129-134.
38. Махрова, М.В. К вопросу об определении критериев правовой компетентности [Текст] / М.В. Махрова, А.Х. Хузина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 2 (81). - С. 9-14.
39. Мышкин, А.А. Формирование информационного пространства России как средства развития правовой грамотности и правосознания граждан [Текст] / А.А. Мышкин // Правовая культура. - 2015. - № 2 (21). - С. 15-19.
40. Насурдинов, Э.С. Правовое воспитание как одно из направлений правовой политики и некоторые его теоретические аспекты [Текст] / Э.С. Насурдинов // Вестник Таджикского национального университета. -
2015. - № 3-5 (173). - С. 120-123.
41. Насурдинов, Э.С. Правовая политика в сфере прав человека и ее роль в совершенствования правовой культуры населения [Текст] / Э.С. Насурдинов // Вестник Таджикского национального университета. - 2014. - № 3-3 (136). - С. 82-86.
42. Остапец, О.Г. Пути повышения правовой культуры населения муниципальных образований [Текст] / О.Г. Остапец // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 15-19.
43. Парсонс, Т. О структуре социального действия [Текст] / Т. Парсонс. - М. : Академический Проект, 2002. - 444 с.
44. Пирназаров, Г.Н. Место правовой культуры в повышении духовности молодежи [Текст] / Г.Н. Пирназаров // Вестник магистратуры. - 2014. - № 7-2 (34). - С. 27-29.
45. Попов, Д.Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры [Текст] / Д.Е. Попов // Аналитика культурологии. - 2016. - № 17. - С. 242-245.
46. Пронина, М.А. Роль юридических вузов в развитии правовой культуры населения муниципального образования [Текст] / М.А. Пронина // Казанская наука. - 2018. - № 2. - С. 191-193.
47. Пучнин, А.С. Повышение правовой культуры молодежи как часть образовательной среды [Текст] / А.С. Пучнин // Pro nunc. Современные политические процессы. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 161-171.
48. Савичев, А.А. Проблемы развития правовой культуры населения на уровне местного самоуправления [Текст] / А.А. Савичев // Мониторинг правоприменения. - 2014. - № 4. - С. 55-58.
49. Сисакьян, А.К. К вопросу о формировании конституционного правосознания российского общества [Текст] / А.К. Сисакьян // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - Т. 2. - № 48. - С. 113-116.
50. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. Сорокин. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.
51. Тимонина, И.В. Правовое воспитание и просвещение граждан Российской Федерации [Текст] / И.В. Тимонина // Вестник Юридического института МИИТ. - 2015. - № 3. - С. 109-113.
52. Филанковский, Д.В. Аспекты формирования правовой компетентности специалиста неюридического профиля в условиях ВУЗа [Текст] / Д.В. Филанковский // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 6. - С. 170-183.
53. Шахайдарова, М.Ш. Повышение правовой культуры молодёжи при реализации реформ в системе образования [Текст] / М.Ш. Шахайдарова // Педагогические науки. - 2016. - № 4. - С. 30-32.
54. Юшин, М.В. Проблемы обеспечения доступности правовой информации и повышения правовой грамотности населения Российской Федерации [Текст] / М.В. Юшин // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. - 2016. - № 1. - С. 109-113.