МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. История становления и развития кейс-технологии в
отечественном и зарубежном образовании 7
1.2. Сущность кейс-технологии применительно к общеобразовательной школе, типы и виды школьных кейсов
1.3. Особенности проектирования и требования к реализации
кейс-технологии на уроках математики 26
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
КЕЙСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 39
2.1. Комплекс учебных кейсов для уроков математики в
старших классах 39
2.2. Методические рекомендации использования кейс-
технологии на уроках математики 52
2.3. Результаты применение кейс-технологии в рамках
педагогического эксперимента 62
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Приложение 1 80
Приложение 2 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. История становления и развития кейс-технологии в
отечественном и зарубежном образовании 7
1.2. Сущность кейс-технологии применительно к общеобразовательной школе, типы и виды школьных кейсов
1.3. Особенности проектирования и требования к реализации
кейс-технологии на уроках математики 26
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
КЕЙСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 39
2.1. Комплекс учебных кейсов для уроков математики в
старших классах 39
2.2. Методические рекомендации использования кейс-
технологии на уроках математики 52
2.3. Результаты применение кейс-технологии в рамках
педагогического эксперимента 62
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Актуальность. Современный учитель старается разнообразить образовательный процесс, используя различные формы и методы обучения учащихся. Большой популярностью сегодня пользуются интерактивные методы обучения, направленные на создание комфортных условий, при которых обучение современного ученика наиболее продуктивно.
К интерактивным методам обучения относят: дискуссию, эвристическую беседу, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, тренинги, метод проектов, кейс-метод и т.д. Все эти методы объединяет то, что в ходе обучения осуществляется взаимодействие учителя и учеников, причем строится эта работа на активности учащихся, а педагог создает условия для успешного обучения учащихся.
Одной из проблем современного образования является отсутствие мотивации у учащихся. Это связано с тем, что дети не понимают важность изучаемого в школьном курсе материала. Поэтому необходимо делать акцент на применении изучаемого материала на практике. То есть предметные задачи должны иметь тематику, связанную с жизненными проблемами. Реализовать подобную идею на уроках математики можно на основе использования метода кейсов.
Кейс-технологии применяются в школьном образовании для того, чтобы максимально приблизить учащихся к практическому применению имеющихся у них знаний в жизненных ситуациях. Суть данного метода заключается в активной самостоятельной деятельности учащихся.
Реализация данного метода позволяет изучить сложные значимые вопросы в безопасной обстановке на уроке, а не в реальной жизни, когда ошибки уже недопустимы.
Часто учителя сталкиваются с трудностями, которые связаны с недостатком практической работы с данной технологией. Недостаток работы связан с тем, что составление кейса связано с определенными сложностями. К данному методу предъявляются особые требования, соблюдение которых не всегда возможно в рамках предметной подготовки, в связи с этим преподаватели часто отказываются от этого метода, ссылаясь на занятость и предпочитая более простые.
Важно обратить внимание на то, что данный метод формирует не только знания и практические навыки у учащихся, но и при правильном его применении способствует развитию личностных качеств, таких как умение общаться с окружающими, отстаивать собственную точку зрения, развитие творческих навыков, а также формируются умения использовать знания в различных жизненных ситуациях, в том числе происходит формирование умения самостоятельной работы с текстом.
Таким образом, обнаруживается противоречие между очевидным потенциалом использования кейс-метода на уроках математики и отсутствием обобщенных теоретических требований и практических рекомендаций по его использованию.
Проблема исследования заключается в разрешении указанного противоречия.
Объект исследования: кейс-технология в школьном образовании.
Предмет исследования: методические особенности реализации кейс-технологии на уроках математики.
Цель исследования: разработка методики применения кейс-технологии на уроках математики в 9 классе.
Гипотеза: кейс-технологии целенаправленно и систематически применяемые на уроках технологии, способствуют более качественному формированию предметных знаний учащихся, эффективно развивают коммуникативные умения учащихся, а также повышают уровень владения навыком самостоятельной работы с текстом.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы выявить сущность и значимость кейс-технологии в современном образовательном процессе.
2. Рассмотреть особенности разработки и требования к реализации кейс-технологии на уроках математики.
3. Разработать комплекс учебных кейсов по математике для 9 класса.
4. Сформулировать методические рекомендации по применению разработанных учебных кейсов на уроках математики.
5. Апробировать на практике серию учебных кейсов по математике с целью выявления эффективности их применения на уроках в 9 классе.
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
• Теоретические основы кейс-технологии (Киселев В.Д., Панина Т.С., Стрекалова Н.Д. и др.);
• Методики применения кейсов в образовании (Балакирева В.Г., Эверестова В.Н. и др.)
Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической и методической литературы по теме выпускной работы, разработка и решение кейсов, педагогический эксперимент.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе были разработаны авторские критерии оценки выполнения математического кейса для учащихся 9 класса по пятибалльной шкале.
Теоретическая значимость состоит в том, что в работе уточнено определение понятия «математический кейс», обобщены и систематизированы требования к предметным кейсам, разрабатываемым для школьников, и критерии их оценивания.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методических рекомендаций и примеров математических кейсов в практику преподавания математики.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивается методологическим инструментарием исследования, использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента и положительными результатами экспериментальной работы и их статистической обработки.
Этапы исследования включают:
1. Констатирующий эксперимент в ходе, которого с целью выявления исследуемой проблемы в теории и практики обучения был проанализирован опыт российских и зарубежных учителей математики. В результате чего были выявлены противоречия, проблема исследования, цель планируемого исследования.
2. Поисковый эксперимент включал в себя разработку кейсов, а также выбор методов и форм использования разработанного материала на практике.
3. Заключающий этап предполагал проверку эффективности разработанных кейсов, подведение результатов исследования.
Исследование прошло апробацию через участие автора работы в научно - практических конференциях различного уровня:
• Международная научно - практическая конференция «Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла» ( 15 февраля 2019 года);
• Всероссийская студенческая научная конференция «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» (5 апреля 2019 года).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
К интерактивным методам обучения относят: дискуссию, эвристическую беседу, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, тренинги, метод проектов, кейс-метод и т.д. Все эти методы объединяет то, что в ходе обучения осуществляется взаимодействие учителя и учеников, причем строится эта работа на активности учащихся, а педагог создает условия для успешного обучения учащихся.
Одной из проблем современного образования является отсутствие мотивации у учащихся. Это связано с тем, что дети не понимают важность изучаемого в школьном курсе материала. Поэтому необходимо делать акцент на применении изучаемого материала на практике. То есть предметные задачи должны иметь тематику, связанную с жизненными проблемами. Реализовать подобную идею на уроках математики можно на основе использования метода кейсов.
Кейс-технологии применяются в школьном образовании для того, чтобы максимально приблизить учащихся к практическому применению имеющихся у них знаний в жизненных ситуациях. Суть данного метода заключается в активной самостоятельной деятельности учащихся.
Реализация данного метода позволяет изучить сложные значимые вопросы в безопасной обстановке на уроке, а не в реальной жизни, когда ошибки уже недопустимы.
Часто учителя сталкиваются с трудностями, которые связаны с недостатком практической работы с данной технологией. Недостаток работы связан с тем, что составление кейса связано с определенными сложностями. К данному методу предъявляются особые требования, соблюдение которых не всегда возможно в рамках предметной подготовки, в связи с этим преподаватели часто отказываются от этого метода, ссылаясь на занятость и предпочитая более простые.
Важно обратить внимание на то, что данный метод формирует не только знания и практические навыки у учащихся, но и при правильном его применении способствует развитию личностных качеств, таких как умение общаться с окружающими, отстаивать собственную точку зрения, развитие творческих навыков, а также формируются умения использовать знания в различных жизненных ситуациях, в том числе происходит формирование умения самостоятельной работы с текстом.
Таким образом, обнаруживается противоречие между очевидным потенциалом использования кейс-метода на уроках математики и отсутствием обобщенных теоретических требований и практических рекомендаций по его использованию.
Проблема исследования заключается в разрешении указанного противоречия.
Объект исследования: кейс-технология в школьном образовании.
Предмет исследования: методические особенности реализации кейс-технологии на уроках математики.
Цель исследования: разработка методики применения кейс-технологии на уроках математики в 9 классе.
Гипотеза: кейс-технологии целенаправленно и систематически применяемые на уроках технологии, способствуют более качественному формированию предметных знаний учащихся, эффективно развивают коммуникативные умения учащихся, а также повышают уровень владения навыком самостоятельной работы с текстом.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы выявить сущность и значимость кейс-технологии в современном образовательном процессе.
2. Рассмотреть особенности разработки и требования к реализации кейс-технологии на уроках математики.
3. Разработать комплекс учебных кейсов по математике для 9 класса.
4. Сформулировать методические рекомендации по применению разработанных учебных кейсов на уроках математики.
5. Апробировать на практике серию учебных кейсов по математике с целью выявления эффективности их применения на уроках в 9 классе.
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
• Теоретические основы кейс-технологии (Киселев В.Д., Панина Т.С., Стрекалова Н.Д. и др.);
• Методики применения кейсов в образовании (Балакирева В.Г., Эверестова В.Н. и др.)
Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической и методической литературы по теме выпускной работы, разработка и решение кейсов, педагогический эксперимент.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе были разработаны авторские критерии оценки выполнения математического кейса для учащихся 9 класса по пятибалльной шкале.
Теоретическая значимость состоит в том, что в работе уточнено определение понятия «математический кейс», обобщены и систематизированы требования к предметным кейсам, разрабатываемым для школьников, и критерии их оценивания.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методических рекомендаций и примеров математических кейсов в практику преподавания математики.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивается методологическим инструментарием исследования, использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента и положительными результатами экспериментальной работы и их статистической обработки.
Этапы исследования включают:
1. Констатирующий эксперимент в ходе, которого с целью выявления исследуемой проблемы в теории и практики обучения был проанализирован опыт российских и зарубежных учителей математики. В результате чего были выявлены противоречия, проблема исследования, цель планируемого исследования.
2. Поисковый эксперимент включал в себя разработку кейсов, а также выбор методов и форм использования разработанного материала на практике.
3. Заключающий этап предполагал проверку эффективности разработанных кейсов, подведение результатов исследования.
Исследование прошло апробацию через участие автора работы в научно - практических конференциях различного уровня:
• Международная научно - практическая конференция «Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла» ( 15 февраля 2019 года);
• Всероссийская студенческая научная конференция «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» (5 апреля 2019 года).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В рамках выпускной квалификационной работы мы изучили кейс-технологию, которая является одной из разновидностей интерактивных технологий.
Цель данной работы заключалась в разработке методики применения метода кейсов на уроках математики. Нами был составлен и внедрен в образовательный процесс комплекс учебных кейсов по математике.
В рамках первой главы нами была изучена история развития кейс-технологии, рассмотрена классификация кейсов, особенности проектирования кейс метода, систематизированы требования к составлению кейсов, обозначены критерии оценивания выполнения кейса по пятибалльной шкале.
К особенностям проектирования кейс метода на уроках математики относят следующее: при составлении кейсов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся; кейс должен быть составлен на актуальную для учащихся тему; перед составлением кейса необходимо четко определить цели и задачи, а также место кейса в курсе математики.
Было составлено определение математического кейса: под математическим кейсом понимается ситуация связанная с математической проблемой, конкретная ситуация практической направленности решение которой возможно лишь при использовании математического аппарата.
Кроме того, в главе были представлены примеры проблемных, обучающих и исследовательских авторских кейсов, найденных нами на образовательных и авторских сайтах учителей общеобразовательных школ. На основе их анализа были выделены требования к математическим кейсам.
Вторая глава была посвящена методическим особенностям применения кейсов на уроках математики. Мы составили методические рекомендации по решению кейсов и их реализации на уроках математики.
Был составлен и апробирован в ходе педагогической практики (ноябрь - декабрь 2018 г.) комплекс учебных математических кейсов, для учащихся 9-х классов.
В ходе эксперимента мы получили такие результаты: применение кейс-технологии на уроках математики формирует у учащихся навыки самостоятельной работы с текстом, происходит развитие коммуникативных умений учащихся, а также происходит формирование более глубоких предметных знаний у учащихся. То есть происходит всестороннее развитие личности ребенка.
Таким образом, процесс решения кейса строится на взаимодействии учителя и учащихся, что способствует успешному обучению учащихся. Составление кейса сопровождается рядом трудностей, поэтому часто учителя отказываются от использования данного метода в учебном процессе. Но в тоже время правильное внедрение технологии приносит хорошие учебные результаты.
Цель данной работы заключалась в разработке методики применения метода кейсов на уроках математики. Нами был составлен и внедрен в образовательный процесс комплекс учебных кейсов по математике.
В рамках первой главы нами была изучена история развития кейс-технологии, рассмотрена классификация кейсов, особенности проектирования кейс метода, систематизированы требования к составлению кейсов, обозначены критерии оценивания выполнения кейса по пятибалльной шкале.
К особенностям проектирования кейс метода на уроках математики относят следующее: при составлении кейсов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся; кейс должен быть составлен на актуальную для учащихся тему; перед составлением кейса необходимо четко определить цели и задачи, а также место кейса в курсе математики.
Было составлено определение математического кейса: под математическим кейсом понимается ситуация связанная с математической проблемой, конкретная ситуация практической направленности решение которой возможно лишь при использовании математического аппарата.
Кроме того, в главе были представлены примеры проблемных, обучающих и исследовательских авторских кейсов, найденных нами на образовательных и авторских сайтах учителей общеобразовательных школ. На основе их анализа были выделены требования к математическим кейсам.
Вторая глава была посвящена методическим особенностям применения кейсов на уроках математики. Мы составили методические рекомендации по решению кейсов и их реализации на уроках математики.
Был составлен и апробирован в ходе педагогической практики (ноябрь - декабрь 2018 г.) комплекс учебных математических кейсов, для учащихся 9-х классов.
В ходе эксперимента мы получили такие результаты: применение кейс-технологии на уроках математики формирует у учащихся навыки самостоятельной работы с текстом, происходит развитие коммуникативных умений учащихся, а также происходит формирование более глубоких предметных знаний у учащихся. То есть происходит всестороннее развитие личности ребенка.
Таким образом, процесс решения кейса строится на взаимодействии учителя и учащихся, что способствует успешному обучению учащихся. Составление кейса сопровождается рядом трудностей, поэтому часто учителя отказываются от использования данного метода в учебном процессе. Но в тоже время правильное внедрение технологии приносит хорошие учебные результаты.
Подобные работы
- Кейс-технологии как средство повышения качества знаний обучающихся по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - Реализация активных методов обучения при обеспечении достижения образовательных результатов в курсе математики основной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Разработка кейсов для изучения элементарных функций в курсе алгебры основной школы
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Учебные ситуации (задачи), заложенные в содержании учебной дисциплины: «Теория и методика обучения праву»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование технологии проектного обучения при изучении правильных
звездчатых многогранников.
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - Формирование мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Содержание и методика обучения математике в старших классах
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024



