Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №70732

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
445
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. История становления и развития кейс-технологии в
отечественном и зарубежном образовании 7
1.2. Сущность кейс-технологии применительно к общеобразовательной школе, типы и виды школьных кейсов
1.3. Особенности проектирования и требования к реализации
кейс-технологии на уроках математики 26
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
КЕЙСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 39
2.1. Комплекс учебных кейсов для уроков математики в
старших классах 39
2.2. Методические рекомендации использования кейс-
технологии на уроках математики 52
2.3. Результаты применение кейс-технологии в рамках
педагогического эксперимента 62
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Приложение 1 80
Приложение 2 81

Актуальность. Современный учитель старается разнообразить образовательный процесс, используя различные формы и методы обучения учащихся. Большой популярностью сегодня пользуются интерактивные методы обучения, направленные на создание комфортных условий, при которых обучение современного ученика наиболее продуктивно.
К интерактивным методам обучения относят: дискуссию, эвристическую беседу, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, тренинги, метод проектов, кейс-метод и т.д. Все эти методы объединяет то, что в ходе обучения осуществляется взаимодействие учителя и учеников, причем строится эта работа на активности учащихся, а педагог создает условия для успешного обучения учащихся.
Одной из проблем современного образования является отсутствие мотивации у учащихся. Это связано с тем, что дети не понимают важность изучаемого в школьном курсе материала. Поэтому необходимо делать акцент на применении изучаемого материала на практике. То есть предметные задачи должны иметь тематику, связанную с жизненными проблемами. Реализовать подобную идею на уроках математики можно на основе использования метода кейсов.
Кейс-технологии применяются в школьном образовании для того, чтобы максимально приблизить учащихся к практическому применению имеющихся у них знаний в жизненных ситуациях. Суть данного метода заключается в активной самостоятельной деятельности учащихся.
Реализация данного метода позволяет изучить сложные значимые вопросы в безопасной обстановке на уроке, а не в реальной жизни, когда ошибки уже недопустимы.
Часто учителя сталкиваются с трудностями, которые связаны с недостатком практической работы с данной технологией. Недостаток работы связан с тем, что составление кейса связано с определенными сложностями. К данному методу предъявляются особые требования, соблюдение которых не всегда возможно в рамках предметной подготовки, в связи с этим преподаватели часто отказываются от этого метода, ссылаясь на занятость и предпочитая более простые.
Важно обратить внимание на то, что данный метод формирует не только знания и практические навыки у учащихся, но и при правильном его применении способствует развитию личностных качеств, таких как умение общаться с окружающими, отстаивать собственную точку зрения, развитие творческих навыков, а также формируются умения использовать знания в различных жизненных ситуациях, в том числе происходит формирование умения самостоятельной работы с текстом.
Таким образом, обнаруживается противоречие между очевидным потенциалом использования кейс-метода на уроках математики и отсутствием обобщенных теоретических требований и практических рекомендаций по его использованию.
Проблема исследования заключается в разрешении указанного противоречия.
Объект исследования: кейс-технология в школьном образовании.
Предмет исследования: методические особенности реализации кейс-технологии на уроках математики.
Цель исследования: разработка методики применения кейс-технологии на уроках математики в 9 классе.
Гипотеза: кейс-технологии целенаправленно и систематически применяемые на уроках технологии, способствуют более качественному формированию предметных знаний учащихся, эффективно развивают коммуникативные умения учащихся, а также повышают уровень владения навыком самостоятельной работы с текстом.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы выявить сущность и значимость кейс-технологии в современном образовательном процессе.
2. Рассмотреть особенности разработки и требования к реализации кейс-технологии на уроках математики.
3. Разработать комплекс учебных кейсов по математике для 9 класса.
4. Сформулировать методические рекомендации по применению разработанных учебных кейсов на уроках математики.
5. Апробировать на практике серию учебных кейсов по математике с целью выявления эффективности их применения на уроках в 9 классе.
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
• Теоретические основы кейс-технологии (Киселев В.Д., Панина Т.С., Стрекалова Н.Д. и др.);
• Методики применения кейсов в образовании (Балакирева В.Г., Эверестова В.Н. и др.)
Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической и методической литературы по теме выпускной работы, разработка и решение кейсов, педагогический эксперимент.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе были разработаны авторские критерии оценки выполнения математического кейса для учащихся 9 класса по пятибалльной шкале.
Теоретическая значимость состоит в том, что в работе уточнено определение понятия «математический кейс», обобщены и систематизированы требования к предметным кейсам, разрабатываемым для школьников, и критерии их оценивания.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методических рекомендаций и примеров математических кейсов в практику преподавания математики.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивается методологическим инструментарием исследования, использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента и положительными результатами экспериментальной работы и их статистической обработки.
Этапы исследования включают:
1. Констатирующий эксперимент в ходе, которого с целью выявления исследуемой проблемы в теории и практики обучения был проанализирован опыт российских и зарубежных учителей математики. В результате чего были выявлены противоречия, проблема исследования, цель планируемого исследования.
2. Поисковый эксперимент включал в себя разработку кейсов, а также выбор методов и форм использования разработанного материала на практике.
3. Заключающий этап предполагал проверку эффективности разработанных кейсов, подведение результатов исследования.
Исследование прошло апробацию через участие автора работы в научно - практических конференциях различного уровня:
• Международная научно - практическая конференция «Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла» ( 15 февраля 2019 года);
• Всероссийская студенческая научная конференция «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» (5 апреля 2019 года).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы мы изучили кейс-технологию, которая является одной из разновидностей интерактивных технологий.
Цель данной работы заключалась в разработке методики применения метода кейсов на уроках математики. Нами был составлен и внедрен в образовательный процесс комплекс учебных кейсов по математике.
В рамках первой главы нами была изучена история развития кейс-технологии, рассмотрена классификация кейсов, особенности проектирования кейс метода, систематизированы требования к составлению кейсов, обозначены критерии оценивания выполнения кейса по пятибалльной шкале.
К особенностям проектирования кейс метода на уроках математики относят следующее: при составлении кейсов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся; кейс должен быть составлен на актуальную для учащихся тему; перед составлением кейса необходимо четко определить цели и задачи, а также место кейса в курсе математики.
Было составлено определение математического кейса: под математическим кейсом понимается ситуация связанная с математической проблемой, конкретная ситуация практической направленности решение которой возможно лишь при использовании математического аппарата.
Кроме того, в главе были представлены примеры проблемных, обучающих и исследовательских авторских кейсов, найденных нами на образовательных и авторских сайтах учителей общеобразовательных школ. На основе их анализа были выделены требования к математическим кейсам.
Вторая глава была посвящена методическим особенностям применения кейсов на уроках математики. Мы составили методические рекомендации по решению кейсов и их реализации на уроках математики.
Был составлен и апробирован в ходе педагогической практики (ноябрь - декабрь 2018 г.) комплекс учебных математических кейсов, для учащихся 9-х классов.
В ходе эксперимента мы получили такие результаты: применение кейс-технологии на уроках математики формирует у учащихся навыки самостоятельной работы с текстом, происходит развитие коммуникативных умений учащихся, а также происходит формирование более глубоких предметных знаний у учащихся. То есть происходит всестороннее развитие личности ребенка.
Таким образом, процесс решения кейса строится на взаимодействии учителя и учащихся, что способствует успешному обучению учащихся. Составление кейса сопровождается рядом трудностей, поэтому часто учителя отказываются от использования данного метода в учебном процессе. Но в тоже время правильное внедрение технологии приносит хорошие учебные результаты.



1. Берсенева, О.В. Кейс-метод - инструмент формирования исследовательских компетенций будущих учителей математики [Текст] / О.В. Берсенева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -
2015. - №2(4). - С. 103-105.
2. Бубекова, И.А. Оценивание результатов обучения по кейс-методу[Текст] / И.А.Бубекова // Современные средства оценивания результатов обучения в условиях внедрения компетентностного подхода:материалы республиканского семинара преподавателей дисциплины «Физика» ПОО РТ. - Зеленодольск: Изд-воОтечество, 2016. - С. 14-18.
3. Бурко, Н.В. Кейс-метод как инструмент активного обучения в новых образовательных условиях [Текст] / Н.В. Бурко // Russianagriculturalsciencereview. - 2015. - №6-3. - С. 66-71.
4. Галиуллина, Г.А. Применение кейс-метода на
уроках математики [Текст] / Г.А. Галиуллина, Е.Н. Паранина // Проблемы и перспективы информатизации физико-математического образования:материалы
Всероссийской науч.-практич.конференц. - Елабуга: Изд-во Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский федеральный университет, 2016. - С. 219-223.
5. Грузкова, С.Ю. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании [Электронный ресурс] / С.Ю.Грузкова, А.Р. Камалеева // Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем». - 2013. - №6. - Режим доступа:www.sisp.nkras.ru(Дата обращения 3.11.2018г.)
6. Давиденко, В. Чем «кейс» чемоданчика? [Электронный ресурс] / В.Давиденко // Обучение за рубежом. - 2000. - №7. - С. 13-19. - Режим доступа:http://hrm.ru(Дата обращения 3.11.2018г.)
7. Далингер, В.А. Кейс-метод в обучении будущих учителей математики курсу «Типичные ошибки, их причины и пути предупреждения» [Текст] / В.А. Далингер // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 3-5. - С. 571-573.
8. Деркач, А.М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий [Текст] / А.М. Деркач // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №11. - С. 45-47.
9. Долгоруков, А.М. Метод case-stady как современная технология профессионально - ориентированного обучения [Электронный ресурс] / А.М. Долгоруков. - Режим доступа: http://evolkov.net(Дата обращения 8.11.2018г.)
10. Дорофеева, А.В. Интерактивное обучение как технология, ориентированная на повышение интереса к обучению [Текст] / А.В. Дорофеева //Организация практико-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации:материалы региональной науч.-практич. Интернет-конференции- Орел: Изд-во Орловский государственный университет им. И.С.Тургеньева, 2017. - С. 75-78.
11. Дударева, Н.В. Методические аспекты использования метода «case-study» при обучении математике в средней школе [Текст] / Н.В. Дударева, Т.А.Унегова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №8. - С. 242¬246.
12. Еремин, А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода [Текст] / А.С. Еремин // Инновации в образовании. - 2010. - №4. - С. 77-90.
13. Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения [Текст] / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С. 171¬174.
14. Кшнякина, А.А. Современный урок математики в профильном обучении старшеклассников [Текст] / А.А. Кшнякина // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы:сб. статей Всеросийскойнауч. - практич. конф.- Оренбург: Изд-во Оренбургский государственный педагогический университет, 2017. - С. 126¬130.
15. Мамаева, Н.А. Некоторые аспекты использования кейс-метода в учебном процессе [Текст] / Н.А. Мамаева, Т.А. Тривер, Н.А. Черникова // Научный альманах. - 2015. - №5. - С. 96-100.
16. Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса [Текст] /Е.А.Михайлова //Школьные технологии.-2005.-№ 5.-С.106-115.
17. Овчарова, Р.В. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся [Электронный ресурс] / Р.В. Овчарова. - Режим доступа: ЬЦр;//жАм.уаБНрБ1хо1одги(Дата обращения 27.10.2018г.)
18. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 176.
19. Русских, Г.А. Диагностический комплекс - средство педагогической поддержки обучающихся [Электронный ресурс] / А.Г. Русских // Вятский государственный университет. - Режим доступа: риЬ11саЦоп.ги(Дата обращения 27.10.2018г.)
20. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506. Концепции развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // - Режим доступа:ЬПр://минобрнауки.рф(Дата обращения 10.11.2018г.)
21. Санина, Е.И. Интерактивные методы обучения математике в реализации ФГОС ООО [Текст] / Е.И. Санина, Н.В. Василишина // Тульское образовательное пространство. -
2016. - №1. - С. 22-25.
22. Стрекалова, Н.Д. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / Н.Д. Стрекалова,
B. Г. Беляков. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - 2013. - С.80.
23. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие [Текст] / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -
C. 52.
24. Сурмин, Ю. Ситуационный анализ или анатомия кейс- метода [Текст] / Ю.Сурмин, А.Сидоренко, В.Лобода, А.Фурда, И.Катерыняк, К.Меер. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - С. 286.
25. Сытько, К.О. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества обучения [Текст] / К.О. Сытько, А.А. Рябова //Современные тренды развития науки:сб. тр. Всеросийскойнауч. - практич. конф.- Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственностью «АРС-Рейтинг»,
2017. - С. 61-64.
26. Толстоухова, И.В. Использование кейс-метода в формировании профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / И.В. Толстоухова, Т.А. Фугелова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №7-1. - С. 200-203.
27. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
ЬИр://минобрнауки.рф(Дата обращения 26.12.2018г.)
28. Фомичева, Л.М. Метод анализа конкретных
ситуаций или метод «кейс-стади» [Текст] / Л.М. Фомичева //Образование. Инновация. Качество: материалы
Международнойнауч. - практич. конф.- Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова, 2012. - С.140-144.
29. Эверестова, В.Н. Кейс-технология как средство реализации прикладной направленности обучения математике учащихся 5-6 х классов [Текст] / В.Н. Эверестова, Т.П. Эверестова // Современные наукоемкие технологии. -
2018. - №6. - С. 266-270.
30. Якубицкая, А.С. Применение кейс-технологии при обучении математике 9-х классов [Текст] / А.С. Якубицкая //Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла: сб. тр.науч. - практич. конф.- Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ, 2019. - С. 257-258.
31. Якубицкая, А.С. Методические рекомендации использования кейс-технологии на уроках математики [Текст]: материалы XV Всероссийской студенческой научной конференции «Первые шаги в науку третьего тысячелетия» (Нефтекамск, 5 апреля 2019г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. -С. 317-322.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ