ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность и содержание взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности
1.2. Правовое регулирование взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 21
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РАКИТЯНСКИЙ АРМАТУРНЫЙ ЗАВОД») 33
2.1. Анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод») 33
2.2. Направления совершенствования взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод») 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что в процессе интеграции Российской Федерации в мировую экономику, повышается роль внешнеэкономических связей между странами, вследствие чего увеличивается количество участников внешнеэкономической деятельности, которые сотрудничают с таможенными органами.
В ходе осуществления таможенной службой Российской Федерации международных договоров и конвенций, появляется значительное число проблем в сфере регулирования внешней торговли, которые могут быть разрешены путем эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). В особенности, это касается проблем упрощения и ускорения таможенных процедур, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
На сегодняшний день политика ФТС России ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента оказания содействия, то есть комплексной помощи внешнеторговой деятельности.
Эффективное функционирование и устойчивое развитие предприятия невозможно без его ориентации на внешний рынок с целью использования различных конкурентных преимуществ и продвижения выпускаемой продукции на внешние рынки за счет ведения внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность - это приоритетное направление внешней политики любого государства. С развитием глобализации, интернационализации и хозяйствования изменяются условия внешнеэкономической деятельности, отдавая приоритет развитию регионов и муниципальных образований.
Одним из этапов ВЭД является обязательное прохождение товарами таможенного оформления, состоящего из комплекса таможенных операций, которые оказывают двоякое воздействие на промышленное предприятие.
Механизмы взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности не в полной мере соответствуют современным требованиям эффективного ведения международной торговли.
На сегодняшний день, таможня активно взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности, которое осуществляется в самых разных форматах, при которых существуют следующие проблемы:
- недостаточно развитая нормативно-правовая и организационно - управленческая база по обеспечению взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД,
- избыточные меры регулирования деятельности таможенных представителей, необходимость дальнейшего упрощения порядка перемещения товаров через таможенную границу,
- неэффективное применение обмена информацией между таможенными органами и участниками ВЭД, на основе применения передовых таможенных технологий,
Высокий уровень экономических издержек отечественных импортеров и экспортеров, при ведении ВЭД, оказывает негативное влияние на экономику страны и лишает её ряда конкурентных преимуществ на международном рынке.
Степень разработанности темы. Вопросы осуществления взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД освещались в работах ученых Российской таможенной академии таких как: А.Д. Ершова, С.С. Илюхина, И.В. Погодина, Е.К. Шкуренко .
Правовые, административные и управленческие особенности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности изучали в своих трудах: Н.А. Дабынин, Л.А. Жигун, Д.Р. Зарыпин, М.А. Ларина, В.А. Язев.
Несмотря на достаточно пристальное изучение учеными взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, в настоящее время, в связи с образованием ЕАЭС данная проблема остается недостаточно разработанной, поэтому вопросы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД требуют дальнейшего исследования.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса в системе таможенного дела.
Объектом дипломного исследования является процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
В качестве предмета исследования выступает организация взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на региональном уровне.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Задачи дипломного исследования:
1) изучить сущность и содержание взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
2) проанализировать особенности правового регулирования
взаимодействия таможенных органов и участников
внешнеэкономической деятельности;
3) провести анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод»);
4) предложить направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод»).
Теоретико-методологическую основу включают научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью, теории логистики .
При решении поставленных задач использовались такие методы, как диалектический, абстрактно-логический (приемы сопоставлений,
ситуационного анализа и моделирования), аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов), а также комплексный подход.
Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный, процессный и другие подходы.
Эмпирической базой исследования послужили: федеральные нормативно - правовые акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России)), статистические данные ОАО «Ракитянский арматурный завод».
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования деятельности ОАО «Ракитянский арматурный завод», а так же для взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод» на современном этапе развития.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Эффективное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД помогает решить ряд задач, связанных с ускорением и упрощением процесса таможенного оформления, обмена информацией, синхронизацией и оптимизацией совместной деятельности в сфере регулирования внешней торговли.
Можно выделить три основные функции, которые одновременно реализуют таможенные органы Российской Федерации: правоохранительную, фискальную и функцию оказания содействия организациям ВЭД. Необходимо отметить, что существенные изменения были внесены принятием Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который является основой таможенного администрирования, и отражает партнерский характер взаимоотношений между участниками ВЭД и таможенными органами путём упрощения таможенных процедур.
Со стороны таможенных органов главная цель - реализация своей деятельности для обеспечения соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, ускорение и упрощение таможенных процедур и операций. Со стороны организаций ВЭД - прохождение таможенного оформления с минимизацией издержек и сроков. Следовательно, само взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами преследует цель - минимизации затрат за таможенное оформление при полном соблюдении законодательства.
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД строится на следующих принципах: единства системы таможенных органов и централизованного управления; профессионализма и компетентности; исключения чрезмерных издержек; совершенствования таможенного контроля, применения информационных технологий, внедрения прогрессивных методов; системного подхода; глобальной оптимизации.
Взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД может быть представлено в разнообразных формах: в формате совместных онлайн .форумов; в форме совместных проектов , направленных на развитие информационных систем для управления международными сделками; в форме совместных проектов, направленных на индивидуальные партнерские отношения с участниками ВЭД.
Сегодня в таможне активно осваиваются инновационные технологии, к ним относятся: предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, использование системы управления рисками, трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня». Однако не всегда таможенным органам удается в полной мере реализовать эти задачи, т.к. бывают и случаи, когда проявляется недопонимание или пассивность со стороны участников ВЭД. Также только усилия участников ВЭД, без содействия таможни, не приведут к оптимизации и ускорению процесса международного перемещения грузов.
На современном этапе ФТС России наиболее активно содействует торговле по следующим основным направлениям: использование мирового опыта по взаимодействию с бизнесом в таможенном секторе; привлечение к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов; информирование заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур; предоставление участникам ВЭД возможности использования упрощенных таможенных процедур; создание специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов, и др.
Решение задач по взаимодействию с участниками ВЭД целесообразно структурировать и осуществлять на разных уровнях: глобальном - изучение норм и правил работы с участниками ВЭД Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций, участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, обмен опытом со странами СНГ, изучение подобной практики ведущих мировых держав; интернациональном - получение информации о методах работы ФТС России, встречи с национальными бизнес-структурами как в странах-резидентах, так и в России.
На сегодняшний день к нерешенным проблемам в области взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод» можно отнести: длительность осуществления таможенного оформления, что сказывается на задержках товаропотоков и простое транспортных средств, подтверждение факта вывоза товара за границу занимает неопределенное количество времени; документы, которые необходимы для подтверждение факта вывоза товара за границу на таможенный пост отправляются в неудобной форме - почтой; документы, которые необходимы для подтверждение факта вывоза товара за границу не принимаются таможенными органами и возвращаются обратно. Причинами возврата являются ошибки или некорректное заполнение документов.
Появляется необходимость поиска новых путей и механизмов, которые смогут усовершенствовать процесс взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод».
Наиболее важными направлениями эффективного взаимодействия таможенных органов и ОАО «РАЗ», которые целесообразно развивать, являются:
1. Развитие партнерских взаимоотношений таможенных органов и ОАО «РАЗ» (онлайн-конференции, опросы на выявление проблемных ситуаций при экспорте продукции ОАО «РАЗ»).
2. Сокращение до минимума сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров ОАО «РАЗ». Для этого необходимо сократить до минимума перечень документов, требуемых при декларировании товаров, а также дотказаться от необходимости предоставления внешнеторгового контракта, других документов, подтверждающих уплату таможенных платежей.
3. Создание единого информационного пространства, которое позволит проверять документы и сведения специальным программным средством ОАО «РАЗ». Возможная принципиальная схема автоматического выпуска товаров «Единое информационное пространство» позволит сократить время совершения таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Реформирование системы управления рисками ОАО «РАЗ» для расширения возможностей по автоматическому выпуску товаров «Единое информационное пространство» заключается в следующем:
- комплексный анализ цепочки поставки с использованием СУР;
- выявление условий и обстоятельств, при которых поставка будет являться наименее «рисковой»;
- применение субъектного подхода при оценке степени риска;
- применение отраслевого подхода при оценке степени риска;
- разработка и модернизация необходимого программного обеспечения;
- разработка нормативной правовой базы.
Взаимодействие производится на двух основных этапах осуществления таможенного контроля: до пересечения границы ЕАЭС, и после пересечения границы ЕАЭС. К первому можно отнести - удаленный выпуск, выставление таможенных платежей, таможенный контроль, предварительное информирование. Ко второму - консультирование, переговоры и совещания по вопросам ускорения оформления и выполнения обязательств.
Для максимально эффективного развития партнерских отношений таможенных органов и ОАО «РАЗ» необходимо придерживаться принципиальных положений:
- прозрачности и понятности;
- открытости и доступности;
- активности со стороны государственных органов;
- применять современные технические средства и методы контроля;
- изучать международный опыт, быть в курсе международных событий;
- поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
- внедрять онлайн решения;
- проводить опросы пользователей.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международные правовые акты». Информ. банк «Международное право».
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014.) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст.4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк. «Версия Проф».
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
5. О государственной границе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 1.04.1993г. № 4730-1 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - 1993. - № 84. - 4 мая.
6. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском [Текст] : Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» Информ. банк. «Версия Проф» Разд. «Законодательство».
7. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
8. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30 января 2001г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
11. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.
12. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
13. Ансофф И. Стратегическое управление. [Текст] / И. Ансоф. - СПб., - 2017. - С. 74.
14. Бутова, Т. В. Внешнеэкономическая деятельность: понятие и сущность [Текст] / Т. В. Бутова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 12. - С. 23.
15. Вобликов, А. Б. О таможенном контроле [Текст] / А. Б. Вобликов// Таможенное право. - 2015. - № 3. - С. 34-39.
16. Вирютин, В. В. Правовые аспекты международных правовых актов, регламентирующих взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД Евразийского экономического союза [Текст] / В. В. Вирютин // Социальнаясфера общества: инновационные тенденции развития . - 2018. - № 1. - С. 125¬133.
17. Гребенников, А. В. Правовые аспекты международных правовых актов, регламентирующих временный ввоз товаров, участниками которых являются государства-члены евразийского экономического союза [Текст] /
A. В. Гребенников // Социальная сфера общества: инновационные тенденцииразвития. - 2016. - № 2. - С. 125-133.
18. Гущин, В. В. Российское предпринимательское право [Текст] /
B. В. Гущин // Экономика и право. - 2016. - С. 438.
19. Дабынин, Н. А. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД: особенности и преимущества [Текст] / Н. А. Дабынин // Налоговая политика и практика. - 2017. - № 9. - С. 78-80.
20. Диденко, Н. И. Развитие внешнеэкономической деятельности [Текст] / Н. И. Диденко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1. - С. 23
21. Дубинский, Н. А. Таможенная процедура временного ввоза: особенности и преимущества [Текст] / Н. А. Дубинских // Налоговаяполитика и практика. - 2016. - № 9. - С. 78-80.
22. Ершов, А. Д. Взаимодействие бизнеса и таможни: теория, методология, практика: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук [Текст] /А. Д. Ершов. - СПб филиала РТА., - 2016. - С. 43.
23. Зарыпин, Д. Р. Некоторые аспекты взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД [Текст] / Д. Р. Зарыпин // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 2. -С. 80-83.
24. Зражаев, Н. С. Совершенствование теоретического положения по взаимодействию таможенных органов и участников ВЭД в рамках Таможенного союза [Текст] / Н. С. Зражаев // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2016. - № 2. - С. 37.
25. Зубач, А. В. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов : монография [Текст] / А. В. Зубач // Экономика и право. - 2017. - № 8. - С. 97.
26. Илюхина, С. С. Анализ становления и необходимости совершенствования таможенного администрирования [Текст] /
С. С. Илюхина // Таможенное дело. - 2015. - № 4. - С. 57.
27. Кириллова Т. В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения [Текст] / Т. В. Кириллова // Экономика и право. - 2016. - № 12. - С. 19-25.
28. Лабоськин, М. А. Таможенные и налоговые льготы,
предосталяемые в рамках таможенных процедур [Текст] / М. А. Лабоськин // Налоги и финансы. - 2016. - № 3 (23). - С. 49-52.
29. Ларина, М. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД [Текст] / М. А. Ларина // Налоги и финансы. - 2016. - № 3 (23). - С. 49-52.
30. Лунц, Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. [Текст] / Л. А. Лунц // Москва. - 2017. - С. 132.
31. Макрусев В. В. Проблемные направления и задачи автоматизации процессов управления таможенной службой России [Текст] / В. В. Макрусев // Проблемы теории и практики таможенного дела. - 2017. - № 9. С. 282.
32. Малышенко Ю. В. Информационные технологии в таможенном деле [Текст] / Ю. В. Малышенко // Экономика таможенного дела. - 2015. - № 2 - С. 193.
33. Маховикова, Г. А. Таможенный контроль товаров в условиях глобализации [Текст] / Г. А. Маховникова // Таможенное дело. 2016. № 4;
34. Маховикова, Г. А. Таможенный контроль товаров [Текст] / Г. А. Маховникова // Таможенное дело. - 2015. - № 1. - С. 92-96.
35. Моденов, А. К. Гармонизация внутреннего законодательства стран Таможенного союза как основа формирования Евразийского экономического союза [Текст] / А. К. Моденов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. -
2015. - № 2. - С. 46-53.
36. Немирова, Г. И. Информационные технологии в таможенных органах [Текст] / Г. И. Немирова // Экономика таможенного дела. - 2016. - № 3 - С. 89-93.
37. Носков, И. Ю. Отдельные вопросы налогообложения экспортно-импортных операций [Текст] / И. Ю. Носков // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2017. - №11. - С. 15-25.
38. Овчинский, И. В. О новых подходах к понятию «орган дознания» [Текст] / И. В. Овчинский // Вестник Нижегородского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 115.
39. Пансков, В. Г. Совершенствование таможенных информационных технологий [Текст] / В. Г. Пансков // Регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. -
2016. - № 3. - С. 57-61.
40. Петров, Ю. М. Практика таможенного регулирования [Текст] / Ю. М. Петров // Вестник Российской таможенной академии. - 2016. - № 5. - С. 79.
41. Пефтиев В. В. Развивающийся мир: глобализация или
регионализация. [Текст] / В. В. Пефтиев // Мировая экономика и международные отношения. - 2017 - № 7. - С. 139.
42. Погодина, И. В. Современная форма взаимодействия бизнеса и таможни. [Текст] / И. В. Погодина // Таможенное дело. - 2015. - № 2. С. 54.
43. Поздняков В. С. Правовое регулирование отношений во внешней торговле. [Текст] / В. С. Поздняков. М: Наука. - 2015. - С. 62.
44. Покровская, В. В. Международные коммерческие операции и их регламентация [Текст] / В. В. Покровская // Таможенное дело. - 2015. - № 2. - С. 84-88.
45. Рашкеева, И. В. Внешнеэкономическая деятельность: понятие и сущность. [Текст] / И. В. Рашкеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 12. - С. 23.
46. Шумилова, А. Ю. Основные итоги деятельности [Текст] / А. Ю. Шумилова // Таможенный вестник. - 2016. - № 3. - С 35.
47. Черныш, А. Я. Таможенные информационные технологии [Текст] / А. Я. Черныш // Основы экономики таможенного дела. - 2015. - № 4. - С. 45-49.
48. Шкуренко, Е. К. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля : Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. [Текст] / Е. К. Шкуренко // Москва. -2015. - С.143.
49. Щетинин А. А. Институт таможни как регулирующий орган функционирования многоукладной экономики России [Текст] / А. А. Щетинин // Современное состояние, проблемы и перспективы. - 2016. - № 4. - С. 145
50. Язев, В. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики [Текст] / В. А. Язев // Экономика таможенного дела. - 2015. - № 4 - С. 99-103.
51. Основные функции и задачи отдела инновационной деятельности в Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://www.belregion.ru/department/part217/.
52. Официальная публикация в СМИ [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа:http://www.regionz.ru/index.php?ds=1291552.
53. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://belg.gks.ru
54. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа : http://www.customs.ru