СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РАКИТЯНСКИЙ АРМАТУРНЫЙ ЗАВОД»)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность и содержание взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности
1.2. Правовое регулирование взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 21
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РАКИТЯНСКИЙ АРМАТУРНЫЙ ЗАВОД») 33
2.1. Анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод») 33
2.2. Направления совершенствования взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод») 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность и содержание взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности
1.2. Правовое регулирование взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 21
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РАКИТЯНСКИЙ АРМАТУРНЫЙ ЗАВОД») 33
2.1. Анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод») 33
2.2. Направления совершенствования взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод») 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что в процессе интеграции Российской Федерации в мировую экономику, повышается роль внешнеэкономических связей между странами, вследствие чего увеличивается количество участников внешнеэкономической деятельности, которые сотрудничают с таможенными органами.
В ходе осуществления таможенной службой Российской Федерации международных договоров и конвенций, появляется значительное число проблем в сфере регулирования внешней торговли, которые могут быть разрешены путем эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). В особенности, это касается проблем упрощения и ускорения таможенных процедур, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
На сегодняшний день политика ФТС России ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента оказания содействия, то есть комплексной помощи внешнеторговой деятельности.
Эффективное функционирование и устойчивое развитие предприятия невозможно без его ориентации на внешний рынок с целью использования различных конкурентных преимуществ и продвижения выпускаемой продукции на внешние рынки за счет ведения внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность - это приоритетное направление внешней политики любого государства. С развитием глобализации, интернационализации и хозяйствования изменяются условия внешнеэкономической деятельности, отдавая приоритет развитию регионов и муниципальных образований.
Одним из этапов ВЭД является обязательное прохождение товарами таможенного оформления, состоящего из комплекса таможенных операций, которые оказывают двоякое воздействие на промышленное предприятие.
Механизмы взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности не в полной мере соответствуют современным требованиям эффективного ведения международной торговли.
На сегодняшний день, таможня активно взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности, которое осуществляется в самых разных форматах, при которых существуют следующие проблемы:
- недостаточно развитая нормативно-правовая и организационно - управленческая база по обеспечению взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД,
- избыточные меры регулирования деятельности таможенных представителей, необходимость дальнейшего упрощения порядка перемещения товаров через таможенную границу,
- неэффективное применение обмена информацией между таможенными органами и участниками ВЭД, на основе применения передовых таможенных технологий,
Высокий уровень экономических издержек отечественных импортеров и экспортеров, при ведении ВЭД, оказывает негативное влияние на экономику страны и лишает её ряда конкурентных преимуществ на международном рынке.
Степень разработанности темы. Вопросы осуществления взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД освещались в работах ученых Российской таможенной академии таких как: А.Д. Ершова, С.С. Илюхина, И.В. Погодина, Е.К. Шкуренко .
Правовые, административные и управленческие особенности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности изучали в своих трудах: Н.А. Дабынин, Л.А. Жигун, Д.Р. Зарыпин, М.А. Ларина, В.А. Язев.
Несмотря на достаточно пристальное изучение учеными взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, в настоящее время, в связи с образованием ЕАЭС данная проблема остается недостаточно разработанной, поэтому вопросы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД требуют дальнейшего исследования.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса в системе таможенного дела.
Объектом дипломного исследования является процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
В качестве предмета исследования выступает организация взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на региональном уровне.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Задачи дипломного исследования:
1) изучить сущность и содержание взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
2) проанализировать особенности правового регулирования
взаимодействия таможенных органов и участников
внешнеэкономической деятельности;
3) провести анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод»);
4) предложить направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод»).
Теоретико-методологическую основу включают научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью, теории логистики .
При решении поставленных задач использовались такие методы, как диалектический, абстрактно-логический (приемы сопоставлений,
ситуационного анализа и моделирования), аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов), а также комплексный подход.
Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный, процессный и другие подходы.
Эмпирической базой исследования послужили: федеральные нормативно - правовые акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России)), статистические данные ОАО «Ракитянский арматурный завод».
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования деятельности ОАО «Ракитянский арматурный завод», а так же для взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод» на современном этапе развития.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В ходе осуществления таможенной службой Российской Федерации международных договоров и конвенций, появляется значительное число проблем в сфере регулирования внешней торговли, которые могут быть разрешены путем эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). В особенности, это касается проблем упрощения и ускорения таможенных процедур, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
На сегодняшний день политика ФТС России ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента оказания содействия, то есть комплексной помощи внешнеторговой деятельности.
Эффективное функционирование и устойчивое развитие предприятия невозможно без его ориентации на внешний рынок с целью использования различных конкурентных преимуществ и продвижения выпускаемой продукции на внешние рынки за счет ведения внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность - это приоритетное направление внешней политики любого государства. С развитием глобализации, интернационализации и хозяйствования изменяются условия внешнеэкономической деятельности, отдавая приоритет развитию регионов и муниципальных образований.
Одним из этапов ВЭД является обязательное прохождение товарами таможенного оформления, состоящего из комплекса таможенных операций, которые оказывают двоякое воздействие на промышленное предприятие.
Механизмы взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности не в полной мере соответствуют современным требованиям эффективного ведения международной торговли.
На сегодняшний день, таможня активно взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности, которое осуществляется в самых разных форматах, при которых существуют следующие проблемы:
- недостаточно развитая нормативно-правовая и организационно - управленческая база по обеспечению взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД,
- избыточные меры регулирования деятельности таможенных представителей, необходимость дальнейшего упрощения порядка перемещения товаров через таможенную границу,
- неэффективное применение обмена информацией между таможенными органами и участниками ВЭД, на основе применения передовых таможенных технологий,
Высокий уровень экономических издержек отечественных импортеров и экспортеров, при ведении ВЭД, оказывает негативное влияние на экономику страны и лишает её ряда конкурентных преимуществ на международном рынке.
Степень разработанности темы. Вопросы осуществления взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД освещались в работах ученых Российской таможенной академии таких как: А.Д. Ершова, С.С. Илюхина, И.В. Погодина, Е.К. Шкуренко .
Правовые, административные и управленческие особенности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности изучали в своих трудах: Н.А. Дабынин, Л.А. Жигун, Д.Р. Зарыпин, М.А. Ларина, В.А. Язев.
Несмотря на достаточно пристальное изучение учеными взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, в настоящее время, в связи с образованием ЕАЭС данная проблема остается недостаточно разработанной, поэтому вопросы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД требуют дальнейшего исследования.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса в системе таможенного дела.
Объектом дипломного исследования является процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
В качестве предмета исследования выступает организация взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на региональном уровне.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Задачи дипломного исследования:
1) изучить сущность и содержание взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
2) проанализировать особенности правового регулирования
взаимодействия таможенных органов и участников
внешнеэкономической деятельности;
3) провести анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод»);
4) предложить направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (на примере ОАО «Ракитянский арматурный завод»).
Теоретико-методологическую основу включают научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью, теории логистики .
При решении поставленных задач использовались такие методы, как диалектический, абстрактно-логический (приемы сопоставлений,
ситуационного анализа и моделирования), аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов), а также комплексный подход.
Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики, а также системный, процессный и другие подходы.
Эмпирической базой исследования послужили: федеральные нормативно - правовые акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России)), статистические данные ОАО «Ракитянский арматурный завод».
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования деятельности ОАО «Ракитянский арматурный завод», а так же для взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод» на современном этапе развития.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Эффективное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД помогает решить ряд задач, связанных с ускорением и упрощением процесса таможенного оформления, обмена информацией, синхронизацией и оптимизацией совместной деятельности в сфере регулирования внешней торговли.
Можно выделить три основные функции, которые одновременно реализуют таможенные органы Российской Федерации: правоохранительную, фискальную и функцию оказания содействия организациям ВЭД. Необходимо отметить, что существенные изменения были внесены принятием Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который является основой таможенного администрирования, и отражает партнерский характер взаимоотношений между участниками ВЭД и таможенными органами путём упрощения таможенных процедур.
Со стороны таможенных органов главная цель - реализация своей деятельности для обеспечения соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, ускорение и упрощение таможенных процедур и операций. Со стороны организаций ВЭД - прохождение таможенного оформления с минимизацией издержек и сроков. Следовательно, само взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами преследует цель - минимизации затрат за таможенное оформление при полном соблюдении законодательства.
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД строится на следующих принципах: единства системы таможенных органов и централизованного управления; профессионализма и компетентности; исключения чрезмерных издержек; совершенствования таможенного контроля, применения информационных технологий, внедрения прогрессивных методов; системного подхода; глобальной оптимизации.
Взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД может быть представлено в разнообразных формах: в формате совместных онлайн .форумов; в форме совместных проектов , направленных на развитие информационных систем для управления международными сделками; в форме совместных проектов, направленных на индивидуальные партнерские отношения с участниками ВЭД.
Сегодня в таможне активно осваиваются инновационные технологии, к ним относятся: предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, использование системы управления рисками, трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня». Однако не всегда таможенным органам удается в полной мере реализовать эти задачи, т.к. бывают и случаи, когда проявляется недопонимание или пассивность со стороны участников ВЭД. Также только усилия участников ВЭД, без содействия таможни, не приведут к оптимизации и ускорению процесса международного перемещения грузов.
На современном этапе ФТС России наиболее активно содействует торговле по следующим основным направлениям: использование мирового опыта по взаимодействию с бизнесом в таможенном секторе; привлечение к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов; информирование заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур; предоставление участникам ВЭД возможности использования упрощенных таможенных процедур; создание специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов, и др.
Решение задач по взаимодействию с участниками ВЭД целесообразно структурировать и осуществлять на разных уровнях: глобальном - изучение норм и правил работы с участниками ВЭД Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций, участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, обмен опытом со странами СНГ, изучение подобной практики ведущих мировых держав; интернациональном - получение информации о методах работы ФТС России, встречи с национальными бизнес-структурами как в странах-резидентах, так и в России.
На сегодняшний день к нерешенным проблемам в области взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод» можно отнести: длительность осуществления таможенного оформления, что сказывается на задержках товаропотоков и простое транспортных средств, подтверждение факта вывоза товара за границу занимает неопределенное количество времени; документы, которые необходимы для подтверждение факта вывоза товара за границу на таможенный пост отправляются в неудобной форме - почтой; документы, которые необходимы для подтверждение факта вывоза товара за границу не принимаются таможенными органами и возвращаются обратно. Причинами возврата являются ошибки или некорректное заполнение документов.
Появляется необходимость поиска новых путей и механизмов, которые смогут усовершенствовать процесс взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод».
Наиболее важными направлениями эффективного взаимодействия таможенных органов и ОАО «РАЗ», которые целесообразно развивать, являются:
1. Развитие партнерских взаимоотношений таможенных органов и ОАО «РАЗ» (онлайн-конференции, опросы на выявление проблемных ситуаций при экспорте продукции ОАО «РАЗ»).
2. Сокращение до минимума сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров ОАО «РАЗ». Для этого необходимо сократить до минимума перечень документов, требуемых при декларировании товаров, а также дотказаться от необходимости предоставления внешнеторгового контракта, других документов, подтверждающих уплату таможенных платежей.
3. Создание единого информационного пространства, которое позволит проверять документы и сведения специальным программным средством ОАО «РАЗ». Возможная принципиальная схема автоматического выпуска товаров «Единое информационное пространство» позволит сократить время совершения таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Реформирование системы управления рисками ОАО «РАЗ» для расширения возможностей по автоматическому выпуску товаров «Единое информационное пространство» заключается в следующем:
- комплексный анализ цепочки поставки с использованием СУР;
- выявление условий и обстоятельств, при которых поставка будет являться наименее «рисковой»;
- применение субъектного подхода при оценке степени риска;
- применение отраслевого подхода при оценке степени риска;
- разработка и модернизация необходимого программного обеспечения;
- разработка нормативной правовой базы.
Взаимодействие производится на двух основных этапах осуществления таможенного контроля: до пересечения границы ЕАЭС, и после пересечения границы ЕАЭС. К первому можно отнести - удаленный выпуск, выставление таможенных платежей, таможенный контроль, предварительное информирование. Ко второму - консультирование, переговоры и совещания по вопросам ускорения оформления и выполнения обязательств.
Для максимально эффективного развития партнерских отношений таможенных органов и ОАО «РАЗ» необходимо придерживаться принципиальных положений:
- прозрачности и понятности;
- открытости и доступности;
- активности со стороны государственных органов;
- применять современные технические средства и методы контроля;
- изучать международный опыт, быть в курсе международных событий;
- поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
- внедрять онлайн решения;
- проводить опросы пользователей.
Можно выделить три основные функции, которые одновременно реализуют таможенные органы Российской Федерации: правоохранительную, фискальную и функцию оказания содействия организациям ВЭД. Необходимо отметить, что существенные изменения были внесены принятием Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который является основой таможенного администрирования, и отражает партнерский характер взаимоотношений между участниками ВЭД и таможенными органами путём упрощения таможенных процедур.
Со стороны таможенных органов главная цель - реализация своей деятельности для обеспечения соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, ускорение и упрощение таможенных процедур и операций. Со стороны организаций ВЭД - прохождение таможенного оформления с минимизацией издержек и сроков. Следовательно, само взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами преследует цель - минимизации затрат за таможенное оформление при полном соблюдении законодательства.
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД строится на следующих принципах: единства системы таможенных органов и централизованного управления; профессионализма и компетентности; исключения чрезмерных издержек; совершенствования таможенного контроля, применения информационных технологий, внедрения прогрессивных методов; системного подхода; глобальной оптимизации.
Взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД может быть представлено в разнообразных формах: в формате совместных онлайн .форумов; в форме совместных проектов , направленных на развитие информационных систем для управления международными сделками; в форме совместных проектов, направленных на индивидуальные партнерские отношения с участниками ВЭД.
Сегодня в таможне активно осваиваются инновационные технологии, к ним относятся: предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, использование системы управления рисками, трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня». Однако не всегда таможенным органам удается в полной мере реализовать эти задачи, т.к. бывают и случаи, когда проявляется недопонимание или пассивность со стороны участников ВЭД. Также только усилия участников ВЭД, без содействия таможни, не приведут к оптимизации и ускорению процесса международного перемещения грузов.
На современном этапе ФТС России наиболее активно содействует торговле по следующим основным направлениям: использование мирового опыта по взаимодействию с бизнесом в таможенном секторе; привлечение к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов; информирование заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур; предоставление участникам ВЭД возможности использования упрощенных таможенных процедур; создание специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов, и др.
Решение задач по взаимодействию с участниками ВЭД целесообразно структурировать и осуществлять на разных уровнях: глобальном - изучение норм и правил работы с участниками ВЭД Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций, участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, обмен опытом со странами СНГ, изучение подобной практики ведущих мировых держав; интернациональном - получение информации о методах работы ФТС России, встречи с национальными бизнес-структурами как в странах-резидентах, так и в России.
На сегодняшний день к нерешенным проблемам в области взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод» можно отнести: длительность осуществления таможенного оформления, что сказывается на задержках товаропотоков и простое транспортных средств, подтверждение факта вывоза товара за границу занимает неопределенное количество времени; документы, которые необходимы для подтверждение факта вывоза товара за границу на таможенный пост отправляются в неудобной форме - почтой; документы, которые необходимы для подтверждение факта вывоза товара за границу не принимаются таможенными органами и возвращаются обратно. Причинами возврата являются ошибки или некорректное заполнение документов.
Появляется необходимость поиска новых путей и механизмов, которые смогут усовершенствовать процесс взаимодействия таможенных органов и ОАО «Ракитянский арматурный завод».
Наиболее важными направлениями эффективного взаимодействия таможенных органов и ОАО «РАЗ», которые целесообразно развивать, являются:
1. Развитие партнерских взаимоотношений таможенных органов и ОАО «РАЗ» (онлайн-конференции, опросы на выявление проблемных ситуаций при экспорте продукции ОАО «РАЗ»).
2. Сокращение до минимума сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров ОАО «РАЗ». Для этого необходимо сократить до минимума перечень документов, требуемых при декларировании товаров, а также дотказаться от необходимости предоставления внешнеторгового контракта, других документов, подтверждающих уплату таможенных платежей.
3. Создание единого информационного пространства, которое позволит проверять документы и сведения специальным программным средством ОАО «РАЗ». Возможная принципиальная схема автоматического выпуска товаров «Единое информационное пространство» позволит сократить время совершения таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
Реформирование системы управления рисками ОАО «РАЗ» для расширения возможностей по автоматическому выпуску товаров «Единое информационное пространство» заключается в следующем:
- комплексный анализ цепочки поставки с использованием СУР;
- выявление условий и обстоятельств, при которых поставка будет являться наименее «рисковой»;
- применение субъектного подхода при оценке степени риска;
- применение отраслевого подхода при оценке степени риска;
- разработка и модернизация необходимого программного обеспечения;
- разработка нормативной правовой базы.
Взаимодействие производится на двух основных этапах осуществления таможенного контроля: до пересечения границы ЕАЭС, и после пересечения границы ЕАЭС. К первому можно отнести - удаленный выпуск, выставление таможенных платежей, таможенный контроль, предварительное информирование. Ко второму - консультирование, переговоры и совещания по вопросам ускорения оформления и выполнения обязательств.
Для максимально эффективного развития партнерских отношений таможенных органов и ОАО «РАЗ» необходимо придерживаться принципиальных положений:
- прозрачности и понятности;
- открытости и доступности;
- активности со стороны государственных органов;
- применять современные технические средства и методы контроля;
- изучать международный опыт, быть в курсе международных событий;
- поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
- внедрять онлайн решения;
- проводить опросы пользователей.



