ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
1.1 Теоретико-методологические основы изучения образа страны в общественном мнении населения
1.2 Анализ опыта исследований образа ведущих мировых держав в сознании российских граждан
1.3 Анализ статистических показателей проблемы изучения образа ведущих мировых держав в сознании российских граждан
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 31 ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»
2.1 Методологические основы исследования «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода»
2.2 Методические основы исследования «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода»
2.3 Апробация инструментария и менеджмент исследования
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ 44
ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»
3.1 Анализ линейного распределения по результатам 44 исследования «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода»
3.2 Корреляционный анализ данных исследования «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода»
3.3 Выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Современная Россия как динамично развивающееся государство ставит перед собой достаточно амбициозные цели: добиваться эффективного влияния и авторитета в мировом пространстве, иметь позитивные результаты в осуществлении своей внешней политики и экономики. В данном контексте достаточно актуальной является проблема имиджа ведущих мировых держав в сознании граждан России - как, на фоне внешнеполитических процессов россияне относятся к державным лидерам, каким образом воспринимают их политику по отношению к России, считают ли свою страну достаточно конкурентно способной на мировой арене.
Современная ситуация на внешнеполитической арене значительно усложнилась и продолжает усложняться. В условиях глобализации, развивающейся высокими темпами, диверсификации спектра общемировых экологических, социально-гуманитарных, экономических проблем, а также новых вызовов и угроз отдельное государство в отрыве от мирового сообщества уже не в состоянии обеспечить свои интересы и, по большому счету, свою жизнеспособность. В связи с этим возрастают многоплановость, насыщенность и динамизм международных отношений. Значение имиджа как эффективного и необходимого инструмента реализации государственных интересов очень велико и продолжает неуклонно возрастать. Имидж государства все больше определяет его вес на международной арене, степень влияния в самых разнообразных вопросах, в том числе возможности отстаивания собственных интересов.
Сегодня становится очевидно, что имидж государства, создаваемый внутренними и внешними СМИ, серьезно влияет на оценку мировым сообществом действий, политики и даже легитимности. Вся совокупность самобытной истории, культур, традиций и современных реалий влияет на то, как один народ воспринимает другой, влияет на форму отношений между отдельными странами, в результате которых за одними закрепляется статус надежных союзников, верных друзей, а другие относятся к категории потенциальных врагов. В каждом государстве рождается неповторимый образ той или иной страны, нации, народности. В связи с этим для общества является исключительно важным то, каким является изучение имиджа собственной страны в сознании граждан другого государства с одной стороны, и восприятие акторов внешнеполитического взаимодействия - с другой. Такое понимание позволит также определить основной контекст воздействия источников информации на население российского региона и определить перспективные направления международного сотрудничества, что на фоне прогрессивной инвестиционной политики России становится особенно актуальным.
Таким образом, в глобальном смысле, актуальность исследования образа мировых держав в сознании российских граждан обусловлена необходимостью понимания и укрепления отношений России с иностранными государствами.
Степень научной разработанности темы дипломной работы. Интерес к теме исследования имиджа других стран в общественном мнении населения достаточно широко представлен в научных работах российских ученых. Примеры данного рода исследований можно увидеть в работах Л. Ф. Адиловой, Ю. В. Быба, О. С. Драгачевой, П. И. Жуковой, М. А. Коломенского, И. В. Лябухова, И. Р. Феоктистовой . Интерес для нашего исследования представляют также работы К. С. Гаджиева, Л. А.Соколовой-Сербской . Отдельно следует отметить монографии и докторские диссертации, посвященные проблеме исследования (Э. А. Галумова, Д. Н. Замятина) .
Теоретическим аспектам формирования имиджа в целом посвящены работы некоторых членов Академии имиджеологии Е. А. Петровой,
A. Ю. Панасюка .
Теоретические подходы к формированию образа страны рассматриваются в статьях М. В. Буланова, В. А. Колосова .
Внешнеполитический аспект формирования образа рассматривается Н. К. Арбатовой, А. И. Сизоненко .
Большое значение для целей данного исследования имеют выводы, сделанные О. Д. Абрамовой. Ее работы посвящены механизмам конструирования образа России. Также нельзя не отметить труды, И. Ю. Глинской, Н. И. Медведевой, Ю. Г. Чернышова, в которых выявляются и анализируются технологии и механизмы создания внешнеполитического имиджа Российской Федерации .
Исследования образа страны в социологическом ракурсе представлены диссертациями Н. В. Илюхина, Н. Ю. Кайзер, Р. К. Кулаковского,
B. А. Кононенко, Е. Е. Рябцевой, статьей Н. В. Лайдинен .
Важную роль в проведении данного исследования играют работы Н. П. Попова, который изучал общественное мнение россиян об Америке. Подобного рода исследование, проводили Л. Н. Гарусова, Л. Л. Ларина. А. П. Пакрухин и А. Ю. Игнатьев в своей совместной работе изучали имидж страны на примере Канады, России, Великобритании и Латвии. Образ Франции в сознании российского населения исследовал Я. В. Тюпа; образ Англии - А. С. Гаврикова .
Проблема исследования представляется противоречием между необходимостью оценки и контроля общественной позиции по отношению к образу и политике ведущих держав мировой политической арены и отсутствием эффективного инструмента оценки данных общественных диспозиций.
Объектом исследования является общественное мнение населения России.
Предметом исследования имидж ведущих мировых держав в сознании российского населения.
Целью исследования является создание эффективного инструмента диагностики общественной позиции по отношению к образу и политике ведущих мировых держав.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования
проблемы формирования образа страны в общественном мнении населения.
2. Разработать программно-инструментальный комплекс
социологического исследования «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода».
3. Апробировать и проанализировать результаты апробации инструментария исследования «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода».
Теоретические и методологические основы дипломной работы.
1. Междисциплинарный подход социологического исследования - подход, позволяющий методы из одной научной дисциплины переносить в другую.
2. Системный подход социологического исследования - подход, главной целью которого является рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объект).
3. При написании выпускной квалификационной работы были использованы теоретические подходы и концепции следующих ученых: Э. А. Галумова, В. Г. Кисмерешкина, А. Ю. Панасюка, Г. Г. Почепцова, И. Я. Рожкова, Л. А. Соколовой-Сербской, Л. А. Фадеевой и других .
В данном исследовании использовались следующие методы сбора социологической информации:
1. Массовый опрос - метод социологического исследования, который дает массовую представительную картину об изучаемом предмете; не оказывает влияния на респондента, его собственные установки и взгляды. Благодаря массовому опросу можно собрать информацию за более короткий срок. Выборка по данному исследованию составила 400 человек.
2. Интервью - это метод опроса, предполагающий личное общение
интервьюера с респондентом, при котором исследователь (или его
полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует
ответы. Надежность собираемых данных повышается за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. Интервью дает возможность исследовать глубинные мотивы и
мнения респондентов. В интервью задействовано 20 человек.
3. Экспертное интервью - метод качественного исследования, одна из разновидностей глубинного интервью, беседа с компетентным специалистом отрасли (экспертом) по определенной теме и интервьюером (модератором). Экспертами выступают специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого предмета, маркетингового явления, события.
Эмпирическую базу дипломной работы составили результаты социологических исследований, проведенные в разное время различными научными коллективами. В том числе:
1. Авторское исследование «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода». Число участников опроса - 400 респондентов. Анкетный опрос населения города Белгорода, март - апрель 2018 года.
2. Опрос экспертов на тему «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода». Число участников - 10 экспертов в области общественного мнения, апрель 2018 года.
3. Опрос населения методом интервью на тему «Образ ведущих мировых держав в сознании жителей города Белгорода». В опросе приняло участие 20 респондентов, май 2018 года.
4. Результаты, полученные методом вторичного анализа данных опроса «Россияне о стране и мире», проведенного экспертами ВЦИОМ в 2006 году. Выборка составила 1500 человек из различных регионов России.
5. Результаты, полученные методом вторичного анализа данных опроса «Мнение россиян о Великобритании и британцах», проведённого Фондом Общественное мнение в 2003 году. В исследовании приняли участие 800 человек.
Научно-практическая значимость исследования заключается в следующих положениях:
1. В ходе написания выпускной квалификационной работы разработана качественная программа социологического исследования образа ведущих мировых держав в сознании населения города Белгорода, которая в дальнейшем может быть использована для более масштабного изучения проблематики работы.
2. Полученные выводы и результаты исследования представляют собой полноценный социологический анализ образа ведущих мировых держав в сознании населения города Белгорода.
3. Рекомендации по данному исследованию разработаны с целью практического применения. Материалы работы могут быть включены в курс лекций по различным направлениям подготовки.
Актуальность исследования образа ведущих мировых держав в сознании российских граждан очевидна. Современная Россия как динамично развивающееся государство ставит перед собой достаточно амбициозные цели: добиваться эффективного влияния и авторитета в мировом
пространстве, иметь позитивные результаты в осуществлении своей внешней политики и экономики. В данном контексте достаточно актуальной является проблема имиджа ведущих мировых держав в сознании граждан России - как, на фоне внешнеполитических процессов россияне относятся к державным лидерам, каким образом воспринимают их политику по отношению к России, считают ли свою страну достаточно конкурентно способной на мировой арене.
На сегодняшний день популярность исследований имиджа страны в общественном мнении населения весьма велика, а мода на подобные исследования пришла из сферы политического маркетинга. Имидж государства, создаваемый внутренними и внешними СМИ, серьезно влияет на оценку мировым сообществом действий, политики и даже легитимности. Многочисленные аспекты истории, культур, традиций и современных реалий в совокупности оказывают влияние на то, как один народ воспринимает другой, влияет на форму отношений между отдельными странами, в результате которых за одними закрепляется статус надежных союзников, верных друзей, а другие относятся к категории потенциальных врагов. В каждом государстве существует образ страны, нации, народности. Именно поэтому для общества является исключительно важным то, каким является изучение имиджа собственной страны в сознании граждан другого государства с одной стороны, и восприятие акторов внешнеполитического взаимодействия - с другой. Такое понимание позволит также определить основной контекст воздействия источников информации на население российского региона и определить перспективные направления международного сотрудничества, что на фоне прогрессивной инвестиционной политики России становится особенно актуальным. Необходимость исследования образа мировых держав в сознании российских граждан обусловлена необходимостью понимания и укрепления отношений России с иностранными государствами.
Главными задачами исследования являлись:
• Выявить рейтинг ведущих мировых держав по степени их влияния на международную ситуацию.
• Определить отношение жителей Белгорода к уровню экономического развития ведущих мировых держав.
• Проанализировать отношение белгородского населения к
национальному и культурному наследию ведущих мировых держав.
• Рассмотреть мнение жителей города Белгорода об отношении ведущих мировых держав к России.
Для сбора информации были использованы три социологических
метода, такие как:
• Массовый опрос студентов посредством анкетирования;
• Интервью населения;
• Экспертное интервью.
Массовый опрос населения города Белгорода проводился в исследовании с целью получения количественных данных, для дальнейшего анализа. Итоги массового опроса в целом подтверждают гипотезы, сформулированные в программно-инструментальный комплекс исследования. Полученные данные говорят о том, что лучше всех относятся к России Китай и Япония. Распределение голосов таким образом вызвано в первую очередь внешней политикой каждой мировой державы по отношению к России. Что касается мнения жители города Белгорода о ближайшем будущем, то большинство опрошенных предполагают нейтралитет и сотрудничество России с мировыми державами.
Посредством опроса экспертов методом интервью была получена важная информация о мнении специалистов по изучаемой проблематике. Именно благодаря экспертному мнению удалось получить обоснованную информацию по всем изучаемым критериям. Экспертное интервью позволяет получить качественный объективный анализ исследуемой проблематики.
По итогам интервью населения важным результатом стало доказательство выдвинутых в исследовании гипотез. Проведение интервью было важной частью нашего исследование, так как с помощью него был получен качественный анализ мнения жителей города Белгорода о ведущих мировых державах.
В ходе корреляционного анализа подтвердилась взаимная связь уровня экономического развития страны и авторитета политического лидера этой страны. По итогам анализа таблиц сопряжения выявлено, что население женского и мужского пола имеют довольно схожее мнение о ведущих мировых державах.
Результатом проведенного исследования стали практические рекомендации по улучшению мнения российских граждан о ведущих мировых державах. Мы предлагаем увеличить количество мероприятий, предоставляющих объективную информацию о мировых державах с вовлечением экспертов из исследуемых стран.
Для более детального рассмотрения составляющих имиджа стран будут полезны организация и проведение тематических научных и научно - практических конференций, семинаров, круглых столов, симпозиумов, посвященных вопросам имиджа мировых держав в сознании российских граждан, что позволит более глубоко изучить факторы и составляющие его.
Взаимодействие с организациями, институтами, изучающими мнение иностранных граждан о России, также помогут более объективно понять и грамотного строить в дальнейшем политику по отношению к другим странам.
И как основа, странам следует проводить максимально сбалансированную, миролюбивую внешнюю политику. Необходимо, в целом, повышать уровень жизни населения, борясь с основными социальными и экономическими проблемами.
Подводя итог проделанной работы можно сказать следующее: нами была теоретически обосновала проблематика проведенного исследования разработан программно-инструментальный комплекс исследования. По полученным результатам были проведены необходимые расчеты и сделаны обоснованные выводы, раскрывающие мнение российского населения о ведущих мировых державах.
1. Абрамова, О. Д. Конкурентоспособность России в контексте международной безопасности / О. Д. Абрамова. - М. : Полис, 2007. - 142 с.
2. Адилова, Л. Ф. Механизм трансформации имиджа России / Л. Ф. Адилова. - М. : ПОЛИТЭКС, 2007. - 84 с.
3. Арбатова, Н. К. Роль образа России в формировании общеевропейского политического пространства / Н. К. Арбатова. - М. : Ваклер, 2003. - 142 с.
4. Буланов, М. В. «Soft power» как подход к формированию образа государства в американской политической науке / М. В. Буланов. - Барнаул : Алтапресс, 2010. - 79 с.
5. Быба, Ю. В. Управление общественными отношениями / Ю. В. Быба. - Ростов-на-Дону : РАГС, 2003. - 352 с.
6. Гаджиев, К. С. Имидж России в глазах Запада / К. С. Гаджиев. - М. : Коммерсантъ, 2009. - 158 с.
7. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э. А. Галумов. - М. : РАГС, 2003. - 433 с.
8. Галумов, Э. А. Имидж против имиджа / Э. А. Галумов. - М. : Полис, 2005. - 124 с.
9. Г амалеева, М. Формирование образа России как аспект публичной внешней политики / М. Гамалаева. - М. : Литкон, 2006. - 82 с.
10. Гарусова, Л. Н. Соединенные Штаты Америки и Россия в современном мире: взгляды россиян и американцев / Л. Н. Гарусова, Л. Л. Ларина. - М. : Полис, 2015. - 176 с.
11. Глинская, И. Ю. Политические механизмы формирования позитивного имиджа России / И. Ю. Глинская. - М. : Известия, 2010. - 134 с.
12. Глинская, И. Ю. Актуальные вопросы укрепления международного имиджа России / И. Ю. Глинская. - М.: ЭКСМО, 2010. - 97 с.
13. Драгачева, О. С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования / О. С. Драгачева. - М. : Литкон, 2002. - 190 с.
14. Жукова, П. И. Имидж Российской Федерации как фактор ее национальной безопасности / П. И. Жукова. - М. : РГБОД, 2010. - 125 с.
15. Зак, Л. А. Западная дипломатия и внешнеполитические
стереотипы / Л. А. Зак. - М. : Полис, 1976. - 218 с.
16. Замятин, Д. Н. Власть пространства и пространство власти: географические образы в политике и международных отношениях / Д. Н. Замятин. - М. : Полис, 2004. - 102 с.
17. Зубков, С. А. Формирование международного имиджа Н. С. Хрущева 1955-1964 гг. / С. А. Зубков. - М. : Ваклер, 2007. - 224 с.
18. Игнатьев, А. Ю. Имидж страны / А. Ю. Игнатьев. - М. : АИМ, 2003. - 157 с.
19. Илюхин, Н. В. Формирование имиджа России в постсоветский период / Н. В. Илюхин. - М. : Новый Формат, 2006. - 137 с.
20. Кайзер, Н. Ю. Трансформация образов России в общественном мнении населения провинциального региона РФ / Н. Ю. Кайзер. - Барнаул : АРНЦ СО РАО, 2010. - 178 с.
21. Кожемяков, Ю. Я. Прогнозирование политического развития: особенности разработки динамических моделей / Ю. Я. Кожемяков, В. М. Сергеев. - М. : Известия, 1981. - 231 с.
22. Коломенский, М. А. Формирование внешнеполитического имиджа современной России / М. А. Коломенский. - М. : Наука, 2008. - 128 с.
23. Колосов, В. А. Политическая география: проблемы и методы / В. А. Колосов. - СПб. : ПРИНТ, 1988. - 160 с.
24. Кононенко, В. А. Формирование национального образа Финляндии как аспект внешней политики современного государства / В. А. Кононенко. - М. : АИМ, 2005. - 194 с.
25. Кулаковский, Р. К. Имидж политической власти как ресурс регионального управления в России / Р. К. Кулаковский. - М. : Литкон, 2010.
- 104 с.
26. Лавров, С. В. Между прошлым и будущем / С. В. Лавров. - М. : МГУ, 2011. - 58 с.
27. Лайдинен, Н. В. Образ России в зеркале российского общественного мнения / Н. В. Лайдинен. - М. : РГБОД, 2001. - 215 с.
28. Лябухов, И. В. Государственная политика по формированию имиджа Российской Федерации на международной арене / И. В. Лябухов. - Барнаул: Новый Формат, 2002. - 210 с.
29. Матвеева, Л. В. Образ России в информационном пространстве / Л. В. Матвеева. - М.: МГУ, 2008. - 55 с.
30. Медведева, Н. И. Внешнеполитический имидж России в контексте развития отношений с Европейским союзом / Н. И, Медведева. - М. : Ваклер, 2008. - 193 с.
31. Моисеева, В. Репутация России: в чем тут фокус? / В. И. Моисеева, Е. М. Кузнецов. - СПб. : Проект, 2004. - 140 с.
32. Панасюк, А. Ю. Имидж / А. Ю. Панасюк. - М. : АИМ, 2012. - 240 с.
33. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия,
психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. - М. : АИМ, 2007. - 93 с.
34. Панасюк, А. Ю. Аттракция - конечная цель формирования положительного имиджа / А. Ю. Панасюк. - М. : АИМ, 2007. - 174 с.
35. Панкрухин, А. П. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады, России, Великобритании и Латвии / А. П. Панкрухин, А. Ю. Игнатьев.
- М. : АИМ, 2003. - 157 с.
36. Петрова, Е. А. Имидж и судьба человека / Е. А, Петрова. - СПб.: Проект, 2001. - 94 с.
37. Петровская, Л. A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л. A. Петровская. - М.: МГУ, 1982. - 168 с.
38. Попов, Н. П. Общественное мнение в России и США о российско- американских отношениях / Н. П. Попов. - М : Омега-Л, 2015. - 247 с.
39. Почепцов. Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. - М.: Ваклер, 2006. - 574 с.
40. Почепцов, Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов: строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшенз / Г. Г. Почепцов. - М. : Омега-Л, 1995. - 183 с.
41. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов /
Г. Г. Почепцов. - М. : Омега-Л, 1997. - 142 с.
42. Почепцов, Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов: строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшенз / Г. Г. Почепцов. - Киев : Пресса Украины, 1997. - 126 с.
43. Рябцева, Е. Е. Американское общественное мнение по проблемам внешней политики и его место в политической системе США / Е. Е. Рябцев. - Волгоград : Перемена, 2002. - 214 с.
44. Рожков, И. Имидж России. Ресурсы, опыт, приоритеты / И. Рожков, В. Г, Кисмерешкин. - М. : АИМ, 2008. - 193 с.
45. Сизоненко, А. И. Образ России в Латинской Америке / А. И. Сизоненко. - М. : КОЛОС, 2008. - 137 с.
46. Соколова-Сербская, Л. А. Формирование политического имиджа Российской Федерации на международной арене / Л. А. Соколова-Сербская. - М. : МПГУ, 2007. - 37 с.
47. Соколова-Сербская, Л. А. Роль средств массовой информации в формировании политического имиджа России на международной арене (1999¬2004 гг.) / Л. А. Соколова-Сербская. - М.: МПГУ, 2006. -140 с.
48. Тюпа, Я. В. Общественное мнение России начала XIX века о Франции / Я. В. Тюпа. - М. : Омега-Л, 2008. - 183 с.
49. Фадеева, Л. А. Формирование образа России в современном мире: социокультурные механизмы / Л. А. Фадеева. - М. : Известия, 2008. - 97 с.
50. Феоктистова, И. Р. Проблема имиджа постсоветской России: историко-политические подходы / И. Р. Феоктисова. - Казань : Идел-Пресс,
2005. - 195 с.
51. Хачатуров, К. А. Роль международной информации в формировании репутации государства / К. А. Хачатуров. - М. : Известия, 2002. - 207 с.
52. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. - М. : Гардарики, 2002. - 590 с.
53. Чернышов, Ю. Г. Современная Россия и мир: альтернативы развития / Ю. Г. Чернышов. - Барнаул : Си-Пресс, 2007. - 182 с.
54. Чернышов, Ю. Г. Государственная символика и международный имидж России (пространственные и временные аспекты). - Барнаул : Принт22,
2006. - 84 с.
55. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. - М. : С-Инфо, 1994. - 261 с.
56. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. - Самара: издательство «Самарский университет», 2007. - 253 с.
57. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М: Омега-Л,
2007. - 567 с.
58. Boulding, K. The Image / K. Boulding. - Michigan, 1956. - 306 p.
59. Buchanan, W. How nations see each other. A study in public opinion / W. Buchanan, H. Cantril. - Urbana, 1953. - 167 p.
60. White, R. K. Fearful warriors / R. K. White. - New York, 1984. - 219 p.