Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты графической композиции 6
1.1 Основные принципы создания станковой композиции. Законы и приёмы
станковой композиции 6
1.2 Особенности работы над графической композицией. Графические материалы
и выразительность работы 13
Глава 2. Методические приёмы проведения занятий по изучению
графических приёмов работы над композицией с учащимися в системе
дополнительного образования 22
2.1 Особенности проведения занятий с учащимися по изучению графических приёмов в композиции в системе дополнительного образования 22
2.2 Проведение педагогического эксперимента по выявлению наиболее эффективных методов освоения графических приёмов работы над
композицией 25
Глава 3 Выполнение творческой части дипломной работы - графического
диптиха: «Мозаика» 30
3.1 Обоснование выбора темы и графического материала 30
3.2 Этапы работы над итоговой композицией, триптихом «Мозаика» 31
Заключение 34
Библиографический список 35
Приложения
В школе один урок изобразительного искусства в неделю, скорее всего, не позволит учителю в полной мере, глубоко познакомить детей со всеми особенностями построения композиции. Таким образом, степень подготовки учащихся в области композиции имеет прямую зависимость от профессионализма учителя изобразительного искусства. Часто обучение изобразительному искусству в общеобразовательной школе может не удовлетворять потребностям учащихся, которые имеют особые способности к изобразительной деятельности.
Однако система дополнительного образования способна компенсировать этот пробел, благодаря большому количеству часов, выделяемых на занятия. Естественно, с увеличением часов на образование в целом, можно выделить больше занятий на освоение основных принципов композиции.
Противоречие: Развитие творческого мышления у учащихся, развитие их навыков невозможно без глубокого изучения основ композиции. Однако в системе дополнительного художественного образования педагог способен в полной мере дать детям необходимые знания по композиции, а также провести ряд практических занятий по их усвоению.
Проблема исследования: заключается в поиске методических путей обучения композиции, в системе дополнительного художественного образования.
Цель работы: поиск методов обучения для эффективного формирования знаний и умений при создании графической композиции в учебно-воспитательном процессе в системе дополнительного художественного образования.
Объект исследования: эффективные методы обучения владению графическими приёмами в работе над композицией на кружковых занятиях в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс обучения, основные компетенции и овладения графическими приёмами в работе над композицией учащихся в системе дополнительного образования.
Гипотеза: процесс обучения работе графическими материалами над композицией на внешкольных занятиях по изобразительному искусству будет максимально эффективен, если:
- будет создана программа занятий для знакомства с законами и приёмами станковой композиции;
- подобраны формы организации процесса обучения;
- педагог расскажет учащимся о сущности композиции и основах её построения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебные программы и пособия, методический опыт по исследуемой проблеме;
2. Разработать наиболее эффективные упражнения для учащихся, направленные на закрепление знаний основ композиции, на занятиях, в системе дополнительного художественного образования ;
3. Провести констатирующий эксперимент по теме исследования;
4. Проанализировать итоги эксперимента.
Методология исследования: Методологической основой явились
труды ученых, которые внесли значительный вклад в развитие педагогики и методики изобразительного искусства: Е.В. Шорохова, Б.М. Неменскиого, В.С. Кузина и др.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования.
- анализ учебных программ, методических разработок, обобщение передового педагогического опыта.
- наблюдение за процессом обучения на внешкольных занятиях, по изобразительному творчеству.
- констатирующий эксперимент по теме исследования.
База исследования: «Белгородский Дворец детского творчества».
Этапы исследования:
1. На первом этапе была изучена методическая и научная литература, по проблеме исследования.
2. На втором этапе было проведение эксперимента
3. На третьем этапе анализу итогов эксперимента.
Выпускная квалификационная работа состоит из:
1. Теоретической части диплома, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения;
2. Творческой частью выпускной квалификационной работы является диптих «Мозаика».
Подводя итог нашей дипломной работы, можно сделать выводы:
- цель работы выполнена, так как найден метод эффективного обучения для формирования знаний и умений при создании графической композиции в учебно-воспитательном процессе дополнительного образования.
В процессе работы:
- были проанализированы особенности работы со станковой композицией, выделены основные приёмы её выполнения, и проведён анализ особенностей станковой композиции, как основы композиционных знаний,
- проанализированы работы мастеров, которые использовали графические приёмы в своих работах, а также работы которых показывают отличный пример того, как надо выполнять графические рисунки,
- изучены особенности проведения занятий по изучению композиционных приёмов,
- проведён эксперимент по выявлению наиболее эффективных методов освоения графической композиции.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003
2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. - М., 1976 - ил.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. - М.: Просвещение, 1984 - 160 с., ил.
4. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М., 1940 - ил.
5. Алтапов М.В. «Всеобщая история искусств» Т.1-2. М.,1949
6. Алтапов М.В., Ростовцев Н.И. «Искусство» 1т. 1 часть М., 1987
7. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства / М.В. Алпатов. - М. : Академии художеств СССР, 1963. - 526 с.
8. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с, ил.
9. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.
10. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию пер. с англ. И.Гиляровой.- М: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2001-64с.ил.
11. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т. С. - М.: Просвещение, 1984
12. Волков Н. Н. Восприятие картины. - М.: Просвещение, 1976 - 56 с., ил.
13. Всеобщая история искусств - М.; 1972.
14. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991
16. Герчук Ю. Живые вещи - М.: Советский художник, 1977 - 143с., ил.
17. Г ерчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Советский художник, 1998 - ил.
18. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
20. Дмитриев И.А. «Краткая история искусств» 1 книга М., 1968
21. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство - М.: Высшая школа, 2000 - 368 с., ил.
22. Искусство Средних веков и Возрождение. Энциклопедия. (Автор-составитель Краснова О. Б.) - М.: Олма-ПРЕСС, 2001 - 302 с., ил.
23. История искусства зарубежных стран. Доброклонского М.В. под ред. т.3
М.: Искусство, 1964 - 671 с., ил.
24. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада.- М: Просвещение 1985- 192с.
25. Каменский А.А. Вернисажи. М. Советский художник, 1974 - 528с., ил.
26. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
27. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции сборник о композиции / Е.А. Кибрик. - М. : Академия художеств, 1959. - 284 с.
28. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов- М: Просвещение, 1987.-128с.
29. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.
30. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников - СП б: Детство- пресс, 2002.- 80с.
31. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ под редакцией док. пед. наук Н.П. Саккулиной. Изд. 5-е, испр. М: Просвещение 1971.-256с.
32. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца
33. Неменский Б.М. «Мудрость красоты, о проблемах эстетического воспитания», «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1991-339с
34. Никольский, В.А. Творческие процессы Сурикова Текст. / В.А.
Никольский. - М. :Всекохудожник, 1934. - 134 с.
35. Однорялов И.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве». М., 1990
36. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982 - 160 с.
37. Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Основы графического дизайна. Примерные программы для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. - М., 2003 г.
38. Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства / Д.В. Сарабьянов. - М. : Высшая школа, 1989. - 384 с.
39. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его
преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов.- М: Изд. центр «Академия», 1999.- 368 с.12 л.и.
40. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО «Искусство» изд. дом «Первое сентября» 2006.24с.
41. Фомина Н.Н., Дмитриева А. А., Горяева Н.А. И др. Изобразительное искусство и художественный труд. Сост. Фомина Н. Н. - М.: Просвещение, 1995
42. Хогарт Б. Игра света и тени для художников. - Тула, М., 2001
43. Художественные музеи СССР. Сост. Резникова Е. А. - М.:
Изобразительное искусство, 1984 - 216 с., ил.
44. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.
45. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979 - 302с., ил.
46. Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. - М., 1986
47. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. - М., 1969 - 271 с., ил.
48. Энциклопедия Русской живописи. Под ред. Калашниковой Т. В. - М.: Олма-ПРЕСС, 2001 - 351 с., ил.
49. Яшухин А. П. Ломов С. П. Живопись. - М., 1999 - ил.