Введение 3
Глава 1 Обучение и контроль формирования языковых навыков и речевых умений в начальной школе 9
1.1 Языковая способность 9
1.2 Психологические особенности у детей на начальном этапе изучения
иностранного языка 11
1.3 Оценка языковых навыков и речевых умений у детей в соответствии с
международными стандартами образования 13
1.4 Языковой портфель 16
1.5 Кембриджские тесты для детей 19
Выводы по 1 главе 21
Глава 2 Анализ методической литературы и определение языковых навыков
и речевых умений у учащихся начальной школы 23
2.1 Анализ учебно-методических комплексов 24
2.1.1 Результаты исследования 39
2.1.2 Этические нормы 40
2.2 Анализ обучающих и контрольно-измерительных материалов (по
результатам анкетирования учителей) 40
2.3 Разработка тестов для детей и результаты тестирования 44
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список литературы 52
Список сокращений 57
Список приложений 58
Приложения
В современном мире существует потребность знать более одного языка. Это обусловлено необходимостью обмениваться идеями, знаниями и иметь возможность сотрудничать с различными компаниями в других странах. Идея изучения английского языка в раннем возрасте исходит от родителей (Brewster &Ellis, 2004:1), так как они полагают, что знание английского языка поможет их детям достичь целей в будущем и найти более престижную работу. Известно, что у детей существует критический период в изучении иностранных языков и в связи с этим важно начать изучать второй иностранный язык в раннем возрасте. К тому же у детей есть удивительная способность понимать и подражать тому, что они слышат. Этот факт является основной причиной для многих школ во всем мире начать изучение английского языка в начальной школе (Brewster &Ellis, 2004:4).
Данная работа рассматривает определение языковых способностей у детей, обучающихся в начальной школе. Существует разница в изучении иностранных языков между взрослыми и детьми. Взрослые ставят перед собой конкретные цели, а именно: повышение по службе, получение образования за рубежом. Дети, наоборот, в возрасте 7-11 лет не осознают необходимость изучения иностранного языка. Они, порой, находятся под давлением родителей и школьной системы и необходимостью сдавать экзамены в школе (Brewster &Ellis, 2004:27).
Обучение в начальной школе (2 - 4 классы) отличается от обучения в старшей школе. В начальной школе главное - это развить интерес к изучению иностранного языка у учащихся. Для этого учитель использует игры, развивает умение читать, воспринимать на слух и имитировать, знакомит с произношением (Пассов, Кузовлева, 2010:535).
Авторы Goodman &Goodman полагают, что лучший метод обучения чтению и письму - это тот, который не заставляет ребенка учиться читать и писать, а тот, в котором оба умения приобретаются через игровые ситуации. (1990:223) Дети любят играть вне зависимости от их места проживания. Им нравится представлять себя докторами, пилотами, учителями и представителями других профессий. Они выучивают новые лексические единицы через игру. Goodman &Goodman (1990) поддерживают идею Выготского о том, что дети догадываются о значении слов через игру (Goodman &Goodman, 1990:228).
Дети в начальной школе любят играть не меньше, чем дошкольники, и несмотря на то, что они должны выполнять огромное количество сложных заданий, таких как: чтение и письмо на родном языке, счет и другие, обучать иностранному языку через игру является важной составляющей, зарождающей у детей мотивацию к обучению (Rogova, 1975:282).
Для достижения наиболее эффективных результатов в образовательном процессе, необходимо развивать способности учащихся. Способности развиваются в процессе деятельности. Развитие способностей может стать начальным этапом в самообразовании ученика и в его/ее дальнейшей жизни (Пассов, Кузовлева, 2010:24).
Содержание учебного процесса на современном этапе состоит из четырех аспектов: говорение, аудирование, чтение и письмо, таким образом, учащиеся приобретают данные умения в процессе образования (Пассов, Кузовлева, 2010:33).
По мнению Пассова и Кузовлевой, большинство педагогов считают, что в основном учащиеся негативно относятся к образовательному процессу и не заинтересованы в получении знаний, поэтому, по мнению большинства, принуждение и постоянный контроль являются лучшими методами воздействия на детей. Негативный эффект такого мнения заключается в том, что образовательный процесс в данном случае представляет собой борьбу между учеником и учителем, в которой чаще всего побеждает ученик (2010:315).
Пассов и Кузовлева высказывают мнение, что культура оказывает огромное влияние на образовательный процесс иноязычного образования, (2010:41).
О культурном аспекте, как о важном в процессе обучения иностранному языку упоминает Рогова (1975), но, по ее мнению, необходимо принимать во внимание еще практический (учащиеся приобретают новые умения в использовании иностранного языка) и образовательный (учащиеся развивают врожденные способности в процессе обучения) аспекты (Rogova, 1975:34).
Brewster &Ellis задают вопрос, почему необходимо проводить оценку результатов у учащихся, при этом комментируют, что вопрос может показаться неуместным, так как, разумеется, проводить оценку необходимо, но в разных странах мира оценка результатов обучения проводится по- разному. На данный процесс влияют культурные, религиозные ценности, образовательная политика, взгляды на процесс обучения, учебный план каждой конкретно взятой страны. Авторы предлагают ряд причин для проведения оценки знаний у учащихся, которые помогают увеличить мотивацию учеников к обучению; показать самим учащимся, а также их родителям, каких результатов они достигли; выявить слабые стороны у учащихся для дальнейшей помощи в обучении; а также выявить эффективность методик преподавания, преподавателей и тех методических материалов, которыми они пользуются (2004:245).
Стратегии оценивания результатов обучения включены в планы обучения, так как данные оценки показывают развитие учащихся и помогают в дальнейшем планировать уроки. Оцениваться могут отдельные компоненты в процессе работы, такие, например, как усвоение определенных лексических единиц или грамматических структур (Herrell &Jordan, 2003:6).
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время очень много внимания уделяется как разработке отечественных методик обучения, так и адаптации зарубежных материалов по иностранным языкам, которые способствуют не только обучению иностранному языку, но и развитию коммуникативных навыков и личностных качеств учащихся. В учебно- методические комплексы сегодня активно добавляются сопровождающие материалы, которые помогают эффективно определить проблемы оценки языковой способности, в них также применяется четкая система контроля и самоконтроля учащихся, а также полное описание технологий обучения языку в методических руководствах для преподавателей.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и изучение подходов к определению языковых навыков и речевых умений у учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие языковых навыков и речевых умений и их роль в обучении английскому языку младших школьников;
2. Определить способы оценки на определение языковых навыков и речевых умений у младших школьников;
3. Разработать тест на определение языковых навыков и речевых умений у детей.
Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на определение языковых навыков и речевых умений у младших школьников.
Предметом исследования являются методики определения языковых навыков и речевых умений у детей.
Методы исследования
1. Анализ научной и методической литературы;
2. Анализ учебно-методических комплексов (УМК), рекомендованных министерством образования и науки России;
4. Анкетирование 20 российских преподавателей;
5. Тестирование учащихся начальной школы на определение их языковых способностей.
Структура работы
Немаловажную роль для исследования представляет обзор учебно-методических комплексов (УМК), которые используются в школах и рекомендованы Министерством образования и науки России. Описание рассмотренных методов располагается во второй главе работы. Сопоставительный анализ УМК, описание результатов констатирующего эксперимента и методические рекомендации по определению языковых способностей у детей (разработанные по материалам проекта формирующего эксперимента) представлены во второй главе работы.
Поиск оптимального метода определения языковых способностей у учащихся начальной школы является ключевым моментом данной работы.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами, поставленными в исследовании. Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность и практическая значимость, определяются цель и задачи исследования, а также обусловленные ими методы исследования. В первой главе представлен анализ научной литературы по теме исследования и описаны различные методы оценки языковых способностей у детей, разработанные отечественными и зарубежными образовательными учреждениями.
Во второй главе рассматриваются учебно-методические комплексы (УМК), которые используются в общеобразовательных школах и рекомендованы Министерством образования и науки России. В данной главе приводится описание и интерпретация данных диагностических методик констатирующего эксперимента (анкетирование преподавателей, тестирование учащихся начальной школы на определение языковых способностей). В ней также содержатся данные по проекту формирующего эксперимента, т.е. описывается методика (тесты), направленная на определение языковых способностей у детей. Методическое пособие составлено на основе разработанных критериев по определению языковых способностей у детей, таких как: распознавание слов, изучение алфавита, составление слов и предложений, чтение небольших текстов и работа над правильной интонацией, ответы на вопросы по тексту, использование речевых образцов, которые являются особенно важными на начальном этапе обучения.
В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования.
Данная работа направлена на поиск оптимального метода определения языковых способностей у младших школьников.
В ходе работы была проанализирована методологическая литература, рассмотрено понятие «языковая способность», проведено анкетирование учителей с целью определения метода, по которому российские преподаватели определяют языковые способности у детей, разработан тест на определение языковых навыков и речевых умений у детей и проведено тестирование школьников второго класса общеобразовательной школы.
В ходе работы был проведен анализ учебно-методических комплексов, используемых в общеобразовательных учреждениях и рекомендованных Министерством образования и науки России. Анализ семи УМК показал, что практически все комплексы имеют достаточное количество тестовых и контрольных заданий на определение языковых навыков и речевых умений и проверку полученных знаний детьми. Данные проверочные материалы могут быть выпущены как отдельным изданием, так и включены в книгу для учителя или рабочую тетрадь.
Анкетирование учителей выявило, что практически все они используют в работе материалы, выпущенные к учебно-методическим комплексам, как отечественных, так и зарубежных авторов. Также некоторые из преподавателей, в основном работающие в коммерческих языковых центрах, применяют игровые методы для определения языковых навыков и речевых умений у детей. Проведенный тест во втором классе общеобразовательной школы показал хорошие и отличные результаты у школьников. Освоение материала учащимися может быть рассмотрено, как успешное. Дети способны выполнять контрольные задания, которые основаны на российском УМК и на Кембриджском тесте Starters.
Все выводы позволяют утверждать, что цель исследования достигнута, и оптимальным методом определения языковых навыков и речевых умений у детей, который используется в учебно-методических материалах в России и за рубежом, является письменное и устное тестирование.
1. Алексеева, Л. Л., Биболетова, М.З., Вахрушев А.А. (2011). Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. Часть 2. М: Просвещение.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. (2000). Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия».
3. Афанасьева О.В., Михеева И.В. (2014). Английский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1. М: Дрофа.
4. Афанасьева О.В., Михеева И.В. (2011). Английский язык. Первый год обучения. 2 класс. В 2 частях. Часть 2. М: Дрофа.
5. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Колесникова Е.А. (2016). Английский язык. Диагностические работы. 2 класс: учебно-методическое пособие к учебнику. М: Дрофа.
6. Баранова K., Эванс В., Дули Дж., Копылова В. и Мильруд Р. (2011). Звездный английский/Starlight. 2 класс. В 2 частях. Часть 1. М: Express Publishing, Просвещение.
7. Баранова K., Эванс В., Дули Дж., Копылова В. и Мильруд Р. (2011). Звездный английский/Starlight. 2 класс. В 2 частях. Часть 2. М: Express Publishing, Просвещение.
8. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. (2011). Английский в фокусе. 2 класс. М: Express Publishing, Просвещение.
9. Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. (2010).
Английский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 частях» Часть 1. М: Вентана-Граф; Pearson Education Ltd.
10. Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. (2012).
Английский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 частях» Часть 2. М: Вентана-Граф; Pearson Education Ltd.
11. Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. (2014). Английский язык. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. М: Вентана-Граф; Pearson Education Ltd.
12. Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. (2014). Английский язык. 2 класс: пособие для учителя. М: Вентана-Граф; Pearson Education Ltd.
13. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. (2012). Английский язк. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. В 2 частях. Часть 1. М: Просвещение.
14. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. (2014). Английский язк. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. В 2 частях. Часть 2. М: Просвещение.
15. Вронская И.В. (2015). Методика раннего обучения английскому языку. Санкт-Петербург: КАРО.
16. Гез Н. И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. (1982). Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Высшая школа.
17.Зимняя И.А. (1991). Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва. Просвещение.
18.Золотарева А.И. (2014). Языковые способности детей младшего школьного возраста. Из источника:http://ya-uchitel.ru/load/inostrannye jazyki/raznoe/jazykovye sposobnosti detej mladshego shkolnogo vozrasta/58-1-0-11895
19. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. (2013). Книга для учителя к учебнику 2 класса общеобразовательных учреждений. Обнинск: Титул.
20. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. (2013). Рабочая программа курса английского языка к УМК Счастливый английский.ру для 2-4 класса общеобразовательных учреждений. Обнинск: Титул.
21. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. (2011). Счастливый английский.ру. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в двух частях: Часть 1. Обнинск: Титул.
22. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. (2012). Счастливый английский.ру. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в двух частях: Часть 2. Обнинск: Титул.
23. Козлова М. (2013). Рабочая программа по УМКForward для 2 класса. Retrieved fromhttp://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/03/25/rabochaya-programma-po-umk-forward
24. Комиссаров К.В. (2015). Контрольные и проверочные работы. 2 класс. М: Просвещение
25. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Стрельникова О.В. (2011). Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях.
Часть 1. М: Просвещение.
26. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Стрельникова О.В. (2011). Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях.
Часть 2. М: Просвещение.
27. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Стрельникова О.В. (2013). Книга для учителя. 2 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М: Просвещение.
28. Лалаева, Р.И. (№3, 2008). Особенности проявлений взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
Из источника «Научная библиотека КиберЛенинка»: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-proyavleniy-vzaimosvyazi-intellekta-i-yazykovoy-sposobnosti-v-rechevom-razvitii-detey-pri-normalnom-i-narushennom#ixzz41 ILx2EWl
29. Леонтьев, А.А. (2003). Основы психолингвистики. М: Смысл; СПб.: Лань.
30. Мухина В.С. (1985). Детская психология. Москва: Просвещение.
31. Мучкаева И. В. (2014). Психолингвистический и психолого¬
педагогический аспект изучения языковой способности. Молодой
ученый. №10. Из источника:http: ZZwww. moluch.ru/archive/69Z 11792/
32. Никитенко З.Н. (2009). Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Лекция 8. С сайта:
https:ZZeng. 1 september.ru/view_article.php?ID=200902409)
33. Пассов Е. И., Кузовлева, Н.Е. (2010). Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс, Москва: Глосса-Пресс.
34. Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Языкова Н.В. (2008). Методика обучения английскому языку. Москва: Просвещение.
35. Соловова Е. Н. (2005). Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Москва: Просвещение.
36. Шатилов С.Ф. (1986). Методика обучения немецкому языку в средней школе. Москва: Просвещение.
37. THE ALTE CAN DO PROJECT. (2002). English version. Articles and Can Do statements produced by the members of ALTE 1992-2002
38. Brewster, J., & Ellis, G. (2004). The Primary English Teacher's Gui.
Penguin English
39. CAMBRIDGE ENGLISH: YOUNG LEARNERS. Information for Candidates and Parents. (2015). Cambridge English Language Assessment
40. CAMBRIDGE ENGLISH: YOUNG LEARNERS HANDBOOK FOR
TEACHERS. (2015). Cambridge English Language Assessment
41. Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2007). Research Methods in Education. London and New York: Routledge Taylor & Francis Group
42. Galton, F. (1892). Hereditary Genius. An Inquiry into its Laws and Consequences. NY, London: Macmillan and Co.
43. Goodman, Y., & Goodman, K. (1990). Instructional implications and applications of sociohistorical psychology. Vygotsky in a whole language perspective. UK: Cambridge University Press
44. Herrell, A. & Jordan, M. (2003). Fifty Strategies for Teaching English Language Learners. Pearson, 2nd edition.
45. Iturain M. (2007). Portfolios in ELT. С сайта:
https://www.teachingenglish.org.uk/article/portfolios-elt
46. Rogova, G. (1975). Methods of teaching English. Leningrad: Prosveshchenie
47. USING the CERF:Principles of Good Practice. (2011) University of Cambridge ESOL Examinations.