ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом 6
1.1. Психологические особенности исследования и трактовки материнского
отношения 6
1.2. Влияние отягощенного гинекологического анамнеза на психологическое
состояние женщин и на специфику материнского отношения к ребенку 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Изучение специфики материнского отношения к ребенку женщин с
отягощенным гинекологическим анамнезом 28
2.2.1. Анализ и интерпретация результатов пилотажного интернет-
исследования отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом 28
2.2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования отношения к
ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом 34
ГЛАВА 3. Коррекция деструктивного характера материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом 47
3.1. Развитие гармоничных детско-родительских отношений в группе
женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом 47
3.2. Динамика материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным
гинекологическим анамнезом 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. На данный момент демографическая ситуация в России характеризуется большим падением рождаемости. К сожалению, даже государственная поддержка материнства, введенная в 2006 году, не смогла решить полностью данную проблему. Наличие гинекологических заболеваний у женщин фертильного возраста является одной из причин снижения рождаемости.
Материнство - это основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода (вынашивание, рождение, вскармливание ребенка) [11]. В большинстве случаев проблему может решить оперативное медицинское вмешательство и долгое лечение. Выкидыш, замершая беременность, внематочная беременность, смерть ребенка после родов оставляют в душе женщины неизгладимый след, особенно если это ее первый ребенок. Наличие такого опыта может повлиять на взаимоотношения с будущим ребенком.
Изучением феномена материнства занимались О.В. Баженова, Л.Л. Баз, A. С. Батуев, В.И. Брутман, Н.П. Коваленко, О.А. Копыл, С.Ю. Мещерякова, Р.В. Овчарова, М.С. Родионова, Г.Г иллипова и др., переживанием перинатальной утраты - В.В. Аверьянов, И.В. Добряков, К. Изард, И.А. Колесников, Е.М. Костерина, Д. Чемберлен. Проблему взаимоотношения матери и ребенка изучали А.С. Батуев, М.И. Лисина, B. А. Денисова, Е.С. Григорьева, Г.Г. Филиппова. Эти исследования свидетельствуют о том, что отношение матери к ребенку и наличие в ее гинекологическом анамнезе выкидышей, замерших беременностей, внематочных беременностей взаимосвязаны.
Несмотря на большое количество исследований в области перинатальной психологии, психологии материнства и взаимоотношения матери с ребенком, на наш взгляд, наблюдается дефицит исследований, посвященных специфике отношения к ребенку женщины с отягощенным гинекологическим анамнезом. Таким образом, проблема нашего
исследования состоит в следующем: каковы особенности и возможности коррекции материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом.
Цель исследования: выявить специфику материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом и провести коррекцию детско-родительских отношений.
Объект исследование: материнское отношение к ребенку.
Предмет исследования: специфика материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом.
Гипотеза исследования: женщины с отягощенным гинекологическим анамнезом склонны выстраивать со своими детьми жесткие симбиотические отношения, чрезмерно вмешиваться в мир ребенка, отрицательно оценивать факт его взросления и испытывать симптомы тревоги и неуверенности по отношению к себе как матери.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования особенностей материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом.
2. Провести сравнительный анализ материнского отношения женщин с отягощенным и нормальным гинекологическим анамнезом.
3. Определить влияние отягощенного гинекологического анамнеза на специфику материнского отношения к ребенку.
4. Разработать программу по коррекции материнского отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом и проверить её эффективность.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как В.И. Брутман, Т.Д. Василенко, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филлипова, разрабатывавшие проблему психологии материнства как направление психологических исследований. В.В. Абраменко, В.И. Брутман, И.В. Добряков, Г.Г. Филиппова осветили аспекты перинатальной психологии, рассматривавшей условия становления психики ребенка с момента его зачатия. А также труды А.Я. Варга, С. Минухина, Р.Г. Овчаровой, В. Сатир, А.С. Спиваковской, Л.Б. Шнейдер, разработавшие проблему фундаментальной модели анализа детско-родительских взаимоотношений.
Методы исследования: анкетирование, пилотажное исследование в форме интернет-опроса, беседа, наблюдение, психодиагностические методики, методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; коэффициент ранговой корреляции r- Спирмена, u-Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона).
Психодиагностические методики:
1. Методика диагностики родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столин.
2. Методика PARI.
3. Рисунок «Я и мой ребенок» Г.Г.Филипповой.
Выборка. В исследовании приняли участие 54 женщины: 24 женщины с отягощенным гинекологическим анамнезом, 30 женщин не имели каких- либо осложнений при беременности. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №89» г. Белгорода, МБДОУ «Ровеньский детский сад «Сказка», МБДОУ «Ровеньский детский сад №5».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, списка литературы и 9 приложений. Текст дипломной работы изложен на 75 страницах, включает в себя 7 таблиц, 10 рисунков.
В процессе нашего исследования удалось реализовать поставленные задачи. В ходе теоретического анализа было установлено, что материнская сфера является динамичным образованием, которое формируется в течение всей жизни. На момент рождения собственного ребенка, у матери уже существует некоторый набор стереотипных действий по отношению к малышу. Период актуального материнства, т.е. взаимодействия со своим ребенком видоизменяет или дополняет содержание в зависимости от условий. На отношение матери к своему ребенку могут влиять огромное количество фактов, начиная с формирования в женщине феномена материнства и заканчивая стилем родительского воспитания.
Отягощенный гинекологический анамнез несет в себе психическую травму разной тяжести, что не может не отразиться на всех сферах дальнейшей жизни женщины. Комплекс негативных переживаний, нестабильная семейная организация, переживания по поводу незавершенной беременности могут привести к ухудшению здоровья женщины, что не позволит ей в дальнейшем зачать и родить ребенка.
Стоит отметить, что большинство работ посвящены отношению матери к беременности, к ребенку в утробе или отношению между матерью и ребенком, не учитывая гинекологический анамнез. Материнское отношение к ребенку женщины с отягощенным гинекологическим анамнезом осталось мало изученным.
Целью нашего исследования являлось изучение отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом в сравнении с женщинами, чья беременность протекала нормально. Для уточнения предмета и логики исследования сначала было проведено пилотажное интернет-исследование, в результате которого мы перешли уже
непосредственно к прямой диагностике реальной выборки.
В ходе исследования было выявлено, что женщинам с отягощенным гинекологическим анамнезом свойственно создавать деструктивные симбиотические отношения со своим ребенком. Они уделяют ему гораздо больше внимания, чем женщины, чья беременность протекала без осложнений. Наличие такого рода отношений приводит к чрезмерному вмешательству в мир ребенка.
Из-за страха сепарации со своим ребенком женщины с отягощенным гинекологическим анамнезом отрицательно относятся к факту взросления собственного ребенка. Это отражается на воспитательной функции, так как мать постоянно боится обидеть ребенка, поэтому не использует систему запретов и ограничений.
Женщины с отягощенным гинекологическим анамнезом склонны к инфантилизации своего ребенка. Ребенок представляется им не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. В связи с этим мать старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Несмотря на то, что не было выявлено статистически значимых различий в установлении партнерских отношений между матерью и ребенком преимущественно у женщин, чья беременность протекала без осложнений, взаимосвязь между этими факторами существует.
Женщинам с отягощенным гинекологическим анамнезом свойственно испытывать незначительную тревогу и неуверенность в себе как матери, что взаимосвязано с наличием в прошлом опыте потери ребенка.
Все женщины воспринимают ситуацию материнства положительно. Выкидыши, замершие и внематочные беременности, смерть ребенка в первые часы после рождения не привели к бессознательному отказу и конфликту с ситуацией материнства.
Опираясь на результаты исследования отношения к ребенку женщин с отягощенным гинекологическим анамнезом, нами была разработана программа коррекции деструктивного характера симбиотических отношений между ребенком и матерью и проведен формирующий эксперимент.
В качестве коррекционной работы была подготовлена специальная программа, которая позволила развить гармоничные отношения между матерью и ребенком. Была проведена серия занятий с использованием игр, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии для группы матерей и их детей и тренинга отдельно для группы матерей. В результате групповых занятий снизились показатели симбиотических отношений между матерью с отягощенным гинекологическим анамнезом и ее ребенком. Также женщины стали положительно относится к факту взросления своего ребенка. Женщины стали реже испытывать чувство беспокойства и внутреннего напряжения в отношении своего материнства. Снизились показатели тревожности и неуверенности.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: отягощенный гинекологический анамнез влияет на отношение женщины к своему ребенку, а именно женщины с отягощенным гинекологическим анамнезом склонны выстраивать со своими детьми симбиотические отношения, чрезмерно вмешиваться в мир ребенка, отрицательно оценивать факт его взросления и испытывать симптомы тревоги и неуверенности по отношению к себе как матери.
1. Антонов, А.И. Микросоциология семьи. Методология структур и процессов/ А.И. Антонов. - М.: Академия, 2005. - 360с.
2. Барановский, В.А. Справочник медицинской сестры/
В.А. Барановский.- М.: Медицина, 2009. - 320с.
3. Батуева, А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований/ А.С. Батуева// Психологический журнал.- 2000. - №6 (21). - С. 51-56.
4. Бежина, Х.В. Опыт бесплодия как фактор трансформации психологической структуры социальной идентичности беременной женщины/ Х.В. Бежина// Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - №2. - С. 112-117.
5. Бежина, Х.В. Особенности психологической готовности к материнству у женщин, имеющих опыт незавершенной беременности/ Х.В. Бежина// Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - №6. - С.135¬137.
6. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы/ Э. Берн - М.:Амиталь. - 2016. - 166с.
7. Борисова, А.Е. Эмоциональное восприятие матери себя как женщины и ее отношение к своему ребенку/ А.Е. Борисова// Вестник СВФУ. - 2011. - №1. - С. 102-104.
8. Бройтшам, В., Кристиан П., Рад М. Психологическая медицина/ В. Бройтшам, П. Кристиан, М. Рад. - М.: Геотар медицина, 2002. - 310с.
9. Брутман, В.И., Радионова, М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности/ В.И. Брутман, М.С. Радионова// Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С.38-47.
10. Васильева, Е.В. Взаимосвязь мотивационной и ценностно-смысловой направленности первородящих женщин с диагнозом «угроза выкидыша»/ Е.В. Васильева// Перинатальная психология и психология родительства. - 2008. - №3. - С.38-51.
11. Вербицкий, А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Педагогический энциклопедический словарь/ А.А. Вербицкий - М.: ГЛОБУС, 2013. - 547с.
12. Винклер, А. Кризис семьи и возможные пути выхода/ А. Винклер// Материалы третьего Международного конгресса «Мир семьи». - 2005. - С. 143-146.
13. Григорович, М.С., Вычугжанина, Е.Ю. Акушерство и гинекология в практике семейного врача/ М.С. Григорович, Е.Ю. Вычугжанина.- Киров:КГМА, 2011. - 117с.
14. Дикке, Г.Б. Медикаментозный аборт. Руководство для врачей/ Г.Б. Дикке. - МЕДпресс-информ, 2015. -344с.
15. Добряков, И.В. Психоаналитические основы перинатальной психотерапии/ И.В. Добряков// Журнал практического психолога. - 2014. - №5. - С.131-139.
16. Добрянская, Р.Г., Богомаз, С.А., Евтушенко, И.Д. Особенности
смысловой сферы беременных женщин, имеющий разный опыт подготовки к родам/ Р.Г. Добрянская, С.А. Богомаз, И.Д. Евтушенко// Перинатальная психология и психология родительства. - 2007. - №1. -
С.61-68.
17. Дьячкова, Е.С. Психологические особенности с нарушением
репродуктивного здоровья/ Е.С. Дьячкова// Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. - 2013. - №9. - С.199¬207.
18. Завгородняя, И.В. Мотивация рождения ребенка в связи с социально-психологическими условиями жизни беременной женщины/
И.В. Завгородняя, Е.В. Кирюшина// Перинатальная психология и психология родительства. - 2009. - №2 - С.51-58.
19.Залевский, Г. В. Индивидуально-психологические особенности беременных в прогнозе формирования девиантных форм материнского
поведения/ Г.В. Залевский, Н.Л. Малышева, И.Л. Шелехова//
Сибирский психологический журнал. - 2005. - №22 - С.7-12.
20.Захарова, Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в
условиях «позднего» материнства/ Е.И. Захарова// Национальный психологический журнал. - 2014. - №2 - С.93-99.
21. Исенина, Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери/ Е.И. Исенина // Перинатальная психология и психология родительства. - 2009. - № 4(5) - С. 63-64.
22. Казьмин, А.М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет/ А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина. - М.:Когнито-Центр. - 2008. - 74с.
23. Ковалева, Ю.В. Контроль поведения при различном течении
беременности/ Ю.В. Ковалева// Перинатальная психология и психология родительства. - 2009. - №2. - С. 98-109.
24. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология/ Н.П. Коваленко. -
Издательство Ювента, 2000. - 199с.
25. Короткова, Н.А. Стресс после родов - последствия для матери и ребенка (литературный обзор)/ Н.А. Короткова, Т.А. Федорова// Вестник новых медицинских технологий. - 2010. - №4. - С.139-141.
26. Корчагина, Т.В. Личностные характеристики женщин, страдающих первичным бесплодием и привычным выкидышем в отсутствие органических расстройств репродуктивной системы / Т.Б. Корчагина, Е.Б.Смагина, И.В.Пинаева, Е.А.Шадымова// Известия Алтайского государственного университета. - 2003. - №3 - С.96-98.
27. Кравцова, Е.Е. Семья и развитие личности ребенка/ Е.Е. Кравцова// Психолог в детском саду. - 2004 - № 2.- С.61-64.
28. Котова, А.В. Особенности онтогенеза материнства и психологической готовности к материнству у беременных женщин с различными соматическими заболеваниями/ А.В. Котова// Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №1.- С.264-267.
29. Куповых, Ж.Г. Методические указания к практической работе «Корреляционный анализ психологических данных»/ Ж.Г. Куповых. - М.: Прогресс, 2015. - 58с.
30. Либин, А.В. Системная психотерапия Д.Баумринд/ А.В. Либин. - СПб.:Питер. - 2000.-179с.
31. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. - Науч.-
исслед. ин-т общей и педагогической психологии. -
М.:Педагогика, 2000. - 144с.
32. Макаров, О.В. Акушерство. Клинические лекции/ О.В. Макаров. - М.Медицина, 2009. - 54с.
33. Малюченко, И.Ю. Психологическая помощь при постабортном
синдроме и перинатальных проблемах/ И.Ю. Малюченко// Перинатальная психология и психология родительства. - 2008. - №2. - С.84-92.
34. Медицинский справочник - М.Москва, 2005. - 541с.
35. Миронова, Е.С. Психологические факторы неготовности к материнству:
на примере женщин угрозой прерывания беременности: диссертационная работа/ Е.С. Миронова// Вестник Тамбовского
университета. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика и психология. -
2013. - №9 (125). - С.190-198.
36. Мурашова, Е. Любить или воспитать/ Е. Мурашова. - САМОКАТ. -
2014. - 500с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество/ В.С. Мухина. - М., Академия, 1999. - С. 213-235.
38. Мясищев, В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий/ В.Н. Мясищев. - Л.: Издательство ЛГУ,1948. - 199с.
39. Никитина, Г.Н. Мозг и поведение младенца/ Г.Н. Никитина. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1993. - 229с.
40. Панова, О.Ю. Невынашиваемая беременность/ О.Ю. Панова. -
М.:Бином, 2015. - 192с.
41. Петрановская, Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка/ Л.В. Петрановская. - М.: АСТ, 2015. - 92с.
42. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства/ Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. - 784 с.
43. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен/ В.А. Рамих// Вопросы воспитания. - 2011. - №8 - С.38-40.
44. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике/ Е.С. Романова, О.О. Потемкина. - М.: Дидакт, 2000. - 166с.
45. Рымолевский, Н.В., Коваленко В.М., Волков А.Е., Труфанова О.К. Личностные особенности беременных в норме и при патологии/ Н.В. Рымолевский// Журнал нервопатологии и психиатрии им. Корсакова. - 2000. - №5 - С.97-101.
46. Рябова, М.Г. Индивидуально - психологические особенности женщин с
различными типами нарушения репродуктивной функции/ М.Г. Рябова// Весник ТГУ. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. - 2013.-
№9. - С.190-198.
47. Сиротюк, А.Л., Сиротюк А.С. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет/ А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - Директ- Медиа. - 2014. - 222с.
48. Сиротюк, А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно-развивающая технология для детей периода интенсивного роста: учебно-методическое пособие/ А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - Директ-Медиа. - 2014. - 157с.
49. Сиротюк, А.Л., Сиротюк А.С. Сенсомоторное развитие дошкольников/ А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - Директ-Медиа. - 2014. - 80с.
50. Столина, В.В. Бодалева, А.А. Семья в психологическом
консультировании/ В.В. Столина, А.А. Бодалева. - М.:Педагогика,2001.
- 208с.
51. Трунов, М. Экология младенчества. Первый год/ М. Трунов, Л. Китаев.
- М.: Центр Экология семьи, 2010. - 211с.
52. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход/ Г.Г. Филиппова// Психологический журнал. - 1999.- №5. - С.81-88.
53. Филиппова, Г.Г. Психология материнства/ Г.Г. Филиппова. - М.:Педагогика, 2009. - 116с.
54. Филиппова, Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе/ Г.Г. Филиппова // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. - 1996. - №3. - С.130-136.
55. Франк, Дж. Неизведанное Я/ Дж. Франк. - М.: Прогресс, 1998г. - 236с.
56. Хломов, К.Д. Исследование психоэмоциональных и индивидуально- характерологических особенностей беременных с угрозой прерывания/ К.Д. Хломов, С.Е. Еникоопов// Перинатальная психология и психология родительства. - 2010. - №3. - С.38-49.
57. Ходаревская, Т.Н. Эффективность психокоррекции при невынашивании
беременности без учета и с учетом психотипологической принадлежности/ Т.Н. Ходаревская, Л.И.Губарева// Известия
Алтайского государственного университета. - 2013. - №2 (78). - С.47-51.
58. Христне, Г.Л. Психопатология женского бесплодия. Бесплодный брак/ Г.Л. Христне. - М.: Академия, 2000. - 62с.
59. Цареградская, Ж. В. Ребенок от зачатия до года / Ж.В. Цареградская. - М.:АстрельАСТ, 2005.- 281с.
60. Шмурак, Ю.И. Пренатальная общность/ Ю.И. Шмурак. - М.:Человек, 2003. - 54с.
61. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013
62.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон - М.:Прогресс, 2005. - 64с.
63.Maternal mortality ratio (modeled estimate, per 100,000 live births)// The world bank. - 2015 [Электронный ресурс]. Систем. требования: браузер. - URL: http://data.worldbank.org/indicator/sh.sta.mmrt(дата обращения
15.11.2016).